|
||||||||||||||
Тимур Давлетшин. О «недостойном Отечестве» и патриотизме апостола ПавлаДорогие читатели предлагаем Вам познакомиться с ответом на статью Александра Люльки "Письмо патриотам: в защиту небесного гражданства". Последние несколько лет в церковных кругах идет полемика между сторонниками христианского патриотизма (сформулированного в «Основах социальной концепции Русского Православной Церкви, принятых на Архиерейском Соборе 2000 года) и сторонниками т.н. уранополитизма. Уранополиты (с греч. – небесные граждане) утверждают, что патриотизм находится в противоречии с христианством, т.к. у христианина одно Отечество – на небесах. Так, скандально известный руководитель организации «Божья воля», Дмитрий Цорионов (он же Энтео), также уранополит, как-то у себя на странице толкнул слоган: «Кому Родина – мать, тому Бог – не Отец».
В начале этого года полемика между уранополитами и сторонниками христианского патриотизма разгорелась на сайте Протоинфо. После статьи Владислава Турбанова «Критика жанра: радикальный уранополитизм» последовала уранополитическая статья руководителя православной миссионерской школы при Синодальном отделе Александра Люльки«Письмо патриотам: В защиту небесного гражданства». Затем была опубликована моя статья «Ответ одному уранополиту». К сожалению, объем статьи не позволил мне высказать все, что я хотел, поэтому я решил еще раз обратиться к статье Александра Люльки, чтобы прояснить один, на мой взгляд, важный момент, или даже два.
Опровергая утверждение своего оппонента, Владислава Турбанова («Можно ли представить себе грузина, который бы не любил Грузию? Конечно нет!»), А. Люлька заявил: «Обычно для опровержения обобщения довольно единственного контрпримера, извольте: "… я не понимаю французов, которые умеют любить всякую Францию и всякой Франции служить… Я желаю, чтобы отчизна моя достойна была моего уважения, и Россию всякую (например, такую, в которой Градовский и Стасюлевич ограничивали бы власть министров) я могу разве по принуждению выносить…”. Это мнение православного (дай Бог каждому!) писателя и философа Константина Леонтьева, вовсе не готового любить всякую Россию».
Конечно, К. Леонтьев – православный философ. Однако я не думаю, что менее православным был, к примеру, св. Лука (Войно-Ясенецкий), который продолжал любить Отечество, даже когда оно попало под власть безбожников (изменение куда более значительное, чем ограничение власти министров). Это было выразилось не только в его служении Родине в качестве хирурга, но и в его проповедях. Его цитаты, а также цитаты св. Афанасия (Сахарова), я приводил неоднократно (см., к примеру, мою статью «Об «исчезнувшей» России. Ещё одно пояснение для уранополитов»).
Здесь же приведу свидетельство другого святого - мученикаАлександра Шмореля, казнённого нацистами: «Вы можете представить себе, как больно мне было, когда началась война с Россией — моей Родиной. Конечно, там царит большевизм, но, тем не менее, она остается моей Родиной, русские остаются моими братьями. Ничего не желал бы большего, чем если большевизм исчез бы, но, конечно, не за счет потерь таких важных областей, какие Германия завоевала до сих пор, которые, по сути, охватывают почти весь центр России. Я думаю, что как немцы, вы не думали бы иначе, если, предположим, Россия захватила бы такую же большую часть Германии, как Германия сделала это на востоке! Это же совершенно естественное чувство — преступно было бы испытывать какие-то другие чувства по отношению к своей собственной Родине. Это доказало бы лишь, что вы — человек без рода, без племени, какой-то интернациональный пловец, который стремится лишь туда, где ему лучше» (написано в тюрьмеМюнхен, 8 марта 1943 г.) [1]. Слова сии прямо против уранополитов, но сейчас для нас важно то, что мученик Александр Шморель любил Россию, несмотря на то, что она находилась под властью большевиков.
Примером любви к своему «недостойному Отечеству» (Израилю, в своем большинстве отвергшему Христа) является апостол Павел. Об этом говорил, в числе прочих апологетов патриотизма, священномученик Иоанн Восторгов: «В настоящее время все более и более научно выясняется и подтверждается тот факт, что главными виновниками и подстрекателями гонений на христиан в языческом римском государстве были не римляне, не правители римские, а именно евреи... Они же, проникнув своими темными влияниями и нечистыми путями во дворец Нерона, направили злобу и подозрительность этого жестокого императора на христиан Рима и, невзирая на защиту закона и суда кесарева, славившегося беспристрастием и справедливостью, после того как апостол Павел вполне оправдался от возводимых на него обвинений, все-таки вырвали у Нерона повеление казнить апостолов Павла и Петра. И такой-то народ все-таки любил святой апостол Павел, любил до самозабвения и полного самопожертвования!...»[2].
В этой же беседе он приводит слова апостола, свидетельствующие о его патриотизме, и противопоставляет их тем, кто, подобно нынешним уранополитам, пытался использовать послания апостола против патриотов: «Но знают ли, наконец, апостола Павла и читали ли его священные послания те, кто на него так уверенно ссылается? Если бы знали и читали, то именно в лице этого святого апостола увидели бы они образ истинного и горячего патриота! В текущие дни, по уставу церковному, возглашаются в храмах чтения из послания святого апостола к Римлянам. Вот что мы там слышим: ”Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом” (Рим. 9, 1) - так необычно, клятвой именем Христа и Духа Святого и собственной совестью, начинает апостол свою речь. В чем же он клянется? Клянется в любви, в благоговейной и воодушевленной любви к своему народу: "...великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь” (Рим. 9, 2-5). "Братие! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Бозе, но не по рассуждению” (Рим. 10, 1-2). Так велика любовь святого апостола к родному по плоти и крови народу; она не менее любви Моисея, который тоже просил Бога на Синае лучше его самого истребить от земли живых, лишь бы простить грех народа и помиловать его...»
Эти же слова апостола из Рим. 9, 2-5 привел и Владислав Турбанов, на что Александр Люлька отпарировал: «По мнению В. Турбанова эти слова должны звучать для уранополитов «обличающе», что ж, каждый может проверить, насколько это серьёзно…
Обычное понимание этого отрывка такое, что Ап. Павел страдает за неверствие Израильтян по причине их родства, близости ему по крови. Тем подводится как будто оправдание национализму, дескать, в первую очередь надо заботится о ближних по крови, о собственной нации. "При прочих равных", добавляют, чтобы не раздражать русскую совесть.
Толкования этого места Свт. Иоанном Златоустом в Беседе XVI
"2. Что же это, спросишь. Если (Павел) хотел быть отлученным для того, чтобы уверовали другие, то ему надлежало о том же молиться и за язычников, а если он молится только об иудеях, то показывает, что желал отлучения не ради Христа, а ради сродства с иудеями. И, конечно, если бы молился об одних только язычниках, то это не было бы так явно, а так как молится об одних иудеях, то ясно показывает, что заботится об этом для славы Христа.
Знаю, что слова мои кажутся для вас странными, но если вы не будете производить шума, то я тотчас постараюсь объяснить их. Не без причины сказал (апостол) то, что сказал, но на том основании, что все, порицая Бога, говорили, что изгнаны и лишены чести те, которые удостоились именоваться сынами Божиими, приняли закон, познали Бога прежде всех народов, пользовались особенною славою, служили Богу прежде всей вселенной, получили обетования, были отцами своих колен и, что всего важнее, стали праотцами Самого Христа (это и значат слова: от нихже Христос по плоти) и что, вместо них, введены люди из язычников, никогда не знавшие Бога. Так как, говоря это, они хулили Бога, то Павел, слыша это, терзался, скорбел о славе Божией и желал быть отлученным, если это было возможно, под тем условием, чтобы спаслись иудеи, — чтобы такое богохульство прекратилось и не казалось бы, что Бог обманул их прародителей, которым обещал дары. (Павел желал быть отлученным), чтобы ты понял, сколько его сокрушало мнение, будто осталось без исполнения обетование Божие, данное Аврааму: тебе дам землю сию и семени твоему (Быт. 12, 7). После же этих слов (апостол) присовокупил: не такоже, яко отпаде слово Божие (Рим. 9, 6). Здесь он показывает, что готов все это претерпеть за слово Божие, то есть за обетование, данное Аврааму."
Короче говоря, Св. Апостол Павел особо терзался о евреях вовсе не потому, что они были ему ближе "по крови", а потому, что на Бога некоторые возводили хулы из-за поведения евреев! От очередного "оправдания" национализма остался пшик при первом же столкновении со Священным Божественным Преданием!».
Так уж и пшик? Кстати, речь у нас идет здесь не о национализме, а о патриотизме. Я не смею возражать тому утверждению св. Иоанна Златоуста, что ап. Павел терзался из-за того, что «некоторые возводили хулы из-за поведения евреев», но и любовь апостола к своему еврейскому народу тоже не следует отрицать. Это совершенно очевидно из текста, даже без всяких толкований, но раз уж нужны святоотеческие толкования, то извольте:
Толкование блаж. Феофилакта Болгарского: «Словами за братьев моих, родных мне по плоти указывает на самую нежную и пламенную любовь свою к иудеям». Собственно, Владислав Турбанов в своей статье дал ссылку на него, хотя и не стал цитировать. А. Люлька, однако, это проигнорировал, решив, что раз у Златоуста – другое толкование, то блаж. Феофилакт – не в счет. Но есть и другие авторитетные толкователи.
Толкование блаж. Феодорита Кирского: «Молил бых ся бо сам аз отлучен быти (άυάθεµα είυαι) от Христа, по братии моей, сродницех моих по плоти. Слово «анафема» имеет двоякий смысл. Ибо и посвящаемое Богу именуется: «анафема», и чуждое сего имеет то же наименование. И второму значению научил нас божественный Апостол в Послании к Коринфянам: Аще кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет проклят (άυάθεµα) (1 Кор. 16:22). А первому научают нас и общий обычай (потому что мы приносимое Богу называем άυαθήµατα), и Сам Бог всяческих, повелев, чтобы Иерихон стал град проклят (άυάθεµα) (Нав. 6:16). Здесь блаженный Павел употребил слово во втором значении, давая знать, какое благорасположение имеет он к соплеменникам. И не сказал: «Хотел бы», но: Молил бых ся быть отчужденным от Христа, чтобы сродники мои по плоти, став к Нему близкими, пожали плод спасения. Весьма же кстати внес и сие: сам аз, напоминая сказанное уже о любви ко Христу и как бы так говоря: «Я, которого ни жизнь, ни смерть, ни настоящая, ни грядущая, ни ина кая тварь не возмогут разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, весьма охотно разлучился бы со Христом ради спасения иудеев». Явно же, что не предпочитал их Спасителю, а, изъявляя только любовь и приверженность свою к ним, сказал он это, желая увидеть, чтобы все покорились и охотно приняли спасительную проповедь».
Толкование святителя Фотия: «Ибо не противно любить Христа так, чтобы ни по причине мук, ни по причине предлагаемых благ не отступать от любви к Нему и любить ближних так, чтобы спасение их почитать равным собственному своему спасению, и даже большим его. Это не противоположно, а очень согласно между собою. Ибо любящий брата своего любит и Господа, и наоборот (см.: 1 Ин. 4, 20 — 21). О сем разумеют ecu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35), — говорит Господь. И сам Павел пишет в другом месте: исполнение закона любы есть (ср.: 13, 10). И опять Господь говорит о любви к Богу и ближнему: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Мф. 22, 40), показывая, что любовь есть глава и источник всех дел любительных — и к Богу, и к ближнему — совместно»[3]. Здесь, как видим, любовь к сродникам по плоти приравнивается к любви к ближнему.
Замечательно, что более поздний, близкий к нам толкователь св. Феофан Затворник, который опирается на Св. Отцов, и в первую очередь на Златоуста, в своем толковании сего места склоняется на сторону «патриотического» толкования: «а) Удостоверение святого Павла в чрезмерной любви своей к народу своему (9, 1 - 5) ...Прямо за сим следует выражение великой скорби Апостола и непрестающей болезни сердца его об отвержении иудеев из благодатного Царства за неверие их в обетованного и уже явившегося Спасителя, чем выражалась великая его любовь к братьям. Почему можно полагать, что прямо в этой любви удостоверяет он. Удостоверение в любви такой шло к лицу апостола Павла: ибо иудеи думали, что он разлюбил их и веру их. ...Святой Павел и о спасении всех людей болел. Кто изнемогает, и не изнемогаю; кто соблазняется, и аз не разжизаюся (ср.:2 Кор. 11, 29), говорил он, - и это среди бесчисленных нужд, лишений, бед и напастей. Но конечно, о роде своем не мог он не болеть сильнее, потому что тут к благодати прилагалось и естество»[4].
Так что Владислав Турбанов (как ранее – священномученик Иоанн Восторгов) нисколько не погрешил против святоотеческой традиции, говоря о патриотизме апостола, любившего свой народ, отвергший Спасителя.
Я понимаю, что любить «недостойное Отечество», любить народ, отпавший от веры, весьма трудно. Однако Христос заповедал любить даже врагов, а наши соотечественники уж точно – не все враги нам. Очень хорошо сказал мыслитель 19-го века Иван Аксаков в статье «Против национального самоотречения и пантеистических тенденций, высказывавшихся в статьях B.C. Соловьева» (полемика с Соловьевым здесь очень напоминает полемику с уранополитами, рекомендую почитать целиком). Аксаков проводит аналогию народа с семьей и говорит: «Следует ли требовать, чтоб мы любили и служили своей семье не иначе как по предварительной справке и надлежащем рассмотрении: "достойный ли еще она предмет моей любви и служения? Верит ли и служит ли еще она, да и как, высшей истине и благу чужих семей?" -Ответ один: если -"недостойный предмет", усугуби свою любовь и напряги силы для служения, чтобы привести свою семью к истине».
1. Тюремное заключение, казнь. http://www.sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id=60:patriarch-alexij-ii-verstorben-&lang=ru
2. Священномученик Иоанн Восторгов. Поучительное слово по поводу оставления русским воинством Перемышля и Львова в 1915 году. http://www.patriotica.ru/religion/vost_patr.htm.
3. Цит. по св. Феофану Затворнику. Послание святого Апостола Павла к Римлянам http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=rimlbc#rim53».
4. Там же.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 7 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3804 |