|
||||||||||||||
Владимир БУДАНОВ, протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН. Русская философия и ПравославиеРусская философия и Православие Владимир БУДАНОВ (27.08.1933-30.12.2017), доктор геолого-минералогических наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), член-корреспондент АН Республики Таджикистан Протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН, руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие» Аннотация: В данной статье проводится краткий анализ философских идей первоначального периода в истории русской философии (XIXVIII вв.). Принятие христианства на Руси оказало огромное влияние на облик русской философии. На этом этапе ее пути практически совпадают с «путями русского богословия», по выражению отца Георгия Флоровского. Русские философы это, скорее, не философы в строгом смысле слова, а мыслители, мудрецы, богословы. В статье дается обзор идей русских мыслителей, подчеркивается тесная связь русской философии с православием. Ключевые слова: русская философия, Церковь, православие, духовность, свт. Иларион Киевский, Ники фор, прп. Нестор Летописец, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Кирик Новгородец, Даниил Заточник, Карп, прп. Нил Сорский, прп. Иосиф Волоцкий Введение В одном из своих выступлений Высоко преосвященнейший митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов; ныне - митрополит Владимирский и Суздальский) отметил, что прежде в студенчестве мы изучали философию Канта, Гегеля, Маркса, античную, средневековую и современную западную философию и практически остались в неведении о русской философии. Конечно, отдельные представления о философских воззрениях, например, М.В. Ломоносова, П.Я. Чаадаева, а также некоторых профессиональных философов и великих русских писателей и поэтов В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, - имели некоторое хождение в интеллигентной среде. Но основной корпус русских философов был практически закрыт для советского читателя, или появлялся в общей и специальной печати как предмет критического разбирательства. На грани веков и тысячелетий возвратился интерес к русским философам, в том числе и к философам русского зарубежья. Появились в печати специальные работы, а в начале XXI века пришлось подумать и о широкой публике. В 2001 году в серии «Самые знаменитые» вышла книга Р.К. Баландина «Самые знаменитые философы России». В ней известный геолог и писатель, обладающий незаурядными философскими знаниями и собственными представлениями, дал популярные очерки о 96 русских философах. Даже этот первый и популярный список произвел сильное впечатление. В нем оказались: святитель Киевский Иларион, Владимир Мономах, преподобный Нестор Летописец, Никифор, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Кирик Новгородец, Даниил Заточник, Карп, преподобный Нил Сорский, преподобный Иосиф Волоцкий, Филофей, преподобный Максим Грек, И.С. Пересветов, Феодосий Косой, Юрий Крижанич, Аввакум, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Г.С. Сковорода, Я.П. Козельский, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.И. Лобачевский, П.Я. Чаадаев, И.Д. Якушкин, М.П. Погодин, В.Ф. Одоевский, Ф.И. Тютчев, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Н.И. Пирогов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.В. Станюкович, Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, К.Д. Кавелин, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, П.Л. Лавров, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Страхов, Б.Н. Чичерин, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, И.М. Сеченов, Е.П. Блаватсккая, К.Н. Леонтьев, А.А. Козлов, В.В. Лесевич, Д.И. Писарев, Н.К. Михайловский, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев, И.И. Мечников, Н.И. Кареев, В.С. Соловьев, Л.М. Лопатин, Г.В. Плеханов, В.В. Розанов, А.И. Введенский, К.Э. Циолковский, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, В.И. Несмелов, В.И. Вернадский, Д.С. Мережковский, Л.И. Шестов, В.И. Ленин, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, С.А. Аскольдов, А.А. Богданов, Н.А. Бердяев, М.А. Волошин, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев, Г.Г. Шпет, И.В. Сталин, Андрей Белый, В.В. Зеньковский, В.Ф. Эрн, отец Павел Флоренский, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, А.Л. Чижевский, Э.В. Ильенков. Прежде всего, поражает сам перечень блистательных, с точки зрения общей русской культуры, имен. Видно также, что в нем не так уж много профессиональных философов, а больше писателей, мыслителей, мудрецов, деятелей науки и общей культуры. Еще меньше в нем философов, создавших сравнительно полные философские системы. Но самое поразительное в том, что в списке преобладают деятели православного вероисповедания, около 60 %! Даже среди выпускников Московского университета, не только гуманитарных, но и естественных факультетов, много ученых, исповедовавших православие. Многие из них приняли православие и даже священный сан, ряд деятелей, наоборот, отошел от первоначально полученного духовного образования и занялся наукой, не изменяя православному складу своей веры и жизни. Среди философов этого списка много репрессированных и настоящих мучеников науки и веры. Многие обратились к философии путем отказа от коммунистических, революционных и других крайних убеждений, в том числе и правого толка. Бессмысленно говорить, кто из этих мудрецов лучше или хуже, полнее и глубже других. Каждый из них оригинален, временами даже одна мысль приобретает необыкновенную мощь и влияет на развитие русского общества, государства, науки, мировоззрения (например, концепция Третьего Рима, понятие о Космическом Разуме, ноосфере, солнечно-земных связях, теория космонавтики и т.п.). Если даже подойти к этому списку принятым Р.К. Баландиным образом, то он, безусловно, выглядит неполным, потому что в нем нет таких мыслителей, мудрецов, ученых и деятелей культуры, как Л.Н. Гумилев, М.М. Пришвин, В.А. Обручев, Н.К. и Е.И. Рерихи, протопоп Сильвестр, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, А.А. Ухтомский, Г.Д. Гачев, Б.Л. Личков, А.Е. Ферсман, А.А. Зиновьев, Д.С. Лихачев, А.П. Павлов, В. Хлебников, Ю.М. Лотман, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и, возможно, еще многих других, исключая наших живущих современников. Конечно, философия - дело специалистов, но так как русские философы - это, скорее, не философы в строгом смысле слова, а мыслители, мудрецы, провидцы, пророки, их интеллектуальное и духовное творчество касается широкого круга русских людей, что ставит необходимость изучения русской (в том числе православной) философии в обычных и духовных школах, в университетах, институтах, духовных академиях и семинариях. В связи с этим, возможно, повысится и простая любознательность русских людей, большее число их пожелает ознакомиться с русской философией, а немногие захотят и как следует углубить знания в этой области. Это будет намного полезнее исповедания высокомерного западного бреда о том, что Россия - империя зла, славяне и русские люди - рабы, и даже современная демократия, не говоря уже об иных формах устройства общества, с западной точки зрения, весьма бездуховна (с этим, впрочем, можно было бы и согласиться!). Дело профессиональных философов - заняться такой грандиозной проблемой как русская философия. Наша задача - хотя бы слегка обнажить проблему, поставить вопрос, призвать читателей к тому, чтобы они ощутили и признали тесную связь русской философии с православием, чтобы в будущем общество могло подойти к труднейшему, но неизбежному синтезу веры и знания. Вот это была бы подлинно важная проблема XXI века! Русская философия имеет весь спектр идейной окраски, от приземленного прагматизма до космизма, от материализма до идеализма, от коммунизма до капитализма, от праязыка первых славян до глубочайшего понимания земного языка и космической языковой зауми Велимира Хлебникова, от безусловного материализма В. Ленина до иррационализма и отрицания материальной сущности Л. Шестова. В учениях русских философов наблюдается некая последовательность, можно предварительно выделить несколько периодов развития философии, может быть, пока и спорных: 1) первоначальный период, 2) классический период (преимущественно стихийной православной философии), 3) философский ренессанс (разноцветье учений), 4) период сознательной православной философии, 5) время потаенной философии. Следовало бы выделить отдельным классом философов «философского корабля» 1922 года, евразийцев и русских космистов. В каждом из этих периодов развития философии в философских группировках появлялся мыслитель гениального склада: в начальном - М. Ломоносов и Г. Сковорода, в классическом - Н. Федоров, в разноцветье - В. Соловьев, в периоде сознательной православной философии - о. Павел Флоренский, в классе потаенной философии - И. Ильин. Пассажиры «философского корабля» буквально оплодотворили европейскую философию, к идеям евразийцев прошлого века обратилась современная цивилизация, а в списке русских космистов почти каждый деятель оказался гением (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, В. Хлебников)! Первоначальный период Родоначальником русской философии считается первый отечественный митрополит Киевский Иларион (t 1051). Это не значит, что в предыдущие века и тысячелетия у русских не было других мудрецов и мыслителей. Уже долго бытующие представления о даже племенной раздробленности, непросвещенном язычестве и государственной темноте славян постепенно сменяются новыми конкретными знаниями и представлениями о высокой, по тем временам, культуре Руси. Например, деятельность равноапостольных Ольги и Владимира можно расценить как глубокий государственный, философский и религиозный выбор: сначала княгиня Ольга, а затем князь Владимир приняли Святое Крещение, позже крестилась Русь (988 г., т.е. больше, чем за полвека до Илариона); была выбрана именно вера и сопутствующая философия первоначального, ортодоксального, православного склада. Верность выбора подтверждается почти 2000-летней устойчивостью первоначального ортодоксального христианства и 1000-летней нерушимостью унаследовавшей его Русской Православной Церкви, философских, религиозных представлений и многовекового общинного (фактически, соборного) жизненного уклада нашего народа. Другое дело, что эта деятельность наших духовных предшественников не смогла отразиться в письменной форме, зато осталась в форме святого, по существу, предания. Нельзя не упомянуть и «Поучение» святителя Новгородского Луки Жидяты (t 1059), первого по времени русского проповедника. Но, конечно, в сугубо философском плане именно Иларион является основателем русской философии. Он автор «Слова о законе и благодати», в этом произведении слились воедино вопросы, как мы бы теперь сказали, экзистенциального, жизненного склада и метафизики вечного. В государственном отношении Иларион был сторонником быстрейшего преодоления иудаизма хазарского каганата, хотя в своих прославлениях еще по инерции называл князя Владимира каганом. Закон Моисеев должен смениться Благодатью Спасителя, Словом и верой, и истиной, которые сами по себе являются новым законом. Сейчас уже можно сказать, что Иларион является основателем даже теперь не вполне развитой концепции сфероидального гуманитарного устройства нашей планеты. Ведь это он сказал, что «.. .Благодать и истина всю Землю исполнили, и вера на все языки простерлась.». Если даже просто перечислить проблематику первых русских мыслителей, получится внушительный корпус философских и жизненных вопросов, некоторые из них пока не получили решения и в настоящем времени. Например, Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125) был мыслителем прагматического, жизненного склада, фактически, как Сократ, он считал, что главное - в знании того, как надо жить, и дал по этому поводу множество практических советов, а к абстрактным вопросам не выказал никакого интереса. Зато, как православный правитель, стал сторонником столь характерного для русских исповедального отношения к вере и жизни. И это во времена, скажем прямо, довольно жестокого периода становления русской государственности, культуры и ментальности. Летописца Нестора (XI-XII вв.) мы чтим не только за «Повесть временных лет», как первую русскую историю, но и за постоянное стремление на ее событиях внедрить христианский образ жизни в образующемся из разобщенных славянских племен новом государстве - Руси. Несмотря на то, что Никифор, митрополит Киевский (1104-1121), был, как и большинство философов начального периода, религиозным деятелем, митрополитом Киевским, он первый поставил в философское рассмотрение проблематику разума и чувств в исследовании мира. Именно ему русская философия обязана начатками теодицеи - попытками рационального постижения сначала мира, а потом и его Создателя. Глубоким мыслителем и замечательным писателем был и епископ города Турова святитель Кирилл Туровский (1130-1185), он рассмотрел вопрос о совмещении в человеке духовного и телесного, а также принципиально важный вопрос о соотношении веры и разума, настаивал на развитии в недавно языческих землях книжной культуры, основанной на Руси Ярославом Мудрым. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) и религиозный просветитель Кирик Новгородец (XII в.) первыми поставили вопрос о самостоятельности науки, т.е. оказались сторонниками частичной рационализации русской православной веры, оставляя за наукой тоже религиозный характер. «Учение о числах» считается древнейшим русским научным математическим, астрономическим трактатом и посвящено проблемам летосчисления. Позже мыслитель Даниил Заточник (XII-XIII вв.) уже настойчиво отстаивал благодатность знания, книжной и народной мудрости. Кто бы мог подумать, что критическое отношение к Церкви возникло не при социалистах, не в условиях теперешней, странной демократии, а задолго до этого, в XIV веке, когда еретические мысли против церковной иерархии и догматов высказал никому не известный новгородский дьяк еретик «стригольник» Карп (XIV в.). Он призывал к организации Церкви на принципах «здравого смысла» и примере первых христианских общин. Позже в Европе широко проявилось нечто подобное в виде протестантских церквей. Но неотчетливо пока проявленная философия оставалась и после этого религиозной, фактически, она остается такой и сейчас. В XV веке преподобный Нил Сорский (1433-1508), основатель скитского жительства на Руси, выступил с критическим направлением мысли. Опираясь на традиции византийской аскетики, созвучно духу исихазма, придерживался концепции мысленного делания, согласно которой многие поражения и победы совершаются у людей в уме, рассудке. Он же полагал, что духовный свет верующего и проповедующего имеет тенденцию к распространению на новых людей и местности Земли. Это в какой-то степени можно считать зародышем идеи пневматосферы, выдвинутой в прошлом веке отцом Павлом Флоренским. Сорский считал, что разум и духовная чистота выше привычных и отнюдь не безгрешных жизненных помыслов, призывал Церковь к «нестяжанью» имущества, отказа от стремления к накопительству и внешнему великолепию, дабы иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Нил требовал от монахов следовать евангельскому тезису «не трудящийся да не ест». Он был нетерпим к ереси «жидовствующих», но по отношению к вероотступникам был мягок («еретики бои чюжи нам да будут»), не считая правильным их казнить. Оппонентом Нила Сорского выступил еще один святой XV века - преподобный Иосиф Волоцкий (1440-1515) - игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамского монастыря), основатель «иосифлянства». Он глубоко рассмотрел проблематику духовной и светской власти, с немалой критикой по отношению к обеим, был сторонником доктрины самодержавия и подчас религиозной жесткости по отношению к еретическим течениям. В отличии от «нестижателей», он призывал не «бежать от мира», а наоборот считал необходимым укрепление духовно-политического значения Церкви и расширения ее социального служения. «Живоносный Источник» №4 (23) за 2022 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 472 |