Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 19.06.2023 в рубрике  Живоносный Источник » Публикации ЖИ
 

БУДАНОВ Владимир Иванович, ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей. Русская философия и Православие


БУДАНОВ Владимир Иванович (27.08.1933-30.12.2017), доктор геолого-минералогических наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), член-корреспондент АН Республики Таджикистан ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей, руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие»


 
Аннотация: В данной обзоре проводится краткий анализ философских идей первоначального периода в истории русской философии (XI-XVIII вв.). Принятие христианства на Руси оказало огромное влияние на облик русской философии. На этом этапе ее пути практически совпадают с «путями русского богосло­вия», по выражению отца Георгия Флоровского. Русские философы - это, скорее, не философы в строгом смысле слова, а мыслители, мудрецы, богословы. В статье дается обзор идей русских мыслителей, подчер­кивается тесная связь русской философии с православием.

Ключевые слова: русская философия, Церковь, православие, духовность, свт. Иларион Киевский, Никифор, прп. Нестор Летописец, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Кирик Новгородец, Даниил Заточник, Карп, прп. Нил Сорский, прп. Иосиф Волоцкий.

Окончание, начало в журнале «Живоносный Источник» № 4(23) 2022 год

В XVI веке старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря игумен Филофей (1465­1542) выдвинул кардинальную державную и теократическую идею Третьего Рима, кото­рый «стоит, а четвертому не бывать». В са­мом деле, после падения Римской империи и Византии ортодоксальное христианство органично переместилось на Русь, которая, постепенно возрастая, превратилась в миро­вую православную империю. И действитель­но, несколько столетий уже показали, что в современной структуре планеты не имеет­ся столь могучих и богоизбранных этносов, которые могли бы сыграть эту роль четвер­того Рима. Как ни говорили бы недоброжела­тели в России и за рубежом о якобы равном предначертании и призвании всех государств, только Россия исторически оказала могучее объединительное и православное влияние на мировую историю, направленное на консоли­дацию народов, зачастую связанную с боль­шими жертвами для нашей хранимой Богом Родины. Старец Филофей был настолько яр­ким и глубоким писателем, что ему удалось убедить в своих концепциях даже царя Ивана Грозного.

В отличие от Филофея, преподобный Мак­сим Грек (1470-1555) уже являлся сторонни­ ком не одной кардинальной идеи, а весьма разносторонним мыслителем, который ввел в обсуждение и философский обиход десятки общественных, философских и религиозных проблематик. Наиболее глубокими из них являются рационализация веры (много позже выросшая в принципы теодицеи), одухотво­рение разума и взаимоотношения его с чув­ствами (например, в произведении «Беседа ума и души»). Это он сказал, что философия есть вещь поистине божественная...

В то же время, усилились и критические выступления против государства и Церк­ви. Царь Иван Грозный не одобрял критику порядков на Руси со стороны публициста Ивана Пересветова (XVI в.). Тем более ока­зались еретическими и богохульными идеи Феодосия Косого (XVI в.), который вполне по-исламски и по-иудаистски не признавал земного воплощения Иисуса Христа. И опять же, он был настроен против канонической службы, почитания икон, признания чуда, святости мощей. Это не мешало ему, однако, ревностно применять в жизни новозаветные заповеди Иисуса Христа. Монах Феодосий Косой не признавал Троичности Божества, его воззрения, идентичные теософии иудаи­зма и ислама, позже повторили Н. и Е. Рерихи,

считавшие Господа нашего Иисуса Христа только посланником Божьим, пророком, учи­телем человечества. Феодосий также выска­зался против церковных таинств и обрядов, против почитания святых и святынь Церкви (креста, икон, мощей), не верил в чудеса, бес­смертие и загробную жизнь. Феодосий был философским прагматиком, призывал осно­вываться только «на здравом смысле»; все это проявилось значительно позже в Европе и Новом Свете в виде протестантских и дру­гих течений христианской мысли.

Философ Юрий Крижанич (XVII век) ка­толический священник-миссионер хорват­ского происхождения, прибыл в Россию под влиянием идей Брестской унии, насажден­ной на западнорусских землях. За распро­странение своих воззрений провел в ссылке в Тобольске 16 лет, где погрузился в русский быт и культуру. Он первым поставил вопрос о создании общедоступного славяно-русско­го языка, который в будущем явится сред­ством не только сплочения разноплеменного населения Руси, но сможет сыграть роль объ­единителя славянских народов Европы (про­блематику славянства в этом смысле позже развивал академик В.И. Вернадский). В неот­четливой пока форме у Крижанича выражены мысли о цикличности развития народов и их культур, - углубленные и разработанные затем Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, Л.Н. Гумилевым, - намного раньше, чем у ев­ропейских историков О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби. Крижанич рассуждал также о мето­дах и предмете (объекте) философии, многие положения в этом смысле отвечают у него ан­тичным представлениям, но понимаются им значительно глубже.

Например, традиционно деля философию на физику и этику, он в этике выделяет уче­ние о нравственности, политику и экономию. Много позже понятие экономии как фило­софской категории было детально разработа­но так же русским православным философом отцом Сергием Булгаковым.

Протопопа Аввакума (1620-1682) скорее можно назвать публицистом, а не философом. Он дерзко выступил против реформ в Церкви и государстве при царе Алексее Михайловиче, по-простецки уговаривал его не губить род­ные патриархальные нравы, язык, церковные традиции и предания. Примирение с царем не удалось, и протопоп погиб на костре. После него осталась замечательная книга «Житие протопопа Аввакума» и другие произведения, письма из многих ссылок. Бунтарский дух Аввакума позже был унаследован многими великими писателями России. Чувствуется отчетливо след его глубокой мысли и в гораз­до позже возникшем русском космизме. Он также высказался за жизненную связь раз­умности и нравственности, конечном смысле разума и веры, синтез которых наверняка со­ставит задачу нового тысячелетия.

Одним из просвещеннейших людей насту­пившего XVIII века был Феофан Прокопович (1677? -1736), ставший советником импера­тора Петра I. Еще юношей он ушел из дома и получил на Западе отменное образование в иезуитских академиях и католических уни­верситетах, считался очень перспективным лицом для служения в Ватикане, но бежал из Рима в Россию, вернулся в православие и постригся в монахи. Он был противоречивой личностью: ратовал за сильную имперскую власть, стал организатором Святейшего Си­нода; рационалистически выступал за сво­боду науки и философии, отделяя ее от бого­словия; стал покровителем юного научного гения из простолюдинов Михайлы Ломоно­сова - и в то же время считал разум и мыш­ление религиозной, божественной особенно­стью человека; он отдавал суждения о Боге теологам, но полагал, что в основе духовной жизни стоит разум, но совершенный, боже­ственный, в обличье которого является Сам Всемогущий Бог; философские взгляды его включали положения платонизма и представ­ления, которые можно было бы даже теперь назвать современными; будучи предан боже­ственному, он полагал, что тайны Вселенной надлежит разгадывать не теологам, а ученым, а сам сформулировал некоторые важные фи­зические законы, но в теологическом контек­сте; отстаивая самостоятельность науки и философии, в практической своей деятель­ности оставлял их в одном культурном ряду с религией и теологией.

Следующий за Феофаном Прокоповичем историк и мыслитель Василий Татищев (1686-1750) является основателем такого направления мысли как философия истории. Будучи всесторонне знающим и образован­ным, он стоял в начале больших государ­ственных проектов в строительстве, образо­вании, военном деле. Замысел составления географии России, хотя и не был полностью реализован, но содержит в себе отдельный труд «Общее географическое описание всея Сибири». Анализируя отношения человече­ского общества с природной средой, глубо­ко изучая этнографию, Татищев очень близ­ко подошел к понятию этносферы, которое позже сформулировал и блестяще обосновал Л. Гумилев. Татищев также трудился в таких гуманитарных направлениях, как образова­ние, юриспруденция, политика, лингвисти­ка, этика и другие. В эпоху Петра I именно такие разносторонне подготовленные люди и были нужны России для реализации идей радикальных реформ. Главный вывод Тати­щева состоял в том, что философия и науки необходимы вере, если не отвращают людей от Бога. Он также считал очень актуальным просвещение народа.

Подлинными светочами философии рассма­триваемого периода стали М.В. Ломоносов и Г.С. Сковорода. М.В. Ломоносов (1711-1765) не создал целостной философской системы, зато развил философию науки, а поскольку он был профессионально глубоко осведомлен во многих ее дисциплинах (физике, химии, астро­номии, геологии и рудном деле, минералогии, географии и целом ряде гуманитарных наук), философская компонента познания природы и человека отчетливо проявилась во всех на­учных отраслях, в которых трудился наш на­циональный гений. Такой подход к познанию и глубокое православное отношение к творе­ниям Создателя позволило Михаилу Ломо­носову поставить главный вопрос целостного, системного познания мира. Мнения ученых разделились: одни полагают, что Ломоносов считал знание и веру родными сестрами, дру­гие считают, что именно он разделил в практи­ке познания природы и человека научные и ре­лигиозные методы. Никто не может возразить против того, что богословы и ученые имеют сравнительно независимые области исследо­вания. Но критическое отношение Ломоносова к такому размежеванию в познании мира вид­но из его высказываний против познания вели­чия Божьего циркулем и упрощения взгляда на мир ссылкой на то, что Бог так сотворил. Здесь видно, что Ломоносова тревожило именно та­кое разделение принципов постижения мира и духа, в то время как конечная цель человече­ства заключалась не только в познании тварного мира, но и в познании божественной сущно­сти творений. Ведь это сам Ломоносов полагал, что атомарная теория не в состоянии объяс­нить сущности вещей и, что самое главное, первопричины начала движения материи, т.е. Божественный творческий акт. Так что надо признать, что Ломоносов первым поставил вопрос о синтезе материальных и духовных знаний о мире и Божестве. Позже эти пред­ставления были развиты в теодицее и антро­подицее отца Павла Флоренского и в учении о доминанте академика А.А. Ухтомского.

С другой стороны, он во всем естественном склонен был искать божественный аспект: «Не токмо небеса, но и недра земные поведа­ют славу Божию». Он считал Природу Хра­мом Божеской силы и великолепия. Но этот духовный храм настоятельно требовал скру­пулезного исследования, чтобы поставить такие знания на службу человеку. В отличие от обычного пантеизма М. Ломоносов видел в творениях Божьих не просто присутствие духовного, но проявления Разума. Традици­онная православная религиозность нашего великого ученого дополнялась в нем глубо­ким пониманием единства мира и духа и тоже вполне религиозным благоговением перед Природой. Сплав его обширнейших позна­ний материального мира с глубоким религи­озным отношением к существу Природы и ее Создателя явно не походит на разделение научных и духовных принципов познания, а наоборот, свидетельствует в пользу их глу­бокого синтеза.

Григорий Сковорода (1722-1794) сочетал в себе многосторонние познавательные и просветительские способности с постоян­ной религиозной сосредоточенностью и по­груженностью в молитвенное состояние. Он окончил Киевскую Духовную академию, но отказался от духовного звания в пользу фи­лософской, исследовательской и поэтиче­ской деятельности. Итак, он по-настоящему первый на Руси философ - и глубоко рели­гиозный! Будучи свободным и самобытным мыслителем, всегда оставался религиозным философом, вдохновленным текстами Свя­щенного Писания. Отстаивал здравый ум, но не признавал мудрствования без учета Пре­мудрости Божией. Философствуя во Христе, делил мир на мир Священного Писания и ре­альный мир, первый полагал символическим и тайным, а второй - окружающим и прони­кающим в нас («мы в нем, а он в нас обитает»). Надо сказать, что это просто фантастически глубокое прозрение по поводу нашей окружа­ющей среды, которую мы и сами, в свою оче­редь, окружаем (и уничтожаем!), эта проблема даже сейчас не поставлена вообще, а акту­альность ее уже очевидна. Он создал картину мира, сотканную из противоречий, но единую в двуединстве материальности и духовности, и триединую в Божестве, и нет никакой раз­ницы в том, получил ли он такую картину рационально или путем озарения, все равно Бог дал! Называют Г. Сковороду платоником, пантеистом, но он самобытно воспринял пла­тонизм и понимал одухотворенность мира, безусловно, глубже стандартного пантеизма. Он отстаивает примат мысли перед наблю­дением: «прежде всего сыскать внутри себя искру истины Божией»). Чисто по-сократов­ски предпочитал размышления о жизненных вопросах: «Ныне же желаешь ли быть счаст­ливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару зем­ному, не броди по Иерусалимам... счастие... везде и всегда даруется». От философа, по­эта и мудреца до нас дошли божественные песни, притчи, басни, стихотворения, беседы, поучения и назидания. Его анализ священных текстов едва ли не глубже разборов Библии Филоном Александрийским. Все его произ­ведения и письма пронизаны глубокой фило­софской мыслью и одновременно христиан­ским добронравием.

На трудах М. Ломоносова и Г. Сковороды и можно закончить рассмотрение философии первоначального этапа, хотя перечень фило­софов этого периода можно было бы допол­нить именами Я.П. Козельского (1735-1800), Г.Р. Державина (1743-1816), Н.И. Новикова (1744-1818), А.Н. Радищева (1749-1802).

Я.П. Козельский полагал, что философское познание имеет общий характер, математи­ческое - вполне конкретное в применении к каждой науке, но конкретное познание и фи­лософское раскрытие истины «способствует исправлению разума» и «познанию добронра­вия». Как это звучит актуально сейчас, ког­да формируется ноосфера, сфера разума, но она, безусловно, неполна без нравственной компоненты, в конечном счете, веры. Как раз этими нравственными моментами глубоко, образно, поэтически занимался Г.Р. Державин.

Скептический взгляд на деятельность человечества и понимание непостижимо­сти Божества не составляет противоречия, а свидетельствует о необходимости соче­тать практику человечества с духовным возвышением к Божеству. Наш просвети­тель Н.И. Новиков иронически смотрел на торговлю национальными богатствами, когда за французские безделушки плати­ли железом, нефтью и прочим российским достоянием (очень похоже на современную торговлю!). Он призывал к нравственному, христианскому совершенствованию, физи­ческому совершенству и развитию ума, все эти компоненты народного бытия имели силу только в слиянии.

Наш замечательный мыслитель и писа­тель А.Н. Радищев также придавал большое значение нравственной, религиозной сторо­не познания, высоко ставил опыт, но счи­тал мысль искрой Божества. Через 200 лет после него его идею о тесной связи чело­века с Землей развил в виде учения о био­сфере В.И. Вернадский, а из представлений В.И. Вернадского о мысли, как планетном яв­лении, возникли и представления о ноосфере.

Граница со следующим, классическим эта­пом, конечно весьма условна, но, возможно, стоит ее провести по появлению абсолютно нового учения Лобачевского о неевклидовой геометрии пространства. С трудами Лоба­чевского и его гениальными научными от­крытиями совпадает и появление в русской культуре такого необычного для своего вре­мени философа, мыслителя как П.Я. Чаадаев.

«Живоносный Источник» №1 (24) за 2023 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
БУДАНОВ Владимир Иванович, ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей. Русская философия и Православие БУДАНОВ Владимир Иванович, ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей. Русская философия и Православие БУДАНОВ Владимир Иванович, ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей. Русская философия и Православие БУДАНОВ Владимир Иванович, ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей. Русская философия и Православие БУДАНОВ Владимир Иванович, ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей. Русская философия и Православие БУДАНОВ Владимир Иванович, ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей. Русская философия и Православие
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 390

Ключевые слова: «Живоносный Источник» №1 (24) за 2023 г.

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930