Меню раздела

Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 20.12.2013 в рубрике  Новости Митрополии, Новомученики Новосибирские, Видеоматериалы, Публикации ЖИ
 

Памяти священника Василия Гоголушко


93 года назад произошла трагедия, которая потрясла жителей нынешнего Болотнинского и Мошковского районов. Трагически погиб священник Василий Гоголушко. Батюшка, выросший в Западной Белоруссии, после Пастырских курсов направился окормлять переселенцев Сибири. О нем, его семье, о традиции служении Церкви этой удивительной семь читайте материал из журнала "Живоносный Источник" №1 за 2013 год и смотрите видеоинтервью. 


 

 

 

До начала 1960-х годов в южной части Болотнинского района Новосибирской области находился поселок Дальний. Просуществовал он недолго. Его история началась в 1907 году, когда приехали в эти места переселенцы из центральной части России, Украины и Белоруссии. Сейчас на месте Дальнего распаханное поле, но память о нем еще жива, потому что именно с  этим поселком связана трагическая судьба священника Василия Гоголушко, убитого за веру в безбожное  лихолетье.

 

Василий Митрофанович Гоголушко родился в 1881 году на белорусской земле в селе Бобры Лидского района, ныне Гродненская область республики Беларусь. В семье его родителей было четверо детей: три сына и дочь. Жили бедно, но отец очень хотел дать детям образование, и двое сыновей – Адам и Василий – отправились учиться в город Лиды, в учительскую семинарию. По ее окончании Василий работал псаломщиком в церкви села Ласица Глубокского района Витебской области. Но у молодого человека было давнишнее стремление посвятить свою жизнь служению Богу и стать пастырем.

Из воспоминаний Веры Ивановны Венскович, внучки отца Василия: «Бабушка (Ольга Викентьевна Гоголушко, жена священника – прим. ред.) нам рассказывала, что Василий Митрофанович закончил пастырские курсы, ректором которых тогда был протоиерей Иоанн Восторгов (в 2000 году прославлен Церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских – прим. ред.). В июне 1911 года его рукоположили в сан иерея. Но тогда существовало правило – если за учебу нечем платить, то необходимо отработать не менее пяти лет в отдаленной местности, где есть острая нужда в священниках. И в тот же год иерей Василий был направлен служить на приход в поселок Дальний Долговской волости Новониколаевского уезда. Сейчас это Новосибирская область, Новосибирская митрополия, а тогда приход относился к Томской епархии. Дальний был большим переселенческим поселком, но церковь в нем построить еще не успели. Поэтому забот у молодого священника было много – сначала выстроили молитвенный дом, а затем батюшка с Божьей помощью принялся за строительство храма. Как вспоминала бабушка, храм стоял на возвышенности и был очень красивый – пятикупольный, построен из кедра на белокаменном фундаменте. Народ в поселке мастеровой, жили дружно, и в семье священника даже не помышляли о возвращении на родину, потому что полюбили они Сибирскую землю и тех людей. И односельчане относились к батюшке с любовью и уважением. Еще на пастырских курсах Василий Митрофанович получил начальное медицинское образование, а врачей-то в округе не было – вот и шли люди к отцу Василию со своими нуждами. Так что он и свои священнические обязанности исполнял, и медицинскую помощь по необходимости оказывал. Да и просто любили сельчане зайти на чай в гостеприимный дом Гоголушко – проблемы обсудить, по душам поговорить».

Не зря тянуло людей к священнику и его матушке – в их семье царили любовь и согласие.

Из воспоминаний Веры Ивановны Венскович: «Уже давно нет в живых бабушки, но по ее рассказам у меня сложилось впечатление, что мой дедушка Василий был человеком тихим и беззлобным.  Даже если просто на фотографию смотреть, то видно, насколько у него мирные черты лица. Между ним и бабушкой была большая человеческая любовь. Дети их говорили, что никогда не слышали, чтобы родители сказали друг другу грубое слово. Всегда все вместе обсуждали, вместе решали. Везде и всюду вдвоем. Бабушка Ольга очень любила жасмин. И мы ее спрашивали: «Почему ты так жасмин любишь? Это такой скромный цветок!» А бабушка улыбалась и отвечала: «Очень много воспоминаний связано с этим цветком – воспоминаний о дедушке, о наших встречах в молодые годы».

И вот мирная жизнь страны была прервана страшными социальными потрясениями. Рушилась жизнь Российской империи, и вместе с государством рушились семьи, ломались судьбы граждан. Россия шла на свою Голгофу. Достаточно много уже написано о тех страшных временах, миллионы жизней унесли революция и последовавший за ней красный террор. Но ведь за этими огромными цифрами, которыми исчисляются жертвы большевизма,  стоят конкретные люди, их боль и трагедия, но вместе с тем их вера и подвиг.

Когда в 1920 году «новая жизнь» пришла в поселок Дальний, священнику Василию Гоголушко исполнилось всего 39 лет. Первый его арест пришелся на весну 1920 года. Три месяца отца Василия продержали в тюрьме Новониколаевска. В июле того же года его как «политически неблагонадежного элемента» опять арестовывают и заключают в тюрьму. В тот раз обошлось предупреждением, его выпустили на свободу. Аресты не испугали священника, крест батюшка не снял и продолжал свое служение. Самая страшная беда обрушилась на семью Гоголушко в декабре 1920-го года.

Из воспоминаний Веры Ивановны Венскович: «Была зима. Он просто возвращался со службы. На санях подъехали двое: «Отец Василий, мы Вас свозим на допрос и тут же отпустим».  После этого домой он уже не вернулся. А через несколько дней матушке сказали, что неподалеку от железнодорожного разъезда Чебула женщина, черпая в проруби воду, нашла страшный сверток. В свертке том был скрепленный гвоздями подрясник, в который завернута отрубленная голова с шеей и частью плеча.

Матушка долго ходила по начальству и добивалась разрешения посмотреть на голову. После многих мытарств ее допустили в ледник морга. Конечно же, она сразу узнала родные черты. От такого потрясения женщина упала в обморок и долго пролежала без сознания. Прокурор пообещал вдове отдать для погребения и голову, и тело. Бабушка поехала за гробом. Люди сразу же откликнулись на беду – помогли сделать гроб, снарядили лошадь с повозкой. Страшная гибель любимого священника для всех жителей поселка стала потрясением. Такие злодеяния не умещаются в сознании нормального человека. В тот день, когда матушка должна была возвратиться с телом покойного отца Василия, собрались люди со всего поселка – ждали у церкви, звонили в колокола. Но вдова вернулась с пустым гробом…  До сих пор мы не знаем – где он похоронен и похоронен ли вообще. Что стало с телом? Почему подрясник был сшит гвоздями - может, это орудия пытки? Много вопросов и много таких загадок… Мы делали запросы по поводу арестов отца Василия, нам прислали все копии по второму его аресту. Но вот следов третьего дела с решающим обвинением и приговором мы нигде найти не можем».

После гибели отца Василия его семья вернулась в Западную Беларусь. Ольга Викентьевна обратилась за помощью в Виленскому епископу Елевферию, который помог устроить двух сыновей – Александра и Михаила – в приют при Свято-Духовом монастыре в городе Вильно. Старший сын Петр, который закончил в Томске Духовное училище, получил место псаломщика в городе Поставы. В 15 лет он стал кормильцем семьи.

Мученическая смерть отца оставила глубокий след в душах его детей. Все четверо решили идти по его стопам – сохранять верность Христу и Церкви.

Из воспоминаний Веры Ивановны Венскович: «Старший сын Петр стал священником. Это был человек глубочайшей веры, очень талантливый – сам писал церковную музыку, хотя специально музыкальной грамоте не обучался.

Александр учился в Виленской духовной семинарии. В 1939 году, когда советские войска пришли освобождать Западную Беларусь от поляков, он был арестован. Присудили ему 8 лет лагерей. Через два года началась война, и Александр был освобожден по амнистии. В 1946 году его рукоположили в сан иерея. И снова последовали гонения, угрозы: или отказывайтесь от веры, или выселим из дома… Но отец Александр угроз не испугался – отстоял и дом, и приход, и храм. Церковь в с. Раковичи, где он служил, оставалась действующей во все те трудные годы.

Отец Александр был инвалидом – страдал туберкулезом кости. Даже целый год пролежал в санатории без движения. Всю жизнь он ходил только с палочкой. Поэтому был период, когда не мог служить литургию, выносить Святые Дары. И отец Александр нашел себя в другом служении:  Господь наградил его талантом художника, и батюшка писал иконы и картины, вкладывая в них свою душу. Это помогло ему прокормить семью.  А потом стремление и желание служить пересилило все. Превозмогая себя, батюшка опять стал совершать  литургию. Он без палочки выходил и выносил Дары. Последние годы это ему давалось с большим трудом. Но душа его была мирной и радостной. Служил отец Александр до самого конца жизни.

Третья из детей – моя мама, Любовь. Она всю жизнь пела в церкви. Какой голос даровал ей Господь! Даже из других деревень приходили люди на службу, чтобы послушать, как она поет. И рукодельницей мама была искуснейшей. Судьба у нее сложилась трудная, сложная, но мама имела очень глубокую и чистую веру, и никогда я не видела ее унывающей. С нами до конца своих дней была бабушка, Ольга Викентьевна. Жили дружно и очень друг друга любили. Бабушка умерла в возрасте 89 лет.

Младший из детей Гоголушко, Михаил, закончил Варшавский университет. Имел два высших образования: богословское и педагогическое. Работал в школе завучем. В 1941 году в возрасте 29 лет был убит немцами».

Мы совсем немногое знаем о жизни отца Василия Гоголушко. Уже не осталось в живых тех, кто вместе с ним строил храм, молился на Божественной литургии, приходил к нему за советом и духовной поддержкой. Но даже то, что нам открыто, показывает, как на семье простого сельского священника исполнились слова апостола Павла: «Кто нас отлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». (Рим. 8: 35-37.)

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж

Памяти священника Василия Гоголушко Памяти священника Василия Гоголушко Памяти священника Василия Гоголушко Памяти священника Василия Гоголушко

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 8    
  Версия для печати        Просмотров: 4325

Ключевые слова: Белоруссия, Болотнинский район, репрессии, Исповедники, Живоносный Источник №1 (7) 2013

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930