|
||||||||||||||
Ирина РОСТОВЦЕВА. Церковно-историческая экспедиция в село ЛегостаевоЛетняя обмерно-геодезическая практика 2010 года для студентов-архитекторов Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА) оказалась не просто необычной, но совершенно удивительной и запомнившейся на долгие годы. Она превратилась в настоящую церковно-историческую экспедицию. Сборы Все началось с того, что на имя Геннадия Ивановича Пустоветова, ректора НГАХА, пришло письмо от благочинного Юго-Восточного округа священника Игоря Затолокина с просьбой провести обследование и обмеры разрушенного храма Архистратига Божия Михаила в селе Легостаево. После заключения договора и подписания необходимых документов руководителем практики назначили автора этих строк — старшего преподавателя кафедры основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства И. Л. Ростовцеву. Руководителю предстояло собрать группу из 10—12 первокурсников, готовых выполнить серьезную и ответственную работу. Желающие отправиться в путь выясняли, далеко ли ехать и в каких бытовых условиях придется жить. Перспектива ночевок в спальниках на голом полу легостаевс-кого Дома культуры и отсутствия горячей воды испугала любителей комфорта. В конце концов, собралась команда из самых стойких энтузиастов, готовых к любым трудностям и испытаниям. И ими оказались… одни девочки! Елизавета Иванова, Анастасия Вощина, Надежда Трачук, Нина Корешкова, Алина Савчук, Анна Борисова, Любовь Садномова, Валентина Зусик, Оксана Осотова, а после раздумий к ним примкнул и единственный представитель сильного пола — Антон Поднебеснов. Руководитель практики обратилась к дипломникам и предложила им присоединиться к группе после защиты дипломных проектов. Так группа пополнилась двумя специалистами: архитектором Юрием Ягодиным и магистром архитектуры Антоном Гашенко. Здание церкви во имя Архистратига Божия Михаила (Михайло-Архангельская) с приделом во имя Пророка Божия Илии в селе Легостаево. Современный вид. В процессе обмера стен храма. Путешествие И вот долгожданный день отъезда наступил. Гора рюкзаков и спальников вперемешку с теодолитами и рейками загружены в машину. Путешествие началось. В приходе в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в микрорайоне Ложок города Искитима нас гостеприимно встретили прихожане и настоятель храма, благочинный Юго-Восточного округа священник Игорь Затолокин. После экскурсии по храму и обеда в трапезной наш путь продлился до с. Легостаево вместе с батюшкой и присоединившимися к нам по его благословению двумя ребятами из реабилитационного центра «Омега». Мы ехали по земле, находившейся в XVIII — начале XIX вв. в ведении Колывано-Воскресенских заводов и принадлежавшей Кабинету Его Императорского Величества. Всхолмленная местность напоминала о приближении к Салаирскому кряжу. Несмотря на все красоты, дорога казалась томительно долгой. Наконец за очередным пригорком нам открылась живописная долина реки Берди, а также раскинувшееся в ее пойме и на высоких берегах старинное, насчитывающее почти 300 лет село Легостаево. Встреча в Легостаево Автобус быстро проехал мимо разрушенного храма, так что не все из нас успели разглядеть его, и остановился у Дома культуры, где уже ждали глава легостаевского сельсовета Татьяна Рыбникова, член Совета депутатов Галина Мишенина и директор Дома культуры Наталья Мальцева. Состоялось первое знакомство, и начался молебен перед началом доброго дела. После молебна и напутственных слов отца Игоря и Татьяны Николаевны все отправились на развалины храма для первого осмотра. Будучи ознакомлены с любезно предоставленными нам отцом Игорем документами, мы знали, что церковь во имя Архистратига Божия Михаила (Михаило-Архангельская) с приделом во имя Пророка Божия Илии в селе Легостаево Искитимского района НСО построена в 1804 году и закрыта в 1940 году. Тех, кто ожидал увидеть величественный храм, постигло бы разочарование. Остатки стен и пространство алтаря утонули в зарослях крапивы и молодых кленов, возле северной стены высилась гора обломков конструкций, трава вокруг поднималась почти по пояс. Трапезная храма, защищенная шиферной крышей, сохранилась лучше, чем алтарная часть, но над настоящим полом храма высился почти метровый слой окаменевшего цемента — память о последнем использовании помещения в качестве склада. Практика Студенческая практика началась с распределения работ, назначения очередности дежурств и выяснения, к кому из старожилов села стоит обратиться с вопросами о храме. Вечер первого дня заполнился суетой благоустройства на новом месте. Все сотрудники Дома культуры приняли в нас самое живое участие. Женская часть группы, как самая многочисленная, была расселена в огромной комнате на втором этаже, а малочисленная мужская — на первом этаже в помещении отдела по делам молодежи, кроме того, в этом помещении разместились кухня и столовая, она же гостиная. Галина Михайловна Мишенина приняла нас как родных и постоянно опекала. Мы принесли из ее дома большие кастрюли, плитку, посуду и даже картошку и зелень из огорода. Вечерами они с внуком Никитой топили нам баню. В первый день было решено заняться расчисткой территории и подготовительными работами. Наши помощники из центра «Омега» Павел и Вячеслав, легко и красиво работая топориками, к полудню освободили стены и пол храма от кленов и крапивы. Студенты выполнили предварительные чертежи и начали обмеры. Последующие три дня были заняты обмерами стен храма снаружи и изнутри, составлением чертежей разреза, плана и деталей, подробной фотофиксацией. Внимательно изучая стены, мы обнаружили, что главная часть храма, называемая кафоликоном, и полукруглый алтарный выступ (абсида) были выделены в общей композиции здания крупным горизонтальным рустом, покрывавшим стены вокруг дверных порталов небольшими уступами от фундамента до карниза. Именно эти части здания оказались поврежденными больше всего. Здесь явно были видны следы целенаправленного разрушения — руст специально долбили, делая стену просто ровной. Возможно, это понадобилось для того, чтобы к стене проще было присоединить деревянную пристройку-сарай, который был сделан, по воспоминаниям жителя села Семена Сергеевича Серкова, в период использования помещения алтаря храма в качестве мельницы. По воспоминаниям старожилов С. С. Серкова и Л. Г. Казмеренко в 1948 или 1949 году в здании случился пожар. Выгорели все деревянные конструкции перекрытия, рухнули барабан с куполом, а после этого остатки стен оказались незащищенными и начали разрушаться сами собой. Однако в этом случае сильнее должна была пострадать юго-западная стена, преимущественно подветренная. Но по нашим наблюдениям, сильнее разрушилась северо-восточная стена, повернутая к дороге, по которой можно было подъехать специально для того, чтобы уничтожить остатки стен. Все конструкции рухнувшего купола и остатков кровли долгое время находились внутри храма. В конце 90-х годов XX века, когда повсюду стали восстанавливаться храмы и возрождаться церковная жизнь, у жителей Легостаево затеплилась надежда на восстановление храма. Энтузиасты несколько раз принимались за расчистку развалин и увезли на свалку две машины обломков. К моменту нашего приезда в алтаре и храме валялись битые кирпичи, а наросший слой грунта составлял около полуметра. Сделав несколько пробных шурфов, мы обнаружили уровень кирпичного пола солеи и уровень пола самого храма, а также выходы на северную и южную паперти. Все эти уровни были зафиксированы при помощи теодолита и нанесены на чертежи продольного разреза. После закрытия храма в алтаре и кафоликоне располагалась мельница, а в трапезной — дизельная станция. Для того чтобы разделить эти помещения, заложили шлакобетоном арку в стене, соединявшую храм с трапезной. Трапезная часть храма сохранилась лучше алтарной, поскольку после пожара над ее объемом была сооружена двускатная крыша, покрытая шифером. Северный и южный фасады трапезной украшены довольно грубо выполненными пилястрами — прямоугольными полуколоннами, примыкающими к стене. На фасадах осталась старая штукатурка, на внутренних поверхностях стен — остатки побелки и следы пожара. Пол трапезной забетонирован на уровень 60—80 см, поскольку последним использованием этого помещения был склад цемента. К концу третьего дня обмеров у нас появился план с размерами. Остался невыясненным вопрос, где был придел пророка Илии? Вероятнее всего, этот придел располагался в трапезной, потому она и сделана такой широкой, только вот с какой ее стороны? В настоящее время помещение трапезной разгорожено деревянной стеной, что наводит на мысль, не есть ли это стена притвора. Еще одно наблюдение в пользу такого расположения притвора: на внешней поверхности западной стены, слева от входа устроена ступенчатая ниша в стене глубиной в один кирпич. Очертания ниши наложены прямо на пилястру (полуколонну), значит, ниша выдолблена в стене позже строительства храма. Возможно, она появилась после ремонта 1910 года. В нише наверняка располагалась икона, возможно пророка Илии. Работавшие над обмерами западного фасада Нина и Надежда разглядели выбоины в стене, напоминавшие следы пуль, причем их расположение укладывалось в очертания предполагаемого нимба святого на иконе. Производится обмер в трапезной части храма. В гостях на лесной заимке. Колокольня Нерешенным оставался и вопрос о том, где могла располагаться колокольня. Никаких следов основания, на которое опиралась бы конструкция колокольни, в плане не было. Ответ нашелся неожиданно просто. В имевшейся в нашем распоряжении оценочной ведомости храма за 1911 год, составленной сразу после ремонта, значатся его основные параметры: «Длина церкви, считая и колокольню 36 аршин (то есть 25,6 метров), наибольшая ширина 16 аршин (11,37 метров)». Ширина храма, полученная в результате наших обмеров, совпала с данными 1911 г., а длина оказалась на 4 метра меньше. Вся мужская часть группы принялась за расчистку площадки перед западным фасадом. Сняв часть грунта на расстоянии четырех метров от западного фасада, мы обнаружили четкие очертания фундамента колокольни, которая когда-то имела пятигранную форму и примыкала к западному фасаду, а также основание пристроенного к колокольне западного крыльца-паперти. Колокольня на притворе — главное украшение храма — завершавшая всю его композицию с запада, была уничтожена полностью. Ярким детским воспоминанием Татьяны Афанасьевны Ушаковой, дочери сельского старосты, остались одни из дней Светлой седмицы, когда разрешали подняться по деревянной лестнице на колокольню и весело звонить в колокола. Как пишет в присланных отцу благочинному из Санкт-Петербурга воспоминаниях дочь последнего в ХХ веке священника легостаевского храма отца Якова Мазаева Нина Яковлевна, в храме было семь колоколов. «…Колокола сняли в 1932—1933 гг. Два колокола, большой и средний, сбросили на землю по правую сторону, а маленькие сняли и увезли». Так замолчала дарившая людям радость легостаевская колокольня, звон колоколов которой слышно было, по словам Елены Андроновны Слуцкой, в Малиновке и других окрестных деревнях. Первое время помещение колокольни, имевшее по воспоминаниям старожилов деревянный антресольный этаж, который использовался для хранения священнических облачений, церковных книг и светской библиотеки, было превращено в сапожную мастерскую. Этому, как рассказывала старожилу С. С. Серкову его мама, предшествовало разорение церковного имущества: сундуки с книгами сбрасывали с антресолей, некоторые из них открылись, а книги высыпались. Случившиеся в храме свидетели этого бросились спасать книги, и часть их удалось спрятать, все остальное увезли милиционеры. Но всего этого поругания показалось мало, и колокольню просто стерли с лица земли, снесли. Судя по состоянию западной стены, конструкцию ломали при помощи техники: толкали трактором или, охватив тросами, тянули, пока не разрушится. Колокольня, падая, вырвала кусок стены западного фасада. Образовавшийся провал в стене трапезной заполнили новыми кирпичами и небрежно заштукатурили, чтобы можно было использовать здание для новых нужд. Часовня К юго-востоку от алтаря храма, на месте, приблизительно указанном в описях 1910—1911 гг. и совпадающем со схематическим чертежом Нины Яковлевны Мазаевой (дочери последнего священника), нами были найдены остатки конструкций. Здесь, по описаниям, стояла деревянная часовня на могиле почитавшегося в селе священника отца Петра Мухина: «на деревянных брусьях, соединенная двойным рядом теса. Крыта деревом. Длина 6 арш., ширина 6 арш., высота до крыши 4,5 арш (…) построена в 1908 году»1. 1 РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2139. Л. 53—53об. В часовне после разорения храма находились некоторые храмовые иконы. К сожалению, на изучение развалин часовни у нас не хватило времени, как не хватило его и на поиски очертаний ограды, окружавшей храм, а также основания дома-сторожки священника, в котором семья Мазаевых жила перед арестом отца Якова в 1937 году. Старососедово В четверг вечером стали приготавливаться к запланированному сплаву по реке Берди. Утром следующего дня все, кроме оставшихся дежурить Павла и Вячеслава, погрузились в приехавшую за нами машину и поехали в Старососедово. За рулем был Анатолий Петрович Колупахин, хозяин охотничьей заимки, куда мы и направлялись. Дорога от Легостаево пошла резко в гору по территории заказника. Государственный биологический заказник регионального значения «Легостаевский» занимает площадь 30 900 га и был образован в 1974 году. Здесь располагается один из замечательных памятников природы нашей области «Бердские скалы», которые нам предстояло увидеть. По пути Анатолий Петрович притормозил, чтобы показать будущим архитекторам удивительное инженерное сооружение — настоящую бобровую плотину. На окраине Старососедово остановились у деревянного дома, от которого начинался путь на заимку. Нашим проводником в дивный мир природы оказался удивительный человек: академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук Владимир Буданов. Мы шли под сводами реликтового леса из лиственницы и сосны, не могли надышаться смолистым воздухом, собирали попадавшуюся землянику и слушали рассказ Владимира Ивановича о Салаире. Наш путь завершился на поляне, над которой возвышалась маленькая деревянная часовня, построенная Владимиром Ивановичем c товарищами. Образы Спаса Нерукотворного, Божией Матери, святителя Николая были написаны для часовни им же. На заимке нас встретили священники Игорь Затолокин и Кирилл Портнягин с послушником Игорем и гостеприимные хозяева. Отслужив молебен о путешествующих, все пошли осматривать хозяйство. Ниже часовни раскинулись строения лесной заимки, на которой занимаются разведением сибирских лаек. Хозяйство оказалось огромным: на одном конце поляны стояли клетки с собаками, на другом — клетки с кроликами. Бродили куры, еще дальше жили барсуки, центр поляны занимала пасека, а поодаль в большой клетке сидела медведица Маша. Защелкали фотоаппараты, но на этом сюрпризы не кончились. Через некоторое время Анатолий Петрович выпустил из домика двух медвежат. Восторгу нашему не было конца! Чука и Гека угостили шоколадом и, налюбовавшись на них, пошли заниматься делом. Сплав На поляне расстелили четыре резиновые лодки и начали накачивать для проверки их пригодности. Тем временем девушки начистили и сварили картошку. После обеда сфотографировались и опять отправились в путь — на машине вверх по течению Берди. Выгрузились, накачали лодки для сплава и, распределившись на четыре команды, заняли свои места в лодках. На веслах рулевыми оказались отец Кирилл, Игорь, Антон и Юрий, остальные — пассажиры. Поначалу лодки двигались хаотично, вращались и застревали в прибрежных зарослях, но потом ход их выровнялся и подчинился неспешному течению реки. Открывавшиеся нам картины были совершенно неожиданными: то мы плыли по узкому руслу горной реки, где правый берег составляли знаменитые «Бердские скалы», то река становилась шире и спокойнее, а берега — положе. Во время сплава к «Бердским скалам». На торжественном освящении поклонного креста. Пороги не давали расслабляться, и после них все пассажиры занимались вычерпыванием воды. Когда мы доплыли до условленного места, члены экспедиции оказались мокрыми до нитки, поскольку все путешествие нас сопровождал моросивший дождь. Когда мы выбрались на берег и сложили лодки, к счастью, выглянуло солнце. За нами опять приехал Анатолий Петрович и доставил всех в Легостаево к Дому культуры. Заботливая Галина Петровна, видя, в какую погоду мы отправились в плавание, истопила ребятам баню. Слава Богу, никто не заболел! Весь следующий день лил дождь, команда сушила одежду и обувь. Началось составление чистовых чертежей, уточнение отдельных размеров и продолжился сбор данных о храме в беседах со старожилами села. Поклонный крест у источника Следующей нашей задачей, по благословению отца Игоря, было разыскание почитавшегося до революции святого источника и установка возле него поклонного креста. Силами мужской части группы источник был найден на северо-западной окраине Легостаева в глубине оврага. Его расчистили от зарослей, пробили к нему земляные ступени и установили поклонный крест на склоне над источником. В день нашего отъезда приехал отец Игорь Затолокин вместе с представителями православной молодежи Новосибирска и Искитима. Состоялось торжественное освящение поклонного креста. На этом, казалось бы, закончилась наша практика, но главное открытие ожидало нас дома. Открыв книгу Т. М. Степанской об архитектуре Алтая, мы обнаружили опубликованный первоначальный проект Михаило-Архангельского храма в селе Легостаевском, составленный первым архитектором Колывано-Воскресенских заводов Андреем Ивановичем Молчановым (1765 — после 1824 года). Описание отремонтированного в 1910 году храма не совпадает с внешним видом храма в проекте Молчанова, значит, работа над храмом на этом не была закончена! Предстоит выяснить, какие изменения в облик храма внесла реконструкция 1910 года, кто выполнил проект реконструкции и где он хранится, а также как выглядел храм перед его разорением. Сейчас группа архитекторов очень надеется на то, что в чьем-то домашнем архиве лежит фотография Михаило-Архангельской церкви села Легостаево. Наконец-то настало время ее оттуда извлечь… Результаты проделанной работы Внашу задачу входила максимально точная фотофиксация и инструментальная фиксация современного состояния здания храма. Результатом обмерно-геодезической практики явились выполненные нами чертежи фасадов, плана и разверток внутренних стен. Проведена подробная фотофиксация с использованием масштабных линеек. Попутно велся опрос местных жителей, и выяснялись подробности использования здания храма в советское время. Часть бесед со старожилами была записана на диктофон. Историческая справка составлена по любезно предоставленным нам отцом Игорем Затолокиным материалам, выявленных им в различных архивах, и его переписке с дочерью последнего священника Михайло-Архангельской церкви Якова Мазаева, Ниной Яковлевной Мазаевой. По рисунку плана храма, сделанному Ниной Яковлевной, и материалам страховой оценки строений Михаило-Архангельской церкви 1911 года удалось найти основание часовни над могилой почитавшегося местночтимым святым священника Петра Мухина к юго-востоку от алтаря. Сотрудники библиотеки легостаевского Дома культуры поделились с нами материалами по истории села и предоставили жизнеописание отца Петра Мухина. По всем собранным материалам составлена приблизительная хронологическая таблица основных дат и событий, связанных с Михайло-Архангельским храмом села Легостаево. Жизнеописание и деяния отца Петра Мухина, бывшего священником в селе Легостаевском Барнаульского уезда Томской области Родиной отца Петра Мухина было село Легостаевское, расположенное на левом берегу реки Берди, в 60-ти верстах от впадения ее в Обь. Его отцом был Василий Мухин, священник того же села, служивший в первой половине XVIII-го столетия. Под руководством своего отца Петр получил образование и ему же обязан знанием церковного устава. По просьбе своего отца Петр был определен к сей церкви сначала дьячком, а затем он был удостоен сана дьякона и священника. Год рождения отца Петра с точностью определить нельзя, потому что документы церковные бывшим пожаром в 1765 году уничтожены. В ревизской сказке, бывшей в 1775 году, относительно отца Петра говорится, что «священник Петр Мухин 35 лет, во священника рукоположен в 1767 году, января 27-го числа Преосвященным Митрополитом к оной Архангельской церкви по доношению Духовного Прошения с выбором от прихожан. В Семинарии не был. В подушный оклад не положен. В семействе у него жена Евдокия Ернакова. Детей нет.» Более подробные сведения об отце Петре можно получить из рапорта бывшего священника Легостаевской церкви отца Андрея Киселева на имя Его Преосвященства Афанасия епископа Томского от 28 января 1844 года. Рапорт отца Андрея свидетельствует, что отец Петр Мухин был человек весьма набожный, для прихожан добрый, отзывчивый на все нужды. Прихожане времен священника Андрея Киселева помнившие рассказы об отце Петре от своих отцов и дедов, весьма одобрительно отзывались, говоря, что отец Петр был им «именно отцом своим», что им «такого долго ждать по добродетели и ревности к своей обязанности — службе». Отец Петр отличался благотворительностью. Народное предание говорит, что во время служения отца Петра нужное довольствие с прихожан обирали сами священно-церковнослужители. Отец Петр собирая положенное ему довольствие, тут же раздавал его беднякам. Подъедет бывало к дому крестьянина, спросит остатки хлеба, если крестьянин ответит, что нет их, отец Петр попросит его принести хоть пустую пудовку. Затем, насыпав ему из собранного хлеба столько пудов, сколько душ в доме, едет далее. Указ Тобольской Духовной Консистории от 8 марта 1769 года с номером 55, гласит, что отец Петр много неприятностей имел от своего сослуживца Иосифа Арзамазова и только благодаря вмешательству самих прихожан и благочинного Е. Дягилева избавился от своего оскорбителя: Арзамазов был удален из прихода. О точном времени смерти отца Петра никаких данных нет, но приблизительно можно определить, что он скончался в 1794 году, так как в метрических и других книгах Легостаевской церкви до 1794 года есть везде подпись отца Петра (метрических книг за 1794 год не сохранилось), а в 1795 году подписи его уже нет. Погребение отца Петра было около алтаря деревянной церкви, построенной в 1777 году на берегу реки Бердь. Через несколько лет после его смерти этот берег Берди стало сильно смывать водой, поэтому прихожанами было решено перенести церковь дальше от берега на другое место. В скором времени после переноса церкви все место, бывшее под церковью, смыло водой, так что гроб отца Петра и гроб его жены (Петр Мухин и его жена скончались от дряхлости лет в один день и погребены в одну могилу) стали видны. Благоговея к памяти отца Петра, прихожане во главе со священником решили с честью перенести оба гроба к перенесенной церкви. Впоследствии деревянная церковь по неосторожности сгорела. Прихожане порешили построить новую церковь — уже не деревянную, а каменную. С Божьей помощью начали строить церковь и в 1804 году она была окончена. После освящения вновь построенного храма прихожане единогласно решили перенести гроб отца Петра к новому храму. При раскопке могилы гроб отца Петра оказался целым, а гроб его жены потерян. Несколько прихожан хотели поднять гроб отца Петра, но не смогли. Тогда спустился в могилу служивший в то время священник Тимофей Мухин, открыл с помощью других гроб и хотел вынуть из гроба тело отца Петра, но ему не удалось сделать это, тело отца Петра оказалось как бы приросшим ко гробу. Вторично попытаться поднять гроб никто не решился и его оставили на старом месте — могилу зарыли и поставили небольшой памятник над ней. Память отца Петра чтут прихожане не только местной церкви, но и других приходов. Ежегодно на могилу отца Петра стекается большое количество богомольцев издалека, служат панихиды по нем; а некоторые богомольцы берут земли с могилы отца Петра. Самое большое стечение богомольцев на могилу отца Петра бывает в Петров день, 20 июля. Вышенаписанное составлено по народному сказанию и некоторым сохранившимся при архиве документам, как то рапорт священника Андрея Киселева, ревизским сказкам и другим. Краткая летопись храма Архистратига Божия Михаила села Легостаево Адрес: с. Легостаевское Барнаульского уезда Томской епархии; позднее: с. Легостаево Легостаевского р-на НСО; наше время: с. Легостаево Искитимского р-на Новосибирской обл. 1751 г. В «Ведомости церквам, которые необходимо построить по ведомству Берскому, представленная геодезии прапорщиком Пименом Старцовым» упомянуто: «Вновь же назначено на речке Берде в деревне Легостаевой, где и жители желают во имя архистратига Михаила, к ней приходских дворов, в том числе Томских, 7 дворов 157 ». — Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26. Оп. 1. Д. 45. Л. 120. 1752 г. В «Реестре новопостроенным церквам с показанием расположенной на оныя дани» под № 6 упомянута «в деревне Легостаевской Архангельская церковь деревянная». — Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26. Оп. 1. Д. 182. Л. 110. 1765 г. В церкви случился пожар, предположительно по неосторожности сторожей. — Жизнеописание и Деяния отца Петра Мухина, составлено священником Легостаевской церкви о. Андреем Дмитриевым по особому поручению его Преосвященства Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского. Томск 1905 г. 1766 г. В селе была построена деревянная церковь во имя Архистратига Михаила. В приходе числилось 282 двора, 1 священнослужитель, 1 дьякон, 1 пономарь. — Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26. Оп. 1. Д. 63. Л. 4; Там же. Ф. 26. Оп. 1. Д. 291. Л. 21—22. 27 января 1767 г. Во священника рукоположен «священник Петр Мухин 35 лет, Преосвященным Митрополитом к оной Архангельской церкви по доношению Духовного Прошения с выбором от прихожан. В Семинарии не был. В подушный оклад не положен. В семействе у него жена Евдокия Ернакова. Детей нет.» — В ревизской сказке, бывшей в 1775 году. 1794 г. На берегу р. Бердь, около алтаря деревянного храма, погребли усопшего священника Петра Мухина. — Жизнеописание и Деяния отца Петра Мухина, составлено священником Легостаевской церкви о. Андреем Дмитриевым по особому поручению его Преосвященства Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского. Томск, 1905 г. Конец 1790-х гг. Церковь перенесли на новое место, так как берег реки стало сильно смывать водой. — Жизнеописание и Деяния отца Петра Мухина (...). Томск, 1905 г. Предположительно конец 1790-х гг. Пожар уничтожил деревянную церковь, после чего решили построить новую каменную. — Жизнеописание и Деяния отца Петра Мухина (...). Томск, 1905 г. 1804 г. Была построена каменная двупрестольная церковь. Главный престол во имя Св. Михаила Архангела и придельный во имя Св. Пророка Илии. — Клировая ведомость Легостаевского храма 1812—1814 гг. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. Д-26. Оп. 1. Д. 314. Л. 150. 1820 г. Легостаевской церкви иерей Игнатий Ковригин пожертвовал на содержание бедных учеников уездного и приходского училища 2 руб. — Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26. Оп. 1. Д. 76. Л. 45—46. 28 января 1844 г. Иерей Легостаевской церкви Андрей Киселев записал сведения о жизни почитаемого отца Петра Мухина по ревизским сказкам и со слов жителей села, помнивших отца Петра. — Более подробные сведения об о. Петре можно получить из рапорта бывшего священника Легостаевской церкви о. Андрея Киселева на имя Его Преосвященства Афанасия епископа Томского. 1887 г. При церкви Михаила Архангела открылась церковно-приходская школа, помещается в собственном доме. — Справочная книга Томской епархии за 1914 год. Томск 1914 г. 1909 г. Легостаевская церковь стала принадлежать к 44-му благочинию Томской епархии. Состав прихода: Легостаевское село; деревни: Девкина – 8 верс т, Усть-Чемская – 4 версты, Харина – 18 верст, Старо-Соседова – 15 верст, Ново-Соседова – 15 верст, Мосты – 15 верст, Елбаши – 20 верст; поселки: Васильевский – 20 верст, Архиповский – 12 верст, Ивановский – 10 верст, Дмитриевский – 12 верст, Стаковский – 20 верст, Светлый – 22 версты. — Справочная книга Томской епархии за 1914 год. Томск 1914 г. 22 июня 1910 г. Страховая оценка «Михаило-Архангельской церкви села Легостаевского 44 благочиннического округа Барнаульского уезда Томской епархии: 1. [...] Церковь каменная, на таковом же фундаменте. В настоящее время в ней происходит капитальный ремонт: убраны пол, потолок, крыша, окна и проч. Cтоят только стены, […] Ремонт должен кончиться к зиме 1910 г». Оценку производили: и.д. благочинного 44 округа священник Евгений Смирнов, священник Андрей Дмитриев, священник Сергий Краснов, священник Василий Екимбаров, псаломщик Евсей Мо[нрзб.], церковный староста Мирон Загоскин, села Легостаевского сельский староста крестьянин Кондратий Лямкин, крестьяне с. Легостаевского Митрофан Коновалов, Василий Еремин. — Российский Государственный исторический архив. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2139. Л. 55—56об. 30 октября 1911 г. Страховая оценка: «Михаило-Архангельская церковь каменная, снаружи оштукатурена и выбелена известкой; внутри оштукатурена и выкрашена масляной краской; покрыта железом, окрашенным масляной краской зеленого цвета. Длина церкви, считая колокольню 36 арш., наибольшая ширина 16 арш., имеется одна (1) большая глава и две (2) малых. Дверей входных три (3), внутренних дверей фонарного устройства, но стеклянных, три (3) тройных шт. Иконостас длиною 8 ¾ арш., высотою 9 арш. Церковь отапливает четырьмя печами, колокольня в два (2) яруса общей высотой до верха карниза пятнадцать (15) арш. Больших окон (16) шестнадцать; малых верхних восемь (8) окон; вверху купола малых окон восемь (8), окна все двойные». Оценку производили: и. д. благочинного 44-го округа священник Евгений Смирнов, священник Димитрий Смирнов, священник Андрей Дмитриев, священник Иоанн Доброседов, диакон Иоанн Ломов, Михаил Нивиных, церковный староста Мирон Загоскин. — Российский Государственный исторический архив. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2139. Л. 53—53об. 1914 г. Опубликованы сведения о легостаевской церкви. Благочиние: 44-го округа. Приписные церкви: молитвенный дом в д. Мосты, часовня в д. Девкиной, часовня в д. Мосты. Школы: церковно-приходская школа в с. Легостаевском (открыта в 1887 г.), школа гражданского ведомства в д. Мосты (открыта в 1907 г.), школа гражданского ведомства в д. Малиновке (открыта в 1908 г.). Земли при церкви: 99 десятин пахатной и сенокосной. Клир: священник Андрей Яковлевич Димитриев (с 1904 г. и на 1914 г. – настоятель), священник на диаконской вакансии Иоанн Васильевич Калинин (с 21 ноября 1913 г. и на 1914 г.), псаломщик Елладий Павлович Моцартов (с 22 марта 1908 г. и на 1914 г.). Прихожан: 7 862 душ обоего пола. Дополнительные сведения: В 1914 г. штат: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик; содержание причта при готов. причт. домах для св-ка и диакона: %% с причт. капитала 5 руб. 70 коп. и доходы от треб до 1 800 руб. — Справочная Книга Томской Епархии за 1914 год. Томск 1914 г. 28 июля 1937 г. Сотруднику РО НКВД Букатенко поручается произвести обыск и арест гр. Мазаева Якова Семеновича, проживающего в с. Легостаево. — Архив УНКВД по НСО. Дело № 15410 по обвинению Мазаева Якова Семеновича. Лист 1. Ордер № 19 от 28.VII.1937 г. 29 июля 1937 г. «Мазаев Яков Семенович, священник Легостаевской церкви, обвиняется в том, что вел контрреволюционную агитацию против Советской власти, клеветнически распространял слухи среди населения о новой конституции СССР [...] Привлечь Я. С. Мазаева по ст. 58 п. 10. Настоящее постановление мне объявлено. Подпись обвиняемого: Мазаев». — Архив УНКВД по НСО. Дело № 15410 по обвинению Мазаева Якова Семеновича. Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения, с. Легостаево 1937 года июля 28 дня, опреуполномоченный УГБ РО НКВД. Объявлено 29 июля 1937 г. 13 сентября 1937 г. Расстрел последнего священника Якова Мазаева. «Слушали: Дело № 12 Легостаевского РО НКВД. Мазаев Яков Семенович 1885 г. р. урож. с. Красный Яр, Ордынского р-на, ЗСК, […] обвиняется в проведении к-р агитации. Постановили: Мазаева Якова Семеновича расстрелять, лично принадлежавшее ему имущество конфисковать. Дело сдать в архив». — Выписка из протокола №26/8-к заседания тройки Управления НКВД Запсибкрая. Архив УНКВД по НСО. Дело № 15410 по обвинению Мазаева Якова Семеновича. 11 ноября 1939 г. На заседани церковного совета Легостаевской Михаила Архангела общины, на котором присутствовали Сюткин, Лямкин, Лямкина, Легостаева, Гармотько, было решено: «Ввиду того, что в данной церкви не имеется церковного служителя и нет средств для проведения ремонта церкви (…) передать церковь в распоряжение и содержание Легостаевского сельсовета». — Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 5. Л. 86. Конец 1930-х — 1940-е гг. Происходит вывоз из церкви икон, книг, ковровых дорожек, люстр и пр. Остались голые стены, иконы некоторое время находились в деревянной часовне вблизи алтаря храма. В здании церкви устроили кинотеатр, но из-за плохой акустики его вскоре закрыли. После этого в здании храма размещались колхозный глубинный пункт заготовки зерна и дизельная электростанция.— Со слов старожилов села Легостаево. 1948 или 1949 г. В здании произошел пожар. «Горит церковь. Горит, полыхает, пылает. Прямо оттуда пламя. Почти никто не тушил. Внутри пылала как свечка, все обгорело». — Со слов старожилов села Легостаево. 2006 г. Силами православной молодежи г. Новосибирска перед разрушенным зданием храма установлен памятный деревянный крест. Июль 2010 г. Силами студентов первого курса и выпускников архитектурного факультета НГАХА в период обмерно-геодезической практики 2009 — 2010 учебного года проведена историко-археологическая экспедиция с целью изучения истории храма и его сегодняшнего состояния, как памятника архитектуры и истории.
Живоносный Источник • №2 (3) 2010 год |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 15 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 11928 |