НСМПБИ


Александр Реморов — протоиерей Кафедрального Вознесенского собора, ректор Новосибирского православного богословского института. Его жена Татьяна Реморова — регент Архиерейского хора Кафедрального Вознесенского собора, завуч приходской школы


СТИХОТВОРЕНИЯ Николая Васильевича РЕМОРОВА

АРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ. 
Краткое жизнеописание. 


Рассказ С. Панфилова об Архимандрите Макарие - в Сретенском храме Бердска. 


 

 

 
Тамбовские исповедники

На этой странице вы можете прочитать об архимандрите Макарии, который в то время был священником Игорем Николаевичем Реморовым.

Как некогда, в древние времена, первые христиане выкупали мученические акты у римских властей для назидания и почитания святых мучеников, так и мы, в настоящее время, имеем возможность видеть такие же мученические акты в архивах нашего Отечества. Порой нет никаких больше сведений о пострадавших за Христа, кроме скудных упоминаний в разных "Делах" по поводу "контрреволюционной деятельности" тех или иных исповедников и новомучеников Российских. И порой весьма сложно увидеть сквозь шелуху революционной фразеологии, сквозь стиль и штампы следственных документов высоту христианского духа в смирении исповедующего своего Спасителя. Так обстоит дело и с предлагаемым ниже описанием подвига тамбовских исповедников православных пастырей и мирян, пострадавших только за то, что они искренно желали спасения своим душам и проповедывали Евангелие словом и делом.

5 июля 1929 г. в ПП ОГПУ по ЦЧО сообщалось: "29 июня в с. Сядемка Заметчинского района к с/с собралось 400 чел. женщин, которые с криком и бросаньем камней целый день лезли в с/с. 

Причина: уполномоченный по хлебозаготовкам Пушкарев для личной беседы вызвал в с/с местное духовенство - священников: Реморова И.Н., Сладкопевцева В.Я., диакона Влахоритинова П.И. и псаломщика Тупикина А.Г. За отсутствием их, послали к ним комиссию из крестьян Шилина В.И., Силкина В.А., Шабалкина И.Я., Васюнина С.И. для отобрания имущества за невыполнение хлебозагатовок. 

Комиссия с большими скандалами забрали имущество у семей духовенства. По дороге к с/с на крики членов семей собралось 50 женщин, которые подняли крик: а через 20 мин. их было уже 400 человек. Они врывались в здание с/с, требуя возвратить имущество. На требованияе уйти, полетели кирпичи, причинив легкое ранение комсомольцу Шибалкину и члену с/с Силкину. Активные участники: середнячка Евдокия Евполкина, середнячка Лошкарева Акулина Ивановна, жена кулака-маслобойщика Широкова А.П., монашка Шилина Мария Ивановна и др. 

Подозреваемая в бросании кирпичей середнячка Клепкова по кличке "Конарка". Следствие не велось. Духовенство и кулачество участие не принимали. Имущество разделили: Пушкарев взял тулуп за 15 р. (а стоит 70 р.), гитару, скрипку, комод. Якушев - председатель с/с шубу. Такое поведение местных советских работников вызывает резкое недовольство крестьянства" [1]. 18-19 января 1930 г.: "Из приговора. Выездная сессия Тамбовского окружного суда, председатель Марченко, народные заседатели Челушкин и Солдатова. В с. Сядемка Заметченского района. 

Обвинение Сладкопевцева Василия Яковлевича, 63 года, священник с. Сядемка; Реморова Игоря Николоевича, 22 года, сын священника, священник с. Сядемка с 1927 г., окончил школу 2-й степени, 1924 г. служил счетоводом. Першина Анна Алексеевна, 55 лет, монашка с малого возраста, имеет избу в с.Сядемка. Чубрин Яков Дмитриевич, 44 г., за невыполнение хлебозаготовок лишен имущества, бывший лесопромышленник и владелец ветряной мельницы. Ламеев Василий Иванович, 60 лет, член церковного совета, бедняк. Широкова Анна Петровна,45 л., имущество изъято, замужем, имела маслобойку. В с. Сядемка из 3 тыс. человек 1600 человек неграмотны. Имеется 2 священника, 2 псаломщика, 60 монашек и лишенцев ок.100 человек 

[...] все проводимые кампании проводились не без влияния попов, задерживались хлебозаготовки, с. Сядемка отказалось от коллективизации. Сладкопевцев и Реморов 29 июня 1929 г., используя момент, когда у них изъяли имущество за хлебозаготовки, возбудили массу населения... Женщины 400 чел. освободили их имущество из под ареста. Вечером совещались с Ремаровым, Сладкопевцевым и псаломщиком, хотя они называли это разговорм на религиозную тему. 

В квартире Сладкопевцева оказалось ряд лозунгов, написанных гвоздем и углями на стенах и на полу, угрожающего характера [2]. Реморов, находясь в с/с, заявил председателю протест, что нет свободы слова и печати. В последнем слове на суде Сладкопевцев, а в особенности Реморов, использовали время для внушения верующим религиозных предрассудков. Чубрин всячески возбуждал толпу против Советской власти, используя религиозные предрассудки [...] угрожал председателю с/с [...] угрожал работникам СККОВ, которым передали его мельницу [...] намеревался выбить комсомольцев за обложение его хлебным налогом. 

Першина и Широкова возбуждали толпу к требованию освободить попов, Широкова отнесла записку председателю с/с о неаресте Сладкопевцева. Ломеев возбуждал толпу к освобождению попов. Суд находит, что он может быть перевоспитан. В настоящее время есть признаки его исправления под влиянием его сына, одного из активных крестьян села. Сладкопевцева В.Я., Реморова И.Н., Чубрина Я.Д расстрелять. 

Першина А.А. строгая изоляция 7 лет с конфискацией имущества. Широкову А.П. строгая изоляция 5 лет без конфискации имущества, т. к. такового нет. Ломееву 6 мес. принудительных работ. Широкову и Першину дополнительная мера ссылка сроком на 5 лет" [3]. 20 марта 1930 г. последовало определение Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР (председатель Гаймес, члены Миничев и Сорокин), где говорилось: "Ввиду того, что в деяниях осужденных отсутствуют признаки контрреволюционной агитации, Чубрину лишение свободы со строгой изоляцией 5 лет с ссылкой в отдаленные места на 5 лет, Реморову и Сладкопевцеву ссылку в отдаленные места на 5 лет, Широкову и Першину лишению свободы на 2 года, с последствиями по приговору. Ломееву оставить в силу избранной судом меру социальной защиты" [4]. 

Таковы документальные сведения исповедничества новейшего времени, за которыми стоит подлинный христианский подвиг новомученников. Неизвестно как сложился в дальнейшем их крестный путь. Мы знаем только, что в 30-е годы, попавших в лагеря уже не освобождали, а "накидывали" срок за сроком, так что многие просто не выдерживали лагерного режима и умирали, а иных и расстреливали. Само нахождение в этих лагерях было мученичеством. Да и могло ли быть иначе для этих людей, которые не поклонились Ваалу в годину лютых гонений и смело взошли на свою Голгофу, дабы спасти безсмертную душу. Здесь представлены только несколько разных по своей типологии "Дел", а сколько было таких "Дел" по всей Руси и сколько теперь новых молитвенников на Небе, взывающих ко Христу: "Господи, спаси и помилуй верных чад Твоих и Отечество наше земное"! Публикацию по материалам методического кабинета Центра православной культуры г. Тамбова подготовили Левин О.Ю., Просветов Р.Ю. 


[1] ЦДНИТО, ф. 855, оп. 1, д. 19, л. 126.

[2] Вероятно выдержки из Священного Писания - прим. сост. 

[3] ГАТО, ф. Р-659, оп. 8, д. 74, л. 9. 

[4] Там же, л. 48.


http://orthodox.tstu.ru/sbornic/ispov.htm