Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№1 (49) январь 2006 года      
Читайте в номере:

Православное обозрение 
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
IX Рождественские Новосибирские Образовательные Чтения 
"Совесть как основа нравственного воспитания. Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский

Молодежные страницы
Опыт социального служения монастырей: …И тает лед в озябших детских душах..
Протоиерей Димитрий Сальников, руководитель епархиального отдела культуры:
«Фильм «Мастер и Маргарита» - хороший повод для доверительной беседы священника и мирянина»

Церковь и армия
Образование
Диакон Николай Тетюцкий - Пешком по Святой Горе. (Продолжение)
Объявления


 

 
 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№1 (49) январь 2006 года  
Молодежные страницы

 ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ?

Всероссийское православное молодежное движение было создано по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II как общероссийское молодежная общественная организация. Если епархиальные тделы по делам молодежи являются церковной структурой, которая призвана курировать молодежную работу Русской Православной Церкви, то эта общественная организация призвана непосредственно объединять активных юношей и девушек со всех регионов России для деятельной работы в сфере молодежного служения. 
При Совете ВПМД открыты следующие комиссии: по социальной работе; работе со студенческой молодежью; подготовке молодежных лидеров; по вопросам творческого воспитания; духовного просвещения в бизнесе и политике; по нравственно-патриотическому воспитанию; историко-краеведческой работе; по нравственному совершенствованию и здоровому образу жизни; духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе и как отдельная комиссия - по работе с детьми (Братство Православных Следопытов). В настоящее время регистрация местных отделений ВПМД проводится в 32 епархиях. Председатель ВПМД – священник Сергий Шастин, настоятель Патриаршего Крутицкого подворья, Заместитель председателя - Ракитин Александр Анатольевич. 
На данном этапе ВПМД реализовывает три проекта: 
1) Всероссийский православный молодёжный лагерь «Феодоровский городок». Традиционно организуется 2 лагеря в год: в июле (после праздника святых апостолов Петра и Павла) и в феврале (приурочен к празднику Сретения – дню православной молодежи). В каждом из них принимают участие до 30 епархий Русской Православной Церкви. Самым крупным был лагерь, который насчитывал 450 человек, в самом небольшом число участников не превысило 120 человек. В лагере существуют 2 смены молодежная и детская (следопытская). Целью лагеря является во-первых, подготовка организаторов молодежного служения в регионах, во-вторых, организация общения между православными молодыми людьми из разных областей, краев, республик России. Третья цель - просветительская (встречи с известными богословами, общественными деятелями, православными музыкантами, государственными чиновниками и т.д.). Постоянными лекторами лагеря являются: диакон Андрей Кураев, диакон Михаил Першин, священник Святослав Худовеков (Смоленск), Владимир Стрелов (БПС). «Феодоровский городок» традиционно посещает архиепископ Костромской и Галичский Александр и ректор РГСУ Василий Иванович Жуков. Руководитель лагеря – Ракитин Александр Анатольевич. 
2) Молодёжная исследовательская программа «Отчий край». Целью программы является знакомство широкого круга студенческой невоцерковленной молодежи с русским искусством и достопримечательностями России, а также с православной верой. Основная форма работы - экскурсионная деятельность пересекающаяся с элементами исследовательской работы. Участники программы - студенты ведущих вузов Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ и др.). Всего за время реализации программы в общей сложности в программе участвовало более 3000 человек. Было проведено 52 экскурсионные поездки по Подмосковью и областям Центрального региона России, а также была организованна серия прогулок по Москве для учащихся из других городов России. В результате многие из участников программы стали ходить в храм, множество молодых людей приняли святое Крещение, серьезно заинтересовались искусством и историей России. Программа «Отчий край» была поддержана Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы и получила красный диплом на конкурсе молодежных проектов Министерства образования РФ.
3) Издание справочника «Православные детские и молодёжные организации России». Отсутствие общей коммуникационной базы на сегодняшний день стало одной из главных проблем в работе многих детских и молодежных организаций России. Составление подобного справочного издания — первоочередная задача современного православного молодежного движения.

25 ЯНВАРЯ – ТАТЬЯНИН ДЕНЬ 

Среди православных праздников особенно выделяется один – День святой великомученицы Татианы, ставший также Днем всех студентов нашей страны. 
Праздник этот, особенно любимый студенческой молодежью в XIX веке, был забыт в годы советской власти. Вновь о нем вспомнили только в начале 90-х годов XX века. Сегодня многие не знают смысл и происхождение этого праздника, как и когда он вошел в нашу жизнь. Кем была святая Татиана, и почему она стала покровительницей сначала московского, а потом и всего российского студенчества?
Дочь римского консула Татиана жила в конце II – начале III века в Риме. Ее отец, тайно исповедовавший христианство, и дочь воспитал в своей вере. Во время гонений на христиан при императоре Александре Севере Татиана, будучи уже диакониссой, была подвергнута страшным испытаниям: ей выкололи глаза, пытались сжечь, но она не отреклась от христианской веры. Во время истязаний каждый раз Бог наказывал ее врагов, а Татиане посылал исцеление. Когда ей наносили раны, из этих ран текло молоко, а когда палачи били ее, то при этом сами получали удары. На нее выпускали голодных львов, а они лизали ей ноги. Потрясенные стойкостью святой, палачи становились на ее сторону, принимали христианскую веру. Суд приговорил Татиану к смерти, и ей отрубили голову.
Однако сведений о покровительстве святой Татианы студентам нет ни в «Житиях святых», ни в других источниках. История возникновения этого студенческого праздника связана с основанием Московского университета, проект которого был разработан Михаилом Ломоносовым. 
Его друг и покровитель генерал-адъютант И.И. Шувалов взял проект под свое попечение и 12 (25) января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета». Просвещенный вельможа, человек образованный и культурный, Шувалов не случайно выбрал день подписания Указа. Он хотел сделать подарок своей любимой матушке Татьяне Петровне в день ее именин, произнеся при этом ставшую знаменитой фразу: «Дарю тебе университет».
Вначале Московский университет помещался в трехэтажном здании на Красной площади, у Воскресенских ворот, а в конце 1790 года было закончено строительство его собственного здания на Моховой улице. Спустя год, на Пасху, в нем была открыта церковь Татианы Мученицы, убранство для которой прислала сама императрица Екатерина II. Позднее Николай II своим указом распорядился считать 12(25) января днем Московского университета. Так, волей монархов, появился Татьянин день, ставший с тех пор не только Днем ангела всех православных Татьян, но и студенческим праздником. 
Первое время его отмечали только студенты Московского университета, но достаточно быстро Татьянин день стали неофициально праздновать и в других российских университетах. Он объединял не только нынешних, но и «бывших» студентов, ставших со временем ректорами, профессорами и преподавателями вузов в царской России. 
В советское время в стенах храма во имя Татианы Мученицы при МГУ располагался студенческий театр, и празднование Татьянина дня сводилось только к торжественному концерту на Воробьевых горах, молодежным гуляньям и грандиозной пьянке. В начале 90-х годов прошлого века, когда началось возрождение Православия в России, вновь пробудился интерес к этому церковному празднику. 25 января 1991 года впервые после долгих десятилетий атеизма Святейший Патриарх Алексий II отслужил в Московском университете молебен святой Татиане. В 1993 году группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовой университетский храм на его историческом месте. В 1995 году храм Татианы Мученицы был открыт, 
В последние годы в актовом зале старого университетского здания на Моховой улице 25 января вручаются Шуваловские и Ломоносовские премии. Все Татьяны принимают в этот день поздравления с именинами. Так произошло возрождение любимого студенческого праздника, который одновременно является и праздником церковным, Днем памяти святой великомученицы Татианы, пострадавшей за православную веру в эпоху гонения на христиан. 

 Студенческие храмы России

В 2003 году в Москве была создана Ассоциация православных домовых храмов при учебных заведениях. Собрание учредителей Ассоциации состоялось в рамках II Московского фестиваля православной студунческой молодёжи. Цель - координация деятельности по духовному окормлению студентов и работников учебных заведений России в государственных и иных органах, международных организациях, защиты прав и законных интересов клириков домовых храмов. 
В состав учредителей ассоциации вошли: 
Храм мц. Татианы при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова; 
Храм во имя св. мц. Татианы Екатеринбургской епархии; 
Храм Архангела Гавриила Белгородской и Старооскольской епархии; 
Храм св. мц. Татианы при Оренбургском государственном университете; 
Храм св. мц. Татианы г. Ижевска; 
Храм преподобного Сергия Радонежского г. Иркутска; 
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете; 
Храм святого праведного Иоанна Кронштадского при Ростовском государственном университете путей сообщения; 
Межрегиональная молодежная нравственно-просветительская общественная организация «Православная Молодежь». 
Председателем Ассоциации был избран Васильев Олег Леонидович, кандидат юридических наук, преподаватель юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, прихожанин домового храма мученицы Татианы Московского государственного университета имени Ломоносова. Сейчас Ассоциация может пополняться другими молодёжными организациями и студенческими храмами.

 «МЫ ПОЕМ И РАСТЕМ ДУХОВНО»

Свято-Макариевский молодежный хор был основан в октябре 1998 года по благословению ныне покойного епископа Сергия (Соколова). Его главная задача – объединение православных молодых людей Новосибирска для миссионерской и катехизаторской деятельности. За все время своего существования коллектив дал несколько десятков концертов в православных гимназиях, дворцах культуры, в исправительных учреждениях города и области. 
Уже стали традиционными выступления молодежного хора в филармонических фестивалях «Покровская осень», Днях славянской письменности и культуры. Но одним из основных видов его деятельности является участие в богослужениях. Среди певчих есть студенты и Новосибирского Православного Богословского института, и других высших учебных заведений – архитектурного, педагогического, технического университетов, медицинской академии, университета путей сообщения, новосибирской консерватории. Кроме того, в составе хора – прихожане новосибирских храмов и приходов.
Руководит хором Александр Юрьевич Росляков, который является также дирижером Филармонического камерного хора, преподавателем кафедры хорового дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, Хормейстеры: Марышева Анастасия, студентка 3 курса Новосибирской государственной консерватории и Асекина Галина, выпускница регентского отделения Новосибирского Православного Богословского института, регент храма Всех Святых в земле Российской просиявших. 

Прежде чем начать писать статью о Свято-Макариевском молодежном хоре, я решила один раз поприсутствовать на его репетиции. В это время как раз шла активная подготовка к рождественским концертам. Александр Юрьевич Росляков, руководитель хора, определил меня в партию сопрано. 
Репетиция началась с распевания – мы пели гласные и согласные звуки на разной высоте, это была подготовка, настройка на настоящее пение. Затем хор пел тропарь и кондак Рождества Христова, стихиры праздника. Мне понравилась царящая здесь атмосфера – дружеская и рабочая, и то, что меня все встретили очень доброжелательно. Впрочем, это не удивительно, так как многих певчих я хорошо знаю, по крайней мере, половина из них регулярно посещают молодежные встречи, которые проводятся в Вознесенском кафедральном соборе. 

Общаясь с ребятами во время перерыва, я узнала некоторые подробности из жизни хора: его спевки проходят в приходской школе или в крестильном храме Вознесенского собора. Количество человек на них непостоянно и зависит от ряда причин. Например, от праздников, сессий, каникул: ведь большинство певчих – студенты разных городских вузов, а вообще-то, по списку, в хоре занимаются около ста человек. 
Мне показали огромный альбом-летопись где собраны фотографии, начиная с самого первого дня создания хора, и пухлую папку с дипломами, грамотами и благодарственными письмами, которые в нее едва помещаются. История коллектива, то есть перечисление всех концертов и служб, в которых молодые музыканты приняли участие, заняла не один лист.
Открыв альбом на первой странице, я была удивлена: на фотографии около тридцати поющих молодых людей, а ведь это - только самые первые репетиции. Затем идет снимок, на котором хор запечатлен во время первого исполнения им Божественной литургии (она прошла в Вознесенском кафедральном соборе в Татьянин день, 25 января 1999 года). А первый концерт Свято-Макариевского молодежного хора состоялся в Новосибирском краеведческом музее в дни Славянской письменности и культуры. 

Ребята - постоянные участники духовно-просветительской программы поезд Памяти «За духовное возрождение России», Рождественских и Пасхальных концертов в филармонии. Они регулярно выезжают на различные мероприятия, организованные епархией в районах Новосибирской области. Например, богослужения и концерты с участием молодежного хора прошли в Карасуке, Барабинске, Куйбышеве, Коченево, Искитиме, Бердске, Колывани. Но, конечно, самые яркие впечатления остались после поездок в соседние города – в Новокузнецк на Фестиваль православной духовной музыки, состоявшийся весной 2001 года, и паломничество в Томск в июле 2003 года. 
Особое место в жизни хора занимают богослужения в новосибирских храмах и приходах. Например, в храме Знамения Божьей Матери и в приходе в честь Всех Святых в земле Российской просиявших, в храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также в приходе святаго Архангела Михаила, что на улице Большевистской. 
-- Нас приглашают, чтобы разделить радость, для совместной молитвы и духовного общения, - рассказывала мне Елена Цибуля, одна из участниц молодежного хора. - Всегда после богослужения певчие беседуют со священником, вместе трапезничают. От каждой такой встречи мы получаем опыт церковного пения, происходит наш духовный рост как православных христиан. 
Перерыв во время репетиции нужен не только для того, чтобы отдохнул голос. В первую очередь, это возможность общения на всевозможные темы, решение самых разнообразных проблем, и ответы на многочисленные вопросы: где был? что делал? поможешь мне сделать уроки? запишешь на диск фотографии?.. 
Конечно, успеть решить все вопросы за несколько минут нельзя, и молодежь пытается продолжать свое общение на репетиции, чего очень не любит руководитель хора. На втором часе занятия мы пели рождественские колядки «Эта ночь святая», «Небо и земля». В нашем исполнении не все гладко – то интонация «поползла», то тембр не тот, то рот вообще не открывается. И Александр Юрьевич терпеливо, шаг за шагом, исправляет все недостатки. 
Уходила я с репетиции в приподнятом настроении. Думаю, что ребята, которые, так же как и я, придут сюда впервые, обязательно захотят вернуться еще не один раз. И у них, уверена, найдется для этого несколько свободных вечеров. 

 ВПЕРЕДИ НАС ЖДЕТ ФЕСТИВАЛЬ

С руководителем Свято-Макариевского молодежного хора Александром Юрьевичем Росляковым мне удалось побеседовать во время перерыва между репетициями. 
-- Александр Юрьевич, как часто проходят спевки молодёжного хора?
-- Мы собираемся три раза в неделю – во вторник, среду и пятницу с 18.00. В пятницу к нам на репетицию приходит священник – отец Андрей Ромашко. Он, как руководитель Отдела по духовному окормлению молодёжи, рассказывает певчим о праздниках, жития святых, отвечает на вопросы. Но традицию проводить богословские беседы во время спевки начал диакон Владимир Добринов.
-- Какие концерты вам запомнились больше всего? 
-- Конечно, наиболее памятен юбилейный концерт хора. Свое пятилетие мы отметили в зале Новосибирского краеведческого музея. Примечательно, что и первый наш концерт состоялся именно в этом зале. С юбилеем нас поздравили многие студенческие коллективы города: академический хор НГТУ имени Ю.А. Брагинского, ансамбль НГПУ, хор НГУ, а также детский хор Вознесенского собора. Мы продолжили свою совместную концертную деятельность на юбилейном вечере НПБИ в доме культуры имени Октябрьской революции. Как обобщение творческого опыта около года назад вышел диск с записью 30 лучших песнопений. Мы приурочили его выпуск к пятилетию Богословского института. 
-- Скажите несколько слов о репертуаре хора.
-- Как все церковные хоры, мы поем богослужебные тексты. За последнее время исполнили все песнопения Божественной Литургии и Всенощного Бдения композиторов Архангельского, Дегтярева, Балакирева, Третьякова, Алеманова, а также старинных и монастырских распевов. На концертах мы поем произведения, которые не исполняются в церкви, например, духовные стихи из сборника протоиерея Николая Гурьянова и Рождественские гимны, которые в народе называют колядками. 
- Были у хора какие-нибудь трудности на начальном этапе работы?
-- Нет, начало нашей деятельности было очень благоприятное. Тогда нам помогла советом и репертуаром Татьяна Ивановна Реморова, в то время регент архиерейского хора.
-- И последний, традиционный вопрос: ваши творческие планы на ближайшее будущее?
-- После Рождественских концертов хор будет активно готовиться к Масленице. Мы хотим организовать небольшой фестиваль студенческих хоров, и приурочить его к Свято-Макариевским чтениям. Участие в нем примут наши старые друзья – хор НГТУ имени Ю.А. Брагинского, хор НГУ, хор НГПУ. Планируем пригласить также академический хор НЭТИ и хор гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского. Упор будет делаться на церковную музыку, это наиболее интересно как для руководителей, так и для певчих. Концерты пройдут на разных площадках города, в каждой концертной программе примут участие два хоровых коллектива. Фестиваль завершится гала-концертом в середине февраля на Масленицу.

 НЕБО И ЗЕМЛЯ НЫНЕ ТОРЖЕСТВУЮТ!

Идея пригласить в частную общеобразовательную школу, которая называется - «Наша Школа» церковный хор родилась после нашего концерта в исправительно-трудовой колонии №3. Я, как певчая хора и как учитель «Нашей Школы», не противопоставляю работу своей духовной жизни, наоборот, только объединив их, можно по-настоящему понять, в чем смысл профессии учителя. Но серьёзно я задумалась над этим после разговора с коллегами. 
Главный вопрос задала учитель истории Алена Геннадиевна Трухачева: «Почему в тюрьму Церковь идет, а в школу - нет?» В самом деле, здесь находится место и для дискотеки, и для концертов поп и рок-музыкантов, неужели его не найдется для духовного пения? Поэтому я решила пригласить к нам Свято-Макариевский хор и руководителя епархиального молодежного Отдела иерея Андрея Ромашко. Спеть самой вместе с хором и школьниками, рассказать им о празднике Рождества Христова, было для меня возможностью стать ближе к ребятам. Мне хотелось показать, что церковные люди внешне ничем не отличаются от их мам и пап, от их братьев и сестёр.
Как же наши ученики ждали этого концерта! Мы готовились целый месяц: младшие и старшие хористы «Нашей школы» под руководством Ольги Борисовны Труновой учились петь Рождественские колядки, а участники школьного поэтического клуба «Свеча», которым руководит Ольга Анатольевна Кузнецова, выбирали для чтения стихотворения русских поэтов о Рождестве. Ребята часто спрашивали меня: «Какой хор к нам приедет? Вы будете петь? А в хоре только взрослые поют?» 
Так появился стенд, рассказывающий об истории Рождества, о традициях этого праздника и о молодежном Свято-Макариевском хоре. Третьеклассники Полина Ким и Даша Анисимова помогали мне оформлять его, и им очень понравилось рисовать звездочки. Во время работы в школьной «Мастерской Деда Мороза», где ученики изготавливали подарки и украшения к Новому году, мы все вместе пели колядки. Вот и получилось у нас с детьми общее дело – подготовиться к встрече дорогих гостей.
На нашу улицу праздник пришел раньше! Двадцать седьмого декабря музыкальная гостиная «Нашей школы» распахнула свои двери перед молодёжным Свято-Макариевским хором, отцом Андреем и фольклорной студией под руководством Любови Викторовны Суровяк. И вот «Наши» юные хористы, как маленькие звёздочки, приветствуют всех присутствующих на празднике, поют о Рождении Богомладенца. В их маленьких сердечках словно восходит Вифлеемская звезда и зовет нас, будто это мы - те пастушки, кому явился ангел, прославляющий Рождение Господа: «Слава в вышних Богу и на земли мир!» Вместе с маленькими хористами воспевали Рождество и певчие постарше: «Все люди ликуйте!». Действительно, ликованием наполнялись сердца, когда мы слышали, как расцветают детские голосочки при крепкой поддержке хора.
А яркое и необычное пение участников фольклорной студии «Нашей Школы» словно построило радужный мостик к нашим ученикам. Скоро уже гости и хозяева все вместе весело играли в «растяпу», бегали в поисках своего «домика», а тот, кто остался без него, спешил найти нового друга и спрятаться за его спиной.
Ну и какой же праздник без подарков и угощенья! Отец Андрей подарил «Нашей Школе» икону, на которой изображена та самая история, о которой так по-разному пели «наши» школьники, хор и фольклорная студия – Рождество Христово. В ответ «Наша Школа» устроила пир на весь мир – стол ломился от пирогов, и не было отбоя от желающих полакомиться.
Теперь уж, милости просим дорогих гостей к нам на Пасху!

Марина ЛЕОНОВА,
учитель английского языка НОУ «Наша Школа»,
певчая Свято-Макариевского молодежного хора.
Фото Константина Минченкова.

 ПО СТОПАМ АЛТАЙСКИХ МИССИОНЕРОВ

Современного человека паломничеством не удивишь. Развитые транспортные артерии сделали легко доступными практически любые святые места, будь то в Палестине или на Соловках. Повсюду предлагаются паломнические туры с комфортабельными теплоходами, шикарными автобусами и пятизвездочными отелями. Слово «паломничество» понимается теперь уже в несколько ином смысле... Еще несколько лет, и появится, наверное, новый вид бизнеса – паломнический. 
Уходят в прошлое пилигримы, для которых важен был подвиг путешествия к святым местам, а не сам факт проживания вблизи святыни в гостиничном номере. Преодолеть трудности дальнего пути, пройти с котомкой за плечами по стопам святых, подышать тем воздухом, который вдыхали они, претерпеть зной и холод, который они терпели – таким видели паломничество наши предки. Современные дайджест-жития и «виды из окна» едва ли способны сделать ближе и понятнее жизнь подвижника. Бесполезно сотрясают воздух заученные фразы гидов: «родился там-то», «крестился тогда-то», летят в пустоту даты, события, географические названия, нисколько не задерживаясь в голове, не находя отклика в сердце. Чтобы по-настоящему узнать и полюбить святого человека, нужно не просто побывать рядом, нужно какое-то время прожить вместе с ним.

ПАЛОМНИЧЕСТВО С РЮКЗАКОМ
Идея молодежных паломнических путешествий реализуется в Новосибирской епархии уже довольно давно. Не один и не два раза новосибирцы, взяв с собой палатки и спальники, отправлялись на перекладных к святыням Томска. На молодежном съезде в 2002 году группа ребят, под руководством инициатора этих путешествий – молодого прихожанина Всехсвятского храма Академгородка - Романа Попова делилась своим опытом, разрабатывала проект молодежного паломнического клуба. Основным отличием таких поездок являлась их относительная дешевизна и приближенность к походным условиям настоящего паломничества: с ночевками «где придется», резкими сменами погоды, долгими ожиданиями попутного транспорта и т.д. Наверное, многие наши соотечественники с достатком ниже среднего если и отправляются к святыням, то именно так, минуя дорогостоящие туры.

Томский маршрут для нас уже знаком, где же еще можно побывать? Есть тобольские и иркутские святители, есть Василий Мангазейский, Симеон Верхотурский, но это далеко, своими ногами не дойдешь, а ехать «цивилизованным» способом - дорого. Тогда и вспомнились нам Алтайские миссионеры. Благодаря вновь вышедшей книге Макаровой-Мирской «Апостолы Алтая» и «Памятникам миссионерской письменности», изданным Гимназией преподобного Сергия Радонежского, жизнь великих подвижников стала известна православной общественности, а ведь многим из нас еще совсем недавно казалось, что просвещение язычников – удел мужей первого века, но никак не девятнадцатого. Итак, наша цель – Алтай. Он интересен еще и как уникальный природный комплекс, и как наиболее доступный для новосибирцев объект туризма. 
Вообще туризм – мощнейшее воспитательное средство, особенно сильно влияющее на молодое поколение. Советское государство в свое время уделяло этому фактору большое внимание. Разрабатывалась идеология туризма, создавались походные песни, воспитывались талантливые инструкторы. Образ благородного, великодушного, мужественного человека с рюкзаком за плечами жил на страницах книг и журналов для молодежи, он звал за собой в леса и горы, подальше от городской пыли и человеческой серости. Но это тоже в прошлом. Вслед за паломниками-богомольцами ушли в историю и путешественники-романтики, их место заняли теперь туристы - циники и прагматики. 
«Оттянуться» на природе, намусорить вокруг себя, попьянствовать и поблудить вдали от взрослых, в лучшем случае - пощекотать себе нервы «экстримом», - вот предел мечтаний современного молодежного туризма. И здесь тоже комфортабельные автобусы и номера люкс, сауны и пивные ларьки - все к вашим услугам. Теперь привлекательный образ человека с рюкзаком - в руках врага человеческого рода, а юноша или девушка, собираясь в поход, попадают на контролируемую им «территорию». Но ведь и нам можно использовать мощные воспитательные ресурсы туризма. Почему мы должны отдавать без боя это огромное поле человеческих отношений, эмоций, переживаний? Мы тоже можем пойти в поход, вернее – поход-паломничество.
Автору идеи алтайского похода, сотруднику молодежного отдела Новосибирской епархии, Николаю Тетюцкому, посчастливилось в свое время участвовать в геологической экспедиции, работавшей в Улаганском районе Горного Алтая. Красивая природа, не слишком затронутая человеком, труднодоступные места, интереснейшие природные объекты – настоящая мечта для путешественника. От экспедиции остались фотографии и хорошие воспоминания, не более того. Но однажды мелькнули в книге об алтайских миссионерах названия, хорошо знакомые по геологической карте… Дальше были долгие вечера за книгами и картами, расчеты возможных маршрутов, планирование стоянок, вариантов заброски. Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон благословил молодежный поход-паломничество «По стопам Алтайских миссионеров», и летом 2004 года группа из одиннадцати человек успешно прошла большую часть намеченного маршрута. Результат - масса впечатлений, множество фотографий. Но самое главное – люди, впервые встретившиеся в походе, стали близки и понятны друг другу, а книги об алтайских миссионерах читаются теперь совсем с другим чувством.
Когда были объявлены сборы в алтайский поход 2005 года, желающих оказалось намного больше, а за две недели до выхода число кандидатов подошло к сорока. К счастью (для организаторов), часть записавшихся не смогла поехать, кто-то отказался, но, тем не менее, набралось тридцать три человека. Группу пришлось разделить и продумать пересекающиеся маршруты. Получив архипастырское благословение, мы отправились в паломничество.
До сего дня существует только два пути в юго-восточный Алтай. Первый – по Чуйскому тракту, второй – через Телецкое озеро. Этими двумя путями шли, проповедуя Христа, алтайские миссионеры. В те далекие времена оба они были трудны и опасны: вместо дорог были только караванные тропы, в некоторых местах настолько узкие, что приходилось развьючивать лошадей и переносить груз вручную, рискуя свалиться в пропасть с бушующим на дне потоком. Этими двумя путями (теперь уже относительно безопасными) пошли и наши паломники. 

ЖЕМЧУЖИНА АЛТАЯ
Заваленный рюкзаками ПАЗик за десять часов доставил нас из Новосибирска в село Артыбаш, стоящее у истока Бии, на северо-западной оконечности Телецкого озера. Артыбаш в переводе с алтайского означает «голова порогов», Бия здесь течет как горная река, только пройдя пороги, она выходит на равнину и встречается с Катунью, образуя Обь. Здесь одно время жил крещеный алтаец Михаил Чевалков, ставший первым алтайским священником и миссионером. Именно на Бие, недалеко от Артыбаша, во время ловли рыбы Господь посетил его чудом, как некогда посетил Он Симона-рыбаря, будущего апостола Петра. Как и в Евангелии, чудо тоже было связано с рыбацким неводом…
На ночлег останавливаемся на высокой террасе над селом. Первое испытание – небольшой дождик слегка подмочил наши вещи. Это действительно испытание, потому что большинство ребят в настоящем походе впервые. Палатки почти все поставили правильно, небольшие ошибки быстро устранили. Первое дежурство, первый ужин, приготовленный на костре, первые фотографии… Звездная ночь обещает на завтрашний день хорошую погоду. Утром мы идем на источник, который алтайское предание связывает с именем первого миссионера – преподобного Макария Глухарева. Рассказывают, что язычники очень почитали это место, думая, что в источнике обитает могущественный дух. Преподобный освятил его, придав народному почитанию уже иной, православный смысл. Когда в Артыбаш впервые приехал современный священник–миссионер, к нему пришел старик-алтаец и показал святой источник, о котором он знает от своего деда, а тот - от своего. 
Возле источника мы молимся двум Макариям, преподобному и святителю, прикладываемся к поклонному кресту, пьем святую воду. На берегу нас ожидает катер (самостоятельное плавание по Телецкому озеру – дело сложное, а иногда и опасное). Мы грузим рюкзаки и идем молиться Пресвятой Богородице. В центре села около старого молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Умиление» строится вместительный деревянный храм. 
Телецкое озеро, по-алтайски Алтын-Кёль – Золотое озеро, - это настоящее чудо природы, одно из красивейших мест Сибири. Алтайской жемчужиной называют его современные исследователи. Береговые утесы, спускающиеся к воде многометровыми обрывами, как будто расступились, чтобы дать место водной глади. Тайга, покрывающая склоны, выглядит с катера мелкой травкой или даже мхом. Природа здесь очень сурова, но она не устрашает человека, есть в ней все же что–то родное, доброе, ведь вся она освящена молитвами и подвигами миссионеров. Вот гора Чепту, на которой недавно нашли древний крест, вырубленный из кедра. Он господствует над всем западным плесом озера, освящая его. Вот мыс Куган, где в небольшой пещере отец Михаил Чевалков со своими спутниками двадцать дней пережидал непогоду, чтобы продолжить свой путь по озеру. Вот Беля, где затертая во льду лодка была чудесно спасена святителем Николаем. В последние годы перед революцией Телецкое озеро со всех сторон окружали храмы, а на вершинах гор высились кресты. Еще немного и Алтай стал бы «русским Афоном», но теперь ему прочат участь «русской Швейцарии».
Путешествие по Телецкому озеру занимает почти весь день, с остановкой у величественного водопада Корбу. Вода низвергается отвесно с двенадцатиметровой высоты, вблизи водопада приходится громко кричать, чтобы услышать друг друга, а брызги, сверкая на солнце, разлетаются тысячами бриллиантов. Здесь есть на что посмотреть, но надо плыть дальше. 
Во второй половине дня внезапно портится погода. Нас догоняет ветер - низовка, как его здесь называют. Иссиня черные тучи появляются за кормой, поднимаются волны, вода окрашивается свинцом, появляются первые пенные барашки. Говорят, на озере бывают страшные штормы, особенно весной и осенью, хотя летом погода тоже может застать путешественника врасплох. Берега во многих местах скалисты и неприступны, так что терпящему бедствие даже некуда причалить. Когда думаешь, как миссионеры плавали по озеру на небольших лодках, становится страшно. Наконец, снова выходит солнце, и прямо по курсу, сквозь туман проступают очертания горы Туалок – южной оконечности озера. 
С юга в Телецкое озеро впадает самый большой приток – река Чулышман. Его долина является как бы продолжением озерной котловины. Песчаные речные наносы не дают катеру подойти близко к берегу, и мы выгружаемся прямо в воду. Деревянный трап (доска с набитыми поперечными планками) с высоты двух с половиной метров почти вертикально упирается в дно. Спускаем и носим рюкзаки по одному, выжидая, когда отхлынет очередная волна. Долго стоять в воде не получается – холод буквально жжет ноги. Прощаемся с капитаном, катер, переваливаясь на волнах, отходит от берега, а Чулышман встречает нас яркой двойной радугой!

ЧУЛЫШМАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Первые восемь километров с рюкзаками за плечами дались нелегко. Мы несем груз «за себя и за того парня»: десять дней назад в поход ушла первая группа и, когда мы встретимся с ними, их рюкзаки будут уже пусты, Чтобы продолжить маршрут, ребята пополнят их нашими запасами. Особенно тяжело приходится тем, кто идет с рюкзаком впервые - а таких у нас большинство. Ведь нужно не просто протащить рюкзак несколько километров и затем без сил упасть в спальник - необходимо научиться замечать красоту окружающей природы, любоваться ею, слушать ее, научиться общаться друг с другом. А это не просто, когда за плечами груз массой в треть, а то и в половину собственного веса. 
Живописная долина Чулышмана ведет нас к алтайскому селу Балыкча. На его северной окраине, на берегу бурного Ачелмана мы ставим лагерь. Ачелман спускается в долину каскадом водопадов высотой несколько сотен метров, сливаясь с таким же каскадом-притоком. В прошлом году мы прямо от Ачелмана поднимались в горы, теперь наш маршрут иной – по долине. 
После ночевки мы немного поднялись по склону, чтобы посмотреть вверх, на слияние водопадов, и назад, на чулышманскую долину. Вид на нее даже с небольшой высоты прекрасен: изумрудной змеей извивается вдали главная река, к которой серебряными змейками стремятся притоки. Видно, как долина открывается в Телецкое озеро, покрытое дымкой тумана. Балыкча - как на ладони, и если бы мы знали, в каком здании находится храм, непременно разглядели бы его.

Спускаемся вниз, снимаем лагерь и входим в селение. Алтайские ребятишки приятно удивляют своей опрятностью, на всех без исключения простые алюминиевые крестики и образки Богородицы или святителя Николая, в русских селах такого не встретишь… В сельском храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы нас встречают приветливые женщины - алтайки. Заходим в храм, поем и читаем молитвы и тропари, - все, что помним, прикладываемся к иконам. Священника здесь нет, отец Макарий служит один на весь Улаганский район, у него есть еще храмы в Коо, Балыктыюле, Усть-Улагане. Одна из прихожанок – Любовь вызывается организовать нам переправу на правый берег Чулышмана, туда, где стоял Чулышманский монастырь. Местные мальчишки ловко перевозят нас через глубокую реку с быстрым течением на двух лодках, гребя вместо весел лопатами.
Место монастыря отмечено на топографической карте знаком памятника. Действительно, памятник здесь есть, только не миссионерам, а коммунарам, захватившим в 20-е годы монастырские земли. О бывшем здесь миссионерском стане и монастыре напоминает лишь скромный поклонный крест, поставленный современными миссионерами, да еще стройные ряды ранеток, оставшиеся от монастырского сада. Миссионеры несли на Алтай не только веру, но и культуру, в том числе сельскохозяйственную. Они научили алтайцев жить оседло и сеять пшеницу, они же первыми акклиматизировали на Алтае яблоню. Монастырь, расположенный в скалистом ущелье, окружал яблоневый сад! Теперь, без ухода, яблони выродились в горькие ранетки. 
Чулышманский Благовещенский мужской миссионерский монастырь, образованный в 1879 году, по условиям жизни был одним из самых суровых в России. Солнце лишь ненадолго появляется здесь из-за скал и то, летом. «Приятно побывать, погостить у нас несколько дней, но жить здесь жутко даже нам, инокам», - так говорила братия о своем монастыре. Это было место для великого уединения, для истинно монашеской пустыннической жизни и, конечно, проповеди. 
У поклонного креста мы служим заупокойную литию обо всех, подвизавшихся здесь и всех, пострадавших за Христа во время гонений. Небольшой привал дает нам возможность внимательнее рассмотреть местность. По обеим сторонам долины – безжизненные скальные обрывы полукилометровой высоты, заканчивающиеся у подножья каменными осыпями. Чулышман широкой лентой буквально взрезает горы, заставляя свои притоки низвергаться в долину огромными водопадами. Плоское дно долины, сформированное речными наносами, покрыто степным разнотравьем и небольшими перелесками. Место это носит название Кайру. 
Переправившись назад, мы благодарим гостеприимных прихожанок и отправляемся в путь. В нескольких километрах от села находится удобная площадка для ночлега, здесь и ставим лагерь. Огромные каменные глыбы, заросшие кустарником, окружают место нашей стоянки, кажется, что мы ночуем среди развалин величественного замка. 
Следующий день дарит нам радость встречи с друзьями, которые вышли в поход раньше нас. Они добирались на Алтай вторым путем – по Чуйскому и Чемальскому трактам, потом пройдя горными тропами около ста восьмидесяти километров, соединились с нами. «Через одиннадцать перевалов», так назывался в советское время этот маршрут.

Иерей Андрей Ромашко руководитель епархиального молодежного отдела

Продолжение следует.


 



Заказать шаблоны паперкрафт.
Яндекс.Метрика

На главную страницу