Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви

издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 

Архиепископа Новосибирского и Бердского

 МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ


 

«Песнь воспети и восхвалити достойно сподоби»

В конце июня – начале июля этого года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в поселке Фряново Московской области прошел IV Всероссийский практический съезд любителей знаменного пения. Съезд был организован Обществом любителей знаменного пения имени святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, Щелоковским благочинием при участии Отдела по делам молодежи Московской епархии РПЦ и посвящен 400-летию со дня преставления святителя. «Знаменный распев в ХХI веке: практическое воплощение, методики обучения, перспективы развития» – под таким девизом проходил съезд.

Немного о распеве

Знаменный распев или, точнее, роспев – древнейший русский стиль церковного пения. Отличительные его черты: строгое одноголосие (унисон), запись с помощью крюков – безлинейных знаков (знамен), от которых он и получил свое название. Но «знамя» – это еще и знамение, мелодическое откровение, дарованное Богом воцерковленной Руси. Распев, в отличие от привычной для нас композиторской музыки – плод творчества не индивидуально-авторского, а соборного. Знаменный распев господствовал на Руси с XI-го по XVII-й век, до того, как в церкви распространилось гармоническое многоголосие европейского типа, ставшее основой современного церковного пения. Старообрядцы сохранили традицию знаменного пения; ее поддерживали также Кремлевский Успенский собор, Соловецкий, Саровский, Спасо-Андроников монастыри, Киево-Печерская Лавра. Ряд православных иерархов – святитель Игнатий Брянчанинов, митрополит Евгений Болховитинов, протоиерей Димитрий Разумовский – видели в знаменном распеве идеал молитвенного пения; композиторы Д. Бортнянский, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов старались вернуть его в богослужебную практику путем гармонизаций, либо стремились приблизить свой музыкальный язык к стилю знаменного распева.

В конце ХХ века впервые была поставлена задача возрождения целостной системы знаменного пения в его оригинальном, одноголосном виде. Самые активные сторонники этой идеи как раз и составили Общество имени святителя Иова, патриарха Московского, которое ныне возглавляет Глеб Борисович Печенкин – головщик (регент) Московского храма в честь Воскресения Словущего, педагог-основатель Знаменно-певчей школы. Он явился также главным организатором съезда.

Кто приехал на съезд

Ведущими участниками съезда были практики знаменного пения – головщики (регенты) и певчие, а также ученые-медиевисты (специалисты по истории средних веков), литургисты, преподаватели и учащиеся православных учебных заведений, священнослужители и монашествующие, интересующиеся знаменным пением, простые любители распева. Делегаты представляли не только разные города России (Санкт-Петербург, Тверь, Белгород, Кострому, Новосибирск), но также ближнее и дальнее зарубежье – Белоруссию, Прибалтику, Польшу. Из Новосибирска на съезд, как обычно, приехали Е.Ю. Нечипоренко и А.В. Коваленин (приход во имя святого страстотерпца царя Николая).

Приняли участие и представители Старообрядческой Церкви и единоверческих (старообрядных) приходов Русской Православной Церкви. Здесь, как известно, знаменный распев не прекращал своего существования в виде живой традиции, а потому их опыт важен для современных исследователей.

Где все это было

Очень удачным оказался выбор места проведения съезда – в поселке Фряново Щелковского района Московской области. Казалось, сам поселок, основанный на рубеже XVI-XVII веков, создавал необходимую атмосферу старины, основательности, традиционности. Выбор места проведения во многом был обусловлен содействием настоятеля фряновского храма во имя святого Иоанна Предтечи, ответственного по работе с молодежью Щелковского благочиния, священника Михаила Герасимова, который приложил немало усилий для организации съезда. Кроме того, в этом храме уже несколько лет за богослужением употребляется исключительно знаменный распев. Службы, совершавшиеся во время съезда, встретили здесь самый теплый отклик. Следующий съезд руководители Общества имени святителя Иова, патриарха Московского запланировали провести в городе Димитрове, где акустика и стиль средневекового (около XVI века) храма будут полностью соответствовать духу знаменного распева.

Красота древнерусского пения

По традиции, 29 июня съезд открыл торжественный молебен, который возглавил благочинный Щелковского церковного округа протоиерей Андрей Ковальчук. Ему сослужили председатель епархиального Отдела по делам молодежи, благочинный Чеховского церковного округа священник Александр Сербский и настоятель Иоаннопредтечен-ской церкви поселка Фряново священник Михаил Герасимов. Пел сводный хор участников форума с головщиком Г.Б. Печенкиным – руководителем Общества любителей древнерусского церковного пения.

После совершения молебна протоиерей Андрей Ковальчук и священник Александр Сербский поздравили собравшихся с началом работы IV Всероссийского практического съезда любителей древнерусского пения. С приветственным словом к гостям обратился заместитель главы администрации Щелковского района А.М. Ганяев.
Затем в помещении поселкового дома культуры прошло пленарное заседание, которое открыл глава местной администрации В.А. Халимова. Среди докладчиков пленарного заседания был секретарь комиссии Московского Патриархата по взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов.

В перерыве заседания делегаты смогли посетить поселковый музей-усадьбу купцов Лазаревых, владевших до революции Фряно-вым, где разместилась выставка, посвященная истории певческой культуры на Руси и современности знаменного пения. Подробную экскурсию по экспозиции провел клирик Новодевичьего монастыря иеромонах Павел (Коротких). Любопытно, что купец Лазарев – армянин по национальности – построил двадцать церквей по всей территории Российской империи, и немалую часть своего богатства потратил на дела благотворительности. Храм во имя святого Иоанна Предтечи был возведен на его средства в 1797 году.
Как было запланировано на прошлом съезде в 2005 году, богослужения в Иоаннопредтеченской церкви, проводимые делегатами, совершались по старому, дореформенному чину, очень схожему с тем, по которому служат современные старообрядцы. В числе его особенностей, согласно Церковному Уставу, – обязательное антифонное пение на два лика (хора). Так, головщики составили два мужских хора, а участники – мужской и женский. На сходах хоры объединялись на середине храма, напоминая как бы два крыла большой птицы (ведь недаром в старину клиросы-лики именовались на Руси «крылосами»).

Для того чтобы оценить знаменное пение в его полноте, необходимы духовная собранность, концентрация внимания – но ведь именно для этого мы и посещаем богослужение. Современному прихожанину, воспитанному на тонально-гармонической музыке, может потребоваться и слуховая, и психологическая адаптация к аскетичному одноголосному распеву. Хотя случается и так, что прихожане храмов с традиционным гармоническим пением специально посещают церкви, в которых службы поются знаменным распевом.

Работа певческого форума продлилась до второго июля. Его завершением стала «знаменная» литургия в день памяти святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси.

Хочется отметить, что службы, проведенные в это время, продемонстрировали жизненность, своеобразную красоту древнерусского пения и особое богослужебное мастерство исполнителей. Кстати, в Древней Руси так и называли даровитых распевщиков: мастер, а их искусство – «мáстерство», как поведал нам об этом в своем докладе иеромонах Павел (Коротких).

Теория, подкрепленная практикой

Важным элементом съезда были выступления докладчиков и дискуссии его участников. Доклады имели, в основном, практический характер, поэтому форма их была не вполне обычной. Диапазон профессионального уровня аудитории – от высокопрофессионального до любительского – ставил перед выступающими непростую задачу сделать информацию понятной каждому, – и они успешно с ней справились. По ходу рассказа им приходилось пропевать некоторые песнопения или отрывки из них, использовать наглядные и мультимедийные средства демонстрации, в том числе, материалы сайтов по знаменному пению.

Кроме того, в ходе работы проводились практические занятия: спевки перед богослужениями, мастер-классы.

Настоящим подарком для начинающих стал урок азов крюковой нотации, проведенный отцом Павлом (Коротких). За 45 минут крюки «спустились» к нам с недосягаемых высот, обретя звучащую «плоть» в певческом сознании.

Будучи заняты с самого утра до 8--9 часов вечера, участники съезда, тем не менее, не испытывали усталости. Думается, здесь необходимо отдать должное организаторским способностям руководителя Общества имени святителя Иова, патриарха Московского, Г.Б. Печенкина: программа была выстроена по принципу быстрой смены разных форм работы, в чем ощущалась рука хорошего педагога и методиста.

В рамках съезда происходило распространение разнообразных печатных, аудио-, видеоматериалов и обучающих пособий. Одним из итоговых мероприятий стало выступление хоров, продемонстрировавших разные, в том числе редкие, необычные традиции знаменного пения.

Думаю, каждый из делегатов почерпнул на съезде много полезного для своей дальнейшей работы. Практики смогли обсудить интересующие их вопросы, начинающие – прикоснулись к истокам православного певческого искусства. Ценным результатом можно также считать знакомство с разными церковно-певческими традициями и обилие творческого общения.

Ключевым правилом форума оказался принцип «прииди и виждь» (точнее – «услышь»). Участники Общества святителя Иова смогли, на мой взгляд, не столько доказать, сколько показать на своем примере, что распев не есть нечто искусственно восстановленное, извлеченное из Древней Руси, удел небольшой группы «ревнителей древлего благочестия» – он вполне способен вновь стать органичной частью церковной жизни. Здесь любой мог убедиться: знаменный распев действительно помогает понять и прожить богослужение; к тому же в хорошем, мастерском исполнении, он просто красив. Достаточно было побывать на съезде, чтобы убедиться в жизненности и жизнеспособности знаменного пения, и в этом – основная ценность и главный итог прошедшего съезда.

Елена ТАТАРИНЦЕВА


Интернет на служении Церкви

Летом мне позвонили друзья из Москвы и попросили подробно рассказать о людях, которые создали портал katehizis.ru. Мне было неловко признаться, что плохо знаю об этом сайте и его создателях, тогда как москвичи с таким восторгом о нем рассказывают. Для того, чтобы получить подробную информацию о сайте и его работе, я встретилась с его куратором, клириком храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Академгородок, микрорайон «Щ») СВЯЩЕННИКОМ МИХАИЛОМ ОСИПОВЫМ.

- Когда и кем был создан сайт Катехизис.ру и какую цель преследовали его создатели?

- Сайт был создан нашим приходом по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского и запущен в эксплуатацию в июле 2006 года. Первоначально он был подключен к Интернету и к локальной сети нашего провайдера - Academ.org, который оказал и продолжает оказывать весьма существенную поддержку в реализации нашего проекта. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство компании Academ.org - без их поддержки нам было бы трудно существовать. В декабре того же года мы подключились ко второй крупнейшей локальной сети Академгородка - Homenet. В настоящее время наш сайт доступен бесплатно для всех абонентов локальных сетей Академгородка и абонентов сети WebStream. Для абонентов крупнейшей городской сети «Электронный Город» 1 Мб информации с нашего сайта стоит от 0 до 2 копеек, в зависимости от тарифного плана.

Целей создания сайта несколько. Во-первых, он является нашим приходским сайтом. Многим прихожанам удобно узнавать через сеть расписание богослужений, задавать свои вопросы священнику.

Во-вторых, мы размещаем здесь самые интересные и актуальные новости и публикации православного Интернета. Так как трафик до сайта бесплатен для абонентов вышеназванных сетей, они могут сэкономить время и деньги, читая все церковные новости в одном месте - на Катехизис.ру.

Третья цель - организация крупной православной электронной библиотеки. На данный момент ее размер превышает 420 ГБ - 450 фильмов, 9 000 аудио-треков, 4 000 книг, 16 энциклопедий. Мы отбираем лучшие материалы о вере в разных ее аспектах: история РПЦ и Российского государства, проповеди, святые места и святыни, духовные песнопения, лекции и беседы, православные культура и искусство, материалы под рубрикой «О сотворении мира», «Семья и дети», записи ТВ СПАС. Библиотека регулярно пополняется.

- На кого рассчитана информация и материалы и кто чаще всего посещает сайт?

- Мы стремимся сделать его интересным для всех. Любой посетитель найдет что-то интересное - независимо от возраста и степени воцерковленности.

Чаще всего наш портал посещают жители Академгородка, Москвы и Санкт-Петербурга, а также Германии и Украины. Вообще география гостей обширна - от Бразилии до Японии.

- У вас очень большая коллекция православных фильмов, как она создавалась?

- Мы получаем материалы на DVD-дисках от протоиерея Владимира Пивоварова, который служит в Новокузнецке, он собрал большую коллекцию православных медиа-ресурсов. Мы просматриваем, отбираем лучшее, и конвертируем фильмы из формата DVD в MPEG 4, что позволяет уменьшить их объем в несколько раз. Качество при этом практически не ухудшается. После этого к фильму добавляется краткое описание, и он размещается на сайте. Представленная коллекция - результат обработки нескольких сот DVD-дисков.

- Назовите, пожалуйста, какие рубрики и фильмы наиболее популярны?

Очень популярна рубрика «О сотворении мира». В ней размещены интереснейшие материалы, посвященные проблеме возникновения жизни на Земле. Например, цикл фильмов по книгам турецкого ученого Харуна Яхьи, в котором раскрывается поразительно мудрое устройство нашего мира. Ленты сняты очень талантливо и одинаково интересны взрослым и детям.

Превосходный фильм из той же рубрики - «Чудо в клетке». Он раскроет перед вами высочайшую технологию строения клетки, сравнимую разве что с космическим кораблем. При помощи использованных в фильме эффектных компьютерных анимаций вы сможете увидеть перед собой чудо Божественного творения человеческого организма, от мельчайшей клетки глаза до строения клеток внутренних органов.

Популярны фильмы из раздела «История РПЦ и Российского государства». Они представляют многие события отечественной истории с неожиданной для зрителя стороны, некоторые факты становятся известными только сейчас. Пользуются наибольшим вниманием:

  • «Времена, когда молятся все» - О вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашистской Германией;
  • Цикл фильмов, посвященных тайным пружинам Октябрьской революции;
  • Фильмы об А.В. Суворове.
  • Востребованы также фильмы из раздела «Священное Писание» - серия «Библейские истории»: «Авраам», «Моисей», «Иосиф» и другие.
  • Постоянным спросом пользуются видео-лекции из раздела «Катехизис», особенно лекции профессора А.И. Осипова и диакона Андрея Кураева.
  • Судя по отзывам в гостевой книге, по душе посетителям нашего сайта пришлись материалы раздела «Для детей»
  • сказки, рассказы, колыбельные и прочее.
  • И, наконец, одни из самых популярных - это духовные песни и церковные песнопения из раздела «Аудио».

- Есть ли материалы и информация специально для молодежи, людей определенных профессий? Если нет, то планируется ли их размещение на katehizis.ru?

- Актуальность материалов, размещенных на нашем портале, делает их востребованными не только людьми среднего возраста, но и молодежью. Это видно по отзывам в гостевой книге сайта и по комментариям к статьям.
Мы планируем значительно расширить раздел, посвященный семье и детям, а также сделать сайт еще более интересным для молодых людей - через участие в его развитии, творчество и т.д.

- Отец Михаил, сейчас очень часто говорят о православном Интернете, что это такое?

- Православный Интернет - это огромное количество интересных сайтов, посвященных всем областям церковной деятельности - официальные и приходские сайты, электронные библиотеки, сайты, посвященные Церковному Уставу, святым, иконописи, проповеди, миссионерству. На них можно найти практически любую информацию, относящуюся к Церкви.

- Сколько в Интернете православных сайтов по сравнению с принадлежащими другим конфессиям?

- В каталоге портала Православное Христианство (Hristianstvo.ru) зарегистрировано около 3 000 русскоязычных православных сайтов. По иным конфессиям у нас данных нет, но по косвенным оценкам можно предположить, что речь идет о нескольких сотнях.

- Какое место среди православных сайтов занимает Катехизис.ру?

- Наш сайт, как я уже сказал, совсем молодой - этим летом ему исполнился год. Тем не менее, он занимает достаточно высокие позиции в рейтингах.

Например, в рейтинге Mail. Ru-Религия (http://top.mail. ru/Rating/Mysterious-Religion/ Today/Hosts/) - это примерно 70-е место по посетителям сайта и 45-е - по просмотру страниц (участвует 2 800 сайтов всех конфессий). В рейтинге Rambler-Религия (http://top100. rambler.ru/top100/Religion/ index.shtml.ru) примерно 70-е место по посетителям сайта и 70-е - по просмотру страниц (участвует 500 сайтов всех конфессий).

В крупнейшем каталоге «Православное Христианство» наш портал занимает первое место в разделе «Российские храмы по епархиям» (700 участников) и 5-6 места в разделе «Электронные библиотеки» (300 участников).

Если говорить про абсолютные цифры, то katehizis.ru посещает в среднем 450 человек в день, которые просматривают 3,5-4 тысячи страниц. В месяц наши посетители скачивают около 2 терабайт информации из электронной библиотеки.

- Еще несколько слов о месте Интернета в жизни православного человека. Как Вы относитесь к популярным среди молодежи Интернет-пейджерам, таким как ICQ?

- Я и сам им пользуюсь для общения по делу. Если не злоупотреблять ими, заменяя реальное общение виртуальным, то ничего страшного в их использовании я не вижу.

- Почему многие православные христиане высказываются резко против Интернета, да и вообще компьютеров?

- Сам по себе Интернет нейтрален, он становится плохим или хорошим в зависимости от его использования. Наверное, потому некоторые люди его боятся, что многое слышали о применении размещенной в нем информации во зло, но совсем не знакомы с его использованием во благо. Об этом уже говорил Патриарх Алексий: «Совершенно очевидно, что Интернет, телевидение - это лишь технические средства, которые могут использоваться по-разному. Недопустимо пренебрегать ими только потому, что кто-то поставил их на служение греху и пороку». Добавить к сказанному мне нечего.

Ия ОЧКАНОВА


История одного хора

Хор собора во имя святого благоверного князя Александра Невского был создан в сентябре 2000 года из поющих детей, посещающих воскресную школу. С самого начала его главной целью стало принимать участие в Божественной литургии. К Новому году первый состав хора - а это были всего несколько девушек - выучили все песнопения, и Литургия с их участием состоялась. Первый год пели только двухголосие; в 2001-м тем же девичьим составом зазвучало уже трехголосие, а вскоре хор пополнился и мужчинами. Когда Литургия была выучена полностью, ребятам доверили спеть ее от начала до конца. Теперь хор 2-3 раза в год участвует в богослужениях, и обязательно, 2 января и Пасхальным утром. В мае я побывала на репетиции молодежного хора Александро-Невского собора. На мои вопросы ребята отвечали все вместе - это дружный и сплоченный коллектив.

Регент хора И.Б. Семиникова- Скажите, есть ли у вашего хора духовник?

- Можно сказать, что нашим духовным наставником и вдохновителем является настоятель собора протоиерей Александр Новопашин. Когда мы пели в этом году Пасхальную Литургию, он на проповеди отметил наше пение, рассказал всем прихожанам о хоре. Духовные беседы с нами проводит руководитель воскресной школы диакон Владимир Колодяжный.

- Как часто вы участвуете в концертах?

Уже несколько лет подряд на Рождество Христово и на Пасху после Литургии мы выступаем перед прихожанами в храме. В основном концерты связаны с миссионерской работой. Мы часто приезжаем в гости к нашим друзьям из реабилитационной общины имени святого преподобного Серафима Саровского. По двунадесятым праздникам даем концерты в детских домах и приютах, в доме ветеранов. Часто ставим спектакли - сами пишем сценарий и делаем декорации.

-Ав других городах России были у вас концерты?

- Да, в 2004 году наш хор, а точнее, тогда еще ансамбль, был приглашен в Москву на Рождественские чтения.
В рамках этого форума был организован Международный фестиваль христианского искусства, который проводился в том году уже в 12 раз и был посвящен святым новомученикам и исповедникам Российским. Принять участие в таком мероприятии - мечта любого коллектива, поэтому, когда руководители Дома детского творчества «Центральный» нас пригласили, мы с радостью согласились.

- Главное в таких мероприятиях, - говорит регент хора Ирина Борисовна Семиникова, - и себя показать, и на других посмотреть. Для нас это была уникальная возможность пообщаться с известными в православной среде людьми, особенно запомнилась встреча с диаконом Андреем Кураевым. Мы подружились со многими коллективами, причем не только музыкальными, но и театральными. Теплые дружеские отношения сложились с артистами театра «Юного актера».

После фестиваля состоялся наш концерт совместно с детьми из Уфимского православного театра. А 2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, мы участвовали в Божественной литургии.

- Вы поете только духовную музыку?

- В основном в нашем репертуаре, конечно, духовная музыка - песнопения Архангельского, Копылова, Чеснокова, Бортнянского, а также знаменный, греческий, валаамский распевы, рождественские и пасхальные канты. Обязательно в работе используем несколько произведений русских классиков - «Соловушку» Глинки, «Не ветер вея с высоты» Римского-Корсакова, «Вечер» Глиэра. Есть в репертуаре хора и музыка современных композиторов - Крылатова, Журавлева.

Кстати, у нас тоже есть свои композиторы, чьи песни мы исполняем - Елена Нилова и Алексей Кудяков. В работе используем и музыкальные инструменты: Владислав Нилов аккомпанирует на гитаре, Борис Губаль  - на фортепиано, а Виктория Поспелова играет на скрипке.

- Как вы отдыхаете?

- Мы очень любим отдых на природе. И если выезжаем за город на пикник, то обязательно берем с собой гитару.

- Как можно попасть в хор?

- Принимаются все желающие. Главное - это желание петь во славу Божию и жить в дружном коллективе. Сейчас в хоре почти все воцерковлены, ходят в храм и участвуют в Таинствах. Но мы приглашаем и невоцерковленных людей, тех, кто хочет приобщиться к церковной жизни.

Ия ОЧКАНОВА


Святейший Патриарх Алексий II:

«Этот храм призван стать возрождением души народа»

15 июля 2007 года, спустя ровно два года после закладки первого камня, был освящен Успенский кафедральный собор Омска.

Мне посчастливилось участвовать в этом мероприятии в составе хора от Новосибирска. За это огромное спасибо художественному руководителю камерного хора Новосибирской филармонии народному артисту России Игорю Викторовичу Юдину и инспектору хора Сергею Николаевичу Болгову.

Собор был построен в 1898 году архитектором Эрнстом Виррихом, который взял за основу проект храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Тогда в 1891 году закладной камень в основание Успенского собора заложил цесаревич Николай, будущий император Николай II. В 1935 году собор был разрушен. Спустя много лет губернатором Омской области Л.К. Полежаевым был создан Попечительский совет по восстановлению Успенского кафедрального собора, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июле 2005 года начались раскопки и работы по воссозданию храма. Во время расчистки фундамента были обретены мощи священномученика Сильвестра Омского.

На Божественную литургию в восстановленном соборе 15 июля смогли попасть немногие, в основном это были гости и руководители города и области - режиссер Никита Михалков, писатель, директор издательства «Воскресенье» Георгий Пряхин, мэр Омска Виктор Филиппович Шрейдер и губернатор Леонид Константинович Полежаев.

Перед началом богослужения крестным ходом из здания Епархиального управления в Успенский собор были торжественно перенесены мощи новомученика Сильвестра, архиепископа Омского. Чин великого освящения собора и Божественную литургию совершил Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в со-служении митрополита Омского и Тарского Феодосия, архиепископа Уральского и Гурьевского Антония, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия, епископа Друцкого Петра.

Прямая трансляция торжественной церемонии освящения собора шла в прямом эфире «12-го канала». Омичи и гости города могли наблюдать ее на трех дополнительных светодиодных экранах, расположенных в разных районах Омска.

По окончании Божественной литургии митрополит Калужский и Боровский Климент зачитал послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:
«Этот храм, переживший поругание, разрушение и ныне восставший из небытия, призван стать символом возрождения души нашего народа, стремящегося к обретению своих исторических, цивилизационных и религиозных корней, а также местом духовного исцеления человека, центром нравственного влияния на общество, которое сегодня крайне нуждается в духовном оздоровлении и приобщении к Богу.

С XIX века Омск выполнял роль духовного, культурного, общественного и экономического центра Западной Сибири, и ныне этот славный город не утерял своего значения, продолжая развивать все сферы жизни и деятельности.
Отрадно видеть, что светская власть региона проявляет деятельную заботу о человеке, стремится к преодолению демографических проблем, решению вопросов, связанных с обеспечением населения доступным качественным медицинским обслуживанием и образованием, жильем, а также созданию новых рабочих мест и увеличению трудовой занятости».

Празднование по случаю освящения главной святыни Омска началось сразу после окончания богослужения. На Соборной площади (до этого -«площади у Законодательного собрания») было установлено сразу несколько сцен, на которых выступали коллективы города - в основном это были учащиеся музыкальных школ и хоровых студий, а также юные прихожане городских храмов; звучали духовные песнопения и колокольные звоны.

Все это время вход в собор был свободным, и на площади образовалась большая очередь. Поток людей был настолько большим, что приходилось регулировать число человек в храме. Внутри него выстроилась еще одна очередь - к мощам священномученика Сильвестра Омского. «В этот день, - рассказывает одна из работниц собора, Ксения Петрова, - мы никому не делаем замечания: ни за неподобающую одежду, ни за косметику на губах. Слава Богу, что люди приходят, и что их сегодня так много».

Главное праздничное мероприятие «Приношение храму» состоялось вечером. В этом большом концерте приняли участие более 800 артистов со всей России. По словам режиссера-постановщика Николая Яро-шенко, главная идея программы — максимально точно донести до потомков трагическую судьбу святыни, восстановить разорванную связь времен. Весь концерт на сцене перед собором находился Омский академический симфонический оркестр, Певческое объединение «Хоровое вече Сибири». Перед огромной аудиторией омичей и гостей города выступили солисты Большого театра - народный артист России Владимир Маторин и Александр Захаров, народные артисты России Валентина Талызина, Сергей Захаров и народная артистка России и Грузии Тамара Гвердцители, Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня». Звучали песни в исполнении мужского хора «Древнерусский распев» Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, группы «Сибирские Витязи» Иркутского городского театра народной драмы, Омского русского народного хора, детского губернаторского ансамбля. Кроме того, в концерте приняли участие солисты Государственного академического театра классического балета - заслуженная артистка России Лилия Мусаварова и народный артист Республики Татарстан Айдар Ахметов.

Праздничный концерт завершился исполнением торжественной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского, которая прозвучала под залпы фейерверка.

ИяОЧКАНОВА,
Фото Елены БЕЗМЕНОВОЙ
и с сайта Патриархия.ги



Яндекс.Метрика

На главную страницу