Автор-составитель Игумен Тихон (Затёкин)

Свято-Покровский
Верхотурский женский монастырь

(Исторический очерк)

( Исторический очерк )

 

 

 

Игумен Тихон (Затёкин)

Книга издается в память 400-летия Благоспасенного
древнего града Верхотурья.

Издание Верхотурского Свято-Николаевского монастыря

"СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ВЕРХОТУРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ"

(Исторический очерк)

По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Никона, Епископа Екатеринбургского и Верхотурского.

Составлен настоятелем Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, благочинным монастырей Екатеринбургской. Епархии Игуменом Тихоном (Затекиным).

Екатеринбургь
1998 годъ

Памяти незабвенной матушки
настоятельницы Покровского
женского монастыря
монахине ВАСИЛИССЕ
посвящается

В нынешнем 1997 году Верхотурский Покровский женский монастырь отмечает свое 90-летие со дня своего второго основания в 1907 году, и 376 лет со дня своего первого основания в 1621 году.

Покровский женский монастырь находится в уездном городе Верхотурье, Екатеринбургской епархии. Обитель эта ведет свое начало с 1621 года. Это первый женский монастырь в Сибири со времени покорения ее под власть царей московских. Нет сомнения, что эта обитель много способствовала просвещению бывших тогда в этом крае инородцев (вогул) и к подкреплению к святой вере христианской прибывших для заселения вновь основанного Верхотурья, — как история называет, —"выкликанцев" или "выходцев". История монастыря такова. С самого основания (1598 г.) г. Верхотурье играл весьма видную роль в торговом отношении и в делах государства, как бывший тогда таможенным пунктом между Россией и Сибирью. Первоначально его заселяли людьми, прибывшими по вызову правительства из Новгородской, Вятской и Вологодской губерний, — местностей православных. В скором времени число прибывших для заселения города семейств возросло до весьма солидной цифры. И вот, из среды этих-то семейств некоторые старицы и девицы, хотя жили в миру, но искали жизни

Царь Михаил Феодорович (1613-1645)

иноческой, по примеру существовавшего уже в Верхотурье, с 1604 года, мужского монастыря. В 1620 году, когда царь Михаил Федорович, по совещании с патриархом Филаретом Никитичем, учредил Сибирскую епархию и город Тобольск назначен был местом архипастырской кафедры, то первым архиепископом назначен был в Тобольск бывший архимандрит Новгородского Спаскаго Хутынскаго монастыря Киприан (Старорусенников), хиротонисанный во архиепископа Сибирского 8 сентября 1621 года (Пермск. летоп. В. Шишонко). В том же 1621 году архиепископ Киприан, следуя из Москвы через Верхотурье в кафедральный город Тобольск, пробыл здесь (в Верхотурье) "четыре дня". Во время этого пребывания архипастырь узнал, что многие старицы и девы, живя среди мира, ищут иноческой жизни. В виду этого и по ходатайству их, тогда же разрешил за острогом поставить деревянный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и около храма келлии. Об этом в грамоте 1621 года говорится так: ...да архиепископ Киприан писал, что в Верхотурье многая старицы в мире жили,

постригшися от мужей своих, и он, поговоря с вами (воеводой) и с Верхотурскими посадскими людьми, за острогом поставил храм в имя Пресвятыя Богородицы Покрова, и устроил девичь монастырь вновь".

После этого на имя Верхотурского воеводы последовала Царская грамота, в которой между прочим говорится: "А новаго девича монастыря Покрова Пречистыя Богородицы попу велели дати нашего жалования, руги, денег восемь Рублёв, хлеба пять чет, муки четверть, круп, толокна тож; дьячку четыре рубля, четыре четьи муки, осьмина круп, толокна тож; пономарю три рубли, хлеба четыре четьи, муки осьмина, круп, толокна тож; да тое дачу велели написати

в расходные книги и в сметной список своей статьею, а впредь того девичья монастыря попа и дьячка и пономаря и стариц устроили землею и рыбными ловлями, из наших из порозших земель, чем им мочно сытым быть". (Прим. лет. Шишонко, стр. 99 и 100). Был ли монастырь наделен землями и удовлетворен прочим, согласно вышепрописанной грамоты, не известно.

Таким образом основан был в Верхотурье и вообще в Сибири первый женский монастырь, именовавшийся по храму "Покровским". Первоначально поселилось в нем десять "безместных" стариц. В следующем же 1622 году назначена была первая игумения Анисия. В этом же 1622 году первая настоятельница монастыря игумения Анисия обращалась с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании их хлебным и денежным жалованием, а также просила помощи и на устройство их храма и ограды вокруг монастыря.

На ходатайство это последовала также Царская грамота на имя Верхотурского воеводы Пушкина, от 2 декабря 1622 года следующего содержания: "От Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии, в Сибирь на Верхотурье, воеводе нашему Иоану Иоановичу Пушкину. Била нам челом Верхотурскаго города Покровскаго монастыря игумения Анисия с сестрами: во 129 году ехал богомолец наш Киприан архиепискуп, и их де собрал в мире и устроил им церковь Покрова Пресвятой Богородицы, и устроил им наше богомолье монастырь, а монастыря де девичья прежде сего не было, келью им на том месте поставил; а живет де их в той кельишке десять сестер, а их тех де кельишек и ограды де около того места, и колоколов, книг и образов нет и купити нечем, для того что волочились они меж двор и жили в мире, а вотчинки и никаких угодий у того нашего богомолья нет; и нам бы их пожаловати, велети то наше богомолье Покровской монастырь устроити, церковь и кельи, и ограду около монастыря, чтоб им в мире шатаца и с мирскими людьми не жити, и пожаловати бы их милостыней, хлебным и денежным жалованием, и велети бы у Покрова Пресвятей Богородицы попа и дьячка и пономаря устроити нашим жалованием, денежною и хлебною ругою. И мы Покровскаго монастыря старицы пожаловали, велели им на нынешний на 131 год на один дати по два рубли старице, а впредь велели устроити

их по прежнему нашему указу землею, пашнею и рыбными ловлями. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б Покровскаго монастыря старицам, игуменье Анисье с сестрами, велел дати на нынешний 131 год нашего жалованья по 2 рубли старице из Верхотурских изо всяких доходов, да тое дачю велел написати в расходные книги и в сметной список своею статьею; а впредь бы еси того Покровскаго монастыря игуменью Анисью с сестрами устроил пашенною землею, рыбными ловлями и угодьями по прежнему нашему указу, чем бы сытыми быти; а в котором месте в Верхотурском уезде пашенною землею,

 

Верхотурский воевода Максим Стрешнев

рыбными ловлями устроишь и на сколько четвертей пашенные земли и сенных покосов и рыбных ловель и всяких угодий к Покровскому монастырю отведут, и ты б о том отписал к нам в Москве, а отписку велел отдати в Казанском дворце боярину нашему князю Алексею Михайловичу Воротынскому, да диаком нашим, Ивану Болотникову, да Феодору Опроксину, да Афонасью Истомину. Писан на Москве, лета 7131, декабря во 2 день".

За скрепою диака Афонасия Истомина (Перм. Лет. Шишонко).

Из этой грамоты усматривается, что Покровский монастырь был основан и на первое время его существования довольно обеспечен. В 1645 году б июня дана была грамота верхотурскому воеводе Максиму Стрешневу о присылке сметы деньгам и материалам на постройку церкви и прочих построек в монастыре.

В 1645 году 6 июня поступила челобитная в Тобольск от старицы Марфы с сестрами, чтобы в новой Покровской церкви построить придел во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи.

Это разрешение было дано, но в 1651 году в монастыре произошел пожар и все строения сгорели. Настоятельница монастыря игумения Мария била челом царю Алексею Михайловичу и просила его вновь устроить в обители новую церковь на что и была получена на имя

Верхотурского воеводы Рафа Всеволжского от царя грамота: "От царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руси, в Сибирь на Верхотурье, воеводе нашему Рафу Родионовичу Всеволжскому да подъячему Алексею Маркову. Били нам челом, из Сибири, Верхотурскаго Покровскаго девичья монастыря игуменья Марья с сестрами: а сказали: в прошлом де 154 году, по нашему указу ведено на Верхотурье в Покровском девичьем монастыре воздвигнути церковь нову, во имя Покрова

Царь Алексей Михайлович

Пречистыя Богородицы да Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, и келлии поставить да стариц в монастыре велено устроить вновь же, потому что прежняя де церковь и келлии были ветхи и ограды не было, и им старицам жить было негде: и воску и ладану и вина церковнаго к этим церквям не дадено, а сбирали они на церковное строенье ходя по миру: и по нашему де указу в тот монастырь церковь и келлии и ограда были устроены: и в нынешнем де во 159 году та церковь, и местная икона Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, и царские двери, и запрестольные иконы, и деисусы все сгорели, и ныне де им старицам без церкви быть неуместно, а особливо де тое церкви воздвигнути начати: а есть де на Верхотурье наши две житницы, у водяных ворот под Камнем, стоят пусты хлеба в них несыплют: и нам бы их, игуменью Марью с сестрами, пожаловати велети те церкви, против прежняго нашего указу воздвигнути из тех житниц. И как к вам сия наша грамота придет а в том будет Покровский девич монастырь церковь которая сгорела строена была из кирпича, а те житницы: что у водяных ворот под Каменем, будут стоять пусты: и вы бы те житницы велели отдати в Покровский девич монастырь на церковное строение и велели из тех житниц в том Покровском монастыре воздвигнути церковь и строить по прежнему нашему указу, нашею казною, небольшим строением без чего быти нельзя, чтобы напрасных лишних расходов небыло: а как та церковь в Покровском девич монастыре строить велите, и что сие то церковное строение из нашея казны денег выйдет, и вы бы о том отписали к нам, к Москве, а отписку велели подать в Сибирский приказ, боярину нашему Александру Никитичу Трубецкому, да дьяку нашему Григорию Протопопову: а об иконах, и о книгах, и о ризах наш указ к вам впредь будет. Писана на Москве, лета 7159 февраля в 10 день".

Благодаря помощи Великого Государя царя Алексея Михайловича Покровский храм был вновь воздвигнут и по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла в 1687 году освящен. В 1651 году игумения Мария ездила в Москву и привезла дары от царя Алексея Михайловича: церковные сосуды, облачения, книги и кроме

того делается распоряжение отпускать в год по ведру церковного вина и по два фута ладану. В следующем 1652 году, как это видно из указа Тобольского и Сибирского митрополита Симеона, в монастырь был прислан новый антиминс так как прежний антиминс и прочая церковная утварь сгорели во время пожара в 1651 году.

После царя Алексея Михайловича, в 1690 г., при Покровской монастырской церкви была построена деревянная колокольня, и церковь ограждена деревянною оградой, а в 1694 г. поступила к Тобольскому митрополиту Игнатию челобитная о строении на Верхотурье новой Покровской

Митрополит Тобольский Павел

церкви. Была ли эта церковь построена, не знаем; известно только, по преданию, что бывшая в Верхотурском Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, по сооружении в ней каменной, в 1739 и 1740 годах перенесена в Покровский женский монастырь, после так называемого Ильинского пожара. При Покровской церкви, в 80 от нея саженях, находится каменная часовня нерукотвореннаго образа Спаса, что у каменного моста, на большой улице, по левую сторону речки Дернейки. Когда основана эта часовня, неизвестно; но из грамоты митрополита Антония 22 декабря 1727 года видно, что, по прошению верхотурского Девичьяго монастыря игуменьи Анисьи с сестрами, дозволено возобновить упраздненную в 1727 году часовню. Таким образом основание Спасской часовни едва ли не восходит к времени основания Девичьяго монастыря. А по преданию известно, что часовня эта была построена за городом.

Затем Покровский женский монастырь в 1740 году является местом ссылки для княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II, сама

невеста Екатерина Алексеевна Долгорукая была сослана в Рождественский женский монастырь в г. Тюмень, где и скончалась. Еще ранее этого, а именно в 1619 году в Верхотурье была сослана невеста царя Михаила Феодоровича Мария Хлопова, но пробыла она в женском монастыре недолго и была переведена в Нижний Новгород, где и отдала Богу душу.

В царствование Императрицы Елисаветы Петровны в Покровском женском монастыре закладывается по благословенной грамоте митрополита Антония 19 сентября 1744 года новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а освящен сей храм в 1753 году по благословенной грамоте митрополита Тобольского Сильвестра. При освящении этой церкви, иждивением основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды заложена другая двухэтажная

Вид на старо-покровскую и Иоанно-Предтеченскую церковь
в бывшем женском монастыре. 1913 г.

Иконостас Иоанно-Предтеченской церкви

церковь, каменная же; в нижнем этаже ея престол во имя святой великомученицы Варвары, а в верхнем - во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью. Первый престол освящен в 1768 году, а второй — в 1776 году. Из грамоты об освящении второго престола 23 мая 1776 года видно, что строителю сего храма Максиму Походяшину хотелось, чтобы в нижней церкви был храм во имя Св. Иоанна Дамаскина, празднуемого в один день с Варварою Великомученицей, но его желание не было удовлетворено, потому что, как пишется в грамоте, церковь сооружается в девичьем монастыре и служба Преподобному Иоанну Дамаскину под числом.

Покровский женский монастырь существовал при поддержке и помощи граждан города Верхотурья, а затем усерднаго благотворителя вышеуказанного Максима Походяшина. Когда жители г. Верхотурья обеднели, вследствие истребления города пожаром, бывшим 18 июля 1738 года, закрытия в нем таможни и перевода бывшаго чрез Верхотурье Сибирскаго тракта на Екатеринбург, то, а равно и за смертию

г. Походяшина, по неимению средств к содержанию, монастырь этот в 1782 году был упразднен и находящаяся в нем Покровская церковь обращена в приходскую, приход которой называется "Покровским", состоящим из жителей города Верхотурья и нескольких окрестных деревень.

За время существования Покровского монастыря, в течение 161 года до его упразднения, настоятельницы онаго известны:

1) Анисия (1622-1623 г.);

2) Ираида (1643-1646 г.);

3) Мария (в феврале-июле 1631);

4) Марфа (1684-1683 г.);

3) Феодора (1690-1693 г.)

6) Александра (1763-1764 г.)

Официальное упразднение монастыря было фиктивным, так как и после старицы продолжали жить в келлиях, оставшихся при Покровской церкви, до 1833 года.

По указу Пермской духовной Консистории, от 10 февраля 1833 года, оное было принято в Епархиальное ведомство, под именем "Богадельни", а последняя, в 1889 году, обращена в "Богадельное женское общежитие", с утверждением девицы Августы Павловой Пановой смотрительницею сего общежития. Это последнее состояло под ближайшим наблюдением особаго Совета, состоящего под председательством настоятеля Верхотурскаго Николаевскаго мужского монастыря. А затем, по указу Св. Синода, от 30 ноября 1893 года. Богадельное общежитие обращено в женскую общину с наименованием ея " Покровскою", с таким числом сестер, какое община может содержать, и с назначением смотрительницы Богадельни — девицы Августы Пановой, по пострижении ея в монашество, начальницею общины. Община была открыта 27 марта 1896 года и тогда же в должность начальницы ея вступила Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.

Согласно Высочайше утвержденнаго в 6-й день июля 1897 года положения Комитета Министров в безвозмездное владение Покровской общины отведен из казенной дачи земельный и лесной участок в количестве ста десятин, находящийся в расстоянии от общины и города шесть верст.

Первая начальница общины, монахиня Агния, происходила из крестьян Екатеринбургского уезда Бобровской волости. Превоначально поступила она в число сестер Колчеданской женской общины в 1874 году, а в 1886 году перешла в Верхотурское Богадельное общежитие: монахиня Агния отличалась выдающимися способностями, мужеством, ревностью в служении вверенной ей обителью, почему вскоре же заботами ея община, к удивлению всех, значительно благоустроилась. Ею же исходатайствовано разрешение построить при общине каменный однопрестольный храм, в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, который был заложен 12 сентября 1898 года.

Своим восстановлением сей древний памятник старины, Покровская обитель, всецело обязан бывшему настоятелю Верхотурскаго Николаевскаго монастыря, архимандриту Григорию (Зеленину) и матери его, Мариамне Тимофеевой Зелениной в иночестве монахине Марии. Первый из них проявил деятельное участие в осуществлении официального общежития и затем в преобразовании его в общину. Кроме того, обеспечил общину капиталом в сумме 25000 руб., проценты с которого получались на содержание обители, построил большой деревянный двухэтажный дом и капитально ремонтировал существующие надворные постройки, употребив на все это свыше 10000 рублей. Последняя же, Мария Зеленина, пожертвовала обители большую усадьбу со всеми на ней постройками, на которой и находится нынешний женский монастырь, — около самой Покровской церкви, принадлежавшей некогда сему монастырю, занимающей собою совершенно отдельный квартал, окаймленный с западной стороны рекой Турой.

К сожалению первой начальнице общины, монахине Агнии не суждено было видеть доконченным начатый ею первый в общине храм: она скончалась 6 июля 1901 года, имея от роду 51 год. Вместо нее была избрана и епархиальным начальством допущена, а затем в свое время утверждена в должности начальницы бывшая ранее казначеей общины, монахиня Таисия, которой суждено быть первой настоятельницей вновь восстановленнаго монастыря.

Монахиня Таисия, в мире Татьяна Петровна Сычева, происходит из крестьян Екатеринбургского уезда, Маминской волости. Первоначально поступила в Колчеданскую женскую общину 3 мая 1881 года, а в 1886 году перешла в число сестер Верхотурскаго Богоделеннаго общежития. В монашество пострижена 5 ноября 1900 года в градо-Верхотурском Свято-Троицком Соборе настоятелем Верхотурскаго Николаевскаго монастыря игуменом Арефой.

Первые шаги управления общиною для новой начальницы монахини Таисии были далеко не легкими. Она вступила в эту должность в то самое время, когда постройка храма была в самом разгаре, а так же строился большой каменный дом, заложенный после закладки храма, но средства у обители были более чем ограниченные. Однако же монахиня Таисия, хотя и не без труда и скорбей, преодолела эту нужду и достигла желаемой цели. Так на другой же год управления ею обителью, т. е. в 1902 году, храм окончательно был достроен и тогда же, 11 сентября, освящен преосвященным Никонором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Ко времени освящения храма был в готовности и каменный дом.

Новоустроенный храм хотя и простой, но красивой архитектуры. Внутри он довольно вместительный и благоустроенный. Иконостас изящной работы, вызолоченный сплошь на полимент, устроенный в городе Екатеринбурге А. П. Кожевниковым за 3000 рублей. На колокольне семь колоколов приобретенных до времени освящения храма в г. Тюмени от торгового дома Гилевых; вес колоколов: 100, 50, 28, 15, 5, 2 пуд. и 20 фун. В 1906 году, храм обители выкрашен масляною краскою — снаружи желтою, а внутри голубого цвета. Окраска эта обошлась свыше 1500 рублей.

Настоятельница монастыря игумения Таисия

Главным образом влекло в храм женского монастыря молящихся церковное пение, прекрасно выполненное сестрами монастыря, под управлением рясофорной послушницы Ольги Кокоревой, и вообще благоговейное и чинное богослужение, при выдающихся в храме чистоте и уставном порядке. Так же во множестве посещали храм, как местные граждане, так и поломники, и во время торжественных молебнов с акафистами перед особо чтимыми иконами Божией

Праздники в храме монастыря установлены: храмовый — Покрова Пресвятыя Богородицы, святаго Великомученика и Целителя Пантелеймона — 27 июля, икон Божией Матери: "Иверской" — 13 октября и "Скоропослушницы" — 9 ноября.

Храм монастыря с любовию посещали во множестве не только местные граждане, но паломники, приходящие в Верхотурье на поклонение святому Праведному Симеону, честные мощи котораго почивают в здешнем Николаевском мужском монастыре.

Архимандрит Арефа

Матери "Скоропослушницы" и "Иверская", совершаемыми еженедельно в нарочитые дни, причем замечательна та особенность, что икосы акафиста не читались, а пелись

Вид на Покровский монастырь. 1914 г.

Иконостас в новопостроенной Покровской церкви

на два хора сестрами, находящимися в это время на средине храма окрест иконы, пред которой читается акафист.

В 1905 году сооружена общиною деревянная часовня, в честь святого Алексия, Митрополита Московского, в ознаменование радостного события рождения Его Императорского Высочества, Государя Наследника Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, которая находится на станции "Верхотурье" Богословской ж. д.

27 апреля 1907 года состоялось официальное открытие монастыря. Вот как описывает это торжество ктитор Свято-Троицкого собора В. С. Баранов:

"Самое торжество открытия Покровскаго женскаго монастыря, по благословению Его Преосвященства, выразившаго свое желание лично присутствовать на нем, было назначено на 26 апреля — четверг Светлой Седьмицы. С нетерпением дожидались этого знаменательного дня настоятельница и сестры обители. Не менее того с чувством радости ожидали этого дня и граждане Верхотурья, оповещенные заблаговременно о предстоящем торжестве. Последние с таким радостным настроением ожидали своего Архипастыря и потому еще, что местная история не сохранила сведений о том, чтобы кто либо из иерархов осчастливил своим архипастырским служением город Верхотурье в дни Светлаго Христова Воскресения.

Еще 24 апреля храм Покровскаго женскаго монастыря вещал собою о предстоящем в нем великом торжестве. Как внутри, так и снаружи он, а равно и церковная ограда были убраны зеленью, украшенною искусственными цветами. Наконец, наступил и день прибытия Владыки — 25-е апреля. В виду того, что по новому расписанию железной дороги Кушвинский поезд должен быть на станции "Верхотурье" примерно в 15 часов 30 минут, в этот день почти с 2-х часов по полудни стал собираться народ к храму женскаго монастыря для встречи Архипастыря. Не смотря на то, что было получено известие о запоздании поезда до 18 ч. 30 мин, народ не уходил, напротив более и более прибывал; к 19 часам церковь была совершенно переполнена и даже снаружи окружена народом.

В 7 ч. 40 мин. вечера колокольный звон церкви мужского монастыря, а вслед затем и всех градских церквей, известил о приближении к городу Архипастыря и, наконец, по прибытии Его Преосвященства первоначально в Николаевский мужской монастырь, начался благовест ко всенощной в женском монастыре. В 20 ч. 15 м. также при колокольном звоне на всех церквах города, Его Преосвященство прибыл в храм Покровскаго женскаго монастыря, встреченный с крестным ходом прибывшим на торжество духовенством, имевшим сослужить Архипастырю, и настоятельницею монастыря с сестрами. По входе в храм местный священник Александр Оболенский приветствовал Владыку следующей речью:

Преосвященнейший владыко!

Все, представляющееся здесь Вашему взору в святом храме, свидетельствует о продолжении жизнерадостного проаздника Светлаго Христова Воскресения. Для насельниц же сей обители этот праздник особенно радостен, так как с ним совпало, после долголетняго упразднения, открытие вновь женскаго монастыря. Как на месте срубленного дерева, от живых его корней исходят отпрыски и вырастает такое же дерево, так подобное же произошло и в жизни этой обители. Сто двадцать пять лет тому назад существовавший на сем месте Покровский женский монастырь, по обстоятельствам времени, был упразднен, но не упразднился у принужденных покинуть свое тихое уединение от мирской суеты религиозный дух, воспитанный стремлениями к завещанному Иисусом Христом вечному спасению. Оставшись без крова, сестры упраздненного монастыря приютились при приходской Покровской церкви. С течением времени увеличиваясь численно жаждущими спасительного уединения от мира, оно составили женскую общину, а ныне на сем месте, под видимым покровом Заступницы рода христианского, обещавшей Св. Апостолам быть всегда ходатаицей пред Богом за всех верующих, образовалась благоустрояющаяся обитель, на душевную радость не только ее насельниц, но и всех собравшихся

к предстоящему торжеству. Радость эта для всех нас более чувствительна тем, что ты, наш милостивый архипастырь и отец пришел разделить ее с нами и объединить нас с собою в общей благодатной молитве Богу и Пречистой Богоматери за являемые нам милости в переживаемое мятущееся время. От большого светильника ожидается больший озаряющий свет; так с преобразованием этого монастыря из малой общины для него предстоит большее религиозно-просветительное значение для верующего православного мира.

Войди, владыко, в храм сей святый и благослови инокинь на продолжение спасительного пути в возобновленной обители по заповедям Христовым, и всем нам преподай архипастырское благословение и помолись о нас пред престолом Божиим, дабы мы, совершив прочее время жизни нашей непостыдно и мирно и представ дерзновенно пред судилищем Христовым, удостоились в оный день услышать вожделенный глас Сына Божия: "Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира. Аминь.

При встрече архипастыря картина поистине была величественная. Священнослужители в пасхальных светлых облачениях; храм, украшенный зеленью и искусственными цветами, при полном освещении, представлялся удивительно красивым. Весьма красив был храм и с наружной стороны, освещенный разноцветными фонарями.

Тотчас же после встречи, владыка, облачившись в полное облачение, на средине храма начал всенощную в сослужении о. ключаря, протоиерея Петра Арефьева, благочиннаго монастырей иеромонаха Ксенофонта, иеромонахов Верхотурскаго Николаевскаго монастыря Владимира и Симеона и местного священника Александра Оболенского. Во время канона каждение храма за первою песнью совершил Его Преосвященство, далее же кадили за каждою песнью сослужащие священнослужители поочередно. Во время всенощной пение прекрасно выполнено архиерейским хором и местным монастырским. Богослужение закончилось в 21 час 30 мин. Храм был переполнен богомольцами, многие стояли на паперти, в монастырской ограде и со стороны площади около храма. За богослужением присутствовали представители

города и земства и прочие должностные лица.

По окончании богослужения Преосвященнейший Владыка отбыл для ночлега в Николаевский мужской монастырь.

На другой день, 26 апреля, в 7 часов утра начался благовест к литургии. Вскоре в храм Покровскаго женскаго монастыря прибыл Преосвященнейший Владимир и был торжественно встречен имевшим сослужить ему духовенством. Умилительно было видеть и сегодняшнее пасхальное богослужение, совершаемое архипастырем. Особенно трогательны были те моменты, когда раздавалось умилительное пение "Приидите поклонимся", "Елицы во Христа..." и других песнопений, прекрасное выполнение которых священнослужителями в алтаре и архиерейским хором на клиросе невольно вызывало слезы умиления. В обычное время Преосвященнейшим Владимиром был рукоположен во иеродиакона монах Верхотурскаго Николаевскаго монастыря Паисий. В конце литургии владыка произнес глубоко назидательное и трогательное поучение на тему из прочтеннаго за литургиею Евангелия (Iоан. III, 15), постепенно проводя мысль применительно к празднованию Светлаго Христова Воскресения, об иночестве и прочих подвижниках, о настоящем торжестве и, наконец, о нынешних событиях в России.

По отпусте литургии архипастырь с сослужащим ему духовенством вышел на середину храма, а член Екатеринбургской Духовной Консистории, протоиерей Леонид Игноратов в это время с амвона прочитал указ Святейшего Синода об открытии монастыря, и затем последовал благодарственный Господу Богу молебен. Молебствие закончилось возглашением многолетий Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, Преосвященнейшему Владимиру с паствою его, настоятельнице с сестрами, христолюбивому воинству и всем православным христианам.

По окончании богослужения архипастырь, духовенство и прочие почетные гости перешли в покои настоятельницы. Здесь всем гостям была предложена праздничная трапеза, за которою священником Покровскаго женскаго монастыря, Александром Оболенским был предложен тост за Преосвященнейшего Владимира. Тост сопровождался дружным пением всего собрания "Многая лета". Так закончилось

торжество открытия Покровского монастыря.

Настоятельницею монастыря было получено значительное число поздравительных приветствий: от г. Пермского Губернатора, г. секретаря Екатеринбургской Консистории, настоятельницы Колчеданского монастыря, и других лиц.

27 апреля 1907 года — день торжественнаго открытия Покровского женскаго монастыря был великим и светлым праздником для сестер обители и они горячо возблагодарили Господа Бога и милостиваго архипастыря, отечески посодействовавшего открытию монастыря.

В 1913 году посетивший храмы Покровского монастыря Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан писал в своем дневнике: "Чрез улицу от женского монастыря находятся два храма: Покровский и приписанный к нему Иоанно-Предтеченский. Первый, по сохранившемуся преданию принадлежал первоначально женскому монастырю, а когда, именно, сделался приходским — этого теперь никто не знает. Покровская церковь каменная, однопрестольная, построена в 1744-1753 годах. Из летописи видно, что построена она вместо ветхого храма, перенесенного из мужского монастыря на место древнего храма, стоявшего до пожара, бывшего в Верхотурье, в женском монастыре. Во время обозрения этого храма Его Преосвященством было обращено внимание на древний художественной работы, в стиле "рококо", иконостас храма с резными золочеными царскими вратами. Резьба сделана на подобие сплетающихся виноградных лоз. Престол сделан также в стиле "рококо". Резные столбы престола украшены фигурами четырех евангелистов. Стены храма покрыты хорошей живописью. Пол — мраморный.

Предметов замечательных по древности, если не считать двух евангелий, изд. 1697 и 1698 гг., в церкви не сохранилось.

Рядом с Покровским храмом стоит каменная двухэтажная церковь, построенная в последней четверти XVIII в. на средства известного владельца заводов на севере Верхотурского края Максима Походяшина. Престол в нижнем храме освящен во имя Великомученицы Варвары, в верхнем — во имя Иоанна Крестителя. В церкви идут

ремонтные работы по перестилке полов. Красивый иконостас храма украшен ризами на иконах. Издали эти ризы можно принять по крайней мере за металлические золочения, а между тем они деревянные позолоченные. Нужно внимательно всмотреться, чтобы заметить эту разницу.

В 1735 году митрополит Тобольский и Сибирский Антоний говорил, что сибирские женские монастыри живут своим трудом, то и теперь через 175 лет нужно сказать то же самое про возлюбленный Покровский монастырь в Верхотурье. Изделия этого монастыря на выставке, устроенной Верхотуоским земством в Нижнем Тагиле в 1908 году, обратили на себя всеобщее внимание публики своим изяществом. Хотя выставка преследовала другие цели, а именно поощрение кустарных производств, а не изделий религиозных общин, но экспертиза, отступив от идейной мысли, присудила Покровскому женскому монастырю большую серебряную медаль. Изделия монастыря были настолько хороши своим изяществом и качеством материалов, что подкупали всех, в том числе и экспертизу выставки. Не говоря о том, что Покровский монастырь — религиозная община, мы считаем вполне уместным привести здесь список производств, которыми занимаются монахини: 1) рукодельня изящных работ, вышивка по полотну, гладью, шелком, гипюром, в строчку, канителью и проч; в этой мастерской ежедневно работает до 30 молодых монахинь и послушниц; 2) иконописная, изготовляются иконы на полотне и дереве, работает 5 мастериц; 3) мастерская платьев, готовятся преимущественно дамские платья и детское белье — работает 8 мастериц, эта мастерская, за отсутствием настоящих частных мастерских, обслуживает нужды не только горожан, но и окрестных горных заводов;

4) мастерская церковных облачений и одежды для духовенства, мастериц работает 8 человек; 5) ткацкая, на станках ткут разные ткани, шерстяные материи и сарпинку, работает 5 мастериц; 6) ковровая, ткутся ковры, дорожки и т. п. изделия, работает 3 мастерицы; 7) ткацкая, ткут холсты, половики и т. п., работает б мастериц; 8) чеботарня, готовится обувь для всего населения монастыря и принимаются заказы на посторонних лиц, работает 7 мастериц; 9) изготовление искуственных цветов, изготовляются цветы из материи французские и бумажные, принимаются заказы от посторонних лиц, работает 8 мастериц; 10) ткацкая поясов, готовятся пояса шелковые и шерстяные, работает 4 мастерицы; 11) чулочная, готовятся машинные чулки, работают 4 мастерицы; 12) столярная, готовится всякая мебель, столы, стулья, кровати, шкафы, главным образом для нужд монастыря, работает 6 мастериц; 13) переплетная, переплетаются книги, ноты для монастырского хозяйства и принимаются сторонние заказы, работают 3 мастерицы; 14) мастерская лужения, серебрения и позолоты, обслуживает хозяйственные нужды монастыря, работает 3 мастерицы. Таким образом ежедневно в поименованных

Вид Покровского Верхотурского женского монастыря. 1915 г.

мастерских работает 99 человек. Кроме того монастырское хозяйство имеет: скотный двор, где до 30 голов рогатого скота, 20 лошадей, птичник и ухаживает за скотиной 14 человек. При гостинице, кухне и квасной — 12 человек. На огороде и теплицах —

Вид на Покровский монастырь с реки Туры

4 человека. Симпатии к себе со стороны местного населения монастырь привлекает тем, что он не рассылает монахинь для сборов с кружками, как это наблюдается повсеместно в России, в страдное время большая часть монахинь исполняет полевые работы не только на своей монастырской земле, но и по приглашению жителей города и даже в соседние деревни; монастырские сестры выходят артелями в 15-25 человек, жнут и косят за весьма недорогую плату и исполняют работу быстро, отчетливо и добросовестно, а это для малосемейных мещан и крестьян-домохозяев имеет громадную цену, так как чернорабочий человек за поденную плату работает недобросовестно и неопрятно, при сравнении с монастырскими сестрами. Работа последних является чем то выходящим из ряда и только усиливает до бесконечности симпатии населения к женскому общежитию. Все население Покровского женского монастыря в 1909 году

состояло: из 5 мантейных монахинь, 148 послушниц и детского приюта, в котором находилось 12 малолетних девочек.

Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для Верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной церкви.

Монашествующими Покровской обители, которые были по убеждению сторонниками абсолютно-монархической власти, февральский переворот, отречение царя в пользу брата Михаила, отказ последнего от престола и начавшиеся беспорядки в стране воспринимались как кара Божия за людские грехи, хотя, впрочем они продолжали надеяться, что учредительное собрание безусловно выберет снова царя, а потому особенно не беспокоились и жили по пословице наша хата с краю .

Приход советской власти, под лозунгом красного террора и антирелигиозной пропаганды, расхищающей церковное имущество, преследующей духовенство и монашество, разумеется, не мог ждать со стороны последних доброжелательного приема. Сестры Покровской обители так же заняли резко враждебную позицию в отношении соввласти, но практически, как женщины, были бессильны. Они всеусильно продолжали стремиться к укреплению своего монастыря, но это было безнадежно в новых условиях.

Покровскому монастырю позволено было так называться до 1922 года, когда наконец и на них стала сказываться притеснительная политика советской власти по отношению к монастырям и вообще к церкви. Правды ради надо сказать, что до того обитель переносила годы лихолетия сравнительно благополучно. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство, а красноармейские части, напротив, к удивлению всех обращались даже очень вежливо. Даже в 1918 году, во время "военного коммунизма" советская тоталитарствующая власть не производила изъятий из монастырского имущества и хлебных запасов, без того скудных.

Лишь в 1922 году 2 мая произошло изъятие церковных ценностей в Покровском монастыре. Приводим акт об их изъятии:

1922 г. 2 мая.

Комиссия по изъятию в присутствии представителей от верующих и настоятельницы монастыря составили настоящий акт о том, что приступившие к изъятию ценностей из Покровского женского монастыря комиссия решила на основании пункта 6 инструкции о порядке изъятия ценностей из Покровского женского монастыря изъять следующие вещи:

1) Евангелие — 11 фут. серебра.

2) Риза — 5 фут. серебра.

3) Евангелие — 2 ф. 31 золотник.

4) Потир — 1 ф. 90 золотников серебра.

3) Потир — 1 ф. 71 зол. серебра.

6) Дискос, две тарелки, ложка и звездица — 2 ф. 12 зол. серебра.

7) Малого размера тоже 5 вещей — 90 зол. серебра.

8) Киотов 4 штуки — 3 ф. 80 зол. серебра.

9) Лампад 4 шт. — 94 зол. серебра.

10) Корец — 18 зол. сер.

11) Венчик — 10 зол. сер.

Всего 24 вещи, всего веса 30 ф. 64 зол., постановили записать в настоящий акт и заверить его надлежащими подписями.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: В. КОНОВАЛОВ

ЧЛЕНЫ: МИШКИН, ДЕНИСОВ

Представители от верующих:

А. КРАСИЛЬНИКОВ, Е. ЧИЖИКОВ

Принял на хранение кассир ЗЕЛЕНОВ 2 мая 1922 года.

С подлинным верно:

Секретарь Верхотурского УЕЗДИСПОЛКОМА.

Территорию общины занял в начале 20-х годов детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем, как можно скорее, но столь же твердо и оставшиеся сестры желали свою общину сохранить.

В 1922 году под угрозой разгона монастыря, как "вредного пережитка", женская монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель "Надежда",

сохранивши у себя прежний распорядок жизни, т. е. оставаясь фактически всем тем же традиционным монастырем. Артель "Надежда" обрабатывала участки земли, что располагались по реке Черной. Дела шли неплохо, об этом можно судить хотя бы по заявлению Тагильского райисполкома о том, что монахини "экономически укрепляются". Сказано это было на заседании 16 апреля 1924 года, где вопрос о судьбе Покровской женской общины поставили, как говорится, ребром.

Закрытие Покровского женского монастыря произошло вследствие постановления президиума Тагильского ОКРИК Уральской области от 16 апреля 1924 года № 62. Приводим полностью эту выписку протокола заседания президиума Тагильского ОКРИК:

СЛУШАЛИ: Доклад Верхотурского Пред. ВИК т. Двенянинова о сельскохозяйственной монашеской артели "Надежда".

Тов. Двенянинов доложил, что сельскохозяйственная артель "Надежда" из монашек, пользуется помещением в самом городе, в ограде монастыря в одном здании с детским домом, и тут же пользуется церковью. Такое положение в целях установления влияния на детей не терпимо, кроме того эта артель пользуется сельскохозяйственным инвентарем и помещениями без всякого договора, ни неся за все время своего существования никакой арендной платы за сельскохозяйственный инвентарь и другое государственное имущество, а равно и за строения находящиеся в их пользовании не платило никаких налогов и сборов причитающихся, согласно существующих законоположений. Безусловно, в силу такой благоприятной обстановки, артель все время крепла и пользуясь своим положением в монастыре, свою экономическую мощь использовала в целях распространения религиозной атмосферы, как на детские дома также среди масс города и пригорода.

Двенянинов в заключении представил акт о закрытии церкви, согласно постановления горсовета, при детском доме — которой артель пользовалась без заключеннаго договора.

ПОСТАНОВИЛИ: Констатируя: 1) Что монашеская артель Надежда" за все время своего существования не заключила с соответствующими органами на аренду, как сельскохозяйственного, живого и мертваго инвентаря, а равно на строения находящиеся в ея пользовании, она не несла связанные с этим никаких налогов, аренд и сборов и обязательных страхований. 2) Не представляла за этот период в орган земуправления производственного плана и не отчитывалась о своей работе. 3) Экономически укрепляясь за счет сложившейся обстановки, она наличие своего укрепления направляла исключительно в плоскость религиозного уклона — используя воспитанников детского дома помещаясь с детским домом в одном здании и имея тутже церковь и распространяя и укрепляя свое влияние на население в городе и вне его. 4) Здание церкви необходимо для расширения в детском городке в виду концентрации в Верхотурье детских домов Богословского завода и Туринских рудников.

Тагильский Окрисполком постановил:

1) Организовать комиссию под председательством члена Окрик т. Стриганова,

Вид на Покровский монастырь 30-40 годы, где находился детский городок.

от Верхотурского РИК члена пред. Юрлова и от Окрзу Калистова.

а) для изъятия от артели всего государственного инвентаря, которым она пользовалась.

б) выявления совместно с Окрзу и Финотделом задолженности по аренде сельскохозяйственного инвентаря и налогам и сборам со строений находящихся в их пользовании и для предъявления требований артели об уплате.

2) Считая в дальнейшем недопустимым выявленное положение согласно пункта 3 — участки находящиеся в распоряжении артели расположенные на городских землях около города и по реке Черной со всем изъятым инвентарем приписать к организуемому в Верхотурье детскому городку:

а) передав его для управления в хозяйственном отношении Верхотурскому УИХ — и здания занимаемого детским домом, артель выселить как занимающую лучшую часть здания и утвердить постановление Верхотурского райисполкома о закрытии церкви при этом здании, находящейся в пользовании артели без договора.

Верхотурскому РИК в 2 недельный срок представить план ведения хозяйства приписываемого к детскому Верхотурскому городку. Самое же здание Покровского храма предполагается использовать под клуб при детском городке.

Игуменья Таисия была арестована, хотя и оставалась при переименованном в артель монастыре лишь формальной настоятельницей — из уважения к ее чину и в силу старых традиций, тогда как в действительности управляла обителью-артелью более способная к тому в изменившихся условиях и предприимчивая монахиня Олимпиада, имея при себе еще несколько "членов правления артели" из сестричества.

Таким образом, женская Покровская община прекратила свое существование. Оставшиеся без управления сестры не имели ничего, кроме своих рук. Ни убежища, ни питания, ни средств. У них была отобрана возможность справлять свои общие

монастырские правила. Прежние благодетели, услугами которых укреплялась обитель, поголовно попали в список ликвидируемых классов и теперь сами требовали помощи.

Игумения Таисия скончалась в 1925 году и ее место заняла монахиня Олимпиада (Ольга Михайловна Шубина). Сестры обители расселились по домам г. Верхотурья, нанимались на работу к зажиточным людям, шили одеяла, подушки и другие вещи. Их оплотом стала еще действующая в те поры Знаменская церковь, которую они и посещали до ее закрытия в начале 30 годов. В начале 30 годов органами ОГПУ заканчивалось следственное дело по настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря Архимандриту Ксенофонту под кодовым названием "Историческая гниль" и именно по этому делу и проходило свыше 70 сестер из Покровского женского монастыря. Обвинения, выдвинутые им, доходили до абсурда. Ниже мы приведем некоторые выписки из дела "Историческая гниль".

Монашка БУКОВА Елизавета Федотовна 1882 года рождения, крестьян села ЛЕПУТИНСКОГО, Курганского района, Уральской области, образование нисшее, девица, несудимая, в том, что:

1) Состояла членом низовой группы к-р организации в селе Верхотурье.

2) Руководительнице и настоятельнице нелегального монастыря О. ШУБИНОЙ оказывала всевозможную помощь, замещая ее как руководительница.

Виновной себя не признала.

Верхотурская Знаменская церковь, которую посещали монахини
после закрытия Покровского монастыря.

Покровская церковь переоборудованная под баню. 1940 годы.

Монахини Покровского монастыря вернувшиеся из ссылок
возле Успенской иеркви. 60-е годы.

Монашка ОРЛОВА Ефросинья Антоновна, 1895 года, из крестьян с. Апатьевского Свердл. Района Уральской области, девица, малограмотная, не судимая, в том что:

1) Состояла членом низовой группы к-р организации.

2) Вела а/с агитацию, распространяя версии о скором пришествии антихриста, чем запугивала религиозную массу.

Виновной себя не признала.

Монашка ПОНОМАРЕВА Акилина Яковлевна, 1873 года рожд. Из крестьян села Полымка Вятского района, Ниж. Края, малограмотная, девица, не судимая, в том что:

1) Будучи враждебно настроена - состояла членом низовой группы к-р организации.

2) Вела а/с агитацию против колхозов и против власти, обвиняя последнюю как виновницу отсутствия хлеба и товаров.

Виновной себя не признала.

Монашка ОГОРОДНИКОВА Ольга Яковлевна, 1878 года рождения, из крестьян дер. Рашитовская, Нолинского района, Ниж. Края, девица, не грамотная, не судимая, в том что:

1) Состояла членом низовой группы к-р организации.

Сестры Верхотурского Покровского монастыря

Сестры Верхотурского Покровского монастыря.

Верхотурская Успенская церковь.

2) Вела агитацию против коллективизации.

Виновной себя не признала.

После суда все сестры Верхотурского Покровского монастыря были высланы в ссылку в Казахстан и Новосибирск.

В начале 40-х годов сестры стали возвращаться в свое родное Верхотурье и собралось их до 50 человек. Они расселились по частным домам и продолжали жить и молиться с упованием на милость Божию и заступничеству Св. Преподобного Симеона. В 1946 году открылась кладбищенская Успенская церковь которую-то и стали посещать монахини.

В те же годы из тюрем, ссылок и лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он-то и возглавил духовно сестер бывшего Покровского монастыря, который был уже превращен в баню. Несмотря на свои недуги и немощи, а вернулся он из лагерей тяжело болея ногами и передвигался лишь с помощью палки и костыля. Вернулся отец Игнатий в Верхотурье неофициально, и поэтому монахини прятали его у себя на дому, где он служил в подполье Божественные Литургии, крестил и исповедовал. Переходил отец Игнатий из дома в дом по ночам переодетый в женскую одежду и неся слово Божие людям города Верхотурья да и не только сего города. К нему в последнее время ездили огромные толпы народа, прося его молитв и находили в общении с ним успокоение души. Многим он благословлял остаться на жительство в Верхотурье, многих постриг в монашество. Умер отец Игнатий (в схиме Иоанн) 27 января 1961 года и похоронен возле Успенской церкви. В 1992 году прах иеросхимонаха Иоанна по благословению

Игнатий после возвращения из ссылки. (Фото 40-х годов).

Архиепископа Мелхиседека перенесен и похоронен возле алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Николаевском монастыре.

После смерти старца о. Игнатия духовно окормляла сестер монахиня Олимпиада (Шубина) которая и была начальницею в Покровской обители с 1925 года. Окормляла она сестер до своей смерти последовавшей 24 февраля 1963 года. Похоронена она была возле игумений Таисии на Успенском кладбище.(Последняя из сестер Покровского монастыря была схимонахиня Магдалина, прожившая 100 лет и умершая в 1983 году.

реставрация, но матушке Василиссе не суждено было по промыслу Божию продолжить сие дело, как и первой настоятельнице монахине Агнии при организации монастыря и постройке Покровского храма, заложенного 12 сентября 1898 года.

31 декабря 1993 года, когда празднуется память Праведного Симеона Верхотурского, а она прибыла в Верхотурье в 1991 году именно в этот день, Милосердный Господь призвал ее в свои небесные обители. Похоронили настоятельницу монахиню Василиссу в Николаевском монастыре напротив Преображенского храма.

Монахиня Елисавета (Постельняк).

Затем временно управляла монастырем монахиня Елисавета (ныне настоятельница Николаевского Туринского женского монастыря). Она продолжила дело монахини Василиссы и Покровский храм начал потихоньку реставрироваться.

С 1994 года, настоятельницей монастыря была назначена монахиня София (Любых). Матушка активно занялась строительством Покровского храма, корпуса и других построек в монастыре.

 

Игумения София (Любых).

25 сентября 1995 года в день памяти Святаго Праведнаго Симеона Верхотурскаго, настоятельница Покровского монастыря монахиня София (Любых) Его Преосвященством, Преосвященнейшим Никоном Епископом Екатеринбургским и Верхотурским за Божественной Литургией была возведена в сан Игумений. По завершении Божественной Литургии Его Преосвященство, Епископ Никон вручил новопоставленной игумений настоятельский жезл призвав ее верно служить Православию и неустанно заботиться о вверенном ей стаде Христовом. Затем новопоставленную игумению поздравил благочинный монастырей игумен Тихон, настоятельница Туринского Николаевского монастыря монахиня Елисавета, настоятельница Ново-Тихвинского Екатеринбургского монастыря монахиня Любовь и настоятельница Пантелеимоновского монастыря монахиня Наталия, а так же сестры Покровского Верхотурского монастыря.

15 октября 1996 года в древней столице Урала городе Верхотурье совершилось великое торжество освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что в женском монастыре. В 9 часов утра Его Преосвященство,

Епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон во время освящения престола.

Преосвященнейший Владыка Никон был встречен в Покровском монастыре "со славою" благочинным монастырей игуменом Тихоном и настоятельницей Покровского женского монастыря игуменией Софией с сестрами. Так же Архипастыря встречали священнослужители и приехавшие на торжества настоятельницы женских монастырей:

После освящения Покровского храма: Епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон, настоятель Верхотурского Николаевского монастыря игумен Тихон, настоятельница Покровского монастыря игумения София, настоятельница Туринского Николаевского монастыря монахиня Елисавета, настоятельница Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря монахиня Любовь и настоятельница Краснотуринского Пантелеимонова монастыря монахиня Наталия.

Ново-Тихвинского — монахиня Любовь, Пантелеимоновского — монахиня Наталия и Николаевского — монахиня Елисавета. Облачившись в святительские одежды Его Преосвященство подал возглас и началось освящение престола. После чтения положенных молитв Святой престол был омыт розовой водой с вином, помазан Святым Миром и облачен индитией золотистого цвета. После освящения престола Святым Миром был помазан и сам храм.

Затем была отслужена Божественная Литургия, после которой Святые Мощи Христа Ради Юродивого Косьмы были перенесены из домовой церкви в Покровский храм и установлены с правой стороны центрального иконостаса. По благословению Его Преосвященства благочинным монастырей игуменом Тихоном был отслужен молебен возле Святых Мощей Блаженного Косьмы, после которого Его Преосвященство Владыка Никон приложился к Святым Мощам и следом за ним все духовенство и приехавшие паломники, и жители Верхотурья. Благословив народ Божий, Его Преосвященство с сопровождавшим его духовенством проследовал в игуменский корпус на трапезу, после которой сердечно благодарил матушку игумению за радушный прием и с благочинным монастырей игуменом Тихоном отбыл в Николаевский монастырь. Так завершились торжества в Верхотурском Покровском монастыре.

В следующем 1998 году Верхотурье отмечает свое 400-летие со дня основания и в этот же год отметит и Покровский женский монастырь свою скромную дату — 100 лет со дня основания монастырского Покровского храма.

Пресвятая Богородица! Ты видишь подвиги и труды сестер Твоей святой обители! Не оставляй их Своею милостию и заступничеством. Да процветет под Твоим Святым Омофором сия Покровская обитель!

Благочинный монастырей Екатеринбургской Епархии
Игумен Тихон (Затекин). 1997 г.

Источники:

1) Баранов В. С. "Краткий исторический очерк Покровской женской общины". 1903 г.

2) "Екатеринбургские Епархиальные Ведомости". 1913 г.

3) "Екатеринбургские Епархиальные ведомости". 1915 г.

4) И. Токмаков "Историке-статистическое и археологическое описание города Верхотурья". 1899 г.

5) И. Я. Кривощеков "Словарь Верхотурского уезда". 1910 г.

6) О. А. Бухаркина "Древняя обитель" статья в "Православной газете" № 7, 1994 г.

7) Иеромонах Пантелеймон (Лаптев) "Из истории Верхотурского Покровского женского монастыря" газета "Новая жизнь" № 15, 1994 г.

8) Государственный архив Свердловской области.

9) Партархив Свердловской области.

10) Архив Верхотурского Николаевского монастыря.

11) Личный архив настоятеля Верхотурского Николаевского монастыря Игумена Тихона.

43