Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

14 / 27 января
День памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы ее об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить Иверию и просветить ее жителей светом Евангелия.
Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклетианом (284-305 годы).
В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.
Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мерой), бывшего до того язычником. Спустя некоторое время из Константинополя были вызваны епископ и священники, и построен первый в Иверии храм во имя святых Апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.
Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну из гор, и там в уединении благодарила Господа за просвещение идолопоклонников светом учения Христова. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.
После тридцатипятилетних подвигов 14 января 335 года святая равноапостольная Нина мирно скончалась. Позднее на месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия Победоносца, дальнего родственника святой.


17 / 31 января
День памяти преподобного Антония Великого

Преподобный Антоний Великий родился около 250 года в Египте от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился отца и матери и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Вскоре Антоний отказался от наследства в пользу бедных жителей своего селения и поручил сестру известным ему христианским девственницам. После этого он оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, населявших окрестности Египта, и пользовался их советами. Уже в то время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решил уйти дальше и поселился вначале в одной из отдаленных пещер, а позже перешел реку Нил и стал жить в развалинах воинского укрепления.
Трудно даже представить, сколько искушений вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему прочему присоединились еще и прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда являлся Сам Господь или посылаемый Им ангел для ободрения святого.
– Где Ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания? – воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему.
– Я был здесь, – сказал ему Господь, – и ждал, пока не увижу твоего подвига.
Двадцать лет жил преподобный в своем уединении, и вот, некоторые из друзей его, узнав о местопребывании святого, пришли, чтобы поселиться рядом с ним. Долго они стучали к нему и просили выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец, решились уже выломать двери, как Антоний отворил их. Друзья удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом появились обители иноков.
Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.
Но сам он тяготился многолюдством и искал нового уединения. Вскоре он отправился в пустыню, лежавшую близ берегов Красного моря. Но ученики святого открыли и это последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему и болящих, и по его молитве они исцелялись.
Уже около семидесяти лет жил он в пустыне, и против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Старец просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник поселился здесь гораздо раньше и более его служит Господу. Тогда он решил отыскать этого отшельника, и, после долгих поисков, наконец нашел его убежище. Это оказался святой Павел Фивейский, уже около девяноста лет живший в пустыне.
Святой Антоний возвратился в свою обитель в сильном волнении и на вопросы братии сказал: «Грешный, я еще считал себя монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю».
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости в 356 году, 106 лет от роду, и за свои подвиги заслужил наименование Великого. Он считается основателем отшельнического монашества, когда несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника – аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, были названы Лаврой.


15 / 28 января
День памяти преподобного Павла Фивейского

Святой Павел был родом из города Фиваиды Египетской. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Узнав о коварном замысле предать его в руки гонителей при императоре Декии (249-251 годы), он покинул город и удалился в пустыню.
Поселившись в пещере у подножия горы, никому не ведомый, преподобный Павел прожил в ней 91 год, молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. Незадолго до кончины святого Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому. После беседы со святым Антонием старец открыл собеседнику приближение своей кончины и завещал похоронить его.
Скончался он в 341 году, когда ему было 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после кончины святого явилось много подражателей его жизни. Преподобный Павел Фивейский считается отцом православного монашества.
 


29 января / 11 февраля
Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 2000 году состоялось прославление Собора новомучеников и исповедников Российских, включающего более тысячи имен страдальцев, отдавших свои жизни за веру Христову.
Каждый год в воскресенье, ближайшее к 25 января (по старому стилю), Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Мученики были первыми христианскими святыми, и именно они составляют большинство в сонме всех святых Православной Церкви. Однако почти за тысячу лет своей истории Русская Церковь, за исключением единичных случаев, не знала мучеников за веру. Их время пришло только в XX веке, когда, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история всей христианской Церкви. Однако кровавый Армагеддон, устроенный «красным драконом», унесший миллионы безвинных жертв, вопреки нечестивым ожиданиям богоборцев, не смог погубить Святую Русь. XX век стал Великим Днем Господним в России.
Множество мучеников и мучениц всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением; стали явлением расцвета христианской идеи и жизни, стали фактом непобедимости христианского терпения и мужества.
Свидетельством господства духа, – потому что эти люди не захотели сохранить жизнь или приобрести блага мира во вред своей душе, ибо душа человеческая больше, ценнее всего мира. Они были служителями животворящего Духа.
Явлением расцвета христианской жизни, – ибо заповеди и повеления Божии были для них не отвлеченными истинами, а насущным хлебом их повседневной духовной жизни. Без исполнения заповедей их жизнь была бы пуста и бессмысленна. Святая и совершенная воля Божия была навсегда неистребимо написана на скрижалях их сердец.
Фактом непобедимости христианского терпения и мужества, незыблемого стояния в любви Божией, – ибо сильна, как смерть, любовь и даже сильнее смерти. Никто и ничто: ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч – не могли отлучить их от любви Божией. Но все это они преодолевали силою возлюбившего их Бога (Рим. 8, 35-37). Их жизнь и смерть были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Кровь мучеников, по словам Тертуллиана, всегда была семенем, из которого вырастал новый народ Божий. Мученики и исповедники совершили нетленный подвиг, страдания перенесли со славою, были превознесены Богом и сделались похвалою Церкви».
Сразу после Октябрьской революции, в конце 1917 года, начались гонения на Русскую Православную Церковь. Уже в 1918 году, после издания 23 января декрета «Об отделении Церкви от государства», они приняли массовый и ожесточенный характер и продолжались на протяжении всего советского периода, то есть до конца 80-х годов. Новая власть поставила своей целью арестовать как можно больше священно– и церковнослужителей и мирян. Аресты исчислялись тысячами, и для многих истинно православных христиан завершились мученической кончиной. Целые уезды таких губерний как Пермская, Ставропольская, Казанская лишились священнослужителей. Этот период продолжался до 1920 года, а на тех территориях, где большевики захватили власть позже, как, например, на Дальнем Востоке, время жестоких преследований пришлось на 1922 год. Так же было во время организованной советской властью кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году, когда по стране было проведено множество судебных процессов, часть которых завершилась приговором к смерти. В 1923–1928 годах вновь были арестованы сотни священнослужителей и мирян, но расстрелов почти не было.
Усиление террора в отношении Церкви во всесоюзном масштабе произошло в 1929–1931 годы, в некоторых областях – вплоть до 1933 года. В 1934–1936 годах число арестов уменьшилось, смертные приговоры почти не выносились. Но в последующие два года террор вновь усилился; были арестованы почти все священнослужители и многие верующие миряне, закрыто более 2/3 действовавших в 1935 году храмов, существование церковной организации оказалось под угрозой.
По одним данным, в 1918 году было расстреляно 827 священнослужителей, в 1919 году – 19 и заключено в тюрьмы 69. По другим – в 1918 году было расстреляно 3 тысячи священнослужителей, а 1500 – подверглись репрессиям. В 1919 году была расстреляна тысяча священнослужителей и 800 представителей духовенства подверглись другим репрессиям. В этот период претерпели мученическую кончину митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), архиепископы Пермский Андроник (Никольский), Омский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский), епископы Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и другие архиереи.
В народе почитание новомучеников возникало сразу же после их смерти. Зная об этом, чекисты категорически отказывались выдавать родным и близким тела казненных за религиозные убеждения. Не случайно выбирались такие средства казни, при которых тела мучеников не сохранялись (потопление, сожжение).
Но Господь прославлял нетлением мощи своих исповедников. Например, епископа Тобольского Гермогена 16 июня 1918 года утопили в реке Туре, привязав к скрученным рукам камень весом более двух пудов. Но Бог явил чудо и честные останки священномученика были вынесены вместе с камнем на берег реки. Спустя время тело священномученика Гермогена Тобольского погребли в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора на месте первой могилы святого Иоанна, митрополита Тобольского. Были и другие примеры чудесного обретения мощей. Летом 1992 года были обретены мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского, и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Осенью 1993 года на заброшенном кладбище в Твери произошло обретение святых мощей архиепископа Фаддея. В июле 1998 года в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище были обретены мощи архиепископа Илариона (Троицкого) – одного из ближайших сподвижников святого патриарха Тихона, блестящего богослова и проповедника, скончавшегося в Ленинградской пересыльной тюрьме в 1929 году. Перенесение мощей в монастырский храм сопровождалось благоуханием, от них происходили чудесные исцеления. Девятого мая 1999 года мощи святителя Илариона специальным рейсом самолета были отправлены в Москву, а на следующий день в Сретенском монастыре состоялось торжество прославления нового святого.
23 мая 2002 года в лике священномучеников были прославлены страдальцы за веру из Новосибирской епархии – протоиерей Николай Ермолов (1874 – 1937) и священник Иннокентий Кикин (1878 – 1937). Священномученик Николай Ермолов 37 лет служил священником, из них 13 лет – в приходе села Ордынское, здесь в июле 1937 года он и был арестован. Та же участь постигла его друга – священника села Нижне-Каменского Иннокентия Кикина, прослужившего в священном сане 27 лет. Им было предъявлено сфабрикованное обвинение в активной антигосударственной деятельности. Но, несмотря на ложные свидетельства и сильное давление со стороны следствия, священномученики не только не признали себя виновными в какой-либо противоправной антисоветской деятельности, но и остались стойкими исповедниками веры Христовой. Ни один человек не был подвергнут каким-либо репрессиям на основании их показаний – а для этого, по тем временам, требовалось немалое мужество.
Память священномученикам Николаю и Иннокентию совершается в день их мученической кончины 13 (26) октября, а также в день празднования Собора Новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля).
Святейший Патриарх Алексий II отмечает: «Мы, православные люди XXI столетия, живем в непростое время. Минувшие десятилетия мрачного безбожия и безжалостного физического истребления духовенства и мирян в России во многом нарушили нашу преемственную связь с духовными традициями христианского прошлого и их живыми носителями. И потому мы особенно нуждаемся в молитвенном поминовении всех тех, кто пострадал за веру Христову: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и голода в лагерях. Сегодня они, имена которых ведает один Бог, являются нашими молитвенниками и предстателями пред Господом Богом, и мы верим, что их молитвами Господь укрепит Святую Церковь в тех трудностях, которые сегодня ей приходится переживать.
Исповеднический подвиг российских новомучеников, отделенный от нас сравнительно небольшим промежутком времени в 50--60 лет, является, тем не менее, прямым продолжением подвига мученичества христиан первых веков. Наши доблестные воины Христовы, как и их далекие предшественники, проливали кровь и отдавали самое дорогое – жизнь – за Бога и ближних, а значит, и за нас с вами: именно благодаря их самоотверженному стоянию в вере даже до смерти мы пользуемся сегодня свободой вероисповедания, в безопасности совершаем богослужения, имеем возможность трудиться на миссионерском поприще, в деле религиозного просвещения сограждан, на ниве социальной диаконии.
Велик и славен Собор новомучеников и исповедников Российских, о котором можно сказать словами святителя Василия Великого: «Святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила Вселенной, цвет Церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло Небо; вам отверзлись врата Рая».


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу