Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ

Ответы архипастыря

Продолжение. Начало в №№ 10-11, 12 за 2006 г.

«ЦЕРКОВЬ НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ЛЮДЕЙ ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ»

– мы продолжаем публикацию ответов архиепископа Тихона на некоторые вопросы, заданные ему участниками молодежного лагеря «Радонеж» во время визита Владыки в августе 2006 года.

– В общении с неверующими мы часто даем себе поблажки, чтобы не выделяться из толпы. Как правильно вести себя во время такого общения?

– Апостол Павел пишет, что христианин должен вести себя с людьми так, чтобы не оттолкнуть их от себя, «чтобы спасти хотя бы некоторых». Но для этого нужно иметь благодать Святого Духа, надо, чтобы слово ваше было весомое. Если вы с неверующими собрались, к примеру, беззакониями заниматься, это одно; а когда они просят вас поговорить о духовном, то важно что-нибудь и рассказать. Сами же старайтесь не навязываться, вам такое молчание не будет в осуждение, вы ведь не священники и не проповедники.

Но если идет, допустим, явное хуление Христа, Церкви, вы должны уйти из этого общества, Может, вас просто провоцируют, и с этими людьми вы не должны находиться вместе. Если же поддерживать их мнение и соглашаться с ним, вам это будет вменяться как хула на Господа и на Церковь.

– Расскажите, пожалуйста, про семинарию, которая строится в городе Обь.

– Здание семинарии имеет площадь 2,5 тысячи квадратных метров. К началу следующего учебного года семинария, я думаю, начнет работать. Пока же новосибирцы разъезжаются по другим семинариям, в 2006 году 10 человек от нас поступили в Барнаульскую Духовную семинарию. Но могущество других епархий не будет «прирастать» Новосибирском, построим и мы свою семинарию. Кто хочет помочь, приходите, работы много. Уже сделали крышу, отопление, окна поставили, скоро начнем внутренние работы, будем настилать полы. Бог даст, к сентябрю следующего года будет все готово.

– В 2007 году отмечается 125-летие со дня рождения известного русского ученого, священника Павла Флоренского. Как вы относитесь к его философским и богословским взглядам?

– Отец Павел признал советскую власть и перестал сам служить, но поскольку он давал клятву носить рясу и крест, то он не снимал священническое облачение и тогда, когда работал в советских государственных учреждениях. Священник Павел Флоренский – это русский Леонардо да Винчи XX века. Он преуспевал в разных науках; даже будучи на Соловках, написал несколько научных трудов. Я с его внуком вместе трудился в Издательстве Московской Патриархии, многое знаю про отца Павла, разбирал его архив и готовил к публикации.

Но я должен сказать, не все в его философии и богословии приемлемо, не все его труды можно признать. Николай Бердяев и Сергей Булгаков были люди экуменического настроя, и отец Павел даже хотел создать экуменическую академию, где бы преподавали представители разных религий. Из его философских и богословских размышлений не все принято Церковью. Мы считаем его мучеником – он погиб там, на Соловках, и пользуемся его трудами, они очень интересные, но в то же время должны знать о том, что не все в них соответствует учению Церкви.

– Каково взаимодействие Церкви с политическими партиями?

– Мы политические партии признаем в том смысле, что все их члены могут быть чадами Церкви. И тех, кто приходит на исповедь, священник не спрашивает: «Ты в «Единой России» или в какой-то еще партии?» Мы работаем с грешниками, а политик, конечно, тоже грешник.

Может быть, кому-то хотелось бы, чтобы все были монархистами или, к примеру, кадетами, то есть конституционными демократами – были такие до революции. Но Церковь не разделяет людей по политическому признаку, – это тоже вражье изобретение, чтобы расколоть общество, как насаждаемый у нас сейчас религиозный плюрализм. И она не препятствует членам различных партий участвовать в церковных Таинствах. Если же, допустим, в коммунистической партии человека вынуждают отречься от веры, от Бога, то, конечно, если он придет на исповедь, священник скажет, что в такой партии верующим людям делать нечего.

Окончание

в следующем номере.


Феодоровский городок отменяется

Вместо него с 31 января по 2 февраля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялись Первые Молодежные Рождественские образовательные чтения «Вера и образование: молодежь в XXI веке». Они прошли в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений «Вера и образование: общества, школа и семья в XXI веке».

Организатором Молодежных чтений выступил Отдел по делам молодежи Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Председателем оргкомитета стал митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, а его заместителем – архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Синодального отдела по делам молодежи.

Целью этого мероприятия являлось пробуждение у молодых людей живого интереса к традициям русского Православия, к истории нашей Родины и ее святыням, к духовным истокам отечественной культуры. Кроме того, организаторы Чтений надеются, что обретение православного мировоззрения поможет юношам и девушкам в решении серьезных проблем современной жизни.

Как было указано в отчете заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи МП архимандрита Геннадия (Гоголева), этот молодежный форум собрал 350 делегатов из 40 епархий Русской Православной Церкви. В работе пленарного заседания приняли участие 1 080 человек – священнослужители, осуществляющие миссионерскую и духовно-просветительскую деятельность в молодежной среде, лидеры молодежных общественных организаций, православное студенчество, старшеклассники, представители богословских учебных заведений и военных академий.

С приветствием к участникам Молодежных чтений обратился Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Послание Святейшего Патриарха зачитал управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент.

Кроме того, собравшихся приветствовали первый заместитель руководителя департамента по молодежной и семейной политике правительства Москвы А.В. Гусев и академик Российской академии наук, ректор РГСУ В.И. Жуков.

На пленарном заседании был заслушан ряд докладов. В частности, выступление председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра было посвящено основным направлениям православного молодежного служения. Владыка Александр особо подчеркнул необходимость создания православных молодежных центров в каждом крупном российском городе, развитие деятельности братства православных следопытов и создание иных православных молодежных организаций, освоение Интернет-пространства, а также организацию диаспоральной миссии среди молодых мигрантов в целях профилактики экстремистских настроений в молодежной среде.

«Современная молодежь и социально-экономическое положение России» – так назывался доклад академика РАН Д.С. Львова. В нем был дан исчерпывающий анализ социальных и экономических тенденций в современной России в связи с молодежной проблематикой.

Доктор экономических наук, профессор И.П. Рязанцев свое выступление посвятил отношению российской молодежи к Русской Православной Церкви и привел статистические данные, характеризующие динамику происходящих в этом плане изменений, а также влияния религиозности на ценностные установки молодых людей в современной России.

«Российской молодежи начала XXI века свойственен интенсивный духовный поиск, крайний субъективизм в религиозных воззрениях, преобладание эмоциональности в ущерб рациональному мышлению, отсутствие склонности к публичной демонстрации своих религиозных взглядов и безоговорочное признание созидательной роли Православия». Такой вывод сделал кандидат философских наук А.В. Посадский в своем докладе «Религиозная жизнь студенческой молодежи России в контексте современных зарубежных исследований и перспективы развития духовного просвещения».

В выступлении кандидата культурологических наук, директора информационного агентства «Духовное наследие» А.Ю. Вуйма была сформулирована задача использования имеющихся возможностей для эффективной работы в СМИ по распространению православного мировоззрения и для борьбы с антихристианскими и антирелигиозными установками.

Затем началась работа в секциях, после чего состоялось итоговое пленарное заседание, на котором выступил профессор МДА диакон Андрей Кураев.

В завершение Первых Молодежных Рождественских чтений собравшимся был предложен концерт, составленный из лучших номеров фестиваля авторской песни «Исповедь сердца», регулярно проводимого Синодальным отделом по делам молодежи.

По материалам

православных сайтов,

Соб. инф.


Наши за границей

Алексей МОРОЗОВ – певчий прихода Рождества Пресвятой Богородицы, выпускник Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института. Он активный участник Молодежных православных встреч, проводимых в Новосибирском государственном университете. Алексей является научным сотрудником Института теплофизики СО РАН, кандидатом физико-математических наук.

ПРАВОСЛАВИЕ В ВЕНГРИИ

Весной 2006 года в течение одного месяца я работал в Венгрии, в Сегеде – небольшом городе с населением 180 тысяч человек, расположенном недалеко от венгерско-сербской границы. Мне и раньше приходилось бывать за рубежом, но только в этот раз достаточно большой срок пребывания позволил получить представление о жизни православных христиан в типичной европейской стране.

Как известно, традиционно католическая Венгрия граничит с Балканскими странами, где преобладает Православие. Выходцы из них и принесли его на венгерскую землю.

История Венгерской епархии Русской Православной Церкви начинается с 1945 года. Тогда несколько православных приходов

(с древними греческими и сербскими корнями), которые стремились к употреблению венгерского языка за богослужением и существовали, в силу сложившихся обстоятельств, вне канонической юрисдикции, обратились к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой о принятии их под Первосвятительский омофор. В 1949 году ряд приходов был объединен во «Временное управление венгерских православных приходов» в ведении Русской Православной Церкви, а в 2000 году была образована Будапештская и Венгерская епархия, которая в настоящее время состоит из девяти приходов.

Община в Сегеде

В самом Сегеде, практически в центре города, расположен храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Правда, найти его не так-то легко: металлические ворота, небольшая кирпичная ниша с иконами, подсвечником и вывешенным расписанием богослужений – вот и все, что помогает сориентироваться. Только пройдя через ворота, можно увидеть сам храм – одноэтажное белое строение, вплотную пристроенное к многометровой стене соседнего здания. На покатой крыше, покрытой малиновой черепицей, возвышается маленькая башенка-колоколенка с православным крестом. Небольшой уютный двор засажен цветами; на зеленой траве стоят пластиковые столы и стулья – здесь после службы прихожане задерживаются, чтобы пообщаться за чашечкой кофе. Внутреннее убранство сильно напоминает наши российские храмы, только расположенные вдоль стен деревянные стасидии (сиденья с высокими подлокотниками и узкими скамейками) смотрятся непривычно и выдают влияние греческой православной традиции. Стены покрыты сотнями икон различных стилей и размеров.

Приход этот совсем небольшой – на воскресную Литургию собирается около пятнадцати человек. Настоятель храма – протоиерей Тибр Имрени, благообразный венгр лет шестидесяти пяти. Он учился в Духовной семинарии в России, поэтому знает русский язык, как, впрочем, и многие прихожане.

…В один из воскресных дней я торопился сюда на Литургию. Оставалось всего несколько минут до начала службы, когда я зашел внутрь и остановился в недоумении – храм был пустой!.. Только в алтаре был виден священник, да на клиросе коренастый человек суровой внешности с длинными черными волосами и окладистой бородой по-церковнославянски читал Часы. Больше никого не было. «Как же они вдвоем будут вести службу?» – подумалось мне. Но мои опасения не оправдались – очень быстро храм стал заполняться: подходили и хористы, и алтарники, и простые прихожане. Немного непривычно было видеть женщин без платков (это, к сожалению, европейская традиция). Человек с бородой закончил читать Часы, прошел в угол и несколько раз с силой дернул за какую-то веревку, свисающую из отверстия в потолке. Раздался негромкий звон колокола. Началась служба.

Позднее я узнал, что это – Валерий Владимирович Лепахин. Как в Венгрии, так и в России хорошо известны его многочисленные книги и статьи по иконоведению и литературоведению. Почти тридцать лет он живет в Сегеде и преподает в местном университете. Вместе с ним в храм ходит его жена-венгерка. Их сын здесь же поет на клиросе, а дочь руководит церковным хором в Будапеште. Его семью можно назвать типичной для венгерской православной церкви – значительную часть прихожан здесь составляют русские эмигранты и члены их семей.

Служба проходит в основном на венгерском языке, часть – на церковнославянском и кое-что – на греческом. Чужой язык затрудняет понимание службы, но, вооружившись молитвословом на венгерском, я достаточно свободно отслеживаю основные молитвы. Некоторые слова можно понять даже без перевода: «Кристус фелтамад!» (Krisztus feltamadt) — «Валобан фелтамад!» (Valoban feltamadt) – раздается Пасхальное приветствие. На службе одни распевы взяты из обихода Греческой Церкви, другие – из обихода Русской Церкви (например, во время Литургии исполнялась Феофановская «Милость мира»).

Пасха в Будапеште

На Пасху мне удалось съездить в Будапешт. В трехэтажном старом особняке недалеко от российского посольства размещается приход во имя Преподобного Сергия Радонежского. Говорят, после войны владелец этого здания передал первый этаж в дар Православной Церкви, и несколько больших комнат были переоборудованы под храм. Здесь вся служба проходит на русском языке, поэтому подавляющее большинство прихожан составляют русские, живущие в Будапеште. Настоятель храма – протоиерей Иоанн Кадар, венгр из прикарпатской части Украины, владеющий русским языком как родным.

Именно здесь я встречаю Пасху и на несколько часов как бы возвращаюсь в Россию: русские лица, родная речь, знакомые иконы и известные распевы... На крестный ход в начале Пасхальной службы собирается более двухсот человек. Удивляет высокий уровень исполнения песнопений хором: где они смогли найти в Будапеште профессиональных русских певцов?..

На проповеди священник призывает всех, кто хоть в какой-то мере соблюдал пост, приступить к причастию, поэтому почти все присутствующие причащаются. После окончания службы в 3 часа ночи около сорока человек остаются на совместную трапезу, которая запомнилась мне теплым и непринужденным общением.

Архиерейская служба

Управляющим Венгерской епархии временно является епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев). Это один из наиболее молодых архиереев Русской Православной Церкви – ему всего сорок лет. Он защитил докторскую диссертацию в Оксфордском университете и уже написал десять основательных книг по догматике и патрологии.

В воскресный день 14 мая я присутствовал на архиерейской службе в кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположенный на берегу Дуная в самом центре Будапешта, он построен еще в конце XVIII века православными греками, македоно-валахами и венграми. Изначально сверху собор украшали два готических шпиля (как и большинство храмов в то время), но один шпиль был разрушен во время Второй мировой войны. Внутри этого, рассчитанного на сотни человек, храма, обращает на себя внимание трехъярусный, роскошно оформленный позолоченный иконостас.

Архиерейская служба, по российским меркам, совсем не многочисленна: здесь всего около ста человек, включая клир и два хора. Служат на венгерском языке, некоторые молитвы и ектении звучат на церковнославянском, а Евангелие – на венгерском, церковнославянском и греческом. После службы некоторые прихожане – около двадцати пяти человек – собрались на скромную совместную трапезу. В конце трапезы Владыка обстоятельно отвечал на волнующие вопросы: об объединении с Зарубежной Русской Православной Церковью, о ситуации на Украине и др. Поскольку община является смешанной, русско-венгерской, беседа епископа Илариона после трапезы (как и проповедь в храме) синхронно переводится на венгерский язык. После этого у меня даже сложилось впечатление, что простому христианину иногда сложнее в России обратиться к протоиерею, чем в Венгрии к архиерею – настолько свободно прихожане обращаются к Владыке, настолько он доброжелателен и открыт к общению.

Сербский храм

Так как Венгрия граничит с Сербией, в стране исторически сформировалась сербская община, которая старается сохранять свою веру. В Сегеде и его окрестностях расположились четыре сербских православных храма, причем один из них находится прямо на центральной площади города, рядом с главным католическим собором. Построенная еще в XVIII веке, эта просторная церковь является одной из местных достопримечательностей. Внутри она выглядит достаточно необычно. Изящный многоярусный иконостас в стиле рококо является как бы прозрачным: между иконами в ажурном обрамлении оставлены большие просветы. Аналой покрыт белым рушником с орнаментом и кисточками на концах, а над некоторыми стасидиями еще сохранились именные таблички.

Но прихожан в этом храме, по-видимому, не много, так как службы проходят только в воскресные дни. Правда, один раз мне удалось побывать здесь на литургии и в будний день – 12 мая отмечался день памяти святителя Василия Острожского, одного из наиболее почитаемых сербских святых. К сожалению, во время службы храм был практически пустым: кроме священника, алтарника и двух чтецов на клиросе присутствовали только две женщины почтенного возраста да я. Вся служба велась на церковнославянском языке, но мягкий сербский акцент далеко не всегда позволял распознавать слова. После литургии я был приятно удивлен тем, что сербы вполне могут общаться на русском языке.

…Вот так состоялось мое знакомство с жизнью православных христиан в Венгрии. Было радостно узнать, что даже в этой типичной европейской стране можно найти единоверцев, можно прийти и помолиться в православный храм, пусть даже служба в этом храме будет совершаться на незнакомом языке.

Алексей МОРОЗОВ

Фото автора


Молебен покровительнице студенчества

25 января в Вознесенском кафедральном соборе после вечернего богослужения был совершен молебен святой мученице Татиане – покровительнице российского студенчества.

На нем присутствовали ректор Новосибирского Свято-Макариевского Православного богословского института протоиерей Александр Реморов, преподаватели института протоиерей Виталий Бочкарев, иерей Александр Матрук (декан вечернего отделения института), иерей Андрей Федоров, иеромонах Павел (Григорьев), иерей Георгий Пивоваров, руководитель епархиального Отдела по окормлению молодежи иерей Андрей Ромашко, а также студенты НСМПБИ и других вузов города.

По прочтении Евангелия протоиерей Виталий Бочкарев сказал слово о необходимости создания православных общин внутри вузов, которые бы смогли объединить верующих студентов и преподавателей.

– Наиболее часто встречающееся наименование последователей Христа – ученики, – отметил отец Виталий, – и каждый христианин должен осознавать себя таковым, будь он профессор или студент.

Соб. инф.

Фото Николая ТЕТЮЦКОГО


12-25 января

Святая мученица Татиана

Это было в 979 году от основания Рима, в четвертый год царствования императора Александра Севера, за три дня до январских ид, а по нашему современному летоисчислению – 25 января 226 года от Рождества Христова. Древний богослужебный календарь сохранил скупые строки об этом событии: «мученичество Татианы, диаконисы Римской и иже с нею пострадавших». За этими краткими словами скрывается великий подвиг, совершенный юной девой. Она стала христианкой тогда, когда по одному лишь подозрению в этом «государственном преступлении» человека подвергали пыткам, а в случае признания – смерти. Отречься от Христа, поклонится бездушным изваяниям римских божков требовали язычники от христиан, но те предпочитали смерть, удивляя мучителей своей твердостью и поражая чудесами, совершаемыми именем Христовым.

В чем только не обвиняли тогда христиан: и в безбожии, потому что они отказывались почитать бездушные статуи; и в заговоре против государственной власти – ведь они не называли императора богом; и в колдовстве, поскольку язычники не понимали смысл христианских обрядов. О христианах распускали нелепые слухи, все преступления, в которых не могли найти виновных, взваливали на последователей Христа, поэтому и с точки зрения власти, и с точки зрения черни эти люди были не достойны жить. Но смерть мучеников приводила ко Христу не только сторонних наблюдателей, но даже и самих палачей.

Татиана была схвачена и приведена в храм Аполлона; ее, как и многих единоверцев, принуждали совершить жертвоприношение идолу. Но дева с пламенной молитвой обратилась ко Христу, и земля поколебалась, обвалилась часть храма, а идол на глазах у изумленных жрецов разрушился. Обезумевшие язычники предали Татиану на мучения, и она кровью засвидетельствовала истинность своей веры. Хрупкая девушка одержала победу, оказавшись тверже стальных крючьев, терпеливее опытных палачей. И эту победу видел весь Рим, тысячи язычников усомнились тогда в своей правоте, а сотни христиан еще более утвердились в вере.

До сего дня сохранились так называемые мученические акты: повествования очевидцев, протоколы допросов, судебные приговоры – документы истории, свидетельствующие об эпохе мучеников, на основании которых составлялись жития. Сохранились и акты святой Татианы, из которых мы знаем о ее жизни и мученической кончине.

…Огромный Флавиев амфитеатр, наполненный зрителями, возбужденно шумел, предвкушая кровавое зрелище. Только что закончились гладиаторские бои, и теперь на арену должны были выводить христиан и выпускать против них хищников, вот это развлечение! Проклятьями и насмешками встретили трибуны девушку, прекрасное лицо которой было обезображено пытками. Она пошатывалась, едва переставляя ноги, одежда на ней была пропитана запекшейся кровью. На другом конце арены ее уже ждал лев, жутким ревом огрызающийся на крики зрителей и солдат.

– Христианка, – пронеслась по рядам весть из императорской ложи.

– Это Татиана, дочь консула, – передавали друг другу зрители.

– Она похулила великого Аполлона и опрокинула его статую!

Но была и другая весточка, принесенная кем-то из императорской гвардии, о том, что два дня назад восемь преторианцев-легионеров, поставленных пытать святую, видя ее непреклонность, стали христианами и на коленях просили ее о прощении…

Тем временем мученица вышла на середину арены. Ни свирепого хищника, ни зрителей она не удостоила взглядом – преклонив колени и воздев руки к небу, она молилась, чтобы Господь принял ее душу в Свое Царство.

Цирк взревел восьмьюдесятью тысячами голосов, а солдаты из-за решетки длинными пиками подтолкнули хищника к жертве. Все ожидали быстрой развязки, и даже расстроились, что дева не убегала, не сопротивлялась, не просила пощады. А лев, огрызнувшись последний раз на солдат, спокойно подошел к Татиане и, ласкаясь как котенок, лег у ее ног. Над амфитеатром повисло гробовое молчание. «Велик Бог христиан!», – послышался чей-то возглас и его подхватили трибуны. Легионеры бросились на арену, чтобы увести зверя, но тот, кто подбежал первым, упал замертво, разорванный ударом когтистой лапы…

После цирка Татиану ждали новые испытания. Ей льстили, обещали почести и богатство, угрожали, потом снова пытали так, что палачи уставали и сменяли друг друга, но она осталась христианкой. Ее судил сам Домиций Ульпиан, правая рука императора, один из известнейших римских юристов, знаток права. Но в его представлениях о законности для христиан не было места, и кровь мучеников, по образному выражению историка, лилась при нем как вода. Ульпиан огласил смертный приговор Татиане, по которому она вместе с отцом, воспитавшим ее в христианской вере, была обезглавлена.

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу