Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
посвященный X Новосибирским Рождественским Образовательным Чтениям

 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

 
Высокопреосвяшеннейшего ТИХОНА, Архиепископа Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской и Бердской епархии
 

Великая тайна веры — Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, явление во плоти Беспредельного и Непостижимого Бога. Ныне Вечный мл а ден чествует, Невместимый вмещается в яслях, Одевающийся светом, как ризою, и Покрывающий небо облаками повивается детскими пеленами. И это совершается в вертепе вифлеемском, где остановились на ночлег Пречистая Дева Мария и сопровождающий ее старец Иосиф Обручник (Лк. 2, 7).

Это событие человечество ожидало на протяжении многих тысячелетий.

Исполнилось обетование Божие. Любовь Божия вызвала из небытия к бытию миры видимый и невидимый, и эта же Любовь Божия возрождает ныне человека к вечной жизни. Господь так возлюбил мир, что «...отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).

«Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко Человек, нас ради?» — вопрошает Церковь в рождественской стихире. Пресвятая Дева Мария есть тот бесценный дар, который человеческий род принес Христу. Она, родившаяся от Иоакима и Анны, воспитанная при храме, кроткая и смиренная, твердая в убеждении всегда угождать Богу, была настолько совершенной в духовной и телесной чистоте, что оказалась достойной принять Духа Святого и родила Христа, Сына Божия и Сына Человеческого.

Всечестные отцы, братья и сестры!

Как тогда, в святую Рождественскую ночь, не все находившиеся в Вифлееме вместе с ангелами и волхвами сподобились узреть пришествие на землю Бога во плоти, так и ныне Богомладенец Христос открывается тому, кто в течение Рождественского поста молитвой, постом и покаянием готовился к встрече с Ним. Христос открывает Свое Богочеловеческое естество тому, кто очистил свое сердце от греха, ибо только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8). Только исполненная праведности душа способна узреть днесь родившегося Младенца Христа и вместе с Церковью воскликнуть: «Таинство странное вижу и преславное: Небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в них же возлеже Невместимый — Христос Бог...». Время нынешнего духовного торжества — это время благодарения Богу за все Его милости и дары, за все доброе и отрадное, что принес прошедший год, и тихая, растворяемая надеждой на всепремудрый Промысл Божий печаль о событиях скорбных.

По милости Господней священнослужителям, монашествующим и мирянам Новосибирской епархии удалось многое сделать в ушедшем году. Состоялось освящение нижнего, во имя мученика Уара, придела храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», расположенного в левобережной части Новосибирска. В этом храме начались регулярные богослужения. Во многих учебных заведениях области продолжилась апробация курса «Православной культуры России». Как и в прошлые годы, в минувшем году состоялись миссионерско-благотворительные поездки поезда «За духовное возрождение России» и теплохода «Святой Апостол Андрей Первозванный». Сотни детей и подростков смогли этим летом отдохнуть в наших православных лагерях. Была продолжена работа по духовному окормлению молодежи, военнослужащих, лиц, находящихся в заключении. Во многих райцентрах области и районах города проведены образовательные конференции.

Осенью в Вознесенский кафедральный собор были доставлены великие святыни с Афона — мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, святого мученика Кирика и частица Святого и Животворящего древа Креста Господня. Хотя святыни находились в соборе менее трех суток, десятки тысяч новосибирцев и верующих из соседних епархий поклонились им. Ради того чтобы поклониться святыням и помолиться у святых мощей, людям пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов. И этот поток не прекращался ни днем ни ночью. Шли люди пожилые, среднего возраста и молодые. Отрадно, что среди них было много детей. Сибиряки, пришедшие в собор в те дни и ночи — не любопытствующие, это был народ наш, вчера еще далекий от веры, а сегодня алчущий Божией Правды, пусть еще невоцерковленный, но имеющий искру Божественной благодати в своей душе.

Прошедший 2006 год в Новосибирске был объявлен «Годом семьи». Рождество Христово есть преимущественно семейный, детский праздник; ибо кому же, как не детям радоваться первыми о Младенце
Христе? С нами Бог, и прежде всего, — с детьми нашими и с теми, кто чист сердцем, как дети! Рождество Христово есть также праздник материнства. С нами Бог, и с кем же еще, после детей, как не с матерями, давшими им радость жизни? Но велика ответственность матери; и счастлива та мать, у которой ребенок возрастает в Боге, укрепляется духом, подобно Иоанну Предтече. Горе же, наоборот, той матери, из души ребенка которой выветривается, с возрастом, память о Боге и заменяется погоней за земными успехами, тщеславием и суетным веселием.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, указано, что для христиан Брак не просто юридический договор, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, это «таинство любви», вечное единение супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали Брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения таинства Брака. Общность веры супругов, являющихся членами Тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного Брака. Только единая в вере семья может стать «домашней церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1,2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога.

Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, чему, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества.

Принижение социальной значимости материнства и отцовства приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить другие социальные институты. Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного Брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6).

Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия. В условиях духовного кризиса человеческого общества средства массовой информации и продукция так называемой массовой культуры нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные извращения, другие греховные страсти. Эксплуатация полового инстинкта в коммерческих, политических или идеологических целях способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного.

Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В книгах, кинофильмах и другой видеопродукции, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление об отношениях мужчины и женщины, которое крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Отношения мужчины и женщины только обнажаются и выставляются напоказ, не связываются с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами. Церковь призывает верующих, в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами общества, противостоять распространению этого соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества, уничтожает святость любви.

Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам подлинные знания о семье, Церковь не может поддерживать программы «просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество ксозданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте. В этом залог благоденствия государства. Дорогие новосибирцы, отцы, братья и сестры! Россия стоит перед выбором пути в будущее. Мы должны понимать и хранить такие нравственные ценности, как вера, семья, почитание святынь, служение Отечеству. Осуществление прав и свобод человека не должно угрожать самому существованию государства и противоречить общественной морали. Призываю всех вас задуматься над будущим своих близких и своей Родины.

Возлюбленные отцы, братия и сестры! Мир Христов, низведенный на землю в спасительную ночь Рождества, хранит в себе и дарует своим чадам Святая Православная Церковь, неотъемлемой частью которой является наша Новосибирская епархия.

Возрадуемся же сегодня и поспешим за волхвами и пастырями, чтобы поклониться Богомладенцу Христу, и вместе с ангелами воспоем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»!

Днесь Родившийся Богомладенец Христос да сохранит всех нас в добром здравии и да дарует нам Господь в грядущем Новом году Свою всесильную и благодатную помощь, дабы страна наша пребывала в благоденствии и мире, а наша Православная Матерь Церковь приводила ко Христу Спасителю новые поколения жителей России. С праздником Рождества Христова!

ТИХОН,
Архиепископ
Новосибирский и Бердский
Рождество Христово
2006/2007'года
Новосибирск




Яндекс.Метрика

На главную страницу