|
I. Основные богословские положения
II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Cобственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светские наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма
IX. Преступность, наказание, исправление
IX.1. Христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть «покорна высшим властям» (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20. 25). Но человеческая греховность порождает преступления —
нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем понятие греха,
установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем
представление светского права о преступлениях.
Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Необходимо также признать, что подчас преступности
способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость
государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные
сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы
использовать их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая
противозаконные действия, может становиться правонарушителем. Особенно
опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными
мотивами, — терроризм и тому подобное.
Для
сдерживания проявлений беззакония государство создает правоохранительные
органы, целью которых является предупреждение, предотвращение и
расследование преступлений, а также наказание и перевоспитание лиц, их
совершивших. Однако важные задачи искоренения преступности и исправления
оступившихся стоят не только перед специальными учреждениями и даже не
только перед государством, но перед всем народом, а значит, и перед
Церковью.
IX.2. Профилактика преступности возможна
прежде всего через воспитание и просвещение, направленные на утверждение
в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле
Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой,
средствами массовой информации, правоохранительными органами. При
отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры
принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли.
Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является
проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и
юношества. Пристальное внимание при этом нужно уделять лицам, входящим в
так называемые группы риска или уже совершившим первые правонарушения. К
таким людям должно быть обращено особое пастырское и просветительское
попечение. Православные священнослужители и миряне призваны участвовать и
в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом
устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной
реализации каждого члена общества.
Вместе с тем
Церковь настаивает на необходимости человечного отношения к
подозреваемым, подследственным и гражданам, уличенным в намерении
нарушить закон. Жестокое и недостойное обращение с такими людьми
способно укрепить их на неправом пути или толкнуть на него. Вот почему
лица, не осужденные по законному приговору, даже находясь под стражей,
не должны ущемляться в основных правах. Им необходимо гарантировать
защиту и непредвзятый суд. Церковью осуждаются пытки и различные формы
унижения подследственных. Даже в целях помощи правоохранительным органам
священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую
законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о
заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от
следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди.
Норма,
предполагающая защиту тайны исповеди, содержится в законодательстве
многих современных государств, в том числе в Конституции Российской
Федерации и российском Законе «О свободе совести и о религиозных
объединениях».
Священнослужитель призван проявлять
особую пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится
известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых
обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно
обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный
умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности
человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения
террористического акта или исполнения преступного приказа во время
войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и
намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к
истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот
призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны
имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его
личность, — предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных
случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею.
IX.3.
Совершенное и осужденное по закону преступление предполагает
справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении человека,
нарушившего закон, а также в ограждении общества от преступника и в
пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не становясь судьей
человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе.
Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство
внутреннего очищения согрешившего.
Творец, устанавливая наказание преступникам, говорит Израилю: «Истреби зло из среды себя» (Втор. 21. 21). Покарание преступившего закон служит к научению людям.
Так, полагая наказание за лжепророчество, Бог глаголет Моисею: «Весь Израиль услышит сие, и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла» (Втор. 13. 11). В Притчах Соломоновых читаем: «Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление» (Притч. 19. 25). Ветхозаветная традиция знает несколько видов
наказания: смертную казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное
наказание, денежную пеню или предписание принести жертву на религиозные
цели.
Заключение, изгнание (ссылка), исправительные
работы и штраф сохраняются в качестве наказания и в современном мире.
Все эти виды судебной кары не только имеют смысл с точки зрения
ограждения общества от злой воли преступника, но и призваны служить его
исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает человеку,
поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную
жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным. Труд способствует
воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести полезные
навыки. В процессе исправительного труда греховная стихия в недрах души
должна уступить место созиданию, порядку, душевному миру. Вместе с тем
важно, чтобы лица, находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали
бесчеловечного обращения, чтобы условия их содержания были такими, при
которых их жизнь и здоровье не подвергались бы опасности, а на их
нравственное состояние не влиял бы пагубный пример других узников. Для
этого государство призвано заботиться о заключенных, и в этой заботе ему
должны помогать общество и Церковь.
В христианстве
доброе отношение к узникам ради их исправления имеет глубокую основу.
Господь Иисус сравнивает благотворение заключенным со служением Себе: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 36). История сохранила множество примеров помощи святых
угодников Божиих людям, находящимся в заключении. Русская православная
традиция искони предполагала милость к падшим. Святитель Иннокентий,
архиепископ Херсонский, обратился в тюремной вологодской церкви к
заключенным с таким словом: «Не для обличения вас пришли мы сюда, а
чтобы преподать вам утешение и назидание. Видите сами, как Святая
Церковь со всеми Таинствами своими приблизилась к вам, не удаляйтесь же и
вы от нее, приблизьтесь к ней верою, покаянием и исправлением своих
нравов… Спаситель и теперь простирает со креста руки ко всем кающимся;
покайтесь и вы, и прейдете от смерти в жизнь!».
Исполняя
свое служение в местах лишения свободы, Церковь должна устроять там
храмы и молитвенные комнаты, совершать Таинства и богослужения,
проводить пастырские беседы с заключенными, распространять духовную
литературу. При этом особенно важен личный контакт с лишенными свободы,
включая посещение мест их непосредственного нахождения. Заслуживают
всяческого поощрения переписка с осужденными, сбор и передача одежды,
лекарственных препаратов и других необходимых вещей. Такая деятельность
должна быть направлена не только на облегчение тяжелой участи
заключенных, но и на помощь в нравственном исцелении искалеченных душ.
Их боль является болью всей Матери-Церкви, которая радуется радостью
небесной и «об одном грешнике кающемся» (Лк. 15. 10).
Возрождение душепопечения о заключенных становится важнейшим
направлением пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в
поддержке и развитии.
Особая мера наказания —
смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость
ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и
историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто
принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных
на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того,
христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей
отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII
века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для
православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью —
именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к
высшей мере наказания.
Отмена смертной казни дает
больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его
собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не
может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой
судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие
государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на
практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда
предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных
властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или
неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом
состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а
наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.
IX.4.
Желая содействовать преодолению преступности, Церковь взаимодействует с
правоохранительными учреждениями. Уважая труд их работников,
направленный на защиту граждан и отечества от преступных посягательств, а
также на исправление оступившихся, — Церковь протягивает им руку
помощи. Такая помощь может осуществляться в многообразных совместных
воспитательных и просветительских трудах, направленных на профилактику и
предотвращение правонарушений, в научной и культурной деятельности, в
пастырском окормлении самих сотрудников органов охраны порядка.
Взаимодействие Церкви и правоохранительной системы зиждется на основе
церковных установлений и специальных договоренностей с руководством
соответствующих ведомств.
Однако самым действенным в
преодолении преступности призвано быть пастырское служение Церкви,
особенно в Таинстве Покаяния. Любому, кто кается в совершенном
правонарушении, в качестве непременного условия разрешения от греха
священник должен решительно предложить отказаться пред Лицом Божиим от
продолжения преступной деятельности. Только таким образом человек будет
побужден оставить путь беззакония и вернуться к добродетельной жизни.
|