|
||||||||||||||
Виктор Ч. СТАСЕВИЧ. Город ИерусалимГород Иерусалим Виктор Ч. СТАСЕВИЧ (В.В. Глупов), доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, Институт систематики и экологии животных СО РАН, г. Новосибирск Аннотация: Статья представляет собой краткие эмоциональные, передающие ощущения автора от прикосновения к великому, замечательному и мрачному прошлому, зарисовки-воспоминания о поездке в Израиль. Путешествие было совместным с моим чудесным другом, доктором геолого-минералогических наук, академиком Российской академии естественных наук (РАЕН) и членом-корреспондентом АН Республики Таджикистан Владимиром Ивановичем Будановым (27.08.1933-30.12.2017), коротким, но ярким, словно поток солнечного света, осветившего нас в этой сутолоке серых дней настоящего. Ключевые слова: Израиль, Святая Земля, Иерусалим, паломничество, Александрийское подворье, Лавра Саввы Освященного, Гроб Господень Город Иерусалим наполнен солнцем, пронизан запахами и прошлым. Трудно принять, что двести, триста, две тысячи лет тому назад люди так же ходили по этим камням, говорили на разных языках - почти как сейчас, - хотя, конечно, тогда звучали арамейский, латынь, греческий... Почему-то кажется, что люди тогда были другими, хочется верить, что за их простоватостью скрывались добродушие и вера. Но понимаешь: было не так, жестокость и железная поступь власти (будь то фарисеев или римлян) придавливала к земле любого, способного не то что пойти, - даже помыслить против нее, а уж выступить открыто, проповедовать... невозможно. Стоит попытаться окунуться в далекое прошлое на этих улицах, мощенных камнями, отполированными миллионами ног, чтобы физически ощутить страх и ужас, который наполнял сердца слушающих Спасителя, и в то же время - их надежду и радость. Иерусалим встретил нас своими пряными запахами и весенними красками - свежими и пока неброскими, но очень радующими даже не глаза, а нечто тонкое, лежащее в области душевных сфер. Вечером пошли в Старый город, и он тут же нас ошеломил... Рядом с Яффскими воротами играла флейта, да так хорошо, так забирала, с таким тонким очарованием проходила сквозь вечные камни и шум лежащей в стороне дороги... Когда подошли, то увидели невысокий помост и небольшую группу людей, сгрудившуюся вокруг него. На помосте сидели музыканты с разнообразными инструментами, но играл только флейтист; потом подключился музыкант, играющий на каком-то струнном, неизвестном мне инструменте в виде очень большой мандолины с очень длинным грифом. Он увлеченно играл и был так поглощен музыкой, что почти не видел окружающих. Когда зашли за ворота, там тоже был помост, чуть побольше предыдущего, и на нем выступала группа негров. Уж тут-то был такой поток эмоций, ритмов, движений, экспрессии живых лиц, отливающих шоколадом... Я кинулся их фотографировать, но так увлекся, что, крутясь вокруг ограждения, сам поддался ритму и смазал тройку кадров. Нельзя все же танцевать и фотографировать. А дальше, на площади, недалеко от башни Давида, на барабанах исполняло музыку какое-то чудо в красных фесках, похоже, что турки. В центре их круга приплясывала плюшевая лошадь (переодетый человек). Оказывается, это была Неделя «Песни Старого города» (The Sounds of the Old City). Утро. Встали в шесть, немного покопались и пошли в Старый город. Редкие лавочки уже открывались; в основном, это были торгующие хлебными изделиями - удивительно ароматными булочками, круассанами, поблескивающими медовыми боками и обсыпанными ореховой крошкой рулетиками, переложенными соблазнительными прослойками из какао, фруктовых джемов и пр. Не останавливаемся и идем к Гробу Господню. У входа в Кувуклию сидят монахи (похоже, францисканцы), вдоль прохода установлены скамьи (впервые такое вижу). К Гробу не пускают, ходят не то греки, не то армяне в обычной одежде, и один из них говорит, что откроют только к восьми часам. Уже хотели уйти, но тут они решили пустить небольшую партию. Так мы и попали к Гробу. Как только вышли из Придела Ангела, сразу все закрыли. Подошли еще монахи францисканцы, сели на лавки, вслед за ними пришел католический священнослужитель в белом облачении и начал службу. Загремел орган, вернее, его запись. Она звучала у Гроба Господня как-то неуместно, как-то синтетически; даже было ощущение, что орган словно срывается на крик - на его, органный, крик, будто звучащий в рыночном павильоне. Мы ушли, поднялись на Голгофу, затем спустились в подземелье, где владения Армянской Церкви, а на стенах вырезаны маленькие мальтийские кресты, знаки первых паломников, бывших здесь в VI-VII веках и позже. В дальнем углу сохранились остатки фрески, написанной в то время, когда был построен этот комплекс (IV век, царствование Константина, первого римского императора, принявшего христианство). На фреске еще видны тщательно выписанный живот и часть ног Спасителя; рядом слева - фрагмент фигуры женщины, с другой стороны - чья-то рука, уже не разобрать, мужская или женская. Под Голгофой находится могила Адама - застекленная ниша в камне. Перед выходом, у камня Миропомазания, я склонился, вдыхая запахи мироточения, и Владимир Иванович мне сказал: «Теперь у тебя все уляжется, и тебе будет покойно, потому что в это время в храм влетел голубь и пролетел над тобой...» Не знаю, что будет, но какое-то тепло разлилось внутри меня. Кажется, пришел хамсин (а может, и нет, просто поднялся холодный ветер). Но даже если это ветер, то пришел он с Египта, и пустыни, теплые, терпкие просторы не смогли его прогреть. Похолодало, по Интернету нам пообещали снижение температуры до плюс 9 ночью и до плюс 14-17 градусов днем. Утром было тихо и тепло, но к обеду подул ветер, поднял пыль; на юге стоит завеса, как пасмурная стена грехов... Прошли Иосафатскую долину, которая является частью Кедронской долины. Хотели попасть в церковь Марии Магдалины, но она была закрыта, поэтому вернулись, зашли в церковь Рождества Богородицы. Потом снова вернулись к Яффской площади, там я сводил Владимира Ивановича в армянскую таверну. Она больше похожа на маленький музей и стоит отдельного описания. В Иерусалиме море котов, и камни не вызолочены солнцем, а «высолнечены» им!.. Утро сегодня для нас началось в 05.45, но оказалось, что мы все равно опоздали: планировали войти в Гроб Господень, а там опять католики проводят свои службы. Гремит орган (именно гремит), записанный на пленку (электронный вариант). Ужас, насколько всё это (электронная запись) не вяжется с обстановкой. Перед этим сюда зашли монахи францисканцы в коричневых рясах. Дальше всё как у Франциска Асизского, некогда организовавшего орден нищенствующих монахов. Только теперь, наоборот, они сытые, в дорогой обуви, игривые - один монах, перед тем как сесть на скамью и начать петь псалмы, лихо хлопнул другого книжкой с псалмами по голове, обоим глубоко за 50... В общем, не стоит мне их осуждать. Сам такой. Отправились в Александровское подворье. За день перед тем настоятельница нас предупредила, что в это утро в Александро-Не- вском храме подворья будет совершаться Божественная литургия. В самом деле, здесь готовились к литургии. Владимир Иванович пошел исповедоваться. Я не исповедовался еще ни разу в жизни, видимо, грехов столько, в том числе и смертных, что даже страшно. Потом была Божественная литургия. Странное состояние, первое время тяжело стоять... Прямо перед глазами на стенах удивительные картины событий тех времен художника Н.А. Кошелева, академика Императорской Художественной Академии (в два метра высотой, а может, и более, занимают верхнюю часть храма, внизу иконы, некоторые просто уникальные). К середине литургии ноги отекли, мысли только об одном: уйти, хватит, сил нет. Смотрю на Владимира Ивановича - у него отекли руки (как он потом мне сказал, и ноги тоже). Но через некоторое время я вдруг ощутил легкость. А тут еще свет меняется, картины оживают, появляются оттенки... К причастию я не был допущен (не исповедовался), но ко кресту допустили и дали испеченного голубка. После литургии мы хотели пойти по своим делам, но к нам подошла настоятельница и сказала: «Идите в трапезную». Интересное ощущение после литургии: словно несешь в себе нечто большее, чем ты сам, и в тоже время - маленькое, трепетное... Стоит оступиться - обронишь и потеряешь... Поэтому все идут, осторожно ступая на ступеньки, куда-то вверх по лестнице, которая приводит к узкой двери, за которой внутренний дворик. Поднялись туда, покушали, побеседовали с редкими паломниками и монахиней из Киева. Трудно передать свои чувства во время трапезы: никого не интересует, кто ты и что ты. Спросят лишь, откуда ты, и всё. При этом ты ощущаешь некое единение с рядом сидящими, чувствуешь всех рядом идущих, сидящих, смотришь в их спокойные, наполненные светом глаза, и понимаешь, что ты - некая часть единого, большого, сплоченного народа. И эта, вроде бы вычурная пафосность оказывается здесь более чем уместна. Вышли на улицу, а тут уже суета (три с лишним часа провели в Александро-Невском храме Александровского подворья, где порог Судных врат, где каждая деталь связана с царской семьей). Пошли к монастырю Успения Девы Марии на горе Сион (там же находится и Сионская горница - дом Тайной Вечери (с английского дословно - «вечернего ужина»). Позже опишу свои впечатления от здания Тайной Вечери (над ним была византийская базилика, разрушенная персами, потом построенная церковь, из которой муслимы сделали мечеть, а еще раньше внизу была могила царя Давида, царя просветителя, поэта и строителя). К нам обратились двое мужчин, одному за 60, другому, его сыну, где-то 30-33. Они заблудились, им надо было в Александровское подворье. Оказалось, что они живут в Израиле уже почти 14 лет, а вот Иерусалим не знают (как это знакомо). Я ответил, что труднее объяснить, легче проводить (в Иерусалиме надо осторожно спрашивать дорогу, наверняка соврут, если придется идти далеко). Сказал, что нам, мол, по пути, и мы их проводим. Ну и, конечно, заблудился. Я нашел магазин с картами, вернее, лавку; хозяин кинулся искать карты, а хозяйка начала «грузить» майками. Пока я отнекивался, хозяин встал на мою защиту, и тогда она стала уговаривать его, хозяина и мужа, чтобы он тоже купил у нее майки. Вот что значит профессионализм! Она запросила за свой товар 7 шекелей, я дал 10 и сказал, что это ей. И тогда она попросила меня вернуться и долго объясняла, как надо прятать деньги. От нее я впервые услышал про карманников и вспомнил, что, когда мы ехали на такси, то чуть не сбили наркоманов, потом нам встретились нескольких пьяных. ...Как только я увидел буклет о Великой Лавре святого Саввы Освященного, купил его, немного поторговавшись, и сказал Владимиру Ивановичу, что давно мечтал попасть в этот монастырь. Он уникален, один из самых строгих по правилам жизни, женщин туда не пускают. Если они приезжают, то могут остановиться только за пределами монастыря, в женской башне. Когда мы приехали, я был просто потрясен, но даже не мог предположить, что меня ожидает... На пороге нас встретил монах, который сидел и разговаривал на арабском языке с таксистом. Когда он нас увидел, то сразу на нестройном русском спросил, не говорим ли мы по-русски. Мы ответили утвердительно, и он отправил нас вниз, там, говорит, встретите батюшку. Мы спустились и оказались в светлом дворе... Как и Иерусалим, и Вифлеем, весь монастырь построен из желтоватого туфа, который на солнце отливает золотом и немного отражает солнце. Вот поэтому Иерусалим и называют «золотым городом». Тут все погружено в солнце и золото, словно ты висишь в пространстве небесного цвета - я лично считаю, что небесный цвет не голубой, а именно солнечно-золотой, и лазурным небо кажется лишь со стороны; надо попасть внутрь, и тогда ты поймешь... И вот мы туда попали... Во дворе стоит маленькая часовня с медным куполом, то есть золотистая с красноватым отливом (золото ведь бывает и желтым, и красным). Встречаем священника, у него теплые глаза, очень добрая, немного извиняющаяся, улыбка. Он, улыбаясь, показывает на вход в часовню (двери нет, вход очень маленький, чтобы зайти, нужно склониться). В это время из придела вышли иностранцы, с ними мужчина в черном, который повел их в гостевой дом. А священник нам еще раз указал на часовенку и сказал, что мы можем пока войти и сфотографировать, но только один раз. Часовенка была расписана так, что я обомлел. Краски, лики, выражения лиц святых - всё вызывало восхищение, удивление и осознание того, что они вокруг тебя живые, что ты слышишь их приглушенные голоса, шелест одежд, дыхание, и от этого возникал благоговейный трепет перед их деяниями и страданием. Я не мог прийти в себя . Когда мы были в часовне, к нам подошел батюшка и строго спросил, из России ли мы. Получив утвердительный ответ, он повел нас в храм. Как мне показалось, это был игумен монастыря. Внешне он казался немного строг, но можно сказать, что строгость эта отеческая. У него было чуть скуластое лицо, черные пряди волос, цепкий взгляд, но не столько оценивающий, сколько ободряющий. Седые прядки в бороде придавали мягкость всему лицу, хотя мягким его никак не назовешь. В Благовещенском соборе, куда мы пришли, первое, что бросилось в глаза, - это приглушенные краски росписей, признак древности. Иконы, тишина. Игумен показал на раку с мощами святого Саввы и вышел. Когда мы вернулись из храма во двор, он познакомил нас с монахом, который оказался из Новосибирска (имя свое он не назвал, или я случайно пропустил, к своему стыду). Монах был немного скован при игумене, но потом, когда тот отошел, оживился и стал расспрашивать о жизни, потом принялся рассказывать о святом Савве, о становлении монастыря, о гонениях. Он отвел нас в пещерную Никольскую церковь, и тут я вообще растерялся: у стен в шкафах, частично застекленных, лежали черепа, везде иконы, на стене - Распятый Спаситель (эта большая икона была написана на Кипре, примерно в XVII-XVIII веке). Монах стал рассказывать, сколько раз монастырь полностью вырезали, сколько страданий выпало на долю иноков. Он показал на нишу в стене и сказал, что в ней также лежат черепа убиенных монахов. Там было темно и ничего не видно, но, когда я сказал, что у меня в фотоаппарате есть вспышка, он разрешил сфотографировать через решетку. И я увидел сложенные кости, сверху черепа, затем часть какой-то иконы. До сих пор не могу полностью осознать всё произошедшее, тогда я был просто потрясен. В том числе и тем, как нас встречали, какая открытость, доброта, сдержанная радость... Но я знаю, что произошло что- то очень значимое, мы прикоснулись к чему-то потрясающе великому. Может, мне не дано этого понять, лишь время сможет все расставить по своим местам. Встали в четыре утра, не спеша пошли в Старый город. Сегодня нам опять не удалось пройти к Гробу Господню, католики всё забили и проводили отдельные группы паломников. Монах францисканец, жуткого вида негр, грубо всех растолкал и отправил далеко за горы, пришлось уйти. У католиков эта неделя Страстная, вот им и дали право распоряжаться у Гроба, а так там всегда коптские монахи. Когда я был здесь в феврале, вообще было чудесно, с утра никого, спокойно и никто тебя не «строит», очередей нет. Ну да ладно, грех гневаться, почти всё удалось, и даже попасть в первый день к Гробу Господню, прямо перед мессой - будто специально пришел охранник-араб (христианин, похоже, друз) и пропустил несколько человек, в том числе и нас. Потом начались песнопения и электронный орган, а после обеда - многочисленные группы туристов. Сезон, ничего не скажешь. Сегодня у иудеев начинается Песах (завтра будет самый пик их пасхи). Вновь все закрыто, трамваи не ходят, тихо. Утром в такую рань в одной кафешке еще сидели люди и горланили песни. По улице шли ортодоксальные евреи, спешили к Стене, тут же попадались пьяненькие, бредущие домой. Тут что-то зацвело, и такие шальные запахи кружат голову, какая-то смесь из липы и лаванды, с добавлением ванильного сахара... Но свежий запах. В Старом городе пахнет немного ладаном, специями, чуть горчит карри, в некоторых местах - мягкий хлебный запах, бывает и вязкий от благовоний, но в целом - очень приятный, слегка печенюшный, но опять-таки свежий... Завтра улетаем в Нск. Живоносный Источник №4 (23) 2022
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 456 |