|
I. Основные богословские положения
II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Cобственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светские наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма
V. Церковь и политика
V.I.
В современных государствах граждане участвуют в процессе управления
страной путем голосования. Значительная их часть принадлежит к
политическим партиям, движениям, союзам, блокам и иным подобным
организациям, созданным на основе различных политических доктрин и
взглядов. Эти организации, стремясь организовать жизнь общества согласно
политическим убеждениям своих членов, имеют одной из своих целей
достижение, удержание или реформирование власти в государстве. В ходе
осуществления полномочий, полученных вследствие волеизъявления граждан
на выборах, политические организации могут участвовать в деятельности
структур законодательной и исполнительной власти.
Наличие
в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических
убеждений, а также разнодействующих интересов порождает политическую
борьбу, которая ведется как законными и нравственно оправданными
методами, так подчас и методами, противоречащими нормам государственного
права, христианской и естественной морали.
V.2.
Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о
единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его
членов в общий созидательный труд. Церковь призвана проповедовать и
созидать мир со всем внешним для нее обществом: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 18); «Старайтесь иметь мир со всеми» (Евр. 12. 14). Но еще более важным для нее является внутреннее единство в вере и любви: «Умоляю
вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было
между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе» (1
Кор. 1. 10). Единство Церкви как таинственного тела Христова (Еф. 1.
23), от неповрежденного бытия которого зависит вечное спасение человека,
является для нее наивысшей ценностью. Святой Игнатий Богоносец,
обращаясь к членам Церкви Христовой, пишет: «Все вы составляйте из себя
как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса».
Перед
лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь
проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных
политических взглядов. Она также допускает наличие различных
политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за
исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим
православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания.
Невозможно
участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а
следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических
организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка
участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов,
агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур
священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех
уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов,
священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных
волеизъявлениях путем голосования.
В истории Церкви
имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических
доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая
поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов
Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и
ограничительных действий инославной и иноверной власти. В других случаях
подобная поддержка была следствием давления государства или
политических структур и обычно вела к разделениям и противоречиям внутри
Церкви, к отходу от нее части нетвердых в вере людей.
В
XX столетии священнослужители и иерархи Русской Православной Церкви
являлись членами некоторых представительных органов власти, в частности,
Государственной Думы Российской Империи, Верховных Советов СССР и
Российской Федерации, ряда местных советов и законодательных собраний. В
некоторых случаях участие священнослужителей в деятельности органов
власти приносило пользу Церкви и обществу, однако нередко подобное
участие порождало нестроения и разделения. Это имело место в особенности
тогда, когда допускалось членство священнослужителей лишь в
определенных парламентских фракциях, а также когда клирики выдвигали
свои кандидатуры на выборные должности без церковного благословения. В
целом практика участия священнослужителей в деятельности органов власти
показала, что таковое практически невозможно без принятия на себя
ответственности за вынесение решений, удовлетворяющих интересам одной
части населения и противоречащих интересам другой его части, что
серьезно осложняет пастырскую и миссионерскую деятельность
священнослужителя, призванного, по слову апостола Павла, быть «для всех... всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9. 22). В то же время история показывает: решение об участии
или неучастии священнослужителей в политической деятельности принималось
и должно приниматься исходя из потребностей каждой конкретной эпохи, с
учетом внутреннего состояния церковного организма и его положения в
государстве. Однако с канонической точки зрения вопрос о том, должен ли
священнослужитель, занимающий государственный пост, работать на
профессиональной основе, решается однозначно отрицательно.
8
октября 1919 года святитель Тихон обратился к духовенству Русской
Церкви с посланием, в котором призвал клириков не вмешиваться в
политическую борьбу и, в частности, указал, что служители Церкви «по
своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов,
должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она
возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны,
принадлежать к каким-либо политическим партиям, а тем более делать
богослужебные обряды и священнодействия орудием политических
демонстраций».
В преддверии выборов народных
депутатов СССР Священный Синод 27 декабря 1988 года определил
«благословить представителям нашей Церкви, в случае их выдвижения и
избрания народными депутатами, эту деятельность, выражая при этом нашу
уверенность, что она послужит благу верующих и всего нашего общества».
Помимо избрания народными депутатами СССР, ряд архиереев и клириков
заняли депутатские места в республиканских, областных и местных советах.
Новые условия политической жизни побудили Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви в октябре 1989 года уделить большое внимание
обсуждению двух вопросов: «во-первых, как далеко может идти Церковь по
пути принятия ответственности за политические решения без того, чтобы
ставить под сомнение свой пастырский авторитет, и, во-вторых,
позволительно ли для Церкви отказываться от участия в законотворчестве и
от возможности оказывать нравственное воздействие на политический
процесс, когда от принятия решения зависит судьба страны».
В
результате Архиерейский Собор признал определение Священного Синода от
27 декабря 1988 года имеющим отношение только к минувшим выборам. На
будущее же был принят порядок, в соответствии с которым вопрос о
целесообразности участия представителей духовенства в выборной кампании
должен в каждом конкретном случае предварительно решаться
Священноначалием (Священным Синодом — в отношении епископата, правящими
архиереями — в отношении подведомственного клира).
Некоторые представители духовенства, не получив подобающего благословения, все же приняли участие в выборах.
Священный
Синод 20 марта 1990 года с сожалением заявил, что «Русская Православная
Церковь снимает с себя моральную и религиозную ответственность за
участие этих лиц в выборных органах власти». Из соображений икономии
Синод воздержался от применения к нарушителям дисциплины полагающихся
санкций, «констатируя, что такое поведение ложится на их совесть». 8
октября 1993 года, ввиду создания в России профессионального парламента,
на расширенном заседании Священного Синода было принято решение
предписать священнослужителям воздержаться от участия в российских
парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты. Соответствующим
Синодальным определением было установлено, что нарушившие его
священнослужители подлежат извержению из сана. Архиерейский Собор
Русской Православной Церкви 1994 года одобрил данное определение
Священного Синода, «как своевременное и мудрое», и распространил его
действие «на участие в будущем священнослужителей Русской Православной
Церкви в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и
Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне».
Тот
же Архиерейский Собор, в верности святым канонам отвечая на вызовы
современной реальности, установил ряд важнейших правил, касающихся
рассматриваемой темы. Так, в одном из определений Собора говорится:
«Подтвердить невозможность для церковной Полноты поддержки каких-либо из
политических партий, движений, блоков, союзов и тому подобных
организаций, а также отдельных их деятелей, в первую очередь в ходе
предвыборных кампаний... Считать также крайне нежелательным членство
священнослужителей в политических партиях, движениях, союзах, блоках и
им подобных организациях, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу».
Архиерейский Собор, состоявшийся в 1997 году,
развил принципы взаимоотношений Церкви с политическими организациями и
усилил одно из решений предыдущего Собора, не благословив
священнослужителям быть членами политических объединений. В определении
Собора «О взаимоотношениях с государством и светским обществом», в
частности, говорится: «Приветствовать диалог и контакты Церкви с
политическими организациями в случае, если подобные контакты не носят
характера политической поддержки. Считать допустимым сотрудничество с
такими организациями в целях, полезных для Церкви и народа, при
исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической
поддержки... Считать недопустимым участие архиереев и священнослужителей
в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических
объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов
на выборные государственные посты всех уровней».
Неучастие
церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических
партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного
выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления
этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне.
Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами,
Священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право ее
выражения не может быть передано государственным учреждениям,
политическим или иным светским организациям.
V.3.
Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов
законодательной, исполнительной и судебной власти, политических
организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с
вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией
по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в
обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг,
участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и
содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства.
История
Православной Церкви сохранила множество примеров самой активной
вовлеченности мирян в управление государством, в деятельность
политических и иных гражданских объединений. Такая вовлеченность имела
место в условиях различных систем государственного устройства:
самодержавия, конституционной монархии, разнообразных видов республики.
Участие православных мирян в гражданских и политических процессах было
затруднено лишь в условиях иноверного владычества или режима,
придерживающегося политики государственного атеизма.
Участвуя
в управлении государством и в политических процессах, православный
мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской
морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о
духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на
стремлении преображать окружающий мир по слову Христову.
В
то же время христианин — политик или государственный муж — должен ясно
сознавать, что в условиях исторической реальности, а тем более в
контексте нынешнего разделенного и противоречивого общества, большинство
принимаемых решений и предпринимаемых политических действий приносит
пользу одной части общества, одновременно ограничивая либо ущемляя
интересы и желания других. Многие из упомянутых решений и действий
неизбежно сопряжены с грехом или попустительством греху. Именно поэтому
от православного политика или государственного деятеля требуется крайняя
духовная и нравственная чуткость.
Христианин,
трудящийся в области созидания государственной и политической жизни,
призван стяжать дар особой жертвенности и особого самоотвержения. Ему
совершенно необходимо быть внимательным к своему духовному состоянию,
дабы не допускать превращения государственной или политической
деятельности из служения в самоцель, которая питает гордыню, алчность и
другие пороки. Следует помнить, что «начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано... и все Им стоит» (Кол. 1. 16-17). Святитель Григорий Богослов, обращаясь к властителям,
писал: «Со Христом начальствуешь ты, со Христом правительствуешь: от
Него получил ты меч». Святой Иоанн Златоуст говорит: «Поистине царь есть
тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все
законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать
душою страсти к удовольствиям. Такого мужа я желал бы видеть
начальствующим над народами, и землею и морем, и городами и областями, и
войсками; потому что кто подчинил душевные страсти разуму, тот легко
управлял бы и людьми согласно с божественными законами... А кто
по-видимому начальствует над людьми, но раболепствует гневу и честолюбию
и удовольствиям, тот... не будет знать, как распорядиться с властью».
V.4.
Участие православных мирян в деятельности органов власти и политических
процессах может быть как индивидуальным, так и в рамках особых
христианских (православных) политических организаций или христианских
(православных) составных частей более крупных политических объединений. В
обоих случаях чада Церкви имеют свободу выбора и выражения своих
политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей
деятельности. В то же время миряне, участвующие в государственной или
политической деятельности индивидуально или в рамках различных
организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою
политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо
канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом
высшая церковная власть не преподает специального благословения на
политическую деятельность мирян.
Архиерейский Собор
Русской Православной Церкви 1994 года постановил полагать допустимым
членство в политических организациях «мирян и создание ими самими таких
организаций, которые, в случае наименования себя христианскими и
православными, призываются к большему взаимодействию с церковным
Священноначалием. Считать также возможным участие священнослужителей, в
том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное
Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а
также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и
общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит
характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и
согласия в народе и церковной среде».
В
соответствующем же определении Архиерейского Собора 1997 года, в
частности, говорится: «Полагать возможным участие мирян в деятельности
политических организаций и создание ими таких организаций в случае, если
последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут
ответственные консультации с церковным Священноначалием. Постановить,
что подобные организации, как участвующие в политическом процессе, не
могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от
имени Церкви. Церковного благословения не могут получить, а в случае его
наличия лишаются такового церковно-общественные организации, ведущие
предвыборную борьбу, вовлеченные в политическую агитацию и выдающие свое
мнение за мнение Церкви, выражаемое перед лицом государства и общества
церковными Соборами, Святейшим Патриархом и Священным Синодом. То же
относится к церковным и церковно-общественным средствам массовой
информации».
Существование христианских
(православных) политических организаций, а также христианских
(православных) составных частей более широких политических объединений
воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам
сообща и осуществлять политическую и государственную деятельность на
основе христианских духовно-нравственных принципов. Упомянутые
организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно
призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации
действий в области осуществления позиции Церкви по общественным
вопросам.
Во взаимоотношениях церковной Полноты с
христианскими (православными) политическими организациями, в
деятельности которых участвуют православные миряне, а также с отдельными
православными политиками и государственными деятелями, могут возникать
ситуации, когда заявления или действия этих организаций и лиц
существенно расходятся с общецерковной позицией по общественным вопросам
либо мешают реализации такой позиции. В подобных случаях
Священноначалие устанавливает факт расхождения позиций и публично
объявляет об этом во избежание смущения и недоразумений среди верующих и
широких слоев общества. Констатация такого расхождения должна побудить
православного мирянина, участвующего в политической деятельности,
задуматься о целесообразности его дальнейшего членства в соответствующей
политической организации.
Организации православных
христиан не должны носить характера тайных обществ, предполагающих
исключительное подчинение своим лидерам и сознательный отказ от
раскрытия сути деятельности организации в ходе консультаций с церковным
Священноначалием и даже на исповеди. Церковь не может одобрить участия
православных мирян, а тем более священнослужителей и в неправославных
обществах такого рода, поскольку они по самому своему характеру
отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божией и ее
каноническому строю.
|