Главная

Православная культура

Методические разработки



 

 

 

Евангелие в нашей жизни

Тема 6

Притча о мытаре и фарисее.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!». Евангелие от Луки, глава 18, стихи 10-13.

 Примечание. Эту притчу Иисус Христос сказал, обращаясь к тем людям, которые были уверены в своей праведности и уничижали других. И завершил притчу Иисус Христос словами: «Сказываю вам, что сей (то есть мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». По-церковнославянски этот стих звучит так: «Всяк вознося йся, смирится: смиряяй же себе, вознесется».

Мытарь — это славянское слово, означающее сборщика налогов. Мытарей окружали презрением в те времена. Фарисей — ревнитель точного исполнения предписаний религиозных законов. Внешнее исполнение предписаний нередко приводило к лицемерию, которое обличал Христос.

Пересказ притчи о мытаре и фарисее

Тем, кто считал себя праведником и унижал других людей, Иисус Христос однажды рассказал такую притчу:

Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей — строгий ревнитель закона, а другой — мытарь, то есть сборщик налогов. Фарисей стал говорить про себя:

— Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Я пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть от всего дохода моего.

А сборщик налогов стоял в стороне и не осмеливался даже глаз поднять к небу. Он только бил себя в грудь и говорил:

— Боже, будь милостив ко мне, грешнику!

Говорю вам, — закончил притчу Иисус Христос, — что мытарь более оправдан пред Богом, чем фарисей, потому что всякий сам возвышающий себя, будет унижен, а смиряющий себя — возвышен.

Разве мы не говорим: «Я не такой, как прочие люди»? Или: «Я не такой, как тот человек»? Всего несколько слов Евангелия к вскрывают ситуацию, которая может быть отнесена ко всякому времени, к самым различным обстоятельствам нашей жизни. В этой притче излагается непривычный для современности взгляд на достоинство человека. Что часто лежит в основе наших поступков? Самопревозношение, самоутверждение, чувство собственного достоинства. В чем же достоинство человека?

 В замечательной книге С. С. Аверинцева «Поэтика ранневизантийской литературы» («Наука», М., 1977) этой теме посвящена целая глава, которая так и называется: «Унижение и достоинство человека». Евангелие провозглашает абсолютные ценности. «Абсолютная ценность требует абсолютной заинтересованности», — пишет С. С. Аверинцев. И тогда становится более понятен путь христианской жизни: человек, сотворенный по образу Божию, призван к абсолютному совершенству. Но грех затмил образ Божий, и нет другого пути для грешника, как только правильно думать о себе (пример этому — мытарь кающийся). Если мы не принимаем этот путь, то неизбежно нас ждет бахвальство, гордыня, презрение к другим. И тогда становится понятной боль поэта Бориса Пастернака, когда от имени Гамлета он восклицает: «Всё тонет в фарисействе».

Страшно, когда фарисейство объявляется нормой, а смирение — унижением человека. Мы привыкли слышать: «Человек — это звучит гордо!» «Гордимся своими успехами!» Но если о человеке скажут: «Какой гордец!» — тогда сразу спадет вся привлекательность этого слова.

Протоиерей Александр Шмеман в своих «Воскресных беседах» писал: «Притча Христа (о мытаре и фарисее) ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь. И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, можно очистить мир. Ибо смирение — это признание другого, это уважение к другому и это умение мужественно признать себя несовершенным, раскаяться и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны...»

Пост в церковных книгах называется «весна духовная». За три недели до начала Великого Поста, ведущего к светлому празднику Пасхи, в храме читается притча о мытаре и фарисее — как самое первое напоминание Церкви о грядущем Посте.

Дорогой друг! Не случалось ли тебе осудить другого человека, перечисляя свои достоинства?


Следующая тема >>>