Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№3 (51) январь 2006 года  
Читайте в номере:

Слово Патриарха
Православное обозрение
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
Духовное наследие
Осторожно: секта
Семья и церковь
Школа Православия
Молодежные страницы
Дорогой веры
Наши за границей
Объявления

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№3 (51) март 2006 года  
Православное обозрение

 25 февраля – день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II

В царствование императрицы Екатерины II Фридрих Вильгельм фон Ридигер принял Православие, и с этого момента род Ридигеров начал свое служение России. Один из представителей этого рода, генерал-адъютант Федор Васильевич Ридигер, был героем Отечественной войны 1812 года. А во время Великой Отечественной войны священник Михаил Ридигер, со своим сыном (будущим патриархом Алексием), находясь в оккупированном Таллине, помогал выживать советским военнопленным.

 Когда Святейший Патриарх Алексий II, будучи молодым священником, принимал монашеский постриг, он был наречен в честь святителя Московского Алексия – его память празднуется 25 февраля по новому стилю. В этом году мы отмечаем также 575-летие обретения мощей святителя.

Небесный покровитель Патриарха в XIV веке нес то же служение, что и Алексий II – возглавлял Русскую Православную Церковь. Это было трудное время: Русь, раздробленная на враждующие княжества, находилась под татарским игом, а западные соседи пытались лестью или силой отторгнуть от Руси украинские и прибалтийские земли. Много пришлось потрудиться святому владыке в деле благоустроения и духовного просвещения своей паствы, быть первым вдохновителем великого князя в борьбе за централизацию Русского государства.

Нынешнему Патриарху тоже достались не лучшие времена. Те же проблемы на Украине и в Прибалтике, та же раздробленность общества, нашествие западных проповедников, буквально объявивших крестовый поход против России... Много раз за тысячу лет наша страна стояла на краю пропасти и всякий раз, держась за православную веру, с честью выходила из опасного положения, за глубочайшим кризисом следовал небывалый духовный и экономический рост.

Сегодня Патриарх Алексий II делает все возможное для сохранения мира и единства России. Неоднократно его вмешательство предотвращало возможное кровопролитие, а посещение того или иного региона приводит к расцвету духовной жизни, несет мир и единодушие. Дважды, в 1991 и 2002 году Патриарх навещал новосибирцев. Пожелаем ему доброго здоровья и сил в его нелегком служении Предстоятелем Русской Православной Церкви.

 «Приверженность православных верующих своим корням не означает конфронтации с иноверцами», –  отметил Святейший Патриарх на приеме в посольстве Греции, посвященном дню Торжества Православия.

 Сохранение чистоты веры не подразумевает враждебного отношения к носителям других религий и культур, и в России Православие на протяжении столетий мирно сосуществует с другими традиционными верованиями, заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

«Празднуя вместе день Торжества Православия, мы вновь свидетельствуем о верности преданию наших отцов, нашей вере и тем высоким нравственным принципам, которые из него вытекают. Благодаря им наши народы сформировали свое миросозерцание, сохранили национальную самобытность, выстояли в сложнейших исторических испытаниях», — подчеркнул Патриарх.

Он указал на активное сотрудничество Русской Православной Церкви с главами других религиозных объединений России, способствующее укреплению стабильности в обществе. «Немало делают для упрочения межрелигиозного мира и другие Православные Церкви. В частности, братская Элладская Церковь недавно приняла решение активизировать диалог с представителями других религий и конфессий, создав для этого специальные Синодальные комиссии. Полагаю, что сейчас важно объединить усилия», — сказал Святейший Владыка. По его мнению, этой цели должна послужить намеченная на лето всемирная встреча религиозных лидеров в Москве.

— Актуальность таких встреч очевидна. На наших глазах все более обостряются межцивилизационные мировоззренческие противоречия. Современный мир столкнулся, с одной стороны, с вызовом религиозно мотивированного экстремизма, с другой — с нарастающей экспансией либерального гуманизма, навязывающего народам в качестве обязательной модель такого общества, в котором нет места религиозным ценностям. Православной позиции чужды обе эти крайности, и она имеет право быть учтенной при определении подходов к обустройству мира, – отметил Святейший Патриарх Алексий II.

Сходную точку зрения высказал на приеме посол Греции Илиас Клис:

— Проповедь терпимости, духовной умеренности и единства в многообразии, с которой выступает Церковь, становится актуальной как никогда, – подчеркнул дипломат, указав также, что «насилие и фанатизм угрожают открытости, общению и взаимопониманию между людьми, между народами и культурами».

Радонеж 

 Прошла шестая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви

Первоиерах РПЦЗ 
Митрополит Лавр

В ней приняли участие все члены обеих Комиссий, кроме епископа Вевейского Амвросия, перенесшего тяжелую операцию. По согласованию, во встрече участвовал священник Серафим Ган, секретарь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра.

По благословению Первоиерарха РПЦЗ к началу заседаний архимандритом Лукой из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле в город Наяк была доставлена Курская-Коренная икона Божией Матери. Помолившись перед этой святыней, члены обеих комиссий приступили к совместной работе. Благодатное присутствие чудотворной иконы способствовало плодотворным трудам комиссий.

Восемнадцатого февраля члены церковных комиссий молились за Божественной литургией в церкви преподобного Сергия Радонежского при Архиерейском Синоде в Нью-Йорке. Затем Преосвященный епископ Манхеттенский Гавриил показал гостям из России святыни Знаменского кафедрального собора при Архиерейском Синоде. После этого они продолжили свою работу в зале синодального дома. В одном из заседаний принял участие епископ Гавриил.

Девятнадцатого февраля председатель Комиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью архиепископ Корсунский Иннокентий возглавил Божественную литургию в Николаевском Патриаршем соборе в Нью-Йорке в сослужении членов этой комиссии и соборного клира. Председатель Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом архиепископ Берлинский и Германский Марк совершил Божественную литургию в Серафимовской церкви в городе Си-Клифе в сослужении членов этой комиссии, клира храма и гостей в священном сане. По окончании богослужения была предложена поминальная трапеза по епископу Бостонскому Митрофану (Зноско-Боровскому; + 2002), после которой архиепископ Марк и архимандрит Тихон (Шевкунов) провели беседу в прицерковном зале и ответили на вопросы прихожан. Вечером того же дня члены церковных комиссий были приняты Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром в зале Николаевского Патриаршего собора в Архиерейском Синоде. В ходе встречи, завершившейся 20 февраля, продолжилось обсуждение вопросов, входящих в область компетенции комиссий.

В связи с многочисленными просьбами прихожан Русской Православной Церкви Заграницей о предоставлении более подробных сведений о процессе переговоров и о предстоящих решениях относительно восстановления единства Русской Церкви,  предложен ряд мер, направленных на улучшение информирования паствы.

 На следующий день после окончания официальных мероприятий делегации РПЦ и РПЦЗ посетили Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. После Божественной литургии состоялась встреча за круглым столом в актовом зале Свято-Троицкой семинарии. На ней члены комиссий рассказали о ходе переговоров и ответили на многочисленные вопросы преподавателей, студентов, а также братии монастыря.

 Православие.Ru 

 КОРОТКОЙ  СТРОКОЙ

 15 февраля в Томске открыт памятник cвятому праведному Феодору Томскому — легендарному старцу Федору Кузьмичу, с которым связана легенда об императоре Александре I. На постаменте сделана надпись: «Памятник установлен в честь 400-летия со дня основания Борогодице-Алексиевского мужского монастыря» (здесь ныне покоятся мощи томского святого). Рядом выгравированы слова из тропаря святому Феодору Томскому и указаны имена тех, чьими стараниями этот монумент был изготовлен.


21 февраля в столице Мордовии городе Саранске прошла презентация Библии на эрзя-мордовском языке, одном из двух языков коренного населения республики. Впервые осуществлен полный перевод Нового Завета на национальный язык мордвы. Работа продолжалась почти 20 лет, хотя первые попытки предпринимались еще в начале прошлого века. Прекрасно изданная книга отпечатана в Мордовской республиканской типографии «Красный Октябрь» тиражом в 7 тысяч экземпляров.


В этот же день в школах Среднего Урала прошли соревнования «классов, свободных от курения», организованные Екатеринбургской епархией. В последнее время в них включается все больше учеников, которые борются за главный приз – поездку всем классом на Черное море в летние каникулы. В ноябре прошлого года состоялась презентация этого проекта, проходящего под девизом: «Я не курю — и мне это нравится!». Его цель – показать детям, что интересно жить можно и без курения: ходить в театры, смотреть хорошие фильмы, заниматься спортом, вести активный образ жизни. В соревновании по борьбе с курением участвует уже 118 классов уральских школ.


11 марта вышел из печати перевод на тувинский язык Пятикнижия, Псалтири и Книги Притчей. Перевод этих семи книг Ветхого Завета издан Институтом перевода Библии под одной обложкой и выпущен тиражом 5 тысяч экземпляров.


15 марта епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий возглавил группу представителей духовенства, которая погрузилась под воду на атомной субмарине «Святой Георгий Победоносец» и на глубине 100 метров в Авачинском заливе провела богослужение. Эта акция духовенства посвящена 100-летию подводного флота России, которое празднуется 16 марта. В честь юбилея священнослужители освятили нагрудные знаки военных моряков.

 Использованы сообщения ИА Русская линия, Православие.Ru

 Создание современной армии невозможно  без включения духовной составляющей

В начале февраля этого года Святейший Патриарх Алексий II дал согласие на подготовку военных священников. От имени руководства Минобороны РФ начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ генерал-полковник Николай Резник высказал признательность Патриарху за его согласие организовать подготовку группы военных священников для выполнения пастырского служения в войсках. Однако, по мнению генерала, «вопрос о введении института военного духовенства в армии и на флоте требует тщательной проработки с учетом свободы вероисповедания военнослужащих и равноправия религиозных организаций в нашем государстве». 

Он подчеркнул, что в настоящее время Главная военная прокуратура приступила к практическому выполнению этой задачи: «Речь идет о подготовке в Генеральной прокуратуре законопроекта, касающегося введения института военных священников в Вооруженных силах РФ».

Ранее главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков, выступая на заседании комитета Совета Федерации, заявил, что в ГВП был изучен опыт зарубежных армий, где действует институт священников.

Первым официальным документом, закрепляющим нормы военно-церковных отношений в армии, стало совместное заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и министра обороны России Павла Грачева, подписанное 2 марта 1994 года. В соответствии с его положением был создан координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными силами и Русской Православной Церковью. В июне 2003 года на базе Рязанского института ВДВ состоялись первые трехдневные сборы священников, окормляющих армию. В них приняли участие 124 священника из 37 епархий. В июле 2005 года в Улан-Удэ прошел Третий учебно-методический сбор духовенства, взаимодейстующего с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Сборы убедительно показали, что пастырские служения среди военнослужащих востребованы личным составом и осуществляются на плановой основе по согласованию между Церковью и Минобороны РФ. Между тем, возможность появления в армии православных священников вызвала весьма неоднозначную реакцию некоторых средств массовой информации. В связи с этим 15 марта Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на своем официальном сайте опубликовала специальное заявление.

 Заявление Службы коммуникации ОВЦС МП по поводу возможного введения института военного духовенства

Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сделать заявление в связи с широкой дискуссией, разворачивающейся в российском обществе по поводу возможного введения института военного духовенства.

Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины. Более того, полноценная жизнь человека в армии немыслима без реализации религиозной свободы, гарантированной Конституцией России. К сожалению, до сих пор не разработан реальный правовой механизм обеспечения этой свободы для верующих людей, несущих военную службу. Необходимость специальных законодательных решений вытекает из того факта, что в воинских частях существует особый режим, ограничивающий военнослужащих в получении духовного попечения.

Опыт зарубежных стран показывает, что успешному решению многих проблем в армии способствует институт военного духовенства, поддерживаемый государством. Доступ священнослужителей к военнослужащим может быть эффективно обеспечен только в случае включения священников в организационную структуру Вооруженных сил. Такая практика давно существует в подавляющем большинстве стран мира, в частности, в Великобритании, Германии, Канаде, Франции, США и других. По этому пути уже пошли страны Балтии и Армения. Также решение о создании института военного духовенства принято на Украине и в Грузии. Однако использование зарубежного опыта не должно разрушать положительные наработки отечественной системы воспитательной работы в войсках, а военное духовенство — подменять собой существующие органы воспитательной работы в армии. Его представители призваны трудиться рука об руку с командирами и офицерами-воспитателями.

Опыт зарубежных стран также свидетельствует о том, что институт военного духовенства повышает моральный дух в армии и способствует созиданию межрелигиозного мира среди военнослужащих. Однако это возможно при условии, что армия не рассматривается как поле для миссионерской деятельности, на котором различные религии борются за привлечение новых последователей. Следовательно, в армейской среде должны работать только те религиозные объединения, члены которых несут военную службу, причем среди своих последователей.

Наконец, отечественный опыт взаимодействия армии и религиозных организаций на протяжении последних десятилетий показал, что духовное попечение о военнослужащих не ведет к конфликтам на религиозной почве. Наоборот, пастырская забота оказалась востребованной среди военнослужащих. Она придает более человечный характер военной службе, укрепляет моральные силы воинов, наполняет военную службу глубоким нравственным содержанием. Все это способствует укреплению страны и приносит реальную общественную пользу.

Положительно оценивая идею законодательного оформления института военного духовенства, Русская Православная Церковь считает, что это послужит закреплению и развитию наиболее плодотворных форм сотрудничества религиозных организаций и армии. 

По сообщениям ИА  Радонеж и Службы коммуникации  ОВЦС МП

 Создана всероссийская противосектантская ассоциация

В Москве состоялось совещание руководителей и сотрудников российских информационных и религиоведческих центров, изучающих новые религиозные движения и секты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Твери, Екатеринбурга, Уфы, Саратова, Тулы, Петропавловска-Камчатского и других городов. В ходе работы было принято решение о создании Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС). Президентом РАЦРИ избран профессор Александр Дворкин, вице-президентами – протоиерей Александр Новопашин, протоиерей Александр Шабанов, ответственным секретарем – священник Лев Семенов.

Целью и задачами Ассоциации являются планомерный мониторинг деятельности на территории России новых религиозных движений и сект, аналитическая и исследовательская работа, оказание информационной и консультационной помощи и содействие федеральным, региональным и муниципальным органам власти, общественным организациям, СМИ в вопросах, касающихся деятельности различных религиозных объединений, в том числе посредством издания собственных электронных и печатных СМИ, а также проведение независимых религиоведческих экспертиз.

Седмица.Ru

 Диакон Андрей Кураев предупреждает о возможности возникновения Московского халифата

Если не проводить активной работы с молодежью, Православию в России может прийти конец уже через 60 лет, убежден известный православный миссионер диакон Андрей Кураев.

– Это не пророчество, а простая математика. Нам осталось 60 лет до наступления Московского халифата, и это – «при хорошей погоде», то есть если в ближайшее время не случится войны, экологической катастрофы и других подобных катаклизмов, – отметил отец Андрей, выступая на одной из секций XIV Рождественских чтений. По его словам, с одной стороны, за последние 15 лет в жизни Церкви произошли разительные перемены: за период патриаршества Алексия II, по статистике, ежедневно открывается три православных храма. Сейчас в России действует 700 монастырей, в которых подвизаются более 8 тыс. иноков и инокинь, быстрые темпы развития заметны в сфере православных СМИ.

– В целом, происходит очень много удивительных и неожиданных перемен, которые были бы невозможны для нашей Церкви еще в XIX веке, – признал диакон Андрей Кураев. В то же время, он смотрит на будущее довольно пессимистично. «Если учесть чудовищную ситуацию в сфере демографии, темпы падения рождаемости – нам просто ничего другого (кроме перспективы халифата) не остается. Поэтому сегодня любая наша дискуссия должна вестись под знаком «русского креста», – убежден отец Андрей.

Пути избежания подобного сценария развития он видит в активной миссионерской работе с молодежью.

– Мы должны выйти за границы нашей повседневной духовности. Перемены сегодня надо проводить не в храме – здесь у нас все в порядке, а за его пределами. Мы должны обратиться к нашим детям.

По мнению  миссионера, «нужно не анафематствовать, не брезговать, а бросить зернышко в грязь и бережно за ним ухаживать».

– Мы не должны смотреть на молодежь с высоты римского высокомерия по отношению к варварам. Варвары – не враги нам, а предмет нашей миссионерской заботы, – подчеркнул диакон.

Седмица.Ru

 КСТАТИ:

 В 2005 году в России из-за прерванной беременности не родились 1 миллион 611 младенцев.

Такие данные привел министр здравоохранения и социального развития России Михаил Зурабов. Тем не менее, эти цифры свидетельствуют о снижении в последние 10 лет количества абортов в нашей стране. Например, в 1995 году число случаев прерывания беременности на разных сроках составляло 2,3 миллиона.

В середине 1990-х годов на одного рожденного ребенка приходилось 2 аборта, теперь же их количество последних почти сравнялось. «Если число абортов будет снижено хотя бы на один процент, то это будет эквивалентно полной ликвидации младенческой смертности в РФ», – добавил Зурабов. По официальным данным ее ежегодный уровень в среднем составляет сегодня 15,5 тысяч на 100 000 рождений.

 Медико-просветительский центр «Жизнь»

«Комфортное христианство» – путь в никуда

 Заместитель главы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин убежден в безнадежности перспектив либерального протестантизма, следующего за модой и стремящегося стать комфортным для человека.

 – С моей точки зрения, это путь в никуда. Люди будут  уходить из «облегченных» христианских общин. Ведь по-настоящему человек идет в Церковь не для оправдания своего греха, а для духовного очищения и для перемены жизни», – заявил отец Всеволод.

Говоря о возможности преодоления дистанции между «традиционным христианством» – православием и католицизмом, и либеральным протестантизмом, протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что «православные христиане, да и католики, вряд ли захотят прыгать в последний вагон поезда, несущегося в пропасть».

Кроме того, он напомнил о несогласии Православных Церквей с «леволиберальными настроениями», преобладающими во Всемирном Совете Церквей, хотя и признал, что на последней ассамблее ВСЦ в Порту-Алегри «обстановка была гораздо более приемлемой для православных участников» по сравнению с 1990-ми годами.

Отец Всеволод также сообщил о высказанном им вместе с членом ассамблеи из Германии предложении составить серьезный богословский документ по проблемам мира, где, в частности, будет затронут «конфликт ценности человеческой жизни и ценности территории государства».

– Для нас этот конфликт наиболее очевиден на примере Чечни. Так давайте рассуждать о нем богословски, но только не в рамках отвергнутых жизнью либеральных предубеждений типа «ничто не ценнее человека, и точка!», – сказал он.

Седмица.Ru

 Богослужебные книги переведены в электронную форму

К настоящему времени усилиями интернет-сообщества оцифрован и свободно доступен на сайте http://mail.ngs.ru/Redirect/orthlib.ru  практически полный массив богослужебных книг: богослужебные издания Евангелия и Апостола, Триоди – Постная и Цветная, Октоих, Минеи (Общая, Праздничная, а также за все месяцы по изданию кабинетного формата Сретенского монастыря), Следованная Псалтирь, Типикон, Требник, Служебник, Часослов, молитвы, читаемые на молебнах.

В электронном собрании также имеются тексты всей Библии (Санкт-Петербург, 1900 год), Добротолюбие, Алфавит Духовный и другие святоотеческие труды. Идет работа над Акафистами, многие из которых уже доступны на указанном сайте. Пополнение корпуса электронных текстов на церковно-славянском языке в настоящее время продолжается.

Участники Сообщества славянской типографики совместно с Православным литургическим содружеством трудились над оцифровкой богослужебных церковнославянских текстов в течение последних пяти лет. Это важное начинание потребовало от православных IT-специалистов разработки специальных методик, универсальных кодировок и программного обеспечения, предназначенных для удобной работы с церковнославянскими текстами.

Пресс-служба Сообщества православных веб-разработчиков 

 В Троице-Сергиевой Лавре обнаружены места захоронений русских святителей XVI века

 В Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры при ремонте пола были обнаружены места захоронений святителя Иоасафа (Скрипицына), митрополита Московского и всея Руси (+1555), и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+1516), по имени которого палата получила свое название.

Десятого  марта место святительских захоронений посетил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх Алексий II ознакомился также с ходом ремонтно-восстановительных работ, производимых в обители в целом.

 Серапионова палата, по преданию, построена на месте кельи преподобного Сергия Радонежского. Каменное сооружение – Серапионовская часовня – появилось в XVI веке. После 1516 года здесь был погребен бывший игумен Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Новгородский Серапион, в 1555 году – захоронен митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). С середины XVII столетия за часовней находилась могила преподобного архимандрита Дионисия (Зобниновского). В конце XVIII века, в связи с прославлением преподобного Дионисия в лике Радонежских святых, палату полностью перестроили и расширили ее площадь. В 1905 году чугунный пол XVIII столетия заменили на керамическую плитку. В результате, сведения о точных местах старинных захоронений русских иерархов были утрачены.

 Обнаруженные надгробия святителей Серапиона и Иоасафа представляют собой хорошо сохранившиеся белокаменные плиты с соответствующими надписями. Оригинальная кладка свидетельствует о том, что они лежат на первоначальных местах – над реальными захоронениями святителей, представляющими собой склепы.

 Патриархия.Ru

Экстремизм и сатанизм – угроза всему человечеству

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ – преподаватель Московской Духовной Академии и семинарии, известен своими проповедями, а также публицистической деятельностью. Постоянный автор и ведущий рубрики в журнале «Русский дом».  Сегодня мы публикуем его интервью   программе «Радонеж», которое он дал в феврале этого года. 

– С новой силой разгорелись споры о неизбежной войне цивилизаций, которые были актуальны три—четыре года тому назад, особенно после атаки на Америку в 2002 году, когда весь мир наблюдал по телевидению в прямом эфире Апокалипсис наших дней. Это стоит в ряду таких событий, как Чернобыль, как расстрел из танков среди белого дня российского парламента в 1993 году. И сейчас люди спрашивают, поскольку тема «обесценивания человеческой жизни» стала наиболее актуальной, не по этой ли причине принимаются смелые решения об акциях возмездия, грозящих перерасти в третью мировую войну. Так пишет пресса  о столкновении мусульманской и христианской цивилизаций. И все живущие на Земле наполняются апокалиптическим страхом.

Странный парадокс наблюдается в сегодняшнем мире: одними и теми же словами обозначают противоположное содержание – истину и ложь. Все говорят: нет ничего в мире драгоценней человеческой жизни. Если иметь в виду временную жизнь, это утверждение – ложь. Одно слово подлинной правды драгоценней человеческой жизни, когда мужественный человек предпочитает умереть ради него перед лицом торжествующей лжи. Но если речь идет о нетленной, вечной жизни с Богом, если речь идет о святынях нашей веры – это святая истина.

Сегодня все более сталкиваются на самом деле не культуры христианская и мусульманская, как пытаются представить в прессе на Западе и у нас в демократических СМИ, а две главных лжекультуры. Одна из них презирает смерть, презирает человеческую личность и не знает цены человеческой жизни. Ее героизм – бессердечная жестокость. Это фанатизм, который не остановится ни перед какой  мировой катастрофой. Другая – знает цену человеческой жизни, но важнейшим в ней считает наслаждение, деньги, безопасность в обладании приобретенными благами. Такова западная лжекультура, которая насаждается сейчас и у нас. По этой причине  она страшится смерти как самого страшного из всех зол. Это культура распада, гуманизм утонченной трусости, по выражению современного философа.

Но подлинная христианская культура знает, что самое главное в мире —  это нетленная жизнь человека, который еще на Земле раскрывает свои высшие ценности. Она не боится смерти, встречая ее лицом к лицу, принимая риск. Она требует жертвы, но ради достойных целей человеческой жизни – ради правды, ради истины, ради Христовой любви. Она не презирает человеческую жизнь, и она не презирает смерть. Она приемлет ее, когда смерть является  высшим раскрытием достоинства человеческой личности и началом вечности.

– В связи с последними событиями, с попранием религиозных чувств мусульман на Западе невозможно не вспомнить об участившихся возмутительных акциях оскорбления православных святынь и религиозных чувств верующих у нас в России.

– Не зря Святейший Патриарх назвал то, что происходит сегодня в России, войной, которая направлена на уничтожение нашего народа. Чтобы уничтожить народ, надо нанести ему удар спереди и сзади. Разумеется, не только в открытых сражениях. Нанести удар по надежде народа и по его памяти, что значит – по детям и по святыням и памятникам. Это теперь стратегические цели первого назначения, как аэропорты, мосты, склады боеприпасов во время обычной войны. Удары наносятся и спереди, и сзади. Нас, кажется, хотят приучить как к нормальному явлению, к тому, что у нас миллионы беспризорных, безграмотных детей, массовая детская преступность, проституция и наркомания, даже продажа детей на органы, о которой сообщает пресса. Это привычные штрихи новой российской действительности. Что касается храмов и памятников – их уже не взрывают, как в послереволюционные годы или как в Косове. Но разве не в том же ряду новые нападки врагов России на святыни Православия, которые мы наблюдаем в последние годы?

Напомню самые яркие вехи: демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа» – 1997 год, разрубание  православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже – 1998 год, пародийное распятие напротив Храма Христа Спасителя – 2000 год, выставка  «Осторожно: религия» – январь 2003 года, кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре в  августе того же года.  И теперь, как продолжение, новые кощунственные выставки Гельмана  «Россия-2», « Русский поп-арт».

Или, например, екатеринбургское издательство «Ультракультура», которое выпускает бесконечные серии книг некоего Кормильцева, состоящие из богохульств, порнографии и мата. Но, увы, государство и пальцем не пошевелило, чтобы защитить наших детей и наши святыни. Мрачное сияние войны над нашей Россией, войны против будущих поколений, не только против нынешнего, против детей, чьи матери и бабушки даже еще не родились. Чтобы лишить их знамений и славы, в которых они будут нуждаться, чтобы жить. Наши враги хотят создать новый мир по своему бесчеловечному подобию.

– Вы говорили об опасности для христиан заразиться ненавистью мира. И упомянули о второй, не менее серьезной опасности, о равнодушии, О равнодушии к оскорблению святынь.

– Мы должны помнить всегда о том, что и сам Спаситель никогда не давал нам примера такой мягкости к тем, кто является препятствием для истинной веры. Когда речь заходит о чести Божией, Христос, воплощенная Любовь, не говорит торговцам в храме: «Не соизволите ли, мои дорогие друзья, вынести из храма ваши предметы торговли?» Или в еще более современном стиле: «Не следует ли собраться всем вместе на богословскую конференцию или на какой-нибудь экуменический съезд, чтобы каждый мог выразить свое мнение, и были найдены основания для постепенного решения этой проблемы». Нет, Христос берет бич и ударяет. Бывают обстоятельства, когда Церковь должна ударить бичом. В истории человечества нам известно великое множество примеров ограждения святынь от поругания. Сам Спаситель опрокинул столы меновщиков, как мы сказали, изгнал бичом из храма торговцев. Святые пророки Божии, такие, как Моисей и Илья уничтожали идолов. Святые апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, как читаем мы в их житиях, разрушали языческие капища. Святые мученики, такие как великомученик Георгий Победоносец, мученик Евгений Трапезундский, мученик Полиевкт, мученицы Параскева, Татьяна, равноапостольная Нина, и можно до бесконечности продолжать этот список, повергли на землю богомерзких бездушных истуканов. Их примеру последовал равноапостольный император Константин Великий, великий князь Владимир, святая мученица Феодосия дева сбросила с лестницы воина-иконоборца, который намеревался осквернить святую икону на городской стене. Неужели у кого-то повернется язык, чтобы обвинить Господа и его святых в вандализме, в ненависти к кому-то? Это ненависть к дьяволу и защита самого Христа Бога и святынь Его. И это защита всего народа от тех, кто идет войной, направленной, по слову Патриарха, на его физическое, нравственное, духовное уничтожение. Поистине эта война становится все более многоплановой.

– Так, все же, как нам в России не остаться равнодушными к оскорблению наших православных святынь? Что нам предпринять?

– Устроители кощунств, которые обещают и дальше организовывать эти выставки, хотят отнять у народа святое святых. То есть сейчас, когда уже все отнято у нашего народа, не оставить для него ничего святого. Следует отметить, что большое значение имеет также общая атмосфера в мире, на фоне которой совершаются кощунства и богохульства. Мы знаем, и постоянно говорим о том, что зло все более возрастает. Нам известна диалектика развития свободного творения. Плевелы, а не только пшеница должны созреть до конца, прежде чем наступит жатва. Зло становится все более открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность, все более организованным. Фашизм и коммунизм и в этом смысле были только репетицией. Благодаря современным технологиям, в одно мгновение оно может в любое мгновение входить во все дома с любой ложью, с любым непотребством. Но самая главная опасностъ заключается в отсутствии адекватного сопротивления злу, в привычке к этому злу. Сатанисты с маниакальной настойчивостью, несмотря на протесты тысяч и миллионов людей, заявляют в прессе, что и впредь будут устраивать свои богохульства против православных святынь, добавляя, что их выставки надо обеспечить надежной охраной от возможных погромов. При этом они подло трусливы, и в случае опасности для себя прячутся за чужие спины. Какое же надо иметь неуважение, презрение, ненависть к Православной Церкви, ко всему нашему народу! Они как бы испытывают, где тот предел, достигая которого, можно вызвать взрыв всеобщего возмущения. Это и есть экстремизм, это и есть разжигание межнациональной, межрелигиозной вражды, в отношении которой у нас в России статьи уголовного кодекса 282, 282-прим, должны бы действовать по максимуму.

Было бы естественным у нас для многомиллионной православной паствы выступить с законодательной инициативой, которая гарантировала бы защиту верующих, их религиозных святынь и символов от надругательств. Даже законодательство советского атеистического государства определяло подобные акции как уголовные преступления. Напомним, что в советском уголовном кодексе была статья, карающая за оскорбление религиозных чувств верующих. Надо быть, наверное, сатанистом, чтобы этого не понимать.

Наш долг назвать преступление своим именем, а не псевдонимом. В стране, где мы пережили страшное обесценивание духовных ценностей, невозможно оправдывать этих преступников, невозможно равнодушно смотреть на то, что они совершают. Дать им возможность тиражировать свои кощунства под прикрытием закона означало бы попытку навязать нашему народу вместо коммунистического госатеизма госсатанизм.

Пусть никто не строит на этот счет никаких иллюзий. Ни в России, ни в Европе, ни за океаном. Потому-то мы и призываем всех православных, католиков, протестантов, а также мусульман и буддистов, всех верующих и неверующих во всем мире объединиться против этой опасности. Есть такая опасность, о которой незадолго до революции говорил преподобный Амвросий Оптинский: «На одном конце деревни будут вешать, на другом будут говорить: «До нас очередь не скоро дойдет»». Еще раз напомним, как это было в России. Вначале надо было уничтожить духовенство, потом дворянство, купечество, крестьянство. Потом устроители революции стали истреблять друг друга. Вначале убивали православных, потом католиков, мусульман, буддистов, раввинов, верующих и неверующих. Экстремизм и сатанизм – наш общий враг, это угроза всему человечеству, это вызов всей цивилизации. Существуют некие непоколебимые основания жизни, с разрушением которых все разваливается. Свобода от всех умственных и нравственных запретов открывает бездну зла и выходящего из нее «человекоубийцу от начала». Ужасы второй мировой войны, и сотни миллионов жертв тоталитарных режимов, в том числе холокост, покажутся цветочками по сравнению с тем, что грядет, если мы не будем вместе противостоять этому злу.

– Итак, если можно, в конце нашей программы я хотел бы попросить вас резюмировать сказанное. Какой главный вывод можем для себя сделать мы, в России, из так называемого карикатурного скандала?

– Еще и еще раз я хотел бы в заключение сказать, насколько важно нам быть неравнодушными. Полезно нам поучиться ревности в своей вере у мусульман. Равнодушие всегда сопряжено с духовной ленью и бездушием, и оно как тень следует за маловерием и неверием. Во всех обстоятельствах наш долг -сделать все от нас зависящее, чтобы разбить иллюзию фатальности, безнадежности, которой сегодня охвачен наш народ. Сейчас сатанисты еще не имеют прямой власти делать то, что они хотят. Именно подобными акциями они стремятся все дальше расширить границы дозволенного. Подобно наглой мафии, которая при отсутствии отпора терроризирует целые районы и города. Пока они еще не взяли в свои руки все рычаги, им еще можно противодействовать. Любой человек понимает, что бесполезно обращаться к бандиту с одними увещеваниями. И только реакция, адекватная их действиям, может спасти нас.

Текст печатается с сокращениями Радонеж

 ЗАКОН «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ» МОРАЛЬНО УСТАРЕЛ?

 В конце февраля этого года православные Информационные агентства Религия и СМИ, Седмица.Ru сообщили о том, что в Правительстве РФ готовятся важные поправки к закону «О свободе совести и религиозных объединениях». В случае их принятия  Федеральная регистрационная служба (ФРС) получает право проводить религиоведческую экспертизу. По ее итогам действующие религиозные объединения могут быть закрыты по обвинению в «нездоровой коммерции или пропаганде экстремизма».

 В проекте поправок к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» предполагается существенно расширить права экспертного религиоведческого совета ФРС, контролирующего деятельность религиозных организаций. Сегодня проверкам, которые проводят ученые-религиоведы, подвергаются лишь готовящиеся к госрегистрации религиозные объединения (по закону получить статус религиозной организации может религиозная группа, существующая на территории РФ не менее 15 лет). Но разработчики поправок предлагают проверять деятельность и уже зарегистрированных религиозных организаций. Если эксперты сочтут, что та или иная из них предпринимает «противоправные или экстремистские» действия, ФРС может обратиться в суд с иском о запрете ее деятельности.

 Предполагается, что экспертные советы будут действовать, как на федеральном, так и на региональном уровнях и будут иметь смешанный состав, включая в себя юристов и специалистов в области религиоведения.

 Представители Русской Православной Церкви, однако, призывают не спешить с принятием нового законопроекта.

– Бесспорно,  если он будет принят в нынешнем виде, этот закон лишит практически все религиозные общины возможности исповедовать и проповедовать свое учение, – заявил заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. – Достаточно сказать, что в нем предполагается наказание за «пропаганду превосходства одного вероучения над другим», в то время как большинство религиозных общин считают именно свое вероучение истинным и наиболее правильным.

 В то же время отец Всеволод отметил, что в законопроекте есть и здравые идеи. По его мнению, предлагаемые поправки следовало бы внимательно обсудить «с участием тех государственных деятелей, которые на протяжении многих лет занимаются законодательством о религии, а также с представителями самих ведущих российских религиозных организаций». «Кто знает, может быть, некоторые из этих предложений и могут получить должную поддержку», — предположил заместитель председателя ОВЦС МП.

 В свою очередь, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов высказал мнение, что поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» направлены на борьбу с сектами.

 Комментируя предложение наказывать административным арестом на срок от 5 до 10 суток или штрафом в размере 25 МРОТ за «действия по склонению к отказу от исполнения гражданских обязанностей по религиозным мотивам», отец Димитрий отметил, что «ни одна традиционная религиозная организация не призывает своих членов к отказу от службы в армии». «Речь идет, думаю, именно о сектах, поскольку каждая секта рассматривает себя как государство в государстве и враждебна той стране, в которой живет», — добавил отец Димитрий.

 Между тем, известный специалист по тоталитарным сектам, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор А.Л. Дворкин заявил, что необходим новый закон «О свободе совести», так как существующий морально устарел еще в 1996 году, на момент его принятия. По словам профессора, закон хотя и создал препятствия на пути появления новых сект, но не решил проблему уже существующих религиозных организаций.

 Президент РАЦИРС отметил, что сегодня в юриспруденции нет такого понятия как «секта», поэтому прежде всего необходимо ввести в Уголовный Кодекс статью, предусматривающую наказание за психологическое насилие.

 По сообщениям православных Информационных агенств

В ожидании Светлой Пасхи

Меньше месяца остается нам ждать Великого праздника Пасхи Христовой. В этот радостный для каждого христианина день непременными атрибутами пасхального стола являются кулич, окрашенные в самые разные цвета яйца, среди которых особо выделяются красные – в память чуда, явленного императору Тиверию Марией Магдалиной, а также пасха – творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки. Почему именно они?

Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища, род артоса (в переводе с греческого – хлеб). Артос – это просфора с изображением увенчанного тернием креста, как знамение победы Иисуса Христа над смертью и адом, или с изображением Воскресения Христова. Значение артоса открывается в читаемой на его освящении в день Воскресения Христова молитве. В ней священник, призывая благословение на освящаемый артос, просит Господа исцелить всяк недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим его. Православные христиане приготовляют хлеб (кулич), как бы домашний артос, принося его вместе с яйцами в первый день Пасхи в храм для освящения.

Другим пасхальным блюдом является творожная пасха. Ее употребление в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх 12, 3—4).

Яйцо же на праздничном столе служит символом жизни, символом Воскресения Иисуса Христа. Как из яйца, из мертвой и холодной скорлупы рождается новая жизнь, так и из гроба, этого мрачного жилища смерти и тления, восстал Христос. Пасхальное яйцо символизирует наше будущее возрождение и жизнь вечную. Красный же цвет его напоминает нам о том, какою страшною ценой – Пречистою Кровью Иисуса Христа – приобретено наше спасение, но одновременно этот цвет является знаком нашей радости о победе Господа над смертью, Его Воскресении и нашем искуплении.

Мария ГОРОБИНСКАЯ, прихожанка собора во имя святого благоверного князя Александра Невского

КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА

*          Яйца, крашенные чернилами. Яйца вымыть, вытереть, обернуть ветошью, перевязать ниткой, сверху в некоторых местах накапать чернил с помощью пипетки или деревянной палочки, опустить в кастрюлю с теплой водой, варить после закипания в течение 10 минут, вынуть, остудить, снять ветошь.

*          Яйца, крашениые в лоскутках. Лоскутки шелковой линючей материи разных цветов расщипать, смешать. Яйца вымыть, вытереть досуха, смочить, обернуть шелком, при желании можно предварительно наложить на яйца вырезанную узорами тонкую, но плотную бумагу. Сверху обернуть ветошью, обвязать ниткой, опустить в теплую воду, дать закипеть и варить еще 10 минут. Затем вынуть, остудить, снять ветошь и шелк.

*          Яйца, крашенные в луковой шелухе. Приготовить отвар из луковой шелухи, дать ему настояться. Опустить в настой чисто вымытые яйца, довести до кипения и варить в течение 10 минут, вынуть, остудить. Можно протереть скорлупу растительным маслом, тогда яйца приобретут красивый блеск. В зависимости от количества взятой шелухи яйца окрасятся в цвета от желтого до красно-коричиевого.

*          Яйца, крашенные в березовых листьях. Приготовить отвар из листьев молодой березы, дать ему настояться. Яйца вымыть, опустить в теплый настой, варить в течение 10 минут после закипания, вынуть и остудить. Яйца получатся желтого цвета. При желании можно нанести на них узор: на смоченную скорлупу наложить березовый или какой-либо другой небольшой листок красивой формы, плотно обвязать яйцо капроном (годится старый чулок) и тогда уже отварить в настое. 

ПАСХИ

*          Пасха обыкновенная. 2,5 кг свежего, хорошо отжатого творога протереть ложкой сквозь частое решето или редкое сито. Прибавить 1 стакан свежей сметаны, 200 г сливочного масла, 2 чайные ложки соли, 1/2 стакана (или более, по вкусу) сахарного песка, перемешать до получения однородной массы. Взять чистую салфетку из мягкой, тонкой ткани, смочить ее водой, уложить ровными складками в форму, наполнить приготовленной массой. Сверху прикрыть сначала краями салфетки, затем крышкой, наложить гнет и поставить в холодное место (но не на лед) на полсуток или даже сутки, чтобы стекла сыворотка. После этого убрать гнет, снять крышку, отвернуть края салфетки, опрокинуть форму на тарелку или блюдо, осторожно снять форму и салфетку, подать, положив вокруг пасхи крашеные яйца.

*          Пасха творожная. 2 кг свежего, сухого творога протереть сквозь решето, смешать с 400 г сливочного масла, добавить 800 г сметаны, 4-5 стаканов сахарного песка, растертого с 5 желтками, немного ванилина, 200 г измельченных цукатов, чуть более 1 стакана изюма, 100 г измельченного миндаля (по желанию). Все тщательно перемешать, выложить в подготовленную форму, поставить под гнетом на сутки в прохладное место.

*          Пасха сладкая. 1,8 л сливок вскипятить, снять с них пену, а в сливки положить соусную ложку сметаны и еще раз вскипятить. Поднявшуюся пену снова удалить, положить в сливки еще одну соусную ложку сметаны и продолжать варить на слабом огне, снимая пену, до тех пор, пока не отойдет сыворотка. Затем вылить все в салфетку, дать стечь сыворотке, выложить творог в миску, добавить 1 стакан сахарного песка и, по своему усмотрению, ванилина либо кардамона или лимонной цедры, тщательно растереть и положить в подготовленную форму под гнет на несколько часов в прохладное место. Чтобы сливки во время приготовления пасхи не подгорели, их непрерывно помешивают или же, что еще лучше, варят на пару.

*          Пасха царская. 450 г сливочного масла растереть добела, добавить 5-6 желтков, 2 стакана сахарного песка, немного ванилина и еще раз растереть. Соединить с 800 г протертого сквозь сито творога, при желании можно положить изюм, цукаты, миндаль, лимонную цедру или кардамон – на выбор. Тщательно растереть до получения гладкой массы, прибавить 0,3 л взбитых сливок, перемешать сверху вниз, выложить в подготовленную форму и оставить в холодном месте под гнетом на 12 часов. 

КУЛИЧИ

*          Кулич простой. Поставить опару из 2,5 стаканов (объемом 250 см ) муки, 80 г дрожжей и 0,3 л теплого молока. Когда опара поднимется, всыпать остальную муку (всего – около 2 кг), замесить тесто, дать подняться. Прибавить 1 3/4 стакана растопленного сливочного масла, 10 яиц, соли по вкусу, 200 г измельченных орехов, 3 стакана промытого и просушенного изюма, 1/2 стакана сахарного песка. Еще раз вымесить, выложить в смазанную маслом и посыпанную мукой форму, дать подняться и испечь в умеренно горячей духовке.

*          Кулич безопарный. На ночь замесить тесто из 5 стаканов муки, 25 г дрожжей, 0,3 л теплой воды, 400 г сливочного масла, 4 яиц , 1 1/2 стакана сахарного песка, 1 чайной ложки порошка шафрана, небольшого количества ванилина, 1/2 стакана изюма, 1/2 стакана измельченного миндаля. Вначале смешиваются вода, дрожжи, сахар, яйца, затем добавляют муку, а в самом конце – пряности, орехи, изюм, масло. Месить до тех пор, пока тесто не будет отставать от рук. К утру, когда тесто поднимется, добавить в него еще около стакана муки, чтобы стало густым. Вымесив, положить кулич на смазанную маслом и посыпанную мукой сковороду, дать подняться и испечь.

*          Кулич шафранный. Приготовить густую опару из 2 /2 стаканов муки, 50 г дрожжей и 0,3 л теплых сливок. Когда опара поднимется, добавить 15 желтков, растертых с 400 г сливочного масла и 1 стаканом сахарного песка, 10 истолченных зерен кардамона, 1/3 стакана изюма, 1-2 чайных ложки шафрановой настойки (на воде, водке или роме), 1 истолченный мускатный орех, 100 г нарезанных цукатов, 1/3 стакана измельченного миндаля и около 4 стаканов муки. Тесто хорошо вымесить и поставить на 1,5-2 часа в теплое место. Затем прибавить 15 взбитых белков, перемешать, выложить в смазанную маслом и посыпанную сухарями высокую круглую форму, дать подняться и испечь. Из указанного количества теста можно испечь 2 Кулича.

*          Кулич заварной. Вскипятить 0,3 л молока, заварить им 1 1/4 стакана муки, размешать до гладкости, остудить. Влить 60 г разведенных в теплом молоке дрожжей, перемешать, дать подняться. Добавить 15 желтков, стертых добела с 1/2 стакана сахарного песка, и 15 взбитых в пену белков, дать тесту еще раз подойти. Влить 3/4 стакана растопленного сливочного масла, всыпать муки столько, чтобы вышло густое тесто (примерно – 1,5 кг), хорошо вымесить лопаткой, прибавить горсть-другую изюма, выложить в подготовленную форму, посыпать мелко изрубленным миндалем, дать подняться и испечь. 

 Вышел в свет
«НОВОСИБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Этот альбом по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона издан стараниями Издательского дома «Инвест плюс» и Новосибирского филиала Российского фонда культуры. Более двухсот страниц текста, иллюстрированного цветными фотографиями подробно рассказывают о новосибирских архиереях, жизни епархии, деятельности епархиальных отделов, православных образовательных учреждений, знакомят читателя со священнослужителями и храмами.

Издание содержит справочный материал по истории Новосибирской епархии, ее современному административному делению, по благочиниям, монастырям и приходам.



Яндекс.Метрика

На главную страницу