Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

«Идите, научите все народы…»

Продолжение. Начало см. в № 6, 7-8, 10-11 за 2006 г.

Одно из первых свидетельств тому, что cреди народов, живших по берегам Понта Евксинского (Черного моря) благовествовал святой апостол Андрей Первозванный, принадлежит Ипполиту Портуенском (III век): «Андрей, после того, как проповедовал скифам и фракийцам, претерпел крестную смерть в Патрасе Ахейском (Патры)».

Другое свидетельство, цитируемое Евсевием Кесарийским в «Церковной истории», принадлежит Оригену: «Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею - Скифия, Иоанну- Асия». Если Ориген упоминает лишь название страны, то Ипполит дает понять, что апостол Андрей проповедовал не азиатским скифам, жившим по берегам Каспийского моря, и не гиперборейцам, жителям северо-восточной Европы, а тем скифам, территория которых простиралась от Балкан до устья Дуная и далее.

С IV века имеются уже более подробные сведения: «Апостол Андрей, брат апостола Петра, как передали предки наши, проповедовал Евангелие скифам и согдианам, и сакам, и в Севастополе внутреннем» (Дорофей Тирский); «Апостол Андрей, брат апостола Петра, обошел, благовествуя, все поморие Вифинии и Понта, Фракии и Скифии, потом прибыл в Севастополь Великий, где укрепление Апсар и река Фазис» (труды Святых отцов, изданные Минем); «Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом, где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы» (Епифаний Кипрский).

Указанные географические названия, по мнению исследователей, относятся к территории современной Абхазии. Севастополь Великий - это древняя греческая колония Диоскурия, известная в римскую эпоху под названием Севастополиса (ныне - Сухуми). В апостольский век это был перевалочный пункт при торговле местных жителей с Индией и азиатскими странами. Река Фазис - древнее название реки Риони.

Более подробные и точные сведения об апостоле Андрее принадлежат Никите Пафлагону (IX век): «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера к югу Понта Евксинского» («Похвальное слово апостолу Андрею»). Только здесь упоминается проповедь апостола Андрея среди иверов. Эти сведения подтверждаются иверскими летописями, восходящими к IV веку, а также тем, что до сих пор благочестивые жители Абхазии с благоговением указывают гробницу апостола Симона Кананита, который был спутником святого Андрея Первозванного в одном из его путешествий.

Савроматы (сарматы) жили на территории между Волгой, Доном и Кавказскими горами. Но, скорее всего, здесь подразумеваются азиатские скифы, или саки, жившие по северо-восточным берегам Каспийского моря. Их соседями были согдиане, которые в первые века по Рождестве Христовом распростерли свою власть на алан, живших, по свидетельствам тогдашних историков, между Волгой, Доном и Кавказом. Тогда, по всей вероятности, согдиане и основали в Крыму, по имени своему, город Сагдею, или Сугдею (ныне - Судак).

Под таврами и скифами здесь упоминаются обитатели Крыма и жители Малой Скифии, территория которой простирается от Херсонеса до Борисфена (ныне - Днепр) и Дуная. Таким образом, путь святого Андрея шел по берегам Черного и Каспийского морей.

Ревностно потрудился над сбором материалов по благовестническим трудам апостола иерусалимский монах Епифаний.

Он непосредственно побывал в тех местах, где, согласно «Каталогу» Епифания Кипрского, проповедовал первый ученик Христа, и собрал о нем всевозможные сведения. В соответствии с жизнеописанием апостола в редакции монаха Епифания, дорога святого благовестника вела через Иверию (Грузию), где он просветил многих иверийцев, вСванетию, которой в то время правила царица, вдова убитого понтийского царя, вместе со своими подданными принявшая Святое Благовестие. Для утверждения Церкви в Сванетии был оставлен апостол Матфий, спутник апостола Андрея.

Отсюда святой Андрей Первозванный отправился в Осетию, и в городе Фостофоре многих обратил в христианскую веру; после этого - в Абхазию, в город Севаст, где еще больше людей приняли его проповедь.

Придя в землю джигетов, апостол Андрей натолкнулся на неприятие Благой Вести этим народом. Он удалился от них в Верхний Сундаг, жители которого с радостью последовали учению Христа, а потом направился в Босфор, и здесь немало горожан привлек ко Христу своей проповедью и творимыми Именем Божиим чудесами.
Из Босфора, как повествует монах Епифаний, апостол Андрей Первозванный двинулся вдоль южного помория Тавриды (Крыма) и достиг Феодосии, в которой лишь некоторые последовали его учению. И, наконец, он прибыл в Херсонес, где, благовествуя, зажег сердца многих верою во Иисуса Христа.

Алексей ЗУБОВ,
послушник Вознесенского
кафедрального собора.
Продолжение следует
 



Яндекс.Метрика

На главную страницу