Главная


В раздел 


Обновление: 
12 ноября 2004 г.

 

 
Роль Православной Церкви в становлении системы начального народного образования в Сибири

Плоскоголовая Т.И., заведующая отделом использования и публикации документов Государственного архива Новосибирской области

В Сибири система образования началась с возникновения духовных школ, основной целью которых являлась — подготовка священнослужителей. Духовенство в Сибири являлось духовной опорой большинства переселенцев и едва ли не единственной нитью, связывающей их со своей родиной, культурой, историей.

В XVII в. преобладало домашнее обучение начальной грамоте, то есть чтению, письму и счету. Грамотные люди чаще всего сами обучали этому своих детей. Но были также учителя из духовенства, а затем и мирских людей. Для части таких учителей из мирских людей обучение грамоте стало профессией, а плата за обучение — источником существования. Данное явление привело к возникновению, как мы сказали бы теперь, начальных школ. В то время в Сибири, как и в центральной России, школы часто организовывались при монастырях, церквях, архиерейских домах.

Первая духовная школа в Сибири была основана в 1703-1704гг. при Тобольском архиерейском доме; впоследствии она была преобразована в духовную семинарию. В 1744 г. по приказанию митрополита Сибирского и Тобольского Антония была открыта школа в Томском Алексеевском монастыре.

В 20-х годах XVIII в. в Сибири появляются первые светские школы: навигационные, геодезические, цифирные и т.д. В Барнауле, Змеиногорске были открыты горнозаводские школы. При фабриках и заводах, где число работающих превышало 250 человек, следовало открывать школу по типу церковно-приходских или школы-церкви. В них проводились религиозно-нравственные беседы и чтения для рабочих в праздничное и свободное время. Но светские школы не получили большого распространения.

В Сибири церковно-приходские школы оставались длительное время едва ли не единственными очагами культуры и образования, в которых на протяжении XVII — XIX вв. осуществлялся процесс создания кадров местной не только сельской, но и городской интеллигенции. Это преобладание церковных школ, а также числа учащихся в них, над светскими наглядно видно на примере Томской губернии: в 1863 г. министерских (казенных) школ — 177 (с 6040 учащимися), церковных школ (грамоты и одноклассных) — 144 (с 2393 уч.); в 1897г. министерских школ — 184 (с 7137 уч.), церковных школ — 508 (с 13588 уч.); в 1901г. министерских школ — 245 (с 12738 уч.), церковных школ — 993 (37583 уч.). Значительное преобладание числа церковных школ над светскими наблюдалось и в Тобольской губернии: начальных министерских школ в 1901г. — 361 (с 14809 уч.), а школ духовного ведомства — 478 (с 14774 уч.).

Согласно Духовному регламенту 1721 года, в каждой епархии должны были быть открыты школы при архиерейских домах. Наблюдение за ними поручалось не светским, как в цифирных школах, а духовным властям. Учителями в епархиальных школах были по большей части местные священнослужители. Характер образования, полученного дома и в этих школах, был одинаковым, так как основными учебными пособиями были Псалтирь и Часослов (или Часовник) — богослужебные книги с текстами молитв. Правда, в XVII в. заметным явлением стало использование букварей и азбук, но и их содержание определяли церковные тексты (в буквари включались также статьи по вероучению). Поэтому обучение начальной грамоте было одновременно и школой усвоения православного вероучения.

В ведении Церкви находились все учебные заведения типа средних школ. Основу обучения в них составляло богословие, но изучали там также грамматику и языки, основы математики. Первоначально учащиеся осваивали языки православных богослужебных книг — церковославянский и греческий, затем — латинский и в течение всего срока обучения изучали церковную литературу. В итоге они получали богословско-филологическое образование. Постепенно часть епархиальных школ преобразовалась в духовные семинарии, то есть школы среднего типа. В 1780 г. в Иркутске была открыта духовная семинария. Помимо богословия в семинарии преподавали грамматику, риторику, пиитику, философию, логику и физику. В 1789 г. в Тобольске и Иркутске открылись народные училища, впоследствии преобразованные в гимназии.

В Сибири развитие сети школ и семинарий в течение XVIII в. проходило неровно — то ускоренными темпами, то замедляясь. Связано это было с то увеличением количества переселенцев, увеличивающимся приходом, ростом промышленности и открытием новых заводов, фабрик, то их спадом.

25 июня 1836 г. обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А. Протасов, который уделял особое внимание системе образования и подготовке священнослужителей, особенно для сельского прихода. Учащиеся занимались в семинариях, уездных и приходских училищах, школах — четвертая часть из них обучалась за казенный счет. При нем были учреждены женские духовные училища. Учебные учреждения, в том числе и в Тобольске, Иркутске, Омске, открываются одно за другим. К1865 г. на территории Урала и Сибири, до Енисея, насчитывалось 21 приходское училище с 1164 учащимися. В 1863 г. студентам духовных семинарий разрешили поступать в университеты, и к 1875 г. среди студентов университетов страны 46% составили бывшие семинаристы. [Т.е. выходцы из духовного сословия — Ред.]. В 1864 г. детям духовных особ было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. — в военные училища. Параллельно в 1867 г. состоялось решение о том, что правом поступления в духовные семинарии пользуются все без исключения православные. [Л не только дети церковно— и священнослужителей, как было ранее. — Ред.].

В 1836 г. в Алтайском горном округе (до 1834г. Колывано-Воскресенском) действовало 14 горнозаводских школ. В связи с новыми веяниями и благодаря П.К. Фролову, который разработал и добился одобрения «Положения об учебных заведениях Колывано-Воскресенских заводов», окончившие школы могли поступать в Горное училище в Барнауле, а в случае успешного его окончания продолжить специальное образование на старших курсах Петербургского Горного Кадетского корпуса. К тому же право на обучение предоставлялось не только детям высокопоставленных чиновников, но и детям мастеровых. В 60-х годах в Тобольске, Омске, Томске, Красноярске, Иркутске и других городах открылись воскресные школы культурно-просветительского характера для взрослых. В 1862 г. их было уже 15.

14 июля 1864 г. было утверждено положение о начальных народных училищах, где должны были преподаваться Закон Божий, чтение, четыре действия арифметики, церковное пение, преподавание велось на русском языке. Наблюдение за работой осуществлял в уезде уездный училищный совет, в который входили представители министерств народного просвещения, внутренних дел, православного духовенства, два члена земского собрания и один из ведомства, которое содержит эти начальные народные школы. В губернии председателем губернского училищного совета был епархиальный архиерей, а членами — губернатор, директора училищ и два члена губернского земства. Решения этого совета были окончательными и присылались попечителю учебного округа только для сведения. Как видим, дело народного образования контролировалось и направлялось при решающем участии духовенства. В Тобольске и Иркутске открылись мужские гимназии, позднее в Омске и Красноярске. В Томске и Тюмени были открыты первые реальные училища. К концу XIX в. в Сибири насчитывалось 8 мужских гимназии, 3 прогимназии и 4 реальных училища. В это же время начинают открываться женские школы и гимназии.

16 мая 1878 г. вышел указ об учреждении в Томске Императорского Сибирского университета с четырьмя факультетами: историко-филологическим, физико-математическим, юридическим и медицинским. В 1888 г. в университете открылся медицинский факультет, а затем и юридический. Позднее в Томске открылся технологический институт с механическим, химическим, а затем горным и инженерно-строительным отделениями. Томский университет был одним из трех вузов России, куда принимались выпускники духовных семинарий, поэтому в Томск собиралась молодежь почти со всех губерний России. В 1897 г. из 422 студентов университета — приезжих из европейской части России было 319 человек и лишь 103 студента были сибиряками. {Примечательно, что в высших учебных заведениях Российской империи преподавались и богословские дисциплины. В Томских императорских университете и технологическом институте кафедру богословия возглавлял профессор протоиерей Иаков Галахов — член Поместного Собора 1917 — 18 гг., участник Высшего временного церковного управления в годы гражданской войны — Ред.].

13 июня 1884 г. были изданы «Правила о церковно-приходских школах», согласно которым церковноприходские школы были одноклассные с двухлетним сроком обучения и двухклассные — с четырехлетним. В первых обучали детей молитвам, священной истории, краткому катехизису, церковному пению, чтению церковной и гражданской печати и письму, начальным арифметическим правилам. Во-вторых, кроме перечисленных предметов преподавались история Церкви и страны. Преподавание вели священники или церковнослужители, иногда привлекались учительницы, но по утверждении их епархиальным архиереем и под наблюдением священников.

Большую часть школ церковного ведомства составляли в середине 90-х годов так называемые школы грамоты. В небольших поселках и малолюдных деревнях церковно-приходские школы при всей своей дешевизне, даже при бесплатном труде церковных причтов, часто были не по силам малочисленному населению. В этих местах духовенство открывало школы грамоты. Это были школы с двух-трехмесячным обучением, которое проводили «богобоязненные крестьяне», окончившие двухклассную церковно-приходскую школу, или дьячки. Для этих школ Синод специально издал Начальные уроки Закона Божия, Букварь церковно-славянского языка, Евангелие, Часослов, Псалтирь.

Развитие сети начальных церковных школ можно рассмотреть на примере некоторых сел Томской губернии. В 1780 г. была построена церковь в селе Кро-халевском. К1903 г. её приход состоял из почти 3 тысяч душ и имел 7 школ (одноклассную церковно-приходскую в с. Крохалевском в собственном здании и шесть в деревнях). В д. Прокудиной школа находилась в доме священника. В школах обучалось 260 мальчиков и 12 девочек. В Колывани (10600 душ и 323 раскольника) имелись школы: второклассная, в своем вместительном каменном здании, купленном у купца Пономарева за 10 тыс. руб., и находившаяся при ней образцовая школа. Кроме указанных школ имелись мужская и женская одноклассные школы, а также и церковноприходская при соборе. Алексанро-Невская церковно-приходская одноклассная школа помещалась также в своем здании, пожертвованном купцом Жерна-ковым. В школе обучалось 100 мальчиков. В приходе Александре-Невской церкви сверх того были еще две школы грамоты: одна в д. Большой-Ояшинской, другая в д. Мало-Ояшинской. Всего во всех школах обучалось 407 чел., из них — 189 девочек. В Верх-Ир-менской церковно-приходской школе обучалось 46 мальчиков и 9 девочек. Церковно-приходские школы были открыты и при Томском епархиальном женском училище для подготовки девочек в первый класс училища; и для мальчиков при Томской духовной семинарии; и при церковно-учительской школе.

Занятия в церковных школах школах проходили с 25 августа по 5 мая, с 7 мая начинались ученические «испытания» (экзамены), а с середины июня — каникулы.

К 1913 г. в Томской губернии стало церковных школ — 955 (49597 учеников), из них городских 35 (2087 учеников). В них преподавали законоучителями: священники — 502, дьяконы -20, псаломщики— 4, светские лица — 434, всего — 960 чел. Преподавание общеобразовательных предметов вели — 5 священников, 27 дьяконов, 15 псаломщиков, светские лица — 1159 чел., из них 575 женщин.

В 1899 г. издан специальный закон о переселении в Сибирь крестьян из Центральной России. Издание этого закона и строительство Великого сибирского железнодорожного пути вызвали активное промышленное освоение Сибири, что способствовало распространению профессионально-технического образования: появляются технические, земельные, коммерческие, горные и другие училища, фельдшерские и акушерские школы, а также увеличилось число новых поселений, приходов и прихожан. Количество начальных школ увеличилось на 167%.

Из общего числа обучавшихся в 1902 году 38440 учащихся они разделяются следующим образом по вероисповеданиям: православных -37880, единоверцев -57, раскольников — 303, сектантов — 26, католиков — 77, протестантов -22, иудеев — 66, магометан — 9.

В благоничинии градо-Новониколаевских церквей на конец 1913 года, по данным «Справочной книги по Томской епархии» значилось 34 школы, закрепленные за приходами. В Новониколаевске, как и в некоторых других городах Томской губернии в отличии от сел преобладали школы министерства народного просвещения, но преподавание Закона Божия в них велось городским духовенством. Практически все священнослужители Новониколаевске, в том числе и благочинный, были преподавателями.

В связи с ростом школьной сети и необходимостью в педагогических кадрах открываются 6 учительских семинарий, в том числе и в Новониколаевске (1912 г.). Начинают работать учительские институты в Тобольске, Омске, Томске, Иркутске. [Подготовка педагогических кадров велась и в специальных второклассных учитель -ских школах. В Томской епархии к 1914 году таких школ было 5, в том числе 2 школы (Колыванская и Ордынская) располагались на территории современной Ново -сибирской области — Ред.] Требования к поступающим во втроклассные учительские школы были довольно высокие, так Колыванская второклассная учительская школа (Томского, Каннского, Марийского уездов) ставила следующие условия для поступления: «1) В школу принимаются, по удовлетворительном выдержании проверочных испытаний в объеме программы одно-классной церковноприходской школы, окончившие курс начальной школы всех наименований и получившие домашнюю подготовку, в возрасте 13-17 лет. 2) При прошениях о принятии в школу должны быть представлены следующие документы: свидетельство об образовании, метрическая выпись и свидетельство врача о состоянии здоровья. 3) Исключенные из других учебных заведений в школу не принимаются».

Еще 14 ноября 1883 года в Томске было открыто женское епархиальное училище — среднее учебное заведение для девочек из духовного сословия. В начале XX века в нем был создан специальный педагогический класс. Многие из воспитанниц этого учебного заведения стали учительницами в церковно-приходских школах, некоторые из них трудились в народном образовании и после революции.

В 1912 г. в училище обучалось 407 учениц их обучение велось по предметам: 1-й основной класс (38 чел.)— Закон Божий, русский язык, славянский язык, арифметика, чистописание, рисование, пение, рукоделие. 2-й основной класс (40 чел.) изучал те же предметы плюс географию и историю. 3-й основной класс (35 чел.) изучал те же предметы, что и 2-й основной класс. 4-й основной класс (30 чел.) изучал уже указанные предметы и к ним добавлялись словесность и природоведение. Ученицы 5-го основного класса (27 чел.) изучали Закон Божий, литературу, алгебру, физику, географию, историю, природоведение, гигиену, рисование, пение, рукоделие. В 6-ом основном классе (42 чел.) добавлялись дидактика, космография, черчение, французский язык, немецкий язык. 7-ой основной класс изучал те же предметы, что и 6-ой основной класс с добавлением таких предметов, как педагогика, естествоведение, методика русского языка, методика арифметики. Данный перечень показывает разнообразие изучаемых предметов и уровень подготовки воспитанниц.

Во всех церквях Томской епархии имелись библиотеки. Были церкви, которые в своих библиотеках имели всего до 20 названий книг, но были и благоустроенные сельские библиотеки, которые насчитывали в своем составе до 600 и более наименований (Колыванская, Каиманская, Павловская). Церковные библиотеки ежегодно пополнялись новыми книгами на 200-300 руб., а ученическая библиотека пополнялась также на пожертвования. Богатыми по своему составу являлись также библиотеки Нарымская при соборе, Барнаульская при городской Знаменской церкви. Библиотечные фонды состояли не только из книг догматического, религиозно-нравственного характера, но и «учительного», а также в библиотеках имелись периодические издания: ежемесячный педагогический журнал «Народное образование»; еженедельная газета «Школа и жизнь», в которой публиковались статьи по общепедагогической теории и практике, хроника школьной жизни в России и за границей, школьное законодательство; еженедельный иллюстрированный журнал для детей и юношества «Задушевное слово» и др. Библиотеками пользовались как само духовенство, так и учителя, прихожане, которые нередко брали книги для чтения себе на дом.

В данной статье приведена малая часть собранной информации о той важной работе, которую проводила Православная Церковь в становлении народного образования и просвещения в Сибири (Томской епархии), но и она дает представление о её значительной роли.

Сибирь Православная №2 (2) Апрель 2004г.