Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ХРИСТОС
ВОСКРЕСЕ!
Святыни
Иерусалима
Многие православные паломники стремятся
побывать на Святой Земле, чтобы своими глазами увидеть места,
которые связаны с Земной жизнью Спасителя. Иерусалим в этом
отношении — особый город. В нем произошли все наиболее
значительные события из описанных в Евангелии: Тайная вечеря
и предательство Иуды, Крестная смерть и Воскресение Иисуса
Христа, Его Вознесение и сошествие на апостолов Святого Духа.
В Иерусалиме, в Храме Воскресения Христова, или Гроба
Господня, каждый год накануне православной Пасхи происходит
величайшее чудо схождения Благодатного огня, и счастлив тот
христианин, кто оказался здесь в этот день.
Первые упоминания об этом непостижимом
для человеческого ума явлении мы находим в трудах церковного
историка Евсевия Кесарийского и святителя Григория Нисского,
живших в IV веке. Но, по свидетельству апостолов,
невещественный огонь осветил Гроб Господень уже при самом
Воскресении Спасителя.
Император Константин Великий и его мать
царица Елена над Голгофой, пещерой, где был положен Господь
после снятия Его с Креста и садом, в котором Мария Магдалина
увидела Воскресшего Учителя, воздвигли огромный храм. И каждый
год в Великую Пятницу, перед сошествием Благодатного огня,
в воспоминание страданий Христа Спасителя от Претории, где
был заключен Сын Божий, до Храма Гроба Господня проходит
крестный ход. Его возглавляет Иерусалимский Патриарх. Он возлагает
на себя крест и шествует с ним на Голгофу. Патриарха
сопровождает священство, а за ними следует множество народу —
несколько тысяч. Эта людская река течет по узким
иерусалимским улочкам, по пути Спасителя.
Путь на Голгофу — дорога к спасению
Минуя
Стефановы, или Гефсиманские врата, дорога ведет к Часовне
Бичевания, принадлежащей католическому монастырю Сестер
Сиона. Когда-то там, где она сейчас находится, стоял дом
воинов римского прокуратора Понтия Пилата. Здесь у столба
они бичевали Христа. Внутри часовни — открытый алтарь, под ним
на мраморном помосте — черный круг, отмечающий место, где
пролилась кровь Спасителя.
На картах Иерусалима дорога, которой шел
Господь, обозначена как Via Dolorosa, или, в переводе с латыни, —
«Скорбный путь». Греческое название Крестного пути можно
перевести как «Путь мученичества», или «Путь свидетельства».
Через некоторое время крестный ход
приближается к Лифостротону (по-гречески — Каменный помост) —
месту осуждения Иисуса Христа. Сюда из крепости Антония
вышел Понтий Пилат, чтобы предать Сына Человеческого на суд
толпы. Неподалеку видна арка, возле которой он, показывая
народу иудейскому обагренного кровью Христа, произнес: «Се,
Человек!». Здесь возбужденная толпа кричала Пилату: «Распни,
распни Его!».
«Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее
кричали: да будет распят! Пилат, видя, что ничто не помогает,
но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед
народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего;
смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас
и на детях наших»
(Мф. 27, 23—25).
В подвале церкви католического монастыря Сестер Сиона
находится темница, где Спаситель провел ночь перед казнью.
В ней и сейчас холодно, темно и сыро. В углублении скалы —
выдолбленная из камня скамья с двумя отверстиями. Ноги
заключенного продевались в них и сковывались внизу цепью.
Теперь здесь устроена часовня с образом «Спаситель во узах»,
именно отсюда и начинается Крестный путь Иисуса Христа.
Вот за поворотом узкой улочки участники крестного хода
останавливаются у обломка большой колонны, обозначающей
место первого падения Спасителя под тяжестью Своего Креста.
Рядом находится небольшая часовня, принадлежащая Армянской
Церкви.
По преданию,
не успев походатайствовать за Него перед прокуратором,
Пресвятая Богородица поспешила навстречу Христу кратчайшим
путем — переулком, что выходил на дорогу, именуемую сейчас
Via Dolorosa. Там, где теперь стоит небольшая Часовня
Страданий Богоматери с барельефом, изображающим встречу Ее со Своим
Сыном, Она увидела Его окровавленного и лишилась чувств.
А вот тут Спаситель, изнемогая, оперся о стену: на камне
остался отпечаток Его руки. Тогда же произошла встреча
Иисуса Христа с Симоном Киринейским:
«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели
Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили
одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести
крест Его» (Мф. 27, 31—32).
Немного далее, шагах в двадцати, стоит церковь, сооруженная
на месте дома святой Вероники. По церковному преданию, когда
Искупитель проходил мимо него, эта женщина, проникнувшись
глубокой жалостью к Его страданиям, подошла к двигавшейся
процессии и подала Ему свой плат. И когда Он отер им пот и кровь
со Своего лица, на ткани осталось изображение Его лика. Ныне
покрывало хранится в Римском соборе святого апостола Петра,
а в этой церкви, по преданию, находится могила самой
Вероники.
Примерно в ста шагах от храма, на перекрестке Via Dolorosa
и оживленной торговой улицы, установлен столб. Это — место
второго падения Спасителя под тяжестью Креста.
Шествие достигает Порога Судных Врат. Здесь в те давние
времена преступнику последний раз объявляли приговор, после
чего осужденный мог подойти к так называемой ступени
синедриона и, если кто-нибудь из членов высшего иудейского
суда высказывался в его защиту, казнь откладывалась. В 1859 году
этот участок земли, в 70 шагах от Храма Гроба Господня, стал
русским. Под руководством начальника Русской Духовной миссии
архимандрита Антонина (Капустина) были проведены раскопки,
и в результате между остатками городских ворот, блоками
башни и частью городской стены эпохи Ирода Великого
обнаружили плиты Порога Судных Врат. Именно по ним когда-то
Иисус Христос шел к Лобному месту…
В 1896 году стараниями архимандрита Антонина и Императорского
Православного Палестинского общества над этой святыней было
возведено здание Александровского подворья с церковью во имя
святого благоверного князя Александра Невского.
Тут же в каменной
стене находится и знаменитое «игольное ушко» — прообраз
входа в Царствие Небесное. В евангельские времена вход в Иерусалим
был платным, и те, кто не хотел проходить через главные
ворота за деньги, пробирались в город сквозь неохраняемое
отверстие в стене — «игольное ушко», находившееся в нескольких
метрах от входа. Так как оно было очень узкое и низкое,
желающим воспользоваться им приходилось снимать с себя всю
поклажу.
На стене греческого монастыря, мимо которого идет процессия,
виден небольшой, потемневший от времени крест. Он отмечает
место, где Иисус Христос, обернувшись к женщинам,
следовавшим за Ним, сказал: «дщери Иерусалимские! Не плачьте
обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23,
28).
Там, где сейчас возведен коптский монастырь, Спаситель
третий раз упал под тяжестью Креста. На этом самом месте,
прямо возле входа в обитель, установлена римская колонна.
Еще несколько десятков шагов — и верующие подходят к Храму
Воскресения (Гроба Господня). Сейчас под его куполом
находится и Голгофа. Перед ними Святые Врата, у входа — три
колоны белого и зеленого мрамора, одна из которых с расщелиной.
В 1579 году, в Великую Субботу, когда турецкие власти не допустили
Иерусалимского Патриарха ко Гробу Господню, Благодатный
огонь был ниспослан ему в виде молнии, вышедшей из этой
колонны.
Верующие во главе с Патриархом входят в Храм и по мраморной
лестнице поднимаются на скалу Голгофу (по-арамейски,
гулгалта, или гагулта — череп). Покрытая небольшим куполом,
она включает в себя параллелепипед скалы и две часовни:
греческую православную с северной стороны и католическую —
с южной. После того, как крест, с которым шествовал
Иерусалимский Первосвятитель по Крестному пути Спасителя,
будет установлен, на греческом языке произносится проповедь.
После этого священство покидает храм, а паломники остаются
дожидаться схождения Благодатного огня.
Справа от греческой церкви расположен Алтарь Пригвождения ко Кресту
с католическим престолом. Он установлен на том самом месте,
где с Сына Человеческого сорвали одежды и пригвоздили Его ко Кресту.
Черными кругами на мраморном помосте Голгофы обозначены
места, где стояли кресты разбойников.
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев,
одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же
говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили
одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел.
Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других
спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный
Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была
над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими:
Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев
злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься
Бога, когда и сам осужден на то же? И мы [осуждены]
справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего
худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи,
когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно
говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк., 23, 33—43).
За престолом в православной греческой церкви Голгофы
возвышается огромное распятие, по обеим сторонам которого
находятся изображения Пресвятой Богородицы и святого Иоанна
Богослова. Над распятием висят 14 лампад — дар православных
царей. Под престолом серебряным чеканным окладом с изображением
Страстей Христовых отмечено круглое отверстие, где стоял
Крест Господень. Справа от престола видна расщелина скалы,
появившаяся в тот момент, когда Спаситель испустил дух.
«И вот, завеса в Храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля
потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие
тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 50—52).
Между греческим престолом Голгофы и приделом Пригвождения
находится небольшой католический алтарь Stabat Mater,
напоминающий о скорби Пресвятой Богородицы в час, когда тело
Ее Сына сняли с Креста.
Под северной частью Голгофы, на месте могильной пещеры
праотца нашего Адама, устроена небольшая часовня. По церковному
преданию, кровь распятого Господа, струящаяся из пронзенного
стражником ребра,
стекала через расщелину
в скале на череп Адама, смывая прародительный грех. Отсюда
и появился обычай изображать под крестом Адамов череп.
Спустившись
с Голгофы, паломники возвращаются к входу в храм, где
находится Камень миропомазания. На нем тайные ученики
Христовы Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв с Креста
Пречистое Тело Спасителя, помазали Его миром, обвили
плащаницей и положили в новом гробе, «в котором еще никто
не был положен» (Ин. 19, 41). При этом присутствовали,
как сказано в Евангелии, кроме Божией Матери, Мария
Магдалина, Мария Иосиева, и Саломия, мать сыновей Зеведеевых.
То место, где они стояли, обозначено мраморной
ротондой-часовней. В ней находится верхняя часть древней
иконы Богородицы, названная «Скорбящая». В 1986 году на Страстной
седмице во время вечернего богослужения араб-полицейский
заметил исходящий от иконы свет и увидел, что изображенная
на ней Божия Матерь открывает и закрывает глаза, из которых
льются слезы. На следующий день Блаженнейший Патриарх
Иерусалимский и всей Палестины Диодор (ныне покойный)
отслужил перед святым образом молебен. И до сих пор многие
паломники временами становятся свидетелями этого чуда, когда
Скорбящая Богородица открывает глаза, источающие слезы и благовонное
миро.
Вокруг всей соборной греческой церкви, занимающей половину
Храма Гроба Господня, тянется галерея. Она заключает в себе
приделы, посвященные воспоминаниям Страстей Христовых.
В греческом приделе Тернового венца, или Поругания, престол
установлен на обломке гранитной скалы, к которой в претории
воины привязали Христа для поругания.
Далее находится придел Разделения риз, принадлежащий
Армянской Церкви.
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили
на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же
был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу:
не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, —
да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между
собою и об одежде Моей бросали жребий». Так поступили воины»
(Ин. 19, 23—24).
Рядом с ним — придел святого Лонгина Сотника,
присутствовавшего при казни Спасителя, бывшего свидетелем
всех знамений, происшедших после Его Крестной Смерти, и явления
на третий день Ангела, отвалившего камень от дверей Гроба
Господня.
«Сотник же
и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все
бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын
Божий»
(Мф. 27, 54).
В отличие от остальных воинов, охранявших двери Гроба
Господня, он не соблазнился подкупом первосвященников за лжесвидетельство,
а исповедал веру во Христа Распятого и по приказу Понтия
Пилата был обезглавлен. После своей смерти святой мученик
Лонгин явился одной слепой вдовице и сказал ей, что если она обретет
его голову, брошенную за стенами Иерусалима в мусор, и приложит
к своим глазам, то прозреет. Так и случилось.
В греческой часовне Каменных Уз хранится древняя каменная
плита в отверстия которой, по преданию, были продеты и затем
скованы ноги Спасителя в ночь перед казнью. Позади нее слева
находится придел, чаще называемый Темницей Христовой: сюда
Он был заключен вместе с двумя разбойниками в то время,
когда устанавливали кресты для распятия. Здесь же Пресвятая
Богородица увидела пригвожденного ко Кресту Своего
Единородного Сына и вторично лишилась чувств. Так сбылось
предреченное старцем Симеоном: «И Тебе Самой оружие
пройдет душу» (Лк. 2, 35).
В сорока шагах от Темницы Христовой, там, где, по преданию
францисканцев, находилась Божия Матерь все то время, пока
Спаситель был во Гробе, теперь католическая часовня Явления.
Пресвятой Богородице первой Он явился после Своего
Воскресения, отсюда и название часовни. В евангельские
времена на этом месте был сад, в котором Воскресший Христос
предстал пред святой Марией Магдалиной. Большой мраморный
круг на полу часовни обозначает место, где стоял Спаситель,
когда она увидела Его и услышала сказанные Им слова. «Мария
стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы
и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена!
что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю,
где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела
Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит
ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это
садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи
мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария!
Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит:
Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел
к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу
Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.
20, 17).
Считается также, что спустя триста лет именно здесь епископ
Иерусалимский Макарий и святая царица Елена в присутствии
огромного числа людей возложили на умершего человека
Животворящий Крест Господень, воскресивший усопшего.
Пройдя несколько шагов вперед, паломники подходят к Кувуклии
Святого Гроба. Само слово «кувуклия» произошло от искаженного
латинского diculum — опочивальня; кроме того, в Византии так
называли царскую сокровищницу.
Перед входом в Святую Кувуклию стоит свеча с Благодатным
огнем. Поднявшись на низкое мраморное крыльцо, оказываешься
в часовне, или приделе Ангела, благовестившего Воскресение
Христово. Здесь установлен мраморный куб, где хранится часть
камня, которым был привален вход в Гроб Господень. Над ним
висят пятнадцать неугасимых лампад, из которых пять
принадлежат Греческой Православной Церкви, пять —
Католической, четыре — Армянской и одна — Коптской Церкви.
Вход в пещеру Святого Гроба низкий и узкий, поэтому все
входят в него, склонившись в поклоне. Каменное ложе
Спасителя скрыто под мраморной плитой. Над ним укреплены
сорок три лампады, также принадлежащие разным Церквам —
Православной, Католической, Армянской и Коптской. Под потолком
по периметру высечен тропарь: «Яко живоносец, яко рая
краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася
светлейший, Христе, Гроб Твой, источник нашего воскресения».
Кувуклию день и ночь по очереди охраняют два греческих
монаха.
Подземный храм святой равноапостольной царицы Елены
находится между приделами Тернового венца и Разделения риз.
Сюда со скалы Голгофы сбрасывали кресты и тела казненных.
Через 326 лет здесь, среди двух других, был обретен и Животворящий
Крест Господень. В южной стене главного алтаря церкви есть
спуск еще ниже, на самое место обретения Креста. Там же, по преданию,
была обретена и доска, на которой Пилат начертал: «Иисус
Назорей, Царь Иудейский».
«Эту
надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был
распят Иисус, было недалеко от города, и написано было
по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же
Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил:
Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал»
(Ин. 19, 20 —22).
Чудо
Благодатного огня
На следующий
день, в Великую Субботу, в половине второго часа пополудни
звон колоколов Иерусалимской Патриархии возвещает о начале
крестного хода, возглавляемого Патриархом. Торжественное
шествие с хоругвями и песнопениями направляется к Храму
Воскресения Христова, чтобы принять от Господа Благодатный
огонь. Войдя в собор, духовенство три раза обходит вокруг
часовни над Гробом Господним и останавливается перед ее дверями.
Два
архимандрита с иеродиаконами начинают разоблачать Патриарха,
и он остается в одном подризнике. Полицейские, по традиции,
тщательно осматривают его — нет ли у него с собой
чего-нибудь, способного вызвать огонь, — затем в сопровождении
митрополитов и архиереев Его Блаженство входит на помост
перед Кувуклией. Накануне в храме были потушены все огни,
двери Кувуклии и Гроба Господня запечатаны большими
восковыми печатями. Полицейский офицер снимает печати, и, вместе
с армянским епископом в полном облачении, Патриарх входит в часовню.
Епископ остается в приделе Ангела, а Иерусалимский
Первосвятитель, держа в руках два пучка свечей — по 33 в каждом, —
заходит в пещеру.
Там, в полумраке,
опустившись на колени перед Трехдневным ложем Спасителя, он возносит
к Богу горячую молитву о даровании Святого света. Он молится
за весь мир, за все Православные Церкви. Медленно текут
минуты… И вот на мраморной плите, покрывающей ложе,
появляются крохотные синие искорки. Они словно роса, и эту
огненную, божественную росу, похожую на разноцветный бисер,
Патриарх собирает особой губкой или ватой. От «росы», дающей
удивительный «негорячий огонь», он зажигает свечи и лампаду
и выходит с ними в придел Ангела. Через специальные
отверстия Его Блаженство передает огонь в алтарь и гонцам,
которые тут же отправляются с ним в другие города — Назарет,
Вифлеем, в Лавру преподобного Саввы Освященного, монастыри,
во все Православные Церкви.
Трудно
передать, что творится в этот момент в самом храме.
Паломники, которые в ожидании чуда провели здесь ночь,
словно обретают второе дыхание. Нет усталости, голода, есть
только одно всепоглощающее чувство радости приобщения к великому
событию, свидетелями которого они стали. Кругом слышны крики,
плач, молитвы…
На Голгофе
сами собой вспыхивают лампады, у кого-то внезапно зажигаются
свечи. В полумраке, который царит в храме, видны молнии,
вспышки света, которые бьют из икон, из купола, отражаются
на стенах. Они следуют одна за другой, очень быстро, на протяжении
нескольких минут. Это — зримое проявление Божественной
благодати… И, по словам тех, кто пережил незабываемые минуты
лицезрения схождения Благодатного огня, они ясно чувствовали,
что Сам Господь Иисус Христос тогда был здесь, рядом с ними.
Все суетное, житейское в тот миг исчезло перед непостижимой
тайной Святого света.
Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса! Слава
Тебе, показавшему нам свет!
По материалам «Новосибирского епархиального вестника» за 2007—2008 гг.
Виктор Тищенко
Благодатный огонь
Весь мир
застыл на грани исступленья:
Сойдет ли вновь на гроб Святой огонь
Надеждою державного терпенья,
Отсрочкою изгнанья в смертный сон?
Молитвы ладан над землей струится,
Дерзая взмыть в заоблачный предел,
Где тайна судеб промыслом вершится,
ТЕМ, кто спасти погибших восхотел.
Текут часы молитвенного бденья,
Ладони плавят в ожидании воск,
Ждут богомольцы чудо нисхожденья
Огня, чью тайну не вмещает мозг!
И вдруг! Блистанье чаще и сильнее,
В круг гроба сполохи по каменным стенам
Дыханье ангела и… в руки иерея
Скользнул огонь слезами по щекам.
Вновь нам подарен шанс на вразумленье,
На укрощенье плоти и страстей,
Крещеный мир величит Воскресенье
И звон пасхальный в куполах церквей.
27.04.2008 г.
|