Крест монограммный "послеконстантиновский"

      "Иногда буква Т, - пишет архимандрит Гавриил, - встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии" (стр. 344). Эта монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.
      Словами "се, Царь ваш" (Ин. 19:14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение Иисуса из царской династии Давида, в отличие от безродных самозваных четвертовластников, и мысль эту письменно изложил "над головою Его" (Мф. 27:37), что, конечно же, вызвало недовольство властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. И именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа и открыто "почитая, - как видно из Деяний Апостольских, - царем Иисуса" (Деян. 17;7), терпели от духовенства через обманутый народ сильные гонения.
      Греческая буква "Р" (ро) - первая в слове по-латински "Pax", по-римски "Rex", по-русски Царь, - символизирующая Царя Иисуса, находится над буквой "Т" (тав), означающей Его крест; и вместе они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша сила и мудрость в Распятом Царе (1 Кор. 1:23 - 24).
      Таким образом, "и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина, служила знамением Креста Христова (...), получила такое обширное значение в символике только после первой монограммы. (...) В Риме (...) стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии - не прежде V века" (Гр. Уваров, стр. 77).