Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№2 (50) январь 2006 года      
Читайте в номере:

XIV Международные Рождественские Образовательные Чтения в Москве
Страницы памяти
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
IX Новосибирские Рождественские Образовательныее Чтения
Церковь и армия
Дорогой веры
Семья и Церковь
Диакон Николай Тетюцкий - Пешком по Святой Горе (окончание)
Объявления

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№2 (50) январь 2006 года  
XIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ В МОСКВЕ

 30 января 2006 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II состоялось торжественное открытие XIV Международных Рождественских образовательных чтений. Накануне, 29 января, участники Чтений молились за Патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя.

В этом году Рождественские чтения посвящены теме «Школа и Церковь — традиции и реформы образования». В первом заседании, которое прошло в Государственном Кремлевском дворце, приняли участие постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви: Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии, председатель Рождественских чтений митрополит Калужский и Боровский Климент, а также митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, другие православные иерархи, священнослужители, православные педагоги из разных регионов России и из-за рубежа.

На открытии форума , кроме того, присутствовали министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов, первый заместитель председателя Госдумы Л.К. Слиска, заместитель председателя Госдумы С.Н. Бабурин, Генеральный прокурор Российской Федерации В.В.Устинов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, его заместитель А.В. Чуев, президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев, президент Славянского фонда России Г.В. Боголюбова, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, другие представители государственной власти и видные общественные деятели.

Приветствия в адрес организаторов и участников Рождественских чтений направили глава администрации президента России С.С. Собянин, председатель Совета Федерации С.М. Миронов, председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов.

Помимо пленарных заседаний, проходивших в Государственном Кремлевском дворце и Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, проводились также заседания в секциях по восьми направлениям: «Православное воспитание и образование», «Семья и школа», «История и пути Промысла Божия», «Церковь и общество», «Защита жизни», «Церковь и культура», «Христианство и наука», «Глинские чтения».

Рождественские чтения проводились Отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, при участии других Синодальных учреждений и Духовных школ, а также министерством образования России, Российской академией наук, Российской академией образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российской государственной библиотекой, национальным фондом «Русская школа» и рядом других организаций.

Завершилась работа этого представительного международного форума 4 февраля.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии XIV Рождественских образовательных чтений

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, многоуважаемые представители власти и государственных структур, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников XIV Рождественских образовательных чтений и поздравляю с минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума - Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.

В этом году основная тема Чтений — соотношение и взаимодействие образовательных и церковных институтов в целях сохранения и упрочения вековых традиций российского образования и получения наиболее продуктивных результатов проходящих в данной сфере реформ. Думаю, что все согласятся с тем, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без развития соответствующей системы народного образования, обеспечивающей свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

Православная Церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности. В соответствии с этим под образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого— обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Образование как одна из функций общественного развития определяет эффективное взаимодействие всех его составляющих. Поэтому очевидно, что социальное партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающих поколений.

На наш взгляд, христианские духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личности и являются столь же неотъемлемым достоянием народов России, как и памятники материальной культуры. Если государство признает в качестве национального достояния православные храмы, иконы, причем, оставляя эти культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности, возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования? Почему, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаванию в школах предмета «Основы православной культуры и этики», а дипломы выпускников богословских учебных заведений или ученые степени, полученные в духовных академиях, по-прежнему не признаются государством?

Нам уже неоднократно приходилось говорить, выступая перед самыми высокими аудиториями, что, к сожалению, в существующей законодательной базе Российской Федерации до сих пор практически полностью отсутствует правовое регулирование негосударственного сектора образования, в том числе и религиозного. В результате в России, в отличие от большинства европейских стран, не разработаны правовые основы государственного признания и поддержки религиозных образовательных учреждений и преподавания основ знаний о религии в школе.

Кому-то покажется странным, что религиозные организации претендуют на государственную поддержку своих учебных заведений. Но сегодня всем нам необходимо осознать, что сфера образования—это один из важнейших элементов становления гражданского общества в России, а священнослужители и верующие граждане России —это его интегральная часть. И дело даже не в их числе, хотя оно весьма велико, а в их праве, как граждан демократического государства, получать государственное и общественное признание своей деятельности.

Мы глубоко убеждены, что наша общая забота о будущем нашего Отечества не может быть отделена от попечения о воспитании подрастающего поколения, равно как и от вопросов подготовки высокообразованных, профессионально подготовленных специалистов, обладающих мощным интеллектуальным потенциалом и способных достойно представлять российскую науку на международном уровне.

Апостол Павел, обращаясь с посланием к Солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное, держаться исключительно доброго (ср.: 1 Фесс.5,21). Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности.

Вполне очевидно, что прочная и целостная структура, каковой, без сомнения, призвана стать образовательно-воспитательная система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой и взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие российского народа.

Наиболее ярким отражением памяти наших современников о великих событиях прошлого стало торжественное празднование в минувшем году ряда исторических юбилеев, явивших неразрывную внутреннюю связь многих поколений россиян и нашедшее живой отклик у широкого круга общественности. Наиболее значимыми датами этого ряда стали юбилейные торжества в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, 625-летия Куликовского сражения, 300-летия просвещения Камчатки светом Православия, первое празднование Дня народного единства.

Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировал, что исторический опыт и героическое прошлое нашего Отечества положительно воспринимаются молодым поколением россиян, и это должно послужить добрым основанием для созидания нашего общего будущего.

В то же время, выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей —это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она недостаточно осмыслена, и поэтому существенна сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов.

При этом мы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения «нового мира». Творцы светлого будущего уже обещали нашему народу, что «мы наш новый мир построим», — всем нам хорошо известен печальный итог этого строительства. Поэтому на очередном этапе своего исторического бытия мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок. Совершенно очевидно, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с момента ее возникновения. В то же самое время обществу необходимо проникнуться идеей духовного обновления жизни, к которому и призывает Православная Церковь.

Поэтому, когда мы говорим о возрождении православных традиций образования и воспитания, мы не должны понимать под этим только восстановление исторически существовавших форм православного образования — таких как воскресная школа, православная гимназия, духовные семинария и Академия итак далее. Сегодня нельзя понимать православное воспитание и образование только вузком смысле и ограничивать эти понятия только специальным образованием — традиционным духовным или современным теологическим. Необходимо признать, что в настоящее время главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения у подавляющего большинства жителей страны.

Можно сказать, что в наше время традиционные социальные институты, такие как семья, школа и религиозная община, уже зачастую не оказывают решающего влияния на формирование мировоззрения людей, особенно молодого поколения. Огромное значение для формирования системы ценностей современного информационного общества имеют средства массовой информации. Не учитывать этого фактора нельзя, в противном случае все усилия изменить нравственную ситуацию в сфере образования и воспитания будут сведены на нет. Сегодня необходимо всерьез поставить вопрос о том, чтобы деятельность СМИ соответствовала национальным интересам России.

Поэтому, когда мы говорим о возрождении традиций православного образования, мы должны иметь в виду не только дальнейшее развитие исторически существовавших форм, о которых уже упоминалось выше, но и поиск новых форм адекватного свидетельства духовно-нравственных ценностей Православия нынешнему поколению россиян. По сути дела, сегодня речь идет о формировании новых традиций православного образования, использующих современные информационные технологии и учитывающих мировоззренческие установки современных людей.

В наше время очень опасно и неэффективно идти по пути запретов, хотя в целях духовной безопасности государство и должно налагать ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих безнравственный образ жизни. Нам необходимо приучать молодежь разбираться в разных мировоззренческих системах, представленных сегодня в обществе, и осознанно совершать выбор духовных ценностей, укорененных в религиозном мировоззрении, традиционном для подавляющего большинства граждан нашей страны.

Неотъемлемой частью образовательного процесса, той средой, в которой он проходит, является семейное и общественное воспитание. Если ребенок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как«не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности, а в молодежной среде будут привлекательными такие пороки, как жестокость, преступность, наркомания, половая распущенность.

Семья, школа и духовно-нравственное состояние общественной жизни — вот очевидные приоритеты для государства и Церкви, поле для активного нашего сотрудничества. На наш взгляд, сегодня как никогда важно спланировать и совместно осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к социальному институту семьи, ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений, создание в будущем устойчивой многодетной семьи. В духовном образовании мы видим серьезную государственную задачу подготовки будущих священнослужителей, способных повлиять на нравственную атмосферу в приходской общине, а через нее в семье и обществе, способных быть духовными лидерами для молодых людей.

Учебные заведения — государственные и церковные—это место, где будущие члены общества и Церкви получают образование и воспитание. Но только тогда мы сумеем достигнуть желаемой стабильности и баланса сил в обществе, когда молодые люди, обучающиеся в разных типах учебных заведений, в реальности не будут отделены друг от друга, а будут учащимися единой национальной системы образования.

К сожалению, сегодня можно наблюдать тревожные тенденции, проявляющиеся в отчуждении определенной части наших сограждан от духовных ценностей, традиционно присущих российскому народу и оказавших огромное влияние на формирование менталитета и всего мироощущения наших соотечественников. Наиболее ярким проявлением этих тревожных симптомов является стремление некоторых средств массовой информации и общественно значимых персон к внедрению в сознание наших современников одностороннего, ущербного понимания фундаментальной характеристики российского государства, зафиксированной в Конституции и определяемой термином «светскость».

Несмотря на очевидную противоречивость атеистического толкования данного понятия, вступающего в прямое противоречие с принципом свободы совести, зафиксированном в том же Основном законе, подобные тенденции продолжают играть свою неблаговидную роль, формируя в обществе атмосферу социальной напряженности и становясь причиной мировоззренческой и этнической нетерпимости.

Посеянный таким образом соблазн приносит свои горькие плоды. Несмотря на все усилия Церкви по приобщению молодого поколения к духовно-нравственным основам нашей страны, Православие до сих пор лишено эффективных, действенных механизмов для достижения положительных результатов в решении социально и культурно значимых задач.

Убежден, что только консолидация усилий в деле просвещения станет залогом укрепления государства и стабильного экономического роста страны, позволит каждому человеку и всему обществу обрести внутренний стержень, выстроить нравственную систему ценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к Вечному.

Наряду с перечисленными выше проблемами, важнейшее значение имеют вопросы, требующие обсуждения в ходе работы Чтений на пленарных заседаниях и отдельных конференциях, к которым, прежде всего, необходимо отнести вопросы соотношения роли школы, семьи, общества и Церкви в деле воспитания человека. Следует рассмотреть различные исторические аспекты становления образования в православном пространстве, обсудить варианты взаимодействия церковных и общественных институтов на поприще просвещения.

Особого внимания заслуживает проблема защиты жизни и здоровья подрастающего поколения, а также тема взаимоотношений Церкви с такими областями жизни человека, как культура и наука.

Вместе с тем необходимо самым пристальным образом рассмотреть вопрос о взаимодействии Церкви, армии и иных силовых структур. Деятельность духовенства в воинских подразделениях должна стать залогом ответственности, внутреннего мира и взаимопонимания в армейских коллективах, дабы сама возможность повторения случаев, подобных тому, что произошел в Челябинске, была совершенно исключена из жизни военнослужащих.

Надеюсь, что настоящий форум внесет достойный вклад в дело возрождения духовности в нашем Отечестве и, по сложившейся за последние годы традиции, станет значительным событием в церковно-общественной жизни страны.

Желаю всем участникам Рождественских чтений помощи Божией и плодотворных трудов на благо Церкви Христовой и наших народов.


Генпрокурор России выступил в поддержку введения духовного образования и воспитания в российских школах и вузах

Владимир Устинов уверен, что духовное образование в светских учебных заведениях просто необходимо. С таким заявлением, вызвавшим общее одобрение аудитории, он выступил на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях. При этом генпрокурор подчеркнул, что говорит не только как представитель авторитетного государственного ведомства, но и как чадо Русской Православной Церкви.
Как считает генпрокурор, система религиозного образования должна начинаться со школы, когда «душа ребенка открыта. От этого зависит, что будет: то ли бесноватый нацизм и власть золотого тельца или, наоборот, ответственность за собственную жизнь, умение соотносить ее с жизнью других людей», — отметил Устинов.
Именно отсутствие духовного воспитания приводит к общественным порокам, с которыми приходится бороться его ведомству, подчеркнул генеральный прокурор, отметив, что и коррупция в правоохранительных органах, равно как и другие преступления «оборотней в погонах» напрямую связаны с отсутствием духовного образования и воспитания.
— Полицейский появляется не из пробирки, он плоть от плоти представитель общества, в котором нет понятия греха и совести, — пояснил Владимир Устинов. — Отсюда и оборотни, мздоимцы-злоупотребители. Проблема будет преодолена, если будет поставлен духовный заслон, если все мы повернем к истокам нравственности, пониманию духовной природы правонарушений.
Устинов также считает, что духовное образование и воспитание в светских школах и вузах поможет профилактике экстремизма в России.
— Правоохранительные органы часто осуждают за слабое противодействие ксенофобии и экстремизму, однако силовыми средствами терпимости в межнациональных отношениях не добиться, — сказал он в своем выступлении на открытии Рождественских чтений. По его мнению, открытие в университетах теологических факультетов, а также введение «проблемных курсов, посвященных главному вопросу — в чем состоит смысл жизни человека», поможет профилактике экстремизма.
Русская линия

«История мировых религий» не может заменить «Основы православной культуры», считает руководитель центра «Православная энциклопедия»

Министерство образования и науки РФ заканчивает подготовку пособия по истории мировых религий для старшеклассников, сообщил глава министерства Андрей Фурсенко на открытии Международных Рождественских образовательных чтений. Текст этого пособия получил «самые доброжелательные замечания» от Московского Патриархата, отметил министр. Он также добавил, что министерство образования считает возможным законодательно закрепить право учреждений профессионального религиозного образования реализовывать образовательные программы на основе государственных стандартов.
Между тем, сообщение А. Фурсенко о пособии по истории религий многими присутствующими в зале было воспринято негативно. Министр был освистан, с мест слышались возгласы: «Не нужна история мировых религий», «Вы в России живете или где?», «Кому это нужно!» Только после того, как Патриарх Алексий II попросил тишины, зал успокоился.
Заявление министра образования об одобрении Церковью пособия по «Истории мировых религий» опроверг руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец:
— Поддержки Московский Патриархат этой идее не оказывал. Единственная поддержка заключается в том, что в «Православную энциклопедию» эта рукопись (пособие по истории мировых религий) была отправлена на рецензирование.
С. Кравец отметил, что рецензенты пособия, предложенного минобразования на рецензию, выявили достаточное количество неточностей, и учебник, разработкой которого занимается Институт всеобщей истории, отправлен на доработку. По словам Сергея Кравца, после этого пособие вновь будет отправлено в возглавляемый им церковно-научный центр на рецензирование.
Он также не согласился с позицией министерства образования, которое противопоставляет учебник по истории мировых религий «Основам православной культуры»:
— Это совершенно разные вещи: мы рассматривали учебник, который готовят в Институте всеобщей истории, как учебник по религиоведению — это отдельная дисциплина. Поэтому, — отметил С. Кравец, — даже если после учета замечаний, высказанных рецензентами центра, учебник будет доработан, то это будет учебник по истории нескольких конфессий, а не учебник, который может претендовать на роль культурологического пособия, как «Основы православной культуры».
Русская линия

Забота об имидже - признак душевной пустоты, полагает митрополит Минский Филарет

«Очевидным диагнозом интеллектуально-нравственного нездоровья современного общества стало его стремление уделять особое значение так называемому «имиджу» человека, то есть тому, каким он представляется в среде окружающих его людей»,—заявил Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, выступая на ХIV Международных Рождественских чтениях.
Он выразил обеспокоенность тем, что в последнее время создание и смена личных «имиджей» стали претендовать на стиль жизни, на способ самореализации. «Называя вещи своими именами (и при этом по-русски), мы без труда заметим, что речь попросту идет о личинах, о масках, нередко скрывающих под собой зияющую пустоту», — отметил иерарх.
Вместе с тем, по его мнению, не следует думать, что увлечение «имиджами» свойственно лишь светскому обществу с теми его особенностями, которые классик английской литературы Уильям Теккерей именовал «ярмаркой тщеславия»:
— В церковной среде подобное явление также отнюдь не редкость. Это, к примеру, личины «младостарцев» и псевдоблагочестивых «ревнителей не по уму», — сказал Экзарх.
Касаясь вопроса сотрудничества Церкви и школы в деле воспитания молодежи, митрополит Филарет отметил, что «в современном мире крайне важно с раннего возраста прививать подрастающему поколению верное понимание того, что такое честь и достоинство человека и христианина, и чем они отличаются от эгоизма и гордыни. Но для этого сами воспитатели должны ясно различать смысл этих понятий и их взаимоисключающую природу»,— подчеркнул митрополит.
Православие.Ru

В основе инфляции лежит кризис личности

«Не может развиваться экономика нормально, если на ней висят путы криминала, «откатов», коррупции», — заявил председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступая на XIV Международных Рождественских чтениях в Москве. По его словам, «если огромный процент государственного бюджета «уходит в тень, если он похищается в так называемых откатах, если в оборот приходят ничем не подтвержденные деньги, если люди получают взятки в чемоданах, где находятся миллионы долларов, то им остается эти деньги тратить, невероятно поднимая цены.
Что означает цена за квадратный метр в районе Рублевского шоссе? Вот показатель инфляции. Инфляцию провоцируют кризис человеческой личности, потеря нравственных ориентиров»,— отметил митрополит. В этой связи он заявил о необходимости преподавания религиозных предметов в учебных заведениях, в частности, «Основ православной культуры».
— Мы должны серьезно подумать о том, каким должно быть это преподавание. «Основы православной культуры» не могут стать самым неинтересным уроком, его не должны изучать из-под палки — он должен быть притягательным, вызывать интерес у детей, — подчеркнул иерарх. По оценке митрополита Кирилла, сегодня в вопросе о преподавании основ Православия произошли значительные подвижки.
В своем выступлении Его Высокопреосвященство коснулся также вопроса придания государственного статуса духовным школам.
— При реализации государственного образовательного стандарта в религиозных учебных заведениях не следует игнорировать традицию духовной школы, — сказал он. — Нужно идти по пути разумного взаимодействия и соотнесения требований государства и традиций семинарий. Думаю, что нет никаких трудностей в гармонизации этих двух подходов.
Митрополит Кирилл также добавил, что в духовных школах есть свое понимание того, как должно строиться религиозное образование. Важно, чтобы дипломы духовных учреждений признавались государством, несмотря на то, что «есть даже в духовной среде люди, которые говорят: «Зачем это надо?». Это ошибочный подход: он загоняет в интеллектуальное гетто выпускников наших школ. Они продолжают оставаться людьми второго сорта. Они, защитившие докторские диссертации, являются людьми со средним образованием для государства», — отметил Владыка Кирилл.
По его словам, для многих молодых людей это не просто вопрос чести, но и вопрос стимула, потому что им небезразлично, как общество относится к их квалификации. В вопросе наделения религиозных учреждений государственным статусом существует важный «миссионерский фактор», считает митрополит. В частности, люди, получившие богословское образование, которое будет признаваться государством, пойдут и в светские учреждения. «Эти люди смогут становиться живыми мостами между Церковью, богословием и обществом»,—уверен председатель ОВЦС НП.
Седмица.Ru

 Разработан проект новой Концепции миссионерской деятельности РПЦ

На секции «О церковно-общественном диалоге в современной России», которая прошла в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений, председатель Миссионерского отдела МП архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн представил проект новой Концепции современной миссии РПЦ.
— Сегодня каждый приход должен активизироваться и заняться проповедью о Распятом и Воскресшем Спасителе мира — Иисусе Христе. Мы должны рассказать людям о смысле Литургии, чтобы Православие перестало быть обрядоверием, — сказал Владыка Иоанн в своем выступлении.
В Концепции отмечено, что в большинстве епархий РПЦ так называемые миссионерские богослужения необходимо совершать на национальных и искусственных языках. При этом ни в коем случае нельзя терять сакральный смысловой контекст литургической традиции.
Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, выступая на миссионерской секции, отметил, что «человек должен прийти в храм и найти там Христа, а не друзей или материальную помощь. В деле проповеди важна личность. Миссионеру необходимо являть собой положительный пример христианина, потому что мы свидетельствуем о Любви. Именно Она — цель нашей деятельности».
— Сложившаяся в современной России духовная ситуация вопиет о том, чтобы мы вели «внутреннюю миссию», так как 80 процентов наших сограждан крещены, но не воцерковлены. Подобная деятельность может стать крепким заслоном против распространения влияния учений различных деструктивных сект. Тем более, что уровень доверия Церкви в народе по-прежнему очень высок, — считает сотрудник Миссионерского отдела протоиерей Сергий Попов.
Режиссер фильма и руководитель проекта «Под солнцем» Василий Яцкин призвал строить свою проповедь не на таком явлении как «православный рок», а опираясь на национальные духовные ценности и культуру.
Православие. Ru

Участники Рождественских чтений предложили создать в России общественные структуры по противодействию сектам

Их цель - сбор информации о тоталитарных сектах, действующих в регионах. Об этом говорилось во время работы секции «Духовность и псевдодуховность в современной системе образования».
— Секты, как раковая опухоль, проросли во всех социальных институтах нашего общества, — отметил один из руководителей секции, протоиерей Александр Новопашин, который также является членом-корреспондентом Европейской федерации центров по сбору и распространению информации о деструктивных культах и организациях.
По его словам, Совет Европы 22 июня 1999 года заявил о необходимости создания в каждой стране — члене Совета — государственных организаций для помощи жертвам деструктивных сект и членам их семей. Совет Европы рекомендовал поддержать создание таких организаций, особенно в странах Восточной Европы. «Это решение было поддержано на Парламентской ассамблее Совета Европы единогласно», — подчеркнул отец Александр. — Мы любим ссылаться на европейский опыт, но когда доходит до конкретных дел, предпочитаем его не замечать», — добавил он.
Священник пояснил, что в такие общественные структуры должны входить представители всех традиционных религий, ученые, сотрудники правоохранительных и налоговых органов. Их основной задачей будет сбор информации и оказание конкретной помощи жертвам тоталитарных сект.
Во время работы секции ее участники также единогласно приняли Обращение по поводу заявления в прокуратуру представителей Центра обществ сознания Кришны в России, требующих привлечь к уголовной ответственности архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, направившего письмо мэру Москвы Ю.Лужкову. Он высказал негативную позицию по поводу строительства в Москве кришнаитского храма.
«Мы выражаем нашу поддержку владыке Никону, — говорится в Обращении, — и призываем всех людей доброй воли не допустить попрания тоталитарной сектой кришнаитов конституционного права на свободу совести и слова, которые и осуществил архиепископ Никон от лица православных христиан Башкортостана, возвысив голос против ложного учения и разрушительной агрессивной экспансии последователей брапхупады, намеревающихся осквернить нашу древнюю столицу своим идолопоклонническим капищем».
В работе секции принимали участие около 100 человек из различных регионов РФ, а также Сербии, Литвы и Украины.
Седмица.Ru

 Время для преподавания в школах «Основ православной культуры» уже пришло

Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов констатирует, что практика преподавания в школах предмета «Основы православной культуры» существенно опережает законодательное обеспечение. Об этом он заявил 31 января 2006 года в беседе с журналистами по завершении заседания Попечительского совета общецерковной выставки-форума «Православная Русь».
Подчеркнув, что время для преподавания этого предмета уже пришло, он отметил, что во многих регионах накоплен значительный опыт преподавания «Основ православной культуры».
— Надо изучить этот опыт, воспользоваться имеющимися методическими разработками,—сказал министр. В качестве примера он привел опыт Смоленской области, где «Основы» преподаются по решению губернатора. —Это нужно соответствующим образом вывести на уровень государственной политики, разработать стандарты, что, собственно, сегодня и делается,—добавил А.С. Соколов.
По сообщению ИА «Интерфакс»

 Правительство РФ планирует вернуть Церкви всю собственность, отобранную советской властью

Как сообщают в министерстве экономического развития и торговли, там разработана концепция законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Таким образом, власть намерена вернуть Церкви всю собственность, отобранную еще советской властью и находящуюся сейчас, согласно закону, лишь в ее «безвозмездном пользовании».
Передавать конфессиям собственность Правительство РФ планирует также безвозмездно. Правда, расходы на проведение кадастровой съемки и оформление документов на объект, видимо, придется нести самим епархиям.
Под действие нового закона не попадут объекты, охраняемые ЮНЕСКО. Например, в Петербурге такими объектами являются Казанский и Исаакиевский соборы.
К сведению: В 1905 г. у церквей в России было 1.872.000 десятин земли (2.040.480 га), у монастырей — 740.000 десятин (806.600 га). Одна только Александро-Невская Лавра имела 25.000 десятин (27.250 га). Для сравнения: площадь Приозерского района Ленинградской области не превышает 20,5 тыс. га.
В Петербурге в 1903 г. церквям и монастырям принадлежало 266 доходных владений в виде домов, лавок, земель под постройками.
Ранее церковные земли находились в безвозмездном и бессрочном пользовании Церкви. В принятом Земельном кодексе подобная норма права не предусмотрена: земля может быть передана только в собственность или в аренду.
Радонеж

Обращение участников XIV Международных Рождественских образовательных чтений к иерархам, клиру и мирянам Русской Православной Церкви

Духовное просвещение и образование—это важнейшая миссия Церкви, ибо, по слову Священного Писания, благовествование Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1.16). Святые подвижники распространяли веру Христову жизненным примером, руководствуясь словами апостола Павла: «Во всем показывай в себе образец добрых дел» (Тит2.7). Исполняли они и заповедь учительства среди всех народов (Мф 28.19). Сегодня мы должны следовать их примеру, осуществляя учительное и миссионерское служение самыми разными способами: через систематическое образование, благовестие пастырей и мирян, совершаемое в приходах и вне их: в различных аудиториях, через средства массовой информации, книгоиздательскую и творческую деятельность.
Участники чтений — архипастыри, пастыри, миряне — обращаются к своим собратьям по служению и церковной жизни.
1. Развитие и укрепление религиозного образования должно стать важнейшим приоритетом церковной жизни и деятельности. Будущее нашей Церкви и наших народов во многом зависит от передачи молодым поколениям духовных традиций и православной веры. Образовательная, воспитательная и просветительская деятельность должна иметь предпочтительное значение перед задачами, которые были особенно насущны десять-пятнадцать лет назад, но сейчас в значительной степени выполнены: украшением храмов, благоустройством приходских зданий, организацией монастырской
жизни. Особенно это актуально для крупных городов.
2. Мы должны уделять больше внимания созданию и развитию православных общеобразовательных школ и детских садов. Для защиты и поддержки православных школ со стороны Церкви назрела необходимость придать им особый церковный статус, отразив это в Уставе Русской Православной Церкви. Уже более 15 лет существуют воскресные школы, и за эти годы они приобрели опыт работы. Сегодня важен их переход на более высокий качественный уровень: воскресные школы должны стать более активными и деятельными, искать новые пути и формы работы с молодежью.
3. Необходимо развивать единую внутрицерковную систему религиозного образования как основу для просветительской и образовательной деятельности Церкви. С этой целью важно создавать штатные единицы ответственных за религиозное образование в епархиях, благочиниях и крупных приходах. Образовательную сферу нельзя считать «довеском» к другим сторонам церковной деятельности.
4. Насущной задачей Церкви сегодня является создание развитой православной педагогической среды, подготовка квалифицированных специалистов в этой сфере. Совершенно недопустима организация научной, учебной и просветительской работы на одном энтузиазме преподавателей, без сколько-нибудь значимого материального обеспечения. Невозможно создать систему религиозного образования, не вкладывая в это значительных средств.
5. Верующие люди должны добиваться реализации их законного права на обучение своих детей в государственных и муниципальных школах в соответствии с религиозными взглядами, исповедуемыми в их семьях. Нельзя соглашаться с тем, что детям навязывается безрелигиозная картина мира как «единственно научная». Родители имеют право и должны требовать от общеобразовательной школы обеспечить знакомство детей с основами православной культуры и духовности.
6. Родительские объединения и священнослужители, выступая от имени верующих, призваны добиваться введения преподавания в общеобразовательных школах своего региона положительных знаний о Православии и православной культуре в рамках основной образовательной программы. Для этого, в частности, необходимо подумать о создании православных родительских объединений. Следует использовать опыт ряда регионов Российской Федерации, где в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в течение ряда лет успешно преподается учебный предмет «Основы православной культуры».
7. Для нормального преподавания православной культуры в государственных школах необходимо развивать взаимодействие епархий с государственными образовательными учреждениями и органами управления образованием в области подготовки педагогических кадров, разработки содержания образования, его учебно-методического обеспечения. Необходимо наладить координацию научно-педагогических и церковных структур, инициировать программы научно-педагогических исследований и экспериментов с участием светских и церковных образовательных центров, возобновить деятельность Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования и науки и Церковью, а также развивать практику создания региональных церковно-светских координационных советов по образованию.
8. Необходимо значительно усилить духовно-просветительную деятельность в приютах, детских домах, в армии, на флоте, в местах заключения. Важно искать новые формы просветительской деятельности, привлекающие молодежь, в частности, детские телевизионные программы, различные формы организации досуга и так далее. Необходимо создавать церковные центры поддержки семьи, материнства и детства.
Мы призваны слагать наши труды в единое церковное дело, не допуская даже тени разобщенности и вредных для Церкви состязаний. Пусть нашими усилиями духовно преобразятся новые поколения наших соотечественников. Верим: именно так будет воссоздана Святая Русь.
Итоговые документы и доклады Рождественских чтений 2006. Служба коммуникации ОВЦС МП

СИБИРЯКИ В МОСКВЕ

В работе прошедших Рождественских чтений принимала участие делегация Новосибирской епархии, руководителем которой был председатель епархиального отдела образования, настоятель прихода Всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Борис Пивоваров.
От собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Чтениях участвовали: протоиерей Александр Новопашин; заместитель руководителя Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства Олег Владимирович Заев; руководитель церковно-приходской школы диакон Владимир Колодяжный; настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Целительница» при областной клинической больнице, председатель Новосибирского общества православных врачей иерей Вячеслав Наумов; член Алек-сандро-Невского братства Сергей Булышев и преподаватель воскресной школы собора Елена Сергеевна Мотина.
Протоиерей Александр Новопашин выступил на заседании секции «Духовность и псевдодуховность в современной системе образования» с докладом «Педагогические» секты в Сибири». Тема сообщения О. В.Заева была посвящена положительному опыту взаимодействия муниципальных образовательных структур с Центром св. Александра Невского в деле предупреждения проникновения тоталитарных сект в систему образования в Сибирском регионе.
Иерей Вячеслав Наумов и Сергей Булышев приняли участие в работе секций «Церковь и проблемы охраны здоровья народа», «Церковь и страдающая личность: духовно-нравственные проблемы распространения алкоголизма, наркомании и СПИДа»; иерей Александр Матрук — секции «Церковные древности»; диакон Александр Егоров — секций «Православное понимание любви и брака и их подмены», «Возможности Интернета как средства религиозного образования», конференции «Театр, кино и телевидение: образный язык благовестия».
Диакон Владимир Колодяжный присутствовал на заседании секций «Служение воскресных школ: просветительское, миссионерское и социальное. Опыт работы и перспективы развития воскресных школ», «III Фестиваль духовной культуры», а также на конференции «Православная культура как новая научно-образовательная область» и пресс-конференции «Основы православной культуры как концепция жизни и творчества».
Е. С. Мотину, как преподавателя воскресной школы, не могли не заинтересовать доклады, которые озвучили участники секций «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях», «Роль православной культуры в развитии государства Российского», «Развитие православного и детского кинематографа», «III Фестиваль духовной куль-
туры». А диакон Иоанн Реморов, преподаватель НСМПБИ, на заседании секции «Церковно-славян-ский язык — преломление традиций в современной культуре» сделал доклад «О не противопоставлении церковно-славянского языка русскому», а также присутствовал на выступлениях участников секций «Православие и молодежная субкультура», «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви», «Проблемы религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования». На заседании последней секции декан гуманитарного факультета НГУ профессор Л. Г. Панин выступил с докладом «Церковно-сла-вянский язык как язык-консервант, и задачи его преподавания в средней и высшей школе». Он также принял участие в разработке Концепции преподавания церковнославянского языка. Кроме того, Л.Г. Панин выступил на семинаре учителей-преподавателей церковнославянского языка в московской школе №981.
Выступление доктора исторических наук П.В. Волкова на секции «Наука в свете православного миропонимания» было посвящено теме «Каменный век на страницах Библии».
От Новосибирского государственного педагогического университета в Рождественских Чтениях участвовали доктор исторических наук Е.Ф. Фурсова, М.И. Стрельцова (факультет культуры), Л.И.Дре-мова (исторический факультет), Т.И. Шишкина (филологический факультет). Все они приняли участие в работе секций «Церковно-славян-ский язык — преломление традиций в современной культуре» и «Кремлевские древности».
Н.А. Тарасевич (член Новосибирского отделения Союза художников) прочитала доклад «Духовно-нравственное воспитание детей средствами традиционного народного декоративно-прикладного творчества» на заседании, секции «Православие и народная культура».
На семинаре-совещании руководителей Отделов образования, состоявшемся первого февраля в Высоко-Петровском монастыре, протоиереем Борисом Пивоваро-вым было сделано сообщение об актуальных проблемах взаимоотношений церковных и светских образовательных структур. Директор православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского Л.П. Талышева ознакомила присутствующих на совещании с опытом сотрудничества гимназии с другими образовательными учреждениями Новосибирска и ее участии в конкурсе «Лучшие школы России — 2005».
 

 

ШКОЛА ДОЛЖНА НАУЧИТЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО

ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА,
УПРАВЛЯЮЩЕГО ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ, НА XIV МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯХ
Христианское понимание образования в формальном отношении соответствует общепринятому, согласно которому образование есть формирование человеческой личности в процессе ее взросления, достижения совершеннолетия и социализации в соответствии с определенным идеалом.

В содержательном отношении церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает с педагогическим идеалом, восходящим к античной традиции.
Согласно этому идеалу, подлинно образованный человек — это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала. В то же время, это социально ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении индивидуального благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в целом.

В связи с этим, смысл образования Церковь видит в приобщении человека к высокой духовности, нравственности и культуре, что является единством индивидуального и общественного. Воспитание и образование направлено на то, чтобы человек одновременно стремился к внутренней гармонии и к гармоничному устройству общества. Поэтому образование охватывает как индивидуальную нравственность (личные добродетели), так и социальную этику (включая правовое сознание и культуру общения). Оно имеет целью овладение, как теоретическим мышлением, так и практическими, в том числе, профессиональными навыками.

В процессе образования человек приобщается к высшим достижениям национальной и мировой культуры: к философскому постижению мира и его эстетическому выражению в литературе и искусстве, к пониманию истории и многообразия культурных традиций, к результатам научного познания и технического прогресса.
Другими словами, образование есть приобщение к многовековой мудрости человеческой культуры и творчества, духовно-нравственным традициям своего народа.

Особое значение данное понимание образования получило на рубеже веков. Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека — гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми чудесами технической мысли. Приходит понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несет в себе религия, и духовно-нравственную составляющую образования, то многое из задуманного может просто не реализоваться.

Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа. Если в социальной сфере будет продолжаться упор на детские дома, как на форму существования беспризорных детей и сирот, а не будет укрепляться семья, то очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою» не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Если ребенок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди «Не убий», то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а Россия все больше будет погружаться в демографический кризис.

Не случайно Рождественские чтения проходят в период празднования Рождества Христова и Крещения Господня, что дает нам возможность особо понять, что главная ценность человеческой жизни — есть божественная жертвенная любовь к человеку во Христе, не потворствующая греху, а помогающая избавиться от него.

В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.
Эта задача не только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность русского образования с древних времен обусловливала его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.

Вчитайтесь в произведения русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не способной очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. И действительно, русская литература вместе с ее искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.

Странными, в связи с этим, кажутся происходящие в школах процессы, когда из учебных планов уходят дисциплины, связанные со сферой нравственных норм, и с удивительной быстротой и легкостью вводятся предметы типа «Планирования семьи», разрушающие личность ребенка.

Школа занимает особое место в образовании и воспитании, как один из важнейших институтов формирования личности. Ведь в нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека, который наделен бессмертной душой и разумом. Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности.

Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения, и очень важно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование. Я имею в виду не только рост качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшение положения педагогов, повышение их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим перед нами стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретных предложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.

Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви. Изначально все школы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских учебных заведений народное образование обеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская академия, которую основали греческие ученые братья-монахи Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия стала первым научным центром и положила начало высшему образованию в стране. В ней обучались дети не только духовенства, но и аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры ХVII-ХVIII веков, в том числе и основоположник светской отечественной академической науки ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.

Вообще, христианство как мировоззрение и Церковь как институт явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего пути познания Бога. С тех пор светская наука ограничилась вопросом «как устроен мир?», в то время как Церковь и ее институты да ют ответ на вопросы «зачем этот мир устроен?» и «каковы в нем место и роль человека?». Те и другие познают законы Божии, но одни — физические, химические, биологические, социальные и т. д., а Церковь — духовные и нравственные законы.

Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Любая сфера деятельности Церкви, в том числе и образовательная, имеет своей основной целью спасение человека через его духовно-нравственное совершенствование. По словам Климента Александрийского, наш Педагог — Иисус Христос, у Которого любовь выставляется принципом, а богоподобие — целью воспитания с обращением особого внимания на душу. Учительная направленность христианства проистекает из заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28,19). Тем более и в первую очередь надо научить собственных детей знать Бога, любить Его и идти Его путем в Его Царство.

Из этих положений проистекают вековые традиции отечественной педагогики,которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды Ушинского, Макаренко, Сухомлинского — это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил после десятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вере отцов.
Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего развития, и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем «Государстве» рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время учебы.

На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, поскольку взрослые были заняты политикой и установлением новых экономических отношений. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда порока, а обществом овладевала коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как богоподобную личность, а как вещь и готовится к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремится сделать себя не таким, какой он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имиджмейкера, которая помогает человеку казаться кем-то и не быть самим собой.

Современная школа также склонна смотреть на процесс обучения как на товарно-денежные отношения. Она относится кучащимся как к капиталу, и от обучения их считает необходимым иметь проценты. Считается возможным ради получения гранта ввести в школьную программу такие дисциплины, которые наносят явный вред духовно-нравственному и физическому здоровью детей. Упорное нежелание признать необходимость духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе также является признаком потребительского сознания и остатком советской идеологии в современной школе.

Церковь не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когда в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания способны уничтожить наш народ. Мы очень боимся, что нас ограбят, но надо больше переживать за то, чтобы нас не растлили духовно.

Богатство можно снова накопить, а вот душу уже не восстановить в прежней чистоте.
Народное образование на Западе возникло в эпоху Реформации, поэтому оно изначально было пронизано секуляризмом. Такие основоположники западной педагогики, как Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег выступали против религиозного воспитания в школе. Они и их последователи имели своей целью воспитание человека для жизни на земле. «Жить — вот ремесло, которому я хочу научить», — писал Руссо, определяя принципы своей педагогики. Под влиянием этих взглядов духовная составляющая была удалена из школьной педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподавание Закона Божия, и вскоре там распространился практический материализм.

Сегодня западный мир сам признает себя духовной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в материальном измерении, и нравственные нормы диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие, утрата христианской духовности порождает в западном мире все новые проблемы — и социальные, и политические, и личностные. Вследствие утраты евангельских норм жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний, от неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Назову только часть: наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа, сугубо материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогического процесса будут только усугублять эти проблемы и расширять их список.

Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений — и положительный, и отрицательный — дан живущим сегодня как маяк в деле созидания будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги, которые, подобно подводным рифам, таят в себе опасность разрушения и гибели. В этой связи отрадно появление нового праздника России, который мы впервые праздновали 4 ноября прошлого года. День народного единства объединяет не только всех живущих в нашей стране сегодня, но и соединяет нас с теми, кто стоял у истоков Российского государства, раскрывает необходимость не только ратного, но и духовного подвига для защиты Отечества. Этот праздник должен утвердить в нашем обществе идеалы верности своему уникальному историческому пути, любви к Родине, единства и гражданской ответственности. Также и современная система образования призвана вносить в нашу жизнь, в жизнь будущих граждан России духовные и культурные ценности нашего Отечества, выработанные сотнями предыдущих поколений, живших на этой земле.

Не так давно молодым поколением Церковь воспринималась лишь как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как Православие — это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с Православием не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать красоту Православия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает ему ограничения не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России.

Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс «Основы православной культуры», который дает возможность современным школьникам помимо приобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов. Дети должны знать, что преступником является не только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон — например, наркоман, или лжец, или человеконенавистник.

В ряде областей предмет «Основы православной культуры» уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это возможно только в отдельных регионах. Однако там, где живут православные граждане, предмет «Основы православной культуры» должен быть введен в программу общеобразовательной школы независимо от частного мнения чиновников. Отсутствие преподавания «Основ православной культуры» лишает детей возможности изучить свою культуру, и в их сердцах находят отклик идеи, несовместимые с евангельскими принципами жизни.

Пользуясь тем, что на Рождественских чтениях присутствует министр образования и науки, хотелось бы обратиться к Вам, уважаемый Андрей Александрович: «Не бойтесь того, что в школу придет священник или православный педагог. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся такие асоциальные явления как наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к нему придет проповедник шовинизма и жестокости, если не в школу, то через виртуальный мир в его душу». Ведь в современном мире молодого человека окружает столько пороков и так мало любви. Преподавание «Основ православной культуры» должно стать социальным заказом, ибо этот предмет необходим для того, чтобы негативные явления перестали распространяться в молодежной среде, чтобы наше общество получило надежду на будущее.

Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран, но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным проблемам общества. Сегодня школа и Церковь должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро и формировать его добрым. Целью школьного образования является умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся. Церковь имеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека. В ходе реформы могут меняться формы и методы достижения этой цели, но сама цель должна остаться неизменной.

ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО РОССИИ - НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА

Как известно, Международным Рождественским чтениям в Москве предшествовали IX Новосибирские Рождественские образовательные чтения, главной темой которых стало воспитание детей и молодежи через нравственные ценности и культуру.

Пленарному заседанию, которое состоялось 24 января, в день открытия Чтений, предшествовало награждение архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном юных художников — победителей первого (епархиального) тура международного конкурса детских рисунков «Христос рождается — славите!». Награждение проходило в фойе Дворца культуры железнодорожников. После этого в Большом зале ДКЖ прошел небольшой концерт творческих коллективов православных гимназий Новосибирской епархии. Рождественские церковные песнопения, святочные сценки, колядки в исполнении детей и молодежи задали праздничный тон традиционному Рождественскому образовательному форуму.

Несмотря на холодную, даже по сибирским меркам, погоду, в зале собралось около пятисот учителей, воспитателей, работников культуры, священнослужителей, учащих и учащихся воскресных церковно-приходских школ и православных гимназий, а также просто заинтересованных проблемами воспитания детей и молодежи наших сограждан. До ста работников образования прибыли из городов и районных центров Новосибирской области.

Открыл IX Новосибирские Рождественские образовательные чтения почетный председатель — Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский. Владыка поздравил всех участников и гостей Чтений с праздничными днями, с началом работы образовательного форума, а также напомнил о тысячелетних традициях православной педагогики и важности следования законам духовной жизни.

— Хотелось бы, чтобы в эти дни, — сказал Владыка Тихон, — мы обстоятельно поговорили о самом необходимом для нас — о воспитании детей и молодежи, потому что это действительно большая проблема. Россия возвращается к исторической справедливости и к своим истокам. И наша тема — воспитание будущего России.

Приветствие губернатора Новосибирской области В.А. Толоконского участникам Чтений зачитал его заместитель А.Г. Филичев. В частности, в нем подчеркивалось, что Рождественские образовательные чтения уже стали традиционными для Новосибирской области. Нынешние Чтения посвящаются проблемам воспитания детей и молодежи через культуру, через утверждение в нашей жизни начал нравственности и духовности, без которых, как показывает исторический опыт, невозможно ни политическое, ни экономическое развитие общества».

Заместитель мэра Новосибирска В.А. Федоров передал участникам Чтений приветствие от В.Ф. Городецкого. В своем выступлении он сказал:
— Нашему обществу, особенно детям и молодежи, необходимо знакомство с православной культурой. Нынешний год мэрия Новосибирска объявила «Годом семьи» и запланировала много различных мероприятий с участием Новосибирской епархии Русской Православной Церкви.

Кроме официальных приветствий, прозвучали также краткие выступления заместителя департамента образования Новосибирской области Н.П. Юсуповой и заместителя начальника городского управления образования С.А. Нелюбова.

Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон в своем докладе «Совесть как основа нравственного воспитания» раскрыл важное значение сохранения совести как в жизни человека, так и в целом в деле воспитания подрастающего поколения. Напомнив собравшимся о том, что в наступившем году исполняется 100 лет со дня рождения академика Д.С. Лихачева, архиепископ Тихон призвал работников образования и культуры к более тщательному изучению культурно-исторического наследия великого ученого. В заключение Владыка отметил:
— Если школа сумеет услышать и усвоить культурно-исторические уроки и духовно-нравственные заветы этого великого ученого и патриота России, то проблемы нравственного воспитания и культурного формирования детей и молодежи хотя бы в некоторой степени будут разрешены.

Церковь помогает детям и молодежи охранять совесть. беречь честь смолоду, приобретать милосердие и сострадание к окружающим людям; не надо препятствовать детям приходить ко Христу (Мк. 10,14) — Солнцу правды.

После доклада архиепископа Тихона со своим сообщением выступил протоиерей Андрей Федоров, руководитель епархиального Отдела по взаимодействию со светскими образовательными учреждениями. Оно было посвящено духовно-воспитательному значению изучения истории родного края. Интересным педагогическим опытом поделился ректор Новосибирского государственного аграрного университета А.Ф. Кондратов. Никого не оставили равнодушным размышления директора Новосибирского художественного музея С.М, Дубровина о нравственной ответственности художника перед народом.

На пленарном заседании собравшиеся в зале с большим вниманием выслушали доклады и сообщения директора православной гимназии во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия Л.И. Махмудовой «Культурообразующая среда в современной школе» и студента 6 курса НСМПБИ Н.Н. Соколова «О православном просвещении среди глухонемых и слабослышащих». Не менее интересным оказалось и сообщение директора колледжа телекоммуникаций и информатики СибГУТИ В.Н. Попантонопуло «Нравственное и духовное воспитание в среднем профессиональном учебном заведении», которое представила А.В. Хайрулина, декан факультета высшего образования колледжа.

В фойе Дворца культуры железнодорожников участники Чтений имели возможность ознакомиться с творчеством детей-учащихся православных гимназий и воскресных церковно-приходских школ Новосибирской епархии.

25 и 26 января работа Рождественских чтений продолжилась. Ряд секционных заседаний состоялся в в НИПКиПРО. Большой интерес преподавателей словесности вызвала секция «Евангельские сюжеты в русской литературе». Выступления руководителя Отдела образования Новосибирской епархии протоиерея Бориса Пивоварова, профессоров Ю.В. Шатина и В.Г. Одинокова, а также других докладчиков были посвящены раскрытию христианского контекста русской классической литературы.

Важной теме, которая в настоящее время не может не вызывать тревогу у людей, занимающихся воспитанием подрастающего поколения, была посвящена работа секции «Деятельность тоталитарных сект и воспитание детей и молодежи». Не менее актуальные вопросы обсуждались и участниками секции «Семья и школа». Она собрала учителей, родителей, работников дополнительного образования.

На секции «Гражданская и церковная история России», прошедшей в МОУ гимназия №2, присутствующие вели заинтересованный разговор о современном историческом образовании в школе.

Традиционная для Новосибирских Рождественских образовательных чтений детская секция нынче была посвящена церковному краеведению. На ней свои доклады о святынях родного края, о подвижниках Сибирской земли представили воспитанники православных гимназий и воскресных церковно-приходских школ Новосибирской епархии.

В секции «Духовные основы милосердия», местом проведения которой был Новосибирский гуманитарный институт, приняли участие более восьмидесяти человек. Ученые, врачи, преподаватели и студенты НГИ, студенты Новосибирского медицинского колледжа, а также сотрудницы православных сестричеств обсуждали проблему возрождения благотворительности и милосердия в современном обществе.

Всего 25-26 января в работе семи секций IX Новосибирских Рождественских Чтений приняло участие около 400 человек. 25 января многие из них имели возможность поздравить друг друга с церковным праздником — Днем памяти мученицы Татианы, ставшим теперь официальным праздником российского студенчества. Материалы прошедшего образовательного форума (доклады и сообщения) предполагается выпустить отдельным сборником, как это было сделано в предыдущие два года.

IX Новосибирские Рождественские образовательные чтения, по словам архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, дали возможность провести обсуждения, заинтересованные дискуссии, обмен опытом между участниками. А это, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию просветительской работы церковных и светских педагогов.

Иерей Димитрий Долгушин, клирик прихода Всехсвятых в земле Российской просиявших

Тоталитарные секты стремятся проникнуть в Вооруженные силы России

26 января в Новосибирском военном институте ВВ МВД России прошло заседание секции «Духовные основы российского воинства». На нем говорилось о проблемах духовно-нравственного воспитания в армии, о многовековых традициях соработничества между Российской армией и Русской Православной Церковью. Этому, в частности, был посвящен доклад военного историка СибВО, заслуженного работника культуры Ю.А. Фабрики. Во время работы участникам секции был показан видеофильм «Сын в армии».

На секции выступил настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин. Он рассказал собравшимся о существующим на сегодняшний день риске проникновения в армию тоталитарных сект. В частности, он отметил, что армия является лакомым кусочком для неопятидесятников, которые были бы рады развернуть среди солдат и офицеров пропагандистскую деятельность с целью вербовки в свою секту. Наиболее активны в своем стремлении установить прочный контактс Вооруженными силами РФ Межрегиональная общественная организация «Ассоциация общественных объединений, содействующих воспитанию военнослужащих на принципах христианства», «Союз христиан-военнослужащих» (МОО«СХВ»).

«Христиане-военнослужащие», помимо исповедуемого ими баптизма, представляют также интересы таких религиозных организаций, как «Адвентисты седьмого дня» и, что, несомненно, самое важное, «Российский объединенный союз христиан веры евангельской» (РОСХВЕ) под председательством так называемого епископа Сергея Ряховского.

— РОСХВЕ — жесточайшая тоталитарная неопятидесятническая секта оккультного типа, признанная во всем мире как особо опасная и деструктивная, — напомнил собравшимся отец Александр. — Кроме того, неопятидесятники в Новосибирске пытаются зарегистрироваться под новым названием: «Новосибирский общественный фонд «Честь и слава» — это еще одна попытка скрыть свое истинное лицо при проникновении в Вооруженные силы РФ.

 

 

 

 

Клуб православных журналистов отметил свое 5-летие и раздал премии

В рамках ХIV Международных Рождественских образовательных чтений прошло заседание клуба православных журналистов, который был основан 5 лет назад — в январе 2001 года.
За эти годы председателями клуба являлись член Союза журналистов России священник Владимир Вигилянский, доцент факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова Григорий Прутцков, попросивший после недавней автокатастрофы своего переизбрания. Поэтому в 2006 году большинством голосов было решено, что клуб возглавит руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Василий Анисимов.
Клуб православных журналистов огласил список победителей среди православных СМИ и журналистов по 15 номинациям. Среди них корреспондент «Седмицы.Ru» Юрий Клиценко—«За преданность профессии». Анна Любимова (портал «Православие и мир») стала «Лучшим журналистом», Петр Королев (журнал «Встреча») — «Лучшим журналистом православного СМИ». Диакон Андрей Кураев отмечен «За журналистское мужество». Михаил Леонтьев (ОРТ, программа «Однако») получил титул «Золотое перо». Елена Чудинова (автор романа «Мечеть Парижской Богоматери») была названа «Человеком года». Андрея Рогозянского (ИА «Русская линия») жюри сочло достойным звания «Лучший аналитик», а Илью Бражникова (редактора портала «Правая.Ru»)—«Лучший публицист».
Помимо того, обозрение «Радонеж» было названо «Лучшей газетой», телеканал «Спас» и телеканал «Союз» (Екатеринбургская епархия) — «Открытием года», «Патриархия.Ru» — «Удачным началом», журнал «Отрок» (второй год подряд) — «Лучшим молодежным миссионерским изданием», журнал «Славянка» — «Лучшим началом», «Православие.Ru» — «Лучшим православным Интернет-сайтом».
Клуб православных журналистов также отметил «антипремиями» тех, чья журналистская деятельность ставит перед собой задачу опорочить Русскую Православную Церковь. Среди печатных СМИ таким изданием стала газета «Московский комсомолец», отличившаяся в минувшем году рядом противоречащих здравому смыслу материалов. Из персоналий был отмечен Анатолий Красиков, не упускающий случая продемонстрировать свое негативное отношение к Православию.
Седмица. Ru, Русская линия

 Настоятель студенческого храма МГУ призывает православных миссионеров избегать мирского влияния

Православная Церковь в своей миссионерской деятельности должна остерегаться попасть в ловушку обмирщения, убежден настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов. Выступая на секции XIV Рождественских чтений «Православие и молодежная субкультура», он отметил, что сегодня в православной миссионерской среде «бытует определенный субкультурный оптимизм, когда мы полагаем, что всю околоцерковную культуру можно воцерковить».
Однако, по его мнению, далеко не всякая культура поддается воцерковлению: «Опыт Церкви усваивал далеко не всякое новое явление, а лишь такое, духовная значимость которого не вызывает вопросов». Поэтому миссия Православной Церкви в современной массовой культуре, полагает отец Максим, не может быть безоглядной.
— Настоящие кумиры современной молодежи — это не столько рок-музыканты Кинчев и Шевчук, заявляющие о своей приверженности Православию, сколько Филипп Киркоров, Верка Сердючка и «Фабрика звезд». Насколько возможно православному священнику проповедовать на их концертах?  Большой вопрос, необходимо ли присутствующей аудитории Евангельское свидетельство, — сказал священник.
По его словам, тенденция к «расширению» под изменяющиеся условия внешнего мира дважды проявилась в истории Церкви ХХ века: «Это, во-первых, обновленчество — как тенденция расширения в советскую действительность и, во-вторых, экуменизм».
В качестве примера отец Максим привел печальный, по его словам, миссионерский опыт западных Церквей минувшего столетия, приведший не к притоку верующих в храмы, а к очевидному обмирщению церковной традиции.
— Как известно, Иоанн Павел II стал Папой, который собирал на стадионах миллионы, но при котором опустели храмы. Не дай Бог нашему духовенству и нашей Церкви дойти до такого, — заявил отец Максим.
Седмица. RU

ЦЕРКОВЬ ДРУЖИТ С ИНТЕРНЕТОМ

Красноярско-Енисейская епархия РПЦ обогатилась еще одним интернет-ресурсом. Начал работу сайт Свято-Покровского кафедрального собора.
Имя нового сайта www.pok-rov-sobor.ru . Здесь можно узнать об истории собора, богослужениях, таинствах; со временем наполнятся странички о воскресной школе и иконной лавке. Руководитель сайта - настоятель Свято-Покровского кафедрального собора, секретарь епархии протоиерей Вячеслав Бачин.

 ОТОШЛИ КО ГОСПОДУ

В ночь с 29 на 30 января на 79-м году жизни скончался Предстоятель Православной церкви в Чешских землях и Словакии митрополит Николай (Коцвар).
30 января на 91 году жизни скончался старец Свято-Успенского Жировичского монастыря, старейший клирик Православной Церкви Белоруссии схиархимандрит Митрофан (Ильин).


 



Основные форматы и размеры бумаги серия.
Яндекс.Метрика

На главную страницу