Главная

Иконография


 

 

 

 

Иконография

 Сибирские иконы
В.К. Вистингаузен

В последние годы вырос интерес к изучению истории иконописания и иконопочитания в Сибири как к важной стороне художественной и духовной культуры сибиряков. Исследователями намечены основные этапы бытования икон в Сибири и выявлены некоторые художественные особенности сибирских икон [1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11]. Настоящая работа, основанная на изучении икон в собрании Тальменского краеведческого музея, а также находящихся у частных владельцев на территории Тальменского района, ставит целью ввести в научный оборот новые материалы, выделить стилистико-хронологические группы сибирских икон и поставить вопрос о сохранении и дальнейшем изучении памятников сибирской иконописи. Под последней

Старейшие иконы

Рис.1. Икона "Апостолы Петр и Павел". XVIII век.

Заселение русскими Нижнего Причумышья началось не позднее второго десятилетия XVIII века, а возможно и немного раньше [12. Первые поселенцы имели, как правило, северорусские корни и в большинстве случаев были старообрядцами, стремившимися на новые места из-за гонений духовных и светских властей. В своих странствованиях старообрядцы не расставались с иконами, как правило, старого письма или изготовленными мастерами-единоверцами, ориентировавшимися на старые образцы. С иконами обращались очень бережно, регулярно очищая их от загрязнений и сохраняя столетиями. Нередко хранили их в сундуках, доставая только на время молитв, чтобы они не попали на глаза посторонним. Собрания старых икон были в семьях старообрядческого происхождения еще накануне Великой Отечественной войны [13]. В настоящее время старые иконы сохранились единицами. Нам известны 3 экземпляра, 2 из которых устная традиция определенно связывает со старообрядцами.

⌠Апостолы Петр и Павел■ [14]. Доска 316х267х28 мм. Ковчег 231х203 мм. глубиной 2-3 мм. Паволока, левкас, темпера, золочение. Шпонки торцовые, прямоугольного сечения толщиной 15, глубиной 23 мм. На тыльной стороне вырезана надпись: "Ивану мироновцю".

Сохранность. Практически полностью утрачен (до левкаса) золоченый фон в верхних 2/3 изображения, а также золоченые одежды и нимб Иисуса Христа. Вдоль верхней половины левого ребра краска осыпалась на ширину 5-7 мм, на верхнем левом углу на площади в 1 кв. см утрачен и левкас. Справа на нижнем поле глубокая царапина длиной 25 мм. В остальном сохранность изображения очень хорошая, без повреждений и потемнений.

Композиция. В нижней трети - поземь зеленого и сине-зеленого цвета. На ней, слегка ⌠на цыпочках■ лицом к лицу, обращенные к зрителям в 3/4 стоят Петр (слева) со свитком в левой руке и правой рукой, простертой к Павлу, и Павел с Евангелием в руках. Оба в синих хитонах, у Петра - гиматий желтый, у Павла - фиолетовый, на гиматиях - золотистая инакопь. Над апостолами, в центре, - поясное изображение Иисуса Христа в позе благословения на белом фоне, верхний контур которого выполнен в виде стрельчатой арки. Под Христом -декоративная красная полукружная волнистая рамка, украшенная цепочкой тройных белых кружков. Поля коричневые, по внешним краям - опушь из красной и синей линий шириной по 4 мм.

Икона близка к стилистике строгановской школы, с которой Д.И. Ровинский [15] связывал происхождение сибирской иконописи, а также к образцам ⌠поморского письма■. Автор - безусловно профессионал, обладавший высоким мастерством и техникой миниатюриста. Лики, волосы, бороды и одежда апостолов выписаны с виртуозной тонкостью. Прекрасно передана возрастная осанка персонажей - стройного Петра и согбенного Павла. Следует отметить, что апостол Павел часто ассоциировался старообрядцами с мятежным протопопом Аввакумом. Можно предположить, что автор иконы в момент ее написания или до этого работал в сольвычегодских иконописных мастерских или следовал образцам этой школы. Икону можно датировать концом XVII- началом XVIII века.

⌠Огненное восхождение пророка Илии■ [16]. Доска 165х140х16 мм, слегка изогнутая в сторону лицевой стороны. Один трапециевидный в сечении паз для односторонней суживающейся шпонки длиной 125 и шириной 35-10 мм. Ковчег 128-105 мм глубиной 2-3 мм., лузга скошена. Левкас. Паволока не выявлена.

Сохранность. В центре правого края ковчега - утрата красочного слоя и левкаса шириной 1 и длиной 5 см (видна доска). Такие же утраты в правом углу и в нижнем поле у левого угла. Сеть мелких кракелюр, преимущественно в нижней части. Позднейшее частичное грубое поновление масляной краской в верхней части сюжета. Сохранность основной части сюжета хорошая, без утрат и потемнений.

Композиция. Сложный симультанный сюжет, изображение несколько отличается от канонического. Пророк Илия фигурирует на иконе 5 раз. В центре - он изображен в пустыне (в пещере). Слева вверху он перед двумя персонажами, молодым и старым, рядом каменная башня, на вершине которой горит огонь. Очевидно, это сцена состязания Илии со жрецами Ваяла. Слева внизу - спящий Илия, над ним склонился ангел. Справа внизу Илия и Елисей переходят Иордан. Справа вверху Илия на колеснице с крылатыми конями в огненном облаке, держит в опущенной руке свой волшебный плащ, под ним - Елисей (Илия и Елисей везде подписаны). Позднейшей закраске подверглась колесница с конями (видно слабо). Поля коричневые.

Эту икону также отличает тонкость письма, приближающаяся к миниатюре. Несомненно и высокое мастерство автора. Размер иконы явно говорит, что это дорожный образ. Старообрядцы почитали пророка Илию - страстного обличителя пороков царя Ахава и его двора. Вознесение Илии на огненной колеснице на небо (⌠огненное восхождение■) ассоциировалось у них с ⌠гарью■ (самосожжением), что и придавало популярность этому сюжету в их среде. Можно предполагать, что икона была написана в Сибири иконописцем, учившимся у мастеров северного письма. Предположительная датировка - конец XVII- начало XVIII века.

⌠Архистратиг Михаил Архангел■ [17]. Доска 310х252х22 мм, выгнутая в лицевую сторону. С боковых торцов и тыльной стороны оклеена дощечками толщиной 3-6 мм (очевидно, кипарисовыми). Ковчег 227х198 мм, глубиной 2-3 мм., лузга скошена. Паволока, левкас, темпера, золочение. Два встречных паза для односторонних, трапециевидных в сечении шпонок, не достигающих противоположных сторон (длина 237, ширина 37-45, глубина 11 мм). На верхнем поле - нечитаемая надпись, выпаленная золочеными буквами.

Сохранность. На фоне, а также на одежде персонажа красочный слой и позолота частично утрачены, местами виден левкас, но сюжет сохранился удовлетворительно. Точечные механические повреждения, преимущественно в области лица персонажа. Кракелюры по трещинам и неровностям основы. В нижней части по графьям частичное изъявление красочного слоя.

Композиция. В верхнем левом углу - Иисус Христос в виде Эммануила за столом с хлебами предложения и потиром. В верхней части фон гладкий в нижней трети (поземь) - пейзаж в виде стилизованных горок коричневого цвета. Михаил Архангел изображен в виде крылатого всадника на крылатом, скачущем галопом направо коне. Корпус всадника параллелен картинной плоскости, лицо повернуто влево в 3/4, на голове княжеская корона. В устах труба, обращенная раструбом влево вниз, в правой, поднятой вверх руке - Евангелие. Левой рукой копьем (нарисовано тонкой черной линией) Архангел поражает ⌠царство дьявола■, изображенное подземельем, в котором рушатся объятые огнем башни. На полях - следы позолоты. Живопись иконы достаточно изящна и профессиональна, но ниже по мастерству, чем у двух предыдущих.

Образец, на который ориентировался автор, легко выявляется - это икона из собрания П.Д. Корина, которую В.И. Антонова атрибутировала как поволжскую икону XVII века [18]. В.Г. Брюсова же отнесла ее к заонежским северным письменам, датировав 1660-ми гг. [19]. Мы склоняемся к последней версии. Автор тальменской иконы, очевидно, пользовался готовыми прорисями, что хорошо видно по совпадению изображения развивающегося конца перевязи на
тальменской и карийской иконах. Как показала Н.Г. Велижанина, подобная иконография Михаила Архангела характерна, в основном, для Сибири [4. С. 163-165]. В Европейской России распространен, преимущественно, другой тип. Михаил Архангел, предводитель небесного воинства, был широко популярен в Сибири, в том числе и в Причумышье. Именно этому святому была посвящена первая церковь на данной территории - Тальменская, построенная в 1765 году и долго остававшаяся единственной [20]. ⌠Небесного воеводу■ чтили и старообрядцы, поскольку тот поразил дьявола, олицетворявшего для них никонианскую церковь и преследующую их государственную систему. Такие настроения были широко распространены и долго сохранялись. В 1838 г. инспектировавший деревню Пещерскую (современный Залесовский район) депутат Ложников описал буйное празднование дня Архистратига Михаила Архангела (8 ноября старого стиля), сопровождающееся угрозами в адрес властей. [21]

Икону из Тальменского музея можно атрибутировать довольно четко. Оклеивание липовых досок - основ для икон - кипарисовыми для их сохранности от жуков-точильщиков применялось, причем не очень часто, в Оружейной палате Московского кремля со второй половины XVII века [22]. Можно предположить, что некоторые из таких досок попадали и в Сибирь, очевидно в первую очередь - в епархиальную иконописную мастерскую в Тобольске. Известно, что там работали сольвычегодские и великоустюжские мастера, ориентировавшиеся на ⌠северные письма■ [5. С. 127-128]. Но с последней трети XVII века в официальном сибирском иконописании ощущаются украинские и западноевропейские влияния и формируется так называемое ⌠сибирское барокко■ [5. С. 133-136]. Исходя из этого логично предположить, что икона ⌠Архистратиг Михаил Архангел■ была написана в Сибири, мастером северорусской школы, связанным с Тобольской епархиальной мастерской, во второй половине XVII века. В таком случае очень вероятно, что данная икона находилась в иконостасе тальменской церкви Михаила Архангела, возможно в качестве дара сибирского иерарха[23].

Таким образом, несмотря на массовую утрату икон в послереволюционный период, возможно обнаружение довольно ранних для Сибири икон второй половины XVII - первой половины XVIII веков. Можно выделить некоторые их характеристики. Прежде всего это довольно полное следование классической технологии и высокое качество работы, и как следствие - в целом хорошая сохранность при незначительных поновлениях или отсутствии таковых. Для ранних сибирских икон также характерно довольно высокое художественное мастерство с ориентацией на известные стили XVII века Европейской России и специфика выбора и трактовки сюжетов.

Иконы сибирских народных мастеров

В Тальменском краеведческом музее находятся 4 иконы предварительно атрибутированные нами как сибирская народная иконопись второй половины 18 - 19 века.

Рис.2. Икона "Георгий - победоносец"

Икона "Георгий Победоносец" (24). Доска (предположительно сосна) 264х309х25 мм., со слабой выпуклостью в сторону изображения. На тыльной стороне - один паз со вставкой и гвоздик для подвешивание с остатками текстильной бечевки. На доске есть небольшие сучки. Ее тыльная сторона и торцы приобрели серо-коричневый оттенок в результате естественного или искусственного тонирования.

Утраты. По лицевым ребрам верхнего и нижнего торцов - многочисленные мелкие выщерблены. В правом углу - косая волосная царапина длиной 45 мм и рядом - другая, 17 мм. На красочном слое ряд волосных трещин, располагающихся вертикально, по направлению волокон древесины. Все вышеописанные повреждения незначительны и прослеживаются, в основном, на полях, вне сюжета. В сюжетной части иконы, в верхней половине, красочный слой на значительной площади утрачен (около 4% от сюжетной части). Судя по остаткам, здесь осыпалась золотая краска. На месте утраченной краски на поверхность выступает грязно-белый слой, покрытый многочисленными мелкими трещинами усыхания - очевидно грунтовка, предположительно - левкас. В правой части иконы, в области лица женского персонажа - сеть тонких, но глубоких царапин длиной до 10 мм.

Композиция. Ковчега икона не имеет и тканью не оклеена. Рамка иконы имеет с боков ширину 25-26, вверху и внизу 30-31 мм. Структура ее от краев к сюжету такова: 1) красно-коричневая полоса
шириной 1,5-2 мм; 2) черная полоса 2,5-3,5 мм; 3) желто-коричневая с черными разводами полоса 17-23 мм; и 4) черная полоса 1-1,5 мм.

Икона "Огненное восхождение пророка Илии" (25). Доска (предположительно лиственница) 264 х 312 х 23 с выпуклостью в сторону изображения. С тыльной стороны два сквозных паза для шпонок. Тыльная часть коричневато - серого цвета, предположительно пропитка чесночным соком. Ковчега нет. Вместо паволоки использована бумага. Левкас, темпера, золочение. На нижнем и верхнем торце - следы грунтово - красочного слоя.

Сохранность. Изображение сильно потемневшее. В центре две трещины, заложенные по структуре древесины. Первая в 125 мм. от левого края, волосная, начинается от верхнего торца и идет вниз на 180 мм., слабо нарушая красочный слой. Вторая, расположенная в 26 мм вправо от первой начинается в 70 мм. От верхнего торца и идет до нижнего торца. В середине трещины по ее сторонам в двух местах уничтожен красочный слой полосками 25 х 6 и 20 х 10 мм. Вдоль правой рамки в верхней части сюжета часть красочного слоя осыпалась, обнажая левкас. Осыпание красочного слоя заметно и в других местах верхней трети сюжета, в основном, где использовались золотые краски. Иногда эти точки группируются в пятна диаметром до 2 - 8 мм. В верхней части иконы имеются несколько царапин шириной 0,3 - 0,5 мм. И длиной 15 - 20 мм., как старых, так и относительно свежих. Правое лицевое ребро иконы имеет с нижнего торца глубокую трещину шириной 1,5 мм.. являющуюся трещиной радиального усыхания древесины. С ней связана выщерблина грунтово - красочного слоя в нижней правой части ионы треугольной формы 26 х 20 мм. Поверхность иконы покрыта мелкими кракелюрами, местами краска сгриблена.

Композиция. Сюжетная часть размером 258 х 216 мм. Выделена черной рамкой шириной 1,5 - 2 мм. Поля коричневые, по краям зеленая и красная опушь. В левой нижней половине сюжета изображен Илия в пустыни. На нем коричневый хитон и накидка из овчины. Правее в центре нижней части иконы Илия и Елисей (в черном хитоне и красном гиматии) готовятся перейти Иордан, изображенный зеленовато - голубой полосой. Размеры идущих в 1,5 раза меньше сидящего Илии. Правее и выше - Елисей с распростертыми руками, над ним в верхней трети сюжетной части по высоте Илия в огненном облаке уносится на колеснице, запряженной крылатыми конями. В левом верхнем углу лучи пробиваются через сектор стилизованных желто - зеленых облаков. Общий колорит - серо - коричневый. Живопись иконы довольно неискусна. Укороченные фигуры, непропорционально длинные пальцы рук и босых ног, аляповатые белильные оживки на лицах свидетельствуют, что автор иконы не был профессиональным иконописцем. Видно. Что автор копировал старые образцы не вполне понимая их. Пророку Илие приданы некоторые особенности иконографии Иоанна Крестителя (плащ из шкур). Волшебная мелоть, которую уносящийся на небо Илия кидает Елисею принял вид какого - то фантастического рога изобилия и т.п.

Ранее мы датировали икону "Св. Георгий Победоносец" концом 19 - началом 20 века (9). В настоящее время мы склонны датировать обе иконы более ранним временем, что будет аргументированно ниже.

Рис.3. Икона "Архистратиг Михаил Архангел"

Икона "Архистратиг Михаил Архангел" (26). Доска 225 х 80 х 25. Глубокие торцевые шпонки прямоугольного сечения. На нижнем лицевом ребре - следы косых зарубок. Ковчега и паволоки нет. Левкас, темпера, золочение, позднейшее поновление маслом.

Утраты. Первоначальное изображение сильно попорчено по крайней мере двукратным поновлением. В центральной части сюжета красочный слой полностью утрачен, на поверхность выступает левкас. Основной рисунок угадывается по граням - крылатый всадник с трубой на крылатом коне, скачущем галопом направо. В настоящее время наиболее различимая часть сюжета - конь - выделена красной краской под которой видно золоченое изображение. Предварительно икона имела поля шириной 16 х 22 мм., но при поновлении верхняя часть доски была закрашена светло - коричневой, а нижняя черной краской из - под которой местами проглядывают синие и зеленые пятна. Посередине иконы, в нижней ее части - голубое пятно полукруглой формы. В левом верхнем углу Иисус Христос в виде Эммануила над стилизованным бело - черным облаком.

Икона "Св. Параскева Пятница" (27). Доска 215 х 175 х 25. На тыльной стороне один односторонний трапецивидный в сечении сужающийся паз для шпонки. Тыльная сторона и три торца ( кроме нижнего) тонированы серо - коричневым оттенком. Ковчега нет. Вместо паволоки использована бумага. Тонкий слой левкаса, темпера, золочение. 

Утраты. Красочный слой покрыт сетью кракелюр, наиболее крупные из которых заложены по структурным трещинам древесины. По углам и краям - незначительные утраты красочного слоя и грунта. В сюжетной части местами имеются утраты красочного слоя и грунта. В сюжетной части местами имеются утраты красочного слоя до левкаса размером 2 - 5 мм., а на изображении короны - длиной 30 мм. И шириной от 6 до 20 мм. В правой верхней четвери сюжета - глубокая выщерблина диаметром 6 мм. Золочение сохранилось относительно хорошо.

Композиция. Сюжетная часть размером 162 х 135 мм. Выделена тонкой черной рамкой. Поля коричневые, по краям следы красной опуши. Фон гладкий золоченый. В левом верхнем углу - Иисус Христос в виде Эммануила над стилизованным голубым облаком. Изображение святой поясное, анфас. В левой руке крест, в правой в жесте благословения. На святой корона, синяя туника с красными обшлагами, красный мафорий и светло-коричневый плат. На мафории - желтой краской ассист. Вокруг голов Иисуса Христа и святой - нимбы в виде тонкой красной окружности. На уровне плеч надпись черной краской.

Обращают на себя внимание неестественно длинные пальцы рук святой и плоское с широким носом лицо, черты которого выделены темно - коричневыми линиями. В целом изображение близко к лубку.

Все перечисленные иконы имеют общие технологические и отчасти стилистические черты. Для них характерно использование древесины хвойных пород, отказ от ковчега и паволоки (заменяемой иногда бумагой), одинаковое оформление рамок, преобладающий коричневый колорит, отход от канонического изображения персонажей, некоторая аляповатость рисунка и живописи, близость к лубку. Напрашивается вывод, что все иконы эти являются произведениями народных сибирских иконописцев. Датировать их можно периодом упадка в сибирском церковно - монастырском иконописании, последовавшим после секуляризации церковных земель в 1764 году. В дальнейшем до последней четверти 19 века спрос на иконы в Сибири в значительной степени удовлетворялся за счет работы иконописцев - самоучек из народа. В конце 19 - начале 20 века возрос приток икон из Европейской России, а в ряде городов Сибири появились иконописные мастерские, рассчитанные на массовое производство икон. Однако традиции народного иконописания в Сибири сохранились до 1930 - х годов ( 8 ).

Датировка вышеописанных памятников из собрания Тальменского краеведческого музея представляется следующей. Наиболее древними на наш взгляд являются "Св. Георгий Победоносец" и "Огненное восхождение Пророка Илии", стиль которых наиболее близок к трактовке данных сюжетов на иконах 17 - 18 веков. Датировать их можно концом 18 - первой половиной 19 веков. "Св. Параскева Пятница", тяготеющая к лубку, очевидна должна датироваться второй половиной - концом 19 века. Дату иконы "Архистратиг Михаил Архангел" трудно установить из - за плохой сохранности, но скорее всего она создана в середине 19 века.

Украинские иконы

Одним из последствий реформы 1861 года явилось переселение части крестьян из Европейских губерний Российской империи, где ощущался земельный голод, в Сибирь. В дальнейшем миграционное движение со спадами и подъемами продолжалось до начала гражданской войны и после. Большинство переселенцев прибыли из Рязани, Поволжья, Польши, Украины. В Боровлянскую и Тальменскую волости (современный Тальменский район) особенно много украинцев приехало в 1911 - 14 гг. До сих пор те части населенных пунктов Нижнего Причумышья, где селились выходцы из Украины, носят название "хохлы".

Благодаря переселенцам в Сибири появились новые элементы материальной и духовной культуры, одним из которых является религиозная живопись. К настоящему времени нами выявлено на территории Тальменского района четыре украинские иконы второй половины 19 - начала 20 века.

Рис.5. Икона "Св. Серафим Саровский"

" Св. Серафим Саровский" (1). В настоящее время не доступна изучению. Имеется только черно - белая фотография, снятая в искажающем икону ракурсе. Высота - около 1,0 метра. Глубокий ковчег с отвесной лузгой, толстый слой левкаса. О прочих технологических особенностях судить трудно.

Сохранность довольно хорошая. В нижней части видна сетка глубоких трещин по левкасу, но красочный слой утрачен только на двух небольших участках.

Композиция. Сюжет решен традиционно для этого типа икон. На переднем плане - Св. Серафим Саровский с непокрытой склоненной головой, в левой руке - четки, правая прижата к груди. За его спиной - строения монастыря. Наиболее примечательной деталью является фон иконы, сплошь состоящий из сложных переплетающихся узоров геометрического и растительного орнамента, сочетающего барочные и народные традиции. Среди деталей орнамента - стилизованные листья и мальтийские кресты. Орнаментом украшены и поля иконы.

Икона любопытна сочетанием старых и новых принципов. К первым относится следование классической технологии, ко вторым - применение приемов профессиональной живописи западно - европейского стиля. Орнамент фона характерен для поздней "парадной" украинской иконописи. Икона изготовлена в хорошей мастерской, предположительно в Киеве, во второй половине 19 века.

 

Рис.6. Икона "Жены - Мироносицы".

"Жены - Мироносицы". 62,5 х 43,5 х 3. Дерево, левкас, темпера, масло. Состоит из трех досок шириной 16, 32,5 и 14 см. Сзади по всей длине иконы прямоугольная врезная шпонка 3,6 х 4 см. Для крепления шпонки использованы железные гвозди. Верх доски вырезан по контуру фигур.

Сохранность. Кракелюры красочного слоя по неровностям основы. Незначительные утраты красочного слоя в виде выщерблин, особенно по нижнему краю. На лице левого персонажа - глубокие трещины.

Композиция. Три погрудные фигуры. Центральная выступает вперед, частично закрывая две другие. В левой руке сосуд с (мирром), правая приподнята в жесте обращения, взгляд устремлен на зрителя. Левая фигура с наклоненной головой, глаза потуплены. В левой руке сосуд. Правая фигура - голова приподнята, взгляд устремлен вверх, в левой руке - ларец.

Икона выполнена с большим мастерством и производит сильное впечатление на зрителя. Лица персонажей не портретны, с очень схожими чертами, но различны психологически, по запечатленным на них эмоциям. Можно сказать, что это один и тот же человек в разных психологических состояниях. На наш взгляд в образах жен - мироносиц здесь запечатлены Вера - Надежда - Любовь. Об этом говорят сосредоточенность левой фигуры (Вера), целеустремленность средней (Надежда), эйфоричность правой (Любовь).

Икона - великолепное произведение религиозной украинской живописи второй половины 19 века. Возможно обращение к украинским собраниям позволит установить школу, а то и автора "Жен - Мироносиц", вероятно прошедшего хорошую школу живописи.

"Богоматерь Знамение" - " Христос Вседержатель" (3). Двусторонняя икона. Составлена из трех досок длиной по 353 мм. и шириной 107,68 и 117 мм., толщина 24 мм. Вверху торцевая шпонка. На нижней части доски и прилегающих краях боковых - следы неровного обруба. Предположительно икона составляла часть, какой - то более крупной композиции. Ковчега нет. Паволока из фабричной ткани бордового цвета, левкас, темпера, масло, золочение.

Сохранность. Шпонка сломана, икона распадается на доски. Паволока разорвана. По разрывам и краям красочный слой и левкас утрачены. На лице богоматери красочный слой так же утрачен.

Композиция. "Богоматерь Знамение". Поясная. По краю досок красная опушь. Двойная рамка со скругленными краями - с краю белая 1 мм., внутри черная 4 мм. На черных углах - белые виньетки. Фон золоченый гладкий. Нимб изображен тонкой красной чертой. Поднятые руки повернуты раскрытыми ладонями к зрителям.

"Христос Вседержатель". Поясная. Оформление рамки - как и у другой стороны. Глава непокрыта. Лицо юное, розовощекое, черные кудри до плеч. Правая рука благословляет, в левой держава и скипетр. На кайме одежды - белой краской имитация вышивки.

Предположительно икона выполнена одаренным художником - самоучкой на рубеже 19 - 20 веков.

Рис.7. Икона "Предста Царица"

"Предста Царица" (4). Составлена из 2-х досок. Общий размер 690 х 570 х 12. Две встречные сужающиеся шпонки трапецевидного сечения. Не деформирована. Ковчега, паволоки, левкаса и вообще грунта нет. Краска нанесена прямо на дерево, возможно только промазанное клеем.

Сохранность. По неровностям основы красочный слой местами утрачен вертикальными полосками шириной до 15 мм., длиной до 5 м., то же - по углам иконы. В левой части - незначительное повреждение в виде черных тонких полос.

Композиция. В центре на троне, спинка которого обрамлена украшениями в барочном стиле - Иисус Христос в царском облачении, короне, с державой и скипетром. У трона вполоборота стоят: слева - богоматерь, справа - Иоанн Предтеча.

Фон зеленый, гладкий, в нижней части - голубовато - зеленый. По краям желтая опушь шириной 1,5 см. Украшения спинки стула желтое. Иисус Христос изображен анфас, с раздвоенной бородкой и черными кудрявыми волосами, лежащими на плечах. На голове, от которой исходит сияние - желто - розово - голубая корона. На нем одеяние красного цвета, с голубым отложным воротником и золотыми и коричневато - золотая узорная мантия с горностаевой оторочкой. Под его ногами - черная подушечка с золотыми кистями. Под левой рукой на колене держава (более напоминающая пушечное ядро), в руке золотой скипетр. Правая рука поднята в благословляющем жесте, указательный и средний пальцы перекрещены. Мария и Иоанн изображены в профиль. Мария протягивает Христу правую руку. На ней белый плащ, синяя туника, розово - коричневая одежда неясного покроя.

У Иоанна Кретителя в руках крест, на нем сандали, зеленый плащ и одежда из шкур, обнажающая левое плечо. С обоих сторон спинки трона дугой надпись желтыми буквами : " селъ еси на престоле судай правду".

Икона относится к довольно редкому типу "Предста Царица", сводящему трех главных персонажей деисусного ряда - Иисуса Христа, Богоматерь и Иоанна Предтечу - в одном сюжете (5). Особенностью данной иконы является царственный образ Иисуса Христа и более простонародные и приниженные образы Богоматери и Иоанна Предтечи. Лику Иисуса Христа придано определенное сходство с внешностью императора Александра III. Предположительно икона написана к его восшествию на престол, а надпись над троном - наивный крестьянский призыв к монарху о соблюдении справедливости.

Живопись иконы аляповата и неискусна и наверняка принадлежит одному из народных украинских "богомазов". Датировать икону следует началом 1880 - х годов.

Охрана иконописного наследия

С 1970-х годов возрос интерес к старине. В результате появились полуподпольные коллекционеры антиквариата, в т.ч. икон, причем многих из них отличали корысть и невежество, а в лучшем случае - только собирательский азарт. Данные обстоятельства не способствовали сохранности икон, а так же приводили к полной утрате исторических сведений об их бытовании. Со второй половины 1980-х голов активной сбор икон начали священно - служители возрождающейся православной церкви. По некотрым сведениям
собранные иконы поступают в благочиния и епархии, распределяясь в дальнейшем, по вновь создаваемым приходам. Вероятно, последнему, предшествует их поновление. Неизвестно, какова при этом судьба неканонических икон, которых довольно много среди работ сибирских народных иконописцев. В последнее время старые иконы стали продаваться и в художественных салонах.
Известны так же случаи исчезновения икон из музеев, работающих на общественных началах. поскольку иконы являются не только предметами религиозного культа, но так же произведениями искусства и важными историческими источниками, они требуют охраны государства. Составной частью такой охраны мы считаем сохранение информации о бытовании икон. Представляется, что первым шагом должно стать создание совещательной комиссии из представителей НПЦ "Наследие" и епархии, а так же искусствоведов и историков, которая должна разработать правила, регулирующие перемещение памятников иконописи на территории Алтайского края, с дальнейшим их представлением на утверждение в Законодательное собрание. Комиссии следует рассмотреть и проблемы реставрации икон. Одновременно необходимо начать работу по учету икон находящихся в религиозных организациях, музеях на общественных началах, в т. ч. школьных, а так же в частных коллекциях. Учет, на наш взгляд, должен завершиться составлением Свода иконописных памятников Алтайского края и изданием каталогов икон.

Примечания:

 

 

  1. Казаринова Н. Народные сибирские иконы // Творчество. 1973. ╧ 8.
  2. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - нач. XIX вв. Новосибирск, 1974.
  3. Велижанина Н.Г. Народные иконы Новосибирской картинной галереи // Музей. 1983. ╧ 4.
  4. Она же. У истоков сибирской иконописи //Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVII - нач. XX вв. Новосибирск. 1985. С. 153-166.
  5. Она же. К истории иконописания в Западной Сибири // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск. 1987. С. 125-41.
  6. Крючкова Т.А. Иконы с ⌠облачным фоном■ в собрании Иркутского областного художественного музея // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987. С. 141-149.
  7. Бычкова Т.А. К истории иконописания Томского уезда ХVII-ХIХ вв. // Кузнецкая старина. вып.1. Новокузнецк, 1993. С. 121-129.
  8. Красноцветова Л. Алтайский иконописец В.Ф. Балыкин и Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств. Итоги деятельности музея 1992 г.: Сборник докладов научно-практической конференции. Барнаул, 1993. С. 52-57.
  9. Вистингаузен В.К. Народная сибирская иконопись из собрания Тальменского краеведческого музея // Этнография Алтая. - Барнаул, 1996. С. 196-200.
  10. Матюхин Д.А. К истории сибирской православной культовой живописи ХVII - начала XX вв. // Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. Кемерово, 1996. С. 137-147.
  11. Вистингаузен В.К. Художественная культура Нижнего Причумышья (проблема периодизации) // Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры. Барнаул-Тальменка, 1997. С.162-165.
  12. Булыгин Ю.С. Старейшие села Тальменского района // Нижнее Причумышье: Очерки истории и культуры, Барнаул-Тальменка, 1987. С. 54-57.
  13. Информация Василия Ильича Казанцева, 1926 г.р., происходящего из старообрядческого рода с. Шишкино.
  14. Неизвестный автор. Икона ⌠Апостолы Петр и Павел■. Частное владение. Икона принадлежала Петру Матвеевичу Казанцеву, жителю с. Зайцево (ок. 1880 -после 1930), происходившего из рода первопоселенцев-старообрядцев.
  15. Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVIII века // Записки Императорского археологического общества, Спб, 1856. Т.8. С. 27-28.
  16. Неизвестный автор. Икона ⌠Огненное восхождение пророка Илии■. Частное владение. До последнего времени находилась в семье, имевшей старообрядческие корни.
  17. Неизвестный автор. Икона ⌠Архистратиг Михаил Архангел■. Тальменский краеведческий музей, инв. ╧оф 338/73. Поступила в 1992 г. из Святодуховской церкви (Тальменка). Более ранняя история (до поступления в церковь) не выявлена.
  18. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корима, М., 1967. Рис. 16. С. 120-121.
  19. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984, С. 164.
  20. Казанцев В.И. Тальменка - волостной центр. // Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры, Барнаул - Тальменка, 1997, С. 77-79.
  21. Рапорт депутата Ложникова ⌠О найденном каштаке близ д. Тундрихи■ // ЦХФАК, фд 2, 0.2.д. 331, л.9.
  22. Реставрация станковой темперной живописи / Под редакцией В.В. Филатова. М., 1986., С. 21.
  23. Автору данной статьи известно о еще одной тальменской иконе с тем же сюжетом, которая еще более близка к карийской, но в настоящее время недоступна для изучения.

24. Икона "Св. Георгий Победоносец". Тальменский краеведческий

музей, новый инв. ╧ ОФ 170 \36 КП ТКМ. Поступила в 1995 году

от Поповой А. В. Автор неизвестен.

  1. Икона "Огненное восхождение Пророка Илии" - Тальменский

    краеведческий музей, инв. ╧ ОФ 17 \ 36 КП ТКМ. Поступила из

    того же источника. Автор неизвестен.

  2. Икона "Архистратиг Михаил Архангел". Тальменский краевед-

    ческий музей, инв. ╧ ОФ 339\73 КП ТКМ. Поступила в 1992 году

    от Н. А. Кутулаева, история иконы неизвестна, так же как и ее

    автор.

  3. Икона " Св. Параскева Пятница". Тальменский краеведческий музей, инв. ╧ ОФ 101/22 КП ТКМ. Поступила в 1994 году от жительницы с. Шипицино Е. М. Неушковой. История иконы и ее автор неизвестны.
  1. Неизвестный автор. Икона "Св. Серафим Саровский". Находилась в музее школы с. Новотроицкое Тальменского района, куда была передана в 1986 г. Р. П. Городецкой, получившей ее от жительницы с. Митюшово М. Кононовой. В1996 году директором школы Никитиным Н. А. Была передана священнику церкви с. Прутского Павловского района.
  2. Неизвестный автор. Икона "Жены - Мироносицы". Музей школы с. Новотроицкое. Хранилась в семье Карел, переселившихся в 1907 году из Черниговщины (г. Лиски). В 1912 году была подарена в новопостроенную церковь с. Новотроицкое М. П. Гриценко ( в девичестве - Карел). При ликвидации церкви в 1936 году спасена М. П. Гриценко. Около 1980 года передана в музей школы с. Новотроицкое ее внучкой Г. П. Гриценко.
  3. Неизвестный автор. Икона "Богоматерь Знамение" - "Христос Вседержатель" (двойная). Частное владение. Происходит из с. Шадринцево Тальменского района, куда попала в начале века с украинскими переселенцами.
  4. Неизвестный автор. Икона "Предста Царица". Тальменский районный краеведческий музей, инв. ╧ . Поступила в 199 г. от , из с. Шадринцево Тальменского района.



Травмы глаза с доставкой на https://www.ochkov.net/informaciya/bolezni-glaz/travmy-glaza.htm.
Яндекс.Метрика

На главную страницу