|
||||||||||||||
БУДАНОВ Владимир Иванович, ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей. Русская философия и ПравославиеБУДАНОВ Владимир Иванович (27.08.1933-30.12.2017), доктор геолого-минералогических наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), член-корреспондент АН Республики Таджикистан ЗАТОЛОКИН Игорь Владиславович, протоиерей, руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие» Аннотация: В данной обзоре проводится краткий анализ философских идей первоначального периода в истории русской философии (XI-XVIII вв.). Принятие христианства на Руси оказало огромное влияние на облик русской философии. На этом этапе ее пути практически совпадают с «путями русского богословия», по выражению отца Георгия Флоровского. Русские философы - это, скорее, не философы в строгом смысле слова, а мыслители, мудрецы, богословы. В статье дается обзор идей русских мыслителей, подчеркивается тесная связь русской философии с православием. Ключевые слова: русская философия, Церковь, православие, духовность, свт. Иларион Киевский, Никифор, прп. Нестор Летописец, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Кирик Новгородец, Даниил Заточник, Карп, прп. Нил Сорский, прп. Иосиф Волоцкий. Окончание, начало в журнале «Живоносный Источник» № 4(23) 2022 год В XVI веке старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря игумен Филофей (14651542) выдвинул кардинальную державную и теократическую идею Третьего Рима, который «стоит, а четвертому не бывать». В самом деле, после падения Римской империи и Византии ортодоксальное христианство органично переместилось на Русь, которая, постепенно возрастая, превратилась в мировую православную империю. И действительно, несколько столетий уже показали, что в современной структуре планеты не имеется столь могучих и богоизбранных этносов, которые могли бы сыграть эту роль четвертого Рима. Как ни говорили бы недоброжелатели в России и за рубежом о якобы равном предначертании и призвании всех государств, только Россия исторически оказала могучее объединительное и православное влияние на мировую историю, направленное на консолидацию народов, зачастую связанную с большими жертвами для нашей хранимой Богом Родины. Старец Филофей был настолько ярким и глубоким писателем, что ему удалось убедить в своих концепциях даже царя Ивана Грозного. В отличие от Филофея, преподобный Максим Грек (1470-1555) уже являлся сторонни ком не одной кардинальной идеи, а весьма разносторонним мыслителем, который ввел в обсуждение и философский обиход десятки общественных, философских и религиозных проблематик. Наиболее глубокими из них являются рационализация веры (много позже выросшая в принципы теодицеи), одухотворение разума и взаимоотношения его с чувствами (например, в произведении «Беседа ума и души»). Это он сказал, что философия есть вещь поистине божественная... В то же время, усилились и критические выступления против государства и Церкви. Царь Иван Грозный не одобрял критику порядков на Руси со стороны публициста Ивана Пересветова (XVI в.). Тем более оказались еретическими и богохульными идеи Феодосия Косого (XVI в.), который вполне по-исламски и по-иудаистски не признавал земного воплощения Иисуса Христа. И опять же, он был настроен против канонической службы, почитания икон, признания чуда, святости мощей. Это не мешало ему, однако, ревностно применять в жизни новозаветные заповеди Иисуса Христа. Монах Феодосий Косой не признавал Троичности Божества, его воззрения, идентичные теософии иудаизма и ислама, позже повторили Н. и Е. Рерихи, считавшие Господа нашего Иисуса Христа только посланником Божьим, пророком, учителем человечества. Феодосий также высказался против церковных таинств и обрядов, против почитания святых и святынь Церкви (креста, икон, мощей), не верил в чудеса, бессмертие и загробную жизнь. Феодосий был философским прагматиком, призывал основываться только «на здравом смысле»; все это проявилось значительно позже в Европе и Новом Свете в виде протестантских и других течений христианской мысли. Философ Юрий Крижанич (XVII век) католический священник-миссионер хорватского происхождения, прибыл в Россию под влиянием идей Брестской унии, насажденной на западнорусских землях. За распространение своих воззрений провел в ссылке в Тобольске 16 лет, где погрузился в русский быт и культуру. Он первым поставил вопрос о создании общедоступного славяно-русского языка, который в будущем явится средством не только сплочения разноплеменного населения Руси, но сможет сыграть роль объединителя славянских народов Европы (проблематику славянства в этом смысле позже развивал академик В.И. Вернадский). В неотчетливой пока форме у Крижанича выражены мысли о цикличности развития народов и их культур, - углубленные и разработанные затем Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, Л.Н. Гумилевым, - намного раньше, чем у европейских историков О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби. Крижанич рассуждал также о методах и предмете (объекте) философии, многие положения в этом смысле отвечают у него античным представлениям, но понимаются им значительно глубже. Например, традиционно деля философию на физику и этику, он в этике выделяет учение о нравственности, политику и экономию. Много позже понятие экономии как философской категории было детально разработано так же русским православным философом отцом Сергием Булгаковым. Протопопа Аввакума (1620-1682) скорее можно назвать публицистом, а не философом. Он дерзко выступил против реформ в Церкви и государстве при царе Алексее Михайловиче, по-простецки уговаривал его не губить родные патриархальные нравы, язык, церковные традиции и предания. Примирение с царем не удалось, и протопоп погиб на костре. После него осталась замечательная книга «Житие протопопа Аввакума» и другие произведения, письма из многих ссылок. Бунтарский дух Аввакума позже был унаследован многими великими писателями России. Чувствуется отчетливо след его глубокой мысли и в гораздо позже возникшем русском космизме. Он также высказался за жизненную связь разумности и нравственности, конечном смысле разума и веры, синтез которых наверняка составит задачу нового тысячелетия. Одним из просвещеннейших людей наступившего XVIII века был Феофан Прокопович (1677? -1736), ставший советником императора Петра I. Еще юношей он ушел из дома и получил на Западе отменное образование в иезуитских академиях и католических университетах, считался очень перспективным лицом для служения в Ватикане, но бежал из Рима в Россию, вернулся в православие и постригся в монахи. Он был противоречивой личностью: ратовал за сильную имперскую власть, стал организатором Святейшего Синода; рационалистически выступал за свободу науки и философии, отделяя ее от богословия; стал покровителем юного научного гения из простолюдинов Михайлы Ломоносова - и в то же время считал разум и мышление религиозной, божественной особенностью человека; он отдавал суждения о Боге теологам, но полагал, что в основе духовной жизни стоит разум, но совершенный, божественный, в обличье которого является Сам Всемогущий Бог; философские взгляды его включали положения платонизма и представления, которые можно было бы даже теперь назвать современными; будучи предан божественному, он полагал, что тайны Вселенной надлежит разгадывать не теологам, а ученым, а сам сформулировал некоторые важные физические законы, но в теологическом контексте; отстаивая самостоятельность науки и философии, в практической своей деятельности оставлял их в одном культурном ряду с религией и теологией. Следующий за Феофаном Прокоповичем историк и мыслитель Василий Татищев (1686-1750) является основателем такого направления мысли как философия истории. Будучи всесторонне знающим и образованным, он стоял в начале больших государственных проектов в строительстве, образовании, военном деле. Замысел составления географии России, хотя и не был полностью реализован, но содержит в себе отдельный труд «Общее географическое описание всея Сибири». Анализируя отношения человеческого общества с природной средой, глубоко изучая этнографию, Татищев очень близко подошел к понятию этносферы, которое позже сформулировал и блестяще обосновал Л. Гумилев. Татищев также трудился в таких гуманитарных направлениях, как образование, юриспруденция, политика, лингвистика, этика и другие. В эпоху Петра I именно такие разносторонне подготовленные люди и были нужны России для реализации идей радикальных реформ. Главный вывод Татищева состоял в том, что философия и науки необходимы вере, если не отвращают людей от Бога. Он также считал очень актуальным просвещение народа. Подлинными светочами философии рассматриваемого периода стали М.В. Ломоносов и Г.С. Сковорода. М.В. Ломоносов (1711-1765) не создал целостной философской системы, зато развил философию науки, а поскольку он был профессионально глубоко осведомлен во многих ее дисциплинах (физике, химии, астрономии, геологии и рудном деле, минералогии, географии и целом ряде гуманитарных наук), философская компонента познания природы и человека отчетливо проявилась во всех научных отраслях, в которых трудился наш национальный гений. Такой подход к познанию и глубокое православное отношение к творениям Создателя позволило Михаилу Ломоносову поставить главный вопрос целостного, системного познания мира. Мнения ученых разделились: одни полагают, что Ломоносов считал знание и веру родными сестрами, другие считают, что именно он разделил в практике познания природы и человека научные и религиозные методы. Никто не может возразить против того, что богословы и ученые имеют сравнительно независимые области исследования. Но критическое отношение Ломоносова к такому размежеванию в познании мира видно из его высказываний против познания величия Божьего циркулем и упрощения взгляда на мир ссылкой на то, что Бог так сотворил. Здесь видно, что Ломоносова тревожило именно такое разделение принципов постижения мира и духа, в то время как конечная цель человечества заключалась не только в познании тварного мира, но и в познании божественной сущности творений. Ведь это сам Ломоносов полагал, что атомарная теория не в состоянии объяснить сущности вещей и, что самое главное, первопричины начала движения материи, т.е. Божественный творческий акт. Так что надо признать, что Ломоносов первым поставил вопрос о синтезе материальных и духовных знаний о мире и Божестве. Позже эти представления были развиты в теодицее и антроподицее отца Павла Флоренского и в учении о доминанте академика А.А. Ухтомского. С другой стороны, он во всем естественном склонен был искать божественный аспект: «Не токмо небеса, но и недра земные поведают славу Божию». Он считал Природу Храмом Божеской силы и великолепия. Но этот духовный храм настоятельно требовал скрупулезного исследования, чтобы поставить такие знания на службу человеку. В отличие от обычного пантеизма М. Ломоносов видел в творениях Божьих не просто присутствие духовного, но проявления Разума. Традиционная православная религиозность нашего великого ученого дополнялась в нем глубоким пониманием единства мира и духа и тоже вполне религиозным благоговением перед Природой. Сплав его обширнейших познаний материального мира с глубоким религиозным отношением к существу Природы и ее Создателя явно не походит на разделение научных и духовных принципов познания, а наоборот, свидетельствует в пользу их глубокого синтеза. Григорий Сковорода (1722-1794) сочетал в себе многосторонние познавательные и просветительские способности с постоянной религиозной сосредоточенностью и погруженностью в молитвенное состояние. Он окончил Киевскую Духовную академию, но отказался от духовного звания в пользу философской, исследовательской и поэтической деятельности. Итак, он по-настоящему первый на Руси философ - и глубоко религиозный! Будучи свободным и самобытным мыслителем, всегда оставался религиозным философом, вдохновленным текстами Священного Писания. Отстаивал здравый ум, но не признавал мудрствования без учета Премудрости Божией. Философствуя во Христе, делил мир на мир Священного Писания и реальный мир, первый полагал символическим и тайным, а второй - окружающим и проникающим в нас («мы в нем, а он в нас обитает»). Надо сказать, что это просто фантастически глубокое прозрение по поводу нашей окружающей среды, которую мы и сами, в свою очередь, окружаем (и уничтожаем!), эта проблема даже сейчас не поставлена вообще, а актуальность ее уже очевидна. Он создал картину мира, сотканную из противоречий, но единую в двуединстве материальности и духовности, и триединую в Божестве, и нет никакой разницы в том, получил ли он такую картину рационально или путем озарения, все равно Бог дал! Называют Г. Сковороду платоником, пантеистом, но он самобытно воспринял платонизм и понимал одухотворенность мира, безусловно, глубже стандартного пантеизма. Он отстаивает примат мысли перед наблюдением: «прежде всего сыскать внутри себя искру истины Божией»). Чисто по-сократовски предпочитал размышления о жизненных вопросах: «Ныне же желаешь ли быть счастливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам... счастие... везде и всегда даруется». От философа, поэта и мудреца до нас дошли божественные песни, притчи, басни, стихотворения, беседы, поучения и назидания. Его анализ священных текстов едва ли не глубже разборов Библии Филоном Александрийским. Все его произведения и письма пронизаны глубокой философской мыслью и одновременно христианским добронравием. На трудах М. Ломоносова и Г. Сковороды и можно закончить рассмотрение философии первоначального этапа, хотя перечень философов этого периода можно было бы дополнить именами Я.П. Козельского (1735-1800), Г.Р. Державина (1743-1816), Н.И. Новикова (1744-1818), А.Н. Радищева (1749-1802). Я.П. Козельский полагал, что философское познание имеет общий характер, математическое - вполне конкретное в применении к каждой науке, но конкретное познание и философское раскрытие истины «способствует исправлению разума» и «познанию добронравия». Как это звучит актуально сейчас, когда формируется ноосфера, сфера разума, но она, безусловно, неполна без нравственной компоненты, в конечном счете, веры. Как раз этими нравственными моментами глубоко, образно, поэтически занимался Г.Р. Державин. Скептический взгляд на деятельность человечества и понимание непостижимости Божества не составляет противоречия, а свидетельствует о необходимости сочетать практику человечества с духовным возвышением к Божеству. Наш просветитель Н.И. Новиков иронически смотрел на торговлю национальными богатствами, когда за французские безделушки платили железом, нефтью и прочим российским достоянием (очень похоже на современную торговлю!). Он призывал к нравственному, христианскому совершенствованию, физическому совершенству и развитию ума, все эти компоненты народного бытия имели силу только в слиянии. Наш замечательный мыслитель и писатель А.Н. Радищев также придавал большое значение нравственной, религиозной стороне познания, высоко ставил опыт, но считал мысль искрой Божества. Через 200 лет после него его идею о тесной связи человека с Землей развил в виде учения о биосфере В.И. Вернадский, а из представлений В.И. Вернадского о мысли, как планетном явлении, возникли и представления о ноосфере. Граница со следующим, классическим этапом, конечно весьма условна, но, возможно, стоит ее провести по появлению абсолютно нового учения Лобачевского о неевклидовой геометрии пространства. С трудами Лобачевского и его гениальными научными открытиями совпадает и появление в русской культуре такого необычного для своего времени философа, мыслителя как П.Я. Чаадаев. «Живоносный Источник» №1 (24) за 2023 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 390 |