|
||||||||||||||
Евгений ЧЕТВЕРЯКОВ. Исповеднический подвиг святителя Тихона во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 годуЕвгений ЧЕТВЕРЯКОВ, старший преподаватель кафедры церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии, г. Новосибирск Аннотация: статья посвящена 100-летию кампании по изъятию церковных ценностей и представляет собой анализ политики советской власти в отношении Русской Церкви в начале 1920-х годов и действий патриарха Тихона (Белавина) в этот сложный период. Ключевые слова: помощь голодающим, святитель Тихон, изъятие церковных ценностей, духовенство, декрет, советская власть Вспоминая события столетней давности, связанные с изъятием церковных ценностей в 1922 году, необходимо с благодарностью вспомнить о великом исповедническом подвиге кормчего Русской Церкви в тот период – святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Святитель Тихон (Белавин) – один из наиболее выдающихся иерархов Русской Православной Церкви за всю ее тысячелетнюю историю. Он относительно недолго, чуть более семи лет, был ее Патриархом. Но на эти годы выпал один из тяжелейших периодов, как в истории Церкви, так и в истории нашего Отечества. Это было время не только преследований Церкви, связанных с изъятием церковных ценностей, но и других враждебных действий со стороны безбожных властей: кампания против святых мощей, инспирирование обновленческого раскола, аресты священнослужителей как контрреволюционного элемента. В 1921 году страну постиг масштабный голод. Доходило даже до случаев каннибализма. Число голодающих достигало 30 миллионов человек. Русские общественные деятели создали Всероссийский комитет помощи голодающим (Помгол). [1] Начались поставки продовольствия из-за рубежа. Оказывали помощь страждущим бывшим соотечественникам даже русские эмигранты В сложившейся ситуации Русская Православная Церковь стремилась всеми силами оказать помощь страждущим от голода. Патриарх Тихон еще летом 1921 года обратился к главам христианских Церквей с просьбой о помощи. Так, «23 июля 1921 года в газете «Нью-Йорк таймс», с санкции советских властей, было опубликовано обращение патриарха Тихона к епископу Нью-Йоркскому с призывом к американскому народу оказать помощь голодающему населению России» [2] . Среди верующих на Родине распространялось отпечатанное 100-тысячным тиражом Патриаршее Послание. В храмах по всей стране начался сбор денег, вещей и продуктов для голодающих. 17 августа 1921 года Святейший Патриарх обратился к председателю ВЦИК Михаилу Ивановичу Калинину с сообщением о создании Всероссийского церковного комитета помощи голодающим и просьбой дать этому комитету широкие возможности для благотворительной деятельности в сотрудничестве с общественностью, входящей в Помгол [3] . Калинин положительно отозвался о создании церковного комитета, однако другие советские руководители были против участия Церкви в помощи голодающим. Так, в то время Дзержинский писал: «Официальные или полуофициальные сношения с попами – недопустимы. Наша ставка на коммунизм, а не на религию» [4] . Кроме того, 27 августа 1921 года Помгол, созданный общественностью, был распущен, а его руководители сосланы. В начале декабря 1921 года Церковный комитет помощи голодающим получил официальное разрешение на сбор средств. К февралю 1922 года Церковь собрала для голодающих 9 миллионов рублей, не считая ювелирных изделий и продовольствия. 16 февраля 1922 года ВЦИК принял декрет «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим»: «Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все средства страны, могущие послужить средством спасения погибающего от голода населения Поволжья и для обсеменения его полей». В течение месячного срока местным советам предписывалось изъять из церковных имуществ все драгоценные предметы, «изъятие которых не может существенно затронуть интересы самого культа». Забегая вперед, необходимо отметить, что на практике последняя оговорка далеко не всегда исполнялась. Этот декрет был издан 23 февраля [5] и вызвал у священноначалия и всех людей церковных недоумение. 28 февраля святитель Тихон обратился к духовенству и пастве по поводу этого декрета ВЦИК. В Послании Святейший Владыка напомнил о том, что с начала голода Церковь делала все возможное для помощи страдающим от голода, рассказал о деятельности Всероссийского церковного комитета помощи голодающим, о взаимодействии по этому вопросу с советской властью. Особое внимание Предстоятель уделил вопросу пожертвования церковных драгоценностей, не имеющих богослужебного употребления, на что он и дал разрешение. Далее святитель Тихон сказал о главной проблеме, которую породил декрет ВЦИК: «После резких выпадов в правительственных газетах, по отношению к духовным руководителям Церкви, 26 февраля [6] ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближняго, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею, как святотатство, мирянин отлучением от Нея, священнослужитель извержением из сана» [7] . Первосвятитель приводит здесь ссылки на 73-е Апостольское правило [8] и 10-е правило Двукратного Собора [9] . Б о льшая часть священнослужителей и мирян активно поддержали Патриарха. Видя позицию Патриарха, духовенства и верующих власти решили предварить изъятие церковных ценностей широкой агитацией. Усилия пропагандистов особого успеха не принесли, собранные на митинги рабочие нередко принимали решения против изъятия церковных ценностей. Там, где верующие хотели защитить святыни церковные, местные власти жестоко пресекали эти попытки. 15 марта в городе Шуя Владимирской губернии красноармейцы расстреляли верующих из пулемета, в результате чего четыре человека были убиты и десятки ранены. 19 марта Ленин прислал в Политбюро секретное письмо. Этот документ ярко характеризует ленинскую политику. Вот ключевые цитаты из него: «Для нас именно данный момент представляет из себя... единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей... ...Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать...» [10] ГПУ предлагало немедленно арестовать Патриарха вместе с Синодом за контрреволюционную деятельность. Арест Патриарха, по мнению ГПУ, дал бы возможность «избрать на патриарший престол и в Синод лиц, настроенных более лояльно к советской власти». Троцкий предложил отсрочить арест святителя Тихона на 10–15 дней. Немного позднее Троцкий представил Политбюро развернутый план антицерковных действий, состоявший в том, чтобы создать в Церкви раскол, использовав против «правящей части» Церкви «лояльное», «соглашательское» духовенство, с которым планировалось разобраться уже на следующем этапе. [11] «Сменовеховское духовенство надлежит рассматривать как опаснейшего врага завтрешнего дня. Но именно завтрешнего». [12] В конце марта начались аресты среди высшего духовенства. По обвинению в организации противодействия декрету об изъятии церковных ценностей были заключены в тюрьму ряд архиереев, членов Высшего церковного управления и Московского Епархиального совета. Патриарх Тихон был вызван на допрос в ОГПУ 28 марта. Святитель взял на себя всю ответственность за составление воззвания в связи с декретом и объяснил, что его послание содержало не призыв к насилию, а лишь оценку действий властей. [13] Чтобы защитить Церковь и предотвратить возможные инциденты, 9 апреля 1922 года Патриарх Тихон обратился к епископату с Посланием, в котором отметил, что при проведении изъятия ценностей в ряде случаев прихожане, «побуждаемые, несомненно, ревностью о храме Божием, но ревностью, неправильно понимаемою», активно противодействовали властям, что могло привести к кровопролитию. [14] Но власти были заинтересованы в том, чтобы использовать народные волнения как повод для гонений. Несмотря на все старания духовенства удержать верующих, происходили новые столкновения. Власти использовали для разгона верующих военных. С апреля 1922 года начались революционные трибуналы по делам, связанным с противодействием декрету об изъятии церковных ценностей. 26 апреля открылся Московский процесс против видных священников и членов приходских советов. 8 мая 1922 года 11 обвиняемых в сопротивлении изъятию церковных ценностей на Московском процессе были приговорены к расстрелу, правда, шестерых из них ВЦИК все же помиловал. Само это помилование подавалось как гуманность советской власти по отношению к «пострадавшим от «контрреволюционности» Патриарха Тихона и окружающей его «черносотенной своры»» [15] . Святейший Патриарх был помещен под домашний арест. До 19 мая он находился в московском Троицком подворье около Самотечной площади, а после – в Донском монастыре. Процессы против духовенства продолжались. В Петрограде был расстрелян митрополит Вениамин (Казанский). Официально кампания по изъятию церковных ценностей по стране была завершена 26 мая 1922 года, когда по предложению Троцкого Политбюро упразднило соответствующую комиссию, как выполнившую свою задачу. Тем не менее, в ряде регионов изъятие продолжалось, а в отдельных губерниях кампания возобновлялась в виде «доизъятия» ценностей. [16] Итоговая ведомость конфискованного церковного имущества была получена только к ноябрю 1922 года. Суммарная стоимость изъятого составила немногим более 4,5 миллионов золотых рублей. Очевидно, что изъятых церковных ценностей оказалось гораздо меньше добровольно собранных верующими средств для помощи голодающим и несопоставимо мало в сравнении с планами властей получить в результате изъятия несколько сот миллионов или даже миллиардов рублей. Большая часть изъятого у Церкви была потрачена на проведение самой кампании, на антирелигиозную агитацию, а также на содержание партийного и советского аппарата, а многое было просто разворовано. Судебный процесс против Патриарха Тихона продолжался. В это время поддерживаемые ГПУ обновленческие группы пытались захватить церковную власть. В феврале 1923 года Политбюро начало готовить суд над Патриархом Тихоном. В обвинении было четыре пункта. Святителю инкриминировались: систематическая контрреволюционная деятельность, активная борьба против проведения декрета об отделении Церкви от государства, противодействие вскрытию мощей и, что особенно важно в контексте данного доклада, противодействие изъятию церковных ценностей. На защиту русского Патриарха выступили и западные христиане, включая папу Римского. Однако, советские власти, наоборот, с 12 апреля 1923 года [17] заменили меру пресечения на тюремное заключение. Очень вероятно, что планировалось вынесение смертного приговора. Сводки ГПУ о настроениях в связи с процессом над Патриархом свидетельствовали о широком народном сочувствии к Святейшему. В среде духовенства очень жалели Предстоятеля Русской Церкви; это сочувствие можно выразить словами диакона храма Христа Спасителя Казанского, говорившего, что Патриарх «никому ничего плохого не сделал, а только идет по стопам Патриарха Гермогена» [18] . Открытому судебному процессу над святителем, по замыслу советских властей, должен был предшествовать обновленческий Собор. Послушные советской власти обновленцы, заседавшие на своем Соборе в конце апреля – начале мая 1923 года, постановили лишить святителя Тихона сана и монашества, якобы за активную контрреволюционную деятельность. Сделано это было для того, чтобы советская власть судила бы не Святейшего Патриарха, а мирянина Василия Белавина. Ни сам Патриарх, ни большая часть верующих решения обновленческого Собора не признали. Но процесс против святителя Тихона так и не состоялся. Изъятие церковных ценностей в 1922 году нанесло сильнейший удар Церкви. Тысячи храмов по всей стране были ограблены и осквернены, многие верующие подверглись репрессиям, в заключении оказалось большинство представителей высшей церковной власти. Однако главной цели эта антицерковная кампания достичь не смогла: вопреки усилиям гонителей, Русская Церковь не была уничтожена. Большинство клира и мирян самоотверженно и разумно защищали Церковь. Стойкая и мужественная позиция Патриарха Тихона дала Церкви возможность выстоять и сохранить высокий духовный авторитет в народе. [19] Тяжелейшие испытания, несомненно, сократили жизнь святителя Тихона. 7 апреля 1925 года, в возрасте 60 лет, он отошел ко Господу. Светлый образ Патриарха-Исповедника сохранялся в народной памяти. В 1989 году он был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В 1992 году состоялось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Ныне они почивают в Большом соборе Донского монастыря, и благочестивые верующие могут приходить просить молитв Святого Патриарха у престола Божия. Вспоминая о том, в какое трудное время возглавлял нашу Церковь святитель Тихон, и сопоставляя это с современными нам событиями, хочется обратиться со словами молитвы к Патриарху-Исповеднику: «Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!».
Доклад, посвященный 100-летней годовщине с начала антицерковной кампании «по изъятию церковных ценностей», был зачитан 14 апреля 2020 года на церковно-краеведческой конференции «Духовное наследие нашего края и православное краеведение», которая состоялась в Духовно-просветительском центре Искитимской епархии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. 1. Макаров В.Г., Христофоров В.С. К истории Всероссийского комитета помощи голодающим / В.Г. Макаров, В.С. Христофоров. – Текст : электронный // Новая и новейшая история. – 2006. – № 3. – URL: http://vivovoco.astronet.ru/vv/journal/newhist/pomgol.htM (дата обращения: 26 марта 2022 г.). 2. Никитин Д.Н. Изъятие церковных ценностей / Д.Н. Никитин // Православная энциклопедия. – Москва, 2009. – Т. 21. – С. 661–667. 3. Петров С.Г. Русская Православная Церковь времени патриарха Тихона / С.Г. Петров. – Новосибирск, СО РАН. – 2013. 4. Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. / Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/arhivy-kremlja-politbyuro-i-tserkov-kniga-1-1922-1925-gg/ 5. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 76. Оп. 3. Д. 196. Л. 3–3 об. Рукописный подлинник. 6. Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Г. Штриккер. – М., Пропилей. – 1995. Кн. 1. [1] Макаров В.Г., Христофоров В.С. К истории Всероссийского комитета помощи голодающим / В.Г. Макаров, В.С. Христофоров. – Текст : электронный // Новая и новейшая история. – 2006. – № 3. – URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/POMGOL.HTM (дата обращения: 26 марта 2022 г.). [2] Никитин Д.Н. Изъятие церковных ценностей / Д.Н. Никитин // Православная энциклопедия. – Москва, 2009. – Т. 21. – С. 661. [3] Там же. [4] Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 76. Оп. 3. Д. 196. Л. 3–3 об. Рукописный подлинник. [5] Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время / Г. Штриккер // Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. – М., Пропилей. – 1995. – Кн. 1. – С. 148. [6] Даты приведены по новому стилю. [7] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. / Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/arhivy-kremlja-politbyuro-i-tserkov-kniga-1-1922-1925-gg/ (дата обращения: 24 марта 2022 г.). [8] Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто да не присвоит на свое употребление. Беззаконно ибо есть. Если же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением. [9] … те, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находящихся в олтаре священных и святых сосудов или одежд, восхитят для собственной корысти, или обратят в употребление не священное, да подвергнутся совершенному извержению из своего чина. [10] Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Г. Штриккер. – М., Пропилей. – 1995. Кн. 1. – С. 153–156. [11] Никитин Д.Н. Изъятие церковных ценностей / Д.Н. Никитин // Православная энциклопедия. – Москва, 2009. – Т. 21. – С. 664. [12] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. / Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/arhivy-kremlja-politbyuro-i-tserkov-kniga-1-1922-1925-gg/ (дата обращения: 26 марта 2022 г.). [13] . Никитин Д.Н. Изъятие церковных ценностей / Д.Н. Никитин // Православная энциклопедия. – Москва, 2009. – Т. 21. – С. 665. [14] Там же. [15] Петров С.Г. Русская Православная Церковь времени патриарха Тихона / С.Г. Петров. – Новосибирск, СО РАН. – 2013. – С. 109. [16] Никитин Д.Н. Изъятие церковных ценностей / Д.Н. Никитин // Православная энциклопедия. – Москва, 2009. – Т. 21. – С. 667. [17] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. / Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/arhivy-kremlja-politbyuro-i-tserkov-kniga-1-1922-1925-gg/ (дата обращения : 27 марта 2022 г.). [18] Покровский Н.Н., Петров С.Г. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. / Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/arhivy-kremlja-politbyuro-i-tserkov-kniga-1-1922-1925-gg/ (дата обращения 28 марта 2022 г.). [19] Никитин Д.Н. Изъятие церковных ценностей / Д.Н. Никитин // Православная энциклопедия. – Москва, 2009. – Т. 21. – С. 667.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 540 |