|
||||||||||||||
Алексей ЧИСТЯКОВ. «Русская Палестина»Все то, что связано с землей, где родился и совершал Свое служение Спаситель мира, дорого и свято для каждого христианина. Иерусалим и Святая Земля незримо присутствует в жизни каждого христианина, занимают особое, исключительное место в сакральной географии всего христианского человечества. Выражением чаяний наших православных соотечественников, их устремленности к Святой Земле, где возникла Церковь Христова, является создание «Русской Палестины» как духовного, культурного, научного присутствия нашей страны. В настоящее время, к сожалению, история «Русской Палестины» малоизвестна в нашей стране, ее не изучают в школе, и даже в вузах. «Русская Палестина» - это несколько веков паломничества, переросшего в конце XIX и начале XX веков в десятки храмов, монастырей, подворий, гостиниц, школ и больниц, построенных русскими на Святой Земле (Палестина, Ливан и Сирия). Широкомасштабное строительство велось как для паломников из России, число которых достигало 15 тысяч в год, так и для местных арабов, учившихся в русских школах и лечившихся у русских врачей. Огромную роль в этом сыграли Русская Духовная Миссия (РДМ) в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО). В 1847 году император Николай I издал Высочайший указ о создании в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Первым начальником Духовной Миссии был назначен сам архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) как человек, имевший опыт пребывания и служения на Востоке, а также как «человек благодатной духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник». Вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах Феофан (Говоров), будущий епископ, затворник Вышенский, богослов, аскет, ученый, автор множества духовных сочинений, святой угодник Божий. По инициативе и при содействии первого руководителя Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия Иерусалимский Патриарх Кирилл открыл греческо-арабское училище, впервые сделав доступным для мальчиков-арабов получение духовного образования. На службе в Вифлееме. Начальник РДМ был назначен попечителем всех патриарших учебных заведений. Тот же архимандрит Порфирий способствовал созданию в Иерусалиме первой Патриаршей типографии для издания духовной литературы на арабском языке. Неустанными просветительскими трудами по праву вписали свои имена в историю Православия на Святой Земле и другие руководители РДМ: епископ Кирилл (Наумов), архимандриты Леонид (Сенцов), Антонин (Капустин), Леонид (Кавелин) и их сотрудники. Но период подлинного расцвета Русской Духовной Миссии в Иерусалиме выпадает на служение начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) - с 1865 по 1894, магистра богословия, энергичного и талантливого администратора, потрудившегося на пользу Православия в Святой Земле в течение 29 лет своей жизни. Его деятельность стала золотым веком Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Во многом благодаря его ревностным и неутомимым трудам возникло то уникальное достояние Русской Православной Церкви в Святой Земле, которое получило название «Русской Палестины». Иерей Игорь Затолокин, Н. Н. Лисовой и О. И. Фомин возле храма св. апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе. Используя свой административный талант и накопленный за предшествующие годы опыт, он развил огромную деятельность на новом посту. Секрет его успеха заключался, пожалуй, в том, что по сравнению со своими предшественниками он придал совершенно иной характер свидетельству русского православия в Палестине — характер живого и ощутимого присутствия Русской Православной Церкви в этом регионе вместе с землею, храмами, благотворительными заведениями, с людьми. Стремясь укрепить Миссию, а также помочь русским паломникам, архимандрит Антонин начал энергичную деятельность по приобретению земель в Палестине. Этими приобретениями он стремился противостоять активной миссионерской деятельности протестантов и католиков, скупавших земли и строивших на них свои учреждения. 8 мая 1882 г. было основано Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) с целью постоянного присутствия России на Святой земле, развития и упрочения духовной и материальной связи с исторической Палестиной — родиной Православия. Возглавил благотворительную организацию брат императора, великий князь Сергей Александрович, после гибели которого эстафету подхватила его супруга, великая княгиня святая преподобномученица Елизавета Федоровна (святые мощи ее покоятся под сводом Гефсиманской церкви Святой Марии Магдалины). Елизавета Федоровна 12 лет возглавляла Палестинское общество после гибели супруга. Душой и фактическим управляющим общества был русский писатель и общественный деятель, блестящий финансист Василий Николаевич Хитрово. В ИППО входила высшая знать, крупнейшие гражданские чиновники, церковные деятели и академическая элита. В 1889 управление всеми земельными участками и учреждениями было передано созданному в 1882 году Императорскому Православному Палестинскому Обществу (ИППО). Во владении Русской Духовной Миссии остались лишь Свято- Троицкий Собор и здание самой Миссии. Но ИППО оказывала огромную финансовую и иную поддержку Миссии. Многовековые связи России с древней Иерусалимской Церковью и само создание «Русской Палестины» имели главной целью поддержку Православия в Святой Земле. К моменту победы революции 1917 года и объявления религии в Стране Советов вне закона, ИППО принадлежали в Палестине, Сирии и Ливане земельные участки площадью более 270 гектаров. Благодаря деятельности ИППО России удалось сделать значительные приобретения и даже создать целую инфраструктуру, предназначенную для приёма паломников из России и других православных стран. В Хевроне, Яффе, на Елеонской горе, в Гефсимании, в Канне Галилейской были построены монастыри, подворья, церкви, скиты, школы, училища, семинарии, больницы. Первая мировая война, а затем революция в России 1917 года радикально изменили ситуацию. Связи России с Палестиной надолго были прерваны. В 1918 году оставшаяся в России часть общества переименовывается в Российское палестинское общество при Академии наук. И в этих обстоятельствах огромное значение имело то, что Русская Православная Церковь за границей смогла взять на свои плечи заботу о «Русской Палестине». Наша русская диаспора смогла сохранить духовные связи со Святой Землей, которая в этот период стала очень важным духовным центром для консолидации русской православной эмиграции. На участке Эль-Бирке в Иерихоне. о. Сергий Минин, А. Ф. Чистяков, о. Игорь Затолокин. После провозглашения еврейского государства 14 мая 1948 года Советское правительство одно из первых установило с ним дипломатические отношения. Шесть дней спустя, 20 мая 1948 г. уже был назначен «уполномоченный по делам русского имущества» на территории Израиля И. Л. Рабинович. Правительство Израиля решило «признать» все здания и земли ИППО и РДМ на его территории собственностью СССР. Члены Общества и Миссии РПЦЗ были изгнаны. Сохранились за Зарубежной Церковью только те части, которые находились в Старом Городе и Восточном Иерусалиме, присоединенных после арабо-израильской войны к Иордании. В советские времена владения «Русской Палестины» оказались разбазарены: не перешедшая под юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви часть богоугодных заведений была продана во времена Хрущева. В 1960 году израильская сторона заявила о готовности приобрести у советских властей земельные участки, включая и те, которые не были зарегистрированы как собственность СССР. Соглашение было подписано 7 октября 1964 года и 22 объекта, площадью 167 тысяч м2 за четыре с половиной миллиона долларов были проданы СССР Израилю. При этом государство Израиль выплатило Москве наличными только 1,5 миллиона, а остальные — поставкой апельсинов. С тех пор эту сделку называют «апельсиновой». Только в 1992 году Президиум Верховного Совета России восстановил историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества. Священник Игорь Затолокин, Алексей и Наталия Чистяковы. Аэропорт Бен-Гурион. О. И. Фомин и Н. Н. Лисовой расшифровывают надпись на могиле Георгия Халеби возле храма св. апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе. Перемены в России 90-х годов ХХ века, в жизни Русской Церкви дали надежду на скорое единство с Зарубежной Церковью. С падением коммунистического режима и установлением религиозной свободы в России появились предпосылки для того, чтобы начать путь к единению. Но вместо этого руководство Русской Зарубежной Церкви усилило существующее разделение, образуя параллельную иерархическую структуру и способствуя созданию своих приходов на канонической территории Московского Патриархата в России. Наиболее остро эти разногласия были ощутимы на Святой Земле. Наконец, 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. После подписания состоялось первое совместное богослужение. Был ознаменован новый рубеж. В Иерусалиме уже нельзя сказать, что здесь «белая» церковь, здесь «красная», как нам говорили ранее. Достигнуто соглашение с архиепископом Марком Берлинским, что на Елеоне будет совместно строиться центр паломничества на историческом участке, принадлежавшем Палестинскому обществу еще до революции именно совместно с Русской Православной Церкви Заграницей. Богатейшее наследие России в Святой Земле стало достоянием, доступным всей полноте Русской Церкви, и многочисленные верующие могут вместе поклоняться святым местам в Палестине.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2712 |