|
||||||||||||||
Иерей Игорь Затолокин. Храм Христа Спасителя — памятник Победы в Отечественной войне 1812 года.Доклад прочитанный в рамках Пленарного заседания Межвузовской научной конференции «Духовно-нравственные традиции и воинская слава Русского народа: К 200-летию Победы России в Отечественной Войне 1812 года», иереем Игорем Затолокиным, председателем Издательского Совета Новосибирской Епархии Ваше Высокопреосвященство, отцы, братья и сестры! Храм Христа Спасителя – одно из самых величественных сооружений Москвы, крупнейший православный собор России. Его история поистине уникальна, она вместила в себя элементы исторической драмы. Церковь строилась в царствование трех российских императоров. История строительства и разрушения храма являет собой архитектурное отражение российской истории, его образы превратились в высшие идеологические символы. Когда Александр Первый начинал строительство, его сравнивали с царем Соломоном, возводящим Храм Господень в Иерусалиме. Сталинские эксперименты с циклопическим дворцом советов откровенно напоминают сооружение Вавилонской башни. История строительства этого Храма сложна и драматична. Она началась в 1812 году. После изгнания наполеоновских войск из России, в память о доблестных ратных подвигах русских воинов, в среде русского генералитета возникла мысль о строительстве храма. Этой идеей проникся и сам император Александр I. Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 24 июня 1812 года. Наполеон, лично возглавлявший первый эшелон французских войск, переправился через реку Неман и вступил на русскую территорию. Произошло вторжение «Великой армии» Наполеона на территорию Российской империи. Последующая за ним тяжелая война унесла тысячи жизней, разорила многие города и села, в том числе древнюю столицу страны – Москву. У России на западной границе были сосредоточены три армии под командованием Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, Петра Ивановича Багратиона и Александра Петровича Тормасова. Следуя плану, армии Барклая-де-Толли и Багратиона соединились 22 июля в Смоленске, ведя до этого арьергардные бои. Михаил Илларионович Кутузов, назначенный главнокомандующим 8 августа, начал подготовку к генеральному сражению, для чего русская армия отступила к селу Бородино. Там, 7 сентября и состоялась Бородинская битва, сыгравшая решающую роль в ходе всей войны. Ожесточённое кровопролитное сражение, проходившее в основном в форме фронтальных атак наполеоновских войск на русские укрепленные позиции, не решило задач, поставленных Наполеоном (уничтожить русскую армию) и Кутузовым (преградить путь к Москве). Наполеоновская армия, потерявшая 58 тыс. чел. (по французским данным — 30 тыс. чел.), была серьёзно ослаблена. Поздно ночью Кутузов, получив сведения о потерях русской армии (44 тыс. чел.), отказался от мысли возобновить сражение утром и приказал отступать. Русская армия, продемонстрировавшая непоколебимую стойкость и героизм и не утратившая боеспособности, начала отход. В подмосковной деревне Фили на военном совете 13 сентября Кутузов решил оставить Москву без боя ради сохранения армии. Наполеон вошел в опустевшую Москву уже на следующий день, а вечером древняя столица запылала, подожженная в разных местах. Уже через месяц, 19 октября, армия Наполеона покинула опустошенный город, потому что в условиях надвигающихся холодов оставаться в нем было невозможно. Через пять дней произошло кровопролитнейшее сражение у Малоярославца, в результате которого армия Наполеона вынуждена была отступать по разоренной Можайской дороге на Смоленск, страдая от голода, сильных морозов, русских партизан. При переправе через реку Березину Наполеон потерял практически всю свою армию, за исключением маршалов, генералитета и гвардии, а 23 ноября тайно уехал в Париж. Позднее в Пруссии из оставшихся в живых солдат 600-тысячной армии удалось сформировать отряд в 30 тыс. человек. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ» Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык". Гибель Великой армии сломила военную мощь Наполеоновской империи и явилась началом ее крушения. Военные действия были перенесены на европейскую территорию. Отечественная война переросла в общеевропейскую войну, завершившуюся весной 1814 капитуляцией Франции и падением наполеоновского режима. Россия с честью выдержала тяжелейшее историческое испытание и стала самой могущественной державой Европы. 25 декабря 1812 г. манифест императора Александра I известил народы России об окончательном изгнании захватчиков с территории страны. Отечественная война русского народа завершилась победой. Так как день национального освобождения России в Отечественной войне пришелся на Рождество Христово, поэтому храм решили освятить во имя этого праздника. С 1813 года после Рождественской литургии во всех русских церквях служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноплеменных. Еще не был взят Париж и еще не был низложен Наполеон. Но когда храм начали строить, победа была одержана полная, потому он запечатлел в себе все национальное торжество. Храм сразу же решили строить в Москве, которая приняла на себя всю тяжесть нашествия Наполеона и нанесла ему решающее поражение. По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... ... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!". Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени. XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм. Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи. На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором Александром Лаврентьевичем Витбергом. Об этом – своеобразный рассказ Герцена в XVI главе «Былого и дум». «Колоссальный, исполненный религиозной поэзии проект Витберга поразил Александра. Он остановился пред ним и об нем первом спросил, кем он представлен. Распечатали конверт, и нашли неизвестное имя ученика академии. Александр захотел видеть Витберга. Долго говорил он с художником. Смелый и одушевленный язык его, действительное вдохновение, которым он проникнут, и мистический колорит его убеждений поразили императора. «Вы камнями говорите», – заметил он, снова рассматривая проект. В тот же день проект был утвержден... Проект был гениален, страшен, безумен – оттого-то Александр его выбрал, оттого-то его и следовало выполнить». Утверждает Герцен. Витберг предлагал сделать в нижнем храме усыпальницу для погибших русских воинов, и таким образом создать мемориал памяти Отечественной войны. Для этого требовалась естественная гора, чтобы устроить врытый в землю храм-усыпальницу. Оттого храм решили строить на Воробьевых горах, где в октябре 1812 года стоял последний наполеоновский редут. По преданию, там же неприятель в последний раз остановился на ночлег, покидая Москву. Согласно его плану, Храм Христа Спасителя должен был представлять собой монументальный ансамбль, выдержанный в строгих монументальных формах ампира. Сам собор должен был стать трехчастным по вертикали и символизировать Воплощение, Преображение и Воскресение. Предполагалось расположить друг на друге следующие части: • подземный храм Рождества Христова в форме параллелепипеда, где должны были проходить панихиды. Здесь же планировалось похоронить останки павших во время Великой Отечественной войны 1812 года. • надземный храм во имя Преображения Господня, представляющий собой крест и символизирующий сочетание добра и зла, света и тьмы в душе и жизни человека. Этот храм планировалось украсить множеством статуй. • верхний круглый храм во имя Воскресения Христова. Высокий берег Воробьёвых гор в этом случае выступал как естественное подножие грандиозного сооружения. Ансамбль храма Христа Спасителя также включал в себя гигантские колоннады, каменные спуски к Москве-реке, каменную набережную. Проект был одобрен, и торжественная закладка храма состоялась в 1817 году. Однако грандиозным планам Витберга не суждено было осуществиться: почва начала оседать под тяжестью возводимого сооружения, что было обусловлено близостью грунтовых вод. Кроме того, Витберг был очень плохим руководителем: строительство слишком затянулось, а специальная комиссия констатировала расхищение денег, предоставленных на строительство храма. Витберга фактически обвинили в казнокрадстве, имущество его было конфисковано, а самого архитектора сослали в Вятку. Стройка обошлась государству в 4.132.560 рублей, но из которых Витберг не взял себе ни копейки. Новый император Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено. В 1829 г. снова был объявлен конкурс проектов в честь Победы 1812 г. И в 1831г. дело строительства Храма было передано архитектору Константину Андреевичу Тону, который пообещал завершить проектирование в кратчайшие сроки, в течение пяти месяцев. Колоссальный рост национального самосознания требовал возвращения к историческим национальным ценностям. Целая плеяда архитекторов, скульпторов, художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в единое естественное целое. Созидаемый храм был символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне православия и неотделимой от Церкви. Он был построен в благодарность за великую национальную победу России и ее свободу, его строили общими усилиями Церковь, государство и народ - от интеллигента до крестьянина, опускавшего свою лепту в кружку для сбора пожертвований. Храм он прославлял Россию как Державу Богохранимую и Богоизбранную на великую историческую миссию, и нес в себе смысл, который иначе как русской идеей не назовешь. Этот храм стал образом России, хранимой под Сенью Христа Спасителя. И глядя на него, убеждаешься, что никогда не было в России более патриотической силы, чем Православная Церковь. Первый проект храма, созданный Карлом Витбергом был отвергнут именно потому, что он не выражал русскую идею и не был создан в традициях русского зодчества, хотя лично Александру I он понравился. Архитектор хотел воплотить в камне сложный замысел: чтобы сей храм «удовлетворил требование царя и был достоин народа России», которая до сих пор не имела памятника, соответствовавшего бы «ее высоте», и чтобы его камни «были говорящими идеями религии Христа». Устройство мистического, «чисто христианского храма» следовало извлечь из самой души человека, где обитает Святой Дух. Оттого проект страдал идеей духовной абстракции. Он имел очень мало русского и московского и смотрелся бы довольно чуждым в Москве. В нем, однако, были характерные идеи, которые запечатлелись в состоявшемся храме по проекту Тона. Он был посвящен не столько Рождеству Христову, сколько самому Господу Иисусу Христу: кроме Рождественского престола были еще два во имя Преображения и Воскресения. План Тона предполагал возведение мощного пятиглавого крестово-купольного храма в русско-византийском стиле, то есть в древних русских традициях церковного зодчества, уходившего глубокими корнями в архитектуру Византии, у которой Русь приняла православие и унаследовала историческую роль. Для национального храма полагались только отечественные строительные материалы, но потом это условие немного смягчили. Вся внешняя отделка храма со скульптурами на фасадах была выполнена из белого «протопоповского» мрамора, добываемого в селе Протопопово Коломенского уезда. Крыльца выложили из красного финского гранита. А в интерьере был допущен итальянский мрамор, наряду с отечественным темно-зеленым лабрадором из Киевской губернии и шокшинским порфиром из Олонецкой губернии. И место для него выбрали символическое, на Алексеевском холме, где, по словам одного современника, «случилось решение Бога быть России». Новое место для строительства Храма предложил сам государь. С градостроительной точки зрения оно было, безусловно, удачно: будучи достаточно удалённым от Кремля, новый храм не спорил с ним, в то же время его связь с древним ансамблем просматривалась просто прекрасно. Храм Христа Спасителя стал вторым равнозначным градостроительным центром наряду с Красной площадью и Кремлем, храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлём подчеркивало неоспоримую связь нового храма с русской историей и культурой. В 1612 году здесь находился штаб князя Пожарского, и здесь келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын совершил молебствие «о побеждении на враги». Отсюда огромный храм был виден со всей Москвы, а близкое соседство с древним Кремлем подчеркивало его глубокую духовную связь со всей русской историей. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, 10 сентября 1839 года была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года. После Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля крестный ход проследовал к месту закладки храма. Член Святейшего Синода митрополит Московский и Коломенский Филарет в присутствии императора Николая I освятил закладной камень 1817 года, принесенный с Воробьевых гор, а Николай I собственноручно заложил закладную доску.. К.А. Тоон считается родоначальником новой национальной архитектуры, возродившим древнюю отечественную традицию. Особенно ярко эта традиция проявилась в храме Христа Спасителя. С его строительством началось обновление центра Москвы в русском стиле. Храм был спроектирован по образцу древней соборной церкви и в плане представляет собой равноконечный крест, называемый еще греческим — в противоположность вытянутому латинскому. Главный алтарь храма посвящен Рождеству Христову, приделы — святителю Николаю Чудотворцу и святому благоверному князю Александру Невскому. Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма. Средства на постройку храма собирались во всех церквах России; из казны была выделена огромная сумма – более 15 млн. рублей. Строительство храма, для чего использовался белый плотный известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны (из него же сделали и барельефы для украшения стен храма), затянулось на 40 лет: строительство велось с 1839 по 1883 год. В 1846 году был возведен свод главного купола, а три года завершились работы по облицовке храма, в ходе чего использовали тёмно-зелёный лабрадорит, розовый кварцит, разноцветные мраморы. Толщина стен храма достигала 3 м 20 см, его высота от основания до креста составляла 103,5 м (высота креста – 8,5 м). Тогда же начали устанавливать металлическую кровлю и главы. Полная роспись и отделка храма продолжалась ещё 20 лет. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 кг золота, а меди ушло 176 тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма. Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Не менее грандиозной была отделка и внутреннего убранства храма Христа Спасителя. Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Выше было отведено место для росписей. Опасаясь сырости, могущей повредить фрески, строители решили основу под них сделать откосным способом, очень трудоемким и дорогим: примерно в 7 см от кирпича стен на штырях делались своеобразные панели из толстой проволоки, перевитой пенькой и выровненной цементом. Росписи для храма были выполнены знаменитыми художниками: Верещагиным, Суриковым, Маковским, Бруни, Тюриным, Седовым, Крамским, Семирадским и др. – всего 38 живописцами. В декоре внутреннего убранства храма большое место занимала бронза с позолотой: из нее были сделаны перила хоров, огромная люстра-паникадило, подсвечники, кресты в алтарях, обрамления для икон. Главный иконостас был сделан в форме очень красивой восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной бронзовым шатром с позолотой. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Все входные двери - всего двенадцать (как апостолов) - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Федора Петровича Толстого. Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. В двойных стенах проложены коридоры, ведущие, как в древних соборах, вокруг всего здания. В этих коридорах разместили 177 мраморных мемориальных плит с описаниями событий войны 1812 года и русских походов 1813-1814гг. в хронологическом порядке. В 1860-1880 гг. проводились работы по оформлению храма. Окончательный проект оформления принадлежал Александру Ивановичу Резанову, помощнику главного архитектора, а после кончины К.А. Тоона — главному архитектору храма Христа Спасителя. Размещение росписей, характер их, соотношение друг с другом, орнаменты, мебель, утварь, весь внутренний облик храма — над этим работали такие видные архитекторы как Л.В.Даль, Л.Л.Бенуа, Д.И.Грим, А.С.Каминский, Д.Жилярди и другие. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек. 13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения. С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры Александра Никаноровича Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году). В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник – Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих. В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей. Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. После революции в храме Христа Спасителя проходил Чрезвычайный Епархиальный съезд, а затем Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов, на котором после более чем 200-летнего перерыва на Руси было восстановлено патриаршество. В храме состоялось избрание митрополита Московского и Коломенского Тихона на престол Патриархов Всероссийских. Вскоре после этого здесь было совершено соборное моление обо всех убиенных в дни Октябрьской революции 1917 года. Пришедшие к власти большевики-богоборцы лишили храм государственного содержания. Тогда верующие в начале 1918 года создали Братство Храма Христа Спасителя, взявшее на себя все заботы о храме. Руководителем братства стал ключарь храма протопресвитер Александр Хотовицкий, расстрелянный в 1937 году. В 1922-1923 годах храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. В двадцатых годах в России был создан «Союз воинствующих безбожников», ему и была отведена важнейшая роль в идеологическом обосновании необходимости сноса храма Христа Спасителя. Справедливо опасаясь народного гнева, в 1930 году «союз безбожников» провел традиционный сбор подписей за организацию в храме музея; отвлекающий маневр был удачен. Год спустя в Москве было решено построить грандиозное здание Дворца Советов — памятника грядущей мировой Революции. Самой красивой и лучшей площадью для строительства этого здания была определена площадь, на которой стоял храм Христа Спасителя. Снос храма в связи с проектом Дворца Советов был предрешен. Только один человек публично осмелился выступить в защиту храма, это был знаменитый художник Александр Михайлович Васнецов, но никого не интересовало мнение старорежимного мастера. В 1931 году храм оградили, и началось его разграбление. Оно носило плановый характер. Подобно древним памятникам античного Рима, служившим в средневековье бесплатной каменоломней для новых построек, храм, как и множество других уникальных памятников истории Москвы, превратился в источник эффектных отделочных материалов для новых сооружений. Плиты с именами героев были положены в различных местах, вплоть до общественных туалетов! Прежде всего, извлекли драгоценный металл из иконостасов, кровель и крестов, сняли горельефы храма, часть картин, паникадила и другие предметы декоративно-прикладного искусства. Главный иконостас храма, по некоторым сведениям, был продан супруге американского президента Элеоноре Рузвельт. Наступил черный декабрь 1931 года. В канун этого события — в великий праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы — сквозь разоренные проемы громадных порталов ввозили в храм взрывчатку. В субботу пятого декабря 1931 года храм Христа Спасителя был взорван. Храм оплакивали тысячи людей. 5 декабря 1931 года - черная дата нашей истории. Как известно, Лазарь Каганович, поворачивая ручку взрывателя, сказал: "Задерем подол матушке-России". Взрыв Храма был ее сознательным осквернением... Разрушение храма началось с разбора позолоченных куполов. Сейчас опубликовано множество воспоминаний очевидцев, повествующих о постепенном разборе крыши, о попытках свалить крест при помощи канатов, о том, как построенный на века храм пришлось взрывать несколько раз… Немногочисленные уцелевшие скульптуры с фасадов храма позднее были вмонтированы в стену Донского монастыря. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Великой Отечественной Войной. На месте недостроенного Дворца Советов не то образовался пруд, не то застоялось болото. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма". В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя. В июле 1992 года Президент России Борис Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. 7 января 1995 г., на праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства Р.Ф. Виктора Черномырдина и мэра Москвы Юрия Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам строительных работ уже в 2000 году храм был полностью восстановлен и освящен. Сегодня это самый большой храм нашей Церкви, наружная высота его 105 м, высота подкупольного пространства - 80 м, здесь поместилась бы колокольня Ивана Великого. Он вмещает до 15 тысяч человек. Всего здесь шесть престолов, в верхнем храме главный - в честь Рождества Христова, южный - Николая чудотворца и северный - святого благоверного князя Александра Невского. Храм воссоздан в точных размерах прототипа. Как вы знаете, лучшие художники России по конкурсу получили право его расписать, и результат можно увидеть: нигде в России нет такого красивого и грандиозного по размерам Храма. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина. Воссозданы плиты с именами героев, имена их, положивших жизнь свою "за други своя" возвращены в память народа. Новый храм отличается от прежнего стилобатной частью (сильно расширенным цокольным этажом), в которой разместились музей, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В новом храме есть и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса. Еще некоторые фрагменты выставлены в музее храма. Возрожденный Храм Христа Спасителя предстает перед нами в нескольких ипостасях. Во-первых, он является главным собором не только Москвы, но и всей России, духовным средоточием деятельности Русской Православной Церкви. В двунадесятые и великие праздники церковного календаря здесь совершает богослужения настоятель Храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Зале Церковных Соборов проходят заседания Архиерейских Соборов и других церковных форумов. Между торжествами Храм и Преображенская церковь живут обычной приходской жизнью, люди приходят сюда за таинствами крещения и венчания, исповедаться, проводить в последний путь родных и близких… Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар - возрожденный Храм - символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды. Величайший русский храм остается символом национальной идеи и патриотическим манифестом России. История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя. Благодарю за внимание!
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 14 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 23461 |