|
||||||||||||||
Сергей ЕРЕМЕЕВ. История и судьба храмового наследия Новосибирска в ХХ векеСергей ЕРЕМЕЕВ магистрант Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Руководитель Валерий ЗАЛЕСОВ Доцент Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Утрата "лика" городов Руси Ни для кого не является секретом, что XX век был ознаменован антирелигиозной идеологией, что привело ко многим тяжким последствиям. Одно из таких последствий затрагивает не только нравственно-духовный, но и сугубо архитектурный аспект проблемы. Это - массовое разрушение объектов культового зодчества: соборов, храмов и церквей. Больших и малых. В городах и в деревнях. Полное разрушение или же приспособление под другие нужды. В результате Русь утратила свой лик. Ведь именно храмы - "лицо" города, его "визитная карточка". Храмы - то, на что первым падает взор гостя или постоянного жителя. В строительство храмов вкладывался максимум мастерства зодчих и усилий рабочих, вкладывалась сама душа русского народа. Храмы встречали путника издалека, приплывал ли он по реке, или же приезжал по дороге. Ничто не порождало в сердце простого человека такой любви и радости, как храм, сверкающий на солнце своими куполами и крестами, поражающий воображение массивными белокаменными стенами, украшенными множеством декоративных элементов. Храм - это место утешения и надежды, приют и пристанище тех, кто попал в беду. Это очаг духовной жизни жителей города. Это голос города, звучащий колокольным звоном. Это его образ... Этот образ был уничтожен практически полностью после 1917 года. Нет такого города в России, который бы не испытал на себе мощного напора революционных масс народа, стремящихся перекроить и перестроить на абсолютно новый лад то, что создавалось веками - немногим меньше тысячи лет, с года Крещения Руси - 988-го. В результате "лица городов" померкли. В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным насчитывалось 54174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учёта военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей.В 1987 году в СССР оставалось 6893 действующих православных храма и 15 монастырей, что составляет лишь 12% от первоначального числа. Новониколаевск - не исключение Сибирь не стала исключением. Кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа прокатилась по всем городам. Один из них - Новониколаевск (Новосибирск), возникнувший совсем недавно - в конце XIX века и лишь начавший свой путь укрепления и становления, но уже испытавший на себе страшную "чистку" и лишение самого дорого и ценного. До переименования в Новониколаевске было построено десять православных храмов, один костёл и одна мечеть. Из них только три храма – Вознесенский кафедральный собор, Александро-Невский собор в начале Красного проспекта и Покровская церковь, находящаяся за кинотеатром им. Маяковского, дожили до наших дней. [1] С 1926 г. город переименован в Новосибирск. В течение 1930-х гг. практически все храмы Новосибирска были ликвидированы. Единственным действующим храмом города долгое время оставался деревянный Вознесенский собор. [2] Поскольку храмы являются одними из главных акцентов и доминант в городской ткани, с их уничтожением архитектурный облик города, безусловно, обеднел. Кроме того, разумеется, храмы являются точками концентрации духовной жизни города. При утрате храма исчезает и особое энергетическое место, которое может возродиться (при восстановлении храма), либо же угасает навсегда. Карта Новосибирска 1930-х гг. с указанием мест расположения храмов
Карта Новосибирска настоящего времени с указанием мест расположения храмов
Храмы, которые были разрушены, но восстановлены впоследствии (на прежнем месте, либо поблизости) 1. Собор во имя Вознесения Господня (Вознесенский собор) В 1913 г. на пересечении улиц Туруханской и Кабинетной (ныне ул. Советской) состоялась закладка церкви Вознесения Господня, которой позднее суждено было стать главным храмом Новосибирской епархии – кафедральным собором.Первоначально Вознесенская церковь была однопрестольной, деревянной, с колокольней в одной связке, крытая железом. Строилась церковь с разрешения епархиального начальства, тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм. Располагаясь на окраине города, храм являлся самым бедным из всех новониколаевских храмов.
Вознесенский собор. Фото 1950-х гг. Согласно указу Святейшего синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения. В народе бытует второе название церкви – Туруханская, по названию улицы (ныне полностью ликвидирована). [3]
Возведение каменного храма Современный вид В 1924 г., когда была образована Новониколаевская епархия, Вознесенская церковь становится кафедральным собором. В 1925 г. в нем сооружается придел во имя Николая Чудотворца. В конце 1930-х гг. собор был закрыт и приспособлен под зернохранилище, однако открыт и заново освящен в 1944 г.. В 1947 г. устроен еще один придел во имя Серафима Саровского. Далее собор многократно реконструировался, и в 1988 г. была осуществлена полная перестройка - на месте деревянного храма появился каменный. [4], [5]2. Часовня во имя Святителя Николая (часовня Николы-Чудотворца) В 1913 году благотворительным обществом "Ясли" было организовано строительство часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая в память 300-летия Дома Романовых на Николаевском (ныне Красном) проспекте. Проект был безвозмездно выполнен архитектором А.Д. Крячковым. 9 ноября 1929 года решением президиума Новосибирского крайисполкома "по просьбе трудящихся" часовню закрыли и в начале 1930-го года разобрали. Согласно революционному гимну необходимо было снести этот символ до основания, а затем построить новый храм революции - Дом Ленина. Через некоторое время на месте часовни установили памятник Комсомольцу-Молотобойцу. Затем, демонтировав Молотобойца, советская власть возвела на этом месте прижизненный памятник Сталину. Но вскоре после смерти Сталина, памятник "вождю всех народов" был демонтирован, а постамент некоторое время исполнял роль цветочной клумбы.Николаевский проспект. Фото 1920-х гг. Разрушение часовни. Весна 1930 г. Памятник молотобойцу. 1930-е гг. Памятник Сталину. 1940-е гг. Воссоздание часовни в 1993 году стало своеобразным покаянием горожан за разрушенные в советский период храмы. Однако внешний вид часовни, построенной в 1914 году, достаточно сильно отличается от облика сегодняшнего, всеми узнаваемого символа города, спроектированного архитектором Петром Александровичем Чернобровцевым. Разрушенная часовня имела другой архитектурный масштаб, соответствующий небольшому провинциальному городку. У современного объекта значительно крупнее "главка", поэтому здание видится более массивным и соответственно – величественным, не теряя при этом канонической стройности. [6] Новая часовня Николая Чудотворца. Современный вид 3. Храм во имя Успения Божией Матери (Новокладбищенская церковь) Еще осенью 1918 года на заседании общего собрания Союза приходских советов Новониколаевска обсуждался вопрос о построении храма на новом кладбище. В 1922 году на новом кладбище была построена Диомидовская часовня, в 1924 г. было принято решение о её сносе, а через год на месте часовни был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм представлял собой небольшое деревянное здание в форме креста, с куполом и колокольней, выкрашенное в голубой цвет.
Новокладбищенская церковь. 1930-е гг. В 1940-1950-е годы кладбище постепенно стало приходить в упадок. Среди захоронений разместились птичий и вещевой рынки, здесь проложили рельсы и пустили трамвай. В 1958 г. исполкомом Горсовета предполагалось перенести Успенскую церковь к въезду на Заельцовское кладбище. Это мотивировалось тем, что в 1958 г. предполагалось реконструировать ул. Гоголя: продолжить её до проспекта Дзержинского, увеличив ширину до 60 м и застроив новыми жилыми домами.В 1962 году местными властями было принято решение о ликвидации Успенской церкви. Несмотря на протесты верующих, храм закрыли и за одну ночь сломали. Вскоре было разрушено и кладбище; кресты, надгробия были собраны в одну кучу и отправлены на переработку. В июне 1968 года была проведена реконструкция территории бывшего кладбища, а в 1970-е гг. здесь открылся парк отдыха "Березовая роща". Новая Успенская церковь. Современный вид В 1995 году по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона (ныне митрополит Новосибирский и Бердский) городские власти передали недостроенное здание кафе, находившееся на территории "Березовой рощи", в ведение Новосибирской епархии. Так началось возрождение Успенской церкви. Архитектором С.А. Шандаровым был разработан проект переоборудования здания под храм. 27 июня 1999 года Преосвященнейший Сергий (Соколов), епископ Новосибирский и Бердский, совершил чин освящения храма. [7]4. Храм во имя Архистратига Михаила В селе Усть-Иня, на территории современного Новосибирска, существовал ещё один православный храм, посвящённый Архистратигу Михаилу. Он располагался совсем неподалёку от современного храма Михаила Архангела, который разместился в здании бывшего каменного здания кинотеатра "Заря", переданного Церкви в 90-е (ул. Большевистская 229). Старое село было расположено возле железной дороги на Кузбасс, примерно вокруг того места, где сейчас находится пересечение улицы Выборной с улицей Большевистской. Храм в с.Усть-Иня. 1930-е гг. До 1922 года деревня Усть-Иня не имела своего храма и входила в состав прихода Богородице-Казанского (Закаменского) храма. А в 1922 году свой храм в Усть-Ине, наконец, был построен.Храм просуществовал без закрытия 30-е и 40-е годы и даже на городских картах 1947 года ещё был помечен как культовое сооружение. Но уже в том же 1947 году храм был закрыт, а его здание было передано городскому управлению кинофикации и в нём открыли кинотеатр "Заря". Кинотеатр действовал в здании храма до 1958 года, а в 1962-м для него было построено новое каменное здание, а старое за ветхостью разобрали. На месте старого храма сейчас располагается проезжая часть Барнаульского переулка. Интересно, что в 40-е Михаило-Архангельский храм стал кинотеатром, а в 90-е уже новое здание кинотеатра стало новым храмом. [8]Храм Михаила Архангела. Современный вид Храмы, которые были разрушены и утрачены безвозвратно 1. Церковь во имя Пророка Божия Даниила (вокзальная церковь) Первой, как и следовало ожидать в посёлке, возникшем при железной дороге, была освящена вокзальная церковь. Её построили в 1898 году на пересечении улиц Вокзальной (Челюскинцев) и Межениновской (Шамшурина),и посвятили ветхозаветному пророку Даниилу. [9] Проект церкви выполнил томский архитектор К.К. Лыгин, взяв за основу один из типовых проектов. [10] Пророко-Данииловская церковь была сооружена на средства фонда имени императора Александра III из дерева со связанной колокольней и в плане имела форму креста. Церковь была двухпрестольной. Первый был освящён во имя пророка Даниила, а второй в честь Преображения Господня. В 1911 году приход Пророко-Данииловского храма состоял из более чем 6400 человек, а на его территории размещалось 7 школ (классов). [11]
Вокзальная церковь. 1915 г. Интересно, что привокзлальный храм никогда не входил в состав Новониколаевского городского благочиния, а был приписан к особому благочинию железнодорожных церквей. В начале 1920-х годов Пророко-Данииловская церковь короткое время принадлежала обновленцам, её настоятелем был активный деятель обновленчества протоиерей Николай Хрущев. В 1925 году Запсибкрайисполком вынес постановление о закрытии привокзальной церкви. Но разрушено здание церкви было в 1930-е годы, как "мешающее движению транспорта и благоустройству города". Все, что осталось от церкви, было пущено на дрова.Сейчас на месте Пророко-Данииловской церкви находится жилой дом №71 на углу улиц Ленина и Челюскинцев справа от привокзальной площади. [4] 2. Церковь во имя Воскресения Христова (Старокладбищенская церковь) В 1907 году в Новониколаевске на городском кладбище под патронажем членов церковного попечительства, существовавшего при храме Александра Невского, и на добровольные пожертвования горожан, а также при непосредственном участии протоиерея Диомида Чернявского была построена деревянная церковь Воскресения Христова. [12]Старокладбищенская церковь. 1920-е гг. Внутреннее убранство храма, как следует из рапорта настоятеля храма, было весьма скромным: голые, неоштукатуренные стены, самые дешевые иконы Суздальской работы. В 1915 году, заботами прихожан недостаток убранства был устранен и она, по свидетельству документа, имела уже вполне "благолепный вид". В 1914 году Воскресенская церковь насчитывала 2419 человек прихожан. Как и другие православные храмы, причт Воскресенской церкви занимался общественной работой. Сохранились отрывочные документы, свидетельствующие, что при церкви существовало общество трезвости, устав которого был утвержден 18 июня 1914 года. [3]В связи со значительными изменениями границ города, произошедших к концу двадцатых годов, кладбище перенесли в более удаленный район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а старокладбищенскую церковь решено было закрыть. Закрытие Воскресенской церкви формально было тщательно подготовлено целым пакетом документов: имелся "наказ избирателей", адресованный райисполкому, постановление горсовета. В редакцию газеты "Советская Сибирь", в городскую администрацию поступали письма с требованиями закрыть Кладбищенскую церковь.
После закрытия. 1930-е гг. Но, несмотря на такую тщательную подготовку властей, закрытие храма стало поводом для крупного возмущения горожан. 28 апреля 1930 г. была осуществлена процедура закрытия храма, с крупными народными беспорядками - толпа в 2 тысячи человек с самого утра не подпускала "представителей советской власти и общественности" к храму. К 8 часам вечера, при помощи усиленного наряда милиции, удалось захватить храм, сбить кресты и главный купол. Церковь была закрыта и передана дому Народного творчества.В июне 1931 года на территории бывшего кладбища открылся Центральный сад имени Сталина (ныне Центральный парк). 15 января 1952 года в помещении бывшей Воскресенской церкви разместился планетарий. В 1960 году на части кладбищенской территории был открыт театр музыкальной комедии. В 1963 году после пожара планетарий был закрыт и переведен в Геодезическую Академию, а здание церкви - разобрано. Недолгое время на месте храма находилась танцплощадка, а сейчас - один из аттракционов Центрального парка. [13]3. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (Богородице-Казанская церковь) Этот храм был освящён в том же 1907 году, что и храм Воскресения Христова. Он располагался в квартале №28 Закаменской части Новониколаевска, ограниченном улицами Сузунской (Восход), Казанской (Декабристов) и Змеиногорской (Якушева). [9] Ныне это район современной улицы Восход. Местные жители промышляли в основном сезонной работой и Закаменский район считался беднейшей частью Новониколаевска. В плане Казанский храм имел традиционную форму креста, со связанной колокольней. Это единственный храм в городе, первоначально обладавший матерчатым иконостасом (как наиболее дешёвым). [3] Казанская церковь. 1915 г. В 20-е годы храм был отдан обновленцам, а в 1939-м закрыт и разграблен. Временно приспособлен под зернохранилище. Позднее власти не нашли ничего лучше, как разместить в священном здании кинотеатр "Октябрь".В 1983 году церковь обветшала и её снесли. Теперь на её месте расположен "Бизнес-центр на Восходе". Как и во многих других местах, ничто, даже мемориальная табличка, не напоминает жителям города о том, что здесь когда-то молились Богу люди. [8] 4. Храм во имя Николая Чудотворца в военном городке (Никольский храм, Военная церковь). По другой версии - Преображенский храм
Никольская военная церковь. 1920-е гг. Строительство Военного городка началось в г. Новониколаевске в 1910 году в рамках государственной программы "обеспечения войск необходимыми для них помещениями". В восточной части города Новониколаевска выросли кирпичные казармы самого большого в Томской губернии военного городка, рассчитанного более чем на 3000 человек. На его территории первоначально разместился 41-й Сибирский стрелковый полк. 2-я Сибирская артиллерийская бригада и 1-й Сибирский артиллерийский дивизион. [14]Никольский храм новосибирского гарнизона находился на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской. [8] Полковая церковь 41-го Сибирского стрелкового полка - второй в городе кирпичный храм после собора Александра Невского. Был построен по типовому проекту военных церквей за 37 000 рублей, выделенных из казны в 1913 году. Являлась высотной доминантой для Военного городка. Была рассчитана на 600 человек. [15] Объем храма был вытянут с запада на восток благодаря увеличенной трапезной. Такой прием не находит аналогов в храмовых сооружения г. Новониколаевска (Новосибирска) и других сибирских поселений.В 30-е годы храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позже в нём размещались различные организации.
Никольская церковь накануне разрушения. 1980-е гг. Здание храма достояло почти до конца 80-х, когда по распоряжению тогдашнего военного командования было снесено танками и сожжено только ради того, чтобы избежать его возвращения Церкви. [16]Заключение. Храмы, уничтоженные в XX веке, остались на памятных страницах истории, как безмолвный урок, подтвержденный судьбой нашей страны. Этот урок был оплачен сполна. Однако вскоре наступило осознание содеянного, и уже в конце XX века началось постепенное восстановление храмов, монастырей, святых обителей. В нашем XXI веке эта тенденция укрепилась и приобрела постоянный характер. Возрождение крупнейших духовных центров России. Возвращение к истокам, к традициям предков. К чему-то самому важному, что в глубине души осознает почти каждый истинно русский человек. Утраченные объекты культового зодчества представляют большую и благодатную почву для научных исследований. Благодаря историческим данным (архивные источники, фотографии, статьи и др.) становится возможным воссоздать и проанализировать картину первоначального размещения храмов в Сибирских городах до революции. Также стоит уделить пристальное внимание архитектурным особенностям и приемам исполнения этих объектов, их стилистике и истории, наружному и внутреннему убранству, ведь каждый храм уникален по своей сути. Это летопись нашего народа, пусть и безжалостно раненная.Более того, на сегодняшний день стало возможным выполнение трехмерных виртуальных моделей любых объектов, в том числе исторических. Подобная работа может внести большой вклад вСибирское краеведение, а также с успехом использоваться как при проектировании объектов храмового зодчества (как одиночных, так и комплексов) в новых, перспективно развивающихся городских районах, так и при реставрации либо восстановлении утраченных объектов. Список литературы 1. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг. - Новосибирск, 1978. 2. Ламин В.А., Шумилов В.Н. и др. Энциклопедия "Новосибирск". - Новосибирское книжное издательство, 2003. 3. Александров Н.А., Ламин В.А. и др. История города Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. - Изд.дом "Историческое наследие Сибири" института истории СО РАН. Новосибирск, 2005. 4. Кузнецова Е.А. Виды Новосибирска в конце XIX- начале XX вв. - Изд-во Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003. 5. Портал "Образование и православие". Статья "Из деревянного - в каменный (история реконструкции Вознесенского кафедрального собора)". http://www.orthedu.ru/kraeved/6680-iz-derevyannogo-v-kamennyj-istoriya-rekonstrukcii.html6. Блог архитектора Поповского И.В. (Новосибирск). Статья "Крестоносный центр Российской державы". http://arch-i-tect.ru/krestonosnyiy-tsentr-rossiyskoy-derzhavyi/ 7. Портал "Образование и православие". Статья "Успенская церковь Новосибирска". http://www.orthedu.ru/kraeved/64-uspenskaya-cerkov-novosibirska.html 8. Портал "Православие.фм". Статья "Плачущие ангелы Новосибирска: история разрушенных храмов". https://pravoslavie.fm/articles/plachushhie-angely-novosibirska-istoriya-razrushennih-hramov/ 9. Справочник переименования улиц, переулков, площадей г. Новосибирска. - Новосибирск, 2000. 10. Новокшонов С.М. Градостроительное развитие города Ново-николаевска (Новосибирска) с 1893 по 1917 годы. (под ред. Кузнецовой Е.А.) - Новосибирск, изд. ГАУ НСО НПЦ, 2013. 11. Портал "Образование и православие". Статья "Церковь во имя пророка Божия Даниила". http://www.orthedu.ru/kraeved/361-cerkov-vo-imya-proroka-bozhiya-daniila-na-stancii.html 12. Шабунин Е.А. Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель. - Новосибирск, 2002. 13. Портал "Образование и православие". Статья "Церковь в честь Воскресения Христова на старом кладбище". http://www.orthedu.ru/kraeved/602-09.html 14. Портал "Образование и православие". Статья " Храм в военном городке". http://orthedu.ru/nskeparh/eparhia/nevostanovlen/preobrazenskaya.htm 15. Портал "Новосибирск в фотозагадках". Раздел " Храм в военном городке". http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=48616. Кузнецова Е.А. Военный городок в Новониколаевске. Первые годы истории. - Изд-во Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2004. Живоносный Источник №1 (13) 2018 год
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3362 |