Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 04.09.2023 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Священник Виталий ГУЛЯЕВ. Церковная жизнь в городе Болотное и селе Шипуново в 1940-1960 годы



 

УДК 271.2

Гуляев В.В., иерей

кандидат богословия

Новосибирская православная духовная семинария

г. Обь, Россия

 

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ БОЛОТНОЕ

И СЕЛЕ ШИПУНОВО В 1940–1960 ГОДЫ

 

Аннотация. Церковная жизнь Сибири и Дальнего Востока в 1940 1960 гг. в настоящее время становится всё более актуальным направлением исторического исследования как для светских, так и для церковных историков. Этот период в истории Русской Церкви развивался по синусоиде, от смягчения сталинской государственной политики в 1943 1948 гг. до хрущёвских гонений 1958 1964 гг. Небольшие городские и сельские храмы редко попадают в поле зрения крупных исследователей, посему изучение их истории в сложное советское время является долгом для нас, скромных делателей на краеведческой ниве.

Ключевые слова: Искитимская епархия, Шипуново, Болотное, Новосибирская область, Русская Церковь.

Вторая половина ХХ века – сложное время для Русской Церкви в Советском Союзе. В церковно-государственных отношениях данного периода наблюдаются как положительные, так и отрицательные для Церкви явления. Во второй половине 1940-х наблюдается небольшой прирост в количестве храмов, в том числе в Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1945 году на территории Новосибирской области насчитывается 4 храма, два из которых находились в с. Шипуново и г. Болотное, населённых пунктах, которые входят в состав современной Искитимской и Черепановской епархии.

 

Вознесенский храм с. Шипуново

В феврале 1945 года усилиями владыки Варфоломея было получено разрешение на открытие третьей церкви на территории Новосибирской области Вознесенского храма в селе Шипуново. Вознесенский храм в с. Шипуново был построен ещё в 1899 г., закрыт, предположительно, в 1937 г., когда был расстрелян последний служивший там священник Михаил Токарев [11, с. 253]. Здание храма переоборудовано под зернохранилище «…в «Списке церковных зданий недействующих православных церквей, находящихся в Новосибирской области и г. Новосибирске на 1 июня 1945 года», составленном уполномоченным по делам Русской Православной Церкви, указано следующее: «Глуб. перевалочный пункт Заготзерно. Деревян. прочное, купола, колокольня; кресты сохранились, внутри церковного оборудования и утвари нет» [13].

Фактически, молитвенный дом открылся 20 сентября 1945 года, так как прежде здание необходимо было освободить от государственного зерна, а затем провести необходимый ремонт. Настоятелем был назначен священник Иоанн Мальцев, 1896 года рождения, до этого времени бывший клириком Вознесенской церкви Новосибирска [1, л. 57].

Отец Иоанн прослужил в селе всего два месяца с сентября по ноябрь 1945 г. Первый настоятель сразу же столкнулся с финансовыми проблемами, и ввиду «крайне низких доходов и из-за обострения отношений с архиепископом, о. Иоанн отказался от должности настоятеля, и был уволен за штат; церковь в течение ноября-декабря 1945 г. не функционировала» [11, с. 188].

Следующим настоятелем храма с начала 1946 г. стал священник Иаков Дмитриевич Курносов, 1883 г.р. Об отце Иакове сохранились следующие сведения: в 1900 г. окончил 5 классов церковноприходской школы. До 1907 г. работал у своего отца, в том же году уехал в Сибирь. До 1927 г. работал угольщиком на подаче угля на ст. Болотной.

В 1927 г. посвящён во диакона и священника, служил в Болотном и с. Каргалы Томской области. С 1930 по 1941 гг. работал составителем поездов в г. Сталинске Кемеровской области на постройке Кузнецкого металлургического комбината. С 1941 по 1946 гг. был пастухом в Сталинске. Затем в 1946 г. вернулся на церковную службу и до марта 1948 г. был настоятелем в с. Шипуново.

Летом 1948 г. был отправлен в запрет архиепископом Варфоломеем за совершение треб без регистрации, проживал в Сталинске, жил на случайные заработки. В ноябре 1949 г. вышел из запрета и назначен настоятелем храма в с. Парное Красноярского края [5, л. 21-22].

В марте 1948 г. отец Иаков был уволен за штат, а в Вознесенскую церковь с. Шипуново назначен священник Иоанн Дмитриевич Янкин (1892 г.р.), но через несколько месяцев священник Иоанн Янкин был уволен заштат по собственному желанию, и храм вновь остался без службы с 15 мая по 1 июля 1948 г. [4, л. 22].

Архиепископ Варфоломей (Городцов), испытавший все тяготы ссылок и лагерной жизни в 1920 30-е годы, с большим расположением относился к священникам, подвергшимся репрессиям: они пользовались у владыки снисхождением, он старался устроить их на имевшиеся места служения. Особое расположение со стороны владыки Варфоломея прослеживается и в отношении священника Павла Петровича Морозова (1882 г.р.), осуждённого в 1941 году на 10 лет по статье 58 10 с поражением в правах. 30 мая 1943 году по болезни он был досрочно освобождён из заключения, без снятия поражения в правах, и направлен на жительство в Сузунский район Новосибирской области, проживал в с. Шипуново.

Материальное положение отца Павла было тяжёлым, он зарабатывал на жизнь совершением различных треб для населения. В 1945 году, после открытия храма в Шипуново, архиепископ Варфоломей сразу назначил отца Павла Морозова настоятелем, но уполномоченный не зарегистрировал его, ссылаясь на то, что он поражён в правах. Через три года, в 1948 году, по истечении срока поражения в правах, отец Павел был зарегистрирован настоятелем, а до этого времени владыка Варфоломей оказывал ему материальную помощь [6, л. 18]. После кончины отца Павла в феврале 1950 года [5, л. 21] настоятелем Вознесенского храма с. Шипуново 31 марта 1950 г. был вновь назначен священник Иаков Курносов [5, л. 21].

Но уже в 1951 г. место настоятеля Вознесенского храма вновь освободилось. Ввиду явного недостатка «духовных кадров» митрополиту Варфоломею приходилось пополнять ряды духовенства людьми самого разного социального происхождения и возраста. Поэтому в августе 1951 г. он назначил настоятелем храма села Шипуново Иоанна Кусова, которому на тот момент исполнилось 73 года; перед назначением 26 августа кандидат был рукоположен во диаконы, а 29-го во иереи [6, л. 11].

Священник Иоанн Кусов не имел духовного образования, ранее служил псаломщиком в храмах Омска, Ачинска и г. Тайги. Отец Иоанн после знакомства с приходом сетовал на то, что доходы очень малы. «На такие доходы не прожить», заявил он митрополиту. На что владыка ответил: «Зажмурься, да терпи!» [6, л. 11]. И действительно, приход села Шипуново был одним из малодоходных, настоятели в нём долго не задерживались, священников, желающих поехать туда, архиерей находил с трудом, принимая все меры к тому, чтобы должность настоятеля не оставалась вакантной. Во втором квартале 1952 г. настоятелем Вознесенского храма значится священник Иоанн Александрович Александров (1878 г.р.) [6, л. 52].

В Новосибирской области в 1954 году насчитывалось всего 7 православных приходов, два из них Шипуновская и Ирменская церкви находились на большом отдалении от крупных населённых пунктов. В достаточно крупных районных центрах, таких как Усть-Тарка, Чулым, Черепаново, Коченёво, Куйбышев и Барабинск, не было действующих храмов, и попытки открыть их оказались безуспешными. Кроме того, в 1961 году на территории Новосибирской области было закрыто 3 прихода.

Последним настоятелем Вознесенского храма с. Шипуново стал священник Евфимий Синеруков. Окончилась краткая история прихода в с. Шипуново тем, что 9 февраля 1964 г. храм сгорел, «что, по мнению уполномоченного, произошло по вине священника Евфимия Синерукова» [11, с. 204], после чего община храма была снята с регистрации. Утварь и иконы храма удалось спасти. Установлено, что иконы Спасителя и Божией Матери из иконостаса храма находятся в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска. Таким образом, на 1 января 1965 года в Новосибирской области оставалось три действующих православных прихода: Вознесенский собор г. Новосибирска, Никольский храм с. Новолуговое и Никольский молитвенный дом в г. Болотное, о котором и пойдёт речь в дальнейшем.

Никольский храм г. Болотное

Несмотря на то, что в г. Болотное сохранилось здание храма во имя святителя Николая, 1912 года постройки, в июле 1945 года было удовлетворено ходатайство об открытии в городе Болотное молитвенного дома, т.к. здание храма переоборудовали сначала под склад, а затем под кинотеатр [10].

Молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца был открыт 25 октября того же года, вернее, «с 25 октября 1945 года началось богослужение в домах у верующих: Земцова Т.Е., Лапенко М.К., Вужаркиной А.М.» [10]. Настоятелем назначен священник Стефан Афиногенович Крылов(1868 †1948) [2, л. 149]. Верующие надеялись на открытие полноценного храма, поэтому сдержанно встретили открытие молитвенного дома [2, л. 150]. Следует сказать, что здание храма, переоборудованное под кинотеатр, по Промыслу Божию сгорело в 1952 году [14].

Целый год, с октября 1945 г., община верующих не имела здания для молитвенных собраний, и лишь «в сентябре 1946 года приходской общиной г. Болотное куплено помещение под молитвенный дом вместимостью до 250 человек. После небольшого ремонта и осмотра комиссией начнёт функционировать» [10], что и осуществилось на праздник Покрова Божией Матери в 1946 г.

Первым настоятелем храма был назначен священник Стефан Крылов, который прослужил в Болотном с 13 октября 1945 года до 3 января 1948 года. В апреле 1947 г. в помощь отцу Стефану был прислан второй священник Михаил Константинович Благовидов (1891 †1974). В 1948 году престол храма был освящён архиепископом Варфоломеем [10]. В это время, с января 1948 до февраля 1950 г., в храме настоятельствовал отец Михаил Благовидов, «при нем был сделан трехстенный пристрой к храму, вырезана арка»[12, с. 37].

Уполномоченным для истории было отмечено несколько случаев крещения пожилых и среднего возраста старообрядцев в Новосибирске и Болотном в мае 1947 года [3, л. 103]. В Пасхальную ночь 1947 года храм в городе Болотное посетило около 500 человек. Пасхальная служба прошла спокойно, службы на Троицу и Вознесение также посетило множество молящихся [3, л. 37].

В 1950-х годах в Никольском храме настоятелем служили митрофорный протоиерей Пётр Беляев (1872 †1954), о котором известно, что он в 1897 г. окончил духовную семинарию. В 1897 1899 гг. служил учителем 2-х классной сельской школы в с. Борковичи Полоцкой области. В 1899 г. принял сан священника, служил в с. Острино, Полоцке, Витебске до 1931 г. С 1931 по 1934 г. в административной ссылке в г. Рославле Смоленской области. До 1941 г. жил на иждивении детей в Смоленске и в с. Кардымово Смоленской области.

В период немецкой оккупации, с августа 1941 по сентябрь 1944 г., служил настоятелем собора в Смоленске. За это был арестован по ст. 58 и административно выслан в Новосибирскую область на 5 лет. В 1945 48 гг. жил в Искитиме, работал молоковозом, затем переведён в с. Венгерово, где до декабря 1949 г., т.е. до окончания ссылки, служил сторожем. После этого вернулся на церковную службу и в феврале 1950 г. был назначен владыкой Варфоломеем настоятелем молитвенного дома в г. Болотное [5, л. 22].

После кончины протоиерея Петра Беляева в 1954 г. настоятелем стал священник Леонид Михайлович Черкашёнов (1892 г.р.). Известно, что он был рукоположенво диакона в июле 1949 года, во священника 17 апреля 1954 года [9, л. 40]; в г. Болотное служил до 1957 г., до перевода в г. Тогур [12, с. 38].

В том же 1957 г. на короткое время настоятелем Никольского храма становится иерей Александр Бурдин (1931 г.р.), после которого приход возглавил священник Михаил Иванов, рукоположенный в том же году [12, с. 39]. В 1950-е гг. в церковной ограде был построен дом для причта, а также сторожка-крестильня [10].

Об отце Михаиле Иванове сохранились следующие сведения: «в 1956 г. в Болотное на вакансию псаломщика был назначен Михаил Васильевич Иванов, талантливый живописец и зодчий» [12, с. 38]. К этому времени он уже имел сан диакона. В это время храм святителя Николая реставрировался, и молодой диакон принимал активное участие в преображении храма, в частности «внутри храма по чертежу диакона Иванова принялись оборудовать новый иконостас. Восемь икон верхнего яруса были лично написаны Ивановым» [12, с. 35].

Диакона Михаила рукополагают во священника 14 марта 1957 г., и он становится настоятелем Никольского храма г. Болотное. В том же году храм был заново освящён после реставрации митрополитом Нестором (Анисимовым), а отец Михаил Иванов был награжден набедренником и скуфьей. Также известно, что священник Иванов оставался настоятелем болотнинского храма по крайне мере до 30 октября 1958 г. [12, с. 33]. Обстоятельства и время перевода священника Михаила Иванова в Кемеровское благочиние неизвестны, однако известно, что с 1964 г. по 30 июля 1966 г. он являлся благочинным по Кемеровской области, а также настоятелем Никольского собора г. Кемерово.

Во второй половине 1960-х гг. Новосибирской епархией управлял архиепископ Павел (Голышев), в это время в Никольском храме некоторое время, предположительно до 1964 г., настоятелем был протоиерей Александр Сычугов (1896 †1976).

В 1965 г. в болотнинскую церковь архиепископ Павел направил молодого и энергичного иеромонаха Серафима (Брыскина) (схиархимандрит Ириней, 1931 †2019). Отец Серафим 30 апреля 1957 г. принял иноческий постриг, 28 июня был пострижен в мантийные монахи с именем Серафим, 21 ноября того же года был рукоположен во иеродиакона, 10 августа 1958 г. во иеромонаха. Отец Серафим проявлял активность в работе с детьми и молодёжью. В своей деятельности он руководствовался наставлениями архиерея, стремился окружить себя близкими по духу людьми, пытался расположить к себе церковный совет, вёл активную проповедь, привлекая в храм и взрослых, и детей.

Сразу после приезда в г. Болотное иеромонах Серафим начал активную деятельность, добился через архиерея назначения диаконом своего друга иеродиакона Дионисия (Ловцова), затем пригласил в болотнинскую церковь служивших с ним ранее монахинь, организовав небольшую монашескую общину [8, л. 10].

Увеличение количества крещений в Новосибирском и Болотнинском районах уполномоченный объяснял активизацией деятельности молодых священников, направленных в эти храмы архиепископом Павлом [7, л. 5]. Особенно заметно это на примере Болотнинской церкви, настоятель которой, иеромонах Серафим, привлёк на службу в церковь 9 близких ему по духу людей, четверым из них было по 20 25 лет, и все они были пострижены в монахи. Иеромонаху Серафиму удалось привлечь к участию в богослужении около 10 подростков; будучи занятыми в церковном хоре, они систематически по субботам пропускали школьные занятия [7, л. 14].

Кроме того, из отчётов уполномоченного по Новосибирской области становится известно, что архиепископ Павел направлял людей в Болотное для тайного пострижения в монахи, а иеромонах Серафим совершал эти монашеские постриги. Не в силах терпеть все эти «безобразия» со стороны «церковников» и в связи с нарушением законодательства о культах, уполномоченный совета по делам РПЦ А.С. Николаев поставил в Совете вопрос о снятии отца Серафима с регистрации, но, за время решения этого вопроса Советом, архиепископ Павел перевел того в Успенскую церковь города Бийска Алтайского края [8, л. 25]. В конце 1960-х начале 1970-х гг. в Никольском храме настоятелем служил иерей Павел Патрин (1969 1972).

В заключение стоит добавить, что 1960-е годы все церковные исследователи называют временем резкого ухудшения церковно-государственных отношений в СССР. После тщательной подготовки в печати, в 1960 году начинается волна закрытия открытых, в том числе и в 1940-е годы, храмов, однако общая тенденция обходит стороной молитвенный дом в г. Болотное, который продолжил действовать всю вторую половину ХХ века и милостью Божией существует до сего дня.

 

Литература

1. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 35. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за I квартал 1945 г. т. II. – 170 л.

2. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 50. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. т. III. – 302 л.

3. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 90. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1946 г. т. IV. – 343 л.

4. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1948 г. – 137 л.

5. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 648. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1950 г. – 109 л.

6. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 906. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1952 г. – 66 л.

7. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 103. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1967 год. – 89 л.

8. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 117. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1968 год. – 95 л.

9. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 2. Д. 15. Материалы о регистрации служителей культа (указы, анкеты, справки и др.) за 1954 год. – 51 л.

10. История прихода храма Святителя Николая Чудотворца. // http://svtnikolay.prihod.ru/history (19.03.2023).

11. Истюков В.Э. Новосибирская Епархия в 1920-е-1960-е гг.: Проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с атеистическим государством. – М.: Издательство «Спасское дело», 2020. – 304 с.

12. Православие в Болотнинском районе Новосибирской области. История Болотнинского прихода во имя Святителя и Чудотворца Николая (1-я пол. 19 в. - 2008 г.) / [автор-составитель Е.В.Терентьев]. – Болотное: методико – библиографический отдел, 2022. с. 37. // https://bltlib.ru/wp-content/uploads/2022/04/церковь.pdf (19.03.2023).

13. Храм в честь Вознесения Господня с. Шипуновское (ныне с. Шипуново) // http://rodinoved.ru/shipunovo/ (19.03.2023).

14. Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая с. Болотинское (ныне г. Болотное) // http://rodinoved.ru/bolotnoe/istoriya/ (19.03.2023).

«Живоносный Источник» №2 (25) за 2023 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Священник Виталий ГУЛЯЕВ. Церковная жизнь в городе Болотное и селе Шипуново в 1940-1960 годы Священник Виталий ГУЛЯЕВ. Церковная жизнь в городе Болотное и селе Шипуново в 1940-1960 годы Священник Виталий ГУЛЯЕВ. Церковная жизнь в городе Болотное и селе Шипуново в 1940-1960 годы Священник Виталий ГУЛЯЕВ. Церковная жизнь в городе Болотное и селе Шипуново в 1940-1960 годы
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 485

Ключевые слова: «Живоносный Источник» №2 (25) за 2023 г.

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031