|
||||||||||||||
Митрополит Новониколаевский и Всея Сибири Петр (Блинов Петр Федорович)ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИБИРИ Продолжается публикация цикла статей, посвящённых обновленческому движению в Сибири. Сегодняшняя статья посвящена одному из неординарных деятелей обновленчества – митрополиту Петру Блинову. Родился около 1889 г. в Томской губернии в семье крестьянина-охотника. В сентябре 1914 г., будучи учеником дополнительных богословских курсов Томской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона и назначен псаломщиком Никольской церкви в Томске. 24 апреля 1916 г. диакон Петр был рукоположен в сан священника церкви 38-го Сибирского стрелкового полка, размещавшегося в Томске. В 1917-1922 гг. он служил в томской церкви Иоанна Лествичника, в марте 1918 г. подвергался аресту по обвинению в агитации против советской власти, но выпущен на свободу по ходатайству прихожан, взявших его на поруки. Священник Петр Блинов пользовался популярностью среди своих прихожан, высокий ростом, плечистый, он обращал на себя внимание внешним видом. Не получив систематического образования, он пополнял его чтением, запасом жизненных наблюдений. Его проповеди и духовные беседы привлекали большое количество слушателей. В начале 1920-гг. о. Петр увлекся идеями обновленческого движения, что нашло отражение в проводимых им богослужениях. Получив строгое предупреждение от епископа Барнаульского, временно управлявшего Томской епархией, Виктора (Островидова), он на время подчинился начальству. Но после ареста Преосвященного Виктора и других священнослужителей по обвинению их в противодействии властям в изъятии последними церковных ценностей на нужды голодающих 2 июня 1922 г. священник Петр Блинов собрал инициативную группу из числа духовенства и мирян и объявил о создании «Живой церкви». Учрежденное в тот же день временное церковное управление Томской епархией избрало своим председателем священника Петра Блинова. Сообщение о новом церковном управлении было передано в Москву, во Временное высшее церковное управление, всем благочинным Томской епархии, в Сибревком, в Томский, Алтайский и Новониколаевский губисполкомы. Руководимое о. Петром Блиновым временное церковное управление постановило произвести перевыборы приходских советов, чтобы ввести в их состав сторонников обновленчества, приступить к изданию собственного печатного органа, создать комиссию по разработке материалов по коренной реформе Церкви. Постановлением от 9 июня 1922 г. Томское церковное управление было преобразовано в Сибирское под председательством о. Петра Блинова. Оно высказалось за необходимость суда над патриархом Тихоном, но возбудило ходатайство перед местными властями об освобождении епископа Виктора и других священнослужителей. Обновленчество и деятельность священника Петра Блинова находили в то время поддержку властей, но среди прихожан и части духовенства он встречал неодобрение и осуждение. Блинов писал о таком противоборстве в газете «Красное знамя». В начале сентября 1922 г. пастырское собрание томского духовенства приняло основные положения группы «Живая церковь» и высказалось о возможности введения белого епископата. 2 октября в Томске открылся Всесибирский съезд членов группы «Живая церковь», который постановил возвести священника Петра Блинова в сан епископа. 8 октября 1922 г. в Благовещенском соборе в Томске о. Петр Блинов, будучи женатым человеком, был хиротонисан во епископа Томского и всея Сибири, что противоречило православным канонам. Выйдя к участникам собрания в лаптях и сермяге, он поклялся, что будет рабоче-крестьянским архиереем. 16 ноября 1922 г. он был возведен в сан митрополита Томского и Сибирского, а еще через несколько дней, после переезда Сибирского церковного управления в Новониколаевск, - митрополита всея Сибири. В Новониколаевске обновленцы сделали своим кафедральным храмом Александро-Невский собор. 2 мая 1923 г. Блинов был избран «деловым председателем» обновленческого II Всероссийского Поместного Собора, проходившего в храме Христа Спасителя. По инициативе «епископа» Петра Блинова на Соборе были приняты решения «избрать архиепископом Крутицким, 1-м викарием Московской епархии» протоиерея А. И. Введенского (в хиротонии которого, состоявшейся 6 мая, участвовал и Блинов вместе с другими 11 обновленческими «архиереями»), «закрыть монастыри как уклонившиеся от чистой монашеской идеи» и преобразовать их в братские христианско-трудовые союзы или общины для «подвига личного спасения». Блинов возглавил делегацию обновленцев к Патриарху свт. Тихону, которому прочитал и вручил определение лжесобора о лишении сана и монашества и потребовал признать новую церковную власть. Патриарх это требование исполнить отказался. На заседании 8 мая 1923 г. вместо ВЦУ был образован Высший церковный совет (ВЦС), в списке членов которого (18 членов и 9 кандидатов) на 2-м месте, после Антонина (Грановского), стояло имя «митрополита всея Сибири» Петра Блинова. На обновленческом «предсоборном совещании» 1924 г., когда некоторые раскольники стали высказывать желание начать диалог с Патриархатом, Блинов решительно выступил против каких бы то ни было попыток к примирению. Возглавляемое им обновленческое движение в Сибири стало ослабевать после 1924 г., когда в Новониколаевск приехал рукоположенный свт. Тихоном епископ Никифор (Осташевский). В 1935 г. последовал «самороспуск» обновленческого «синода». В 1935-1938 гг. Петр Блинов, носивший титул «митрополит Минский», жил в Минске, где служил в церкви св. Александра Невского. По воспоминаниям минского священника протоиерея Бориса Васильева, «популярностью и уважением Петр Блинов не пользовался... По улице ходил в гражданской одежде... Народу к нему ходило молиться довольно мало... Сам он очень переживал, что его возьмут под стражу, и поэтому старался поставить себя чрезвычайно лояльным к советской власти, говорил проповеди на тему «Страна наша и правительство»». Весной 1938 г. Блинов был арестован по обвинению в том, что он, «прибыв в начале 1935 года в Минск, по заданию японской разведки связался с польским консульством... создал на территории БССР шпионско-фашистскую организацию, в которую лично завербовал 20 человек, дав им задания на организацию шпионско-диверсионных групп на периферии». Особой тройкой НКВД БССР 25 мая 1938 г. был приговорен к расстрелу. Дата и место его расстрела, также как и место захоронения неизвестны.
Образование и Православие / Е.А. Шабунин, |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7456 |