Главная

Православная культура

Статьи



 

 

 

Чернега Ксения Алексеевна, кандидат юр. наук

Православное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях 

История религиозного образования

Современное состояние российской системы православного образования таково, что мы вынуждены оглядываться назад, изучая и переоценивая опыт прошлого. При этом безусловного внимания заслуживает не только содержание и организация образовательного процесса в дореволюционных учебных заведениях, но также и юридический статус последних. Несомненно, что для более полного понимания правового положения православного образования в наши дни следует обратиться к истории.

Образовательная система дореволюционной России была основана на гармоничном сочетании светских знаний и религиозной нравственности. В конце XVIII - начале XIX в. обучение детей российских подданных было возложено на приходских священников и членов причта, в обязанности которых, помимо совершения богослужений и церковных треб, входило также создание церковно-приходских школ и преподавание в них не только вероучительных, но и иных предметов, прежде всего чистописания(*). В результате к концу XIX в. в России сформировалась целая сеть церковно-приходских школ, преследующих цели начального образования и православного воспитания учащихся. Основной чертой приходского образования была церковность, которая выражалась в том, что руководителями образовательного и воспитательного процесса в приходах были православные священники, а преподаваемый ими Закон Божий составлял ядро учебной программы. Церковность приходского образования обеспечивалась соответствием жизнедеятельности приходских школ внутреннему укладу и традициям православной Церкви: учащиеся и педагоги были воцерковлены, школьный коллектив участвовал в храмовых богослужениях, учебные занятия начинались и оканчивались молитвой. (*) В соответствии с Положением о церковных школах ведомства православного исповедания от 1 апреля 1902 г. церковно-приходская школа являлась одной из основных ячеек начального образования в России. (*)Наряду с церковно-приходской системой в нашем Отечестве развивалась государственная система образования, характерная особенность которой заключалась в том, что государственные образовательные учреждения, хотя и относились к ведению Министерства просвещения, тем не менее были тесно связаны с православной Церковью. Неслучайно вероучительные предметы, и прежде всего Закон Божий, входили в образовательную программу дореволюционных государственных учебных заведений.

Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила сложившиеся в период самодержавия взаимоотношения Церкви и государства. К власти пришли воинствующие атеисты, попирающие заповеди Божий и отвергающие Церковь. В изменившейся обстановке Церковь стремилась предотвратить возможные притеснения со стороны государственных органов, найти приемлемые формы сосуществования с ними. Она пыталась использовать для этого авторитет Поместного Собора, который 2 декабря 1917 г. принял особое Определение, выражающее соборный взгляд Церкви на ее правовое положение в государстве. В этом Определении Церковь считала важным, чтобы государство признало следующие основные положения, касающиеся взаимоотношений школы и Церкви:

1). Согласно п. 18 Определения "учреждаемые Православною Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в Государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании".

2). В соответствии с п.19 Определения ";во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях; содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны".(*)

Таким образом Священный Собор вовсе не был настроен на отделение государственной системы образования от Церкви. Напротив, предполагалось участие Церкви в образовательном процессе, поддержка религиозного образования со стороны государства. Однако намерения Священного Собора не оправдались. В ответ на принятое им Определение советское правительство в январе 1918 г. издало Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви";. В п. 9 Декрета провозглашалось, что "школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом".

Как видно из приведенного положения Декрет имеет ярко выраженную антицерковную направленность, чем отличается от нормативных актов действующего законодательства. Действительно, если в современных законах от Церкви отделена лишь государственная система образования, то согласно упомянутому Декрету любое общеобразовательное учреждение, в том числе общественное и частное, отторгалось от Церкви, лишаясь, тем самым, права на предоставление своим учащимся религиозного образования. В дальнейшем установленный Декретом запрет на преподавание вероучений в учебных заведениях был дополнен и конкретизирован разъяснениями Наркомата юстиции. В разъяснении V отдела НКЮ М227 от 8 мая 1922 г. указано, что "преподавание вероучения лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не допускается... Для лиц старше 18 лет допускаются отдельные лекции, беседы и чтения по вопросам вероучения, поскольку таковые не имеют характера систематического школьного преподавания".

Согласно Декрету граждане могли обучать и обучаться религии частным образом. При этом, однако, устанавливались достаточно жесткие требования к количеству присутствующих на домашних занятиях учащихся."Исходя из постановлений Х Съезда Советов, - читаем в Инструкции НКВД от N 461 22 декабря 1923 г., - НКВД предлагает запретить занятия с детьми вне школы путем организации групповых занятий с группами детей количеством более 3 человек". В отличие от приведенной Инструкции действующее российское законодательство предоставляет возможность получения религиозного образования на дому без всякого ограничения количественного состава учащихся. Более того, в соответствующих нормативных правовых актах закреплена возможность обучения граждан в образовательных учреждениях, созданных церковными организациями. В период действия советского Декрета 1918 г. такая возможность была исключена, ведь в силу п. 12 Декрета церковные организации лишались прав юридического лица, а значит и не могли выступать в качестве учредителей образовательных учреждений.

Заслуживает внимания также постановление Наркомата юстиции "О порядке проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 24 авг. 1918 г. В п. 33 постановления указано, что "ввиду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случае не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских." Итак, если установленный Декретом 1918 г. запрет на религиозное образование касался лишь общеобразовательных учреждений, то постановление Наркомата юстиции запрещало преподавание вероучений в любых образовательных учреждениях всех типов и видов, за исключением богословских. Одновременно государственная власть приняла меры к тому, чтобы не допустить священнослужителей к преподаванию в школе. Так, в развитие п. 9 Декрета Наркомпрос в особом циркуляре от 3 марта 1919 г. постановил:

"- воспретить лицам, принадлежащим к духовенству, занимать какие бы то ни было должности во всех школах;

- лица, принадлежащие ранее к составу духовенства, по оставлении сана, могут занимать таковые должности лишь с особого каждый раз разрешения Наркомпроса;

- виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Ревтрибунала."

В п. 34-35 приведенного постановления НКЮ узаконивается грабеж работников церковных образовательных учреждений: "все кредиты на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподаватели религиозных вероучений должны быть лишены всякого рода довольствия. Здания духовных учебных заведений, а также церковно-приходских школ, как народное достояние, переходят в распоряжение местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и Народного Комиссариата Просвещения." Как видим, педагогические коллективы церковных учебных заведений, в том числе церковно-приходских и воскресных школ, богословских курсов, духовных семинарий, остаются не только без прав, но также и без всяких средств к существованию.

С юридической точки зрения участь религиозного образования в годы советской власти гораздо более трагична, чем участь культовой деятельности и ведущих ее церковных общин. Последние, хотя и были лишены всякого собственного имущества и капиталов, все же имели право на существование, вели культовую деятельность. Между тем, православные школы, за исключением специальных богословских курсов и семинарий для совершеннолетних, были разогнаны, так что религиозное образование находилось по строгим запретом. Об этом выразительно свидетельствует Уголовный кодекс 1924 г., устанавливающий уголовную ответственность за преподавание малолетним и несовершеннолетним гражданам религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах. Это преступление каралось принудительными работами на срок до одного года.

Понятие и нормативно-правовая база религиозного образования в России.

Слава Богу, очевидное беззаконие, введенное советской властью в ранг закона, осталось позади. В 90-е г. в России начался процесс правовой реабилитации религиозного образования. Закон "О свободе вероисповеданий" отменил действие декретов СНК на территории Российской Федерации.

Однако не так-то легко оказалось расстаться с прежними взглядами и убеждениями. К сожалению, некоторые положения принятых в годы советского террора декретов сохранили силу в действующем законодательстве. В частности, провозглашенный в п. 9 Декрета СНК 1918 г. принцип отделения школы от Церкви , получил закрепление (применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям) в Федеральном Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.97. (далее- Закон "О свободе совести"), а также в Законе РФ "Об образовании" от 10.07.96. (*)(далее -Закон "Об образовании"). Исходя из анализа действующих законов и иных нормативных правовых актов можно утверждать, что на сегодняшний день отделение государственной школы от Церкви выражается в следующем:

1. Государственная система образования носит светский характер ( ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании' ). Религиозное образование в государственной школе допускается исключительно в следующих формах:

а) преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознава-тельных дисциплин в рамках дополнительной образовательной программы (Письмо Министерства образования Российской Федерации "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/20-11п от 19.03.93.);

б) преподавание этноконфессиональных курсов в государственных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве (Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве от 19.11.97 N 65);

в) обучение религии во внеучебное время в рамках факультатива (п. 4 ст. 5 Закона "О свободе совести").

2. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещается создание и деятельность религиозных организаций ( п. 5 ст. 1 Закона "Об образовании"). В связи с этим государственные и муниципальные образовательные учреждения не входят в перечень тех организаций, на территории которых допускается совершение религиозных обрядов и церемоний (п. 3 ст. 16 Закона "О свободе совести").

Таким образом в условиях действия принципа отделения государственной школы от Церкви распространение православного вероучения в государственных учебных заведениях возможно лишь в форме религиозного образования, о котором и пойдет речь в настоящем комментарии.

Впервые термин "религиозное образование" появился в союзном законе "О свободе совести и религиозных организациях" от 1.10.90. Согласно ст. 6 данного закона религиозные организации получили право "создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения". Несмотря на закрепление термина "религиозное образование" в союзном законодательстве российский закон "О свободе вероисповеданий" от 25.12.90. этот термин не использует. Так, ст . 9 указанного закона говорит не о религиозном образовании как таковом, а о "преподавании вероучений" и "религиозном воспитании". Что касается действующего Федерального Закона "О свободе совести", то он вобрал в себя положения союзного и российского законодательства. Термин "религиозное образование" вынесен в заголовок ст. 5 Федерального Закона, а содержание статьи охватывает право религиозных организаций создавать собственные образовательные учреждения и, помимо этого, обучать вере учащихся государственных и муниципальных школ.

Обычно религиозное образование противопоставляют светскому. Между тем, как показывает жизнь, деление образования на светское и религиозное достаточно условно. Дело в том, что религиозные элементы несомненно присутствуют в так называемом светском секторе, в частности, в таких дисциплинах как история, русский язык, литература. С другой стороны религиозное образование вовсе не игнорирует светские знания, ведь одной из целей православной педагогики является обучение детей жизни по вере, то есть благочестивому образу жизни в миру. Достижение этой цели невозможно без синтеза светских и религиозных знаний. Неслучайно в последнее время в практике государственных православноориентированных школ все больший акцент делается не столько на выделение в образовательном программе духовно-нравственных дисциплин, сколько на обновление содержания существующих общеобразовательных курсов. Необходимо, чтобы религиозный элемент органически вошел в содержание общеобразовательных предметов. Однако на сегодняшний день эта задача труднодостижима в связи с тем, что она не нашла адекватного отражения в действующем законодательстве. Действительно, законодатель по-прежнему исходит из четкого отделения религиозного образования от светского.

Впрочем теперь вряд ли можно говорить о противопоставлении светской и религиозной образовательных систем. Тем более, что термин "светское образование" утратил прежнее богоборческое значение. В советский период светский характер образования в государственных учебных заведениях трактовался в смысле атеистической, антирелигиозной направленности осуществляемого в них образовательного процесса. В последнее время предприняты попытки отойти от прежнего понимания термина "светскость". В частности, в Информационном письме Министерства образования РФ "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений" N 14-53-281ин/14-04 от 4.06.99. указано, что Министерство интерпретирует термин "светский" как "нецерковный", "гражданский" и не рассматривает его как синоним слов "атеистический", "антирелигиозный".

Согласно п. 1 ст. 5 Закона "О свободе совести" каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Закрепленное в приведенной статье право на религиозное образование конкретизируется в ст. 3,16,19 того же Закона . Характерно, что в законах, регламентирующих образовательную деятельность, и прежде всего в Законе "Об образовании" нормы о религиозном образовании практически отсутствуют. Более того, Закон "Об образовании" содержит целый ряд запретов на религиозное образование в государственных школах, которые не согласуются с положениями Закона "О свободе совести". В результате несостыковки двух упомянутых законов на практике возникают конфликтные ситуации. Одна из них имела место на проходящей в рамках VII Международных рождественских Чтений конференции "Церковь и право". Приглашенный на конференцию юрист одного из учебных округов г. Москвы отрицал саму возможность религиозного образования в государственной школе. В обоснование своей позиции он ссылался на ст. 1-2 Закона "Об образовании", содержащие запрет на деятельность религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Участники конференции, пытаясь переубедить авторитетного гостя, подчеркивали важность ст. 5 Закона "О свободе совести", допускающей обучение религии учащихся государственных и муниципальных школ. В ответ юрист учебного округа заявил, что Закон "О свободе совести" для директоров государственных школ не имеет существенного значения, поэтому следует руководствоваться Законом "Об образовании". Развернувшаяся на конференции дискуссия лишний раз подчеркнула, насколько важно дополнить действующее законодательство об образовательной деятельности нормами о религиозном образовании при чем как совершеннолетних, так и несовершеннолетних граждан.

Помимо Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозное образование в Российской Федерации регламентируется следующими нормативными и внутрицерковными актами:(*)

-Положение "О церковно-приходских воскресных школах", утв. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7.07.99. N 3786

-Положение "О православных образовательных учреждениях основного общего и дополнительного образования", утв. Советом директоров православных образовательных учреждений основного общего и дополнительного образования при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

-Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве N 65, утв. Постановлением Правительства Москвы М653 от 19.08.97.

-Информационные письма Министерства образования РФ от 19.03.93.;

15.05.95.; 04.06.99.

-Рекомендации "О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений", утв. Письмом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9. 12.99. N 5925;

-Положение о епархиальном отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Следует подчеркнуть, что реализация приведенных нормативных актов и внутрицерковных документов на практике бывает часто затруднена. Значительную роль в разрешении проблемных ситуаций в этой сфере призван сыграть Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.(*)

Формы религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 

Перейдем к вопросу о формах религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Впервые право на деятельность религиозных организаций в государственной школе было закреплено в ст. 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" , согласно которой "преподавание вероучений, а также религиозное воспитание может осуществляться факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях". Согласно закону преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозых обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Во исполнение приведенной статьи Закона, который в настоящее время утратил свою силу, Министерство образование РФ направило в органы управления образованием два информационных письма, а именно Письмо "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/20-11п от 19.03.93. и Письмо органам управления образованием N 230/ 35-15 от 15.05.97. В этих письмах урегулированы вопросы преподавания религиоведческих, религиопознавательных и религиофилософских дисциплин в государственных и муниципальных школах. Характерно, что в ныне действующем Законе "О свободе совести" о преподавании религиоведческих дисциплин не сказано ни слова. Таким образом в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда информационные письма Министерства образования, не имея под собой законной основы, сохраняют юридическую силу и значение. Краткий анализ содержания данных писем содержится в разделе IV настоящего комментария. Есть надежда, что в ближайшее время Министерство образования разработает новые документы по вопросам преподавания религиоведческих дисциплин.

Закон "О свободе совести" достаточно подробно регламентирует порядок обучения школьников конкретному вероучению, в частности православию. Этот порядок урегулирован также Информационным письмом Министерства образования Российской Федерации "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений" N 19-53-281ин/14-04 от 04.06.99. (далее- Информационное письмо). В настоящее время Информационное письмо разослано в подведомственные Министерству образования образовательные учреждения и в государственные органы управления образованием. На церковном уровне вопрос об обучении детей православию регламентируется Письмом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9. 12.99. N 5925, содержащим рекомендации по организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Рекомендации)(*).

В п. 4 ст. 5 Закона "О свободе совести" установлена следующая процедура решения вопроса о религиозном образовании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: "По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы."

Как видим, согласно закону, обучать религии, в частности православию, можно лишь несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных учебных заведений. В связи с этим факультатив по Закону Божию или иным православным вероучительным предметам недопустим для совершеннолетних лиц, в том числе для достигших 18-летнего возраста студентов государственных и муниципальных вузов.

Следует подчеркнуть, что согласно Информационному письму обучение православию может быть организовано в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Из приведенного перечня исключены дошкольные образовательные учреждения. Однако отсутствие этих учреждений в перечне не означает запрета на обучение религии их воспитанников. Дело в том, что в российском законодательстве действует принцип: "разрешено все, что прямо не запрещено законом." Таким образом, поскольку ни в Законе "О свободе совести", ни в Информационном письме не содержится запрета на обучение религии воспитанников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений, такое обучение возможно.

Первым шагом на пути к факультативу по православию в государственной и муниципальной школе является достижение взаимного согласия между учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими). Наличие такого согласия обязательно в отношении учащихся в возрасте до 14 лет. В том же случае, если учащиеся достигли четырнадцатилетнего возраста, они, согласно п. 5 ст. 3 Закона "О свободе совести", самостоятельно решают вопрос о своем отношении к религии и вправе не согласовывать с родителями (лицами, их заменяющими) свое желание получить религиозное образование.

Просьба родителей (лиц, их заменяющих) о предоставлении конкретной религиозной организации возможности обучать ребенка православию оформляется заявлением на имя администрации образовательного учреждения. Согласие детей в возрасте до 14-ти лет на обучение православию указывается родителями (лицами, их заменяющими) в этом же заявлении. Несовершеннолетние в возрасте старше 14-ти лет фиксируют свое отношение к обучению религии в самостоятельном заявлении на имя администрации образовательного учреждения.

Что касается просьбы конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей православной вере, то она оформляется специальным письмом руководителя религиозной организации (настоятеля, наместника, председателя православного братства и т. п.) на имя администрации образовательного учреждения. Закон подчеркивает, что заниматься обучением религии в данном случае может лишь то религиозное объединение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица. Организации, не имеющие статуса юридического лица (например, религиозные группы) либо не относящиеся к разряду религиозных организаций (в частности, общественные объединения), не вправе осуществлять религиозное образование в государственных и муниципальных учебных заведениях. Кроме того, в соответствии с Информационным письмом правом на обучение религии детей в упомянутых учебных заведениях не могут пользоваться те религиозные организации, которые имеют права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, что, согласно п. 3 ст. 27 Федерального Закона "О свободе совести", оформляется выдачей временного свидетельства о государственной регистрации. Приведенное положение письма имеет достаточно большое значение, так как ограждает государственные и муниципальные образовательные учреждения от так называемых "сект", юридическое определение которых в законе, к сожалению, отсутствует. Действительно, в силу Информационного письма большинство сект не имеют доступа в государственные школы по следующим причинам:

Во-первых, некоторые секты не являясь религиозными объединениями, существуют в качестве не имеющих статуса юридического лица религиозных групп ( в частности, катакомбники, баптисты-инициативники ). Во-вторых, целый ряд сект зарегистрирован в качестве не относящихся к разряду религиозных организации некоммерческих организаций, к числу таких сект относятся "Богородичный центр", корейская секта Муна и др. И, наконец, отдельные "секты" , успев зарегистрироваться в качестве религиозных организаций по прежнему законодательству, имеют в настоящее время права юридического лица на условиях ежегодной перерегистрации. Таков, как известно статус свидетелей Иеговы, которые обратились в Конституционный Суд с требованием о пересмотре неправомерного с их точки зрения положения о ежегодной перерегистрации тех религиозных организаций, которые, хотя и зарегистрированы в качестве таковых, не имеют 15-летнего срока существования на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы администрация образовательного учреждения могла удостовериться в наличии у заявителя законного права на обучение религии детей , руководитель религиозной организации обязан приложить к своему письму (ходатайству) копию устава и свидетельства о государственной регистрации религиозной организации. В Информационном письме подчеркивается, что религиозные организации могут быть допущены к обучению детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях лишь в том случае, если такого рода деятельность предусмотрена в их уставах. Что касается православных религиозных организаций- епархий, монастырей и приходов, то в разработанных Московской Патриархией Типовых уставах содержится специальный пункт о праве упомянутых организаций обучать православию всех желающих. Так, например, в п. 14 Типового Устава прихода указано, что приход в целях распространения православной веры, а также для попечения о религиозно-нравственном воспитании осуществляет религиозное образование, обучение и воспитание. Таким образом, уставы тех православных религиозных организаций, которые в процессе перерегистрации привели свои уставы в соответствие с разработанными Московской Патриархией Типовыми уставами, позволяют обучать православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Решение об организации в образовательном учреждении факультатива по религии принимает администрация учреждения по согласованию с функционирующим в нем органом общественного самоуправления (совет школы, попечительский совет, общее собрание школы, педагогический совет и т. п.). Состав и полномочия этого органа определены в уставе образовательного учреждения. Принятое образовательным учреждением решение должно быть согласовано также с органами местного самоуправления, к числу которых, согласно действующим в данном населенном пункте нормативным актам о местном самоуправлении, могут относиться городская дума, земская управа, совет представителей, мэрия и другие органы

В Информационном письме не указаны основания отказа администрации образовательного учрдения и органа местного самоуправления в предоставлении религиозной организации возможности обучать детей православию. Между тем,

раздел А. Информационного письма предусматривает, что условия реализации программ обучения религии должны отвечать государственным и муниципальным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза привлекаемого к обучению детей религии персонала религиозной организации. На наш взгляд, несоблюдение приведенных требований может послужить основанием для отказа религиозной организации в просьбе обучать детей православию. В случае если администрация образовательного учреждения не разрешит проведение занятий по православию заявители, в том числе руководитель религиозной организации, вправе потребовать от нее письменный отказ с указанием мотивов. Отказ администрации обжалуется в орган местного самоуправления либо в суд. Согласно Рекомендациям в целях урегулирования возникших между образовательным учреждением и религиозной организацией разногласий в государственных органах управления образованием, а именно в Министерстве образования Российской Федерации (в Москве - в Московском комитете образования) копию письменного отказа администрации образовательного учреждения следует направить в Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, представители которого входят в состав функционирующего при Министерстве образования Координационного Совета по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви. В случае положительного решения вопроса об обучении православию учащихся конкретного государственного или муниципального образовательного учреждения администрация этого учреждения и религиозная организация заключают между собою договор, в котором следует определить условия и режим проведения занятий, права и обязанности организующего эти занятия лица (далее законоучителя), условия и порядок предоставления помещения для проведения занятий (см. Типовой договор об обучении Православию). При этом стороны должны руководствоваться следующим:

1. В Информационном письме под предоставлением религиозной организации возможности обучать православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений понимается предоставление религиозной организации помещения соответствующего учреждения для проведения в нем занятий по православию. Это положение означает, что обучение православию относится к разряду услуг, предоставляемых религиозной организацией, и не может рассматриваться в качестве услуги образовательного учреждения. В связи с этим, в частности, администрация образовательного учреждения не обязана включать законоучителя в штат, платить ему зарплату, обеспечивать законоучителя учебной программой и учебными планами, предоставлять ему средства на приобретение необходимого оборудования и литературы. Единственной обязанностью администрации является предоставление религиозной организации на время проведения соответствующих занятий пригодного помещения. Помещение предоставляется на праве безвозмездного пользования, что может быть указано в тексте договора, заключенного между религиозной организацией и образовательным учреждением. В договоре определяются также права и обязанности сторон по поддержанию помещения в надлежащем состоянии.

2. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального Закона "О свободе совести" занятия по религии, в том числе православию, проходит вне рамок образовательной программы, во внеучебное время, на факультативной основе. Таким образом закон гарантирует соблюдение принципа добровольности религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Время проведения и продолжительность учебных занятий по православию согласовывается сторонами в договоре.

3. Учебная программа и учебный план по основам православия разрабатывается на церковном уровне, в том числе на уровне конкретной религиозной организации. При этом допускается использование авторских программ, которые содержатся , в частности, в рекомендованном Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата сборнике программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ (М, 1999 г.). Государственные и муниципальные образовательные учреждения, равно как и государственные органы управления образованием не вправе навязывать религиозной организации свои учебные программы и учебные планы по основам православия.

4. В соответствии с разделом А. Информационного письма условия реализации программы по обучению православию должны соответствовать требованиям в части образовательного ценза педагогов. Вопрос об образовательном цензе законоучителя решается на уровне Русской Православной Церкви, а не на уровне государственных органов управления образованием. В соответствии с Рекомендациями законоучитель должен иметь богословское образование, подтвержденное документом об окончании соответствующего учебного заведения ( например, богословских курсов). Руководитель религиозной организации, заключившей договор с образовательным учреждением, выдает законоучителю письменное удостоверение (благословение), подтверждающее право законоучителя на проведение факультатива по православию. Вопрос об оплате труда законоучителя решается религиозной организацией. Так, например, в том случае, если должность законоучителя входит в штатное расписание религиозной организации, занятия по основам православия, оплачивает религиозная организация. Возможно и иное решение вопроса об оплате. В частности, религиозная организация вправе заключить с родителями учащихся особый договор, согласно которому, обязанность оплаты занятий по православию будет возложена на родителей (Договор с родителями учащихся или лицами, их заменяющими).

5. При проведении занятий по православию необходимо соблюдать ст. 16 Закона "О свободе совести", запрещающую проведение религиозных обрядов на территории образовательных учреждений. В связи с этим на занятиях по православию не допускаются молебны, миропомазание и другие обряды. Вопрос о допустимости использования на занятиях по православию предметов культа (крестов, лампад, икон и т.п.) в настоящее время нормативно не урегулирован.

Религиоведение в государственной школе

Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях возможно не только в рамках факультатива, но также и в рамках дополнительной образовательной программы, включающей в себя религиоведческие, религиофилософские и религиопознавательные дисциплины. Основные требования к преподаванию этих дисциплин изложены в Информационном письме Министерства образования Российской Федерации "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/ 20-11п от 19.03.93., а также в Письме Министерства образования органам управления образованием N 230/35-15 от 15.05.97. Согласно приведенным документам к разряду религиоведческих курсов относятся курсы "История религий", "Мировые религии", "Религиоведение" и другие курсы, опубликованные в научно-методических журналах и вестниках Министерства образования Российской Федерации.(*) Выбор и утверждение учебных программ и учебных планов по данным курсам осуществляется государственным или муниципальным образовательным учреждением.
В письмах Министерства образования указано, что преподаватель религиоведческого курса должен пройти специальную профессиональную подготовку, что подтверждается выдачей ему сертификата государственного образца. В настоящее время к числу документов государственного образца, подтверждающих наличие необходимого образовательного ценза для преподавания религиоведения, относится диплом о педагогическом образовании, выдаваемый выпускникам Свято - Тихоновского Богословского Института. Права и обязанности педагога , в том числе вопрос о заработной плате, регулируются трудовым соглашением (договором, контрактом) заключенным между государственным (муниципальным) образовательным учреждением и педагогом.
Согласно выше приведенным документам преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин не сопровождается совершением религиозных обрядов и носит информативный характер.