|
I. Основные богословские положения
II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Cобственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светские наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма
VI. Труд и его плоды
VI.1. Труд является органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что вначале «не было человека для возделывания земли» (Быт. 2. 5); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2. 15). Труд — это творческое раскрытие человека, которому в силу
изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа.
Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 19). Творческая составляющая труда ослабла; он стал для
падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни.
VI.2.
Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость
ежедневного труда, но и задает его особый ритм. Четвертая заповедь
гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай
и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему:
не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб
твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20. 8-10). Этим повелением Творца процесс человеческого труда
соотносится с божественным творчеством, положившим начало мирозданию.
Ведь заповедь субботствования обосновывается тем, что при сотворении
мира «благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2. 3). Сей день должен быть посвящен Господу, с тем чтобы
повседневные заботы не могли отвратить человека от Творца. Вместе с тем,
деятельные проявления милосердия и бескорыстная помощь ближним не
являются нарушением заповеди: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2. 27). В христианской традиции с апостольских времен днем,
свободным от труда, стал первый день седмицы — день Воскресения
Христова.
VI.3. Совершенствование орудий и методов
труда, его профессиональное разделение и переход от простых его форм к
более сложным способствуют улучшению материальных условий жизни
человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от
Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить
земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории
человечества всегда заканчивалась трагически.
В
Священном Писании сказано, что первыми строителями земной цивилизации
были потомки Каина: Ламех и его дети изобрели и произвели первые орудия
из меди и железа, переносные шатры и различные музыкальные инструменты,
они явились родоначальниками многих ремесел и искусств (Быт. 4. 20-22).
Однако они вместе с другими людьми не избежали соблазнов: «Всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6. 12), а потому по воле Творца цивилизацию каинитов завершает
потоп. Наиболее ярким библейским образом безуспешной попытки падшего
человечества «сделать себе имя» является строительство вавилонской башни
«высотою до небес». Столпотворение предстает символом объединения
усилий людей для достижения богопротивной цели. Господь карает гордецов:
смешивая языки, Он лишает их возможности взаимопонимания и рассеивает
по всей земле.
VI.4. С христианской точки зрения
труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится
благословенным, когда являет собой соработничество Господу и
способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не
богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам
личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных
потребностей духа и плоти.
Священное Писание свидетельствует о двух
нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому,
никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол
пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека,
дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах
милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17). Всем памятны слова
апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10).
Этическое
значение трудовых процессов постоянно подчеркивали отцы и учители
Церкви. Так, Климент Александрийский называл труд «школой общественной
справедливости». Святитель Василий Великий утверждал, что «намерение
благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а
побуждением к еще большим трудам». А святой Иоанн Златоуст призывал
считать «бесчестием не работу, но праздность». Пример трудового
подвижничества явили иноки многих монастырей. Их хозяйственная
деятельность во многом была образцом для подражания, а основатели
крупнейших иноческих обителей имели, наряду с высочайшим духовным
авторитетом, и славу великих тружеников. Широко известны примеры
усердного труда преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского,
Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и других русских
подвижников.
VI.5. Церковь благословляет всякий
труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения
никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует
христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос
постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он
говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12.
42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в
винограднике (Мф. 20. 1-16). Однако современность породила развитие
целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха,
удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство,
наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности
участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только
трудящегося, но и общество в целом.
VI.6. Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: «Кто,
насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от
стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен
молотить с надеждою получить ожидаемое» (1 Кор. 9. 7,10). Церковь
учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением
против человека, но и грехом перед Богом.
Священное Писание говорит: «Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24. 14-15); «Горе тому, кто... заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер. 22. 13); «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5. 4).
Вместе
с тем заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях,
которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, —
о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах — и
делиться с ними плодами труда, «чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24. 19-22).
Продолжая
на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с
обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и
бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению
продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый —
больного, трудоспособный — престарелого. Духовное благополучие и
самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение
жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается
безусловным приоритетом при распределении материальных средств.
|