Главная


 


 

 

 

СИСТЕМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

      В российском образовании исторически имел большое значение религиозный фактор. Первые учебные заведения в России были именно православными образовательными учреждениями. Так, в 1653 году в Москве действовала школа Арсения Грека, в тех же 60-х годах XVII в. в Заиконоспасском монастыре возникла школа Симеона Полоцкого, а в 1681 году — типографская школа иеромонаха Тимофея. Это были начальные и средние учебные заведения. С основанием же в Москве в 1685 году Славяно-греко-латинской академии, исторической преемницей которой сегодня является Московская православная духовная академия, в России начинает развиваться и высшая школа.

В XVIII веке с началом создания в Российской Империи духовных учебных заведений и утверждением за Московской академией (Славяно-греко-латинской академией) статуса духовного учебного заведения государственное образование стало делиться на светское и духовное.

За все время своего существования духовные учебные заведения способствовали духовно-нравственному росту общества и положительно влияли на патриотическое самосознание граждан Российского государства. Духовные семинарии и академии наряду с выполнением своей основной задачи — подготовкой духовных руководителей народа — священнослужителей, а также высокообразованных богословов, — дали Отечеству известных историков и литераторов, философов и филологов, в числе которых: М.В. Ломоносов, Л.Ф. Магницкий, С.П. Крашенинников, Н.Н. Батыш-Каменский, В.Д. Кудрявцев-Платонов, свящ. Павел Флоренский и многие другие.

 Стремительное развитие российской богословской науки на рубеже XIX-XX вв. было прервано событиями 1917 года. Уже к 1920-му году были закрыты подавляющее большинство духовных академий и семинарий. Профессура, преподаватели и студенты стали объектом преследования советской власти.

Возобновление образовательной деятельности Русской Православной Церкви стало возможно только в 1946 году, когда в Москве был открыт Богословский институт, позже вернувший свое дореволюционное название — Московская духовная академия.

На момент начала Перестройки Русская Православная Церковь располагала двумя академиями и тремя  семинариями. В настоящее время в ведении Учебного Комитета Русской Православной Церкви насчитывается уже 5 Духовных академий, 26 Духовных семинарий, 31 Духовное училище и 4 школы, имеющих статус курсов, а также Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который имеет филиалы во многих регионах России и странах СНГ. В систему духовного образования РПЦ входят также Иконописные и Регентские учебные заведения.

Каждое учебное заведение, входящее в систему духовного образования Русской Православной Церкви, имеет статус высшего или среднего учебного заведения и отвечает определенным задачам и целям.

 

Духовная академия — высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовящее преподавателей духовных учебных заведений и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Срок обучения – 3 года.

 

Духовная семинария — высшее учебное заведение Московского Патриархата. Окончание семинарии дает право быть рукоположенным в священный сан. Срок обучения – 5 лет.

 

Духовное училище и Пастыские курсы — учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей и церковнослужителей Русской Православной Церкви. 
Училища и  курсы реализуют программу среднего профессионального религиозного образования. Срок обучения – 3 и 2 года соответственно.

 

Иконописная школа — учебное заведение Московского Патриархата, готовящее иконописцев. Реализует программу среднего профессионального религиозного образования 1 (первого) уровня в течение первых трех лет обучения и высшего профессионального религиозного образования 2 (второго) уровня в течение последующих двух лет обучения. Общий срок обучения - 5 лет.

 

Регентская школа — учебное заведение Московского Патриархата, готовящее регентов и певчих церковных хоров. Реализует программу среднего профессионального религиозного образования. Срок обучения - 3