|
||||||||||||||
ВОЛИКОВА Елена Николаевна. Священник, художник и поэтЕлена ВОЛИКОВА, корреспондент газеты «Черепановские вести», г. Черепаново НСО, Россия
СВЯЩЕННИК, ХУДОЖНИК И ПОЭТ
Аннотация. В 2023 году исполняется 50 лет со дня блаженной кончины протоиерея Петра Андреева, уроженца села Медведское Новосибирской области. Последние 13 лет своей жизни, этот удивительный человек служил в Александро-Невском храме города Егорьевска Московской области. Отец Петр был необыкновенно талантливым человеком, которому от Бога даны были литературное и художественное дарования и неистощимая жизненная, творческая энергия. Его судьба тесно сопряжена с историей и культурой страны. В 2016 году, к 130-летнему юбилею протоиерея Петра Андреева, стараниями благочинного церквей Егорьевского округа игумена Никодима (Лунева) в Егорьевске была издана книга «Священник, художник и поэт». Составила и подготовила ее к изданию Мария Александровна Соловьева.
Ключевые слова: протоиерей Петр Васильевич Андреев, село Медведск, Егорьевск, художник, Санкт-Петербург, поэзия, гонения, русская культура
Известный краевед из села Медведск Черепановского района Владимир Григорьевич Стоянов давно и серьезно ведет свои исторические изыскания и краеведческий сайт. На его виртуальных страницах собираются люди, как живущие здесь, так и давно перебравшиеся в другие места, но продолжающие в сердце хранить любовь к старинному сибирскому поселению. Сколько открытий в области минувшего совершается на сайте! Одно из них – судьба и творчество уроженца села Медведское Петра Васильевича Андреева (1886–1973). Однажды Владимир Григорьевич получил сообщение из библиотеки города Егорьевска в Подмосковье: ее специалисты искали в далеком сибирском селе жителей по фамилии Андреев. «У нас таких сегодня нет», – заверил собеседников Стоянов. Завязалась переписка, финалом которой стала эта удивительная история и издание книги. Ее В.Г. Стоянову вручили в Егорьевске, куда он специально для этого ездил. Теперь зал медведского школьного музея, которым руководит краевед, украшают информационные стенды с биографией, стихами, картинами земляка, найденного благодаря стараниям многих людей. Он вступил на путь священнического служения в самый разгар революции, в 1918 году, пережив все испытания, выпавшие на долю Русской Православной Церкви и русского народа, и завершил свои земные дни в сане протоиерея Александро-Невского собора города Егорьевска Московской области. Память о нем живет в сердцах людей, в сборнике его стихов, в картинах, который находятся в частных коллекциях и в галереях разных городов России. Петр Васильевич Андреев родился 28 июля 1886 года в селе Медведском Легостаевской волости Барнаульского уезда Томской губернии, в мещанской семье. В 1903 году окончил Бийское миссионерское катехизаторское училище. Следующие два года работал учителем-воспитателем в Барнауле, затем год – учителем в селе Чернопятово Барнаульского уезда. С детства Петр Андреев был наделен художественным талантом. Желание развивать свой дар, учиться изобразительному искусству привело его в столицу. В 20 лет он едет из Сибири в Санкт-Петербург и поступает в Центральное училище технического рисования, основанное бароном А.Л. фон Штиглицем. Окончив училище в 1908 году, Петр Васильевич продолжил обучение в знаменитой Школе живописи и рисования Е.Н. Званцевой. Частная художественная школа Елизаветы Николаевны Званцевой, ученицы П.П. Чистякова и И.Е. Репина, существовала с 1906 по 1916 год. Первоначально здесь преподавали М.В. Добужинский и Л.С. Бакст, а осенью 1910 года, после отъезда Льва Бакста в Париж, его сменил К.С. Петров-Водкин. Школа располагалась в знаменитом «Доме с башней» на углу Таврической (д. 35) и Тверской (д. 1), где на последнем этаже была квартира поэта, философа, теоретика символизма В.И. Иванова. «Башня» была одним из центров литературно-художественной жизни Петербурга Серебряного века. Ее посещали и будущие лидеры авангардного движения В.В. Хлебников и Д.Д. Бурлюк. Вместе с Петром Андреевым в мастерской занимался Марк Шагал, ставший позднее одним из известнейших представителей художественного авангарда XX века. Перед глазами Петра Васильевича протекала бурная культурная жизнь Петербурга, он воочию видел Федора Шаляпина, прославленных поэтов и художников. Будучи близким кругу художников-авангардистов, Петр Андреев участвовал в выставках знаменитой группы «Треугольник», которая сыграла значительную роль в жизни художественного и литературного авангарда Петербурга. Художники «Треугольника» писали в разных художественных стилях (импрессионизм, символизм) и стремились к разработке новых приемов живописной выразительности, сочетанию пластичного, музыкального и поэтического языка. Эмблемой группы служил треугольник, стороны которого – синяя, красная и желтая – обозначали пространство, чувство и волю. В мастерскую Школы к художникам часто заходил тогда еще малоизвестный писатель Алексей Толстой. Однажды он позвал Петра Андреева, которого приметил среди других живописцев, к себе домой и попросил нарисовать обложку для детской книги «Сорочьи сказки». Это первое издание с его иллюстрацией бережно сохранялась отцом Петром всю жизнь. Оказавшись среди элиты русской культуры, Петр Васильевич, тем не менее, не изменил правилам благочестивой православной жизни, которые были незыблемы в доме его родителей и с детства стали основой его существования. Несмотря на интенсивные занятия, он регулярно посещал богослужения. Одно из них особенно запомнилось ему, о чем батюшка не раз позднее вспоминал в разговоре со своими домочадцами. Однажды он с товарищами пришел в храм и увидел человека, который молился, распластавшись на полу и сотрясаясь от рыданий. Молодого художника поразило страдание неизвестного, и он спросил, кто это. Оказалось, что это тот самый прославленный живописец, который создал немало прекрасных картин и церковных росписей, а также многократно писал разные варианты своего «Демона» и в конце жизни превратился в психически больного, изломанного человека. Этим страдальцем был Михаил Врубель. Одновременно с учебой в 1907–1912 годах Петр Андреев работал в училище живописи. В 1914 году он вступил в брак с крестьянкой села Заволжье Новгородской губернии Марией Ефимовной. История их любви так же уникальна и удивительна, как и вся его жизнь. Мария Ефимовна пришла по протекции его друзей наниматься в качестве прислуги. Отец Петр вспоминал, что, когда 18-летняя Мария переступила порог дома, он сразу почувствовал – эта девушка предназначена ему судьбой. Мария вначале недоверчиво относилась к ухаживаниям 26-летнего «барина», не веря в серьезность его намерений. И было отчего: Петр Васильевич – образованный молодой человек, художник, вращался в кругах столичной интеллигенции, а она не только была далека от культурной жизни, но даже не умела читать и писать. Тем не менее, через год они поженились и нежно любили друг друга всю жизнь. Венчание прошло в соборе во имя Архистратига Михаила Ораниенбаума, в росписи которого Андреев также принимал участие. Всего у четы было 9 детей, двое из которых умерли во младенчестве. Сын Петр участвовал в Великой Отечественной войне и после ее окончания тоже стал священником и служил в разных храмах Подмосковья. В 1918 году, отслужив в армии, Петр Васильевич понял свое предназначение – быть священником. В том же году епископ Калужский и Боровский Феофан (Туляков) в Свято-Троицком соборе рукоположил его вначале во диакона, а затем – во иерея [1]. После рукоположения отец Петр был назначен в церковь святителя Николая Чудотворца села Створожня Калужского уезда [2]. С 1921 по 1929 год он служил настоятелем храма во имя великомученика Никиты села Никитское-на-Лебедани Калужской области. В 1924–1927-е годы отец Петр также являлся членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). К этим годам относится большая часть его поэтических произведений, в которых он выступает, прежде всего, как верующий человек, священнослужитель. В его стихах нет места смятению, отчаянию, унынию, – в них лишь бесконечная любовь к миру, сотворенному Богом, смирение и упование на Всевышнего перед лицом выпавших на долю автора испытаний. В 1929 году отец Петр был почислен за штат, но уже на следующий год назначен настоятелем Воскресенского храма села Трубино Мало-Ярославецкого уезда Калужской губернии (Угодско-Заводского района Московской области) вместо прежнего настоятеля, арестованного и приговоренного к трехлетней ссылке. В конце 1930 года батюшка был арестован, 26 декабря осужден «тройкой» при ПП ОГПУ по Московской области по обвинению в «пропаганде или агитации с призывом к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению к/р преступлений, распространению, изготовлению, хранению литературы того же содержания» (ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР) и приговорен к 4 годам ссылки в Казахстан. Отец Петр отбывал ссылку в селе Иртышск (Иртышское) Павлодарского района [3]. Матушка Мария, взяв семерых детей, последовала за ним. По ее окончанию в 1934 году он некоторое время жил в городе Славгороде Алтайского края и работал художником-кинорекламщиком. Затем большая семья Андреевых вернулась в Калугу и отец Петр устроился сотрудником Калужского областного художественного музея. Через некоторое время Андреевы вновь переезжают – на этот раз в Московскую область. До 1941 года Петр Васильевич трудился художником в Московском областном музее на территории закрытого Ново-Иерусалимского монастыря города Истра, а также в других музеях по договоренности. Когда немцы приблизились к Истре, Андреевы покинули город в числе других беженцев практически под обстрелом. С 1941 по 1947 год они проживали в селе Железнодорожном Балашихинского района (ныне это деревня Черная в городском округе Балашиха) Московской области. В 1947 году, то есть почти через 17 лет, отец Петр, наконец-то, смог вернуться к священническому служению. Он был назначен в Успенский храм села Шубино Бронницкого (позднее Домодедовского) района. На следующий год он стал священником церкви в честь Рождества Богородицы села Верхнее Мячково Раменского района Московской области. С 1950 по 1951 годы отец Петр служил в Свято-Троицком храме села Наташино Ухтомского района (ныне находится в черте города Люберцы) Московской области. Был возведен в сан протоиерея. В 1951 году в 65-летнем возрасте протоиерей Петр Андреев становится клириком Александро-Невского собора города Егорьевска Московской области. Батюшка был любим и уважаем прихожанами. Он продолжал свою творческую деятельность: писал стихи, а также создал несколько икон для собора. Здесь он прослужил до 1960 года, когда был почислен за штат из-за проблем со зрением в результате прогрессирующей глаукомы. Тринадцать последних лет своей жизни отец Петр прожил полностью слепым. Скончался батюшка 20 октября 1973 года. В 2016 году стараниями благочинного церквей Егорьевского округа, настоятеля Александро-Невского собора города Егорьевска игумена Никодима (Лунева; ныне – благочинный церквей Раменского округа Московской области) была издана книга «Священник, художник и поэт», посвященная протоиерею Петру Васильевичу Андрееву и приуроченная к его 130-летнему юбилею. Ее составила Мария Александровна Соловьева. В июле 2017 года в библиотеке собора состоялась презентация сборника стихов «Времена года» отца Петра, в которую в качестве иллюстраций были включены фотографии из семейного архива Андреевых, репродукции его картин и рисунков из собрания Калужского музея изобразительных искусств, а также иллюстрации к детской книге «Сорочьи сказки» А.Н. Толстого, графические портреты детей, друзей и знакомых. Во время презентации внучка отца Петра Елизавета Александровна поделилась с присутствующими своими воспоминаниями о том, «каким дедушка был в быту: очень добрым, кротким, тихим и неприхотливым; вспоминала, как они с сестрой водили его в храм и читали ему вслух, когда тот совсем ослеп и постарел; вспоминала, как часто навещали его прихожане, обращаясь за утешением и советом; вспоминала, как дедушка вымолил и ее во время тяжелых родов, угрожающих здоровью и даже жизни... Истинным апостолом Христовым отец Петр оставался до конца своих земных дней. И оставил в «наследство» «рукотворное» и «нерукотворное» свое творчество – историко-культурное достояние не только провинциального Егорьевска, но и всей страны. Его духовная лирика еще ждет своего вдумчивого читателя, его живописные картины и рисунки – своего зрителя...» [4]. Литература: 1. Соловьева М.А. Протоиерей Петр Андреев: священник, художник и поэт // Московские епархиальные ведомости, № 9 / 2016. – С. 100–103. 2. Андреев Петр Васильевич. База данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» – URL : http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu*fOHUdOKW66yZsi*UUe1Ve8jgdO8ctk* (дата обращения : 01.03.2023). 2. База данных о репрессированных православных СА и Казахстана // Основной список // АНДРЕЕВ Петр Васильевич. – URL : https://turkestanskaya-golgofa.info/repressed/andreev-petr-vasilevich (дата обращения : 01.03.2023). 4. Открытая книга. Городская библиотека г. Егорьевска Московской обл. «Священник, художник и поэт». – URL : http://otkrkniga.blogspot.com/2017/07/blog-post.html (дата обращения: 01.03.2023).
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 437 |