|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К истории Успенской церкви села Устьянцева Каинского уездаК истории Успенской церкви села Устьянцева Каинского уезда Дмитрий ЕВСЮКОВ, историк-краевед, член Новосибирского историко-родословного общества, г. Москва Аннотация: В статье обобщена история Успенской единоверческой церкви села Устьянцево Барабинского района Новосибирской области в дореволюционный период. Рассмотрены хозяйственные и экономические аспекты функционирования церкви, особенности формирования ее прихода, описана деятельность священнослужителей, систематизирована автобиографическая информация о членах причта. В рамках проведения исследования были привлечены архивные материалы из фондов нескольких российских архивов, изучены справочные, научные и периодические издания дореволюционного периода.
Ключевые слова: село Устьянцево, Нижне-Каинская волость, единоверие, Успенская церковь, священник Петр Соколов, епископ Макарий (Невский), Томская епархия
О селе Устьянцево Принято считать, что село Устьянцево Барабинского района Новосибирской области возникло в 1620 году [3, с. 248]. Однако внимательное изучение архивных источников показало, что произошло это гораздо позже. В «Сказках 3-й ревизии по Колывано-Воскресенским заводам, острогам, селам, деревням Чауского острога и Каинскому форпосту» за 1763-64 гг. из населенных пунктов, которые в последующем, XIX веке, относились к Нижне-Каинской волости, упомянуты, например, деревни Гутова, Маркова и Осинцева, из Верхне-Каинской - Киселева, Козина, Малинина и Помельцева. Однако деревни Устьянцево еще нет [20]. Деревня Усьянцова впервые появляется в исповедной ведомости Спасской церкви города Каинска за 1793 год. Тогда деревня состояла всего из трех дворов, в которых со своими семьями проживали братья Никифор, Яков и Егор Устьянцевы (Усьянцовы), переселившиеся сюда из деревни Марковой (в настоящее время относится к Куйбышевскому району Новосибирской области). В исповедной ведомости за предыдущий, 1792 год всех троих находим в этой деревне, а в 1793 году в Марковой носители такой фамилии уже не числятся [12. Л. 473 об-474, Л. 801 об-803]. В последующие годы население Устьянцево прирастало как за счет выходцев из населенных пунктов Каинского уезда, так и за счет переселенцев из других губерний. История села неотделима от истории местной церкви. В начале XIX века жители деревни Устьянцево были старообрядцами. В середине 1810-х годов на общественные деньги они соорудили старообрядческую часовню прямо во дворе Г.Ф. Митрохина, к которой в 1835 году был пристроен алтарь; после чего в 1836 году она была освящена как церковь во имя святителя Николая. Так село Устьянцево стало центром первого в Томской епархии единоверческого прихода. Ранняя история села и Николаевской церкви подробно рассматривается в других публикациях автора. Успенская церковь: хозяйственное и экономическое описание В 1850 г. в правительстве рассматривалось дело о постройке новых церквей в Сибири и в частности в Томской губернии. «Ввиду благотворного влияния храмов как на поселян, охладевших в религиозных чувствах, так и на раскольников», принято решение увеличить количество храмов за казенный счет [1, с. 183]. Приблизительно в то же время в перестроенной из часовни Николаевской церкви случился пожар, и она сгорела. Вместо нее к концу 1851 года в селе была построена новая, довольно красивая однопрестольная деревянная церковь. Уже с 24 ноября записи о церкви в метрических книгах села Устьянцева сменяются с Никольской (Николаевской) на Успенскую [15. Д. 455. Л. 40, Л. 41]. 27 ноября составлена опись церковного имущества, выданная из Томской духовной консистории за подписью присутствующего протоиерея Гавриила Заводовского. 2 декабря храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы [13. Д. 2103. Л. 64-64 об]. Необходимо отметить, что в печатных источниках встречаются несколько неверных датировок строительства Успенской церкви. Так, в отчете о посещении церкви епископом Томским и Семипалатинским Макарием (Невским; 1835-1926) в 1907 г. по ошибке указано: «оконченная постройкой и освященная в 1885 году» [9, 1908/16н, с. 19]. Кроме того, в справочных книгах по Томской епархии за 1909-10 и 1912-13 гг. указано, что церковь построена в 1855 году. Удалось выяснить причину возникновения такой ошибки: она появилась в клировых ведомостях начала XX века (в частности, за 1908, 1912, 1913 гг.) при переписке информации из ведомостей за предыдущие годы, откуда и перекочевала в справочные книги [6, с. 440; 7, с. 317]. К сожалению, фотографии церкви пока обнаружить не удалось, выявлено лишь общее ее описание. Так, по сведениям 1860-х годов, здание церкви деревянное, выстроено на стойках из лиственницы. Вокруг деревянная ограда, выкрашенная разными красками. При церкви располагались колокольня на каменном фундаменте, а за оградой - сторожка («караулка»). В 1890 году на средства церкви в размере 400 руб. под стенами основного здания устроен кирпичный фундамент [13. Д. 2292. Л. 59-59 об; Д. 2867. Л. 115]. В 1877 г. состояние здания церкви оценено как неудовлетворительное, в 1885-96 гг. - удовлетворительное, в 1908 г. - требуется капитальный ремонт. Для священника прихожанами еще в 1838 г. был построен деревянный дом, при нем имелась усадебная земля. Позже дом был застрахован. В 1877 г. его состояние оценено как неудовлетворительное: «прислуги (т.е. пристройки - прим. автора) дома ветхи». В 1885-96 гг. дом в удовлетворительном состоянии, в 1908 г. - требует капитального ремонта. Для псаломщика отдельного дома не имелось. К 1890 г. на средства прихожан близ церковной ограды построено здание церковноприходской школы (до этого занятия с учениками проводились в сторожке). 1 Уже в 1860-х годах при церкви имелось много старинных книг. Об этом свидетельствуют дневниковые записи для путешествия по Сибири, составленные неизвестным купцом и найденные, что любопытно, среди бумаг лжеепископа Савватия (Лёвшина; 18241898) [1, с. 54]. Согласно клировой ведомости за 1877 г. в церковной библиотеке числится 21 наименование книг в количестве 58 томов, в 1885 г. - 34 наименования (52 тома), причем книгами из библиотеки пользуются некоторые прихожане. В 1890 и 1896 гг. - 33 наименования (50 томов), в 1908 г. - 60 названий (100 томов). В 1912 и 1913 гг. - 24 книги, «подлежащие до церковного чтения» и 25 томов - для чтения прихожанами. В 1860-е годы в церкви хранились исповедные росписи и метрические книги по ее приходу с 1834 года. В более поздних клировых ведомостях самым ранним годом этих документов указывается 1835 год, а в 1912 г. отмечено, что исповедные росписи сохранились с 1851 г. В настоящее время эти приходские экземпляры наиболее ранних метрических книг и всех исповедных росписей утрачены. В отношении церковного имущества имеются следующие сведения. По клировым ведомостям за 1860-70-е годы, церковной утвари числится недостаточно, с 1880-х годов - достаточно. В 1885/1890-96/1908 годах учтено: священнических облачений 10/13/4 (соответственно), диаконских -/-/2, потиров 1 (серебряный, с принадлежностями), напрестольных Евангелий 2/3/2, крестов 2/2/3. Замечательных древностей нет [13. Д. 2657. Л. 41; Д. 3197. Л. 61; Д. 3851. Л. 30]. 1 О церковной приходской школе с. Устьянцево - см. статью в предыдущем номере. 28 По сведениям печатных источников начала XX века («Томские епархиальные ведомости»), как снаружи, так и внутри церковь очень хорошо украшена, утварь и ризница богатые. В церкви «имеется очень древний антиминс, насчитывающий 400 лет своего существования», на котором совершается Божественная литургия [9, 1903/14н, с. 35; 1908/16н, с. 19]. Удалось установить, что этот древний святой антиминс по просьбе Преосвященного Агапита (Вознесенского; 1793-1854), епископа Томского и Енисейского, еще в сентябре 1835 г. был выдан епископом Пермским и Верхотурским Аркадием (Федоровым; 1784-1870) священнику единоверческой Спасской церкви г. Екатеринбурга Андрею Попову перед отправкой его в Устьянцево для службы в открываемой там (прежней) Николаевской церкви [17. Л. 5-5 об, Л. 12]. Однако, по какой-то причине, этот антиминс не упомянут в клировых ведомостях конца XIX века в разделе замечательных древностей. Колокольня Успенской церкви имела семь колоколов (сведения на 1933 г.), самый большой из которых весил 102 пуда и 15 фунтов (1 677 кг). Остальные колокола имели следующий вес: 41 пуд 10 фунтов (676 кг), 24 пуда 13 фунтов (398 кг), 6 пудов 39 фунтов (114 кг), 3 пуда (49 кг), 1 пуд 6 фунта (19 кг) и 30 фунтов (12 кг) [19. Л. 2]. Церковной земли числилось 99 десятин (из них 75 пахотной, 12 под лесом и 12 пустующей), она находилась в двух верстах от церкви и была отведена в 1844 г. каинским землемером Скоробогатовым (соответствующий план хранился в церкви) [13. Д. 2292. Л. 59]. Из пахотной земли 3 десятины обрабатывались самим причтом, а 72 сданы в аренду (в 1912, 1913 гг.), с доходом 76-80 руб. в год. Что касается сенокосной земли, то, по сведениям за 1860-е годы, ее у церкви не было, в 1877 г. числится сенокосный луг. Содержание причта Успенской церкви складывалось из следующих составляющих: а) жалование из казны священнику и псаломщику: в 1864-69 гг. - 108 руб. священнику и руга от прихожан деньгами в размере 115 руб. (30 коп. с каждого венца), причем в 1877 г. прихожане от руги отказались [13. Д. 2103. Л. 64; Д. 2194. Л. 17; Д. 2292, Л. 59 об; Д. 2479. Л. 29]; в 1877 г. также дополнительно 36 руб. пономарю («место праздно»); в 18851902 гг. - 130 руб. (в т.ч. 108 руб. священнику и 21,56 руб. - псаломщику) [8, с. 87; 4, с. 324; 5, с. 347]; в 1908-13 гг. - 400 руб. (300 руб. священнику и 100 руб. псаломщику) [6, с. 440; 7, с. 317; 9, 1909/22о, с. 564; 13, Д. 4422. Л. 95]; б) проценты с причтового капитала: к 1885 г. церковный капитал состоял из процентного билета государственного банка номиналом 1000 руб., который хранился в церковной кладовой и был пожертвован церкви Тарским купцом Калужниковым; проценты на него в 1885-1890 гг. составляли по 50 руб. в год, в 1909-1914 гг. - 38 руб.; в) доходы от треб: до 464 руб. в 1912/13 г. В церкви велись приходно-расходные книги, они были прошнурованы и скреплены печатью консистории. Церковные наличные деньги хранились в кассе церкви под ключом и церковной печатью, за них отвечал церковный староста. Кроме того, в 1912-13 годы средства в размере 257 руб. 29 коп. были размещены в кредитных учреждениях. Приход и прихожане Успенской церкви На первых порах, после открытия в 1836 году в Устьянцево Николаевской церкви, число ее прихожан составляло до 1200 человек [16. Л. 28]. Во второй половине XIX века их число выросло в полтора раза (см. таблицу). В конце XIX - начале XX вв. приход относился к 22-му благочинию с центром в г. Каинске. Особенностью единоверческого прихода являлось то, что в самом Устьянцево проживало лишь около четверти всех прихожан, остальные же были рассредоточены по нескольким десяткам селений не только Каинского, но и соседних Барнаульского и Омского округов. Так, по данным метрических книг за 1841-1845 годы, сюда приезжали венчаться и крестить младенцев крестьяне из почти 60 сел и деревень - некоторые располагались за 100 и более верст от приходского центра. Самыми отдаленными являлись деревни Юдинской волости, находившиеся на расстоянии до 190 верст от Устьянцево. Согласно клировым ведомостям за 1860-е годы к числу прихожан Успенской церкви относились крестьяне, проживавшие более чем в 40 селениях. Ниже приведены населенные пункты прихода по данным за 1869 год [13. Л. 61 об-63]. Город Каинск. Нижне-Каинская волость: с. Устьянцево (приходской храм), с. Булатово (25 в.), с. Верхне-Ичинское (55 в.), д. Овечкина (10 в.); Покровская волость: д. Новокондакова (30 в.), д. Погорельская (40 в.); Усть-Тартасская волость: д. Абрамова (20 в.), с д. Верхне-Чокинская (130 в.), д. Веселая (220 в.), д. Каминская (80 в.), д. Кузнецова (110 в.), д. Кузовлева (140 в.), д. Минина (130 в.), д. Попова заимка (80 в.), д. Рямова (80 в.), д. Сибирцева (120 в.), д. Соскульская (110 в.), с. Спасское (100 в.), с. Усть-Тартасское (93 в.); Вознесенская волость: д. Байбулатова (90 в.), д. Земляная заимка (95 в.), д. Сарбалыкская (100 в.), д. Щеглова (112 в.); Казанская волость: д. Бехтенская (70 в.), д. Голдобина (10 в.), д. Долгоозерная (80 в.), с. Зюзинское (20 в.), д. Казанцева (35 в.), с. Круглоозерное (10 в.), д. Новокрасулина (30 в.), д. Новорозина (90 в.), д. Новояркова (60 в.), д. Половинная (7 в.), с. Таганское (60 в.), д. Торгашина (10 в.), д. Усть-Тандовская (55 в.); Юдинская волость (Омский округ Тобольской губернии): д. Зятькова (110 в.), д. Ключикова (180 в.), д. Копкульская (170 в.), д. Кошкульская (120 в.), д. Трехозерная (190 в.). С 1860-х годов среди прихожан также числятся две семьи купцов города Каинска (в 1896 г. - четыре семьи мещан), а в 187090-е годы - две-три семьи купцов из г. Павлодара - уездного центра Семипалатинской области, входившего в Тобольскую, с 1895 г. - Омскую епархии. Описание прихода Успенской церкви не раз встречаем на страницах «Томских епархиальных ведомостей». Так, в 1889 году отмечалось: «в настоящее время этот приход едва ли не первый из всех единоверческих приходов Томской епархии, заслуживающий наименования «единоверческого», потому что прихожане оного не чуждаются ни священников, ни прихожан православных, признают ту и другую церковь единою соборною и апостольскою церковью» [9, 1889/15н, с. 4-7]. Число прихожан Успенской единоверческой церкви с. Устьянцево
В «Обозрении церквей и приходов Томской епархии по результатам поездки епископа Томского и Барнаульского Макария в июле и августе 1897 г.», сказано, что «особенным усердием к храму Божию и исполнению христианского долга отличаются прихожане приходов Спасскаго, Усть-Тартасскаго, Камышенскаго, Карачинскаго, Круглоозернаго, Зюзинскаго, Покровскаго, Устьянцевского» [9, 1898/2н, с. 17].
Фрагмент клировой ведомости Успенской церкви, 1912 г.
Оттиск церковной печати Успенской церкви, 1913 г. Еще один пример. Томский миссионерский съезд 1898 года признал, что из всех единоверцев «только 1/5 часть могут быть названы по своим действительным убеждениям и настроению истинными единоверцами, остальные же в этом отношении не отличаются от раскольников». К типу истинных единоверцев отнесены пять приходов епархии, в том числе и Устьянцевский [2, с. 188; 9, 1899/8м, с. 6]. Свою устойчивость в единоверии устьянцевские прихожане ставили себе даже в заслугу, указывая, что их «храм процветает противу не только других единоверческих, но и православных церквей» [1, с. 214]. В начале XX века, в связи со строительством в губернии других единоверческих церквей, количество населенных пунктов, входивших в приход, резко снизилось. Так, по сведениям наиболее поздних из сохранившихся клировых ведомостей за 1912 и 1913 годы, к единоверческому приходу Успенской церкви относились всего 16 сел и деревень: кроме с. Устьянцево - д. Байбулатовская, с. Верхне-Ичинское, д. Голдоба, д. Долгоозерная, с. Зюзинское, д. Казанцева, с. Круглоозерное, д. Новокрасулина, д. Новоспасская, д. Новояркова, с. Овечкинское, д. Половинная, д. Рямова, д. Старо-Кондакова, д. Усть-Тандовская. При этом существенного изменения числа прихожан не произошло. Небольшая часть жителей села Устьянцева, принадлежавших к православному вероисповеданию, посещала церковь села Круглоозерка. Так, например, в 1867 г. в ней крестили своих детей Казанцевы и Убоговы. Деятельность священнослужителей Успенская церковь достигла особенного расцвета при отце Петре Соколове, который был рукоположен во священника в 1870 г. из среды самих единоверцев и поэтому пользовался их особым доверием (первоначально он исполнял при церкви должность псаломщика, занимался чтением и пением). Вместе с племянником диаконом Павлом Соколовым они ездили в некоторые деревни соседнего благочиния № 23 (центр в с. Вознесенском) и беседовали с раскольниками. Из отчета отца Петра за 1885/86 г.: «Раскольники поповщинской секты слушали беседы охотно и некоторые из них (до 20 человек) присоединились к православной церкви на правах единоверия. Раскольники же поморской секты оказались упорными; на беседу явился только один начетчик, но и тот не истины искал, а старался запутать дело и тем повредить успешному ведению беседы; не дождавшись решения одного вопроса, предлагал другой, затем третий и т.д.» [9, 1887/6н, с. 20]. На долю Петра Федоровича Соколова выпало самое продолжительное по времени служение настоятелем устьянцевского храма - эту должность он занимал 24 года. С женой Татьяной они вырастили четверых детей: дочь Мариамну (родилась ок. 1859 г.), сыновей Иоанна (родился 21 мая 1860 г.), Алексея (родился ок. 1873 г.) и Петра (родился ок. 1877 г.). Еще по меньшей мере двое сыновей умерли во младенчестве. Старший сын Иоанн в 1885 г. - личный дворянин. Алексей и Петр обучались сначала (в середине 1880-х годов) в Томском духовном училище, затем в Томской духовной семинарии (в 1890 году в 3 классе). По справочной книге за 1898/99 г., Алексей все еще числился студентом семинарии и одновременно - учителем пения и чистописания Томского духовного училища. Дочь Мариамна выдана замуж за А.М. Сибирцева - армейского писаря в запасе (в 1890 г. он учительствовал в церковноприходской школе с. Устьянцева); в 1885 г. проживала в г. Томске, в 1890 г. - в Устьянцево. Племянник Павел Иванович Соколов служил диаконом. Приведем здесь описание одного случая, непосредственным действующим лицом которого был священник Петр Соколов. 2 Алексей - сын священника Петра Федоровича Соколова. В 1892 году в Томской губернии свирепствовала эпидемия холеры. В Нижне-Каинской волости эпидемией были затронуты 5 населенных пунктов, в т.ч. и Устьянцево, где с 14 по 30 августа заболело пять человек, из которых умерло трое [10, с. 55]. По другим данным, за период с 26 августа по 10 сентября заболело 11, умерло 8 человек [9, 1893/2н, с. 18]. Вот как описаны происходившие в те дни в Устьянцево события в «Томских епархиальных ведомостях»: «По сообщению свидетеля-очевидца, воспитанника V класса духовной семинарии А. Соколова 2 , первой жертвой холеры была семья одного бедного крестьянина деревни, отстоящей в 10 верстах от села. Лишенные всякой помощи, оставленные всеми, больные лежали в душной и грязной избе и с нетерпением ждали смерти, как великого благодетеля, могущего прекратить их невыносимые страдания. Но вот приехал к ним местный священник отец Петр Соколов. Пастырские наставления и утешения и преподания больным христианского напутствования были великим облегчением для больных, и они с верою и упованием на Бога, без ропота и крика, один за другим мирно отдали души свои Богу. Появление столь страшной болезни и быстро последовавшая смерть первых ее жертв, а также вскоре начавшиеся новые заболевания произвели на крестьян деревни сильное действие. Теперь каждый поспешил скорее обратиться к Богу с молитвою об избавлении от ужасной болезни и покаянием очистить душу свою. По просьбе крестьян, принесены были из села святые иконы и отслужен молебен с крестным ходом вокруг деревни, после чего каждый домохозяин считал своим долгом принять иконы и отслужить молебен в своем доме и затем исповедаться во грехах. Усердная молитва крестьян и вскоре прибывшая медицинская помощь из г. Каинска успели остановить действие холеры в начале ее развития. Но священник села Устьянцевского, сильно утомившийся от продолжительного хождения со святыми иконами, служения молебнов и совершения исповеди, сам заразился от крестьян холерою и тяжко заболел. Медицинской помощи не было никакой, пришлось пользоваться домашними средствами: постоянные припарки, натирание спиртом и т.д. помогли больному, так что он на третьи сутки встал на ноги» [9, с. 20-21].
Фото креста из Успенской церкви села Устьянцево, домашний архив семьи Митрохиных Священнослужители Успенской церкви не раз жертвовали деньги на различные цели. Так, в 1885 г. на достройку кафедрального собора во имя Живоначальной Троицы в г. Томске поступило: от священника Петра Соколова - 2 р., диакона Павла Соколова и крестьянина с. Устьянцево А.П. Иванова - по 1 р. [9, 1885/16о, с. 15]. В декабре 1895 г. в пользу причта и жителей с. Косихинского Барнаульскаго округа, пострадавших от пожара, собрано и представлено в Томскую консисторию денежных пожертвований в количестве 68 руб. 90 коп., из них священник Александр Кожевников внес 2 р. [9, 1896/5о, с. 3]. Священник А.А. Кожевников и псаломщик Ф.И. Соколов в 1907 г. числились участниками кассы взаимопомощи осиротевшим семьям священно- и церковнослужителей Томской епархии («взносы делают с 1903 г., аккуратно») [9, 1907/19о, с. 6-7]. Справедливости ради необходимо упомянуть и о некоторых нареканиях церковного начальства, наблюдавшихся в начале XX века. Так, в 1907 году епископ Макарий снова посетил Устьянцево: «В 8:30 часов утра 3 июля после ранней литургии, при тихой солнечной погоде, Высокопреосвященный выехал из Каинска. Открылась ровная степного характера местность, покрытая густою зеленью трав и цветов... Побеседовав в с. Устьянцевском о предметах веры и нравственности и, между прочим, указав на необходимость более усердного отношения со стороны прихожан к исполнению долга христианской исповеди и святого Причащения, ибо в 1906 г. долг этот не исполнило свыше половины прихожан, Высокопреосвященнейший выехал в село Круглоозерное» [9, 1908/16н, с. 19]. Штат священно- и церковнослужителей Имена и биографии священно- и церковнослужителей восстановлены по данным метрических книг Никольской и Успенской (с ноября 1851 г.) церквей села Устьянцева за 1841-1856, 1858-1861, 1863, 1867, 18911918 годы [14, 15], клировых ведомостей за 1864, 1866, 1868, 1869, 1877, 1885, 1886, 1890, 1896, 1908, 1912, 1912 годы [13], справочных книг по Томской епархии за 1886, 1898/89, 1902/03, 1909/10, 1912/13 годы [4, 5, 6, 7, 8], «Томских епархиальных ведомостей» за 1880-1918 гг. [9], находящихся на хранении в архивах Томска (ГАТО) и Новосибирска (ГАНО). Штат церковнослужителей первой Николаевской церкви состоял, по-видимому, из одного священника. В метрических книгах новой Успенской церкви во второй половине 1850-х годов появляются записи о диаконах. Согласно клировым ведомостям за 1864 г. причта положено по штату: 1 священник и 2 причетчика, в 1866-68 гг. уже 1 причетчик, а в 1885-1913 гг. - 1 псаломщик (в 1877 г. - пономарь). Священники:
Диаконы и церковнослужители (псаломщики):
Церковные старосты: Церковного старосту, как правило, выбирали из крестьян с. Устьянцево сроком на три года. Имена церковных старост, которые удалось установить: 5 По дальнейшей службе см. также: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/2675/ .
Кроме того, при церкви числилась вольнонаемная просфорня:
Вместо заключения После революции церковь продолжала действовать довольно долго. По сведениям о религиозных объединениях и молитвенных зданиях по Барабинскому району, на 1 марта 1933 г. в с. Устьянцево числится единоверческое религиозное общество с молитвенным зданием (церковью) [19. Л. 1]. Церковь была закрыта постановлением облисполкома № 70 от 14 января 1938 г. В марте того же года Барабинский райисполком разрешил Устьянцевскому сельсовету использовать ее здание под начальную школу и предложили «договориться с ближайшим сельсоветом об отпуске средств для этой цели; оборудование и достройку школы производить под руководством специалистов по строительству». Купола у церкви снесли, сняли все 7 колоколов общим весом 179 пудов 13 фунтов (более 2,9 тонны) [18. Л. 73]. На сегодняшний день здание церкви не сохранилось. Деревянное здание было разобрано, а из его материала и другого дома построена двухэтажная семилетняя школа [11] (до того сельская школа была четырехлетней), в этом здании она располагалась до 1961 г. Так завершилась история Успенской церкви, восходящая к первому в Томской епархии единоверческому храму, который был образован из старообрядческой часовни присоединившимися к единоверию жителями села Устьянцева. Прихожанам пришлось пройти нелегкий путь, доказав стойкость своих убеждений и веры, благодаря которым через некоторое время Успенская церковь стала одной из образцовых в епархии. Возможно, именно поэтому удалось так долго сохранять ее здание от разрушения. Установлено место, на котором в Устьянцево находилась церковь; среди архивных документов удалось обнаружить оттиск церковной печати, а в одной из семей - крест с Распятием, который использовался священниками при богослужении. Вместе с тем, до сих пор не найдена ни одна фотография церкви. Автор выражает надежду, что серия статей, публикуемая по истории села Устьянцево и его церкви, возродит интерес сельчан и их потомков к истории своей малой родины и позволит обнаружить новые подробности из жизни села. Литература и источники:
Таблица. Количество учеников в Устьянцевской церковно-приходской школе (См. статью Д. Евсюкова ЖИ № 22 стр. 28) 1 Назначенный в Устьянцево священник Вавилов, судя по переписке, скорее всего, был связан с Сосновской единоверческой церковью Шадринского уезда (или с самим Шадринском) Пермской губернии. Возможно, он не успел приступить к исполнению своих обязанностей. 2 Предположительно, имел фамилию Смирнов, так как в последующем в метрических книгах упомянут сын священника Павел Григорьевич Смирнов. 3 Возможно, должно быть «Кетов». 4 В целях сокращения объема ссылок передается в следующем формате: «9, 1908/16н, с. 19», что означает «Томские епарх. вед. 1908. № 16, неоф. ч. С. 19».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 650 |