Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
посвященный X Новосибирским Рождественским Образовательным Чтениям

Святоотеческая педагогика

Святитель Иоанн Златоуст о воспитании

Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели — дело ума и воли.

Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии — долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве.

Эта обязанность обща как для отцов, так и для матерей. Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, как богатых наследников, а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, — до этого им мало нужды. Преступное ослепление! Этой-то грубой невнимательности должно приписывать все беспорядки, от которых стонет общество. Положим, что вы приобрели для них большое имущество, но если они не будут уметь благоразумно вести себя, оно сохранится у них недолго. Имущество будет расточено; оно погибнет с обладателями своими, оно будет самым печальным для них наследием.

Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями — и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга.

Если апостол заповедует нам более пещись о других, чем о себе, и если мы бываем виновны, когда не радим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны в том случае, когда это относится к тем, кои к нам так близки? Не Я ли, скажет Господь, дал место сим детям в семействе вашем? Не Я ли вверил их вашему попечению, поставив вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними, Я возложил на вас все заботы о их воспитании. Вы скажете мне, что они не хотели подклониться под иго, что они его свергли. Но это-то и надлежало предотвратить в самом начале; вы должны были овладеть первыми их впечатлениями, наложить узду, когда они еще не имели силы разорвать ее; подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему, образовав ее по оному, обвязать рану, когда она только что зарождалась; исторгнуть терние, когда оно начинало только появляться около этого нежного растения, а не ожидать, пока оно пустит глубокие корни, пока страсти, усиляясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми.

Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, мало того что приобретает себе всеобщее уважение, сколько он делается милее для вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она бу-дет плодом его добродетели. За это во время вашей старости вы в свою очередь получите от него все услуги сыновней любви, он будет вашей опорой. Потому что как те, кои не почитают Господа, презирают и своих родителей, так, напротив, те, кои чтут Бога, Отца всех человеков, всегда будут всячески уважать и тех, от кого они получили жизнь.

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.

Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За то-то сами мы и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развратными! Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла; станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господнем, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Священного Писания. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли я теряю слова сии? Но при всем том я не перестану говорить об этом; это — мой долг.

И худо не это одно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что нечестие прикрываете благозвучными именами, называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскостью, обладание богатством — свободой, дерзость — откровенностью, расточительность — человеколюбием, несправедливость — мужеством. Потом, как будто еще мало этого обмана, вы и добродетель называете противными именами: скромность — необразованностью, кротость — трусостью, справедливость — слабостью, смирение — раболепством, незлобие — бессилием. Вы будто боитесь, как бы дети, услышав от других настоящее название этих добродетелей и пороков, не убежали от заразы. Ибо название пороков прямыми и настоящими их именами немало способствует к отвращению от оных. Я знаю много и таких, которые этим способом были образумлены и, слыша поносные себе названия, сделались скромнее по жизни. Но вы отняли у детей и это пособие к исправлению. И, что еще хуже, внушаете им зло не только словами, но и делами: строите великолепные дома, покупаете дорогие поля, окружаете их и прочим блеском, и всем этим, как гнусным каким облаком, омрачаете их душу. Так чем же могу я убедиться, что им возможно спастись, когда вижу, что вы склоняете их к таким делам, за которые Христос определил неизбежную погибель; когда вижу, что вы о их душе, как о чем-то ненужном, небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем. Вы все и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние — душа — была золотая, об этом и помыслить не хотите.

Далее, желая ознакомить детей с науками, мы не только отдаляем препятствующее учению, но и доставляем им все, что содействует этому: приставляем к ним пестунов и учителей, издерживаем деньги, освобождаем их от всех других занятий и, чаще чем учителя на олимпийских играх, кричим им о бедности от неучения и о богатстве от учения, — делаем и говорим все, и сами, и чрез других, только бы довести их до окончания предлежащего им учения; однако ж и при всем этом часто не успеваем. А скромность нравов и тщательность о честном поведении, по нашему мнению, придут сами собой и несмотря на столь многие тому препятствия? Что может быть хуже делаете, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош — об этом и подумать не хотите; нет, простирая до такой степени заботливость о дереве и камнях, души не удостаиваете этого неразумения — на самое легкое обращать столь внимания и забот, как будто бы иначе и нельзя успеть в этом, а о гораздо труднейшем думать, что оно, как какая-нибудь пустая и ничтожная вещь, придет к нам, хоть бы мы и спали? Ведь упражнение души в благочестивой жизни во столько раз труднее и тяжелее изучения наук, во сколько исполнять труднее, чем говорить, во сколько дела труднее слов.

Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках и учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких условиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — то же самое есть и юность. Поэтому, если в начале и с первого возраста поста-вим для нее настоящие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому что они дети, но преимущественно будем сохранять их в целомудрии. Ибо это более всего приносит вреда юности. Об этом более всего должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны. Скоро будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленное тело, соединились с невестами. Такая любовь бывает особенно пламенна. Кто был целомудренным до брака, тот большей частью остается таким и после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. Ибо сказано в Писании: «Человеку блуд ну всяк хлеб сладок» (Сир. 23, 23). Для того и возлагаются на голову венцы — в знак победы, что они, не быв побеждены, вступают в брачный чертог, что они не были одолены похотью. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на голове, когда он побежден? Это им будем внушать, этим будем их вразумлять, устрашать, угрожать, делая то то, то другое.

Нам вверен важный залог — дети. Будем поэтому заботиться о них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас. Между тем, происходит наоборот. Мы употребляем всевозможные усилия для того, чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадежному человеку. И погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и поверенного мы отыскиваем самого искусного, а на то, что для нас всего дороже, именно: на то, чтобы поручить сына человеку, который бы мог его сохранить в целомудрии, не обращаем внимания, несмотря на то, что сие стяжание ценнее всех прочих и ради него приходят остальные блага. Об имуществе для них мы заботимся, а о них самих нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами! Прежде образуй душу сына твоего, а стяжания он уже после получит. Если душа у него не хороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым. Ибо для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства, даже мимо их воли удерживает их в пределах добродетели; между тем последнее, хотя бы даже кто и желал сего, не позволяет вести жизни целомудренной, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений.

Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми: попечение это для вас нетрудно. Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома, а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и в замужество отдавайте их. Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее, но и мужа, но и детей, и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться, и за все это получите награду. Поэтому все будем так делать, как прилично заботящимся о благе не одной души, но и о благе многих чрез одну. Ибо они (дочери) при вступлении в брак должны так выходить из отеческого дома, как выходят борцы из места состязаний, то есть они должны знать в точности всю науку, помощью которой они могли бы, подобно закваске, все смешение возвести к собственной красоте.

И сыновья опять до того должны быть скромны, чтобы скорее всего можно было узнать их по их благонравию и целомудрию, чтобы они заслужили великую похвалу и от людей, и от Бога. Пусть они научатся воздерживаться от лишних издержек, быть расчетливыми, нежно любящими, пусть научатся повиноваться власти. Ибо таким образом они могут доставить родителям великую награду. Тогда все будет направлено к славе Божией и нашему спасению о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Семья, школа, Церковь: вопросы воспитания

Православные традиции, семья и школа в современной России

Из доклада, прочитанного на пленарном заседании XIII Международных Рождественских Образовательных Чтений (Москва, 6 февраля, 2005 г.) президентом Российской академии образования Николаем Дмитриевичем НИКАНАРОВЫМ

Уже не раз говорилось о том, что в значительной части своей продукции (кино, теле- и радиопередачи, видеофильмы) средства массовой информации работают не в союзе со школой, а в разрез с ее миссией и конкретными задачами. Достаточно подробный и хорошо документированный анализ этих материалов не раз проводился у нас в Академии. Через печать и другими способами мы делали этот анализ доступным очень многим, кто мог бы что-то в этом отношении предпринять. Вместе с тем понятны и трудности. В статье 55 нашей Конституции провозглашается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Но наши СМИ лучше помнят другую статью Конституции — 29-ю, где гарантируется свобода мысли и слова, где запрещается цензура. И, ставя коммерческие интересы выше того, что в Конституции называется защитой нравственности и здоровья (в том числе, понятно, и здоровья психического), льют на всех нас, включая детей и подростков, мутный поток насилия, порнографии и всяческого негатива.

Кто может хотя бы частично оградить детей от этого влияния части наших программ СМИ? Прежде всего, конечно, семья. В здоровой, нормальной семье, особенно в семье с православными традициями или просто относящейся с уважением к этим традициям, вряд ли будут поощрять просмотр детьми такого рода программ, если это дети маленькие. Со старшими, которые подобные вопросы решают уже сами, сложнее. Но, получив в раннем детстве своего рода прививку от бесконечных путешествий по самым зловредным передачам, они и сами будут меньше их выбирать.

Только семья как первый воспитатель человека может уберечь его (хотя это и не всегда получается) от некоторых отрицательных сторон воспитания в духе рыночной экономики. Вспомним, как часто повторяется призыв «Бери от жизни все!», вспомним, что понятия эгоиста и карьериста во многих передачах и печатных изданиях СМИ — понятия вполне положительные. При этом те, кто особенно часто произносит или пишет в рекламе призыв «Бери от жизни все!», прекрасно понимают, что он означает. Поскольку на всех всего не хватит, он означает, по сути, призыв использовать любые средства, чтобы взять у другого или других то, что не досталось тебе. И статистика показывает, что многие школьники в анонимных опросах говорят о своей готовности действовать ради целей обогащения любым способом. И тогда получается то, о чем писал в своем стихотворении иеромонах Роман:

«Без Бога нация — толпа,
объединенная пороком:
Или слепа, или глуха,
иль, что еще страшней — жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
глаголющий высоким слогом, —
Толпа останется толпой,
пока не обратится к Богу».

Только вместе семья, школа и Церковь могут привить совсем еще маленькому ребенку начальные понятия о любви к Родине, то есть заложить основы патриотического воспитания. Ведь здесь все начинается именно с ближайшего окружения ребенка, и начинается задолго до того, как он узнает самое слово «патриотизм», как будет понимать, насколько важны единство и целостность его страны. И только в том случае, если эти начала в нем заложены семьей, ребенку будут потом полезны и те меры, которые предусмотрены, скажем, в Федеральной Программе патриотического воспитания. Только в этом случае он поймет, насколько безнравственно понимание, весьма часто звучащее в средствах массовой информации и из уст некоторых людей, согласно которому надо любить только такую Родину, которая дает много материальных благ. В противном же случае, как пару лет назад сказал один член Госдумы (А.Невзоров), «нет никаких обязанностей перед Родиной. Родина вообще, я считаю, скотина» («Московский комсомолец», 2002, 21 сент.). Церковь же, наши религиозные философы всегда выступали за единство и целостность России, за собирание российских земель, за патриотическую любовь к Родине не за деньги, не за блага, а именно за то, что это — Родина. Российская история свидетельствует, какую позитивную роль играла помощь Церкви в собирании и укреплении единства и мощи нашего Отечества.

Еще одно достоинство человека, пошатнувшееся в результате перегибов рыночной экономики, — умение и желание трудиться. В советское время у нас было другое — борьба с тунеядством. Сейчас же нередко говорится, что работать должна машина, а человек — наслаждаться жизнью, опять-таки «беря от нее все». Думаю, пора вспомнить, что Церковь всегда говорила о труде на благо общества и человека, соответствующие мысли легко найти в Библии, начиная с известных, «ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10,10) и «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Но и в этом отношении успеха не будет, если первые слова о важности труда и первые примеры ребенок не увидит и не услышит в семье, а потом не получит подтверждения и в школе, и в жизни, и, может быть, в церковной проповеди.

Каковы же сейчас перспективы соработни-чества школы, семьи и Церкви в воспитании молодежи? Считаю, что мы можем смотреть на эти перспективы с известным оптимизмом. Как только что было сказано, противники такого соработ-ничества всегда были, есть и, думаю, будут. Но, надеюсь, будет возрастать, уже возрастает и мера понимания того, что мы можем достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, подлинно патриотического сознания ее народа только вместе. Еще раз напомню замечательные слова апостола Марка: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 24-25).

Уверен, что наш общий дом, наша Родина — Россия нам всем, собравшимся здесь, равно дорога.
 

Текст приводится в сокращении по «Сборнику пленарных докладов XII Международных Рождественских Образовательных Чтений».-М., 2005, с. 13-24.1

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу