|
Софроний (Арефьев)
( 1879
- 1937
), архиепископ Краснодарский и Кубанский
В миру Арефьев Иван Алексеевич, родился 19 марта 1879 года в Шадринском уезде Пермской губернии в семье псаломщика [1].
Окончил Камышловское духовное училище, в 1899 году - Пермскую духовную семинарию, а в 1903 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
16 августа 1903 года был назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии. С 29 сентября 1905 года - преподаватель той же семинарии.
28 февраля 1912 года был рукоположен во иерея.
В сентябре [2] 1912 года был назначен инспектором семинарии, а 2 или 12 августа 1914 года - её ректором.
В 1914 году был возведен в сан протоиерея. Овдовел, и в 1915 году принял монашество. Возведен в сан архимандрита.
В 1916 году - член Русской духовной миссии в Китае.
Епископство в Азиатской России
23 июня 1919 года был хиротонисан во епископа Семиреченского и Верненского. До места назначения не доехал, будучи откомандированным в Якутск для управления Якутской епархией.
В ноябре 1919 года совершил обзорную поездку по епархии посетив Маинскую, Нахарскую, Олом-Кельскую и Мегинскую церкви. В 1920 году был назначен епископом Якутским и Вилюйским.
По некоторым данным 5 февраля 1921 года был арестован в Якутске.
Однако, если арест и состоялся, он был краткосрочным - известны его
резолюции на протоколах заседания Духовного комитета по делам Якутской
Православной Церкви от 19 марта и 19 мая того года.
Однако, затем вероятно был арестован вновь, т.к. 13 сентября 1921 года был осуждён Коллегией ЯкутГубЧК с формулировкой - "участие в
контрреволюционном заговоре" (февральском), выслан в ИркГубЧК для
препровождения на распоряжение СибЧК.
В январе 1922 года, не оставляя Якутской кафедры, вступил в управление Петропавловским викариатством Омской епархии. В тот же период упоминается временно управляющим Камчатской епархией.
В начале 1922 года находился в Новониколаевске. Новониколаевское окружное церковное управление обратилось к патриарху Тихону и к членам патриаршего Священного Синода с ходатайством о назначении
владыки Софрония епископом Новониколаевским, викарием Томской епархии.
19 марта 1922 года епископ Софроний получил указ Синода о назначении его
с 20 февраля 1922 года на новообразованную Новониколаевскую кафедру [3].
В обновленчестве
Под давлением сибирских обновленцев с начала раскола уклонился по линии наименьшего сопротивления и занял Новониколаевскую обновленческую кафедру. В начале сентября 1922 года был приглашен обновленцами на Томскую кафедру и принял предложение. Согласно томской газете "Красное Знамя" от 19 сентября того года:
" Крупным
приобретением для Томской церковной революции является вступление в
ряды ее борцов Новониколаевского (Новосибирского) епископа Софрония
(Арефьева), приглашенного и уже прибывшего на Томскую кафедру. Новый
Томский епископ Софроний в заседании Томского церковного управления
определенно заявил о своей лояльности к советской власти... Высшее Церковное управление в Томске еп. Софроний считает каноничным. Он приступил к работе в качестве
председателя Томского Церковного управления, и его имя стали поминать за
церковным богослужением как архипастыря Томской церкви
..." [4]
Потеряв связь с центром, вместе с епископом Гавриилом (Воеводиным) в конце сентября 1922 года совершил первые обновленческие "архиерейские хиротонии" - без предварительного пострига в монашество ими были поставлены два вдовых священника: о. Иоанн Завадовский и о. Николай Чижов [5].
Эти хиротонии вскоре привели к расколу в расколе: в октябре в
обновленческие "епископы" был впервые рукоположен женатый священник, о. Петр Блинов,
после чего последовали и другие обновленческие поставления в сибирские
архиереи женатых священников. В этих условиях епископ Софроний, объявив
себя сторонником обновленческой группы "Союз церковного возрождения" под
началом Антонина (Грановского), прекратил общение с "Сибцерковью". В октябре того года в Новониколаевске (ныне Новосибирск),
на губернском съезде духовенства решили прекратить каноническое общение
с СибЦУ и отказались признать его высшим церковным органом Сибири.
Решено было учредить Сибирскую митрополию для объединения сибирских епархий, а во главе Временного церковного
управления Сибирской митрополии встал епископ Софроний, вероятно снова с
титулом Новониколаевского. В свою очередь СибЦУ отправило его на покой [6].
Советская власть не захотела поддерживать раскол среди обновленцев. В декабре 1922 года "за мошенничество и помощь контрреволюционерам" епископ Софроний был арестован в Новониколаевске. 30 марта 1923 года комиссия ОГПУ обвинении в "антисоветской агитации" приговорила его к двум годам заключения в концлагере.
Срок отбывал на Соловках [7].
|
Архиеп. Уфимский Софроний (Арефьев) |
Воссоединение с Церковью
В 1924 году принес покаяние патриарху Тихону и в декабре того года был назначен управляющим Архангельской епархией. По некоторым данным, после освобождения 1 апреля 1925 года жил в Новосибирске [8].
В 1927 году, вероятно 24 апреля [9], был откомандирован для временного управления Великоустюжской епархией, а 27 декабря того же года назначен ее правящим архиереем.
24 апреля 1929 года был возведен в сан архиепископа.
22 марта 1932 года был назначен архиепископом Ирбитским с временным управлением (до января 1933 года) Свердловской епархией.
13 февраля 1933 года был переведен архиепископом Уфимским.
3 марта 1934 года был назначен архиепископом Олонецким, но в управление не вступал. 11 мая определен архиепископом Свердловским, а 11 июня того же года - Ижевским.
В феврале 1936 года назначен архиепископом Краснодарским и Кубанским. После назначения владыке говорили: "Куда Вы едете, владыка, разве можно?" - он отвечал: "Еду туда, где всех сажают!" Приехал в Краснодар на Вербное воскресенье,
худой-прехудой, высокий, изможденный, по жизни аскет. Прихожане
думали, что и не услышат его голоса, а он - как рявкнул басом. Каждый
день служил Литургию, сам читал паремии и подпевал.
Последний арест и кончина
С мая 1937 года епархией не управлял. 22 июня был арестован, а 2 декабря того же
года постановлением "тройки" УНКВД по Краснодарскому краю приговорен к
высшей мере за "контрреволюционную агитацию." 23 декабря [10] 1937 года был расстрелян в городе Краснодаре.
В 1989 году был реабилитирован по 1937 году репрессий, а 7 августа 2000 года прокуратурой Якутской АССР - по 1921 году репрессий.
Был очень высокого роста, за что за глаза звали его "Каланчой."
Награды
- орден Российской империи святого Станислава 2-й степени (1914)
Документы, литература
- ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 88.
- Архив УФСБ по республике Саха (Якутия), д. 2640-Р.
- Список репрессированных священно-служителей Якутской епархии (архивная справка).
- Сибирская Церковь, 1922, № 2, 13.
- Cоветская Сибирь, № 168, от 9.8.1922, 2.
- ЖМП, 1931, № 1, 1; № 4, 1; 1932, № 11-12, 2.
- ФМП, № 64, 26,27.
- ФПС, I, № 83, 10; II, 2; IV, 7; V, № 179.
- ФАМ, I, № 243, 19.
- Кат-АМ № 139, № 319.
- Списки студентов, окончивших полный курс Императорской
Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования
(1814-1914гг.), Сергиев Посад, 1914, 130.
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и
семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим
преподавателям духовных семинарий на 1917г., Пг., 1917, 66.
- Польский М. А., протопр., Новые мученики Российские, Джорданвилль, 1949-1957 (репр.: М., 1994), I, 168; II, 115, 129.
- Regel'son, Tragedija Russkoj Cerkvi 1917-1945, Paris, 1977, 535, 544, 556.
- Левитин А. (Шаров В.), Очерки по истории русской церковной смуты, в 3 томах, Кюзнах, 1978, I, 267; II, 15 (?).
- Andreyev I. M., Russiás Catacomb Saints, 136.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 6, 226.
- Резникова И., Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря, СПб., 1994 (Исторические сборники 2), 187.
- Цыпин В., прот., История Русской Церкви, 1917-1997, т. 9, М., 1997, 112, 251, 764.
- Лавринов В., прот., Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы, Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001, 167.
- Крест на Красном обрыве, М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2002, 83.
- Книга памяти: книга-мемориал о реабилитированных жертвах политических репрессий 1920-1950-х годов, Якутск: Сахаполиграфиздат, т. 1, 2002.
- База данных о жертвах политического террора в СССР (компакт-диск), 3-е изд., НИПЦ "Мемориал," М.: Звенья, 2004, 210818.
- Фаст М. В., Фаст Н. П., Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период, Томск; М.: Водолей Publishers, 2004, 49-54, 117-118, 356.
- За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской
Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951).
Биографический справочник [сост.: С. В. Суворова], Архангельск, 2006, 525-526.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.:
- "Якутск православный: епископы Якутские и Вилюйские," частный сайт Виктора Скрипина:
- Страница сайта Русское Православие:
- "Уфимская епархия в 1930-е годы. К 140-летию Уфимского епископа Андрея (Ухтомского)," блог писателя Сергея Синенко posredi.ru, 10 декабря 2012:
[1] См. Лавринов В., прот., Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы, Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001, 167; сайт Виктора Скрипина, http://skripin.narod.ru/Bishops_of_Yakuyian_and_Viluyskian_1.html; http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_178. Основаная версия БД ПСТГУ - родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск); База данных о жертвах политического террора в СССР (компакт-диск), 3-е изд., НИПЦ "Мемориал," М.: Звенья, 2004, 210818, а также Книга памяти: книга-мемориал о реабилитированных жертвах политических репрессий 1920-1950-х годов, Якутск: Сахаполиграфиздат, т. 1, 2002 указывают Якутск.
[2] Указываются даты 8, 18 и 28 сентября.
[3] Иеромонах
Симон (Истюков). Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в
20-е годы XX века // Богословский сборник. Выпуск 10, Новосибирская
Православная ДC, 2015, с. 39, http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2017/06/bs-npds-10-06.pdf
[4] Цит. по http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d**
[5] Фаст М. В., Фаст Н. П., Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период, Томск; М., 2004, с. 49–51, http://providenie.narod.ru/1070.html
[6] Петров С. Г., "Обновленческий церковный раскол в Сибири", Гуманитарные науки в Сибири, 2014, № 4, с. 79-82, http://www.sibran.ru/upload/iblock/cb9/cb9f7aad0b68a34b54bc1...pdf
[7] Основная версия. По ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 88 - находился в ссылке в Тобольской губернии с 1923 по июнь 1926 года.
[8] Так по Резникова И., Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря, СПб., 1994 (Исторические сборники 2), 187.
[9] Дата по За
веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской
Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951).
Биографический справочник [сост.: С. В. Суворова], Архангельск,
2006, 525-526.
[10] http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_178 кроме этой даты указывает версию 26 декабря.
Источник: drevo-info.ru
|