Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви

издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 

Архиепископа Новосибирского и Бердского

 С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!


 

Святки значит «святые дни»

Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются Святками - то есть святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать их особо Церковь начала с древних времен. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Святки – праздник христианский, но к нему примешалось немало языческого унаследованного от самых древнейших времен. У славян с давних пор существовал во время Святок обычай рядиться, надевать личины («окруты», «скураты»), «играть козу», проводить гадания. С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды, к сожалению, не потеряли своей силы.

Но Святки – это святые дни, а потому и проводить их нужно благочестиво. Уже Тертуллиан (II в.) и блаженный Августин (IV в.) в своих сочинениях осуждали эти обычаи.

Что касается гаданий, то к ним Церковь издавна относилась строго, запрещая их в среде христиан. Так, в 61-м своем правиле Шестой Вселенский Собор говорит: «Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. 3акосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».

Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткой, но оканчиваются всегда великим вредом для души. Зачастую нарушается святость этих дней и всякого рода другими неприличными для христиан шумными и разгульными забавами и развлечениями.

«Дух Христов, – по замечанию святителя Филарета (Дроздова), – не враг благозаконных радостей». В невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения, дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, – как учит святой Иоанн Златоуст, – где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно...». Утверждая нашу веру в величайшую тайну воплощения Сына Божия, Святая Церковь в своих песнопениях изображает этот праздник как день всеобщей радости: «Яко родися днесь Спас, Иже есть Христос Господь. Небо и Земля, днесь пророчески да возвеселятся; играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».

Вместе с тем Святая Церковь празднованием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа. Празднуя это Рождение, мы должны исполниться решимости возродиться от жизни греховной к жизни святой и богоугодной. Снисшедший на землю Господь наш Иисус Христос вступил в благодатное сродство с нами. Но, чтобы нам быть достойными этого высокого общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя снисшедшего с Небес Господа, нам необходимо удаляться от тьмы греха и приближаться к свету веры, благочестия и добрых дел.

К примеру, в древности во время Святок даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. И сегодня принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам со звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах России он имел свои особенности.

В некоторых местах звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование Святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.


«Над тем вертепом звезда сияет…»

В каждом празднике, будь он церковного календаря или государственного, есть своя неповторимая изюминка, присущая только этому празднику. Так, на Пасху принято печь куличи, красить яйца, на Новый Год наряжают ель, а вот неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются «рождественские вертепы».

Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.

Рождественские святки - это дни, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славите!». Во многих школах и детских садах проходят рождественские утренники. Дети делают вертепы, где показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются Младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Вертепы бывали разные, большие и маленькие, куклы делались довольно просто, вырезались из дерева, заготовки раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков. Вертепы носили по домам на святках. Вот как об этом вспоминал Н.А. Полевой: «В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы». В дореволюционной России вертепы можно было увидеть на ярмарках.

Сами представления состояли из двух частей: в первой - рассказывалось Евангельское событие рождества Христова, так называемая духовная часть, а уже во второй ставились сценки, написанные самими актерами.

И в наши дни в ограде церкви на Рождество устанавливают неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Младенца Христа, Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и пришедших поклониться Младенцу трех волхвов.


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу