МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ |
Сиро-Халдейская Церковь. История
воссоединения персидских несториан с Православной Церковью.
[религиоведение]
М.Добрынин.
Присоединение в конце XIX века персидских несториан к
Русской Православной Церкви явилось крупным событием в
истории Сиро-Халдейской Церкви (1). С одной стороны, оно
показало истинность и жизненность Православия, а с другой
стороны, способствовало сохранению национального единства
айсоров (2), лучшая часть которых видела спасение своей
Церкви и народа в единении с Православной Восточной
Церковью, содержащей то же самое вероучение, которое
исповедывали их предки до своего отделения от Церкви
Вселенской.
Среди других восточных церквей Сирийская Церковь в своем
историческом прошлом занимала не последнее место. Она была
богата и духовным просвещением и дарами благодати.
Достаточно сказать, что из ее среды вышли преподобные Исаак
Сирин и Ефрем Сирин, вдохновенные и исполненные божественной
мудрости, творения которых составляют богатую сокровищницу
для назидания верующих.
Давно желали сиро-халдеи, проживавшие в Персии,
соединения с Православной Церковью. Еще в конце XVIII века
они обращались с этой целью к грузинскому царю Ираклию, а с
1828 года и к Русской Православной Церкви. В тридцатых годах
XIX века по окончании русско-персидской войны три тысячи
айсоров переселились из Персии в Россию и воссоединились с
Православной Церковью, образовав в б. Эриванской губернии
семь сиро-халдейских приходов (3). Оставшиеся в Персии
несториане, испытывая притеснение от мусульман и частые
набеги курдов, постепенно лишились правильного строя своей
церковной жизни. Не имея специальных духовных школ, они
забыли и руководящие начала своего вероучения. В середине
XIX века к ним стали прибывать инославные миссионеры:
пресвитерианская миссия из Америки, затем латинская миссия
французских лазаристов и, наконец, англиканская
епископальная. Но миссии эти не имели большого успеха, так
как сиро-халдеи не хотели отдавать свою Церковь под власть
инославным религиозным обществам (4).
Большинство сиро-халдеев решило воссоединиться с
Православной Церковью, и именно с Русской, и в целях
сохранения своего национального единства. В 1859 году
несторианский священник Михаил обратился к начальнику
Русской Иерусалимской миссии епископу Кириллу с просьбой
довести до сведения Святейшего Синода прошение о принятии
под свое духовное покровительство 30 тысяч несторианских
семейств, живущих в Персии и Азиатской Турции. Преосвященный
Кирилл представил прошение несториан в Святейший Синод.
В 1861 году священник Михаил прибыл в Петербург и
заверил, что несториане персидские и живущие в Азиатской
Турции, с патриархом Мар-Шимоном (5) и со всей ему
подчиненной иерархией, действительно соединятся с
Православной Церковью, если Святейший Синод пошлет к ним
облеченное доверием лицо для совершения этого дела.
Святейший Синод в том же году послал к сиро-халдеям в
Закавказье архимандрита Софонию, знакомого с Востоком (6).
Архимандрит Софония пробыл в Закавказском крае более года,
изучил сиро-халдейский язык и собрал ценные сведения о
вероучении и богослужении несториан, об устройстве
иерархического управления и о религиозном и общественном
быте сиро-халдейского народа (7).
Церковное устройство и религиозный быт сиро-халдеев
несториан представляется в следующем виде. Высшую иерархию
несторианской церкви составляют: католикос, или патриарх,
всегда именующийся Мар-Шимоном; матран (митрополит),
постоянно носящий имя Мар-Хнанишу, и епископы, число которых
меняется. Низшую иерархию составляют священники, архидиаконы
и диаконы, все состоящие в браке, за исключением
предназначенных к посвящению в высшие иерархические степени.
Католикос Мар-Шимон управляет своим народом и в духовном
и в гражданском отношениях. Достоинство католикоса было
наследственным; в семействе Шимонов всегда имелись юноши,
которые не ели мяса и сохраняли обет девства; из них
католикос и избирал себе преемника. Вторым после католикоса
лицом в Сиро-Халдейской Церкви был матран, Мар-Хнанишу.
Иерархические лица в быту не носят особой одежды, но при
богослужении епископами и священниками употребляется особое
облачение. Оно состоит из белого подризника, епитрахили и
пояса; затем надевается омофор с прорезом посредине, а
поверх него фелонь, состоящая из четыреугольного куска
материи, который накладывается на плечи, а иногда и на
голову. Омфор епископский гораздо длиннее священнического.
Ни митр, ни крестов, ни панагий несторианское духовенство не
носит. Один только Мар-Шимон при богослужении, а иногда и
вне его, одевает наперсный крест на шелковом шнурке.
Алтарь несторианских церквей отделяется от самой церкви
преградой без икон. В нем у восточной стены устраивается
глиняный престол, уходящий иногда вглубь самой стены, а
иногда ограждающийся особой сенью; жертвенников нет. Рядом с
алтарем находится крещальня; в ней небольшая глиняная чаша
для совершения таинства и маленькая печь для приготовления
просфор; последние очень тонкие, на лицевой их стороне 12
крестиков. Ни икон, ни утвари в храме нет, но имеется
большое число колокольчиков, в которые молящиеся иногда
звонят. Перед алтарем два глиняных или каменных стола; на
одном из них крест, на другом светильник и богослужебные
книги.
Суточное богослужение в Сиро-Халдейской Церкви состоит из
вечерни, утрени, литургии и часов. Главнейшая и наиболее
употребительная литургия у несториан — это "литургия
апостолов", очень древнего происхождения и свободная от
несторианской окраски; она совершается на квасном хлебе и на
вине, растворенном водой. Символ веры тот же, что и у нас,
лишь с некоторыми отступлениями.
Таинств семь. Крещение и миропомазание такие, как и в
Православной Церкви. Покаяние с течением времени, по местным
условиям, изменилось: устное исчезло, сохранилось только
сердечное, хотя в богослужебных книгах и есть изложение чина
исповеди. Больные перед смертью только елеосвящаются, но Св.
Тайнами не напутствуются. При таинстве священства в одно
служение мирянин поставляется и в чтеца, и в диакона, и в
священника. Богослужебные книги в храмах все рукописные,
только к концу XIX века стали издаваться печатные.
* * *
В январе 1863 года архимандрит Софония прибыл в Петербург
и представил Святейшему Синоду свои соображения о способе
воссоединения несториан с Православной Церковью. Однако
Святейший Синод не признал возможным приступить к
окончательному решению вопроса о воссоединении сиро-халдеев,
и рассмотрение его было отложено. В 1865 году Святейший
Синод указал сиро-халдеям, что они могут принять Православие
от Антиохийского Патриарха или от Феодосиопольского (в
Эр-зеруме) епископа. Несториане продолжали настойчиво
просить Православия именно от Русской Церкви, и через два
года урмийские несториане обратились уже к русскому
правительству через посольство в Тегеране с просьбой о
воссоединении с Православием и оказании покровительства
сиро-халдеям. Но ходатайство было отклонено наместником
Кавказа. В 1872 году персидские сиро-халдеи обратились к
русскому правительству с просьбой о командировке в Персию
православного священника Давида Гуренидзе, знавшего
сиро-халдейский язык. И эта просьба осталась без
удовлетворения.
С 1883 года в Святейший Синод поступали все новые
ходатайства от сиро-халдеев. Обращались в Святейший Синод
матран Урмийский Мар-Гавриил, и сам глава несториан
Мар-Шимон Рувим, и его матран Мар-Хнанишу, и другие
епископы. Все они просили принять их в общение с
Православной Церковью. Святейший Синод решил снова возбудить
дело о воссоединении несториан с Православной Церковью и по
определению от 16—17 марта 1895 года поручил Экзарху Грузии
послать священника, знающего сиро-халдейский язык, для
точного ознакомления с вероучением сиро-халдеев, определив
ему местожительство в Урмии или Тавризе. Туда были посланы
настоятель Ереванского собора священник Виктор Синадский и
священник Симон Алаверанов.
Прибыв 13 мая 1897 года в Урмию и будучи встречены
персидскими несторианами весьма сочувственно, православные
миссионеры на месте ознакомились с церковной жизнью
сиро-халдеев и убедились, что они действительно желают
воссоединиться с Православной Церковью. 19 мая 1897 года в
селении Супурган (8) был составлен акт предварительного
соглашения персидских несториан с Православной Церковью за
подписью епископа Map-Ионы, представителя несторианского
патриарха Мар-Шимона—урмийского благочинного священника
Ушана Сарова и других духовных лиц и мирян. В этом акте
сиро-халдеи заявили, что принимают учение и определение IV
Вселенского Собора (9). Было также заявлено о принятии
постановлений семи Вселенских Соборов и девяти поместных,
касающихся вероучения и церковной практики, и
Никео-Цареградского Символа веры, то есть вероучения всей
Вселенской Кафолической Церкви. Акт был обнародован на
сиро-халдейском языке 21 мая в день Вознесения Господня в
Супурганской церкви во имя великомученика Георгия
Победоносца и с приложением более 9000 подписей сиро-халдеев,
изъявивших желание воссоединиться с Православной Церковью,
был представлен в Святейший Синод. В конце февраля 1898 года
в Петербург прибыла делегация от сиро-халдейского народа во
главе с епископом Map-Ионой, чтобы лично ходатайствовать о
присоединении несториан к Православной Церкви. Святейший
Синод признал возможным совершить принятие несториан в
Православную Церковь, по 3-му чину, через отречение от
заблуждения, согласно 95-му правилу VI Вселенского Собора, и
определил: "Приходящих от древней несторианской ереси
Супурганского епископа Map-Иону, архимандрита Илию,
священников Сергия Бадалова и Георгия Беджанова и диакона
Иакова Бабаханова принять в сущих их санах в лоно Святой
Православной Церкви, предложив епископу Мар-Ионе подписать
специально составленное и переведенное на сиро-халдейский
язык исповедание веры" (10). Торжество присоединения было
назначено на 25 марта — праздник Благовещения Божией Матери.
Во время пребывания в Петербурге делегация сиро-халдеев
имела возможность познакомиться с богослужением и
благолепием русских храмов. После литургии в Исаакиевском
соборе епископ Map-Иона заявил: "Минуты, проведенные в нем,
были блаженнейшими минутами в моей жизни, впечатление
которых никогда не изгладится из моей души. Я очень жалею,
что наша восточная церковь (несторианская) из-за каких-то
второстепенных религиозных вопросов так долго была отлучена
от Православной Церкви"(11) .
24 марта 1898 года на заседании Святейшего Синода епископ
Мар-Иона прочитал исповедание на сирийском языке и
собственноручно подписал его. Затем оно оглашено было
по-славянски. Митрополит Палладий осенил епископа Map-Иону
крестом и объявил ему, что Святейший Синод приемлет его в
общение в сущем его сане. 25 марта в соборном храме
Александро-Невской Лавры было совершено присоединение к
Православной Церкви пришедших от несторианского исповедания
сиро-халдеев: епископа Супурганокого Map-Ионы, архимандрита
Илии, пресвитеров Сергия и Георгия и диакона Иакова. Порядок
чина присоединения был следующий. По прочтении часов
митрополит Палладий, облаченный в мантию и омофор, вышел из
алтаря вместе с другими епископами и направился к западным
дверям собора, где находились присоединяемые. По обычном
вопрошении их о желании отречься от неправого несторианского
исповедания и придти в соединение с Православной Церковью и
по получении утвердительного от них ответа, митрополит
благословил их и над их преклоненными главами прочел молитву
"Господи, Боже истины..." Затем последовал ряд вопрошений,
на которые от лица всех присоединяемых отвечал пресвитер
Сергий, как знакомый с церковно-славянским языком.
Присоединяемые сотворили земной поклон, после чего епископ
Map-Иона, воздев кверху руки, прочитал по-сирохалдейски
символ веры, а пресвитер Сергий по-славянски. Митрополит
Палладий снова обратился к присоединяемым с рядом вопрошений:
о почитании семи Вселенских Соборов, о принятии Апостольских
правил и церковных преданий, о почитании икон и др., на что
присоединяемыми были даны утвердительные ответы. Со словами
"Внидите в Церковь Православную" митрополит подвел
присоединяемых к амвону, где на особом аналое были положены
крест и Евангелие. В это время хором митрополичьих певчих
было исполнено на сирийском языке пение 66-го псалма, по
окончании которого присоединяемые встали на колени и над
ними была прочитана молитва "Господи Боже Вседержителю...",
после чего они облобызали св. крест и Евангелие. Чин
присоединения окончился чтением молитвы "Господь наш Иисус
Христос...". Затем митрополит Палладий, после приветствия
новоприсоединенным, возложил на епископа Иону крест, панагию
и архиерейскую мантию, на архимандрита Илию — архимандричий,
на прочих иереев — иерейские кресты. После этого они были
введены в алтарь, облачились в священные одежды, присущие их
санам, и приняли участие в совершении Божественной литургии
и молебного пения Спасителю и Божией Матери. После литургии
присоединенные проследовали в митрополичьи покои, где были
приветствованы с совершившимся знаменательным торжеством.
Торжество действительно было знаменательно, как по времени
его совершения, так и по ободряющему его действию на чад
Православной Церкви. По времени — это праздник Благовещения,
праздник Пресвятой Богородицы, Пречистой Матери Господа
нашего Иисуса Христа, Которую основатели несторианства не
хотели называть Богородицей, а именовали Христородицей или
даже Человекородицей. Но через 1500 лет со времени
возникновения несторианского учения прибывшие из Урмии
сиро-халдеи несториане в праздник Благовещения торжественно
произнесли отречение от неправого учения.
Знаменательно это событие и в другом отношении.
Несторианство очень долго сохранялось в сиро-халдейском
народе, но в конце концов сиро-халдеи несториане сами пришли
к сознанию, что истина хранится в Православной Церкви.
На заседании Святейшего Синода 26 марта было вынесено
следующее определение: 1) Предложить епископу Супурганскому
Ионе, по возвращении его на родину, утверждать в изреченном
им перед Святейшим Синодом исповедании веры своих
единоплеменников, разъясняя им, что пребывание в единении со
Святой Церковью содевает спасение людей и сотворяет их
сынами света и наследниками вечных благ и что воссоединение
несториан с Православной Церковью, являющееся делом
исключительно церковным, не стоит в какой-либо связи с их
политическим положением в пределах иноверного государства;
2) для содействия епископу Ионе в предлежащих ему
святительских трудах и для устроения православных церквей и
церковных школ послать в Урмию православную миссию, в
составе иеромонаха Феофилакта и других лиц по назначению
Святейшего Синода, с поручением миссии во всех
затруднительных случаях обращаться за ближайшими указаниями
к Преосвященному Экзарху Грузии (12).
Воссоединение епископа Супурганского Ионы и девяти тысяч
айсоров с Православной Греко-Восточной Церковью явилось
только началом возвращения несториан в лоно Матери —
Православной Церкви, которое было продолжено с прибытием в
Урмию вновь учрежденной Русской Духовной Миссии. Много
способствовала успешному завершению дела присоединения
персидских сиро-халдеев к Православной Церкви деятельность
созданной при Святейшем Синоде комиссии по вопросу
присоединения, виднейшую роль в которой играл знаменитый
церковный историк, богослов и лингвист, ученый-подвижник
проф. В. В. Болотов. Его колоссальная эрудиция и редкое
знание восточных языков во многом способствовали успеху
воссоединения сиро-халдеев несториан с Вселенской.
Матерью-Церковью и торжеству Православия (13).
Святое дело воссоединения айсоров с Православной Церковью
было начато, но не завершено. После присоединения епископа
Ионы и его паствы прошло более половины столетия. За это
время отбушевала буря двух мировых войн. Маленький
ассирийский народ дважды попадал в водоворот международных
событий и встречался с разными превратностями судьбы. Не раз
он подвергался гонениям и погромам. Не раз оказывался
брошенным на произвол судьбы своими союзниками. Вследствие
этого члены Сиро-Халдейской Церкви оказались рассеянными по
разным странам. Многие епархии сейчас не имеют епископов,
священники нуждаются в богословском образовании. И вообще
эта Церковь требует устроения, которому могло бы
способствовать единение с Православной Церковью. Опыт
воссоединения сиро-халдейских христиан говорит за то, что
нет непреодолимых препятствий, которые делали бы такое
единение невозможным.
-----------------------
(1) Об истории Сиро-Халдейской Церкви см. Н. Муравьев,
Сиро-Халдейская Церковь, "Журнал Московской Патриархии",
1956, № 4, стр. 66—70.
(2) Айсоры — одно из названий сиро-халдейского народа,
часто встречающееся в исторической литературе и указывающее
на их происхождение. Сиро-халдеи считают себя потомками
второго сына Сима — Ассура (Быт. 10, 22), отсюда и
наименование их — "айсоры", "ассирияне" и "ассуритане".
(3) "Церковные ведомости Св. Синода", № 12, 21 марта 1898
г., стр. 488.
(4) Там же, стр. 487.
(5) Мар-Шимон, или Шимун, значит "Господин Симон". Это
имя неизменно носили все несторианские католикосы, начиная с
XVI века, когда вошел в силу обычай при хиротонии патриарха
принимать одно и то же имя. Вследствие этого самое имя "Мар-Шимон"
сделалось как бы нарицательным в смысле "патриарх". Он
являлся не только духовным руководителем сиро-халдейского
народа, но отчасти и его гражданским правителем, назначавшим
местных старшин, производившим суд и заведывавшим другими
делами гражданского управления.
(6) Определение Святейшего Синода о воссоединении
сиро-халдеев несториан с Православной Церковью. "Церковные
ведомости", № 13, 28 марта 1898 г., стр. 67.
(7) На основе собранных материалов архимандрит Софония в
1876 году издал книгу "Современный быт христиан инославных,
яковитов и несториан".
(8) Значению имени "Супурган" посвящена специальная глава
в работе В. В. Болотова "Из истории Церкви Сироперсидской".
См. "Христианское чтение", 1899, январь, стр. 95—112.
(9) Акт предварительного соглашения несториан с
Православной Церковью. "Церковный вестник", № 13, 26 марта
1898 г., стр. 458.
(10) Определение Св. Синода, стр. 70.
(11) "Церковный вестник", 1898, № 11, стр. 400—401.
(12) Определение Св. Синода № 1121 от 26 марта 1898 года.
"Церковные ведомости", № 13, 28 марта 1898, стр. 77.
(13) Б.Тураев, В.В.Болотов, "Журнал Министерства
Народного Просвещения", 1900, август, стр. 94.
"ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ", № 12,
1956
|