|
||||||||||||||
Татьяна ДМИТРИЕВА. Духовное наследие храмов ПричулымьяДуховное наследие храмов Причулымья Татьяна ДМИТРИЕВА главный специалист Асиновского муниципального архива Освоение Причулымских земель началось с основания в 1604 году Томского острога. Коренное население было потеснено, получив взамен покровительство русского царя, а Россия получила возможность расширить свои границы за счёт Сибири. Поначалу русские казаки с целью обороны чулымцев и взимания с них оброка лишь объезжали в летнее время томские окрестности, или служили годовальщиками в пограничном острожке. Но плохое обеспечение хлебом, провизией вызвало у некоторых предприимчивых казаков и служилых желание совместить охрану границ уезда с земледельческим занятием. Поэтому первыми русскими поселениями на будущих асиновских просторах стали заимки казаков и служилых людей Дороховых, Ворониных, Жировых и Кусковых. Обрастая постепенно натуральным хозяйством, заимки стали первыми постоянными поселениями русских в Причулымье. Плановое заселение Сибири было разработано только в начале XIX века: проведено «освидетельствование» и межевание земель, нарезаны десятины земли близ деревни Кусковой и на заимочной пашне Ворониных. Реформаторы сознательно планировали заселение крупных селений. Таким образом возникли большие деревни Новая Кускова, ставшая селом Ново-Кусковским, и Вороно-Пашня. В дореволюционные времена православные церкви ставились не только для вознесения молитв и совершения Таинств Крещения, Венчания или Исповеди. Церкви были и «бюро ЗАГС», и отделом статистики – они вносили сведения в метрические книги о датах рождения, бракосочетания, смерти православных, подсчитывали естественное движение населения с разбивкой по возрасту, указывали причины смертей, благодаря которым можно отследить эпидемические заболевания, и так далее. В книгах показано и сословное деление общества XIX века: мещанин, государственный крестьянин, крестьянин из ссыльных, солдатская вдова, мещанская жена, потомственный почётный гражданин и так далее. Первый православный храм переселенцы возвели в 1859 году в Вороно-Пашне. Статус деревни сразу повысился до села. Назвали церковь во имя Архистратига Божия Михаила. В Асиновском архиве сохранились метрические книги Михайло-Архангельской церкви с 1866 года. Это позволяет нам узнать, что прихожанами церкви были жители села Вороно-Пашня, деревень Мало-Жирово и Феоктистовка. Служили в церкви священник Николай Моломин и пономарь Трефилий Перевозчиков. Согласно «Справочной книге по Томской епархии» за 1914 год приход церкви к отчётному году увеличился за счёт посёлков Ново-Троицкий, Новиковский, Соколинский, Ново-Покровский, Кайнары, Желанный. Кстати, Желанный через некоторое время переименовали в село Ягодное. В той же «Справочной книге» записано, что в 1909 году в деревне Мало-Жирово была построена приписная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. У нас же в архиве книги отложились за более ранний период – с 1890 года. В книгах велись только записи о рождении и крещении. В селе Ново-Кусковском церковь во имя Казанской иконы Божией Матери построили в 1862 году. Служили в церкви священник Стефан Гурьев, исправлял должность дьяка Андрей Добромыслов. В церковь приходили жители села Ново-Кусково, деревень Кусковой (позднее Старо-Кусково) и Митрофановки. В 1896 году к ним присоединились жители посёлка Ксеньевский, а митрофановцы отстроили в начале следующего века собственную церковь.
Две церкви – Михайло-Архангельская и Богородице-Казанская – обслуживали территорию Новокусковской волости практически до конца XIX века. Не только жители окрестных деревень приобщались Святых Тайн, в метрических книгах записаны и приезжие дворяне, и томские мещане, казаки, переселенцы, и даже инородцы, принявшие православие. Для детей священников или других служащих церкви в восприемники или поручители приглашались коллеги из других приходов или епархий. Церкви в Причулымье строились деревянные, однопрестольные. Под пахоту и сенокосы им нарезали лесные и земельные наделы. При некоторых церквях открывали церковно-приходские школы. Появлялись новые поселения – возводились новые церкви. В селе Казанском церковь во имя зачатия Святой Анны поставили в 1899 году. Сюда шли жители села Казанского, засёлков Ивано-Богословского, Чесноковского, Челбаковского, Сухореченского, Березовского и других. Согласно сохранившей метрической книге за 1902 год на священническом месте служил Стефан Смыльский. Самым большим приходом со временем стал Митрофановский. Церковь, построенная в 1905 году, носила имя Святого Митрофания Воронежского Чудотворца. В «Справочной книге по Томской епархии» за 1914 год сообщается, что прихожан в ней насчитывалось обоих полов 4507 душ. Приход составляли село Митрофановское, посёлки Новониколаевский, Михайловка, Караколь, Дудкин, Ильинский, Минаевский, ещё почти десяток посёлков и хутор Аникино, давший по неуточнённым сведениям начало селу Филимоновка. Кроме того, в ней «помазанием святым миро присоединяли к православной греко-российской церкви» крестьян, состоявших в «старообрядчестве стариковского согласия». Из метрической книги 1909 года мы узнали, что рукоположен в священники Митрофановской церкви был Николай Чемоданов, ему помогал церковник Андрей Остащенко. Интересна история Больше-Дороховской церкви, построенной в 1893 году и названной во имя Святого Пророка Илии. До октября 1913 года церковь относилась к благочинию Мариинского уезда, а затем, вероятно, произошла реорганизация округов епархии, изменились номера благочиний, в результате чего Пророко-Ильинская церковь вошла в состав церквей Новокусковской волости. Приход составили село Больше-Дорохово, деревни Воронино-Яя, Феоктистова и Тихомирова. На священническом месте был рукоположен иеромонах Авраам. Начиная с 1911 года, жители Новониколаевки обращались в переселенческое управление с просьбой о постройке церкви и церковно-приходской школы. Решение вопроса затянулось на несколько лет, и хотя необходимая денежная ссуда была получена лишь в 1914 году, здание церкви все же было построено. Разразившаяся Первая мировая война, а затем революция 1917 года помешали официальному утверждению церковного причта в посёлке Новониколаевском. Возможно, службы в церкви велись, но приезжими священниками из ближайших церквей. Каких-либо документов о деятельности этой церкви в архивах нет. Для людей, интересующихся историей города, историей своего рода, метрические книги церквей являются большим достоянием. Несмотря на однообразие сведений, вписанных в книги, они, тем не менее, дают нам огромную информацию. Например, для уточнения года основания города Асино, или, вернее, для привязки к определённой дате, воспользовались сведениями метрической книги Богородице-Казанской церкви села Ново-Кусково о рождении на новом месте жительства первого ребёнка у переселенцев Верёвкиных. Люди любознательные помнят, что первым названием нашего города было засёлок Верёвки. Из метрических книг 1894 года мы узнали, что раньше Новокусковская волость входила в состав Ишимской волости, а с середины 1894 стала самостоятельной единицей. В первых церковных книгах указывались губернии, к которым были приписаны пришлые крестьяне. В первые месяцы пребывания в Сибири они ещё не считались жителями местных поселений. Собирая сведения о первом враче переселенческого пункта Лампсакове Николае Александровиче, основавшем в 1903 году первую больницу в Новокусковской волости, из церковной книги мы узнали, что Лампсаков был потомственным Почётным гражданином. Венчался он с дочерью Ташкентского коллежского асессора Архангельской Еленой Дмитриевной. Узнали, что в семье воспитывался приёмный сын, ставший в дальнейшем ветераном 370-й стрелковой дивизии, сформированной в городе Асино. Интересными считаем генеалогические исследования. Благодаря одному из них нам удалось установить принадлежность родственников заявителя к римско-католической конфессии, что позволило им подтвердить польские корни рода. Мне остаётся добавить, что церкви, о которых было рассказано, в настоящее время не существуют. Но ценой невероятных усилий в 70-х годах прошлого столетия была построена церковь в Асино, а новое тысячелетие ознаменовано возведением церквей в селах Ново-Кусково и Новониколаевка. История Храма Покрова Божией Матери города Асино
Историю Свято-Покровского прихода города Асино можно вести с 1974 года. Поначалу община не имела собственных богослужебных помещений, и духовное окормление производилось томскими священниками, люди ездили на богослужения в Томск. К 1974 году были зарегистрированы множественные обращения в местные органы власти с просьбами разрешить общине начало строительства православного храма. Религиозные службы все стали совершаться в доме прихожанке Марии Гелёвой, подаренном общине в 1974 году. В праздничные дни дом не вмещал всех прихожан. От тесноты и нехватки воздуха люди падали в обморок. В июне 1977 года община православной церкви была наконец зарегистрирована органами власти. Для координации деятельности общины 15 августа 1977 года был избран церковный Совет из трех человек и ревизионная комиссия. В церковный совет вошли: Лялина Анна Степановна – староста, Мещеряков Платон Семенович – заместитель старосты и Ляпунова Капиталина Александровна – казначей общины. Из города Колпашево были присланы священник Иван Прокопьевич Кизюн и дьякон Владимир Васильевич Семенов. В ноябре 1977 года церковный Совет направил письмо с просьбой разрешить строительство церкви Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР Куроедову Б.А. Копии также получили председатель Томского Облсовета Лукьяненок Н.В., уполномоченный Совета по делам религий по Томской области Добрынин Г.П., архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). В письме церковный Совет описал ситуацию и просил Куроедова «войти с представлением в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, чтобы было разрешено построить силами и средствами верующих молитвенное здание в городе Асине. Очевидно, что и в Асиновский горисполком поступали письма с подобными просьбами, так как в документах комиссии по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах имеется письмо от 28 июня 1978 года уполномоченного Совета по делам религий по Томской области Добрынина Г.П., адресованное председателю Асиновского ГИК Каратаеву А.И., где говорится следующее: «В Асиновский горисполком в течение года поступило два заявления от исполнительного органа общины Покровской церкви с просьбой о разрешении на расширение культового здания. Как известно, вышестоящие инстанции, идя навстречу верующим, дали принципиальное согласие на реконструкцию здания. Поэтому желательно в ближайшие дни оформить соответствующий документ, разрешающий пристройку комнаты для алтаря (около 30 кв. метров) и подведение нескольких (6-8) рядов бревен под здание, чтобы поднять потолок и тем самым создать элементарные условия для совершения богослужений»». Скорее всего, церковный Совет так и не узнал о существовании этих рекомендаций, так как в течение всего 1978 года они писали заявления в Асиновский горисполком, спрашивая разрешения на расширение молитвенного дома и увеличение прилегающей площади для подсобных помещений. В «Отчете о работе комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах» за 1978 год заместитель председателя ГИК В.И. Богатырев писал: «Церковный Совет обращался в исполком горсовета с заявлением о реконструкции и расширении молитвенного дома, о перестройке его в церковь, а также строительстве просвирни, крестильни, прачечной, конторы и сторожки. Члены комиссии совместно с соответствующими органами изучили этот вопрос, и исполком горсовета разрешил церковному Совету реконструировать существующее здание молитвенного лона, расширив его дополнительно на пять метров в длину, а также построить на отведенной территории хозяйственный склад – пристройку сторожки с отопительным узлом. Члены церковного Совета и двадцатки выразили несогласие с таким решением и стали писать письма в вышестоящие инстанции с просьбой отвести под территорию церкви дополнительно соседний земельный участок площадью шесть соток и сделать пристройку к молитвенному дому длиной в десять метров. Этот вопрос до сих пор не разрешен и церковный Совет продолжает жаловаться в вышестоящие инстанции».
Усадьба бывшего жилого дома не могла вместить в себя все необходимые подсобные помещения. Наконец, решением исполнительного комитета Асиновского горсовета № 64 от 20 февраля 1979 года разрешалось произвести пристройку к молитвенному дому и расширить земельный участок... на 2,5 метра. Заждавшиеся ответа прихожане во главе с церковным Советом, не дожидаясь проектно-сметной документации, самовольно начали строительные работы. Судя по стенограмме беседы представителя горисполкома с церковным старостой и последовавшими за этим решениями горисполкома, прихожанами под строительство был занят гораздо больший участок, чем отводилось городскими властями. Желание реконструировать церковь было настолько сильным, что церковный Совет пошел на нарушение вышеназванного решения исполкома и предписаний инспекции архитектурно-строительного контроля. Первоначальные размеры пристроек были завышены, ширина здания увеличена. В конце концов, пришли опять же к тому, от чего ушли: дальнейшее строительство было приостановлено, церковный Совет продолжил хождение по инстанциям, но теперь уже с просьбой о разрешении продолжить начатое строительство. Исполнительный комитет отклонил просьбу общины о разрешении ведения дальнейших работ по пристройке молитвенного здания в увеличенных размерах (решение исполкома № 411 от 13 ноября 1979 г.). Люди строили храм всем миром: кто-то трудился на стройке в свободное от основной работы время, прихожане, имеющие статус ветеранов ВОВ, пользовались предоставленными государством льготами и приобретали дефицитные строительные материалы, женщины и пожилые прихожане убирали строительную площадку. Дальнейшее развитие событий не нашло отражения в архивных документах, но в «Информации о религиозной обстановке в районе» от 3 декабря 1982 года говорится, что зарегистрированная община православной церкви имеет молитвенный дом. А в Протоколе собрания Покровской церкви № 1 от 11 июля 1983 года, в отчете председателя церковного Совета П.С.Мещерякова о работе за 1982 год записано: «Построена церковь. Оштукатурена, покрашена, оборудована. Построена сторожка, склад, туалет, сделана ограда, сарай для дров». Много силы умения и энергии в строительство вложил сам староста, члены двадцатки и прихожане. Был воздвигнут небольшой иконостас, потолки были подняты до уровня четырех метров с устроением куполообразной части, а на крышу храма была установлена скромная маковка, венчаемая восьмиконечным крестом.
Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон в отчете по Новосибирской епархии за 1982 год сообщал, что освятил в городе Асино Томской области храм в честь Покрова Божией Матери, строительство и отделка которого была завершена в отчетном году. Свято-Покровский храм был единственным, воздвигнутым заново на территории Томской области в послереволюционное время, а Покровский приход долгое время являлся единственной православной общиной на землях Причулымья и Зачулымья. ____________________________________ Статья составлена по материалам «Справочной книги по Томской епархии за 1914 год», метрическим книгам церквей Новокусковской волости, документам краеведческого музея. «Живоносный Источник» №4 (19) за 2021 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 675 |