|
||||||||||||||
Сибирские Кижи: возрожденное сокровище. История села Турнаево и Серафимо-Турнаевского храмаНовосибирская область обладает сегодня уникальным, несколько лет тому назад отреставрированным архитектурным памятником - деревянным однопрестольным православным храмом во имя преподобного Серафима Саровского. Расположен этот ныне действующий памятник архитектуры в селе Турнаево, что в 19 километрах к северу от районного центра - города Болотное. Сразу следует сказать, что Серафимо-Турнаевский храм - первый в Сибири и четвертый в мире храм, освященный в честь широко известного в дореволюционной, советской и постсоветской России святого - Серафима Саровского. 1 августа 2014 года торжественно отмечалось 100-летие со дня освящения Серафимо-Турнаевского храма.
С давних времен в широком народном обиходе за Серафимо-Турнаевким храмом стойко закрепилось имя «Сибирские Кижи». Почему? С одной стороны, вездесущая народная молва связывала это название, конечно же, с некоторой внешней схожестью со всемирно известным деревянным храмом на острове Кижи в Онежском озере. С другой стороны, народное мнение связывает такое название с тем, обычно впечатляющим рядового обывателя обстоятельством, что как и «Онежские Кижи», «Кижи Сибирские» были возведены якобы без единого гвоздя. В случае с турнаевским вариантом «Сибирских Кижей» обычно утверждается еще и то, что деревянные конструкции в ходе строительства элементарно скреплялись здесь яичным раствором. Правда все это или вымысел - не суть дела. Отнесем такого рода бытующие мнения к разряду типичных региональных легенд и преданий. Но параметр непревзойденной эстетической красоты Серафимо-Турнаевского храма все же составляет вполне реальный, эмпирически ощутимый всеми факт. Он становится особенно зримым в самый разгар лета, когда в ранние предрассветные часы, на фоне неспешно оживающей природы, вдруг озаряются алым цветом сказочные купола храма и в ослепительных лучах восходящего солнца по всем окрестных полям и пролескам мерно набегающими волнами все плывет и плывет сладко истаивающий в душе звон колоколов. А чуть позже вокруг храма радостным щебетом разольются и детские голоса: ведь именно здесь, на территории Серафимо-Турнаевского Храма вот уже несколько лет подряд организуется работа летнего православного лагеря, руководит которым большой энтузиаст творческого педагогического дела местный священник отец Анатолий Рублев. ...Их было чуть более 40 человек - вдохновенных строителей храма, съехавшихся в Турнаево из разных уголков европейской части России. Возводили храм с явной изобретательностью, с душевной теплотой, с живинкой в деле, творили - как казалось им - добротно, строили на века. Сверхпрочный камень для фундамента храма завозили из знаменитого уже в те далекие годы искитимского карьера (расположенного, как известно, на территории нынешней Новосибирской области), лес - из города Топки (ныне - Кемеровская область). Причем для строительства применялась только самая отборная сосна диаметром строго 25 сантиметров. Вот и работа вся получилась в итоге на редкость отменная, настолько живая и одухотворенная, что, по дошедшим до нас слухам, все строители, по завершению своего труда, в одночасье порешили не расставаться с созданным ими самими сокровищем, а остаться жить в селе Турнаево... Много позже, уже в наши дни, как далекий голос из прошлого, в ходе реконструкционно-восстановительных работ в пазу алтарного бревна храма была найдена полуистлевшая записка, текст которой гласил: «Вятской губ. Еранский уездъ Водо- зерской волости, дерев. Осокова. Максим Андреевъ Шевнинъ». Знать не вытерпел вятский строитель Максим Шевнин - тайно оставил-таки свою авторскую подпись для потомков под славным духовно-художественным творением! Спасибо, Максим Андреевич! Низкий вам всем поклон, безымянные строители, за искренний, добротный и творчески вдохновенный труд! Ведь, как много позже обнаружилось, дружная артель трудившихся на храме вятских и пермских плотников внесла массу колоритных изменений в первоначально заданный им проект, чем, собственно говоря, и обеспечила его архитектурную уникальность, высокую художественную ценность. В строго архитектурном плане Серафимо-Турнаевский храм относится к так называемому типу «храмов на четверике восьмерик». По виду напоминает ладью, величаво мчащуюся в зримом пространстве нашего суетного времени. Рост храма, то есть самая верхняя отметка от земли до креста - 29 метров. Высота колокольни - 32 метра. В срубе самой церкви - 50 венцов, а в колокольне - 64. Внутри колокольни, на самую ее вершину ведет добротная винтовая лестница, состоящая из 61 ступеньки. Во всяком случае, столько их там было раньше в 2004 году, до реставрации, когда я впервые поднялся на эту колокольню и попытался мысленным взором посмотреть на окружающий мир глазами человека того исторически памятного теперь для нас времени. Или, как минимум, попытаться в режиме реального времени по достоинству оценить ширь безоглядных турнаевских полей и перелесков. Из всего сверху увиденного, конечно же пока еще не очень отрадного, меня больше всего впечатлила обычная, сельская, совсем не примечательная дорога к храму. Может быть это случилось всего лишь потому, что вспомнилось когда-то услышанное, но за суетой дней наших вовсе забытое детское впечатление одного моего случайного собеседника - педагога-ветерана, который, вспоминая свои младенческие лета, проведенные здесь, в Болотнинском районе, рассказывал: «Уже издали, когда шли мы с бабушкой в Турнаево, была видна эта неописуемо прекрасная церковь. Но детская радость от предстоящей встречи удовлетворялась не сразу, а постепенно: еще долго-долго Турнаевская церковь все росла и росла на горизонте, то показываясь, то исчезая за очередным поворотом». .. .Воистину, неисповедимы пути Господни. Наступило скорбно-трагическое время бесчисленных жизненных испытаний для жителей земли турнаевской. После неоднократных попыток в 1937 году Серафимо-Турнаевский храм был закрыт. Настоятель храма священник Петр Мануйленко и церковный староста Василий Банов были арестованы и 14 августа 1937 года расстреляны. А в сентябре месяце были расстреляны бывший сторож и певчий храма Демьян Литвинов. Время, казалось, остановилось в своем трагическом драматизме. Имущество храма - разграбили. Иконы - были выброшены на улицу. Невозможно представить, но ими, по словам старожилов села, даже мостили тротуары. А часть иконостаса долго еще использовалась кем- то из селян как дверь в сарай. В самой же церкви сначала разместили клуб, а потом - зернохранилище. «Мир душевный приобретается скорбями», - любил повторять преподобный Серафим Саровский. По прошествии многих лет и десятилетий для турнаевцев, как и для всех нас наступил иные времена. 1 августа 1998 года в Серафимо-Турнаевском храме была восстановлена молитвенная жизнь. А с 2000 года в селе Турнаево стали проходить ежегодные массовые торжества, подводящие итог традиционному крестному ходу, берущему свое начало из города Болотное. Традиция эта неукоснительно соблюдается до сего дня. На крестный ход съезжаются многие жители окрестных краев и областей. С 2001 года при турнаевском храме стала работать Серафимо-Никольская школа традиционной русской культуры (руководитель - Т.С. Рублёва). А 1 августа 2013 года в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского при активной поддержке местных и областных властей в Турнаево открылась широкомасштабная, поистине всенародная, со всех концов России собравшая православных христиан Серафимо-Турнаевская ярмарка. Значит жизнь наша постепенно возвращается к своим подлинным духовным истокам! Леонид Иванович Боровиков, профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, кандидат педагогических наук, член Союза журналистов РФ ИСТОРИЯ СЕЛА ТУРНАЕВО И СЕРАФИМО- ТУРНАЕВСКОГО ХРАМАИсследовательский доклад воспитанницы Серафимо-Николъской школы традиционной русской кулътуры МОУ ДОД Дом детства и юношества Болотнинского района Анастасии РУБЛЕВОЙ Нынешнее село Турнаево возникло сравнительно недавно - в 1904 году, когда на краю соснового бора, примыкавшего к московско-иркутскому тракту примерно на середине пути от Колывани до Томска, поселились первые переселенцы из Малороссии (до сих пор эта улица называется Хохловкой). Однако свое название новое поселение получило не от переселенцев, а от старожилов, живших в бору еще в XIX веке. Этими старожилами были разбойники - «чаерезы», промышлявшие грабежом чайных обозов, перевозивших чай из Китая в Россию. Уже в 1888 году в Турнаевском бору числилось поселение Калинкино. Предводителем чаерезов был некий Турнай (скорее всего, это была разбойничья кличка атамана), от имени которого получил название не только разбойничий бор, но и новопостроенное поселение. Когда в 1912 году на общем крестьянском собрании крестьян Турнаевской, Шелковниковской и Кандерепской общин решался вопрос о строительстве храма, именно бывшие разбойники-чаерезы настояли на посвящении храма преподобному Серафиму Саровскому. Собрание выбрало церковным старостой крестьянина Турнаевской общины Василия Степановича Банова и обратилось с прошением о разрешении строительства храма в Священный Синод. После получения разрешения в том же 1912 году был заложен каменный фундамент и закуплен строевой сосновый лес для строительства храма. Весной 1913 года началось основное строительство. Летом 1914 года строительство было завершено и начаты отделочные работы. Внутреннее убранство храма (иконостас, облачения, богослужебные книги и т.д.) было приобретено на деньги томских купцов. Серебряные богослужебные сосуды и колокола для колокольни были пожертвованы томской купчихой Александрой Терпигоровой. Активное участие в строительстве храма принимал первый начальник станции Юрга инженер-путеец Александр Злобин, который обеспечивал поставки строительных материалов по железной дороге. Лес поставлялся со станции Тайга, а бутовый камень для фундамента из деревни Черноречка (нынешний город Искитим). Перед началом строительства храма по благословению святителя Макария (Невского), бывшего тогда архиепископом Томским, Александр Злобин заочно поступил в Томскую духовную семинарию, а по окончании строительства храма в 1914 году он принял священный сан и стал первым настоятелем Серафимо-Турнаевского храма. Деревянный однопрестольный храм во имя преподобного Серафима Саровского был построен в с.Турнаево Гондатьевской (Болотнинской) волости Томского уезда Томской губернии и освящен 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1914 года. Храм имел характерную для русской храмовой архитектуры ладьевидную форму, символизирующую собой Церковь как корабль спасения. Храм был рассчитан на 700 молящихся и имел впечатляющие размеры. Длина храма составляла 35 м, ширина его самой широкой части 15 м, высота главного шатра кафоликона - 25 м, высота колокольни составляла 32 м. Над центральной частью храма (кафоликоном) были подняты 1 центральный и 4 боковых креста, которые обозначали собой Иисуса Христа в окружении 4-х апостолов-евангелистов. Еще 2 креста возвышались над алтарем и колокольней. Общее количество крестов - 7 олицетворяло 7 церковных Таинств. Серафимо-Турнаевский храм стал первым в Сибири и четвертым в мире храмом в честь преподобного Серафима Саровского. Перед революцией в с.Турнаево было около 700 крестьянских дворов. Общая численность населения превышала 4 000 человек. В селе было несколько маслобоек, шерстобитки, производившие войлок, пимокатня. Свою продукцию крестьяне продавали на Томской и Новониколаевской ярмарках. С момента освящения Храма и начала богослужений начала свою работу четырехклассная начальная церковно-приходская школа для крестьянских детей окрестных деревень. После установления Советской власти в 1922 году у прихода Серафимо-Турнаевского храма были отняты здания церковно-приходской школы и дома церковного причта. Настоятель и участник строительства храма отец Александр Злобин был арестован и скончался в Томской тюрьме в 1930 году. С 1930 года Серафимо-Турнаевский храм оставался единственным действующим православным храмом на территории Болотнинского, Ояшинского, Проскоковского, Томского районов Западно-Сибирского края. С 1935 года предпринимались неоднократные попытки по закрытию храма «по просьбам трудящихся», чему противостояли прихожане храма во главе со священником Петром Мануйленко и старостой Василием Бановым. 30 июля 1937 года накануне престольного праздника храма - дня памяти святого Серафима Саровского (празднуется 1 августа) были арестованы в с.Турнаево настоятель храма священник Петр Мануйленко и староста Василий Банов. По приговору тройки особого совещания от 3 августа 1937 года священник Петр Мануйленко был этапирован в г. Новосибирск и расстрелян 14 августа 1937 года. Василий Банов ввиду невозможности этапирования «в силу преклонного возраста» (78 лет) был расстрелян в Болотнинском отделе НКВД. В сентябре 1937 года в п. Болотное был арестован и расстрелян бывший сторож и певчий храма Демьян Алексеевич Литвинов. С 1939 по 1985 год в храме размещался зерносклад Турнаевского колхоза, а затем Дивинского птицесовхоза. За время советской власти с.Турнаево сократилось до 110 дворов, численность населения уменьшилась до 270 человек. В 1985 году Серафимо-Турнаевский храм был объявлен памятником архитектуры и взят под охрану государства. 31 июля 2000 года из г. Болотное в с. Турнаево прошел первый Серафимо-Турнаевский крестный ход, состоявший из 50 прихожан Болотнинского и Юргинского храмов. В настоящее время в крестном ходе принимают участие около 1000 по- ломников со всей Западной Сибири. В августе 2003 года началась реставрация Серафимо-Турнаевского храма, окончание которой было намечено на 2009 год. На территории Серафимо-Турнаевского храма в 2000 году был заложен фундамент нового храма. В 2003 году состоялось освещения малого храма во имя св. прав. Феодора Томского. Реставрация храма была закончена в 2012 году. В этом году же был освящен иконостас иконостас, изготовленный стараниями Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. В 2014 году - 100-летний юбилей храма. 31 июля - 1 августа прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию Серафимо-Турнаевского храма и 15-летию Серафимо-Турнаевского крестного хода. В крестном ходе участвовали паломники из Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края. Серафимо-Турнаевский храм стал духовным и культурным символом Новосибирской области. ТУРНАЕВОПо грудь в снегу дома и срубы. На крышах белые папахи. Дома не трубки курят - трубы, Надев древесные рубахи. Как врач, мороз стучит по ребрам, Не молоточком - молотком. И отдает здоровье добрым, Сибирским гулким говорком. А сколько лет? Суди по церкви. Она давно уж без креста. Со дня ее насильной смерти Тропа к Всевышнему пуста. Ее, святую, осквернили И, выбив окна, как глаза, Небрежно досками забили, Оставив мучиться в слезах. Вернется время - затокуют На зорьке вновь колокола. И тихо голуби воркуют . И ждут, чтоб церковь ожила.
Образование и Православие / Православный журнал "Мироносица" №3 2014 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 8 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7687 |