Вечер первый: Поместный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви



Вечер первый (12 декабря 1999 г.)
(беседует Наталья Макеева)

       Наталья Макеева: Расскажите, пожалуйста, о последних значительных событиях церковной жизни Старообрядческой Церкви.

       Андрей Езеров: Вообще, самое значительное событие в жизни церкви - это Собор. В никониянстве есть такое понятие - Поместный Собор, аналог нашего Освящённого церковного Собора. Событие это, с одной стороны, очень значительное, но в то же время, довольно регулярное. У нас Соборы бывают раз в год обязательно, а иногда и дважды. Как правило, после Покрова, то есть в промежутке от 1-го до 14-го октября. Кроме того, два - три раза в год проходят Соборы Совета Метрополии. Своего рода малые Соборы. В последнем, большом церковном Соборе мне, например, довелось принимать участие.
       В Соборе участвуют все епископы нашей церкви, все священники, которые могут приехать, по мирянину с каждого прихода и некоторые другие выдающиеся миряне, которые занимают значительное место в церковно-общественной жизни. Любой мирянин может просто присутствовать на Соборе, хотя не имеет права голоса. Вплоть до того, что любой человек с церкви и даже некоторые не члены церкви, если их допускают, к примеру, журналисты, или просто сочувствующие люди, могут присутствовать на Соборе, могут выступать как свидетели.

       Недавно у нас состоялся очередной Собор. И хотя он и был очередной, всё же стал заметным событием в истории церкви, Соборной и Апостольской, где Собор - это своего рода руководящий орган. Этот Собор был замечателен уже хотя бы тем, что готовился на протяжении последнего десятка лет, если не больше. До этого Соборы у нас происходили довольно спонтанно, неорганизованно. Этот же Собор был неплохо подготовлен. Не то, чтобы заранее срежессирован. Как раз там было достаточное количество столкновений мнений и так далее: Но именно в организационном плане он был подготовлен, протоколировался, проходил на более высоком организационном уровне, чем это бывало в предыдущие лет уже, наверное, 15. И в то же время это был свободный голос Церкви.

       У нас, в отличии от Московской Патриархии, можно высказывать всякие мнения, в том числе иногда и отличные от мнения иерархии, руководства земной церкви. Были споры даже на Соборах. Но, к сожалению, должен сказать, что не все вопросы которые предполагалось, в том числе и серьезные церковные, удалось решить именно из-за нехватки времени. Ну вот, что можно было бы сказать о значительных событиях. И, кроме того, как я уже говорил, бывают Советы Митрополии. Это приблизительный аналог никониянского синода.

       Так же важными событиями нашей Церкви становятся архипасторские поездки владыки Митрополита в различные края и области России. За последнее полугодие у него были поездки в Нижегородскую область, на свою родину, куда он ездил в праздник Петра и Павла. Молился там, служил. Затем владыка Митрополит был в городе Казани, в городе Ростове-на-Дону. И вот, последняя его поездка была в Миасс, Челябинской области. Чем она замечательна? Тем, что принимали его там на высшем уровне. Его встречал глава городской администрации, заместитель губернатора области, весь городской бомонд, вся политическая элита, представляющая почти все города губернии.
       Миасс - крупнейший после Челябинска город в области, где находится большое количество предприятий Южного Урала. Владыка Митрополит был там на освящении храма в честь знамени Пресвятой госпожи Богородицы в Новеграде. И вот такое неожиданное внимание со стороны земных, мирских властей было оказано Владыке. Даже к иерархам Московской Патриархии такого внимания там не проявляется. По итогам этого визита губернская и городская администрации подготовили документ, своего рода соглашение, о сотрудничестве между Русской Православной старообрядческой Церковью и субъектом федерации - Челябинской областью. Мы с удовольствием подписали это соглашение, пошли навстречу желанию администрации, которая рассматривает нас как одну из главных традиционных конфессий, предлагают нам активное участие в просветительской, культурной жизни, условия для просветительской деятельности, доступ в петиционарные учреждения и прочее. В общем всё, что нам будет удобно. За это мы, естественно, благодарны.
        Это, пожалуй, наиболее значительные события в церковной жизни.

       Ещё вышел нулевой номер "Вестника Митрополии", и должен быть на подходе первый номер "Вестника" Митрополии", где как предполагается, будут печататься деяния Собора. Ну вот это наверное, самые главные из внешних событий, именно не духовной жизни, я имею в виду, а таких внешних, что ли, церковной политики главные события, ну а чтобы закончить ответ на вопрос, расскажу своего рода церковный анекдот. Некто Виктор Попков, такой второстепенный московский писатель, был с группой каких-то правозащитников, ну там "аля-Приставкин-Ковалев", такого типа, были они, значит, на Северном Кавказе, и в Чечне, в частности, тоже. А этот Виктор Попков считается прихожанином Покровского кафедрального собора на Рогожке. Я уж не знаю, является ли он формально старообрядцем или просто ходит туда молиться, ну таким явочным порядком, но вполне возможно, что он и является старообрядцем, так, чисто официально. Но неважно, суть не в том. И вот, вернувшись из Чечни, они дали пресс-конференцию, участники этой поездки, и он от имени владыки Митрополита, называя себя его советником, что на самом деле, не соответствует истине, естественно, ну просто он психически нездоровый человек на самом деле, он сделал ряд таких поразительных заявлений, совершенно умопомрачительного характера. Что-то вроде того, что, дескать, мы поддерживаем Чеченских воинов и героев, и поддерживаем наши войска якобы, вот в таком духе, какой-то бред там. Что, якобы мы надеемся, что Америка вмешается и прекратит эту бойню. Вот такие какие-то ужасы, и нам пришлось вполне официально этот бред опровергать. Благодаря агентству "Благовест-инфо" удалось своевременно этот бред опровергнуть, за что мы, конечно, агентству очень благодарны, ну а всех журналистов мы призываем в таких случаях, обращаться просто в Митрополию и все. Ну вот пожалуй все, что можно сказать по этому поводу. Ну а закончить я бы хотел вот чем: на мой взгляд, стареющие беллитристы, вроде Приставкина, никому не нужны, ну кроме чеченов, естественно. И поэтому они вот таким образом пытаются, не эстетическими средствами, а как бы политическими, обратить на себя внимание. Собственно, мне кажется, в этом объяснение вот этого феномена, такого миротворческого. Вот все, пожалуй.





     


АРКТОГЕЯ