|
||||||||||||||
Чудны дела Твои, Господи… Из истории чудотворной Иверской иконы Божьей матери Михаило-Архангельского монастыря (с. Козиха Ордынского района)Полина Скидан, 11 класс МБОУ СОШ №5 г. Искитима Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель. Праведны и истинны пути Твои, Царь Святый. Об одном из таких чудес, произошедших не в давние времена, а всего каких-нибудь два десятка лет назад, не в далекой земле, а в Новосибирской области, я хочу рассказать. Я родилась в селе Решеты - в одном из старинных сел современного Кочковского района. Это село еще в 19 веке было большим: здесь работали несколько мельниц купца Жданова, проводились ярмарки, а по выходным под колокольный перезвон тянулись в церковь во имя Святой Троицы люди с ближайших поселков и деревень. Главное место в иконостасе решетовского прихода занимала икона Иверской Божьей Матери, написанной специально для этого храма на Святой земле. Иверская икона Божьей Матери. Иверский монастырь. История Иверской иконы начинается с первого века, когда Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: "Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы как в зеркале созерцали её последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: "Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет". Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую. Свое же название икона получила благодаря следующим событиям. В IX веке, во времена греческого императора Феофила, прозванного Иконоборцем, истинные православные подвергались гонениям, видных деятелей Церкви отстраняли от служения, многие верующие были казнены, а иконы и мощи святых сжигались. Один из ликов Богородицы, написанных Лукой, находился у благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Воины, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда же они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море. Иверская икона Божьей Матери и святой Гавриил Грузин Через несколько лет икона приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою - Вратарницею. Икона на самом деле стала хранительницей Иверской обители. Когда монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле, и, поэтому, до недавнего времени, Афонские иноки каждую неделю приходили в часовню проверять, на месте ли Вратарница. Вот такой чудесный образ охранял жизнь решетовской паствы до начала XX века. Конец 20-х - начало 30-х годов XX века был в чем-то сродни временам иконоборчества: по всей стране срывались с колоколен колокола, разрушались и осквернялись храмы, подвергались гонениям служители церкви. Не избежала подобной участи и церковь в Решетах: храм был разорен, а в здании открыли по тогдашней моде клуб, который простоял в центре села до шестидесятых годов. Многие иконы были уничтожены, некоторые из образов истовым прихожанам удалось разнести по домам, тщательно спрятав от представителей советской власти. Так, спасенная от поругания Иверская Божия Матерь оказалась укрытой в доме одной благочестивой женщины. Вскоре ту сослали в Нарым. Сын прихожанки не оценил самоотверженности матери и не относился к образу как к святыне. "По-хозяйски" оценил он лишь крепость доски, на которой был писан лик Богородицы. Так святая икона оказалась на хозяйственном подворье: образ использовали как загородку для загона в свинарнике, накрывали им бочки с соленьями, погреб… Но настал час, когда при взгляде на потемневшую, покрытую застарелой грязью икону что-то дрогнуло в душе у золовки той благочестивой прихожанки, сгинувшей в Нарымском краю. И она принесла икону местной жительнице Саломии, которую в селе называли "бабкой Соломкой". Саломия Протасенко, хотя и слыла в народе "монашкой", никогда не была насельницей какой-либо обители – не довелось. Перед революцией они с подругой собирались в Семипалатинскую Духовную семинарию - учиться при женском монастыре, но Бог судил им другой путь – путь исповедничества за Христа. За исповедание православной веры вместе с подругой получили по десять лет лагерей. В мороз и в зной в глухой тайге работали на лесоповале, но возвращаясь в барак, неизменно в уголке опускались на колени и в молитве благодарили Господа за ещё один прожитый день. Заключенные относились к ним по-разному: кто-то уважал за твердость духа, кому-то хотелось их сломить, заставить отречься от Христа. Иверская икона Божьей Матери. Михаило-Архангельский монастырь После окончания срока заключения Саломия со своей подругой Ольгой вернулась домой, в Решеты. Храма давно уже не было, но потребность в общении с Богом, в Его защите всё равно подспудно жила в народе. Внешне бывших "врагов народа" сторонились, но тем не менее звали их обрядить усопших, крестить новорождённых, читать молитвы над болящими. А потому, когда пришла к Саломии односельчанка с большой тёмной доской, в которой угадывалась икона, и спросила: "Примете?", та с радостью приняла святой дар. Понимая, что чернота на иконе - не что иное, как людские грехи, Саломия Герасимовна двадцать лет просила у Господа и Его Матери прощения и оставления грехов своих и чужих, каялась за содеянное всем бывшим российским православным народом. И молитва её была услышана… Святой образ на глазах стал "оживать": постепенно стала сходить чернота, затягивались, словно ранки, пробоины от гвоздей, посветлели краски, над головой Божией Матери образовался венец, проступил лик Богомладенца, появились золотые буквы надписи, и можно было прочесть название: "Божия Матерь Иверская". Да, это была та самая икона, перед которой она еще в юности клала поклоны: "Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая". До конца своей жизни Саломия не переставала молиться перед иконой, а та продолжала очищаться от скверны людских грехов. Михаило-Архангельский моностырь, село Козиха Уже после смерти Саломии Герасимовны Протасенко игумен Филипп (Новиков), будучи в то время благочинным Центрального областного Округа, узнал о чудесно обновившейся иконе. Вместе с игуменом Артемием (Снигуром), наместником образованного в селе Козиха в 1997 году мужского монастыря во имя святого Михаила Архангела, и монахиней Марией (Серопян), он направился к племяннице Саломии, Евдокии Макаровне, к которой перешел святой образ. Три часа уговаривали они женщину передать Иверскую икону Божией Матери новому монастырю. Хозяйка не соглашалась. Наконец, она откликнулась на уговоры и разрешила взять образ – но лишь на время. Братия Михаило-Архангельского монастыря встретила икону Пресвятой Богородицы "Иверскую" колокольным звоном, дорожки, по которым несли образ, были устланы коврами. Сразу же по приезде был отслужен молебен с чтением акафиста Божией Матери, а вечером совершен постриг нескольких братий. Спустя две недели, после Рождества Христова, иеромонахи в облачении с молебным пением внесли святую икону в дом Евдокии Макаровны. Женщина была растрогана и тут же разрешила забрать святыню в обитель. С тех пор, с января 1999 года, каждый день в обители начинается с молебна перед иконой "Иверской", как с благословения Самой Пресвятой Богородицы. Епархальным паломническим центром Новосибирской и Бердской Епархии в Козихинский монастырь регулярно организуются поездки, где совершается помазание освященным елеем от чудотворной иконы Иверской Божией Матери. Иверская икона Божьей Матери в Троице-Владимирском храме По благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона один раз в году, вечером в понедельник Светлой седмицы, образ привозится в Троице-Владимирский храм на Западном жилмассиве Новосибирска, который является подворьем Михаило-Архангельского монастыря. На вечерней службе поётся акафист Иверской иконе Божией Матери. Летом 2012 года обновившуюся икону пронесли крестным ходом по селу Решеты. К слову, с тех пор, как началась эта история мытарства чудотворной иконы, в селе церкви нет. Но все чаще стал подниматься вопрос о необходимости ее возведения. Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель. Праведны и истинны пути Твои, Царь Святый. История святого образа символична, в ней, как в капле воды, отразилась трагичная история русского народа в прошедшем веке. Молитвами простой русской женщины, пострадавшей в годы гонений за православную веру, был возвращен людям святой образ Матери Божией, которая является ныне покровительницей Михаило-Архангельского мужского монастыря и утешительницей всех, с верою к Ней приходящих. Приложение Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезен с Афона в Москву 13 октября 1648 года и временно помещен в Никольском монастыре. Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь, а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины . По традиции, всякий идущий на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки. Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия. Тесный храм, открытый круглые сутки, всегда был заполнен молящимися. Часовня упоминается в произведениях Льва Толстого, Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, Герберта Уэллса, Марины Цветаевой: А вон за тою дверцей, Куда народ валит, - Там Иверское сердце Червонное горит. Иверская часовня. Москва, Красная площадь 1900 год После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжелые времена. К первому празднику первого мая в Советской России декретом СНК от 14 апреля 1918 года было предписано подготовить декорирование города. Возле часовни на стене Городской думы были помещёны красная пятиконечная звезда и доска с лозунгом "Религия есть опиум для народа". В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы. Милиция не нашла грабителей. Николо-Перервинский монастырь был закрыт, и монахи, обслуживающие часовню, проживавшие в доме бывшего Губернского правления, были выселены. Образовавшаяся Община верующих при часовне заключила договор с Моссоветом, по которому верующие получали право использовать её. Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. В 1928 году принимается решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь - с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго ставится фигура рабочего, а уже в 1931 году сносят Воскресенские ворота, объяснив это тем, что они мешают проезду транспорта на Красную площадь. В 1994-1995 годах по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены (автор проекта - архитектор О.И. Журин). В 1995 году скульптором А. Рукавишниковым перед Воскресенскими воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной, был создан бронзовый знак "Нулевой километр автодорог Российской Федерации". Поэтому, куда бы мы ни ехали и не шли, мы всегда ведем отсчет от Вратарницы. И она всегда бережет нас. Использованные ресурсы: http://www.zavet.ru/kalendar/bm/iver.htm Доклад на Детско-юношеской конференции "Новомученики Российские"
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7749 |