|
||||||||||||||
Священник Виталий ГУЛЯЕВ. Церковная жизнь в городе Болотное и селе Шипуново в 1940-1960 годыУДК 271.2 Гуляев В.В., иерей кандидат богословия Новосибирская православная духовная семинария г. Обь, Россия
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ БОЛОТНОЕ И СЕЛЕ ШИПУНОВО В 1940–1960 ГОДЫ
Аннотация. Церковная жизнь Сибири и Дальнего Востока в 1940 – 1960 гг. в настоящее время становится всё более актуальным направлением исторического исследования как для светских, так и для церковных историков. Этот период в истории Русской Церкви развивался по синусоиде, от смягчения сталинской государственной политики в 1943 – 1948 гг. до хрущёвских гонений 1958 – 1964 гг. Небольшие городские и сельские храмы редко попадают в поле зрения крупных исследователей, посему изучение их истории в сложное советское время является долгом для нас, скромных делателей на краеведческой ниве. Ключевые слова: Искитимская епархия, Шипуново, Болотное, Новосибирская область, Русская Церковь. Вторая половина ХХ века – сложное время для Русской Церкви в Советском Союзе. В церковно-государственных отношениях данного периода наблюдаются как положительные, так и отрицательные для Церкви явления. Во второй половине 1940-х наблюдается небольшой прирост в количестве храмов, в том числе в Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1945 году на территории Новосибирской области насчитывается 4 храма, два из которых находились в с. Шипуново и г. Болотное, – населённых пунктах, которые входят в состав современной Искитимской и Черепановской епархии.
Вознесенский храм с. Шипуново В феврале 1945 года усилиями владыки Варфоломея было получено разрешение на открытие третьей церкви на территории Новосибирской области – Вознесенского храма в селе Шипуново. Вознесенский храм в с. Шипуново был построен ещё в 1899 г., закрыт, предположительно, в 1937 г., когда был расстрелян последний служивший там священник Михаил Токарев [11, с. 253]. Здание храма переоборудовано под зернохранилище «…в «Списке церковных зданий недействующих православных церквей, находящихся в Новосибирской области и г. Новосибирске на 1 июня 1945 года», составленном уполномоченным по делам Русской Православной Церкви, указано следующее: «Глуб. перевалочный пункт Заготзерно. Деревян. прочное, купола, колокольня; кресты сохранились, внутри церковного оборудования и утвари нет» [13]. Фактически, молитвенный дом открылся 20 сентября 1945 года, так как прежде здание необходимо было освободить от государственного зерна, а затем провести необходимый ремонт. Настоятелем был назначен священник Иоанн Мальцев, 1896 года рождения, до этого времени бывший клириком Вознесенской церкви Новосибирска [1, л. 57]. Отец Иоанн прослужил в селе всего два месяца – с сентября по ноябрь 1945 г. Первый настоятель сразу же столкнулся с финансовыми проблемами, и ввиду «крайне низких доходов и из-за обострения отношений с архиепископом, о. Иоанн отказался от должности настоятеля, и был уволен за штат; церковь в течение ноября-декабря 1945 г. не функционировала» [11, с. 188]. Следующим настоятелем храма с начала 1946 г. стал священник Иаков Дмитриевич Курносов, 1883 г.р. Об отце Иакове сохранились следующие сведения: в 1900 г. окончил 5 классов церковноприходской школы. До 1907 г. работал у своего отца, в том же году уехал в Сибирь. До 1927 г. работал угольщиком на подаче угля на ст. Болотной. В 1927 г. посвящён во диакона и священника, служил в Болотном и с. Каргалы Томской области. С 1930 по 1941 гг. работал составителем поездов в г. Сталинске Кемеровской области на постройке Кузнецкого металлургического комбината. С 1941 по 1946 гг. был пастухом в Сталинске. Затем в 1946 г. вернулся на церковную службу и до марта 1948 г. был настоятелем в с. Шипуново. Летом 1948 г. был отправлен в запрет архиепископом Варфоломеем за совершение треб без регистрации, проживал в Сталинске, жил на случайные заработки. В ноябре 1949 г. вышел из запрета и назначен настоятелем храма в с. Парное Красноярского края [5, л. 21-22]. В марте 1948 г. отец Иаков был уволен за штат, а в Вознесенскую церковь с. Шипуново назначен священник Иоанн Дмитриевич Янкин (1892 г.р.), но через несколько месяцев священник Иоанн Янкин был уволен заштат по собственному желанию, и храм вновь остался без службы с 15 мая по 1 июля 1948 г. [4, л. 22]. Архиепископ Варфоломей (Городцов), испытавший все тяготы ссылок и лагерной жизни в 1920 – 30-е годы, с большим расположением относился к священникам, подвергшимся репрессиям: они пользовались у владыки снисхождением, он старался устроить их на имевшиеся места служения. Особое расположение со стороны владыки Варфоломея прослеживается и в отношении священника Павла Петровича Морозова (1882 г.р.), осуждённого в 1941 году на 10 лет по статье 58 – 10 с поражением в правах. 30 мая 1943 году по болезни он был досрочно освобождён из заключения, без снятия поражения в правах, и направлен на жительство в Сузунский район Новосибирской области, проживал в с. Шипуново. Материальное положение отца Павла было тяжёлым, он зарабатывал на жизнь совершением различных треб для населения. В 1945 году, после открытия храма в Шипуново, архиепископ Варфоломей сразу назначил отца Павла Морозова настоятелем, но уполномоченный не зарегистрировал его, ссылаясь на то, что он поражён в правах. Через три года, в 1948 году, по истечении срока поражения в правах, отец Павел был зарегистрирован настоятелем, а до этого времени владыка Варфоломей оказывал ему материальную помощь [6, л. 18]. После кончины отца Павла в феврале 1950 года [5, л. 21] настоятелем Вознесенского храма с. Шипуново 31 марта 1950 г. был вновь назначен священник Иаков Курносов [5, л. 21]. Но уже в 1951 г. место настоятеля Вознесенского храма вновь освободилось. Ввиду явного недостатка «духовных кадров» митрополиту Варфоломею приходилось пополнять ряды духовенства людьми самого разного социального происхождения и возраста. Поэтому в августе 1951 г. он назначил настоятелем храма села Шипуново Иоанна Кусова, которому на тот момент исполнилось 73 года; перед назначением 26 августа кандидат был рукоположен во диаконы, а 29-го – во иереи [6, л. 11]. Священник Иоанн Кусов не имел духовного образования, ранее служил псаломщиком в храмах Омска, Ачинска и г. Тайги. Отец Иоанн после знакомства с приходом сетовал на то, что доходы очень малы. «На такие доходы не прожить», – заявил он митрополиту. На что владыка ответил: «Зажмурься, да терпи!» [6, л. 11]. И действительно, приход села Шипуново был одним из малодоходных, настоятели в нём долго не задерживались, священников, желающих поехать туда, архиерей находил с трудом, принимая все меры к тому, чтобы должность настоятеля не оставалась вакантной. Во втором квартале 1952 г. настоятелем Вознесенского храма значится священник Иоанн Александрович Александров (1878 г.р.) [6, л. 52]. В Новосибирской области в 1954 году насчитывалось всего 7 православных приходов, два из них – Шипуновская и Ирменская церкви – находились на большом отдалении от крупных населённых пунктов. В достаточно крупных районных центрах, таких как Усть-Тарка, Чулым, Черепаново, Коченёво, Куйбышев и Барабинск, не было действующих храмов, и попытки открыть их оказались безуспешными. Кроме того, в 1961 году на территории Новосибирской области было закрыто 3 прихода. Последним настоятелем Вознесенского храма с. Шипуново стал священник Евфимий Синеруков. Окончилась краткая история прихода в с. Шипуново тем, что 9 февраля 1964 г. храм сгорел, «что, по мнению уполномоченного, произошло по вине священника Евфимия Синерукова» [11, с. 204], после чего община храма была снята с регистрации. Утварь и иконы храма удалось спасти. Установлено, что иконы Спасителя и Божией Матери из иконостаса храма находятся в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска. Таким образом, на 1 января 1965 года в Новосибирской области оставалось три действующих православных прихода: Вознесенский собор г. Новосибирска, Никольский храм с. Новолуговое и Никольский молитвенный дом в г. Болотное, о котором и пойдёт речь в дальнейшем. Никольский храм г. Болотное Несмотря на то, что в г. Болотное сохранилось здание храма во имя святителя Николая, 1912 года постройки, в июле 1945 года было удовлетворено ходатайство об открытии в городе Болотное молитвенного дома, т.к. здание храма переоборудовали сначала под склад, а затем под кинотеатр [10]. Молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца был открыт 25 октября того же года, вернее, «с 25 октября 1945 года началось богослужение в домах у верующих: Земцова Т.Е., Лапенко М.К., Вужаркиной А.М.» [10]. Настоятелем назначен священник Стефан Афиногенович Крылов(1868 – †1948) [2, л. 149]. Верующие надеялись на открытие полноценного храма, поэтому сдержанно встретили открытие молитвенного дома [2, л. 150]. Следует сказать, что здание храма, переоборудованное под кинотеатр, по Промыслу Божию сгорело в 1952 году [14]. Целый год, с октября 1945 г., община верующих не имела здания для молитвенных собраний, и лишь «в сентябре 1946 года приходской общиной г. Болотное куплено помещение под молитвенный дом вместимостью до 250 человек. После небольшого ремонта и осмотра комиссией начнёт функционировать» [10], что и осуществилось на праздник Покрова Божией Матери в 1946 г. Первым настоятелем храма был назначен священник Стефан Крылов, который прослужил в Болотном с 13 октября 1945 года до 3 января 1948 года. В апреле 1947 г. в помощь отцу Стефану был прислан второй священник Михаил Константинович Благовидов (1891 – †1974). В 1948 году престол храма был освящён архиепископом Варфоломеем [10]. В это время, с января 1948 до февраля 1950 г., в храме настоятельствовал отец Михаил Благовидов, «при нем был сделан трехстенный пристрой к храму, вырезана арка»[12, с. 37]. Уполномоченным для истории было отмечено несколько случаев крещения пожилых и среднего возраста старообрядцев в Новосибирске и Болотном в мае 1947 года [3, л. 103]. В Пасхальную ночь 1947 года храм в городе Болотное посетило около 500 человек. Пасхальная служба прошла спокойно, службы на Троицу и Вознесение также посетило множество молящихся [3, л. 37]. В 1950-х годах в Никольском храме настоятелем служили митрофорный протоиерей Пётр Беляев (1872 – †1954), о котором известно, что он в 1897 г. окончил духовную семинарию. В 1897 – 1899 гг. служил учителем 2-х классной сельской школы в с. Борковичи Полоцкой области. В 1899 г. принял сан священника, служил в с. Острино, Полоцке, Витебске до 1931 г. С 1931 по 1934 г. – в административной ссылке в г. Рославле Смоленской области. До 1941 г. жил на иждивении детей в Смоленске и в с. Кардымово Смоленской области. В период немецкой оккупации, с августа 1941 по сентябрь 1944 г., служил настоятелем собора в Смоленске. За это был арестован по ст. 58 и административно выслан в Новосибирскую область на 5 лет. В 1945 – 48 гг. жил в Искитиме, работал молоковозом, затем переведён в с. Венгерово, где до декабря 1949 г., т.е. до окончания ссылки, служил сторожем. После этого вернулся на церковную службу и в феврале 1950 г. был назначен владыкой Варфоломеем настоятелем молитвенного дома в г. Болотное [5, л. 22]. После кончины протоиерея Петра Беляева в 1954 г. настоятелем стал священник Леонид Михайлович Черкашёнов (1892 г.р.). Известно, что он был рукоположенво диакона в июле 1949 года, во священника – 17 апреля 1954 года [9, л. 40]; в г. Болотное служил до 1957 г., до перевода в г. Тогур [12, с. 38]. В том же 1957 г. на короткое время настоятелем Никольского храма становится иерей Александр Бурдин (1931 г.р.), после которого приход возглавил священник Михаил Иванов, рукоположенный в том же году [12, с. 39]. В 1950-е гг. в церковной ограде был построен дом для причта, а также сторожка-крестильня [10]. Об отце Михаиле Иванове сохранились следующие сведения: «в 1956 г. в Болотное на вакансию псаломщика был назначен Михаил Васильевич Иванов, талантливый живописец и зодчий» [12, с. 38]. К этому времени он уже имел сан диакона. В это время храм святителя Николая реставрировался, и молодой диакон принимал активное участие в преображении храма, в частности «внутри храма по чертежу диакона Иванова принялись оборудовать новый иконостас. Восемь икон верхнего яруса были лично написаны Ивановым» [12, с. 35]. Диакона Михаила рукополагают во священника 14 марта 1957 г., и он становится настоятелем Никольского храма г. Болотное. В том же году храм был заново освящён после реставрации митрополитом Нестором (Анисимовым), а отец Михаил Иванов был награжден набедренником и скуфьей. Также известно, что священник Иванов оставался настоятелем болотнинского храма по крайне мере до 30 октября 1958 г. [12, с. 33]. Обстоятельства и время перевода священника Михаила Иванова в Кемеровское благочиние неизвестны, однако известно, что с 1964 г. по 30 июля 1966 г. он являлся благочинным по Кемеровской области, а также настоятелем Никольского собора г. Кемерово. Во второй половине 1960-х гг. Новосибирской епархией управлял архиепископ Павел (Голышев), в это время в Никольском храме некоторое время, предположительно до 1964 г., настоятелем был протоиерей Александр Сычугов (1896 – †1976). В 1965 г. в болотнинскую церковь архиепископ Павел направил молодого и энергичного иеромонаха Серафима (Брыскина) (схиархимандрит Ириней, 1931 – †2019). Отец Серафим 30 апреля 1957 г. принял иноческий постриг, 28 июня был пострижен в мантийные монахи с именем Серафим, 21 ноября того же года был рукоположен во иеродиакона, 10 августа 1958 г. – во иеромонаха. Отец Серафим проявлял активность в работе с детьми и молодёжью. В своей деятельности он руководствовался наставлениями архиерея, стремился окружить себя близкими по духу людьми, пытался расположить к себе церковный совет, вёл активную проповедь, привлекая в храм и взрослых, и детей. Сразу после приезда в г. Болотное иеромонах Серафим начал активную деятельность, добился через архиерея назначения диаконом своего друга иеродиакона Дионисия (Ловцова), затем пригласил в болотнинскую церковь служивших с ним ранее монахинь, организовав небольшую монашескую общину [8, л. 10]. Увеличение количества крещений в Новосибирском и Болотнинском районах уполномоченный объяснял активизацией деятельности молодых священников, направленных в эти храмы архиепископом Павлом [7, л. 5]. Особенно заметно это на примере Болотнинской церкви, настоятель которой, иеромонах Серафим, привлёк на службу в церковь 9 близких ему по духу людей, четверым из них было по 20 – 25 лет, и все они были пострижены в монахи. Иеромонаху Серафиму удалось привлечь к участию в богослужении около 10 подростков; будучи занятыми в церковном хоре, они систематически по субботам пропускали школьные занятия [7, л. 14]. Кроме того, из отчётов уполномоченного по Новосибирской области становится известно, что архиепископ Павел направлял людей в Болотное для тайного пострижения в монахи, а иеромонах Серафим совершал эти монашеские постриги. Не в силах терпеть все эти «безобразия» со стороны «церковников» и в связи с нарушением законодательства о культах, уполномоченный совета по делам РПЦ А.С. Николаев поставил в Совете вопрос о снятии отца Серафима с регистрации, но, за время решения этого вопроса Советом, архиепископ Павел перевел того в Успенскую церковь города Бийска Алтайского края [8, л. 25]. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Никольском храме настоятелем служил иерей Павел Патрин (1969 – 1972). В заключение стоит добавить, что 1960-е годы все церковные исследователи называют временем резкого ухудшения церковно-государственных отношений в СССР. После тщательной подготовки в печати, в 1960 году начинается волна закрытия открытых, в том числе и в 1940-е годы, храмов, однако общая тенденция обходит стороной молитвенный дом в г. Болотное, который продолжил действовать всю вторую половину ХХ века и милостью Божией существует до сего дня.
Литература 1. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 35. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за I квартал 1945 г. т. II. – 170 л. 2. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 50. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. т. III. – 302 л. 3. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 90. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1946 г. т. IV. – 343 л. 4. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1948 г. – 137 л. 5. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 648. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1950 г. – 109 л. 6. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 906. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1952 г. – 66 л. 7. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 103. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1967 год. – 89 л. 8. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 117. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1968 год. – 95 л. 9. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 2. Д. 15. Материалы о регистрации служителей культа (указы, анкеты, справки и др.) за 1954 год. – 51 л. 10. История прихода храма Святителя Николая Чудотворца. // http://svtnikolay.prihod.ru/history (19.03.2023). 11. Истюков В.Э. Новосибирская Епархия в 1920-е-1960-е гг.: Проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с атеистическим государством. – М.: Издательство «Спасское дело», 2020. – 304 с. 12. Православие в Болотнинском районе Новосибирской области. История Болотнинского прихода во имя Святителя и Чудотворца Николая (1-я пол. 19 в. - 2008 г.) / [автор-составитель Е.В.Терентьев]. – Болотное: методико – библиографический отдел, 2022. с. 37. // https://bltlib.ru/wp-content/uploads/2022/04/церковь.pdf (19.03.2023). 13. Храм в честь Вознесения Господня с. Шипуновское (ныне с. Шипуново) // http://rodinoved.ru/shipunovo/ (19.03.2023). 14. Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Болотинское (ныне г. Болотное) // http://rodinoved.ru/bolotnoe/istoriya/ (19.03.2023). «Живоносный Источник» №2 (25) за 2023 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 478 |