|
||||||||||||||
Иеромонах Симон (ИСТЮКОВ). Краткое жизнеописание протоиерея Евгения УдинцеваПротоиерей Евгений (Удинцев Евгений Иванович) 1886 года рождения сначала окончил духовное училище, затем духовную семинарию в 1907 году и Демидовский юридический лицей в городе Ярославле в 1913 году (т.е. получил высшее юридическое образование). Прот. Евгений Удинцев
стоит слева от митрополита Варфоломея
(в облачении), из архива Е.А. Шабунина
События жизни до 1945 года Протоиерей Евгений (Удинцев Евгений Иванович) 1886 года рождения сначала окончил духовное училище, затем духовную семинарию в 1907 году и Демидовский юридический лицей в городе Ярославле в 1913 году (т.е. получил высшее юридическое образование) 1 . В 1914 году он был посвящен в сан священника и служил священником до 1937 года (по данным уполномоченного) 2 . О довоенном периоде священнического служения отца Евгения известно, что он в 1919-1935 годы служил в Вознесенской кладбищенской церкви города Томска 3 . С 1922 года был активным участником «обновленческого» раскола, членом «обновленческого» Высшего Сибирского церковного управления 4 , членом экзаменационной комиссии по проверке знаний кандидатов в священство при Томском духовном управлении (обновленцев) 5 . В 1925 году община Вознесенкой церкви города Томска перешла в каноническую («тихоновскую») Церковь 6 . В 1927 году он упоминается как свидетель по делу К. Калугиной и Ф. Просандеева (собиравших в Томске деньги на ссыльное духовенство) 7 , в 1928 году – как казначей епархиального церковного совета 8 , в 1929-1930 – как свидетель по делам репрессированных томских священников протоиерея Иоанна Беневоленского 9 и Александра Артоболевского 10 . В 1938-41 годы отец Евгений служил кассиром в конторе «Главхимпром», в 1941-43 годы – помощником управляющего жилищного хозяйства ТЭЦ, в январе 1945 года перешел на церковную службу 11 . Священник Успенской церкви (с января 1945 года до 4-го кв. 1946 года) Деятельность отца Евгения за период 1945-1946 годов характеризует только один отзыв уполномоченного: «священник Успенской церкви Удинцев скромный выдержанный человек, окончил в свое время юридический лицей, развитый, патриотически настроен» 12 . Кроме того, как и все священники в то время, отец Евгений вынужден был подавать жалобы на переобложение налогами. Такую жалобу он подал уполномоченному в мае 1946 года вместе с настоятелем Успенской церкви протоиереем Николаем Сырневым и псаломщиком Лукиным 13 . Священники послевоенного времени понесли большие труды по совершению богослужений и треб (на огромный город было всего два храма). Так, например, за 1946 год двумя (возможно, тремя) священниками Успенской церкви было совершено 964 крещения, 55 венчаний, 1152 отпеваний (в основном, заочных) 14 . Настоятельство в Вознесенской церкви города Новосибирска (4-й кв. 1946 – 3-й кв. 1947) В сентябре 1946 года назначен настоятелем Вознесенской церкви вместо настоятеля отца Василия Озерова. Прежний настоятель был освобожден архиереем от должности как «не энергичный и не справляющийся с обязанностями настоятель» 15 . На новом послушании отец Евгений пробыл около года. Сохранились сведения о его общении с уполномоченным: «Настоятели Вознесенской и Успенской церкви Удинцев и Сырнев вызывались мною для беседы по налоговым вопросам… В другие посещения Удинцев и Сырнев по своей инициативе информировали о своей патриотической деятельности и духовенства и по др. вопросам жизни церкви» 16 и о том, что он обращался к верующим с проповедями патриотического характера 17 . Больше информации сохранилось об обстоятельствах смещения отца Евгения с настоятельской должности и его переводе на настоятельство в Успенскую церковь.
Прот. Евгений Удинцев 3-й справа в первом ряду, из архива Е.А. Шабунина
Но далее уполномоченный поясняет, что отсутствие финансового контроля было только официальной причиной перевода отца Евгения. На настоятеля церкви отца Евгения и псаломщика Огнева пало подозрение в авторстве анонимки с критикой архиепископа. После этого «…секретарь Архиепископа Вольяников начал расследование, сличал анонимку с почерками духовенства, вызвал к себе Удинцева и Огнева учинил им пристрастный допрос, угрожал им, особенно Удинцеву, что во время поездки в Москву он даст почерки Удинцева, Огнева и анонимку для экспертизы в Институт криминалистики и обязательно установит кто написал анонимку... Вслед за этим последовало увольнение псаломщика Огнева и назначение ревизии хозяйственной деятельности по постройке правого придела Вознесенской церкви, по результатам которой Удинцев был освобожден от обязанностей настоятеля Вознесенской церкви с переводом на меньший приход в Успенскую церковь, хотя контроль за постройкой придела по поручению Архиепископа осуществлял сам Вольяников» 20 . Вследствие этих событий отец Евгений был недоволен владыкой Варфоломеем настолько, что заявил уполномоченному в августе 1947 года «…во время беседы по другим вопросам, что хотя писал анонимку не он, но с содержанием ее он полностью согласен» 21 . Хотя, справедливости ради, следует отметить, что по поводу описанных событий другая точка зрения нам неизвестна. В дневнике митрополита Варфоломея (1942-1947 гг.) 22 отец Евгений не упоминается. Настоятельство в Успенской кладбищенской церкви города Новосибирска (с августа 1947 года) На посту настоятеля Успенской церкви протоиерей Евгений Удинцев, как и другие священнослужители, по-прежнему терпел притеснения от налоговых органов. Так, например, в начале 1948 года он подал жалобу уполномоченному на то, что райфинотдел не возвратил ему 15712 рублей, переплаченные им при выплате налога за 1945-46 годы 23 . При содействии уполномоченного переплата была зачтена. Через год, в 1-м квартале 1949 года отцу Евгению пришлось также подавать жалобы по налоговому вопросу в горфо и в Министерство финансов РСФСР по поводу завышенного определения местными финорганами подоходного налога 24 . Были случаи, когда после обращения клириков Министерство финансов РСФСР пересчитывало начисленный налог, но в этот раз оно в удовлетворении ходатайства отказало 25 . Еще одна жалоба отца Евгения в Министерство финансов была подана в 1951 году 26 . Особенно одобрительно уполномоченный отзывался в своих отчетах о священниках, произносивших патриотические проповеди (видимо, другие темы ему были непонятны). В отчете за 1-й квартал 1947 года он сообщал: «1 января настоятель Успенской церкви Удинцев, а 2 января священник той же церкви Сырнев, поздравляя с Новым годом, призывали верующих к самоотверженному труду на благо Родины, говорили о значении труда для счастливой и богоугодной жизни человека. В проповеди 7 января (Рождество) Удинцев, рассказывая о празднике, говорил против поджигателей войны, и о том, что наша страна служит маяком борьбы за мир, властно подняв свой голос за мирное сотрудничество. 20/II – тот же Удинцев читал проповедь о дне Советской Армии» 27 . В 1949 году на страницах «Журнала Московской Патриархии» появилась небольшая заметка отца Евгения Удинцева об архиерейской хиротонии секретаря епархии архимандрита Никандра (Вольянникова) в епископа Бийского, викария Новосибирского митрополита 28 . В 3-м квартале 1949 года отец Евгений жаловался уполномоченному на то, что его сыну – врачу больницы и научному работнику медицинского института, райком ВКП(б) отказал в приеме в вечерний университет марксизма-ленинизма, несмотря на большое желание сына получить «политическое образование», при чем якобы мотивирован был отказ тем, что он сын священника. Сын отца Евгения по этому же вопросу сам посетил уполномоченного и даже секретаря обкома ВКП(б) по пропаганде Е.И. Песикину 29 . О том, увенчалось ли ходатайство успехом и зачем нужно было сыну священника «политическое образование», сведений не имеется. В 4-м квартале 1949 года по предложению митрополита Варфоломея уполномоченный дал согласие на выведение из церковного совета Успенской церкви зам. церковного старосты Телеповой. Как объясняет уполномоченный, «…епископ Никандр информировал меня, что избранная в августе с.г. членом церковного Совета – заместителем церковного старосты Успенской церкви г. Новосибирска и мною зарегистрированная гражданка Телепова, как оказалось, является домашней работницей настоятеля церкви Удинцева, который выдвинул ее в церковный совет, чтобы не платить ей как домработнице и иметь своего человека в церковном совете» 30 . Мотивы такой кадровой политики отца Евгения можно понять, если принять во внимание налоговый гнет на духовенство и то, что руководил церковным хозяйством в то время не настоятель, прихода а церковный совет. В середине декабря 1949 года митрополит Варфоломей предпринял попытку ограничить настоятельскую власть отца Евгения, назначив епископа Никандра почетным настоятелем Успенской церкви. Уполномоченный приводит официальную и неофициальную версии этого назначения: «Официально это мотивируется тем, что каждый епископ должен иметь свою церковь, что в Успенской церкви много непорядков, духовенство – настоятель Удинцев и священник Сырнев служат понедельно и настоятель бывает в церкви только в свою неделю. На самом деле митрополит Варфоломей считает духовенство Успенской церкви слишком современным и ленивым, недоволен, что духовенство редко обращается к верующим с проповедями, церковные службы заканчивает очень быстро, что настоятель Удинцев бывает в церкви только на той неделе, когда его очередь служить. По его мнению, все это отталкивает верующих от Успенской церкви… Я, сославшись на то, что института почетных настоятелей не существует, о нем нигде ничего не говорится, рекомендовал временно до выяснения мною этого вопроса исполнение распоряжения митрополита приостановить» 31 . Через некоторое время (в 1952 году) епископ Никандр был переведен на Омскую кафедру. В отчете за 1-й квартал 1952 года уполномоченный сообщает, что с началом Великого поста митрополит обязал каждого священника Новосибирских церквей произносить проповеди в соборе, требуя представления конспекта для просмотра. «Так, настоятелю Успенской церкви Удинцеву, не приготовившему своевременно конспекта проповеди, объявил выговор… несмотря даже на объяснения Удинцева, что конспект не был представлен только потому, что Удинцев был болен, не отменил своего решения и от наказания не освободил» 32 . Это последнее упоминание об отце Евгении в дошедших до нас отчетах новосибирского уполномоченного. Известно, что в 1954 года отец Евгений обращался в Краснодарское епархиальное управление по вопросу выплаты установленной пенсии. При этом он проживал в городе Краснодаре, числился заштатным протоиереем Новосибирской епархии 33 . Сведения об обстоятельствах ухода протоиерея Евгения Удинцева за штат и его дальнейшей судьбе еще предстоит установить. 1 Отчет уполномоченного Совета по делам РПЦ по Новосибирской области о состоянии и деятельности Русской Православной Церкви в Новосибирской области и г. Новосибирске за 4-й квартал 1947г. (далее кратко ОУ за 4-й квартал 1947г.). Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 27. Л. 1-147. 2 ОУ за 4-й квартал 1947г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 27. Л. 1-147. 3 Вознесенская церковь // Сайт мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» г. Томск. URL: http://nkvd.tomsk.ru/projects/ruinedtemplesoftomsk/voznesenskaya/ (дата обращения: 14.11.2019) 4Бочкарев Виталий, прот. "По характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает". http://www.orthedu.ru/nskeparh/mitr_varfolom/v-bochkarev.htm (дата обращения: 14.11.2019) 5 Сибирская Церковь. 1922. №2. С. 17. 6 Вознесенская церковь // Сайт мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» г. Томск. URL: http://nkvd.tomsk.ru/projects/ruinedtemplesoftomsk/voznesenskaya/ (дата обращения: 14.11.2019) 7 М.В. Фаст, Н.П. Фаст Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области. http://narymskaya-golgofa.blogspot.com/2014/06/2.html (дата обращения: 17.11.2019) 8 Советская Сибирь. 1928. №135 (от 13.06.1928). С. 3. 9 Беневоленский Иван Алексеевич // Сайт мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» г. Томск. URL: http://nkvd.tomsk.ru/researches/passional/benevolenskij-ivan-alekseevich/ (дата обращения: 14.11.2019) 10 Артоболевский Александр Иванович // Сайт мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» г. Томск. URL: http://nkvd.tomsk.ru/researches/passional/artobolevskij-aleksandr-ivanovich/ (дата обращения: 14.11.2019) 11 ОУ за 4-й квартал 1947г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 27. Л. 1-147. 12 ОУ за 1-й квартал 1946г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 19. Л. 1-33. 13 ОУ за 2-й квартал 1946г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 19. Л. 1-33. 14 ОУ за 4-й квартал 1946 г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 23. Л. 1-107. 15 ОУ за 3-й квартал 1947г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 23. Л. 1-107. 16 ОУ за 4-й квартал 1946г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 23. Л. 1-107. 17 ОУ за 1-й квартал 1947г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 23. Л. 1-107. 18 ОУ за 3-й квартал 1947г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 23. Л. 1-107. 19 ОУ за 3-й квартал 1947г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 23. Л. 1-107 20 ОУ за 3-й квартал 1947г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 23. Л. 1-107. 21 ОУ за 3-й квартал 1947г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 23. Л. 1-107 22 https://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duhovnogo-nasledija-mitropolita-novosibirskogo-i-barnaulskogo-varfolomeja-dnevnik-stati-poslanija/#0_2 (дата обращения: 14.11.2019) 23 ОУ за 1-й квартал 1948г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 27. Л. 1-147. 24 ОУ за 1-й квартал 1949г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 32. Л. 1-132. 25 ОУ за 2-й квартал 1949г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 32. Л. 1-132. 26 ОУ за 4-й квартал 1951г. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-99. 27 ОУ за 1-й квартал 1949г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 32. Л. 1-132. 28Удинцев Евгений, прот. Церковное торжество в Сибири. ЖМП. 1949. №5. 29 ОУ за 3-й квартал 1949г. ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 32. Л. 1-132. 30 ОУ за 4-й квартал 1949г. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 36. Л. 1-87. 31 ОУ за 4-й квартал 1949г. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 36. Л. 1-87. 32 ОУ за 1-й квартал 1952г. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-99. 33 Письмо секретаря Краснодарского епарх. управления в Новосибирское епарх. управление №7385 от 05.10.1954 // Архив Новосибирской епархии.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1219 |