Ирина Келина. Архитектурный облик старого Бердска
Ирина Сргеевна Келина – заведующая сектором учета фондов Бердского историко-художественного музея. С докладом, посвященным прошлому своего родного города, она выступила на VIII Баландинских чтениях, проходивших в Новосибирске с 18 по 20 апреля 2013 года.
В 2016 г. городу Бердску исполнится 300 лет. За свою трехсотлетнюю историю город пережил множество потрясений и изменений вплоть до смены места расположения, когда в середине прошлого века в связи со строительством Новосибирской ГЭС Бердск был перенесен на новое место, а значит - отстроен с нуля. Архитектура современного Бердска мало чем отличается от других городов: типовые здания жилых домов, большинство из которых построено в советское время, современные торгово-развлекательные центры, тоже мало отличающиеся друг от друга. Город сегодня находится в поисках собственной идентичности, своеобразия, той «изюминки», которая бы сделала его привлекательным в глазах туристов. И этот поиск собственных ориентиров вновь заставляет нас оглянуться в прошлое, вновь сожалеть о том, что наглядная, визуальная история города канула в Лету, и только старые фотографии напомнят нам о былом облике Бердска.
Что же представлял собой Бердск, а именно село Бердское (статус города был получен в 1944 г.), в первые десятилетия XX века? По архивным документам и описаниям путешественников, это было крупное торгово-промышленное село. Главным занятием местного населения было земледелие, но развивалась здесь и торговля, и промыслы, и промышленность(1).
Судя по фотографиям, которые хранятся в фондах Бердского историко-художественного музея, село имело приличный вид: каменные здания, добротные деревянные дома, ремесленная школа, двухклассное училище и народный дом, построенные на деньги купца-мецената В.А. Горохова, крупчатая мельница Горохова, оснащенная по последнему слову техники, где уже в конце XIX в. использовалось электричество.
«Избы купцов и богатых крестьян выделялись оригинальностью архитектуры, резными наличниками, разукрашенными ставнями. На Большой улице стояла двухэтажная казарма, где размещались солдаты артиллерийской части, неподалеку – здание волостной управы, дальше дома мирового судьи и пристава. На этой же улице было несколько полукаменных домов и магазинов, а также деревянные лавки, винный погреб и игральный дом» (2).
Знаковым архитектурным сооружением старого Бердска была Сретенская церковь, безусловно, самое красивое здание в селе. Построена она была в 1808 г. «тщанием бывшего управителя Даниилы Басарева с прихожанами» (3).
Большой белокаменный храм имел три престола: главный – в честь Сретения Господня, боковые – в честь Богоявления Господня и Успения Пресвятой Богородицы. «Здание каменное, с такою же колокольней и оградою, крепка. Утварью достаточна» (4). В 1891 г. Сретенская церковь была расширена, о чем содержится запись в «Ведомости о самостоятельной церкви, Барнульского округа, села Бердского, Сретения Господня, Благочиния» № 16 за 1891 г.: «Здание каменное, колокольня каменная-же, но в настоящее время, по случаю расширения церкви, разобрана, покрыта железом и окрашена масляною краскою; крепка. Ограда каменная. Как церковь, так и ограда оштукатурены и выбелены известкой; при ней деревянная сторожка» (5).
Сретенская церковь поистине была красивейшим в архитектурном плане сооружением во всей округе, но это не спасло ее от печальной участи, постигшей многие храмы и соборы в годы советской власти. По воспоминаниям коренной бердчанки А.И. Максименко, «…однажды весенним днем понаехало в Бердск много незнакомых людей, «специалистов своего дела», которые с необычайной скоростью принялись снимать колокола, разрушать церковную часовню – гробницу купца Горохова. Они грузили и увозили колокола и другую церковную утварь. В несколько дней церковь была разрушена и разграблена. Бердск как-то тоскливо опустел». Так в 1939 г. по постановлению Новосибирского Облисполкома Сретенскую церковь закрыли и переоборудовали под клуб, а в начале 1950-х годов при формировании зоны затопления Обского водохранилища здание было уничтожено полностью.
Согласно сведениям о сословном составе населения с. Бердского на 1908 г. в селе насчитывалось 97 купцов, которые имели свои дома и лавки. «На Большой улице стояли все большие дома с магазинами бердских купцов: Машинского, Калинина, Маштакова, Купцова, Карташова и др. Это были добротные деревянные дома, некоторые в два этажа». (Из воспоминаний старожила В.И. Хомутова.)
Томским купцом I гильдии В.А. Гороховым в с. Бердском была построена крупчатая мельница – одна из крупнейших на территории Алтая. Это было деревянное четырехэтажное здание, оснащенное западноевропейскими машинами, которые работали при помощи электричества, электричеством освещался и рабочий поселок при мельнице, прозванный в народе «гороховским». По воспоминаниям современников: «Рабочий поселок при мельнице был застроен добротными домами двух- и четырехквартирными, крытыми железом, с надворными постройками для коров и свиней, домашней птицы. Все жители мельничного гороховского поселка жили добротно». (Из воспоминаний В. И. Хомутова.)
Владимир Александрович Горохов был не только удачливым предпринимателем, но и меценатом, поборником образования и культуры. На его средства были построены ремесленная школа, Народный дом, а также прекрасный особняк, который назывался «бердская дача» – трехэтажный дом с садом и фонтаном, где жила семья Гороховых. В семейном альбоме, подаренном потомками купца, множество фотографий с видами старого Бердска: есть здесь и мельница, и дом, утопающий в зелени, и теннисный корт. Куда исчезло все это великолепие в водовороте революционных событий?
Известно, что в годы гражданской войны на территории мельницы разместился крупный карательный отряд Анненкова, а 11 сентября 1919 г. по решению военно-полевого суда здесь же в районе мельницы были расстреляны бердские подпольщики, среди которых – члены партизанского отряда (6). Сама же мельница продолжала работать вплоть до затопления: была муниципализирована (7), называлась «госмельница № 200 имени Фрунзе», позже - мукомольный завод № 10.
Народный дом стал своеобразным Домом культуры – клубом, где проходили комсомольские собрания, действовали кружки народных инструментов, драматический и хоровой.
Ремесленная школа была в 1924 г. переименована в Бердскую профессионально-техническую школу с четырехгодичным обучением по подготовке специалистов по ремонту сельскохозяйственных машин и орудий. В декабре 1929 г. школа сгорела.
Неизвестной остается судьба дома В.А. Горохова, он вполне мог использоваться новой властью для размещения каких-либо учреждений, как это было с домами других купцов, но документов, подтверждающих данный факт, в музее нет.
Из зданий, построенных на территории старого Бердска в период советской власти, особо выделяется Дом отдыха ВЦСПС (физиотерапевтический санаторий) – закрытое лечебное учреждение, предназначенное для поправки здоровья партийных и комсомольских работников.
Бердск во все времена активно использовал свой рекреационный ресурс и имел славу курортного города, расположенного в живописной речной долине в окружении соснового бора. В обращении Управляющего Томским имением Ведомства Кабинета Его Императорского Величества от 29 мая 1908 г. сообщается об «…отмене расширения просеки по тракту вдоль реки Оби в границах Бердской дачи в виду того, что сохранение насаждений этой дачи необходимо в экономических целях с. Бердского как одного из лучших курортов Томского уезда» (8).
Здание Дома отдыха ВЦСПС, запечатленное на фото, до сих пор поражает своей монументальностью и красотой, сложно представить, что это величественное сооружение с колоннами и барельефами украшало Бердск в середине 30-ых годов прошлого века. Тем не менее это – исторический факт. В 1935 году, после затянувшегося на несколько лет строительства, здравница, оборудованная новейшими медицинскими аппаратами, оснащенная водолечебницей, площадкой для крокета, открыла свои двери для избранных отдыхающих, оставаясь на долгие годы самой респектабельной и богатой в Сибирском регионе. Вероятнее всего, здание по задумке архитектора должно было символизировать величие нового времени: огромное, трехэтажное, состоящее из нескольких корпусов, с большими витражами и стеклянным эркером, в котором, предположительно, располагался лифт. Центральная часть была украшена портиком с колоннами, над входом располагались панно-барельефы. Оформлением внутренней территории санатория занимался скульптор А.Г. Гамулин – ученик Дегранжа и Кроччи, с 1933 г. член Союза художников СССР. Им были изготовлены два фонтана: «Чаша» и «Лягушка». К сожалению, среди музейных документов и архивов не удалось обнаружить имя автора проекта этого замечательного здания.
Во время переноса города на новое место в связи со строительством Новосибирской ГЭС и затоплением территории старого Бердска здание санатория было уничтожено. В городском архиве г. Бердска сохранился приказ по бердскому санаторию ВЦСПС № 25 от 15.04.1955 г., в котором сообщается, что «в соответствии с указаниями Центрального Управления Курортов, санаториев и домов отдыха ВЦСПС, решением Новосибирского Облисполкома от 7 апреля 1955 г. и приказом начальника Новосибирского м/о Санкуруправления ВЦСПС № 118 от 9 апреля 1955 г. в связи с затоплением г. Бердска Бердский тубсанаторий ВЦСПС 9-го мая с. г. заканчивает работу и ликвидируется».ix
На сегодняшний день в современном Бердске сохранилось лишь несколько осколков старого города – это дома, расположенные в частном секторе, здание медицинского колледжа и «дом Мягких» – едва ли не единственный оставшийся в «живых» памятник деревянной архитектуры. Этот дом 1910 года постройки, названный так по имени его строителя и хозяина, находился на улице Советской – главной улице в старом Бердске. В 1950-е гг. он был перенесен в поселок Новый. Дом украшен резными фронтоном, карнизами, наличниками; торцы кровли отделаны резными «подзорами», а в центре фронтона – ажурное «солнышко»; мотивы резьбы – растительные узоры.
Решением № 238 исполкома Бердского городского Совета депутатов от 27.08.1971 г. «… старый дом с деревянной резьбой как памятник искусства народных умельцев был взят на государственную охрану как памятник местного значения» (10). Владельцам дома была выдана охранная грамота. Кроме того, дом Мягких является еще и памятником историко-культурного наследия, так как в начале 1950-х годов в нем проживал, находясь в ссылке, С.С. Юдин – репрессированный академик, хирург с мировым именем.
Сегодня это дом на два хозяина: одна половина дома поддерживается владельцем в надлежащем состоянии, другая – в полном запустении: деревянная резьба под воздействием времени и погодных условий ветшает, фундамент разрушается. Явлениями постепенного разрушения обеспокоен хозяин половины дома, который обратился в городской музей, совместно было подготовлено обращение на имя главы города о принятии мер для сохранения здания как архитектурного и историко-культурного наследия города Бердска. На сегодняшний день никаких мер для решения этого вопроса не принято и город медленно идет к утрате еще одного памятника архитектуры, которых в Бердске уже практически нет.
Бердск многое потерял из того, что сегодня могло быть видимым и осязаемым результатом его трехсотлетнего развития, тому были свои причины, и мало что можно было изменить.
Сегодня мы стараемся сделать наш город интересным, найти его «изюминку», «рисуем» его лицо, создавая иногда фантастические историко-архитектурные проекты, имеющие далекое отношение к прошлому, не обращая внимания на те крохи, которые чудом сохранены нам историей.
_ _ _
1. Семенов-Тян-Шанский. Несентиментальное путешествие //Вокруг света. 1990, №10. С. 38–43.
2. Сметанин Е.Н. «Бердск. Краткий исторический очерк». Новосибирск, 1983. С. 16.
3. «Ведомость о церкви Сретения Господня Томского ведомства, Барнаульского округа, Бердского села за 1865 г.» ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 468.
4. Там же.
5. ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 2992.
6. Федотов Л. «Город на Берди. Исторический очерк». С. 163.
7. ГАНО, ф. 1349, оп. 1, д. 272, стр. 24.
8. ГАТО, ф. 3, оп. 44, д. 3620, с. 7.
9. Отдел архивной службы г. Бердска, ф. 11, оп. 2, №23.
10. Отдел архивной службы г. Бердска, ф. 1, оп. 1, №236.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|