|
I. Основные богословские положения
II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Cобственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светские наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма
Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
Х.1. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и
человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного
единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении,
благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и
умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного
устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа
существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном
восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться,
переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление
греховного пристрастия падшего человека к своему «я».
Высоко
оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого
ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей
истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку
пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к
чистоте уничижал брачные отношения.
Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1 Кор. 7. 8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тим. 4. 2-3). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто...
удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине
гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и
таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да
будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви». Его развивают
1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского собора: «Если кто порицает брак и
гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся,
или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под
клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как
гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под
клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над
сочетавшимися браком, да будет под клятвою». Священный Синод Русской
Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на
эти правила, указал на «недопустимость негативного или высокомерного
отношения к браку».
Х.2. Согласно римскому праву,
легшему в основу гражданских кодексов большинства современных
государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем
выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его
исходя из свидетельств Священного Писания.
Римский
юрист Модестин (III век) дал следующее определение брака: «Брак есть
союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и
человеческом праве». В практически неизменном виде это определение вошло
в канонические сборники Православной Церкви, в частности, в «Номоканон»
патриарха Фотия (IX век), в «Синтагму» Матфея Властаря (XIV век) и в
«Прохирон» Василия Македонянина (IX век), включенный в славянскую
«Кормчую книгу». Раннехристианские отцы и учители Церкви также опирались
на римские представления о браке. Так, Афинагор в своей Апологии к
императору Марку Аврелию (II век) пишет: «Каждый из нас считает своей
женою ту женщину, на которой он женат согласно законам». «Апостольские
постановления», памятник IV века, увещают христиан «заключать брак в
согласии с законом».
Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. «Жены,
повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены,
как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь
повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих
жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить
ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе
славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного,
но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен,
как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не
имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь
Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и
будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу
и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а
жена да боится своего мужа» (Еф. 5. 22-33).
Для
христиан брак стал не просто юридическим договором, средством
продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но,
по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением
супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали
брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что
являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака.
«Те,
которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия
епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», — писал
священномученик Игнатий Богоносец. Согласно Тертуллиану, брак,
«скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией],
запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами».
«Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить
супругов в совместной жизни, чтобы... супруги в радости проводили
жизнь, соединяемые помощью Божией», — говорил святитель Иоанн Златоуст.
Святитель Амвросий Медиоланский указывал, что «брак должен быть освящаем
покровом и благословением священническим».
В период
христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала
гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и
благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака,
заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак
был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой
же практики придерживается в настоящее время Русская Православная
Церковь. При этом она не может одобрять и благословлять супружеские
союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим
гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний
(например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных
степенях кровного или духовного родства).
Согласно
74-й новелле Юстиниана (538 год), законный брак мог заключаться как
экдиком (церковным нотариусом), так и священником. Подобное правило
содержалось в эклоге императора Льва III и его сына Константина V (740
год), а также в законе Василия I (879 год). Важнейшим условием брака
оставалось взаимное согласие мужчины и женщины, подтвержденное перед
свидетелями. Церковь не выражала протестов против такой практики. Лишь с
893 года, согласно 89-й новелле императора Льва VI, свободным лицам
было вменено в обязанность заключать брак по церковному обряду, а в 1095
году император Алексий Комнин распространил это правило и на рабов.
Введение обязательного бракосочетания по церковному обряду (IX-XI века)
обозначало, что решением государственной власти все правовое
регулирование брачных отношений передавалось исключительно в юрисдикцию
Церкви. Впрочем, повсеместное введение этой практики не следует
воспринимать как установление Таинства Брака, которое искони
существовало в Церкви.
Порядок, установленный в
Византии, был усвоен и в России по отношению к лицам православного
вероисповедания. Однако с принятием Декрета об отделении Церкви от
государства (1918 год) бракосочетание по церковному чину лишилось
юридической силы; формально верующим предоставлялось право принимать
церковное благословение после регистрации брака в государственных
органах. Однако на протяжении длительного периода государственного
преследования религии совершение торжественного венчания в церкви
фактически оставалось крайне затруднительным и опасным.
Священный
Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением
отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак
или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет
вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в
храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц,
живущих в "невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В
принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости
церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с
уважением относится к гражданскому браку».
Общность
веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее
условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере
семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в
которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном
совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет
серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь
считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Упомянутое
выше определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви «к
такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной
вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)». На этот текст Священного Писания ссылались и отцы
Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами,
которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных,
сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из
супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других
канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в
творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан,
святитель Киприан Карфагенский, блаженный Феодорит и блаженный
Августин), возбраняется заключение браков между православными и
последователями иных религиозных традиций.
В
соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня
не освящает венчанием браки, заключенные между православными и
нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не
считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из
соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в
прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных
христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и
протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии
благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в
православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий
придерживаются в большинстве Православных Церквей.
Указом
Святейшего Синода от 23 июня 1721 года было разрешено на вышеуказанных
условиях совершение браков находящихся в Сибири шведских пленников с
православными невестами. 18 августа того же года данное решение Синода
получило подробное библейское и богословское обоснование в особом
Синодальном Послании. На это послание Святейший Синод ссылался и
впоследствии при разрешении вопросов о смешанных браках в губерниях,
присоединенных от Польши, а также в Финляндии (указы Святейшего Синода
от 1803 и 1811 годов). В этих областях, впрочем, дозволялось более
свободное определение конфессиональной принадлежности детей (временно
такая практика иногда распространялась и на прибалтийские губернии).
Наконец, правила о смешанных браках для всей Российской Империи были
окончательно закреплены в Уставе духовных консисторий (1883). Примером
смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при
совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был
обязательным (за исключением брака наследника Российского престола).
Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с
великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом
Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному
волеизъявлению, приняла Православие.
Х.3. Церковь
настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости
православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что
Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою
своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и
женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод
осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и
супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Крайне
беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма
значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее
становится подлинной трагедией для личности и народа.
Единственным
допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое
оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В
случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою
пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение,
молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и
предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с
желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность
предпринимаемого шага.
К сожалению, иногда по
причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными
сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь
единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность
исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам.
Законы
Византии, установленные христианскими императорами и не встречавшие
осуждения Церкви, допускали различные основания для развода. В
Российской Империи расторжение брака на основании существующих законов
производилось в церковном суде.
В 1918 году
Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к
расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве
таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак,
также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные
пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или
явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или
сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию,
соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или
здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение
выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и
злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот
перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как
заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический
алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
В
целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению
супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе,
предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и
невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что
развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения
супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода.
Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради
угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем,
если распад брака является свершившимся фактом — особенно при
раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается
возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный
развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после
законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак
разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и
был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь
при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с
каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается
третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого,
увеличивается.
Священный Синод Русской Православной
Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех
духовников, которые «запрещают своим духовным чадам вступление во второй
брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью;
запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или
иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной».
При этом Священный Синод постановил «напомнить пастырям о том, что в
своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется
словами апостола Павла: "Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался
ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и
если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе
жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в
Господе” (1 Кор. 7. 27-28, 39)».
Х.4. Особая
внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном
Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк.
12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5.
24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и
Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью
«малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть
таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг
друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу.
Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание
которых, по православному учению, является одной из важнейших целей
брака.
«Вот наследие от Господа: дети; награда от
Него — плод чрева», — восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). О
спасительности чадородия учил апостол Павел (1 Тим. 2. 13). Он же
призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4). «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их
спасение... Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к
крайнему нечестию... Нам нет извинения, если дети у нас развращены», —
наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит:
«Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Истинный отец не тот,
который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», — пишет
святитель Тихон Задонский. «Родители главным образом ответственны за
воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут
приписывать, кроме себя», — проповедовал священномученик Владимир,
митрополит Киевский. "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились
дни твои на земле», — гласит пятая заповедь (Исх. 20. 12). В Ветхом
Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как
величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17). Новый
Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 20).
Семья
как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и
строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения
научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы
здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия,
формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к
своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений,
начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и
отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно
разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к
сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества.
Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с
успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что
дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует
отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в
становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные
социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с
нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной
мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Вопиющей
бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи
брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на
улице, — свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким
детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в
духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит важнейший свой
долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что
исключило бы трагедию брошенного ребенка.
Х.5. В
дохристианском мире бытовало представление о женщине как о существе
низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте
раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное
обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы.
По православному учению, благодатная Мария, благословенная между женами
(Лк. 1. 28), явила Собою ту высшую степень нравственной чистоты,
духовного совершенства и святости, до которой смогло подняться
человечество и которая превосходит достоинство ангельских чинов. В Ее
лице освящается материнство и утверждается важность женского начала. При
участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым Она
становится причастной к делу спасения и возрождения человечества.
Церковь высоко почитает евангельских жен-мироносиц, а также
многочисленные лики христианок, прославленных подвигами мученичества,
исповедничества и праведности. С самого начала бытия церковной общины
женщина деятельно участвует в ее устроении, в литургической жизни, в
трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности.
Высоко
оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое,
культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно
противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери.
Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их
естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье,
так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать
слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван
быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о
призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5.
22-23; Кол. 3. 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о
деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в
ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все
христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием»
(Еф. 5. 21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11. 11-12).
Представители
некоторых общественных течений склонны принижать, а иногда и вовсе
отрицать значение брака и института семьи, уделяя главное внимание
общественно значимой деятельности женщин, в том числе несовместимой или
мало совместимой с женской природой (например, работы, связанной с
тяжелым физическим трудом). Нередки призывы к искусственному уравнению
участия женщин и мужчин в каждой сфере человеческой деятельности.
Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании
мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от
Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству. Не делая
акцент лишь на системе распределения общественных функций, христианская
антропология отводит женщине гораздо более высокое место, чем
современные безрелигиозные представления. Стремление уничтожить или
свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не
свойственно церковному разуму. Половые различия, подобно различиям
социальным и этническим, не затрудняют доступа ко спасению, которое
Христос принес для всех людей: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни
свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе» (Гал. 3. 28). Однако это сотериологическое утверждение не
означает искусственного обеднения человеческого разнообразия и не должно
быть механически переносимо на любые общественные отношения.
Х.6.
Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой
внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в
состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает
гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному
здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце,
делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной
жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против
целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия. В
условиях духовного кризиса человеческого общества средства массовой
информации и произведения так называемой массовой культуры нередко
становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося
половую разнузданность, всевозможные половые извращения, другие
греховные страсти. Порнография, представляющая собой эксплуатацию
полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях,
способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем
самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом.
Пропаганда
порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В
книгах, кинофильмах и другой видеопродукции, в средствах массовой
информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам
зачастую внушают такое представление о половых отношениях, которое
крайне унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет
места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной
любви. Интимные отношения мужчины и женщины не только обнажаются и
выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и
представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с
глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными
обязательствами. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми
нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого
диавольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает
основы общества.
«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», — говорит Господь Иисус в Нагорной проповеди (Мф. 5. 28). «Похоть… зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть», — предупреждает апостол Иаков (Иак. 1. 15). «Блудники... Царства Божия не наследуют», — утверждает апостол Павел (1 Кор. 6. 9-10). Эти слова в полной мере
относятся как к потребителям, так и еще в большей степени к
изготовителям порнографической продукции. К последним применимы также
слова Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому
лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили
его во глубине морской... Горе тому человеку, через которого соблазн
приходит» (Мф. 18. 6-7). «Блуд есть яд, умерщвляющий душу... Кто
блудодействует, тот отрекается от Христа», — учил святитель Тихон
Задонский. Святой Димитрий Ростовский писал: «Тело каждого христианина —
не его, а Христово, согласно словам Писания: "Вы - тело Христово, а
порознь —члены” (1 Кор. 12. 27). И не подобает тебе осквернять тело
Христово делами плотскими, сладострастными, кроме законного супружества.
Ибо ты дом Христов, по словам апостола: "Храм Божий свят; а этот храм —
вы” (1 Кор. 3. 17)». Древняя Церковь в писаниях своих отцов и учителей
(таких как Климент Александрийский, святитель Григорий Нисский и
святитель Иоанн Златоуст) неизменно осуждала непристойные театральные
сцены и изображения. Под страхом отлучения от Церкви 100-е правило
Трулльского собора запрещает изготовлять «изображения, ...растлевающие
ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий».
Человеческое
тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом
Святого Духа (1 Кор. 6. 19-20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь
отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми,
ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке,
где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают
целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес»
супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив,
осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу
Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет
унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения
эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения.
По этой же причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь
так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость
от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой
ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной
брачной верности.
Понимая, что школа, наряду с
семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях
полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать тех
программ «полового просвещения», которые признают нормой добрачные
связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо
навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять
пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие,
готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и
чистоте.
|