|
||||||||||||||
ГОВОРОВ Павел Сергеевич, иерей. Транссибирская магистраль и храмостроительствоПавел ГОВОРОВ, иерей Кафедральный собор в честь Спаса Нерукотворного Образа г. Куйбышев, Россия ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ И ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО Аннотация. В статье рассматривается на материале архивных источников произведен краткий обзор храмов, которые уже существовали к моменту строительства Транссибирской магистрали на территории Новосибирской епархии. Ключевые слова: Транссибирская магистраль, храм, духовенство
Транссибирская магистраль – это самая длинная железнодорожная магистраль в мире. Ее протяженность составляет около 9288 км. Недаром она называется Великий сибирский путь. События столетней давности потрясли практически весь мир: Россия в рекордные сроки построила железнодорожный выход к Тихому океану. Удивляло и другое: страна отказалась от иностранных займов и сооружала Транссиб исключительно за счет средств госказны. Надежды западного капитала присоединиться к реализации грандиозного проекта и сорвать куш, нагрев руки у таежного костра, таяли на глазах [5] Транссиб стал важнейшим народным достоянием России. Стоит отметить и ключевую роль магистрали в развитии торговли, освоении земель, основании и строительстве городских поселений, улучшении уровня сельского хозяйства, а также в духовно-просветительской деятельности. Строительство железнодорожной ветки было инициировано Императорским домом Романовых. 25 февраля (9 марта по н. ст.) 1891 года издан Высочайший указ российского императора Александра III о закладке Великого сибирского пути (Транссибирской железнодорожной магистрали). Началом строительства принято считать 31 мая 1891 года, когда цесаревич Николай в торжественной обстановке заложил первый камень в городе Владивостоке, откуда и началось строительство Великого пути. Работы велись с большими усилиями и препятствиями. Катастрофически не хватало рабочих. Магистраль проходила через многие природные преграды: реки, горы, озера и т.д. Не хватало инструментов, в распоряжении рабочих были лишь лопата, кирка, тачка и кайло – вот чем создавалась самая длинная в мире железная дорога. Несмотря на все эти сложности, ежегодно прокладывалось от 400 до 600 км железнодорожного полотна. Транссиб дал мощный импульс развитию территорий Сибири и Дальнего Востока. На протяжении всей дороги создавались новые города, которые впоследствии становились важнейшими транспортными развязками. Но некоторые населенные пункты здесь уже были, и, соответственно, в них уже существовали и действовали православные храмы. Приведем информацию лишь по некоторым из них, оказавшимся в пешей доступности от Транссиба. На территории нынешней Новосибирской области, во времена строительства Транссиба в церковно-административном отношении входившей в Томскую епархию, это, в частности, храм во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого в селе Иткульское, в 5 верстах от р.п. Чулым. Село Иткуль является одним из старейших поселений на территории современной Новосибирской области. Оно возникло в середине XVIII века – в 1750 году как зимовье. Его жители занимались сельским хозяйством и перевозками. В селе имелась деревянная однопрестольная церковь великомученика Димитрия Мироточивого, построенная в 1859 году [6, с. 176]. Также в состав прихода входили деревни: Чулымская в 5 верстах, Коякская в 15 верстах; поселки: Преображенский в 25 верстах, Филимоновский в 25 верстах, Волковский в 30 верстах, Ново-Спасский в 20 верстах и заимка Шерстобитовка в 20 верстах. Согласно историческим данным, на 1914 год в приходе насчитывалось около 3725 душ. В церковный причт полагалось: 1 священник и 1 псаломщик. В «Епархиальных ведомостях» Томской епархии за 1914 год указаны имена служителей: священник Александр Лебединский, присланный из Новгородской духовной семинарии, и псаломщик Павел Тимофеев. Димитровский храм относился к 8 благочинному округу Томской епархии. Стоит отметить, что в селе Иткульском в ссылке пребывала святая Домна Томская. Именно сюда она была отправлена после того, как сбежала из дома без документов. Из жития святой известно, что она пробыла в этих краях до 1860 года. Исходя из этого, можно предположить, что, хотя и не долго, но юродивая, возможно, посещала церковь во имя великомученика Димитрия. Так как во время строительства Транссиба село давно уже существовало, и в нем действовала церковь, нужды в создании нового поселения и постройке храма не было. Димитриевская церковь в Иткуле была закрыта [3] и разобрана в 1934 году. Следующий храм, о котором нужно упомянуть, находился в селе Каменском (ныне это территория Новосибирского сельского района, граничащая с Дзержинским районом Новосибирска). Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1865 году, также относился к 8 благочинию. Село Каменка существует уже почти 300 лет и, естественно, имеет свою богатую историю. Церковный причт состоял из одного священника и одного псаломщика. На 1914 год, согласно «Томским епархиальным ведомостям», священником Покровского храма был Николай Петрович Горбунов, направленный из Могилевской духовной семинарии, а псаломщиком служил Виктор Никольский. Численность прихода в 1914 году составляла 2738 душ [6, с. 177]. В ноябре 1940 года церковь была закрыта [4] и в настоящее время она не действует. К 23 благочинию Томской епархии относился Спасский собор, расположенный в городе Каинске, в 10 верстах от будущей главной железнодорожной артерии страны [6, с. 318]. До революции 1917 года в Российской империи было четкое понимание о том, что человеку нужен Бог. Исходя из этого, практически в каждом крупном населенном пункте строили храм, был священник и, что самое главное, был приход. Каинск Томской губернии – это старинный зажиточный город. В 1829 году, вместо старой деревянной церквушки, здесь был построен красивый каменный собор. Он поражал своим величием: белые кирпичные стены, золотой крест на главном куполе, высокая колокольня с вызолоченным крестом на шпиле. А как мелодично звучали колокола собора! Старожилы вспоминали, что звон был слышен даже в окрестных деревнях. В соборе было три престола, что позволяло в праздничные дни служить несколько Божественных литургий. Главный престол храма был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, а придельные – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. При приходе действовали: церковноприходская школа, церковные школы грамоты в деревнях Абрамовой и Малининой. Также на территории прихода находились три училища Министерства народного просвещения и много других духовно и социально значимых учреждений. В 1914 году число прихожан составляло около 3362 душ. Штат собора состоял из протоиерея, одного священника, одного диакона и двух псаломщиков. В ходе архивных исследований удалось установить имена некоторых священнослужителей Спасского собора. Это: · протоиереи – Николай Митропольский (с 1859 г.), Николай Вавилов (1894–1927 гг.); · священники – Константин Зудилов, Иоанн Лашков, Симон Воскресенский, Александр Карпов, Сергий Соколов (1889–1898 гг.), Сергий Белорусов (1898–1900 гг.), Василий Орлов (1900–1904 гг.), Алексий Соколов (с 1902? г.), Трифон Савицкий (1905–1906 гг.), Иоанн Рукин (1907–1909 гг.), Леонтий Голубович (1908–1911 гг.), Василий Бобриков (1910–1927 гг.), Михаил Румянцев (с 1912 г.), Максим Свитич (1932–1935 гг.); · диаконы – Александр Солнцев (1897?–1900 гг.; с 1900 по 1901 гг. – священник при этой же церкви), Адриан Викторов (по 1905 г.; с1905 по1906 гг. – священник при этой же церкви), Симеон Орлов (с1860 г.), Иоанн Златомрежев (1900–1906), Петр Веселов (1906–1909 гг.), Всеволод Фирсов (1909–1911гг.), Сергий Переводчиков (1903–1918 гг.), Георгий Стрижекозин (октябрь-декабрь 1918 г.); · псаломщики – Иоанн Кайдалов, Георгий Тетюцкий, Николай Никольский, Феодор Чиннов (до 1859 г.), Алексий Скопин (1897?–1902 гг.; с 1902 по 1904 гг. – диакон этой же церкви), Константин Волков (1900–1902 гг.), Алексий Костров (1859–1903 гг.), Михаил Мраморнов (1904–1905 гг.), Михаил Голиков (1905–1906 гг.), Иаков Кондратьев (1906–1909 гг.), Никон Подскребаев (1909–1912 гг.), Николай Смеловский (1912–1913 гг.; с 1913 по 1914 гг. – диакон этой же церкви), Филипп Денисов (1914–1918 гг.; с 1918 по 1925 гг. – диакон этой же церкви) [7]. Горожане очень любили свой собор. По воскресным дням и на праздничное богослужение в нем собирались почти все жители города. Но, как известно, история храмов в первой половине XX века была весьма печальной. В 1920-х годах Спасский собор был передан обновленцам. Безусловно, среди прихожан были и те, кто не признал обновленчество, но большинство верующих не понимало разницы между «старой» и «новой» Церковью. В 1938 году собор был закрыт [1, Л. 1]. Уже через год здание за 18 000 рублей продали Куйбышевской тюрьме, и его разобрали заключенные. При сносе собора погибло двое из них. По воспоминаниям старожилов, из кирпича Спасского собора было построено здание Куйбышевского педучилища. В наши дни на территории города Куйбышева (Каинска) существует Каинская епархия Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви. По благословению ее первого архиерея, Преосвященного Феодосия (Чащина), епископа Каинского и Барабинского (с 2021 года – Нижнетагильского и Невьянского) ведется строительство нового собора на историческом месте. 29 августа 2021 года временно управляющий Каинской епархией митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил первую Божественную литургию в новопостроенном Спасском соборе. Стоит отметить, что инициаторами восстановления храма являются жители города, как и их предки являлись строителями прежнего собора. Необходимо также отметить деревянный трехпрестольный храм в Каргате [9], построенный в 1862 году. Главный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельные – во имя святителя Николая Чудотворца и Архистратига Божия Михаила. Численность прихода, совместно с приписными деревнями, составляла 6000 душ. Также на его территории насчитывалось около тысячи иноверцев и сектантов. Приходской штат состоял из священника, диакона и псаломщика. На 1914 год служили: протоиерей Петр Ацеров, его сын священник Григорий Ацеров и псаломщик Трофим Григорьевич Емельянов. В августе 1937 года церковь была закрыта и в настоящее время не действует [2, Л. 570]. Итак, мы провели краткий обзор некоторых храмов, которые существовали к моменту строительства Транссибирской магистрали на территории нынешней Новосибирской епархии. В пору постреволюционного лихолетья большинство их были закрыты и разрушены. Но в дальнейшем, когда возрождение полноценной религиозной жизни в нашей стране стало возможным, в населенных пунктах как вдоль Транссиба, так и вдали от него, стали восстанавливаться старые и строиться новые храмы. Литература 1. Постановление Новосибирского Облисполкома от 16 марта 1938 г. за № 230 // Государственный архив Новосибирской области (Далее – ГАНО) Р-47, 1, 3382, Л. 1 2. Постановление Облисполкома о закрытии прихода № 1410 от 26 августа 1937 г. // ГАНО Р-47, 1, 3144, Л. 570. 3. Постановление Облисполкома о закрытии прихода № 7324 от 26 января 1934 года. // Родиновед URL: http://rodinoved.ru/itkul/#about (дата обращения: 10.15.2021). 4. Распоряжение Облисполкома о закрытии прихода № 382 от 15 ноября 1940 г. // Родиновед URL: http://rodinoved.ru/kamenka-novosibirskiy/ (дата обращения: 10.15.2021). 5. Ряшин Владимир. Великий Сибирский путь // Гудок. 2017. №52. URL: http:// https://gudok.ru/zdr/175/?ID=1369022 (дата обращения: 10.15.2021). 6. Справочная книга по Томской епархии. Томск: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1914. 594 с. 7. Шабунин Е.А. Спасский собор г. Каинска, URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/kainsk/1.htm (дата обращения: 10.15.2021). «Живоносный Источник» №1 (24) за 2023 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 420 |