Опубликовано 02.11.2014 в рубрике  Новости Митрополии
 

Дорогой Надежды


Статья посвящена юбилею первой игумении Новосибирской Епархии — игуменьи Надежде (Ерёминой), настоятельницы Покровского Александро-Невского женского монастыря.
 

Обитель дорогая, монастырь святой,

Ты мне мать родная, ты мне рай земной!

Монашеский кант

 

В любое время года дорога от Святых врат до Александро-Невского храма в Колывани удивительна. Попадешь в иную жизнь, в особую атмосферу. Словно шагаешь по дороге ведущей в рай. Пушистые кусты, деревья, летом - аллея цветов. тишина. Умиротворенность. И особое состояние души. Благодать, которой буквально наполнена обитель, предается тебе с первых шагов по этой дороге. Но само по себе ничего не возникает. Все это благолепие создается с помощью Божьей, людьми. Ощутить молитвенный уклад жизни насельниц монастыря, такое желание возникает у многих паломников и прихожан. Но, православное монашество сокровенно, не спешит открывать своих тайн первому встречному.

Монастырская жизнь требует больших усилий, а главное самопожертвование и самоотдачи. Невозможно уйти в монастырь, не полюбив Бога. В монастыре сестры начинают борьбу против греха, скрытого в каждом человека, и тем самым зло в мире несколько уменьшается. Очищая свое сердце, человек получает способность молится за своих ближних, сердце молящегося расширяется настолько, что может вместить "и всех, и вся". И только тот способен жить в монастыре, кто больше всего на свете полюбил молитву и все, что с ней связано: храм, богослужение, духовное чтение, богомыслие.

Порядок жизни в монастыре и отношения между сестрами основываются на монашеских обетах послушания, нестяжания, воздержания и целомудрия. Монастырский Устав регламентирует всю жизнь монастыря от быта до проведения богослужений. Монашескому подвигу предшествует трудничество и послушничество. Монах, отрешаясь от земных дел: семьи, детей, жилища -  полностью себя посвящает послушанию. А оно может быть разным:  псалтырь читать, в воскресной школе преподавать, паломников встречать, экскурсии проводить, просфоры выпекать, огороды полоть, корову доить или в храме петь.

В Колыванском монастыре процесс созидания происходит непрестанно более двадцати лет. В новосибирской Епархии Колыванский монастырь стал символом возрождения церковной жизни, когда на месте комсомольского сквера была создана, свята обитель. В восьмидесятые годы в России началось возрождение Православия. В Колывани всегда был многолюдный приход. Усилиями протоиерея Николая Чугайнова храм заблистал в первозданной красе. Трудно представить, что двадцать три года назад вокруг храма был только пустырь с жилым одноэтажным домом (бывшая церковно-приходская школа) и сараи. За прошедшие годы построены монастырская ограда со Святыми вратами, трапезная, хозяйственный двор с фермой, гаражом, птичником, в котором разместились библиотека, различные мастерские (иконописная, швейная и др.). Строится гостиница для паломников. Воздвигнута и освящена водосвятная часовня в честь Царственных Страстотерпцев, Новомучеников и Исповедников Российских. Устроено приусадебное хозяйство. Что касается подсобного хозяйства, то надо заметить, что здесь организовано все грамотно. При любых погодных условиях всегда имеется урожай, и монастырь старается помогать со своего огорода городским
приходам.
Покровский Александро-Невский женский монастырь создан трудами и заботами епископа (ныне митрополита) Новосибирского и Бердского Тихона. Епископ Тихон, прибыв на Новосибирскую кафедру в 1990 году, заметил, что при Вознесенском кафедральном соборе много монашествующих, и решил искать место для монастыря.

После долгих поисков глава администрации Колыванского района Виктор Михайлович Ноздрюхин сам предложил Владыке место под монастырь. Колывань, бывший купеческий город играл в прошлом веке значительную роль в Сибирском крае. Свое 175-летие Колывань отпраздновала в 1997 году, а в 2013 году широко отмечала 300-летие Чаусского острога, из которого город и взял свое начало.

В 1991 году, во время своего первого визита в Сибирь, в Новосибирскую епархию прибыл Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. На праздник Вознесения Господня, 16 мая, Святейший Патриарх посетил Колывань и освятил закладной камень в основании жилого корпуса вновь создаваемой женской обители, а также большой деревянный крест, ныне расположенный в притворе храма во имя благоверного князя Александра Невского.

19 июля 1992 года, после завершения реставрации Владыка Тихон совершил торжественное освящение храма, в котором уже трудились первые сестры. При храме был открыт женский монастырь. В августе того же года, по ходатайству  Владыки, определением Священного Синода настоятельницей монастыря была назначена игуменья Надежда (Ерёмина). До этого матушка Надежда уже была в сане игумении и двадцать с лишним лет несла послушание в ризнице Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска, исполняя обязанности благочинной среди монахинь. Она с юности горела желанием посвятить себя Богу в монашеском чине. А жить по-христиански в атеистическом окружении её научили родители.

Родители матушки Надежды (в миру Нины Ерёминой) познакомились в Нарыме в 30-х годах ХХ века. Семья Онуфрия Егоровича Ерёмина была раскулачена и выслана из Славгорода в Нарымский край. Туда же выслали из Белоруссии семью Марии Архиповны Даниленко. В Нарыме Онуфрий и Мария познакомились, а затем и поженились. У них родилось двое детей - Нина и Виктор. Когда началась Великая Отечественная война, Онуфрий ушел защищать Родину. Всю войну прошел, а в конце войны ему удалось выправить себе документы (так как у ссыльных документов не было), и выслать справку домой. Семья смогла выехать на место жительство в Омск, и Мария Архиповна сразу же пошла в церковь крестить детей. Нина училась в женской школе, а брат Виктор - в мужской. Отец, вернувшись с фронта, работал столяром-отделочником. Нине запомнилось его художественные резные работы по дереву. Мама занималась домашним хозяйством и исправно посещала храм, за ней тянулась и дочь. Брат умер в девятнадцать лет, не закончив института. Вскоре умер и отец, не дожив до пятидесяти лет.

Нина рано пошла работать в швейную мастерскую, закончила вечернюю школу, затем училась на бухгалтера. Перешла на работу в отдел кадров Омского Военторга.

Начальник фронтовик, полковник, часто заходя в отдел кадров, говорил: "Девки, работать работайте, а Бога не забывайте!". Нина никогда про бога не забывала, стала чаще бывать в церкви, петь на клиросе. На работе разговоры пошли: "Кадровик, должна людей воспитывать, а она - верующая. Это ее воспитывать надо". Перешла работать в храм. Вместе с мамой трудились при Владыке Николае (Кутепове). В 1970 году Владыка Павел (Голышев) пригласил Нину в Новосибирск потрудиться в ризнице Вознесенского собора.

Монашеский постриг Нина и её мама Мария Архиповна приняли вместе в 1971 году. Маму Владыка Павел постриг в честь св. мученицы Софии, дочь - в честь св. мученицы Надежды. Через несколько лет монахиню Софию постригли в схиму с именем Серафима. Ежегодно матушка Надежда старалась посетить Троице-Сергиеву Лавру, Печерский монастырь, Пюхтицы, "филиал" Глинской пустыни в Тбилиси. Во время одного из ее приездов к Владыке митрополиту Зиновию (Мажуга) матушке передали напутствие от схиархимандрита Андроника (Лукаша): "надежда, надежда пусть надеется на Бога". И с этим заветом старца матушка Надежда получила благословение на свой дальнейший жизненный путь.

Матушка Надежда помнит рассказы старожилов Вознесенского храма о том, как в воскресные дни Владыке митрополиту Варфоломею ставили посреди храма седалище и он сидя объяснял прихожанам Евангелие. Многих он утешал, укрепляя в вере и помогал материально. Деньги у него не задерживались - все раздавал нуждающимся. Отношения между прихожанами были очень добрые. По выходным дням после окончания утреннего богослужения в ожидании вечерни они располагались в ограде  храма на скамейках, пели духовные канты и псалмы, которые знали наизусть.

Многие монашествующие, собранные Владыкой Варфоломеем и постриженные им и последующими владыками (более шестидесяти сестер), в основном трудились при храме на различных  послушаниях и ходили при этом в иноческих одеяниях. Некоторые жили в очень трудных условиях, стесняемые своими же родственниками. Верующих преследовали, люди боялись доносов. Только после смерти монахинь родственники начинали плакать, и понимать какие молитвенники от них уходят. Одна схимница Магдалина у родной дочери в кладовке доживала свою жизнь. Зачастую только просфорочкой и водой питалась. У неё не было обиды, ни возмущения, а только кротость и смирение. Матушке Надежде много приходилось усопших монахинь облачать, хоронить и обихаживать их могилки. 

В 1982 году Владыка Гедеон (Докукин) наградил матушку Надежду наперстным Крестом. В 1988 году на 100-летие Крещения Руси матушку Надежду возвели в сан игумении. В Новосибирске на праздник приехали почетные гости - митрополит Филарет (Вахромеев) и старец Илий (ныне духовник Оптиной пустыни и Патриарха), который во время празднования сидел в президиуме рядом с матушкой Надеждой и спрашивал: "Из какого Вы монастыря, матушка?". А матушка Надежда просила его помолиться о создании монастыря.

Начальные годы в монастыре были очень трудными. Первые пять монахинь вместе с матушкой Надеждой спали на полу в недостроенном доме, не было даже минимальных бытовых условий. Владыка Тихон сразу же благословил строить игуменский корпус, где могли бы жить с матушкой все насельницы монастыря. После перевода Владыки Тихона в Москву строительство приостановилось. В 2000 году Владыка вновь вернулся на Новосибирскую кафедру и первым делом проявил заботу о монастыре. Передав проект жилого корпуса Даниловского монастыря, Владыка благословил строительство келейного корпуса.

В монастыре стали прибавляться сестры из Норильска, Москвы, Бурятии, Красноярска, Волгоградской области, Алтайского края. Сегодня в монастыре сорок насельниц. В монастыре труд - это своего рода молитвенный подвиг. Сестры пишут и вышивают иконы, шьют облачения, они овладели строительными специальностями - штукатура, маляра, окончили курсы профессиональных водителей. Постоянно благоустраивают и озеленяют территорию монастыря. Здесь всё продумано, красиво, старательно устроено. И во всем чувствуется забота матушки Надежды. Духовник монастыря, игумен Владимир (Соколов), считает, что год от года сестры духовно укрепляются, и растет благолепие монастыря. Постоянно появляется что-то новое в убранстве храма, в хозяйстве. Проницательно и зорко руководит жизнью монастыря игуменья Надежда. Многие обрели в ней духовную матерь, утешительницу, ревностную свидетельницу Христовой веры, продолжательницу старческих традиций. У каждого свой путь, своя в жизни дорога. "От Господа стопы человека направляются".

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 10    
  Версия для печати        Просмотров: 4733

Ключевые слова: Колывань, Личный опыт веры, Татьяна Пендюрина

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930