Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

РУССКИЙ АФОН

 Отец Макарий - игумен и священноархимандрит Пантелеимонова монастыря

Отец Макарий (в миру Михаил Иванович Сушкин) явился продолжателем великого дела, которое начал иеросхимонах Иероним - духовник Русского на Святой Горе Афон Пантелеимонова монастыря, и он же его закончил, то есть окончательно восстановил русское монашество в Пантелеимоновом монастыре.

Михаил Иванович родился в богатой купеческой семье в городе Туле. Он с отроческих лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Заветной мечтой его были путешествия по святым местам. Желание свое Михаил Иванович осуществил уже в более или менее зрелом возрасте. Родители ничего не имели против этого и уволили сына в дальний неизвестный путь, наградив своим родительским благословением и всем необходимым.

Третьего ноября 1851 года Михаил Иванович прибыл на Святую Гору и остановился в Русском Пантелеимоновом монастыре. В Русике в то время было еще не много русских иноков. Все они жили почти отдельною семьею от греков, крепко сплетясь около своего духовника отца Иеронима. Тотчас по прибытии в Пантелеимонов монастырь Михаил Иванович познакомился с духовником русской общины отцом Иеронимом, который произвел на него своими беседами глубокое впечатление и окончательно утвердил в нем решение остаться на жительство в Пантелеимоновом монастыре.

Здесь Михаил Иванович был сначала принят послушником, а потом и пострижен в схиму с именем Макарий. Пострижение в схимонашество отца Макария было совершено 27 ноября.

В1853 году, 22 февраля, отца Макария рукоположили во диакона, а через два года с небольшим, в 1856 году, третьего июня, - во иеромонаха. В промежуток этого времени отец Макарий изредка служил, все же остальное время проводил на монастырских послушаниях. Сэтого времени начинается уже деятельность отца Макария как помощника духовника отца Иеронима и игумена архимандрита Герасима. Так, вскоре после посвящения его в иеромонаха, отец Иероним, управлявший русской общиной, при отъезде своем на хутора (метохи) монастыря, поручал отцу Макарию в его отсутствие управлять монастырем. Престарелый отец игумен Герасим помер 10 мая
1875 года, и отец Макарий 20 июля был торжественно избран игyменом Пантелеимонова монастыря.

При этом присутствовали экзархи Константинопольского патриарха - Высокопреосвященный митрополит Никейский Иоанникий и митрополит Деркийский Иоаким. Теперь, с избранием во игумена отца Макария, уже кончилась та продолжительная борьба за самостоятельное обеспечение русской братии на Афоне, и новый игyмен принялся за устройство своего монастыря. Труды его в этом отношении и громадны, и полезны. Это был человек неутомимой деятельности.

Уже в глубокой старости, на 69-м году своей жизни, отец Макарий проводил строго постническую, подвижническую, воистину аскетическую жизнь. Он был везде и во всем первый. Участвует он, например, в служении всенощной, которая по афонскому уставу продолжается почти всю ночь, затем служит обедню, присутствует в трапезе. Теперь, кажется, можно было бы и отдохнуть до вечера. Но отец Макарий ограничивался часом или немногим более, для того, чтобы немного отдохнуть после трапезы. Затем он, несмотря на тропическую почти жару летом, постоянно все ходит по монастырю, осматривает постройки, различные работы, отдает различные распоряжения, выслушивает донесения и пр. Между тем, в отсутствие отца Макария, келлия его наполнялась различными просителями: монахами своего монастыря, пришедшими за какими-нибудь распоряжениями, пришлыми за милостынным подаянием, поклонниками для душеспасительной беседы.

День его начинался в глубокую полночь. Ложился он спать часа за 2 или за полтора до утрени, спал одетый, в подряснике, башмаках и скуфье. Не успеют отзвонить к утрене, как уже отец Макарий являлся в церковь и для него начиналась бодрственная, деятельная, сосредоточенная жизнь. Во время утрени масса монахов, еще большее количество поклонников стремились исповедаться у «самого батюшки» и буквально осаждали его исповедальную келлию на хорах Покровского собора. По два и по три часа дожидались очереди, потому что отец игумен исповедовал очень долго, по часу и более, особенно поклонников. И исповедовал он особенно - не допрашивал он о грехах по требнику, а одним своим словом и проникновенным взглядом действовал на исповедующегося так, что тот, чувствуя пред собою невидимое присутствие Всеведущего, Всемилостивого и Всепрощающего, но и Карающего, Господа, открывал с полной откровенностью духовнику самые затаенные движения своего сердца, содрогался душою и падал ниц в трепетном сознании своей греховности.

После окончания утрени и исповеди отец Макарий немедленно шел совершать раннюю литургию, но совершал ее так истово, что она оканчивалась вместе с позднею, начинавшеюся на полтора часа позднее. Кончалась ранняя игуменская литургия, и отец Макарий отправлялся домой. Но здесь, у дверей его келл и и, уже дожидались многочисленные просители: келлиоты, пустынножители, сиромахи, мирские - и русские, и греки. Лишь только игумен входил в свою келлию, как вся эта толпа почти насильно врывалась за ним в переднюю и начинала просить о своих нуждах. Приходилось запирать дверь передней, чтобы дать возможность отцу Макарию выпить хоть чашку чаю и во время этого отдохнуть минут пять. Как только выпита бывала чашка чая, сейчас же являлись и просители, по большей части греки. У кого из них келлия требовала починки, у кого калива развалилась, кто просил платья, кто - обуви, кто - сколько-нибудь денег; всех выслушивал отец Макарий и каждого удовлетворял в его просьбе. Обращались к отцу Макарию за помощью и русские богомольцы, которым не хватало на обратный проезд в Россию денег, но эти даваемые «в долг» деньги вскоре высылались русскими, даже с излишком, на поминовение. После того как все просители бывали выслушаны и удовлетворены, отец игумен должен идти в трапезу, после которой его опять окружали разные просители и поклонники. Наконец, усталый, отец Макарий отдыхал час или полтора. Затем, если был день почтовый, отец игумен садился за письменную работу, которая, исключая время вечерни и повечерия, занимала иногда вплоть до 10 часов вечера. Так проходили дни отца Макария, дни, полные трудов физических и нравственных подвигов.

И вся братия монастыря, взирая на своего начальника, трудились каждый на своем послушании, стараясь для общего блага.

Жизненный путь отца Макария постепенно приближался к закату. Глубокое впечатление на него произвела смерть отца Иеронима 14 ноября 1885 года, под руководством которого до сих пор он трудился. Он стал думать, что приближается и его кончина. С тех пор отец Макарий начал прихварывать, чему способствовало постоянное физическое и нравственное утомление.

19 июня 1888 года печальные, редкие удары колокола возвестили монастырю и окрестностям о кончине великого деятеля во благо русских на Святой Горе Афонской.

На четвертый день после смерти, 23 июня, при разборе бумаг в келлии было найдено завещание отца Макария. Оно прочитано в присутствии 800 братий. В завещании есть такие строки:

«Как во дни моего с вами пребывания многократно просил и увещевал я вас во имя заповеди Христовой и ради собственной вашей пользы временной и вечной хранить между собою мир и любовь братскую, и взаимное снисхождение друг ко другу, и общее согласие и единодушие, всячески избегая всякого нестроения внутреннего и несогласия, - о сем ныне, хотя и безгласно, через сие письменное мое к вам увещание и слезное отеческое моление, напоминаю, прошу и молю вас: храните мир и любовь и взаимное братское единомыслие; не ищите каждый своего «я» И ради такого богопротивного себялюбия не забывайте вашей общей пользы, общего блага и чести обители и братии. Где мир и любовь - тамо Бог, а где Бог - тамо всякое добро. Мир и единодушие составляют твердое ограждение и благоустроение всякого общества, при внутреннем несогласии падает всякий дом и всякое общество.

Прошу и увещеваю вас, возлюбленные братия, сохраните издревле установленный порядок общежития, постоянного исповедания и откровения своих помыслов и своего сердечного устроения игумену или духовнику и по разрешении приобщения святых Животворящих Таин, как всегда бывало. Этим поддерживается духовный строй и порядок души каждого в отдельности. Не нарушайте же сего спасительного доброго установления, которое мы здесь наследовали от отцов предшественников.

Еще мое усердное завещание вам, отцы и братия: врата обители да не затворяются никогда для нищих и убогих и всякого требующего. Сам Господь засвидетельствовал воочию всех нас, воздавая обильно Своими щедротами обители за незатворение ее врат и милостыни для всех нуждающихся. Сие соблюдайте неизменно, как было, и не ограничивайте вашей милости и после меня.

Поручаю вас, как всегда, покрову, и заступлению, и милости Царицы Небесной, Преб-лагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, Ему же с Отцом и Пресвятым Духом подобает всякая честь, и слава, и поклонение, и благодарение вовеки. Аминь.

Игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Макарий».

Протоиерей Андрей КОВАЛЕВСКИЙ
(Текст печатается с сокращениями)




Яндекс.Метрика

На главную страницу