|
I. Основные богословские положения
II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Cобственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светские наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
XVI.1.
Народы и государства вступают друг с другом в экономические,
политические, военные и иные отношения. В результате государства
возникают и исчезают, меняют свои границы, объединяются или разделяются;
они также создают или упраздняют различные союзы. В Священном Писании
содержатся многочисленные исторические свидетельства о построении
международных отношений.
Один из первых примеров
межплеменного договора, заключенного между хозяином земли — Авимелехом —
и пришельцем — Авраамом — описывается в Книге Бытия: «Авимелех…
сказал Аврааму:.. поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня,
ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты
будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал
Авраам: я клянусь… И они оба заключили союз» (Быт. 21. 22-24, 27).
Договоры снижали опасность войн и столкновений (Быт. 26. 26-31; Иис. 9.
3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй воли предотвращали
кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22). Договорами
заканчивались войны (3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о военных
союзах (Быт. 14. 13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37. 5-7).
Подчас военная помощь приобреталась за деньги и другие материальные
ценности (4 Цар. 16. 7-9; 3 Цар. 15. 17-20). Соглашение между Соломоном и
Хирамом носило характер экономического союза: «Вот, рабы мои будут
вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую
ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы
рубить дерева так, как Сидоняне… И был мир между Хирамом и Соломоном, и
они заключили между собою союз» (3 Цар. 5. 6,12). Путем переговоров
через послов обсуждались такие вопросы, как возможность прохождения
вооруженных людей через чужие земли (Числ. 20. 14-17; 21. 21-22),
территориальные споры (Суд. 11. 12-28). Договоры могли включать передачу
территорий одним народом другому (3 Цар. 9. 10-12; 3 Цар. 20. 34).
Содержатся
в Библии и описания дипломатических хитростей, связанных с
необходимостью защиты от могущественного противника (Иис. 9. 3-27; 2
Цар. 15. 32-37; 16. 16-19; 17. 1-16). Иногда мир покупался (4 Цар. 12.
18) или оплачивался данью. Бесспорно, одним из средств разрешения споров
и конфликтов были войны, упоминаниями о которых изобилуют книги Ветхого
Завета. Впрочем, в Священном Писании есть примеры переговоров,
нацеленных на избежание войны незадолго до ее начала (4 Цар. 14. 9-10).
Практика достижения соглашений во времена Ветхого Завета была основана
на религиозно-нравственных принципах. Так, даже договор с гаваонитами,
заключенный вследствие обмана со стороны последних, был признан
действительным по причине его священной формулы: «Мы клялись им Господом, Богом Израилевым, и потому не можем коснуться их» (Иис. 9. 19). Библия содержит запрет на заключение союза с порочными
языческими племенами (Исх. 34. 15). Впрочем, древние иудеи отступали от
этой заповеди. Различные договоры и союзы также часто нарушались.
Христианский идеал поведения народа и правительства в сфере международных отношений заключается в «золотом правиле»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7. 12). Употребляя этот принцип не только в личной, но и в
общественной жизни, православные христиане должны помнить, что «не в
силе Бог, а в правде». Вместе с тем, если кто-либо действует вопреки
справедливости, то восстановление ее нередко требует ограничительных и
даже силовых действий по отношению к другим государствам и народам.
Известно, что в силу искаженности грехом человеческой природы нации и
государства практически неизбежно имеют расходящиеся интересы,
связанные, в частности, со стремлением к обладанию землей, политическому
и военному доминированию, получению максимальной прибыли от
производства и торговли. Возникающая по этой причине необходимость
защиты соплеменников налагает некоторые ограничения на готовность
личности поступиться собственными интересами ради блага другого народа.
Тем не менее православные христиане и их сообщества призваны стремиться к
созиданию таких международных отношений, которые служили бы
максимальному благу и удовлетворению законных интересов собственного
народа, сопредельных наций и всей общечеловеческой семьи.
Взаимоотношения
между народами и государствами должны быть устремлены к миру,
взаимопомощи и сотрудничеству. Апостол Павел заповедует христианам: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 18). Святитель Московский Филарет в слове на заключение мира в
1856 году говорит: «Вспомним закон, исполним волю Божественного
Начальника мира — не помнить зла, прощать оскорбления, быть мирными даже
”с ненавидящими мир” (Пс. 119. 6), кольми паче с предлагающими
прекращение вражды и простирающими руку мирную». При всем понимании
неизбежности международных споров и противоречий в падшем мире, Церковь
призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска
взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии, а
также нелегитимного и нравственно неоправданного политического давления
извне. Использование военной силы воспринимается Церковью как крайнее
средство защиты от вооруженной агрессии со стороны других государств.
Такая защита в порядке помощи может быть осуществлена и государством, не
являющимся непосредственным объектом нападения, по просьбе последнего.
Свои
отношения с внешним миром государства основывают на принципах
суверенитета и территориальной целостности. Эти принципы рассматриваются
Церковью как базовые для защиты народом его законных интересов и
являющиеся краеугольным камнем межгосударственных договоров, а значит,
всего международного права. В то же время для христианского сознания
очевидно, что любые человеческие установления, в том числе суверенная
власть государства, относительны пред лицом Божия всемогущества. История
показывает непостоянность бытия, границ и форм государств, создаваемых
как на территориально-этнической основе, так и в силу экономических,
политических, военных и иных подобных причин. Не отрицая исторического
значения моноэтнического государства, Православная Церковь одновременно
приветствует добровольное объединение народов в единый организм и
создание государств многонациональных, если в них не нарушаются права
какого-либо из народов. Вместе с тем нельзя не признать существования в
современном мире известного противоречия между общепризнанными
принципами суверенитета и территориальной целостности государства, с
одной стороны, и стремлением народа или его части к государственной
самостоятельности, с другой. Проистекающие отсюда споры и конфликты
должны решаться мирным путем, на основе диалога, при максимально
возможном согласии сторон. Помня о том, что единство есть благо, а
разобщенность — зло, Церковь приветствует тенденции к объединению стран и
народов, особенно имеющих историческую и культурную общность, при
условии, что эти объединения не направлены против третьей стороны.
Церковь скорбит, когда в связи с разделением полиэтнических государств
разрушается историческая общность людей, попираются их права и в жизнь
многих приходят страдания. Разделение многонациональных государств может
считаться оправданным лишь в том случае, если один из народов находится
в явно угнетенном положении или если воля большинства жителей страны
определенно не направлена на сохранение единства.
Недавняя
история показала, что разделение ряда государств Евразии породило
искусственный разрыв народов, семей и деловых сообществ, привело к
практике насильственного перемещения и вытеснения различных этнических,
религиозных и социальных групп, что сопровождалось утратой народами их
святынь. Попытка создать на обломках союзов мононациональные государства
стала основной причиной кровопролитных межэтнических конфликтов,
потрясших Восточную Европу.
Имея в виду
вышесказанное, необходимо признать полезность создания
межгосударственных союзов, имеющих целью объединение усилий в
политической и экономической областях, а также совместную защиту от
внешней угрозы и помощь жертвам агрессии. В межгосударственном
экономическом и торговом сотрудничестве должны быть применяемы те же
нравственные правила, что и вообще в хозяйственно-предпринимательской
деятельности человека. Взаимодействие народов и государств в данной
сфере необходимо основывать на честности, справедливости, стремлении к
достижению приемлемых результатов совместного труда всеми его
участниками (см. XVI.3). Приветствуется международное сотрудничество в
культурной, научной, просветительской, информационной областях, если оно
устрояется на равноправной и взаимоуважительной основе, направлено на
обогащение каждого из вовлеченных в него народов опытом, знаниями и
плодами творческих достижений.
XVI.2. В течение ХХ
века многосторонние межгосударственные соглашения привели к созданию
разветвленной системы международного права, обязательного для исполнения
в странах, подписавших соответствующие договоренности. Государствами
были также образованы международные организации, решения которых
обязательны для стран-участниц. Некоторым из этих организаций
правительствами передается ряд полномочий, которые касаются
экономической, политической и военной деятельности и в значительной
степени затрагивают не только международные отношения, но и внутреннюю
жизнь народов. Реальностью становится феномен правовой и политической
регионализации и глобализации.
С одной стороны,
такое развитие межгосударственных отношений способствует активизации
торгового, производственного, военного, политического и иного
сотрудничества, необходимость которого диктуется естественным усилением
международных связей и потребностью в совместном ответе на глобальные
вызовы современности. В истории Православия есть примеры положительного
воздействия Церкви на развитие региональных межгосударственных связей.
Международные организации способствуют разрешению различных споров и
конфликтов. С другой стороны, нельзя недооценивать опасности расхождений
между волей народов и решениями международных организаций. Эти
организации могут становиться средствами несправедливого доминирования
стран сильных над слабыми, богатых над бедными, технологически и
информационно развитых над остальными, практиковать двойные стандарты в
области применения международного права в интересах наиболее влиятельных
государств.
Все это побуждает Православную Церковь
подходить к процессу правовой и политической интернационализации с
критической осторожностью, призывая власть имущих как на национальном,
так и на международном уровне к сугубой ответственности. Любые решения,
связанные с заключением судьбоносных международных договоров, а также с
определением позиции стран в рамках деятельности международных
организаций, должны приниматься лишь в согласии с волей народа,
основанной на полной и объективной информации о сути и последствиях
планируемых решений. При проведении политики, связанной с принятием
обязывающих международных соглашений и действиями международных
организаций, правительства должны отстаивать духовную, культурную и иную
самобытность стран и народов, законные интересы государств. В рамках
самих международных организаций необходимо обеспечить равенство
суверенных государств в доступе к механизмам принятия решений и в праве
решающего голоса, в том числе при определении базовых международных
стандартов. Конфликтные ситуации и споры надлежит разрешать только при
участии и согласии всех сторон, жизненные интересы которых затрагиваются
в каждом конкретном случае. Принятие обязывающих решений без согласия
государства, на которое эти решения оказывают прямое влияние,
представляется возможным лишь в случае агрессии или массового
человекоубийства внутри страны.
Памятуя о
необходимости духовно-нравственного влияния на действия политических
лидеров, соработничества с ними, печалования о нуждах народа и отдельных
людей, Церковь вступает в диалог и взаимодействие с международными
организациями. В рамках этого процесса она неизменно свидетельствует
свою убежденность в абсолютном значении веры и духовного делания для
человеческих трудов, решений и установлений.
XVI.3.
Глобализация имеет не только политико-правовое, но также экономическое и
культурно-информационное измерения. В экономике она связана с
возникновением транснациональных корпораций, где сосредоточены
значительные материальные и финансовые ресурсы и где трудится огромное
количество граждан разных стран. Лица, стоящие во главе международных
экономических и финансовых структур, сосредоточивают в своих руках
огромную власть, не подконтрольную народам и даже правительствам и не
признающую никаких пределов — будь то государственные границы,
этническо-культурная идентичность или необходимость сохранения
экологической и демографической устойчивости. Подчас они не желают
считаться с традициями и религиозными устоями народов, вовлекаемых в
осуществление их планов. Церковь не может не беспокоить и практика
финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного
труда. Одной из форм этих спекуляций являются финансовые «пирамиды»,
крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом подобные
изменения в экономике приводят к утрате приоритета труда и человека над
капиталом и средствами производства.
В
культурно-информационной сфере глобализация обусловлена развитием
технологий, облегчающих перемещение людей и предметов, распространение и
получение информации. Общества, прежде разделенные расстояниями и
границами, а потому по большей части однородные, сегодня с легкостью
соприкасаются и становятся поликультурными. Однако данный процесс
сопровождается попыткой установления господства богатой элиты над
остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что
особенно нетерпимо в религиозной сфере. В итоге наблюдается стремление
представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную
культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не
ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины.
Такое развитие глобализации многими в христианском мире сопоставляется с
построением Вавилонской башни.
Признавая
неизбежность и естественность процессов глобализации, во многом
способствующих общению людей, распространению информации, эффективной
производственно-предпринимательской деятельности, Церковь в то же время
обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и
связанные с ними опасности. Во-первых, глобализация, наряду с изменением
привычных способов организации хозяйственных процессов, начинает менять
традиционные способы организации общества и осуществления власти.
Во-вторых, многие положительные плоды глобализации доступны лишь нациям,
составляющим меньшую часть человечества, но имеющим похожие
экономические и политические системы. Другие же народы, к которым
принадлежит пять шестых населения планеты, оказываются выброшенными на
обочину мировой цивилизации. Они попадают в долговую зависимость от
финансистов немногих промышленно развитых стран и не могут создать
достойные условия существования. Среди их населения растут недовольство и
разочарование.
Церковь ставит вопрос о всестороннем
контроле за транснациональными корпорациями и за процессами,
происходящими в финансовом секторе экономики. Такой контроль, целью
которого должно стать подчинение любой предпринимательской и финансовой
деятельности интересам человека и народа, должен осуществляться через
использование всех механизмов, доступных обществу и государству.
Духовной
и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией, необходимо
противопоставить совместные усилия Церкви, государственных структур,
гражданского общества и международных организаций ради утверждения в
мире подлинно равноправного взаимообразного культурного и
информационного обмена, соединенного с защитой самобытности наций и
других человеческих сообществ. Одним из способов достижения этого может
стать обеспечение доступа стран и народов к базовым технологическим
ресурсам, дающим возможность глобального распространения и получения
информации. Церковь напоминает о том, что многие национальные культуры
имеют христианские корни и последователи Христовы призваны
способствовать укреплению взаимосвязанности веры с культурным наследием
народов, решительно противостоя явлениям антикультуры и коммерциализации
информационно-творческого пространства.
В целом
вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа,
основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех
людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству. Помимо
сего, необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на
началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы
подавление их воли национальными или глобальными центрами политического,
экономического и информационного влияния.
XVI.4.
Современная международно-правовая система основывается на приоритете
интересов земной жизни человека и человеческих сообществ перед
религиозными ценностями (особенно в случаях, когда первые и вторые
вступают в конфликт). Такой же приоритет закреплен в национальном
законодательстве многих стран. Нередко он заложен в принципах
регламентации различных форм деятельности органов власти, построения
государственной образовательной системы и так далее. Многие влиятельные
общественные механизмы используют этот принцип в открытом противостоянии
вере и Церкви, нацеленном на их вытеснение из общественной жизни. Эти
явления создают общую картину секуляризации жизни государства и
общества.
Уважая мировоззренческий выбор
нерелигиозных людей и их право влиять на общественные процессы, Церковь в
то же время не может положительно воспринимать такое устроение
миропорядка, при котором в центр всего ставится помраченная грехом
человеческая личность. Именно поэтому, неизменно сохраняя открытой
возможность сотрудничества с людьми нерелигиозных убеждений, Церковь
стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия
важнейших общественных решений как на национальном, так и на
международном уровне. Она добивается признания легитимности религиозного
мировоззрения как основания для общественно значимых деяний (в том
числе государственных) и как существенного фактора, которые должны
влиять на формирование (изменение) международного права и на
деятельность международных организаций.
________________
Основы
социальной концепции Русской Православной Церкви призваны служить
руководством для Синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов и
других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях с
государственной властью, различными светскими объединениями и
организациями, внецерковными средствами массовой информации.
На
базе настоящего документа церковным Священноначалием принимаются
определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена
рамками отдельных государств или узкого временного периода, а также
достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включается в учебный
процесс в духовных школах Московского Патриархата.
По
мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой
области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной
концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса
утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами.
Москва, 13-16 августа 2000 г.
|