|
||||||||||||||
Для чего российской школе «Основы православной культуры»?Введение «Основ православной культуры» — один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из Доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г. Почему Святейший Патриарх Кирилл сказал, что введение в школу нового учебного предмета «Основы православной культуры» имеет решающее значение для судьбы российского образования? — Потому что современное отечественное образование находится не только в состоянии затяжного реформирования, но и глубокого духовно-нравственного кризиса. Самой школе (директорам, учителям) говорить обэтом кризисе неловко: это все равно, что критиковать свою собственную воспитательную работу. Да и со стороны нашу родную многострадальную школу не хочется осуждать. Ведь у нее столько проблем! Взять хотя бы проблемы финансирования, постоянно усложняющиеся требования к условиям обучения, вал разнообразных новых предписаний школе… Непрерывное реформирование школы можно сравнить с непрерывными переездами. Представьте ситуацию: семья (или организация, или предприятие) два десятка лет находится в состоянии переездов. Не успеет укорениться, обосноваться, обустроиться, как уже говорят: извольте, надо снова переезжать… Но реформы — это неизбежное, школа их не выбирает. Поэтому критически обсуждать реформирование школьного образования так же непродуктивно, как и доказывать самим себе, что ЕГЭ не способствует повышению качества школьного образования. А вот духовно-нравственное воспитание школьников зависит не столько от министра образования А.А.Фурсенко, сколько от самой школы: от директора, от учителя. Здесь уместно вновь привести слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что введение в школу предмета «Основы православной культуры» имеет решающее значение для судьбы российского образования. Каковы же проблемы преподавания основ православной культуры в школе? Вот краткий и примерный их перечень. 1. Недостаточная информированность родителей об их праве на выбор желательного им модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Большинство родителей не знают о цели и задачах предмета «Основы православной культуры» (ОПК). Им настойчиво рекомендуют «Основы светской этики», на худой конец — так называемые «Основы мировых религий». Так что чаще всего имеет место ситуация, которую можно охарактеризовать как «выбор без выбора». 2. Неудовлетворительная подготовка учителей комплексного курса ОРКСЭ, следовательно, и учителей ОПК. Подготовка шла в неимоверной спешке, часто формально, без учета специфики предметов (так называемых модулей) новой образовательной области. 3. Проблемы с финансированием ОРКСЭ: отсутствие заранее предусмотренной оплаты работы учителей за проведение уроков по ОРКСЭ, в том числе и по ОПК. Школам приходится заниматься реструктуризацией и оптимизацией своих финансовых возможностей, чтобы что-то выкраивать из общего финансирования. 4. Пресловутый дефицит «часов». За счет сокращения каких предметов следует вводить ОРКСЭ? Формулируемый таким образом вопрос кого угодно может настроить против преподавания в школе основ религиозной культуры. Для усиления антирелигиозной позиции иногда добавляется, что школьники и так перегружены предметами и уроками. 5. Наличие в классе небольшого числа выбравших ОПК. Если, например, в классе всего два_три таких ребенка, а в школе — десять_пятнадцать, то проще их записать на «Основы светской этики», чем заниматься проблемой разделения школьников на подгруппы, поисками учителя по ОПК, места для занятий и так далее. 6. Отсутствие помещений для раздельного преподавания модулей ОРКСЭ. «Выход» обычно один и тот же — всех детей записать на «Основы светской этики», и тогда не надо искать дополнительного помещения для занятий по «малочисленному» модулю. 7. Недостаток или отсутствие учебно-методических пособий по ОРКСЭ, в том числе по ОПК, для выбравших именно этот учебный предмет (модуль). Однако все эти проблемы не являются непреодолимыми: за 20 лет болезненного реформирования российская школа накопила такой богатый опыт по преодолению трудностей, что порой кажется, в этом и состоит главная задача нашей школы — преодолевать трудности, а не учить детей доброй жизни и давать полезные знания. Все вышеперечисленные проблемы можно разрешить только при одном условии — если в школе будет устранен режим наибольшего неблагоприятствования для преподавания «Основ православной культуры». Известно, что всякое дело реализуется в определенных условиях: очень благоприятных, благоприятных, не очень благоприятных, неблагоприятных, очень неблагоприятных. Для ОПК в школе сформировался режим наибольшего неблагоприятствования. Почему и как создалась такая ситуация? — На мой взгляд, первая и главная проблема введения комплексного курса ОРКСЭ в школу — это целенаправленное противодействие нормальному введению ОПК (в рамках указанного комплексного курса) со стороны противников преподавания основ православной культуры. В чем и как обнаружилось это противодействие? Противники введения «Основ православной культуры» в школу с самого начала апробации комплексного курса ОРКСЭ грозили эксперименту рисками. Первое опасение ими было сформулировано так: «В школу придут священнослужители!» А это, по мнению противников изучения православной культуры в школе, «было бы прямым нарушением Конституции России». При этом делалась лукавая ссылка на Конституцию: «В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности» («Книга для родителей». М.: «Просвещение», 2010. С. 5). В чем неправда и лукавство данного «опасения»? — В произвольно_расширительном толковании Конституции России. А.Я.Данилюк, составитель цитируемой «Книги для родителей», утверждает: «Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции». Но если кто-либо сам прочитает весь текст Конституции Российской Федерации, то таких слов там не обнаружит. Не найдет он их там по простой причине — в Основном законе нашей страны их нет и быть не может. Почему? — Ответ дает п.2 ст.19 самой Конституции: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». «Все равны перед законом» (п.1 ст.19). Значит, и утверждение А.Я.Данилюка, запугивающего родителей тем, что «в школу придут священнослужители!», — носит антиконституционный характер. Пунктом 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от «должностного положения», от «отношения к религии, убеждений», а также других обстоятельств. А.Я.Данилюк, по-видимому, рассчитывает на то, что занятые своими проблемами родители не будут проверять его ссылки на Конституцию, а поверят ему на слово. Возможно, автор рассчитывает и на то, что в головах многих учителей и родителей до сих пор еще сохраняется утратившее законную силу положение — «школа отделена от Церкви». В ныне действующем законодательстве России такого положения нет. Следовательно, Конституции Российской Федерации противоречит не приход священнослужителя в школу, а антицерковное утверждение составителя «Книги для родителей». Противниками преподавания ОПК произвольно-расширительно толкуется и п.5 ст.1 Закона РФ «Об образовании»: «В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается». Что не допускается Законом «Об образовании»? — Создание и деятельность организационных структур, причем, не только религиозных объединений, но прежде всего политических партий. Иными словами, п.5 ст.1 Закона «Об образовании» запрещает создание и деятельность, например, отделения любой политической партии или какого-либо религиозного объединения со всеми необходимыми для их функционирования должностями и установлениями. Приход священнослужителя в школу ни Конституцией Российской Федерации, ни Законом «Об образовании» не запрещается. Что же касается регулярного преподавания в школе священнослужителем какоголибо предмета, в том числе и «Основ православной культуры», то и здесь нет законодательных запретов. Более того, если священнослужитель или иной представитель Церкви имеет соответствующую квалификационную категорию и подготовку, то запрещение ему преподавать в школе является прямым нарушением Конституции России. Если упоминать 14-ю статью Конституции России, на которую ссылается «Книга для родителей», то не следует забывать и 28-ю статью Основного закона нашей страны: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Заметим, что в этой статье Конституции нет оговорки, что действие ее не распространяется на государственные и муниципальные образовательные учреждения, то есть на школы. Поэтому не случайно Президент Российской Федерации Д.А.Медведев 21 июля 2009 года на знаменательной встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами мусульман, иудеев и буддистов (на которой и было принято принципиальное решение о введении в российскую школу предметов по духовно_нравственной культуре) совокупно привел 14-ю и 28-ю статьи Конституции Российской Федерации. Один из принципов государственной политики в области образования — «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей» (Закон РФ «Об образовании» (п.2 ст.2). Православие, как гласит Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), имеет «особую роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры». Поскольку этого Закона никто не отменял, то для защиты и развития православной культуры народов России в школе необходимо изучать основы православной культуры. Но противники православной культуры боятся возрождения исторически приоритетного положения Православной Церкви в России и не хотят замечать свидетельства действующего законодательства об особой роли православия перед российской историей и культурой. Другой важный принцип государственной политики в образовании — «свобода и плюрализм в образовании» (Закон РФ «Об образовании», п.5 ст.2). Но о какой свободе в образовании можно говорить, если родителей школьников запугивают тем, что «священнослужитель может прийти в школу»?! (Выходит, свобода и плюрализм — только для атеистов?) Что страшного для школы в том, что православный священник придет в школу на урок ОПК? — Неужели страшно, что он познакомит детей с заповедью о почитании родителей, научит их всегда благодарить своих учителей, воздерживаться от скверных слов, разъяснит значение слова «священный» в Государственном Гимне России или в песне «Священная война», а также расскажет о церковно_государственных праздниках? Этого ли надо бояться школе?! Второе «опасение» противников преподавания православной культуры в школе: «Не превратится ли этот курс в прямую пропаганду православия?» («Советская Сибирь». № 217 от 17 ноября 2011 г.). Обратим внимание на то, о чем идет речь. Речь в газете идет даже не о модуле ОПК, а обо всем комплексном курсе ОРКСЭ! Страх противников преподавания православной культуры перед «пропагандой православия» превышает все резоны в пользу комплексного курса ОРКСЭ. И чтобы «не рисковать», они уже у самых истоков эксперимента готовы были отказаться от всего комплексного курса ОРКСЭ! А что означают и откуда взяты слова «пропаганда православия»? — Это словосочетание заимствовано из времен открытого гонения на Русскую Православную Церковь и на верующих, когда Н.С. Хрущевым была поставлена задача искоренить религию в СССР. Провозглашая планы построения коммунизма, этот богоборец заявил: «Религию в коммунизм мы не возьмем!» А чтобы подтвердить свои планы, он обещал в скором времени показать «последнего советского попа по телевидению». Огласил Хрущев на весь мир свои воинствующе-атеистические планы — и вскоре его освободили от власти. А к концу XX века как символ возрождения православной культуры России в Москве был воссоздан Храм Христа Спасителя! В прошлом году, когда в Россию афонские монахи принесли Пояс Богородицы, более трех миллионов человек поспешили к этой великой христианской святыне. Жаль, что А.Я. Данилюк, автор «Книги для родителей», не опросил стоявших в очереди у Храма Христа Спасителя москвичей: желают ли они, чтобы их дети и внуки изучали в школе «Основы православной культуры»? А ведь напрашивается и такой вопрос: «Неужели миллионы православных родителей, которые уже приобщили своих деток к православной вере и культуре через Святое Крещение, тем самым не сделали свой мировоззренческий выбор и не определили — по какому жизненному пути они хотят направить своих детей?» Задайте вопрос на любом школьном родительском собрании: «Кто из родителей крестил своих детей?» — Увидите лес рук. Тогда задайте им следующий вопрос: «А хотели бы поднявшие руку родители, чтобы их крещеные дети изучали в школе предмет «Основы православной культуры»?» Если таким образом провести родительское собрание, то процент родителей, выбравших «Основы православной культуры», будет несравненно выше, нежели сейчас. И не надо будет ломать голову над изобретением механизма выбора модуля ОРКСЭ. Более того, если школа таким образом выразит уважение к мировоззренческому выбору родителей, то будет на деле реализован Протокол № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод», ст.2 которой гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям». Противники изучения православной культуры в школе настраивают против религии не только родителей (см. «Книгу для родителей»), но и учителей комплексного курса ОРКСЭ. На первой же странице введения к «Книге для учителя» делается выпад против религии: «Религия во многих своих аспектах не разделяет основы естественнонаучного знания и даже противоречит ему» («Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы». М.: «Просвещение», 2010). Из времен гонения на веру, Церковь и верующих составители «Книги для учителя» вытащили замшелый догмат воинствующего атеизма: «Наука — против религии». Религия не разделяет атеистических интерпретаций того, что еще неизвестно науке (проблемы космогонии, зоогенеза и антропогенеза). Религия не разделяет и убеждений представителей так называемого «научного атеизма», считающих, что только они обладают единственно верным материалистическим мировоззрением. Но внушать учителю, что религия противоречит науке, — значит продолжать бороться с религией, заявляя при этом, что имеется свобода вероисповедания. На странице 8-й «Книги для учителя» содержится еще один выпад против религии: «…религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека». Хорошенькая характеристика дается религии! Кто же после этого захочет преподавать основы религиозной культуры?! Заметим, что составители «Книги для учителя» сознательно подменяют одно другим — деструктивный характер имеет не религия, а сектантские и террористические псевдорелигиозные учения и течения. Цитируемые «Книга для родителей», «Книга для учителя» и вброс в общественную дискуссию по вопросу апробации ОРКСЭ такого словосочетания, как «пропаганда православия», — все это свидетельствует о том, что имеет место целенаправленное противодействие возрождению православной культуры России. Школа борется (должна бороться!) с наркотиками, с пропагандой наркотиков, с криминалом, с пропагандой насилия. А газета «Советская Сибирь» беспокоится о «пропаганде православия». Тут невольно вспоминается другой бичующий религию догмат воинствующих безбожников: «Религия — опиум для народа». Но пока 70 лет в СССР боролись с религией — настоящий опиум проник в нашу страну, в школу, в жизнь, причем в таких масштабах, что трудно с чем-либо сравнить это бедствие. Уместно вспомнить, что сказал о рисках, связанных с введением ОРКСЭ, министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко на XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (25 января 2011 года): «Этот курс до сих пор активно обсуждается. Очень много об этом сказал сегодня Его Святейшество. Действительно, мы часто говорим о рисках, заложенных в этом курсе. Мы гораздо реже говорим о том, какие риски существуют, если бы этого курса не было, а ведь на самом деле эти риски точно не меньшие, а большие». Каковы меры, принимаемые органами управления образованием и директорами общеобразовательных учреждений «для преодоления указанных «опасений» и «рисков» в ходе апробации ОРКСЭ»? — Неусыпный контроль за соблюдением «светского характера образования»! В чем выражается этот контроль? — В недопущении священнослужителей в школу; в том, что сотрудничество учителей основ православной культуры с представителями Русской Православной Церкви носит скорее символический, чем конструктивный характер; до сих пор нет методических объединений по ОПК (все имеющиеся методобъединения — только по всем шести модулям разом, а благодаря этому нет продвижения по совершенствованию преподавания ОПК). — В фактическом отсутствии свободного выбора предмета (модуля) ОПК родителями (законными представителями) и учащимися. — В том, что разъяснительная работа в средствах массовой информации ведется «в одни ворота» — в пользу светской этики. Так и сформировался режим наибольшего неблагоприятствования для введения в школу «Основ православной культуры». И это в то время, когда напряженность и тревожность, связанные с духовно-нравственным кризисом всего человечества, все чаще проявляются и в школе. Угрожающим становится массовый уход детей в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими. Слепое доверие детей к информации, выложенной в социальных сетях, позволяет манипулировать их сознанием. Школа становится учреждением по оказанию «образовательных услуг». В результате невольно утрачивается традиционный для России образ школы как рассадника просвещения и духовно-нравственного воспитания. Кто может быть преподавателем предмета «Основы православной культуры»? — Тот учитель, который не только прошел курсовую подготовку и (или) переподготовку в АПКиППРО или НИПКиПРО, но также получил рекомендацию от соответствующей централизованной религиозной организации региона. В поддержку этого принципа 3 ноября 2011 года выступил Межрелигиозный совет России, образованный в 1998 году как общественный орган, объединяющий в себе представителей четырех религиозных традиций России — православия, ислама, буддизма и иудаизма. Межрелигиозный совет России признал важность предоставления централизованным религиозным организациям возможности рекомендовать преподавателей учебных курсов, предметов, дисциплин религиозно-познавательного характера. В Новосибирской области централизованной религиозной организацией Русской Православной Церкви является Новосибирская епархия. Следовательно, для совершенствования преподавания «Основ православной культуры» в школах Новосибирска и Новосибирской области учителю ОПК необходима рекомендация от Новосибирской епархии. Практика рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать предметы религиозно-познавательного характера, имеет место во многих европейских странах, например, в Германии. И от этого ни сама Германия, ни государственная система образования страны не утратили светского характера. У нас, в России, отсутствие практики рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать ОПК, является пережитком идеологического господства атеизма в системе общего образования. Воспитание школьников в значительной степени зависит от мировоззрения учителей, их духовно-нравственного уровня и патриотического настроения. Чем младше ребенок, тем большая ответственность лежит на педагоге. Курс духовно-нравственного образования необходим в первую очередь самому педагогу, чтобы взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений и поступков. А «Основы светской этики» не требуют подобной работы над собой. Потому что «индивидуальная этика», по учению составителей «Книги для учителя», «в современном обществе отделяется от религии» (С.16), и человек волен «формировать собственную шкалу моральных ценностей и приоритетов» (С. 215). Во исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении с 2012 года в общеобразовательных учреждениях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» организацию работы по введению в школу нового учебного предмета «Основы православной культуры» в Новосибирске и Новосибирской области необходимо совершенствовать. Для этого нужно: — обеспечить родителям свободный выбор ОПК, — снабдить учителей доброкачественным методическим материалом, а учащихся — учебными пособиями, — организовать информационную и методическую поддержку введения ОПК, — совершенствовать организацию работы самих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание ОПК, — создать в целом благоприятные условия для успешного введения в школьную программу свободно выбранного учебного предмета «Основы православной культуры». Пока, к сожалению, благоприятных условий для реализации права православных родителей на полноценное обучение их детей основам православной культуры в общеобразовательных учреждениях нет. Каким же словом следует охарактеризовать создавшийся режим неблагоприятствования для выбора и преподавания «Основ православной культуры» в школе? Точное слово нашлось в «Дневниках» писателя М.М.Пришвина за 1918–1919 годы: не признаётся! «Основы православной культуры» как учебный предмет в школе пока не признаётся! Не запрещается. Не отменяется. А попросту — непризнаётся! «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» признаются, а «Основы православной культуры» — не признаются. Служение учителя связано с великой ответственностью. Некоторые учителя чувствуют свою ответственность перед Богом за вверенных им для воспитания и обучения детей. Кому этого не дано — чувствуют свою ответственность перед родной историей и будущим России. Но, к сожалению, есть и такие учителя, которые сознательно отделяют обучение от воспитания: они ограничиваются тем, что передают учащимся лишь некоторую сумму знаний. Кризис российской системы образования станет необратимым, если преобладающая часть российских учителей будет относиться к третьей категории. Русская Православная Церковь всеми силами стремится помочь российской школе выйти из создавшегося кризиса, но, к сожалению, антирелигиозно понимаемый «светский принцип» образования, как тяжелые гири на ногах, не позволяет школе двигаться в сторону духовно-нравственного оздоровления и преображения. Необходимо урегулирование церковно-государственных отношений в сфере образования, в частности — точное определение областей ответственности сторон при решении организационно-управленческих и содержательных задач при введении ОПК и распределение компетенций между заинтересованными сторонами. 17 января 2012 года исполнится год, как было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской епархией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области. В нем содержатся и положения о сотрудничестве в части апробации ОПК. Но, к сожалению, этот документ остается неизвестным большинству школ и учителей. А пока в школе господствует атеистическая «светская этика». Что такое «светская этика»? В учебнике «Основы светской этики» для 4–5 классов (М.: «Просвещение», 2010) утверждается: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло» (Урок 2. С. 7). Святейший Патриарх Кирилл в своем нынешнем Рождественском Послании сказал: «Сегодня главные испытания свершаются не в материальной, а в духовной области. Те опасности, которые лежат в физической плоскости, наносят урон телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести существенный вред жизни духовной. Но именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что — зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем». В заключение хотелось бы выразить надежду, что юбилейные XX Международные Рождественские Образовательные Чтения в Москве, посвященные теме «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства», будут способствовать разрешению проблем, связанных с введением в школу предмета «Основы православной культуры». Свободное преподавание основ православной культуры в российской школе, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, имеет в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей.
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 15 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 13570 |