Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Святки значит «святые дни»
Двенадцать дней после Рождества до Крещения
Господня называются Святками - то есть святыми днями,
освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать их особо
Церковь начала с древних времен. В первые дни празднества по
традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить
подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу
волхвами.
Святки
– праздник христианский, но к нему примешалось немало
языческого унаследованного от самых древнейших времен. У
славян с давних пор существовал во время Святок обычай
рядиться, надевать личины («окруты», «скураты»), «играть
козу», проводить гадания. С распространением христианства на
Руси все эти языческие обряды, к сожалению, не потеряли
своей силы.
Но Святки – это святые дни, а потому и проводить их нужно
благочестиво. Уже Тертуллиан (II в.) и блаженный Августин (IV
в.) в своих сочинениях осуждали эти обычаи.
Что касается гаданий, то к ним Церковь издавна относилась
строго, запрещая их в среде христиан. Так, в 61-м своем
правиле Шестой Вселенский Собор говорит: «Предающиеся
волшебникам или другим подобным, дабы узнати от них, что
восходят им открытия, согласно с прежними отческими о них
постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии.
Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о
счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей,
деятелей предохранительных талисманов и колдунов.
3акосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых
пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из
Церкви, как священныя правила повелевают».
Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда
шуткой, но оканчиваются всегда великим вредом для души.
Зачастую нарушается святость этих дней и всякого рода
другими неприличными для христиан шумными и разгульными
забавами и развлечениями.
«Дух Христов, – по замечанию святителя Филарета
(Дроздова), – не враг благозаконных радостей». В невинных
играх и забавах отдыхает душа, истомленная шумом суеты,
поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с
христианской точки зрения, дозволительны игры и развлечения,
которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не
оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого
достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и
роскошь, – как учит святой Иоанн Златоуст, – где пьянство и
всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко,
непостоянно...». Утверждая нашу веру в величайшую тайну
воплощения Сына Божия, Святая Церковь в своих песнопениях
изображает этот праздник как день всеобщей радости: «Яко
родися днесь Спас, Иже есть Христос Господь. Небо и Земля,
днесь пророчески да возвеселятся; играет вся тварь
рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть
идольская преста и царствует Христос во веки».
Вместе с тем Святая Церковь празднованием Рождества
Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной
родившегося Господа. Празднуя это Рождение, мы должны
исполниться решимости возродиться от жизни греховной к жизни
святой и богоугодной. Снисшедший на землю Господь наш Иисус
Христос вступил в благодатное сродство с нами. Но, чтобы нам
быть достойными этого высокого общения и союза, чтобы не
отвергнуть от себя снисшедшего с Небес Господа, нам
необходимо удаляться от тьмы греха и приближаться к свету
веры, благочестия и добрых дел.
К примеру, в древности во время Святок даже цари,
переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали
заключенным милостыню. И сегодня принято вспоминать о
бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома,
приюты, больницы, тюрьмы.
Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или
славление. Молодежь и дети ходили по дворам со звездой,
исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника,
а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству
Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно,
но в разных районах России он имел свои особенности.
В некоторых местах звезду заменяли «вертепом» -
своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены
Рождества Христова. Празднование Святок богато отражено в
фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни
становятся, по выражению великого русского писателя Федора
Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями
милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных
событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили
название святочных историй.
«Над тем вертепом звезда сияет…»
В каждом празднике, будь он церковного календаря или
государственного, есть своя неповторимая изюминка, присущая
только этому празднику. Так, на Пасху принято печь куличи,
красить яйца, на Новый Год наряжают ель, а вот неотъемлемой
традицией празднования Рождества Христова являются
«рождественские вертепы».
Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр,
который показывали на Рождество Христово и на святках. Это
действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии
более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие
рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят,
показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как
маленький семейный театр, на представления которого
приглашали соседей и близких друзей.
Рождественские святки - это дни, когда люди поздравляют
друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился -
славите!». Во многих школах и детских садах проходят
рождественские утренники. Дети делают вертепы, где
показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет
назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко
маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся
Пресвятая Богородица и святой Иосиф, ослик и вол согревают
младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на
авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!..
Пастухи и волхвы кланяются Младенцу... Огонек свечи,
колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени
простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не
скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!
Вертепы бывали разные, большие и маленькие, куклы делались
довольно просто, вырезались из дерева, заготовки
раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков.
Вертепы носили по домам на святках. Вот как об этом
вспоминал Н.А. Полевой: «В Иркутске, где я родился и жил до
1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных
домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы». В
дореволюционной России вертепы можно было увидеть на
ярмарках.
Сами представления состояли из двух частей: в первой -
рассказывалось Евангельское событие рождества Христова, так
называемая духовная часть, а уже во второй ставились сценки,
написанные самими актерами.
И в наши дни в ограде церкви на Рождество устанавливают
неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями
Младенца Христа, Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника
и пришедших поклониться Младенцу трех волхвов.
|